Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Копейко Г.И.

Борисова О.А.

ФГБУ "Научный центр психического здоровья" РАМН, Москва

Гедевани Е.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Каледа В.Г.

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

Влияние фактора религиозности на депрессивные состояния и суицидальное поведение

Авторы:

Копейко Г.И., Борисова О.А., Гедевани Е.В., Каледа В.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 8742

Загрузок: 278


Как цитировать:

Копейко Г.И., Борисова О.А., Гедевани Е.В., Каледа В.Г. Влияние фактора религиозности на депрессивные состояния и суицидальное поведение. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(1):103‑110.
Kopeĭko GI, Borisova OA, Gedevani EV, Kaleda VG. The influence of religiosity on depressive disorders and suicidal behavior. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(1):103‑110. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2020120011103

Рекомендуем статьи по данной теме:
Транскра­ни­аль­ная маг­нит­ная сти­му­ля­ция при ле­че­нии деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(10):55-59
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Ка­чес­тво жиз­ни и пси­хо­со­ма­ти­чес­кий ста­тус жен­щин реп­ро­дук­тив­но­го воз­рас­та с аде­но­ми­озом. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(5):83-89

Настоящий обзор освещает данные, касающиеся протективной роли религиозности и духовности в отношении депрессивных расстройств и самоубийств. Он основан на результатах исследований, направленных на изучение влияния религиозного фактора в традиционных религиозных конфессиях и деноминациях. Ввиду малочисленности научных исследований и противоречивости представленных результатов был исключен вопрос о влиянии конкретных религиозных конфессий на депрессивные состояния, а также не рассматривались исследования, содержащие данные, полученные в нетрадиционных религиозных течениях. Кроме того, в данный обзор не входит анализ негативных влияний религиозности на психические заболевания, эти проблемы предполагается обсудить в отдельных публикациях.

Влияние религии на развитие и проявления депрессивных расстройств

Материалы, подтверждающие протективную роль религиозности и духовности в отношении депрессивных расстройств и самоубийств, представляются особенно важными, так как эти данные позволяют персонифицированно подходить к лечению и реабилитации больных с психическими расстройствами, имеющими религиозное мировоззрение. Многочисленные исследования свидетельствуют о комплексном многогранном влиянии религиозного фактора как на улучшение общего психологического благополучия, так и на специфическую защиту от депрессивных расстройств в виде так называемых копинг-стратегий (стратегий преодоления) при вышеупомянутых состояниях [1—12].

Многие авторы указывают на связь между религиозной вовлеченностью или личным участием в религиозных обрядах с меньшей выраженностью депрессивных расстройств, депрессогенных эффектов стрессовых жизненных событий, а также с меньшим числом суицидальных попыток и самоубийств, при этом отмечено наличие статистически значимой обратной взаимосвязи между религиозностью и депрессией [13—21].

Область имеющихся на настоящий момент исследований не ограничивается исключительно сферой психического здоровья. Результаты некоторых работ, связанных с паллиативным лечением поздних стадий онкологического заболевания, также показывают снижение выраженности проявлений депрессии и суицидальной активности [22—25]

Одной из работ, иллюстрирующих положительное влияние фактора религиозности, является метаанализ исследований, опубликованных в 1872—2010 гг., проведенный G. Koenig и соавт. [26]. Полученные ими результаты показали, что в 272 (61%) из 444 исследований было отмечено уменьшение под влиянием религиозности тяжести депрессивных симптомов и укорочение длительности депрессивных фаз; в 106 (75%) из 141 исследования наличие религиозности коррелировало с меньшим количеством суицидов и негативным отношением к ним больных.

Из исследований последнего времени можно выделить работу, проведенную D. Anyfantakis и соавт. [27], которые изучали потенциальные связи религиозности с депрессией. В их исследование были включены 220 пациентов, посещавших учреждение первичной медицинской помощи в сельском городе Спили на Крите, большинство из которых (98,5%) были православными христианами. Все больные прошли стандартизированную процедуру оценки их психического состояния с использованием нескольких шкал: шкалы оценки чувства согласованности (Sense of Coherence — SOC), депрессии Бека (Beck Depression Inventory — BDI) и религиозных и духовных убеждений (Royal Free Interview — RFI-SRB). Был проведен множественный линейный регрессионный анализ показателей этих шкал с учетом демографических характеристик. Установлена выраженная обратная связь между шкалой BDI и RFI-SRB (B-coef= –0,6999, p<0,001), а также между шкалой BDI и SOC (B-coef= –0,556, p<0,001) и отмечено, что высокорелигиозные жители сельского Крита имеют более низкую вероятность развития депрессии. При интерпретации полученных результатов авторы ссылаются на работу G. Chrousos [28], в которой согласно данным нейроэндокринологических исследований была проиллюстрирована способность организма к поддержанию собственного гомеостаза с помощью поведенческих реакций. D. Anyfantakis и соавт. высказали предположение, что участие в религиозных мероприятиях способствует не только укреплению социальных контактов, возрастанию чувства оптимизма и принадлежности к группе, но и к более высокому уровню социальной ответственности, что снижает возможность возникновения депрессии.

Для лучшего понимания современных зарубежных исследований, посвященных роли религиозности в области медицины, необходимо осветить часто используемые понятия, такие как внешняя (extrinsic) и внутренняя (intrinsic) религиозная ориентация. Эти термины были сформулированы в 1960-х годах после анализа крайне противоречивых результатов исследований относительно влияния религиозности на психическое здоровье G. Allport и соавт. [29]. По их данным, индивиды, обладающие внутренней религиозной ориентацией, рассматривают религию как основу своего бытия и следуют ей в течение жизни. Тогда как внешняя религиозная ориентация в первую очередь служит другим, более приземленным целям, а не религиозным убеждениям как таковым. Таким образом, люди, которых характеризует внешняя религиозная ориентация, используют религию для удовлетворения своих базовых потребностей, таких как необходимые им социальные отношения или личный комфорт [30].

Клиницисты используют эти понятия в своей исследовательской работе и часто находят корреляции внутренней религиозной ориентации с чувством общего благополучия и положительными исходами заболевания [31—40]. Так, M. McCullough [41] в ходе обзора 80 источников литературы приходит к заключению о значимости религиозности для развития депрессивных симптомов. Он указывает на то, что внешняя религиозная ориентация связана с повышенным риском развития депрессивных расстройств и более глубоким уровнем депрессивной симптоматики. Напротив, внутренняя религиозная ориентация имеет отрицательную корреляцию с депрессивными симптомами.

Метаанализ 147 независимых исследований, представленный T. Smith и соавт. [42], показал, что религиозность умеренно, но достоверно связана с меньшей выраженностью депрессивных симптомов. Но при этом было выявлено, что связь религиозности и таких симптомов различается в зависимости от метода оценки (показателей) религиозности. Два конкретных ее параметра имеют положительные корреляции с высокой частотой депрессивных симптомов: внешняя религиозная ориентация (R=0,155) и отрицательные религиозные копинг-стратегии (R=0,136). С другой стороны, внутренняя религиозная ориентация была связана с низким уровнем депрессивных расстройств (R=–0,175). Приведенные данные были получены при исследовании населения США, где жители, по статистическим данным, имеют высокий уровень религиозности. Речь идет об очень религиозных и умеренно религиозных людях, к которым отнесли 68% населения, что подразумевает регулярное посещение церкви и оценку религии как очень важной составляющей жизни. При обобщении результатов был сделан вывод, что защитная роль религиозности в отношении депрессии более выражена у лиц, перенесших психотравмирующую ситуацию. С этим положением согласны авторы ряда других работ [43—46], считающие, что травма становится толчком к более глубокому духовному развитию индивида, она способствует обретению внутренней устойчивости, осознанному проживанию жизни и пониманию ее ценности.

Отдельного внимания заслуживают исследования пожилых пациентов с депрессией. Одним из них является проспективное исследование влияния религиозности на течение депрессивных расстройств, проведенное H. Koeniig и соавт. [47], которые наблюдали 87 пожилых людей, госпитализированных по поводу депрессии в среднем в течение 47 нед. Было выявлено, что внутренняя религиозная ориентация связана с более быстрым наступлением ремиссии (на 70%).

В ходе исследования австралийских ученых V. Payman и соавт. [48], посвященного влиянию религиозного копинга на течение депрессии у пожилых, пациенты были обследованы клинически при помощи MMSE и шкалы депрессии для лиц пожилого возраста (GDS-15). Религиозность пациентов оценивали при помощи опросника DUREL. Результаты сопоставляли с результатами приведенных выше исследований американских коллег [47]. Выявлено положительное влияние религиозных копинг-стратегий на процесс выздоровления, и был сделан вывод о необходимости введения в клиническую практику методик социальной поддержки пожилых, в частности религиозных копинг-стратегий. Сходные данные получены также и другими исследователями, изучавшими влияние различных факторов на течение депрессий позднего возраста [49—51].

Помимо внутренней религиозной ориентации многие современные исследователи используют понятие общего благополучия (well-being), которое они считают важным показателем позитивного воздействия религии на психическое и соматическое здоровье. Так, бразильские ученые М. Peres и соавт. [52] при обследовании 782 взрослых в исследовании, направленном на оценку роли понимания смысла жизни, миролюбия, веры и религиозности в области психического здоровья, установили достоверную связь этих показателей с качеством жизни, положительным состоянием здоровья и общим благополучием [52].

Некоторые авторы [53] указывают на значимые гендерные и личностные различия в проявлении отдельных аспектов религиозности и духовности и считают, что их необходимо учитывать при изучении влияния религиозности на проявления депрессии. Дополнительно к этому могут быть приведены также данные некоторых американских исследователей [54], которые, подтверждая, что религия или духовность связаны с общим благополучием человека, подчеркивают, что они опосредованы такими чувствами, как благоговение, благодарность, любовь и миролюбие, но отнюдь не положительными эмоциями, связанными с секулярными развлечениями, чувством гордости или тщеславия.

В ходе многоцентрового перекрестного исследования, проведенного в поликлиниках пяти университетских больниц Кореи, было установлено, что симптомы тревоги и депрессии более выражены в подгруппе пациентов с низкой религиозностью, чем в подгруппе пациентов с высокой или нулевой религиозностью (p<0,01), и фактор общего благополучия достигает более высоких значений в подгруппах как с высокой, так и с низкой религиозностью в отличие от подгруппы нерелигиозных больных (р<0,05) [55].

Одним из важнейших аспектов изучения протективного влияния религиозного фактора в отношении депрессивных расстройств является воздействие религиозности на поведение подростков и юношей. Так, американские авторы М. Donahue и Р. Benson [56] в результате исследования 34 129 подростков пришли к выводу, что общее благополучие, связанное с религиозностью, реализуется в трех наиболее актуальных для юношеского возраста областях: 1) социальные ценности и действия (помощь другим людям, волонтерство); 2) психическое состояние (суицидальные мысли и попытки, самооценка); 3) факторы риска (алкоголь, табак, применение психоактивных веществ, вовлечение в насильственные или другие формы деликвентного поведения, ранняя половая жизнь). При изучении протективной роли религии некоторые исследователи также указывают на негативное отношение основных традиционных религий к табакокурению и употреблению алкоголя — серьезных факторов риска большинства известных заболеваний, и полагают, что позитивным в этих случаях является само воздействие религиозной среды и собственной духовности на эмоциональное состояние и реакцию на стрессовые воздействия [57—60].

Таким образом, в ряде независимых исследований была показана протективная роль религиозности при депрессивных состояниях: более низкая вероятность возникновения депрессивных расстройств, уменьшение тяжести депрессии, укорочение депрессивных фаз, большая скорость наступления ремиссии. Описаны эффективные религиозные копинг-стратегии, используемые для борьбы с депрессией, в том числе разнообразные виды социальной поддержки, оказываемые религиозной общиной. Кроме того, выявлены группы лиц, страдающих депрессивными состояниями, для которых религиозная поддержка особенно значима, — пожилые пациенты и лица подростково-юношеского возраста. Показано положительное воздействие религиозных убеждений на пациентов с онкологическими заболеваниями, страдающих депрессией.

Влияние религии на суицидальную активность

Одной из наиболее актуальных проблем современной психиатрии является проблема самоубийств.

По прогнозам ВОЗ в 2030 г. депрессивные расстройства будут занимать первое место по интегральному показателю суммы потенциальных лет жизни, утраченных из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности. В последние годы неуклонно растет число завершенных суицидов среди детей и подростков в Р.Ф. Так, по данным Главного управления криминалистики следственного комитета России, количество попыток самоубийств среди несовершеннолетних выросло с 1094 в 2014 г. до 1633 в 2016 г. При этом за первый квартал 2017 г. было зарегистрировано 823 таких попытки, т. е. больше половины от общего количества зафиксированных за весь предыдущий год. При суицидальных попытках в 2014 г. погибли 737 подростков, а в 2017 г. — 692 [61].

Согласно данным мировой статистики уровень совершаемых самоубийств определяется как гендерными и возрастными факторами, так и культуральными, включающими религиозную принадлежность [62]. В 2016 г. было зафиксировано 884 000 завершенных суицидов, соотношение между мужчинами и женщинами составило 3,2:1, за исключением Китая, где уровень суицидов выше среди женщин [63]. Отмечен также возрастной фактор: большее количество суицидов совершается после 45 лет, а пик суицидальной активности приходится на возраст cтарше 75 лет [64].

Некоторые авторы [65, 66] обоснованно считают, что при таких высоких показателях смертности от самоубийств фактор религиозности не может быть оставлен без внимания. Одной из групп американских ученых [67] были проанализированы истории жизни лиц, умерших в возрасте 50 лет и старше (584 самоубийства и 4279 естественных смертей). С учетом гендерных, расовых факторов, а также семейного положения, возраста и частоты социальных контактов было установлено, что уровень самоубийств среди лиц, которые не посещали религиозные мероприятия, был в 4 раза выше, чем среди тех, кто имел высокий уровень религиозной активности.

При изучении национальной репрезентативной выборки из 16 306 подростков в США, обнаружено, что внутренняя религиозная ориентация связана с низким уровнем суицидальных мыслей или попытками совершить самоубийство [68]. Аналогичные результаты были получены также канадскими учеными [69]. При обследовании 420 подростков в Турции было установлено, что подростков, получивших религиозное образование, отличало меньшее количество суицидальных идей и меньшее принятие идеи самоубийства. При этом они были готовы оказывать помощь и выражали сочувствие своим близким друзьям с суицидальными мыслями, не имевшими религиозного образования [70]. Сходные данные получены в исследовании лиц пожилого возраста, в котором c учетом социально-медицинских показателей было установлено, что среди 835 афроамериканцев, проживающих в пансионатах для пожилых, меньше страдали от суицидальных мыслей те, кто использовал религиозные и духовные копинг-стратегии [71].

Помимо того, что религиозная активность связана с более низким уровнем самоубийств, выявлена ее связь с негативным отношением к самоубийству и меньшим количеством совершаемых суицидальных попыток даже у больных с клинически выраженной депрессией. K. Dervic и соавт. [72] при обследовании 371 стационарного больного с депрессией установили, что пациенты, не имеющие религиозной принадлежности, несмотря на тот же уровень тяжести депрессивного состояния, что и религиозные пациенты, совершали больше попыток самоубийства в течение жизни (66,2% против 48,3%). Эти больные считали, что имеют меньше оснований для продолжения жизни, практически не демонстрировали морального неприятия самоубийства в отличие от больных, связанных с религией.

В исследовании P. Huguelet [73] была изучена религиозность у 115 амбулаторных пациентов с шизофренией и шизоаффективными расстройствами и 30 стационарных больных с депрессивными расстройствами. Помимо данных, полученных в ходе проведения стандартного полуструктурированного опроса, принимали во внимание их субъективную оценку роли религии (защитной или стимулирующей) в решении совершить самоубийство. Было выявлено, что 43% пациентов с психозом ранее пытались покончить жизнь самоубийством; 25% всех обследованных признали защитную роль религии, которую связали как с морально-нравственным осуждением самоубийства, так и с личным использованием религиозных копинг-стратегий. В данной работе было показано, что религиозность может играть значимую роль в непринятии пациентами, даже находящимися в психотическом состоянии, решения о самоубийстве (хотя известно, что такие пациенты характеризуются высоким риском тяжелых суицидальных попыток).

В аспекте рассматриваемой проблемы рядом авторов были выполнены многолетние наблюдения за больными [74, 75]. В систематическом обзоре литературы о религии и самоубийстве за последнее десятилетие (89 статей), выполненном R. Lawrence [76], было выявлено, что принадлежность к религиозной конфессии не всегда защищает от суицидальных идей, но способствует сокращению попыток самоубийства. При этом автор подчеркивает, что в этом случае речь идет о традиционных религиях, так как религиозные группы меньшинств с характерной социальной изоляцией не способны оказывать такое же защитное воздействие.

В своем обзоре социологической литературы из 130 источников за 15-летний период, посвященной суициду, S. Stack [77] рассматривает различные теории возникновения суицидальной активности в популяции. Он однозначно указывает на положительное влияние религиозного фактора, который предполагает использование множества приемов копинга и подразумевает негативное отношение к суициду.

Отдельного внимания заслуживает смыслообразующая роль религии, на что обращают внимание G. Kirov и соавт. [78] в работе с пациентами, перенесшими психотические состояния. Авторы полагают, что психоз, как правило, негативно влияет на личность больного, приводит к расстройствам мышления, сопровождающимся аффектом страха, чувствами хаоса и беспомощности, нарушает внутренний порядок личности. С помощью психотерапии с опорой на религиозные взгляды пациента и сохранные стороны его личности иногда удается восстановить равновесие и целостность личности, расщепленной болезнью, что переживается субъектом как оживление, обретение источника счастья, мира и уверенности. Таким образом, вера с точки зрения психологии является особой формой защиты и способствует реализации адаптивных копинг-стратегий. Многие пациенты сознательно используют молитву во времена больших страданий и отчаяния, другие рассматривают свою болезнь как испытание (положительная переоценка) или полагаются на свою церковную деятельность (увеличение социализации).

В литературе рассматривается также важность смыслообразующего аспекта религиозности, который тесно сопряжен с процессом самоидентификации [79]. Это положение подтверждают данные исследования [80], в которое были включены 3032 респондента в возрасте от 25 до 74 лет. Полученные результаты обработаны с использованием многофакторной регрессионной модели. Было установлено, что регулярное участие в жизни религиозных институтов связано с более высокой религиозной социальной идентичностью и вследствие этого с более высоким уровнем общего благополучия.

Некоторые авторы обозначают наиболее явный протективный фактор религиозности, препятствующий реализации самоубийства, — его религиозное этическое осуждение [81]. Несмотря на некоторые различия в отношении к самоубийствам в традиционных религиозных конфессиях, во всех имеется общая идея, заключающаяся в признании безусловной ценности человеческой жизни. Эта идея является смыслообразующей и отражается на общем отношении к жизни и чувстве собственного достоинства.

Некоторые авторы указывают на то, что духовная жизнь общества создает важный экзистенциальный контекст для индивидуума [82, 83]. Исходя из этого положения, проблема самоубийств среди молодежи может определяться отсутствием значимого духовного опыта, связанного с имеющимся в современном мире «общественным духовным вакуумом», что приводит к потере смысла и вследствие этого к возможности суицида [84].

Некоторые специалисты высказывают точку зрения, согласно которой одним из путей предотвращения самоубийств могут быть программы вовлечения религиозных общин в государственные проекты. Примером такой программы является шотландская программа Scottish Choose Life Strategy (The Scottish Executive, 2002) [85, 86]. Целью этой программы является снижение уровня самоубийств, и совместная работа по тренингу навыков реагирования членов религиозных общин и религиозных лидеров на смерть от самоубийства и суицидальное поведение. H. Mowat и соавт. [87] организовали в Шотландии движение церковных приходских медсестер (на основе более ранней американской модели Westberg [88], в которой медсестра-специалист нанимается на работу в приход, членом которого он или она является). Аналогичный проект (Hybrid-2) также существует в США [89]. До последнего времени эта работа ограничена христианскими группами, исследований в отношении других религиозных общин не проводили.

Таким образом, в большинстве исследований подчеркивается тот факт, что религиозность коррелирует с негативным отношением к самоубийству и сниженным уровнем суицидальной активности. Кроме того, даже в случае больных с психотическими расстройствами религиозность играет существенную роль в неприятии решения о самоубийстве, при этом важное значение играет смыслообразующая роль религиозной веры, а также поддержка религиозной общины.

В заключение необходимо отметить, что наиболее важной представляется проблема персонифицированного подхода к пациентам с религиозными убеждениями [90—103]. По мнению J. Griffith [104], роль клинициста должна заключаться в том числе и в оценке значимости религиозных взглядов и практик в жизни пациента. Несмотря на наличие психического заболевания религиозное мировоззрение позволяет сохранить базовые ценности жизни, осуществить религиозное переосмысление ситуации болезни и собственной личности, обрести с помощью религиозной веры успокоение, утешение, прощение, примирение и воспользоваться различными видами социальной поддержки через религиозную общину.

В своей работе с пациентом врач должен опираться на понимание роли религии в сохранении и поддержании здоровья [104]. В комплексной системе лечебно-реабилитационных мероприятий и психокоррекционной работы с депрессивными больными возможно как применение эффективных религиозных копинг-стратегий, так и личное участие в религиозных обрядах верующих пациентов, страдающих психическими заболеваниями [105—107].

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Копейко Г.И. — https://orcid.org/0000-0002-1209-1443; gregory_kopeyko@mail.ru

Борисова О.А. — https://orcid.org/0000-0002-7429-7244; olga.borisova@ncpz.ru

Гедевани Е.В. — https://orcid.org/0000-0001-8829-3191; gedevani@hotmail.com

Каледа В.Г. — https://orcid.org/0000-0002-8580-9890; kaleda-vg@yandex.ru

Автор, ответственный за переписку: Гедевани Екатерина Владимировна — e-mail: gedevani@hotmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.