Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Омельченко М.А.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Каледа В.Г.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Аттенуированные негативные симптомы в структуре юношеских депрессий

Авторы:

Омельченко М.А., Каледа В.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 927

Загрузок: 31


Как цитировать:

Омельченко М.А., Каледа В.Г. Аттенуированные негативные симптомы в структуре юношеских депрессий. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(2):90‑96.
Omelchenko MA, Kaleda VG. Attenuated negative symptoms in the structure of youth depression. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(2):90‑96. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312302190

Рекомендуем статьи по данной теме:
Те­ра­пев­ти­чес­кие ми­ше­ни юно­шес­ких деп­рес­сий с ат­те­ну­иро­ван­ны­ми сим­пто­ма­ми ши­зоф­ре­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):69-74

Одним из ядерных признаков шизофрении в настоящее время признают негативные симптомы [1], которые появляются задолго до манифестации болезни и продолжительное время исчерпываются субклиническими проявлениями [2, 3]. В начале эндогенного процесса они малозаметны, однако в определенных условиях способны проявляться более отчетливо, что дало возможность определять их как транзиторные негативные симптомы [4, 5]. В последующем негативные симптомы постепенно начинают занимать доминирующее положение [6—9]. Установлено, что шизофрения, начавшаяся в юношеском возрасте, характеризуется большей представленностью негативных расстройств, в том числе на инициальном этапе [2], что особенно характерно для мужчин [10]. Таким образом, негативные симптомы могут быть не только самым ранним, но и единственным маркером начала эндогенного процесса у таких больных [11, 12]. Выявление негативных симптомов в структуре юношеской депрессии несет потенциал раннего распознавания начала шизофренического процесса и лежит в основе развития профилактического направления в психиатрии в отношении превенции шизофрении. Это в первую очередь касается аттенуированных негативных симптомов (АНС) [4], близких к негативным при шизофрении, которые находятся на «стыке» между проявлениями «негативной аффективности» [13], включающей такие психопатологические явления, как моральная анестезия с болезненным бесчувствием, депрессивная девитализация, апатия, ангедония и дисфория, и собственно первичными негативными симптомами [14], объединяющими такие феноменологические проявления, как притупленный аффект с обеднением спектра эмоций, алогия с количественным снижением речевой продукции и спонтанности речи, абулия с уменьшением инициативности и устойчивой целенаправленной активности, ангедония со снижением интенсивности позитивных эмоций и вовлеченности в активность, доставляющей удовольствие, асоциальность с обеднением социальных взаимоотношений и снижением потребности в близких неформальных отношениях.

Цель настоящего исследования — определение возможности клинического выявления негативных симптомов при юношеских депрессиях и установления их психопатологической структуры.

Материал и методы

Обследованы 123 пациента юношеского возраста, госпитализированных в ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» с диагнозом «депрессивный эпизод» (по МКБ-10: F32.1, F32.2). Основную группу составил 71 пациент (средний возраст 19,5±2,4 года), группу сравнения — 52 больных (средний возраст 19,8±2,7 года).

Критерии включения: юношеский возраст (16—25 лет); первый депрессивный эпизод, общей продолжительностью не более 5 лет, с уровнем преморбидного функционирования, соответствующим юношескому возрасту на основании социально-учебных характеристик больных; наличие в структуре депрессивного состояния АНС.

Критерии невключения: наличие анамнестических данных о нарушениях психического развития; отчетливые психотические симптомы, позволяющие диагностировать психотическую депрессию с конгруэнтным (F32.33) и неконгруэнтным (F32.34) аффекту бредом; очерченный дефицитарный синдром; сопутствующая психическая патология; клинически значимые хронические соматические и неврологические заболевания; инфекционные заболевания.

Исследование соответствовало Хельсинкской декларации 1975 г. и ее пересмотренному варианту 2000 г. и было одобрено локальным Этическим комитетом НЦПЗ. Все пациенты подписали информированное согласие на участие в исследовании.

Клинико-психопатологическое и психометрическое исследование проводилось по шкалам оценки выраженности депрессивных (Hamilton Depression Rating Scale — HDRS), продромальных (Scale of Prodromal Symptoms — SOPS) и негативных (Scale for Assessment of Negative Symptoms — SANS) симптомов.

Статистический анализ проводился с помощью программы Statistica 12. В связи с отсутствием нормального распределения по критерию Шапиро—Уилка для оценки количественных различий по психометрическим шкалам применялся U-критерий Манна—Уитни. Результаты представлены как медианное значение [Q1; Q3].

Результаты и обсуждение

Юношеские депрессии с АНС в целом характеризовались преимущественной представленностью в структуре депрессивного состояния отдельных симптомов, клинически сходных с негативными при шизофрении. Выявляемые негативные симптомы не расценивались как полноценные патогномоничные для шизофренического процесса первичные негативные симптомы, так как не отличались в полной мере стойкостью и необратимостью, и по мере редукции депрессивной симптоматики в той или иной степени подвергались обратному развитию. Это обосновало правомочность их определения как АНС. Однако была установлена определенная клиническая схожесть выявляемых негативных симптомов с таковыми при шизофрении, что придавало своеобразную атипичную окраску юношеским депрессиям.

В связи с тесной спаянностью АНС с аффективной симптоматикой, трудностями изолированного выделения их как истинных негативных симптомов, потенциальной обратимостью на фоне редукции депрессивного аффекта дифференциация основывалась на выявлении доминирующих симптомов эмоционального или мотивационного спектра [15, 16] с выделением подгруппы 1 (n=38, 53,5%) с преимущественным поражением эмоциональной сферы и подгруппы 2 — с мотивационными нарушениями (n=33, 46,5%).

В 1-й подгруппе АНС эмоционального спектра характеризовались отдельными явлениями, свидетельствующими о нарушениях в сфере возникновения и выражения эмоций, и проявлялись в первую очередь обеднением интересов, эмоциональной сопричастности, сопереживания, уменьшением эмоциональной экспрессии со снижением живости и выразительности лица, элементами застывания мимических реакций, сокращением спонтанных движений, бедностью экспрессивных жестов, в том числе нарушением зрительного контакта, уплощением модуляции речи, а также оскудением речевой продукции, выражающимся в количественном и качественном показателях со снижением объема спонтанной речи и обеднением ее содержания. Таким образом, к этому кластеру нарушений относились такие негативные симптомы, характерные для шизофрении, как эмоциональное уплощение и алогия. Однако помимо этих симптомокомплексов в структуре юношеских депрессий выявлялись также элементы ангедонии в виде снижения способности к переживанию положительных эмоций без нарушения предвкушения получения удовольствия и активности в его поиске, так называемая консуматорная ангедония [17—19]. Правомочность выделения такого парциального аспекта ангедонии в сфере расстройств эмоционального круга определялась общим вектором настоящего исследования, направленного на изучение начальных признаков негативных симптомов, которые при своей дальнейшей эволюции усложняются и формируются в конечный, стойкий симптомокомплекс, доступный для клинической верификации. Таким образом, выявленная у обследованных больных консуматорная ангедония имела большее сродство к нарушениям эмоционального спектра, в отличие от антиципаторной ангедонии, рассматриваемой в контексте негативных симптомов шизофрении, которая, по современным представлениям [20], отражает абулические расстройства.

Такие депрессии начинались исподволь, в 39,5% (n=15) случаев первые изменения состояния приходились на время пубертата, с последующим постепенным нарастанием и формированием очерченного депрессивного состояния с психогенной провокацией в 18,2% (n=7) случаев. В начале клиническая картина была сходна с симптоматикой подростковых кризов, больные проявляли реакции эмансипации и оппозиции к родным, утрированно настаивали на самостоятельности и независимости, протестовали против сложившегося уклада жизни, заявляли о нежелании продолжать учебу в школе, обосновывая свое решение погрешностями в организации процесса обучения, равнодушием и незаинтересованностью учителей. На просьбы и увещевания родных реагировали вспышками раздражения, проявляли вербальную агрессию к ним. В дальнейшем у больных формировалось стойко сниженное настроение с доминированием дисфорического аффекта (47,4%, n=18), на фоне которого по механизму «короткого замыкания» развивались вспышки эксплозивности с импульсивными ауто- и гетероагрессивными действиями. По своей структуре этот подтип юношеских депрессий соответствовал так называемым гебоидным депрессиям [21], которые имели сходство с атипично протекающим пубертатным кризом и характеризовались нарушением моральных качеств личности, поведения и влечений.

На фоне стойкой гипотимии пациенты начинали замечать нарастающие изменения в эмоциональной сфере, причем они касались не характерной для депрессии инверсии вектора эмоций в сторону их отрицательного полюса, а скорее, представляли общее притупление с обеднением не только позитивных, но и негативных эмоциональных реакций. Такое состояние тяжело переживалось больными и являлось основной причиной рефлексии. Пациенты говорили, что «жизнь утратила краски», как будто «исчез эмоциональный отклик», мир стал похож «на холодный безвкусный кофе». Постепенно изменялось отношение к близким, «чувство безразличия к родителям сменилось чувством презрения», «семья стала якорем, от которого невозможно избавиться». При этом такие изменения касались не только родственных, но и других межличностных отношений. Один пациент, встречаясь с девушкой, «заставлял себя в нее влюбиться», так как она была «хорошим человеком». Другие больные также говорили, что вынуждают себя вступать в партнерские отношения, не испытывая никаких чувств, чтобы не отличаться от сверстников. Редуцировалась и дружеская привязанность, прежние близкие связи лишались своей живости и переставали доставлять приятные эмоции. Утрачивались прежние интересы, любимые занятия не приносили удовольствия.

Пациенты пугались такой эмоциональной тупости и прикладывали немалые усилия, чтобы «оживить эмоции», совершая необдуманные и даже опасные действия: принимали алкоголь, «экспериментировали» с наркотическими препаратами, занимались опасными видами спорта, катались на сцепке и крыше вагонов поездов, занимались паркуром, лазали по стройкам и перекрытиям обгоревших домов, вступали в беспорядочные сексуальные связи. Однако эти попытки были безуспешны и не вызывали не только искомых гедонистических ощущений, но и вообще каких-либо эмоций, в том числе негативных. В отличие от снижения эмоциональности, наблюдаемого при шизоидном расстройстве личности, когда пациенты изначально не могут испытывать полной палитры эмоциональных оттенков, т.е., по словам психологов J. Johns и H. Quay (1962), «знают слова, но не знают мелодии», больные 1-й подгруппы отчетливо помнили, какова должна быть полноценная эмоциональная жизнь, которую они вели до наступления депрессивного состояния, и всеми силами пытались ее вернуть.

Обратное развитие депрессии характеризовалось постепенной нормализацией фона настроения, редукцией эпизодов эксплозивности и плавным, но несколько отставленным во времени парциальным возвращением эмоциональных реакций. При этом даже небольших изменений в спектре испытываемых эмоций было достаточно, чтобы больные обратили на это внимание и зафиксировали положительные сдвиги в состоянии. Средняя продолжительность юношеских депрессий этого подтипа составляла 25,6±19,5 мес.

Во 2-й подгруппе АНС мотивационного спектра были представлены отдельными проявлениями таких негативных симптомов, как абулия с недостатком энергии, влечений и заинтересованности в какой-либо деятельности, что выражалось в своеобразном внешнем виде пациентов, невнимании к личной гигиене и одежде, санитарной запущенности, неряшливости, а также недостаточной настойчивости в учебе и труде, приводящей к снижению успеваемости и трудоспособности, физической анергии с быстрой истощаемостью, утомляемостью, усталостью от минимальных нагрузок, причем не только двигательных, но и умственных, когда пациенты испытывали физическую слабость при необходимости выполнить какие-либо интеллектуальные упражнения. Это явление напоминало «юношескую астеническую несостоятельность» [22], характеризующуюся выраженными затруднениями при умственной деятельности, с резким снижением энергии и продуктивности при выполнении учебных заданий, ослаблением инициативы в процессе обучения, объективно и субъективно определяемым снижением уровня активности, ослаблением интересов, побуждений в сфере учебы. Испытываемое пациентами чувство отвращения при необходимости предпринимать какие-либо интеллектуальные усилия имело отношение в бóльшей степени к сфере астенических расстройств и определялось сочетанием психической истощаемости и ощущением физической слабости. Ангедония относилась к антиципаторной [17—19] и сопровождалась не столько утратой способности получать удовольствие в таких областях, как хобби, спорт, музыка, социальные взаимодействия и сексуальная сфера, сколько снижением удовольствия от предвкушения приятной деятельности. Указанные расстройства сопровождались социальным отчуждением со снижением уровня межличностного взаимодействия и несвойственным ранее больному стремлением проводить время в одиночестве. Следует отметить, что вышеперечисленные симптомы отличались парциальностью, слабой степенью выраженности, отсутствием единого гармоничного симптомокомплекса, позволяющего говорить о тотальном поражении мотивационной сферы, что соответствовало их определению как аттенуированных негативных симптомов.

Депрессии характеризовались медленным и постепенным развитием с формированием симптомов астении, поначалу выявляющихся субъективно и проявляющихся в повышенной утомляемости, истощаемости при обычных физической и психической нагрузках. Больные начинали спать днем, приходя домой после учебного дня, ложились в кровать, нуждаясь в отдыхе. Привычный путь к месту учебы становился утомительным, пациенты жаловались на «опостылевшую дорогу в институт». Привычные интенсивные перемещения по городу становились непосильными, тяготила необходимость стоять в «часы пик» в общественном транспорте, истощали длительные пешие переходы. Больные говорили, что испытывают необходимость присесть, для чего в отсутствие скамеек садились на бордюры, газоны или прислонялись к стенам домов для «восстановления сил». При этом пациенты продолжали высказывать желание и проявлять внешнюю готовность к активной деятельности, но начинали прокрастинировать ее, выбирая «лучшее» время для осуществления задуманного. Имеющуюся симптоматику вначале пытались объяснить внешними причинами: усилением нагрузки в школе и институте, сменой учебного заведения, осенне-зимним периодом с недостатком инсоляции, весенним «авитаминозом» или летней «расслабленностью», но по мере дальнейшей персистенции симптоматики она начинала обращать на себя внимание.

Родители и учителя призывали пациентов «взять себя в руки», «собраться» и вернуть прежнюю активность. На фоне такой психогенной провокации (24,2%, n=8) больные начинали предъявлять собственно депрессивные жалобы, тимический компонент депрессий определялся преимущественно адинамической (33,3%, n=11) и тревожно-апатической картиной (18,2%, n=6) с сочетанием безразличия, безучастности и отсутствия стремления к деятельности, с одной стороны, и тревожных размышлений о неспособности справиться со своими обязанностями, с другой. Характерным для пациентов этого подтипа было формирование антивитальных размышлений (30,3%, n=10) на начальных этапах депрессивного состояния с последующей их полной редукцией, которую больные объясняли тем, что «привыкли» к своему состоянию, «смирились» с ним, говорили о себе, что «не всем же звезды с неба хватать». Провокацией для суицидальных мыслей служили любые стрессовые ситуации. Больные совершали самоповреждающие действия «по малейшему поводу», антивитальные размышления появлялись после обычного замечания со стороны родителей и преподавателей.

У пациентов формировались «реакции отказа», когда, не вступая в открытую конфронтацию и имитируя посещение, больные начинали пропускать занятия в школе и вузе, делегировали выполнение общественных поручений другим, уклонялись от дополнительной физической и умственной нагрузки. Характерной была непереносимость стрессовых ситуаций, когда уже накануне психологически значимых событий возникала тревога с выраженными вегетативными нарушениями, которая по мере приближения к неизбежному нарастала до уровня непереносимой и служила причиной совершения импульсивных действий. Так, один больной, получив повестку в военкомат, в назначенный день выпрыгнул в окно, другой — накануне начала учебного года и необходимости переехать в студенческое общежитие набросился на мать, которая собирала его в дорогу.

По мере динамики состояния отмечалась постепенная редукция тревожных расстройств с усилением апатоадинамической симптоматики. Формировалась стойкая ангедония со снижением интереса к прежним увлечениям, отсутствием заинтересованности в любимой ранее деятельности. Нарастала социальная аутизация с избеганием активности, прекращением межличностных взаимоотношений. Присоединялись когнитивные нарушения с трудностями сосредоточения, замедлением течения мыслительного потока, сложностями в усвоении нового материала, что приводило к физическому чувству отвращения к умственным нагрузкам. Пациенты замечали, что им требуется длительное время на «самоуговоры», чтобы заставить себя приступить к выполнению интеллектуальной задачи, наряду с этим продуктивная деятельность носила кратковременный характер и составляла на высоте состояния от 10 до 30 мин при прежней длительности в несколько часов, с последующим истощением психических функций и необходимостью отдыха.

Обратное развитие депрессии характеризовалось постепенным выравниванием фона настроения. Следует отметить, что ни в одном случае не отмечалось полной редукции имеющихся аттенуированных негативных расстройств, у всех больных сохранялись в той или иной степени элементы ангедонии, нарушения устойчивой мотивации, апатии, проявляющиеся в безынициативности и снижении возможности установления новых социальных связей. Длительность депрессивного состояния в среднем составляла 30,5±13,7 мес.

При анализе депрессивных состояний в группе сравнения установлено, что практически в 1/2 (44,4%, n=23) случаев началу депрессии предшествовала психогения, часто представленная разрывом значимых межличностных отношений, сменой учебного коллектива или проблемами в процессе обучения, когда депрессия развивалась остро. В остальных случаях имелся инициальный этап депрессии с различными полиморфными неспецифическими симптомами в виде явлений аффективной лабильности, астенизации с вегетативными расстройствами, трудностями концентрации внимания и рассеянностью. В дальнейшем формировался собственно депрессивный аффект тревожно-апатической (44,4% случаев, n=23) или дисфорической (23,1% случаев, n=12) структуры. В целом депрессивные состояния у больных группы сравнения отличались особенностями депрессивной триады с доминированием идеаторного компонента над моторным, частыми поведенческими нарушениями, а также выраженными соматовегетативными расстройствами.

Для психометрической верификации клинических данных была проведена оценка степени выраженности депрессивных и негативных симптомов по шкалам HDRS, SOPS и SANS (см. таблицу).

Средние и медианные значения клинических и психометрических показателей больных основных подгрупп и группы сравнения, Me [Q1; Q3]

Показатель

1-я подгруппа (n=38)

2-я подгруппа (n=33)

Всего основная группа (n=71)

Группа сравнения (n=52)

Длительность депрессивного состояния, мес (ср. значения ± ст. откл.)

25,6±19,5

29,7±14,2

27,5±17,2**

7,0±6,3

HDRS, баллы

21 [18; 25,5]#

24 [20; 29]

23,5 [18,75; 27,25]

25 [19; 28]

Подшкала SOPS, баллы

Суммарный балл

41 [35,5; 48]

45 [38; 50]

43 [37; 49,25]**

35 [27,25; 41,75]

«Позитивные симптомы»

7 [5; 9]

8 [5,10]

7 [5; 9]*

4,5 [3; 8,75]

«Негативные симптомы»

17 [14,5; 19]#

19 [16; 21]

18,5 [15; 21]**

14,5 [11; 17]

«Симптомы дезорганизации»

8 [7; 10]

8 [6; 10]

8 [6; 10]**

5,5 [3,25; 7]

«Общие симптомы»

10 [8; 12]

10 [8; 13]

10 [8; 12]

10 [8; 12]

Подшкала SANS, баллы

Суммарный балл

49 [40; 57]

46,5 [42; 53,25]

47 [41; 55,5]**

24 [13; 42]

«Аффективное уплощение»

15 [12; 18]

14,5 [12,25; 19,5]

15 [12; 19]*

5 [3; 14]

«Алогия»

7 [5; 8]

7 [5,25; 8]

7 [5; 8]*

3 [1; 6]

«Абулия-апатия»

8 [6; 11]

8 [7; 9,75]

8 [7; 10]*

5 [5; 8]

«Ангедония-асоциальность»

13 [12; 16]

12 [10; 14]

12 [10,5; 15]**

8 [2; 11]

«Нарушение внимания» [Q1; Q3]

3 [3; 7]

5 [4; 5,75]

5 [3,5; 6]*

3 [2; 4]

Примечание. * — значения p<0,05; ** — значения p<0,001 при проведении сравнения показателей основной группы и группы сравнения по критерию Манна—Уитни; # — значение p<0,05 при проведении сравнения показателей подгрупп 1 и 2 по критерию Манна—Уитни.

Обсуждение

При анализе психометрических показателей в основной группе и группе сравнения была установлена значительно бóльшая продолжительность длительности депрессивного эпизода у больных с АНС в структуре депрессии (p<0,001), что можно связать с потенцирующим действием негативной симптоматики на депрессию. При этом по степени выраженности депрессивных симптомов различий не было (p=0,351), в среднем у больных определялась умеренно тяжелая и тяжелая депрессия. Достоверно различалась тяжесть «продромальных» симптомов, оцененных по шкале SOPS как суммарным баллом (p<0,001), так и баллами по позитивной подшкале SOPS (p=0,002), негативной подшкале (p<0,001) и подшкале симптомов дезорганизации (p<0,001), при этом различий по подшкале общих симптомов выявлено не было (p=0,378). Из полученных данных можно заключить о наличии сродства между негативными симптомами и другими симптомами, свойственными шизофреническому процессу и определяющими «ядро» заболевания [23, 24], позитивными симптомами и симптомами дезорганизации. Это подтверждает возможность отнесения основной группы больных к группе риска развития шизофренического процесса. Получены достоверные различия по суммарному баллу по шкале SANS (p<0,001) и отдельным ее подшкалам, оценивающим такие кластеры, как «Аффективное уплощение» (p=0,001), «Алогия» (p=0,009), «Абулия/апатия» (p=0,016), «Ангедония/асоциальность» (p<0,001), а также «Нарушение внимания» (p=0,003), которое, по современным данным [20], не относится к собственно негативным симптомам, но у исследуемой выборки подчеркивает большую степень представленности когнитивных нарушений в группе больных юношескими депрессиями с АНС.

Также установлено, что выраженность АНС по негативной подшкале SOPS была достоверно выше (p=0,045) у больных 2-й подгруппы АНС с мотивационными расстройствами, при этом ни по суммарному значению SANS, ни по среднему баллу каждой из ее подшкал статистических различий между подгруппами выявлено не было. Также у больных с депрессиями 2-й подгруппы суммарный балл по шкале HDRS, отражающий тяжесть депрессивных симптомов был достоверно выше, чем при депрессивных состояниях у 2-й подгруппы (p=0,038), что позволяет предположить возможное потенцирующее влияние мотивационных расстройств на степень выраженности аффективной симптоматики, но нельзя исключить и обратную связь.

Заключение

Полученные результаты продемонстрировали возможность клинической верификации негативных симптомов в структуре юношеской депрессии, тесную спаянность их с другими «ядерными» симптомами шизофрении, представленными позитивными симптомами и симптомами дезорганизации. Выделенные подтипы АНС эмоционального и мотивационного спектров имеют достоверные различия в психопатологических проявлениях и социальной активности, важные для построения прогноза заболевания. В целом наличие АНС в структуре юношеских депрессий определяет возможность отнесения таких состояний к группе риска манифестации шизофрении, а собственно депрессий с АНС — к модели инициального этапа шизофренического процесса.

Исследование поддержано Грантом РНФ №22-15-00437.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.