Настоящий обзор освещает данные, касающиеся протективной роли религиозности и духовности в отношении депрессивных расстройств и самоубийств. Он основан на результатах исследований, направленных на изучение влияния религиозного фактора в традиционных религиозных конфессиях и деноминациях. Ввиду малочисленности научных исследований и противоречивости представленных результатов был исключен вопрос о влиянии конкретных религиозных конфессий на депрессивные состояния, а также не рассматривались исследования, содержащие данные, полученные в нетрадиционных религиозных течениях. Кроме того, в данный обзор не входит анализ негативных влияний религиозности на психические заболевания, эти проблемы предполагается обсудить в отдельных публикациях.
Влияние религии на развитие и проявления депрессивных расстройств
Материалы, подтверждающие протективную роль религиозности и духовности в отношении депрессивных расстройств и самоубийств, представляются особенно важными, так как эти данные позволяют персонифицированно подходить к лечению и реабилитации больных с психическими расстройствами, имеющими религиозное мировоззрение. Многочисленные исследования свидетельствуют о комплексном многогранном влиянии религиозного фактора как на улучшение общего психологического благополучия, так и на специфическую защиту от депрессивных расстройств в виде так называемых копинг-стратегий (стратегий преодоления) при вышеупомянутых состояниях [1—12].
Многие авторы указывают на связь между религиозной вовлеченностью или личным участием в религиозных обрядах с меньшей выраженностью депрессивных расстройств, депрессогенных эффектов стрессовых жизненных событий, а также с меньшим числом суицидальных попыток и самоубийств, при этом отмечено наличие статистически значимой обратной взаимосвязи между религиозностью и депрессией [13—21].
Область имеющихся на настоящий момент исследований не ограничивается исключительно сферой психического здоровья. Результаты некоторых работ, связанных с паллиативным лечением поздних стадий онкологического заболевания, также показывают снижение выраженности проявлений депрессии и суицидальной активности [22—25]
Одной из работ, иллюстрирующих положительное влияние фактора религиозности, является метаанализ исследований, опубликованных в 1872—2010 гг., проведенный G. Koenig и соавт. [26]. Полученные ими результаты показали, что в 272 (61%) из 444 исследований было отмечено уменьшение под влиянием религиозности тяжести депрессивных симптомов и укорочение длительности депрессивных фаз; в 106 (75%) из 141 исследования наличие религиозности коррелировало с меньшим количеством суицидов и негативным отношением к ним больных.
Из исследований последнего времени можно выделить работу, проведенную D. Anyfantakis и соавт. [27], которые изучали потенциальные связи религиозности с депрессией. В их исследование были включены 220 пациентов, посещавших учреждение первичной медицинской помощи в сельском городе Спили на Крите, большинство из которых (98,5%) были православными христианами. Все больные прошли стандартизированную процедуру оценки их психического состояния с использованием нескольких шкал: шкалы оценки чувства согласованности (Sense of Coherence — SOC), депрессии Бека (Beck Depression Inventory — BDI) и религиозных и духовных убеждений (Royal Free Interview — RFI-SRB). Был проведен множественный линейный регрессионный анализ показателей этих шкал с учетом демографических характеристик. Установлена выраженная обратная связь между шкалой BDI и RFI-SRB (B-coef= –0,6999, p<0,001), а также между шкалой BDI и SOC (B-coef= –0,556, p<0,001) и отмечено, что высокорелигиозные жители сельского Крита имеют более низкую вероятность развития депрессии. При интерпретации полученных результатов авторы ссылаются на работу G. Chrousos [28], в которой согласно данным нейроэндокринологических исследований была проиллюстрирована способность организма к поддержанию собственного гомеостаза с помощью поведенческих реакций. D. Anyfantakis и соавт. высказали предположение, что участие в религиозных мероприятиях способствует не только укреплению социальных контактов, возрастанию чувства оптимизма и принадлежности к группе, но и к более высокому уровню социальной ответственности, что снижает возможность возникновения депрессии.
Для лучшего понимания современных зарубежных исследований, посвященных роли религиозности в области медицины, необходимо осветить часто используемые понятия, такие как внешняя (extrinsic) и внутренняя (intrinsic) религиозная ориентация. Эти термины были сформулированы в 1960-х годах после анализа крайне противоречивых результатов исследований относительно влияния религиозности на психическое здоровье G. Allport и соавт. [29]. По их данным, индивиды, обладающие внутренней религиозной ориентацией, рассматривают религию как основу своего бытия и следуют ей в течение жизни. Тогда как внешняя религиозная ориентация в первую очередь служит другим, более приземленным целям, а не религиозным убеждениям как таковым. Таким образом, люди, которых характеризует внешняя религиозная ориентация, используют религию для удовлетворения своих базовых потребностей, таких как необходимые им социальные отношения или личный комфорт [30].
Клиницисты используют эти понятия в своей исследовательской работе и часто находят корреляции внутренней религиозной ориентации с чувством общего благополучия и положительными исходами заболевания [31—40]. Так, M. McCullough [41] в ходе обзора 80 источников литературы приходит к заключению о значимости религиозности для развития депрессивных симптомов. Он указывает на то, что внешняя религиозная ориентация связана с повышенным риском развития депрессивных расстройств и более глубоким уровнем депрессивной симптоматики. Напротив, внутренняя религиозная ориентация имеет отрицательную корреляцию с депрессивными симптомами.
Метаанализ 147 независимых исследований, представленный T. Smith и соавт. [42], показал, что религиозность умеренно, но достоверно связана с меньшей выраженностью депрессивных симптомов. Но при этом было выявлено, что связь религиозности и таких симптомов различается в зависимости от метода оценки (показателей) религиозности. Два конкретных ее параметра имеют положительные корреляции с высокой частотой депрессивных симптомов: внешняя религиозная ориентация (R=0,155) и отрицательные религиозные копинг-стратегии (R=0,136). С другой стороны, внутренняя религиозная ориентация была связана с низким уровнем депрессивных расстройств (R=–0,175). Приведенные данные были получены при исследовании населения США, где жители, по статистическим данным, имеют высокий уровень религиозности. Речь идет об очень религиозных и умеренно религиозных людях, к которым отнесли 68% населения, что подразумевает регулярное посещение церкви и оценку религии как очень важной составляющей жизни. При обобщении результатов был сделан вывод, что защитная роль религиозности в отношении депрессии более выражена у лиц, перенесших психотравмирующую ситуацию. С этим положением согласны авторы ряда других работ [43—46], считающие, что травма становится толчком к более глубокому духовному развитию индивида, она способствует обретению внутренней устойчивости, осознанному проживанию жизни и пониманию ее ценности.
Отдельного внимания заслуживают исследования пожилых пациентов с депрессией. Одним из них является проспективное исследование влияния религиозности на течение депрессивных расстройств, проведенное H. Koeniig и соавт. [47], которые наблюдали 87 пожилых людей, госпитализированных по поводу депрессии в среднем в течение 47 нед. Было выявлено, что внутренняя религиозная ориентация связана с более быстрым наступлением ремиссии (на 70%).
В ходе исследования австралийских ученых V. Payman и соавт. [48], посвященного влиянию религиозного копинга на течение депрессии у пожилых, пациенты были обследованы клинически при помощи MMSE и шкалы депрессии для лиц пожилого возраста (GDS-15). Религиозность пациентов оценивали при помощи опросника DUREL. Результаты сопоставляли с результатами приведенных выше исследований американских коллег [47]. Выявлено положительное влияние религиозных копинг-стратегий на процесс выздоровления, и был сделан вывод о необходимости введения в клиническую практику методик социальной поддержки пожилых, в частности религиозных копинг-стратегий. Сходные данные получены также и другими исследователями, изучавшими влияние различных факторов на течение депрессий позднего возраста [49—51].
Помимо внутренней религиозной ориентации многие современные исследователи используют понятие общего благополучия (well-being), которое они считают важным показателем позитивного воздействия религии на психическое и соматическое здоровье. Так, бразильские ученые М. Peres и соавт. [52] при обследовании 782 взрослых в исследовании, направленном на оценку роли понимания смысла жизни, миролюбия, веры и религиозности в области психического здоровья, установили достоверную связь этих показателей с качеством жизни, положительным состоянием здоровья и общим благополучием [52].
Некоторые авторы [53] указывают на значимые гендерные и личностные различия в проявлении отдельных аспектов религиозности и духовности и считают, что их необходимо учитывать при изучении влияния религиозности на проявления депрессии. Дополнительно к этому могут быть приведены также данные некоторых американских исследователей [54], которые, подтверждая, что религия или духовность связаны с общим благополучием человека, подчеркивают, что они опосредованы такими чувствами, как благоговение, благодарность, любовь и миролюбие, но отнюдь не положительными эмоциями, связанными с секулярными развлечениями, чувством гордости или тщеславия.
В ходе многоцентрового перекрестного исследования, проведенного в поликлиниках пяти университетских больниц Кореи, было установлено, что симптомы тревоги и депрессии более выражены в подгруппе пациентов с низкой религиозностью, чем в подгруппе пациентов с высокой или нулевой религиозностью (p<0,01), и фактор общего благополучия достигает более высоких значений в подгруппах как с высокой, так и с низкой религиозностью в отличие от подгруппы нерелигиозных больных (р<0,05) [55].
Одним из важнейших аспектов изучения протективного влияния религиозного фактора в отношении депрессивных расстройств является воздействие религиозности на поведение подростков и юношей. Так, американские авторы М. Donahue и Р. Benson [56] в результате исследования 34 129 подростков пришли к выводу, что общее благополучие, связанное с религиозностью, реализуется в трех наиболее актуальных для юношеского возраста областях: 1) социальные ценности и действия (помощь другим людям, волонтерство); 2) психическое состояние (суицидальные мысли и попытки, самооценка); 3) факторы риска (алкоголь, табак, применение психоактивных веществ, вовлечение в насильственные или другие формы деликвентного поведения, ранняя половая жизнь). При изучении протективной роли религии некоторые исследователи также указывают на негативное отношение основных традиционных религий к табакокурению и употреблению алкоголя — серьезных факторов риска большинства известных заболеваний, и полагают, что позитивным в этих случаях является само воздействие религиозной среды и собственной духовности на эмоциональное состояние и реакцию на стрессовые воздействия [57—60].
Таким образом, в ряде независимых исследований была показана протективная роль религиозности при депрессивных состояниях: более низкая вероятность возникновения депрессивных расстройств, уменьшение тяжести депрессии, укорочение депрессивных фаз, большая скорость наступления ремиссии. Описаны эффективные религиозные копинг-стратегии, используемые для борьбы с депрессией, в том числе разнообразные виды социальной поддержки, оказываемые религиозной общиной. Кроме того, выявлены группы лиц, страдающих депрессивными состояниями, для которых религиозная поддержка особенно значима, — пожилые пациенты и лица подростково-юношеского возраста. Показано положительное воздействие религиозных убеждений на пациентов с онкологическими заболеваниями, страдающих депрессией.
Влияние религии на суицидальную активность
Одной из наиболее актуальных проблем современной психиатрии является проблема самоубийств.
По прогнозам ВОЗ в 2030 г. депрессивные расстройства будут занимать первое место по интегральному показателю суммы потенциальных лет жизни, утраченных из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности. В последние годы неуклонно растет число завершенных суицидов среди детей и подростков в Р.Ф. Так, по данным Главного управления криминалистики следственного комитета России, количество попыток самоубийств среди несовершеннолетних выросло с 1094 в 2014 г. до 1633 в 2016 г. При этом за первый квартал 2017 г. было зарегистрировано 823 таких попытки, т. е. больше половины от общего количества зафиксированных за весь предыдущий год. При суицидальных попытках в 2014 г. погибли 737 подростков, а в 2017 г. — 692 [61].
Согласно данным мировой статистики уровень совершаемых самоубийств определяется как гендерными и возрастными факторами, так и культуральными, включающими религиозную принадлежность [62]. В 2016 г. было зафиксировано 884 000 завершенных суицидов, соотношение между мужчинами и женщинами составило 3,2:1, за исключением Китая, где уровень суицидов выше среди женщин [63]. Отмечен также возрастной фактор: большее количество суицидов совершается после 45 лет, а пик суицидальной активности приходится на возраст cтарше 75 лет [64].
Некоторые авторы [65, 66] обоснованно считают, что при таких высоких показателях смертности от самоубийств фактор религиозности не может быть оставлен без внимания. Одной из групп американских ученых [67] были проанализированы истории жизни лиц, умерших в возрасте 50 лет и старше (584 самоубийства и 4279 естественных смертей). С учетом гендерных, расовых факторов, а также семейного положения, возраста и частоты социальных контактов было установлено, что уровень самоубийств среди лиц, которые не посещали религиозные мероприятия, был в 4 раза выше, чем среди тех, кто имел высокий уровень религиозной активности.
При изучении национальной репрезентативной выборки из 16 306 подростков в США, обнаружено, что внутренняя религиозная ориентация связана с низким уровнем суицидальных мыслей или попытками совершить самоубийство [68]. Аналогичные результаты были получены также канадскими учеными [69]. При обследовании 420 подростков в Турции было установлено, что подростков, получивших религиозное образование, отличало меньшее количество суицидальных идей и меньшее принятие идеи самоубийства. При этом они были готовы оказывать помощь и выражали сочувствие своим близким друзьям с суицидальными мыслями, не имевшими религиозного образования [70]. Сходные данные получены в исследовании лиц пожилого возраста, в котором c учетом социально-медицинских показателей было установлено, что среди 835 афроамериканцев, проживающих в пансионатах для пожилых, меньше страдали от суицидальных мыслей те, кто использовал религиозные и духовные копинг-стратегии [71].
Помимо того, что религиозная активность связана с более низким уровнем самоубийств, выявлена ее связь с негативным отношением к самоубийству и меньшим количеством совершаемых суицидальных попыток даже у больных с клинически выраженной депрессией. K. Dervic и соавт. [72] при обследовании 371 стационарного больного с депрессией установили, что пациенты, не имеющие религиозной принадлежности, несмотря на тот же уровень тяжести депрессивного состояния, что и религиозные пациенты, совершали больше попыток самоубийства в течение жизни (66,2% против 48,3%). Эти больные считали, что имеют меньше оснований для продолжения жизни, практически не демонстрировали морального неприятия самоубийства в отличие от больных, связанных с религией.
В исследовании P. Huguelet [73] была изучена религиозность у 115 амбулаторных пациентов с шизофренией и шизоаффективными расстройствами и 30 стационарных больных с депрессивными расстройствами. Помимо данных, полученных в ходе проведения стандартного полуструктурированного опроса, принимали во внимание их субъективную оценку роли религии (защитной или стимулирующей) в решении совершить самоубийство. Было выявлено, что 43% пациентов с психозом ранее пытались покончить жизнь самоубийством; 25% всех обследованных признали защитную роль религии, которую связали как с морально-нравственным осуждением самоубийства, так и с личным использованием религиозных копинг-стратегий. В данной работе было показано, что религиозность может играть значимую роль в непринятии пациентами, даже находящимися в психотическом состоянии, решения о самоубийстве (хотя известно, что такие пациенты характеризуются высоким риском тяжелых суицидальных попыток).
В аспекте рассматриваемой проблемы рядом авторов были выполнены многолетние наблюдения за больными [74, 75]. В систематическом обзоре литературы о религии и самоубийстве за последнее десятилетие (89 статей), выполненном R. Lawrence [76], было выявлено, что принадлежность к религиозной конфессии не всегда защищает от суицидальных идей, но способствует сокращению попыток самоубийства. При этом автор подчеркивает, что в этом случае речь идет о традиционных религиях, так как религиозные группы меньшинств с характерной социальной изоляцией не способны оказывать такое же защитное воздействие.
В своем обзоре социологической литературы из 130 источников за 15-летний период, посвященной суициду, S. Stack [77] рассматривает различные теории возникновения суицидальной активности в популяции. Он однозначно указывает на положительное влияние религиозного фактора, который предполагает использование множества приемов копинга и подразумевает негативное отношение к суициду.
Отдельного внимания заслуживает смыслообразующая роль религии, на что обращают внимание G. Kirov и соавт. [78] в работе с пациентами, перенесшими психотические состояния. Авторы полагают, что психоз, как правило, негативно влияет на личность больного, приводит к расстройствам мышления, сопровождающимся аффектом страха, чувствами хаоса и беспомощности, нарушает внутренний порядок личности. С помощью психотерапии с опорой на религиозные взгляды пациента и сохранные стороны его личности иногда удается восстановить равновесие и целостность личности, расщепленной болезнью, что переживается субъектом как оживление, обретение источника счастья, мира и уверенности. Таким образом, вера с точки зрения психологии является особой формой защиты и способствует реализации адаптивных копинг-стратегий. Многие пациенты сознательно используют молитву во времена больших страданий и отчаяния, другие рассматривают свою болезнь как испытание (положительная переоценка) или полагаются на свою церковную деятельность (увеличение социализации).
В литературе рассматривается также важность смыслообразующего аспекта религиозности, который тесно сопряжен с процессом самоидентификации [79]. Это положение подтверждают данные исследования [80], в которое были включены 3032 респондента в возрасте от 25 до 74 лет. Полученные результаты обработаны с использованием многофакторной регрессионной модели. Было установлено, что регулярное участие в жизни религиозных институтов связано с более высокой религиозной социальной идентичностью и вследствие этого с более высоким уровнем общего благополучия.
Некоторые авторы обозначают наиболее явный протективный фактор религиозности, препятствующий реализации самоубийства, — его религиозное этическое осуждение [81]. Несмотря на некоторые различия в отношении к самоубийствам в традиционных религиозных конфессиях, во всех имеется общая идея, заключающаяся в признании безусловной ценности человеческой жизни. Эта идея является смыслообразующей и отражается на общем отношении к жизни и чувстве собственного достоинства.
Некоторые авторы указывают на то, что духовная жизнь общества создает важный экзистенциальный контекст для индивидуума [82, 83]. Исходя из этого положения, проблема самоубийств среди молодежи может определяться отсутствием значимого духовного опыта, связанного с имеющимся в современном мире «общественным духовным вакуумом», что приводит к потере смысла и вследствие этого к возможности суицида [84].
Некоторые специалисты высказывают точку зрения, согласно которой одним из путей предотвращения самоубийств могут быть программы вовлечения религиозных общин в государственные проекты. Примером такой программы является шотландская программа Scottish Choose Life Strategy (The Scottish Executive, 2002) [85, 86]. Целью этой программы является снижение уровня самоубийств, и совместная работа по тренингу навыков реагирования членов религиозных общин и религиозных лидеров на смерть от самоубийства и суицидальное поведение. H. Mowat и соавт. [87] организовали в Шотландии движение церковных приходских медсестер (на основе более ранней американской модели Westberg [88], в которой медсестра-специалист нанимается на работу в приход, членом которого он или она является). Аналогичный проект (Hybrid-2) также существует в США [89]. До последнего времени эта работа ограничена христианскими группами, исследований в отношении других религиозных общин не проводили.
Таким образом, в большинстве исследований подчеркивается тот факт, что религиозность коррелирует с негативным отношением к самоубийству и сниженным уровнем суицидальной активности. Кроме того, даже в случае больных с психотическими расстройствами религиозность играет существенную роль в неприятии решения о самоубийстве, при этом важное значение играет смыслообразующая роль религиозной веры, а также поддержка религиозной общины.
В заключение необходимо отметить, что наиболее важной представляется проблема персонифицированного подхода к пациентам с религиозными убеждениями [90—103]. По мнению J. Griffith [104], роль клинициста должна заключаться в том числе и в оценке значимости религиозных взглядов и практик в жизни пациента. Несмотря на наличие психического заболевания религиозное мировоззрение позволяет сохранить базовые ценности жизни, осуществить религиозное переосмысление ситуации болезни и собственной личности, обрести с помощью религиозной веры успокоение, утешение, прощение, примирение и воспользоваться различными видами социальной поддержки через религиозную общину.
В своей работе с пациентом врач должен опираться на понимание роли религии в сохранении и поддержании здоровья [104]. В комплексной системе лечебно-реабилитационных мероприятий и психокоррекционной работы с депрессивными больными возможно как применение эффективных религиозных копинг-стратегий, так и личное участие в религиозных обрядах верующих пациентов, страдающих психическими заболеваниями [105—107].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Копейко Г.И. — https://orcid.org/0000-0002-1209-1443; gregory_kopeyko@mail.ru
Борисова О.А. — https://orcid.org/0000-0002-7429-7244; olga.borisova@ncpz.ru
Гедевани Е.В. — https://orcid.org/0000-0001-8829-3191; gedevani@hotmail.com
Каледа В.Г. — https://orcid.org/0000-0002-8580-9890; kaleda-vg@yandex.ru
Автор, ответственный за переписку: Гедевани Екатерина Владимировна — e-mail: gedevani@hotmail.com