В настоящее время происходит постоянное внедрение в повседневную жизнь все новых и новых компьютерных технологий, а вместе с ним и распространение мощного потока информации, в том числе компьютерных игр. С каждым годом разработчики создают новые видеоигры и постоянно усовершенствуют имеющиеся. Компьютерным играм отдают предпочтение широкий круг людей — от детей и подростков до взрослых: средний возраст геймеров составляет 30 лет [1].
Особую тревогу вызывает вовлечение молодого поколения (детей, подростков) в компьютерные игры. В отличие от взрослых дети быстрее поддаются пагубным увлечениям. Даже те компьютерные игры, которые имеют развивающее позитивное действие, оказывают и отрицательное воздействие на здоровье: оскудение эмоциональной сферы, агрессивное поведение, сужение круга интересов, стремление к созданию «собственного мира», уход от реальности, социальную изоляцию, трудность в межличностных контактах, снижение школьной успеваемости, наконец, формирование зависимости [1—14]. Дополнительным негативным фактором является присоединение соматических расстройств (снижение остроты зрения, боли в спине, онемение пальцев кистей рук, быстрая утомляемость и др.). Компьютерная зависимость (КЗ) формируется намного быстрее, чем зависимость от психоактивных веществ (курение, наркотики, алкоголь).
Все чаще в силу возрастных психологических особенностей подростки становятся зависимыми от видеоигр. По данным литературы, около 5% пользователей-подростков из числа учащихся средних школ имеют выраженную КЗ [1]. Чем меньше возраст приобщения к компьютеру, тем больше у ребенка шансов стать зависимым. Целесообразно, конечно, приобщаться к компьютеру через образовательные игры. Однако следует отметить, что ни одна, пусть даже развивающая, компьютерная игра не может заменить реальные детские игрушки, развивающие и обучающие «офлайн» игры, где ребенок или подросток своими пальцами соприкасается с реальными предметами. Именно соприкасаясь с реальными предметами, ребенок или подросток начитает понимать и ощущать реальный мир, что не дает компьютер.
Более того, компьютерная игровая зависимость (КИЗ) стала серьезной проблемой не только для самих игроков, но и для их родственников и близких [9, 10]. В связи с вышеизложенным становится очевидной необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение формирования КИЗ.
Цель исследования — проведение первичной профилактики КИЗ (ППКИЗ) у учащихся общеобразовательных учреждений (ООУ).
Материал и методы
В 2013—2015 г. были обследованы 488 учащихся (58,9% мальчиков и 41,1% девочек) 2 муниципальных ООУ Сергиев Посадского района Московской области (школы №4 и 14).
Из общего числа обследованных 393 человека составили основную группу (58,5% мальчиков и 41,5% девочек), которые не только проходили обследование, но с которыми проводились профилактические мероприятия на базе муниципальных ООУ и в отделе реабилитации НИИ наркологии — филиала ФГБУ «Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии» Минздрава России (Москва).
Контрольную группу составили 95 учащихся (61% мальчиков и 39% девочек), которые были обследованы, но не участвовали в профилактических мероприятиях.
Указанные группы были сопоставимы по возрасту (14,6±2,4 года) и социально-демографическим показателям.
В исследование были включены также родители, из которых 135 (43,7% мужчин и 56,3% женщин) человек составили основную группу, 28 (42,8% мужчин и 57,2% женщин) — контрольную, и 28 (25% мужчин и 75% женщин) педагогов ООУ, которые дали письменное информированное согласие.
Из исследования были исключены ученики с психическими заболеваниями, тяжелыми заболеваниями ЦНС, эпилепсией, тяжелыми соматическими заболеваниями в стадии обострения.
Исследование состояло из нескольких этапов и было рассчитано на 9 мес. Первый этап — анкетирование — социальное интервью учащихся, родителей и педагогов, диагностическое тестирование и клинический осмотр учеников с выделением групп с различной степенью увлеченности компьютерными играми [15]. Второй этап — проведение ППКИЗ. Третий этап — оценка эффективности проводимой программы.
Были использованы следующие методы обследования: социологический; клинический — сбор анамнеза, динамическое наблюдение. Комплекс опросников и тестов включал лингвистический тест [15]; «Идентификация компьютерной зависимости»; тест Такера на выявление игровой зависимости; скрининговая диагностика КЗ по методу Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот [16]; для родителей — опросник на выявление КИЗ у детей; анкета для раннего выявления педагогами КИЗ у учащихся; шкала депрессии Т.И. Балашовой; госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) [17]; тест «Коммуникабельны ли вы?». Кроме того, использована батарея опросников для выявления степени увлеченности компьютерными играми и КИЗ у учащихся. Применялись опросники К. Янг, а также адаптированный В.Л. Малыгиным CIAS, которые направлены на выявление интернет-зависимости и позволяют в какой-то мере определить степень увлеченности компьютерными играми и зависимости.
Статистический анализ и обработка данных проводились с использованием параметрических и непараметрических методов [18]. Для оценки справедливости нулевой гипотезы (достоверность разницы средних) был использован параметрический метод — t-критерий Стьюдента. Сила корреляционной связи между двумя показателями, измеренными в количественной шкале, исследовалась с помощью параметрического метода Пирсона. Для сравнения количества процентных данных (долей) использовали критерий χ2. Для определения существенности различия двух совокупностей использовался непараметрический метод статистики — критерий Колмогорова—Смирнова. Для изучения размера связи между двумя признаками применяли непараметрический метод — коэффициент корреляции рангов Спирмена.
Что касается методов профилактики КИЗ, то за основу были взяты описанные в литературе наиболее эффективные программы [19—21]. Стратегия ППКИЗ состоит в следующем: в центре первичной профилактики должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность, — семья, учеба и досуг школьника с его микросоциальным окружением. Признано, что в рамках этой наиболее адекватной стратегии сдерживания полный отказ от компьютера, интернета, компьютерных игр и других «благ» компьютеризации невозможен. Поэтому ППКИЗ была направлена на обучение учащихся здоровому образу жизни, развитию их личностных ресурсов, формирование навыков преодоления проблемных ситуаций, изменение ценностного отношения к компьютерным играм и формирование альтернативных интересов.
ППКИЗ проводилась в отведенные на классные часы время и состояла из трех блоков: 1) консультативно- диагностического; 2) информационно-просветительского, ориентированного на расширение знаний о роли компьютера в жизни человека и возможных негативных последствиях для здоровья человека, который реализовался школьными психологами и педагогами (11 ч); 3) конструктивно-позитивного, который проводился психиатрами-наркологами и медицинскими психологами и включал организацию тренингов, игр и упражнений, направленных на формирование культуры безопасного поведения и здоровьесберегающего стиля жизни (36 ч). Каждое занятие завершалось отработкой навыков и разъяснением домашнего задания.
ППКИЗ включала также семейное консультирование и психолого-просветительскую работу с родителями (10 ч 30 мин). Для педагогов предусматривались занятия (9 ч): 1) лекционно-информационное — по психологии личности, специфике подросткового возраста, особенностям дисфункциональной семьи и стрессовым расстройствам, проблемам зависимости и созависимости; 2) психологическое — на развитие личностных ресурсов и стратегий позитивного поведения у учителей.
Проведение исследования было одобрено комитетом по этике научных исследований Российского университета дружбы народов (протокол №4 от 15 октября 2012 г.).
Результаты и обсуждение
Проведенное исследование позволило выделить подгруппы учащихся с различной степенью вовлеченности в компьютерные игры: с естественным интересом к компьютерным играм (84,5%), с увлеченностью компьютерными играми с вредными последствиями (10,2%) и с КИЗ (5,3%). Соответственно 332 обследованных основной и 64 — контрольной группы составили 1-ю подгруппу, где школьники проявляли возрастной естественный интерес к компьютерным играм (ЕИКИ, «здоровые»); соответственно 40 и 16 учащихся вошли во 2-ю подгруппу, где ученики избыточно использовали компьютерные игры и имелись проблемы в когнитивной, поведенческой, аффективной, соматической сферах, но без сформированной зависимости (увлеченность компьютерными играми с вредными последствиями, УКИВП); 21 и 15 человек соответственно были отнесены к 3-й подгруппе, где у учеников были выявлены неодолимое патологическое влечение к компьютерным играм, рост толерантности, синдром отмены (КИЗ).
В программу ППКИЗ вошли учащиеся основной 1-й подгруппы (ЕИКИ). В результате ее проведения в их жизни повысилась роль здоровья и взаимоотношений в семье (p<0,05) и снизилось значение материального благополучия (p<0,05) (табл. 1), увеличилось число школьников, занимающихся спортом (p<0,05), а число играющих в компьютерные игры уменьшилось (p<0,05) (табл. 2). Возрос интерес школьников (p<0,05) к темам, касающимся физкультуры и спорта, рационального питания, полового воспитания. Выросло число учащихся (p<0,05), интересующихся негативными последствиями действия на организм наркотиков, алкоголя, курения и компьютерных игр (табл. 3).
Таблица 1. Динамика распределения жизненных ценностей школьников, не более 1 ответа (%)
Показатель | 05.09.2013 | 10.01.2014 | 25.05.2014 | |||
основная | контрольная | основная | контрольная | основная | контрольная | |
Взаимоотношения в семье | 63 (18,9) | 13 (20,3) | 66 (19,8) | 13 (20,3) | 83 (25,0)* | 13 (20,3) |
Материальное благополучие | 100 (30,1) | 20 (31,2) | 94 (28,3) | 22 (34,4) | 67 (20,2)*, ** | 20 (31,3) |
Здоровье | 55 (16,6) | 15 (23,4) | 57 (17,2) | 14 (21,8) | 68 (20,5)* | 14 (21,9) |
Друзья | 29 (8,8) | 2 (3,1) | 29 (8,8) | 2 (3,1) | 27 (8,1) | 2 (3,1) |
Любовь | 23 (6,9) | 4 (6,3) | 23 (6,9) | 3 (4,8) | 21 (6,3) | 6 (9,4) |
Учеба, профессиональное образование | 41 (12,4) | 6 (9,4) | 41 (12,3) | 4 (6,2) | 43 (13,0) | 5 (7,8) |
Карьера | 21 (6,3) | 4 (6,3) | 22 (6,7) | 6 (9,4) | 23 (6,9) | 4 (6,2) |
Примечание. Здесь и в табл. 2—8: * — p<0,05 — по отношению к фоновому значению. Здесь и в табл. 5: ** — p<0,01 — по отношению к предыдущему этапу.
Таблица 2. Динамика наиболее предпочтительных видов досуга школьников, не более 1 ответа (%)
Досуг | 05.09.2013 | 10.01.2014 | 25.05.2014 | |||
основная | контрольная | основная | контрольная | основная | контрольная | |
Занимаюсь спортом | 46 (13,8) | 8 (12,5) | 55 (16,6) | 8 (12,5) | 75 (22,6)* | 9 (10,0) |
Хожу на дискотеку | 49 (14,7) | 10 (15,6) | 45 (13,6) | 9 (14,1) | 49 (14,7) | 9 (14,1) |
Читаю книги/газеты | 31 (9,4) | 5 (7,8) | 32 (9,6) | 5 (7,8) | 34 (10,3) | 5 (7,8) |
Смотрю теле/видео передачи | 40 (12,0) | 9 (14,1) | 39 (11,7) | 8 (12,5) | 37 (11,1) | 9 (14,1) |
Играю в комп. игры | 85 (25,6) | 18 (28,1) | 79 (23,8) | 19 (29,6) | 62 (18,7)* | 19 (29,8) |
Гуляю по улицам | 41 (12,3) | 7 (11,0) | 41 (12,4) | 9 (14,1) | 37 (11,1) | 7 (11,0) |
Хожу в кафетерий | 20 (6,0) | 3 (4,7) | 17 (5,1) | 3 (4,7) | 16 (4,8) | 3 (4,7) |
Заним. домаш. делами | 20 (6,0) | 4 (6,2) | 24 (7,2) | 3 (4,7) | 22 (6,7) | 3 (4,7) |
Таблица 3. Динамика интересов школьников к темам, касающимся разных аспектов образа жизни, не более 3 ответов (%)
Круг интересов | 05.09.2013 | 10.01.2014 | 25.05.2014 | |||
основная | контрольная | основная | контрольная | основная | контрольная | |
Физкультура, спорт | 56 (16,8) | 12 (18,7) | 61 (18,3) | 17 (21,2) | 82 (24,7)* | 12 (18,7) |
Рациональное питание | 52 (15,6) | 12 (18,7) | 55 (16,5) | 13 (20,3) | 72 (21,7)* | 13 (20,3) |
Курение | 49 (14,7) | 15 (23,4) | 64 (19,3) | 16 (25,0) | 71 (21,4)* | 15 (23,4) |
Алкоголь | 55 (16,5) | 18 (28,1) | 78 (23,5) | 18 (28,1) | 89 (26,8)* | 19 (29,7) |
Наркотики | 62 (18,6) | 22 (34,3) | 101 (30,4) | 21 (32,8) | 111(33,4)* | 20 (31,2) |
Компьютерные игры | 39 (15,0) | 10 (15,6) | 78 (23,5)* | 12 (18,7) | 96 (28,9)* | 11 (17,2) |
Половое воспитание | 84 (25,3) | 17 (26,5) | 92 (27,7) | 22 (34,3) | 111 (33,4)* | 16 (25,0) |
Возросла роль (p<0,05) учителей и родителей в ознакомлении школьников с проблемами, связанными с формированием КИЗ (табл. 4). У учащихся повысилась значимость (p<0,05) активной ППКИЗ и ограничения времени работы за компьютером (табл. 5).
Таблица 4. Динамика использования источников информации у школьников о проблемах, связанных с формированием компьютерной игровой зависимости, не более 3 ответов (%)
Источник информации | 05.09.2013 | 10.01.2014 | 25.05.2014 | |||
основная | контрольная | основная | контрольная | основная | контрольная | |
Телевидение | 27 (8,1) | 9 (14,0) | 28 (8,4) | 9 (14,0) | 28 (8,4) | 8 (12,0) |
Кино | 21 (6,3) | 5 (7,8) | 19 (5,7) | 4 (6,2) | 19 (5,7) | 6 (9,4) |
Книги, журналы/газеты | 55 (16,5) | 8 (12,5) | 61 (18,3) | 10 (15,6) | 63 (18,9) | 13 (20,3) |
Радио | 28 (8,4) | 5 (7,8) | 25 (7,5) | 6 (9,3) | 22 (6,6) | 5 (7,8) |
Преподаватели | 86 (25,9) | 18 (28,1) | 92 (27,7) | 17 (26,5) | 116 (34,9)* | 18 (28,1) |
Родители | 77 (23,2) | 13 (20,3) | 84 (25,3) | 15 (23,4) | 96 (28,9)* | 16 (25,0) |
Взрослые | 25 (7,5) | 5 (7,8) | 19 (5,7) | 7 (11,0) | 17 (5,1) | 6 (9,4) |
Друзья | 17 (5,1) | 6 (9,4) | 16 (4,8) | 7 (11,0) | 22 (6,6) | 7 (11,0) |
Другие | 22 (6,6) | 4 (6,2) | 20 (6,0) | 6 (9,3) | 16 (4,8) | 5 (7,8) |
Таблица 5. Динамика решений школьников по профилактике формирования КИЗ, не более 3 ответов (%)
Решение | 05.09.2013 | 10.01.2014 | 25.05.2014 | |||
основная | контрольная | основная | контрольная | основная | контрольная | |
Проводить ППКИЗ | 143 (43,1) | 33 (51,5) | 170 (51,2)* | 33 (51,5) | 232 (69,8)*, ** | 38 (59,4) |
Ограничить время работы за компьютером | 116 (34,9) | 21 (32,8) | 123 (37,0) | 25 (39,1) | 149 (44,8)* | 23 (35,9) |
Расширить другое времяпровождение | 81 (24,4) | 13 (20,8) | 85 (25,5) | 14 (21,8) | 98 (29,5) | 9 (14,1) |
Другое | 23 (6,9) | 10 (15,6) | 18 (5,4) | 11 (17,2) | 14 (4,2) | 10 (15,6) |
Уменьшилось число учащихся, проводивших за компьютером достаточно большой интервал времени (2—4 ч/день) (p<0,05), испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (p<0,05), снизилась частота проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером (p<0,05) (табл. 6).
Таблица 6. Проблемы, связанные с использованием компьютерных игр, у школьников различных групп (%)
Показатель | 05.09.2013 | 25.05.2014 | ||
основная | контрольная | основная | контрольная | |
Аффективные расстройства при воздержании от компьютера | ||||
беспокойство | 11 (3,3) | 4 (6,2) | 6 (1,8)* | 6 (9,4) |
раздражитель | 5 (1,5) | 2 (3,1) | 5 (1,5) | 5 (7,8)* |
общий дискомфорт | 14 (4,2) | 3 (4,7) | 8 (2,4)* | 4 (6,2) |
подавленность | — | 2 (3,1) | — | — |
ощущение пустоты | — | — | — | — |
Частота проблем, связанных с компьютерными играми и интернетом | ||||
всегда | — | — | — | — |
очень часто | 18 (5,4) | 4 (6,2) | 5 (1,5)* | 4 (6,2) |
часто | 35 (10,5) | 8 (12,5) | 21 (6,3) | 11 (17,2) |
редко | 26 (7,8) | 10 (15,6) | 14 (4,2)* | 10 (15,6) |
иногда | 73 (22,0) | 12 (18,8) | 49 (14,8)* | 10 (15,6) |
ко мне не относится | 180 (54,3) | 30 (46,9) | 243 (73,2)* | 29 (45,4) |
Частота откладываемых встреч и личных дел из-за компьютера | ||||
всегда | — | — | — | — |
очень часто | — | — | — | — |
часто | 12 (3,6) | 2 (3,1) | 2 (0,6) | 3 (4,7) |
редко | 32 (9,6) | 8 (12,5) | 17 (5,1)* | 10 (15,6) |
иногда | 55 (16,6) | 11 (17,2) | 79 (23,8) | 10 (15,6) |
ко мне не относится | 233 (70,2) | 43 (67,2) | 234 (70,5) | 41 (64,1) |
Время, проводимое за компьютером | ||||
30 мин — 2 ч | 303 (91,3) | 57 (89,1) | 318 (95,8) | 51 (79,7) |
2—4 ч | 29 (8,7) | 7 (10,9) | 14 (4,2)* | 13 (20,3)* |
4—10 ч | — | — | — | — |
По тестам идентификации КЗ и Такера на игровую зависимость, снизилось число лиц (p<0,05), у которых компьютерные игры могли привести соответственно к проблемам и негативным последствиям (табл. 7). По шкале оценки депрессии Т.И. Балашовой и HADS, снизилось число лиц (p<0,05) с легкой депрессией и субклинически выраженной тревогой/депрессией (см. табл. 7).
Таблица 7. Результаты проведения профилактических мероприятий у учащихся на основе скрининговых методов исследований (% и баллы)
Результат по шкале | 05.09.2013 | 25.05.2014 | ||
основная (n=332) | контрольная (n=64) | основная (n=332) | контрольная (n=64) | |
Идентификация | ||||
проблемы, связанные с использованием компьютера | 59 (17,7) 4±0,9 | 6 (9,4) 4±1,0 | 26 (7,8)* 4±1,0 | 6 (9,4) 4±0,5 |
Тест Такера на ИЗ | ||||
возможность развития негативных последствий | 48 (14,5) 5,2±0,9 | 6 (9,4) 4,8±0,7 | 29 (8,7)* 4,5±0,7 | 8 (12,5) 5,4±0,9 |
Шкала депрессии (Т.И. Балашова) | ||||
легкая депрессия | 34 (10,2) 56,4±2,6 | 10 (15,6) 56,2±2,0 | 19 (5,7)* 52,9±1,8 | 12 (18,8) 57,6±2,3 |
субдепрессивное состояние | 12 (3,6) 67,5±3,0 | 8 (12,5) 64,5±1,2 | 5 (1,5)* 62,6±0,8 | 11 (17,2) 64,5±0,5 |
Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) | ||||
отсутствие тревоги/депрессии | 290 (87,3) | 52 (81,2) | 311 (93,7) | 43 (67,2) |
субклинически выраженная тревога/депрессия | 42 (12,7) 9,0±1,0 8,4±0,4 | 12 (18,3) 8,3±0,2 8,7±0,4 | 21 (6,3)* 8,8±1,2 8,2±0,4 | 21 (32,8)* 8,5±0,7 8,3±0,5 |
Уменьшилась численность учащихся (p<0,05) соответственно явно некоммуникабельных и болтливых, многословных, конфликтных. Наметилась тенденция к уменьшению числа учеников замкнутых, неразговорчивых, любящих одиночество, и увеличению в известной степени общительных и любознательных, нормально коммуникабельных (табл. 8).
Таблица 8. Динамика изменений теста «Коммуникабельны ли вы?» у учащихся в результате проведенных профилактических мероприятий (%)
05.09.2013 | 25.05.2014 | ||
основная (n=332) | контрольная (n=64) | основная (n=332) | контрольная (n=64) |
Явно некоммуникабельны | |||
15 (4,5) | 3 (4,7) | 9 (2,7)* | 6 (9,4)* |
Замкнуты, неразговорчивы, любят одиночество | |||
42 (12,7) | 9 (14,1) | 28 (8,4) | 12 (18,8) |
В известной степени общительны | |||
93 (28,0) | 18 (28,1) | 103 (31,0) | 19 (29,6) |
Любознательность, нормальная коммуникабельность | |||
99 (29,8) | 18 (28,1) | 110 (33,2) | 15 (23,4) |
Чрезмерная общительность | |||
61 (18,4) | 9 (14,1) | 68 (20,5) | 7 (10,9) |
Общительность со стремлением «влезть во все дела» | |||
13 (3,9) | 5 (7,8) | 9 (2,7) | 4 (6,3) |
Болтливость, многословность, конфликтность | |||
9 (2,7) | 2 (3,1) | 5 (1,5)* | 1 (1,6)* |
В контрольной группе выявили увеличение интервала времени, проводимого учащимися за компьютером (p<0,05); рост числа учеников, испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (p<0,05); тенденцию к увеличению частоты проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером (см. табл. 6); повышение численности (p<0,05) некоммуникабельных учеников. Остальные исследуемые показатели были статистически недостоверными (см. табл. 8).
В настоящем исследовании получены данные, подтверждающие эффективность предложенной нами ППКИЗ с участием школьного психолога, педагогов, родителей, врачей — психиатров-наркологов и медицинских психологов.
Из представленных результатов видно, что в основной группе повысилась роль здоровья (с 16,6 до 20,5%) и взаимоотношений в семье (с 18,9 до 25%); увеличивалось число учащихся, интересующихся негативными последствиями действия на организм наркотиков (с 18,6 до 33,4%), алкоголя (с 16,5 до 26,8%), курения (14,7 до 21,4%), компьютерных игр (с 15,0 до 28,9%), уменьшилось число учеников, проводящих за компьютером 2—4 ч в день (с 8,7 до 4,2%), а также у которых компьютерные игры могли привести к проблемам и негативным последствиям (с 14,5 до 8,7%). Уменьшилась численность учащихся, испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (беспокойство — с 3,3 до 1,8%, общий дискомфорт — с 4,2 до 2,4%), некоммуникабельных (с 4,5 до 2,7%), конфликтных (с 2,7 до 1,5%) и наметилась тенденция к увеличению общительных и любознательных. Ученики отметили, что повысилась роль учителей (с 25,9 до 34,9%) и родителей (с 23,2 до 28,9%) в их ознакомлении с проблемами, связанными с формированием КИЗ.
В контрольной группе, где не проводились профилактические мероприятия, наблюдали рост числа учеников, проводивших за компьютером от 2 до 4 ч (с 10,9 до 20,3%); испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (раздражительность — с 3,1 до 7,8%, беспокойство и общий дискомфорт имели тенденцию к повышению); тенденцию к увеличению частоты проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером; повышение численности некоммуникабельных (с 4,7 до 9,4%).
Результаты сравнения основной и контрольной групп показали важность и необходимость проведения первичной профилактики формирования КИЗ у учащихся ООУ.
Важно подчеркнуть, что использованная программа ППКИЗ проводилась без отрыва учащихся от учебного процесса. Ее эффективность подтверждается увеличением числа школьников, предпочитающих здоровый образ жизни (физкультура и спорт, рациональное питание, половое воспитание, взаимоотношения в семье); уменьшением числа лиц, предпочитающих компьютерные игры как вид досуга (уменьшение интервала времени, проводимого за компьютером); уменьшением числа лиц с легким депрессивным состоянием; улучшением коммуникативных способностей.
ППКИЗ должна проводиться не менее 9 мес.
Таким образом, проводимая ППКИЗ с участием школьного психолога, педагогов, родителей, врачей — психиатров-наркологов и медицинских психологов привела к активации позитивных свойств личности у учащихся (коммуникабельность, широта интересов), расширению круга личностных стратегий в решении возникающих интерперсональных проблем, формированию механизмов и навыков, способствующих умению справиться с возникающим патологическим влечением к компьютерным играм, увеличению числа школьников, предпочитающих здоровый образ жизни (физкультура и спорт, рациональное питание, половое воспитание, взаимоотношения в семье).
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.