ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценка эффективности восстановления речевых функций у пациентов в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта (ИИ), получавших комплексную терапию, в состав которой были включены логопедические занятия и препарат Целлекс.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Обследованы 62 праворуких пациента с афазией, госпитализированных в остром периоде ИИ в Раменскую больницу, которые в дальнейшем проходили второй этап реабилитации в неврологическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского». Все пациенты получали реабилитационное лечение на обоих этапах, включая логопедические занятия, базисную и препараты для вторичной профилактики ИИ. Больные были рандомизированы в две группы. Первую группу составили 32 пациента, в комплекс лечения которых были включены два курса подкожного введения препарата Целлекс в остром и восстановительном периодах ИИ, пациенты 2-й группы (n=30) получали только базисную терапию. Для оценки состояния больных использовали шкалу инсульта национальных институтов здоровья США (NIHSS), модифицированную шкалу Рэнкина, методику скринингового обследования больных с афазией, шкалу Гудгласса—Каплана (ШГК).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Зафиксировано статистически значимое улучшение неврологического статуса у пациентов обеих групп как в остром, так и в раннем восстановительном периодах, динамика у пациентов 1-й группы в оба периода ИИ была более значимой. После курса лечения отмечен статистически значимый регресс афазии: у пациентов 1-й группы увеличение оценки по ШГК с 1 [0,75, 2] до 4 [3, 4] баллов, у пациентов 2-й группы — с 1 [0, 1,75] до 3 [2, 3,75] баллов (p<0,001 между группами). Коммуникативные способности у пациентов 1-й группы возросли с 0,5 [0, 1] до 4 [2, 4] баллов, 2-й группы — с 1 [0, 2] до 3 [1, 3] баллов (p<0,001между группами).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования получены данные, свидетельствующие о том, что медикаментозная поддержка реабилитационных мероприятий препаратом Целлекс, проведенная в виде двух последовательных курсов в остром и раннем восстановительном периодах ИИ, позволила существенно повысить эффективность логопедических занятий и ускорила консолидацию речевой сети головного мозга, очевидно, в результате активизации процессов нейропластичности.