В начале XX в. Дагестан, как и Северный Кавказ в целом, испытывал острую нехватку квалифицированных кадров во многих отраслях. В области социальной сферы это было особенно заметно. Перед государством стояла актуальная задача подготовки необходимых специалистов на местах. Поэтому столь важным было создание в 1932 г. Дагестанского медицинского института. На момент открытия здесь работали всего 15 преподавателей [1]. Однако с учетом необходимости продолжения учебного процесса ежегодное обновление вуза кафедрами требовало приезда в Дагестан новых преподавателей, которые были готовы оставить свое предыдущее место работы и приехать в небольшой провинциальный город, где предстояло «с нуля» организовывать новые кафедры.
Для создания кафедры и клиники нервных болезней в институт был приглашен доктор медицинских наук профессор Михаил Сергеевич Доброхотов (1878—1952) (рис. 1), имевший огромный опыт организационной, преподавательской, научной и практической работы. Это был известный в научных кругах профессор, воспитанник знаменитой московской неврологической школы. Приглашение известного ученого и педагога, несомненно, подняло престиж вуза и дало надежду на успешную организацию новых кафедр. В конце ноября 1935 г. проф. М.С. Доброхотов переехал в Дагестан, где остался жить и работать до конца своих дней [2].
Рис. 1. Профессор М.С. Доброхотов и ассистент С.М. Вайнгарт с группой студентов. 1937 г.
Возглавляемая им кафедра нервных болезней открылась в 1936 г. и разместилась в главном корпусе Центральной клинической больницы. Тогда же была создана и неврологическая клиника, состоявшая из 3 палат на 20 коек [3], а в 1939 г. была добавлена еще одна четырехместная палата [4]. Такое плачевное положение кафедры и клиники нервных болезней отражало общее состояние дел в институте. В тот период стоимость оборудования каждой кафедры не превышала 20 тыс. рублей, что составляло около 1/3 от минимальной нормы: в институте не было даже хорошего рентгеновского аппарата и электрокардиографа, что существенно сказывалось как на учебном процессе, так и на работе его клиник [5]. Учебная нагрузка была достаточно большой: 136 лекционных часов и 864 часа практических занятий со студентами [6].
Каждые 5 дней проф. М.С. Доброхотов проводил конференции, на которых обсуждались наиболее сложные клинические случаи [7]. При кафедре был организован научный кружок. В 1938/39 учебном году его члены провели 4 заседания, на которых было заслушано 6 докладов [6]. Проф. М.С. Доброхотов уделял большое внимание работе студенческого кружка и каждые 6 дней проводил вечерний обход больных с его членами [8].
Первыми ассистентами на кафедре в 1936 г. начали работать С.М. Вайнгарт и К.А. Кунаков. В конце 1930-х годов они покинули Дагестан, а на смену им пришел доктор А.В. Пешкин.
Ввиду нехватки оборудования в лабораториях и дефицита сотрудников научная работа в Дагестанском мединституте даже спустя 5 лет после его открытия находилась в зачаточной форме. Прибывающие преподаватели в большинстве случаев завершали исследования, начатые на предыдущих местах работы, занимались вопросами изучения бальнеотерапии, а также краевой патологии — малярии и бруцеллеза. Последний стал темой научных изысканий сотрудников кафедры на несколько последующих десятилетий [8].
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться сотрудникам кафедры в процессе ее организации и становления, к началу Великой Отечественной войны она представляла собой эффективно работающее подразделение Дагестанского медицинского института: помимо заведующего кафедрой проф. М.С. Доброхотова, здесь работали два ассистента — канд. мед. наук Ф.П. Работалов и Р.П. Богоявленская [9], а также кафедральные ординаторы — Е.В. Шухова, Н.А. Кунакова и У.Г. Сулейманова, которые с началом войны были призваны в Красную Армию. Сокращение курса обучения до 4 лет повлекло за собой и уменьшение количества часов, отводившихся на преподавание неврологии. Несмотря на катастрофическое уменьшение штатов на кафедре нервных болезней, курс в объеме 20 лекций был прочитан полностью. Однако в его тематику были внесены изменения в соответствии с требованиями военного времени: большее внимание было уделено травматическим поражениям периферической нервной системы, спинного и головного мозга [10].
Намного хуже обстояло дело с практическими занятиями. В соответствии с программой предусматривалось по 40 часов на академическую группу. Но нехватка сотрудников кафедры, их постоянная занятость и участие студентов в строительстве оборонительных сооружений привели к тому, что курс занятий составлял для разных групп от 21 до 36 часов, что негативно сказывалось на освоении учебного материала, усвоении методов обследования неврологических больных и развитии клинического мышления для постановки диагноза [11].
Большую часть рабочего времени сотрудников кафедры занимала работа в госпиталях, а М.С. Доброхотов был включен в состав группы консультантов, созданной в начале 1942 г. при Наркомздраве ДАССР [12].
Претерпела изменения и научная работа: основное внимание уделялось травматическим повреждениям нервной системы и их последствиям. В это время институт в очередной раз переживал непростые времена: постоянная текучка кадров не позволяла наладить учебный процесс так, как было необходимо.
В декабре 1952 г. после смерти профессора М.С. Доброхотова заведующим кафедрой неврологии был назначен кандидат медицинских наук Владимир Абрамович Лихтенштейн (1909—1989) — единственный на тот момент ее сотрудник, пришедший на кафедру в конце 1945 г.
Практические занятия со студентами проводили два ординатора 3-го года обучения [13]. На протяжении 30 лет, в течение которых кафедрой руководил В.А. Лихтенштейн, учебная программа неоднократно менялась: учебные часы то сокращались, то увеличивались, добавлялись новые предметы, такие как генетика и нейрохирургия. Большое внимание Владимир Абрамович уделял студенческому научному кружку, который возобновил свою работу в феврале 1956 г. Первоначально в нем занимались 8 студентов, заседания проводились регулярно, а студенты овладевали, помимо основных, целым рядом дополнительных специальных навыков. Занятия студентов в кружке проходили еженедельно, чередовались заседания, посвященные разборам клинических случаев и чисто научным вопросам или промежуточным результатам исследований, разрабатываемых студентами тем [13].
К научной работе кафедры привлекались и практические врачи, некоторые из них впоследствии переработали собранные и осмысленные материалы в кандидатские диссертации. В начале 1960-х годов такие исследования под руководством В.А. Лихтенштейна проводили Т.И. Миронова, А.Е. Соломянский, Д.Г. Панюхно, В.А. Касьян, И.Н. Джамалутдинов [13]. На кафедре продолжали разрабатывать вопросы краевой патологии: Т.И. Миронова и И.Д. Калияев занимались проблемами нейробруцеллеза, А.Е. Соломянским были описаны некоторые наследственные заболевания нервной системы, встречающиеся в Дагестане [14]. В это время В.А. Лихтенштейном были выпушены в свет три монографии, в которых подводился итог многолетних исследований — «О температурном анализаторе и его роли в норме и некоторых видах патологии» (1960), «Температурная топография тела человека. (Механизмы регуляции и роль в патологии)» (1967), «Сухожильные рефлексы у человека. (Биологическое значение и клинические проявления)» (1968).
Научные работы выполнялись на приборах, полученных в университете и других учреждениях, а также на специально для этого разработанных и спроектированных на местных предприятиях [14]. Поистине новаторским стало запатентованное в 1969 г. изобретение — термопульсатор, который отличался от существовавших ранее моделей возможностью осуществлять ритмические температурные раздражения с заданной частотой и интенсивностью (рис. 2). В 1977 г. В.А. Лихтенштейн разработал уникальный метод местного теплового воздействия при помощи термопульсатора, предназначенный для лечения невралгии тройничного нерва. Дальнейшее развитие идеи В.А. Лихтенштейна о тепловой пульсации получили в работах его аспирантов М.М. Магомедова («Динамика температурной топографии тела человека в норме и при некоторых патологических церебральных процессах»), З.Н. Саидовой («О температурных процессах в нервной системе в эксперименте и клинике»), Т.М. Мугутдинова («Сдвиги газообмена под влиянием местных температурных воздействий в норме и при диэнцефальной патологии»), Б.И. Михайловой («Применение термопульсации с лечебной целью при сосудисто-мозговой недостаточности у больных атеросклерозом и в восстановительном периоде ишемического мозгового инсульта»). Нейрохирургические изыскания на кафедре были посвящены вопросам пластики дефектов твердой мозговой оболочки, а также особенностям профилактики инфицирования ран при открытых повреждениях черепа и головного мозга.
Рис. 2. А.М. Атаева, Т.М. Мугутдинов, В.А. Лихтенштейн, И.Д. Калияев у термопульсатора. 1969 г.
В 1984 г. В.А. Лихтенштейн покинул Дагестанский медицинский институт в связи с выходом на пенсию, оставив после себя сплоченный и работоспособный коллектив доцентов и ассистентов из числа своих учеников. Его на посту заведующего кафедрой нервных болезней с курсом нейрохирургии сменил доктор медицинских наук Рашидбек Умаханович Умаханов (1925—2003) (рис. 3), который занимал эту должность до 1995 г. [15]. В это время существенно расширилась клиническая база для преподавания неврологии и нейрохирургии: в 1987 г. к специализированным отделениям Республиканской клинической больницы добавилось отделение детской нейрохирургии, открытое в Детской республиканской клинической больнице, неврологическое отделение Республиканского госпиталя ветеранов, а с конца 1990-х годов — нейрореанимационное и отделение цереброваскулярной патологии Республиканской клинической больницы [16].
Рис. 3. Операцию проводит профессор Р.У. Умаханов. 1980-е годы.
В этот период научная работа кафедры изменила свое направление на преимущественно нейрохирургическую тематику. Во второй половине 1980-х — 1990-х годов вышли из печати работы сотрудников кафедры, посвященные морфологической, гистологической характеристике и клинической картине объемных образований суб- и супратенториальной локализации, а также первичных экстрадуральных опухолей спинного мозга, с анализом наиболее эффективных методов их хирургического лечения. Метод трансиллюминации, внедренный в клиническую практику сотрудниками кафедры, позволил расширить спектр методов диагностики и лечения интракраниальных патологических процессов у детей раннего возраста [17]. Кроме того, был разработан и улучшен комплекс методов лечения черепно-мозговой травмы в зависимости от наличия сочетанных повреждений и давности заболевания, в том числе с использованием осмотических диуретиков в остром периоде для профилактики отека мозга. Неизменно продолжалось и изучение краевой патологии: Р.У. Умахановым были описаны случаи первичного эхинококкоза костей черепа и его хирургического лечения.
С 1997 по 1999 г. объединенную кафедру нервных болезней возглавлял ученик В.А. Лихтенштейна проф. Тажудин Магомедович Мугутдинов (1942—2019) (рис. 4). Учебная нагрузка для объединенной кафедры была колоссальной: в это время на кафедре, помимо студентов института, обучение проходили клинические ординаторы, интерны и врачи-курсанты. Кафедра размещалась в Республиканской клинической больнице, ее клиническую базу составляли 5 отделений неврологического и нейрохирургического профиля. Основной темой научных изысканий сотрудников в этот период являлись вопросы хронической цереброваскулярной патологии.
Рис. 4. Обход профессора Т.М. Мугутдинова. Середина 1990-х годов.
В 1999 г. после разделения кафедр Т.М. Мугутдинов продолжил заведовать кафедрой факультета повышения квалификации, а студенческую кафедру возглавил канд. мед. наук Энвер Джавидович Давлетханов. Но уже в 2000 г. заведующим кафедрой нервных болезней медицинской генетики и нейрохирургии был избран другой ученик В.А. Лихтенштейна кандидат медицинских наук Магомед-Арип Магомедович Магомедов (1936—2014). Под его руководством проводилась огромная работа по обучению студентов четырех факультетов ДГМА: лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического, а также регулярно велась масштабная консультативная работа на базе Республиканской клинической больницы и Республиканского медицинского центра.
С 2014 г. кафедрой руководит ученица проф. Т.М. Мугутдинова доцент Бурлият Абусуевна Абусуева. Под ее руководством на кафедре проходят обучение студенты основных факультетов вуза, клинические ординаторы и аспиранты. Практические занятия проходят на базе двух клинических больниц республики. В последние годы на кафедре активизировалась научная работа: 10 аспирантов выполняют научные исследования, существенно возросла публикационная активность ее сотрудников. Круг научных изысканий значительно расширился: вопросы острой цереброваскулярной патологии, болевые синдромы, наследственные заболевания нервной системы, история психоневрологии — это далеко не полный перечень направлений исследовательской работы сотрудников. Большое внимание уделяется междицисплинарным вопросам: особенностям неврологической патологии у пациентов с гинекологическими, стоматологическими и терапевтическими заболеваниями.
В 2017 г. начал издаваться ежегодник «Acta Neurologica Daghestanica», в котором представлены результаты научных разработок не только сотрудников Дагестанского государственного медицинского университета, но и представителей вузов России и ближнего зарубежья. Каждый выпуск этого издания посвящен тем или иным темам или памятным датам в истории дагестанской неврологии.
За последние годы сотрудниками кафедры были реализованы проекты, поддержанные Фондом президентских грантов, Главой Республики Дагестан и рядом некоммерческих фондов. В 2018 г. сотрудниками кафедры Б.А. Абусуевой и К.Б. Манышевой были подготовлены клинические рекомендации для практикующих врачей по профилактике ишемического инсульта у женщин с учетом особенностей краевой патологии [18].
Сотрудники кафедры в последние годы презентовали результаты своих исследований на международных и всероссийских научных форумах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске, Грозном. Активно работает студенческий научный кружок, члены которого не только ведут свои научные исследования, но и представляют кафедру и вуз на всероссийских и международных профильных олимпиадах и конкурсах.
Помимо учебной, лечебной и научной нагрузки, сотрудники кафедры ведут активную организационную работу. Ежегодно с 2016 г. кафедрой проводится междисциплинарный научно-практический форум — «Доброхотовские чтения» (рис. 5), который не только отдает дань памяти основателю кафедры М.С. Доброхотову, но и является площадкой для обсуждения современных аспектов лечения и профилактики неврологических заболеваний, актуальной тематики и сложных вопросов нейронауки.
Рис. 5. Группа участников Первых междисциплинарных «Доброхотовских чтений»: С.М. Карпов, Т.А. Скоромец, М.А. Аскевова, А.Д. Алиева, К.Б. Манышева, М.Д. Шанавазова, Г.Б. Алиева, П.Р. Камчатнов, Б.А. Абусуева, С.В. Лобзин, Т.М. Мугутдинов, А.Б. Данилов, Т.З. Ахмадов. Октябрь 2016 г.
Кафедра нервных болезней, медицинской генетики и нейрохирургии Дагестанского государственного медицинского университета подошла к своему 85-летию с существенными результатами: за прошедшие годы здесь прошли подготовку тысячи студентов, сотни интернов и ординаторов, десятки аспирантов и докторантов, защищены докторские и кандидатские диссертации, подготовлены монографии и клинические рекомендации, успешно организован учебный процесс и научная работа, проводится систематическое изучение истории развития неврологической помощи в Дагестане, собран огромный фотоархив и архив документов, охватывающий все периоды существования кафедры.
Кафедра, используя опыт своих предшественников, успешно претворяя в жизнь планы и осуществляя задуманное, продолжает работать, отвечая на вызовы современности.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.