Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кардашян Р.А.

ФГАОУ ВПО «Российский университет Дружбы народов» — медицинский институт

Первичная профилактика компьютерной игровой зависимости у учащихся общеобразовательных учреждений

Авторы:

Кардашян Р.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 817

Загрузок: 2


Как цитировать:

Кардашян Р.А. Первичная профилактика компьютерной игровой зависимости у учащихся общеобразовательных учреждений. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(3):97‑103.
Kardashian RA. Primary prevention of computer game addiction in students of educational institutions. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(3):97‑103. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202412403197

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
Стра­те­гия «5 П» сов­ре­мен­ной кон­тра­цеп­ции. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(1):122-134
Эф­фек­тив­ность кон­тро­ля по­вы­шен­ной мас­сы те­ла с при­ме­не­ни­ем дис­тан­ци­он­ных циф­ро­вых тех­но­ло­гий в раз­лич­ных ор­га­ни­за­ци­он­ных мо­де­лях ока­за­ния пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(1):26-36
Ген­дер­ные раз­ли­чия скри­нин­га пси­хи­чес­ко­го расстройства и расстройства по­ве­де­ния как важ­но­го эта­па про­фи­лак­ти­ки сер­деч­но-со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ний у лиц мо­ло­до­го воз­рас­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):66-71
Ко­ло­рек­таль­ный рак: за­бо­ле­ва­емость, фак­то­ры рис­ка и скри­нинг. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):93-97
Воз­мож­нос­ти про­фи­лак­ти­ки кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­ких за­бо­ле­ва­ний у жен­щин с неб­ла­гоп­ри­ят­ны­ми ис­хо­да­ми бе­ре­мен­нос­ти в анам­не­зе. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):98-103
К воп­ро­су о ран­ней ди­аг­нос­ти­ке зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний ко­жи при про­ве­де­нии ме­ди­цин­ских ос­мот­ров. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):161-167
Ре­ци­див пер­вич­ной ме­ди­ас­ти­наль­ной B-круп­нок­ле­точ­ной лим­фо­мы с изо­ли­ро­ван­ным по­ра­же­ни­ем цен­траль­ной нер­вной сис­те­мы: фак­то­ры рис­ка и по­иск пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной те­ра­пии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(2):39-45
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79

В настоящее время происходит постоянное внедрение в повседневную жизнь все новых и новых компьютерных технологий, а вместе с ним и распространение мощного потока информации, в том числе компьютерных игр. С каждым годом разработчики создают новые видеоигры и постоянно усовершенствуют имеющиеся. Компьютерным играм отдают предпочтение широкий круг людей — от детей и подростков до взрослых: средний возраст геймеров составляет 30 лет [1].

Особую тревогу вызывает вовлечение молодого поколения (детей, подростков) в компьютерные игры. В отличие от взрослых дети быстрее поддаются пагубным увлечениям. Даже те компьютерные игры, которые имеют развивающее позитивное действие, оказывают и отрицательное воздействие на здоровье: оскудение эмоциональной сферы, агрессивное поведение, сужение круга интересов, стремление к созданию «собственного мира», уход от реальности, социальную изоляцию, трудность в межличностных контактах, снижение школьной успеваемости, наконец, формирование зависимости [1—14]. Дополнительным негативным фактором является присоединение соматических расстройств (снижение остроты зрения, боли в спине, онемение пальцев кистей рук, быстрая утомляемость и др.). Компьютерная зависимость (КЗ) формируется намного быстрее, чем зависимость от психоактивных веществ (курение, наркотики, алкоголь).

Все чаще в силу возрастных психологических особенностей подростки становятся зависимыми от видеоигр. По данным литературы, около 5% пользователей-подростков из числа учащихся средних школ имеют выраженную КЗ [1]. Чем меньше возраст приобщения к компьютеру, тем больше у ребенка шансов стать зависимым. Целесообразно, конечно, приобщаться к компьютеру через образовательные игры. Однако следует отметить, что ни одна, пусть даже развивающая, компьютерная игра не может заменить реальные детские игрушки, развивающие и обучающие «офлайн» игры, где ребенок или подросток своими пальцами соприкасается с реальными предметами. Именно соприкасаясь с реальными предметами, ребенок или подросток начитает понимать и ощущать реальный мир, что не дает компьютер.

Более того, компьютерная игровая зависимость (КИЗ) стала серьезной проблемой не только для самих игроков, но и для их родственников и близких [9, 10]. В связи с вышеизложенным становится очевидной необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение формирования КИЗ.

Цель исследования — проведение первичной профилактики КИЗ (ППКИЗ) у учащихся общеобразовательных учреждений (ООУ).

Материал и методы

В 2013—2015 г. были обследованы 488 учащихся (58,9% мальчиков и 41,1% девочек) 2 муниципальных ООУ Сергиев Посадского района Московской области (школы №4 и 14).

Из общего числа обследованных 393 человека составили основную группу (58,5% мальчиков и 41,5% девочек), которые не только проходили обследование, но с которыми проводились профилактические мероприятия на базе муниципальных ООУ и в отделе реабилитации НИИ наркологии — филиала ФГБУ «Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии» Минздрава России (Москва).

Контрольную группу составили 95 учащихся (61% мальчиков и 39% девочек), которые были обследованы, но не участвовали в профилактических мероприятиях.

Указанные группы были сопоставимы по возрасту (14,6±2,4 года) и социально-демографическим показателям.

В исследование были включены также родители, из которых 135 (43,7% мужчин и 56,3% женщин) человек составили основную группу, 28 (42,8% мужчин и 57,2% женщин) — контрольную, и 28 (25% мужчин и 75% женщин) педагогов ООУ, которые дали письменное информированное согласие.

Из исследования были исключены ученики с психическими заболеваниями, тяжелыми заболеваниями ЦНС, эпилепсией, тяжелыми соматическими заболеваниями в стадии обострения.

Исследование состояло из нескольких этапов и было рассчитано на 9 мес. Первый этап — анкетирование — социальное интервью учащихся, родителей и педагогов, диагностическое тестирование и клинический осмотр учеников с выделением групп с различной степенью увлеченности компьютерными играми [15]. Второй этап — проведение ППКИЗ. Третий этап оценка эффективности проводимой программы.

Были использованы следующие методы обследования: социологический; клинический — сбор анамнеза, динамическое наблюдение. Комплекс опросников и тестов включал лингвистический тест [15]; «Идентификация компьютерной зависимости»; тест Такера на выявление игровой зависимости; скрининговая диагностика КЗ по методу Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот [16]; для родителей — опросник на выявление КИЗ у детей; анкета для раннего выявления педагогами КИЗ у учащихся; шкала депрессии Т.И. Балашовой; госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) [17]; тест «Коммуникабельны ли вы?». Кроме того, использована батарея опросников для выявления степени увлеченности компьютерными играми и КИЗ у учащихся. Применялись опросники К. Янг, а также адаптированный В.Л. Малыгиным CIAS, которые направлены на выявление интернет-зависимости и позволяют в какой-то мере определить степень увлеченности компьютерными играми и зависимости.

Статистический анализ и обработка данных проводились с использованием параметрических и непараметрических методов [18]. Для оценки справедливости нулевой гипотезы (достоверность разницы средних) был использован параметрический метод — t-критерий Стьюдента. Сила корреляционной связи между двумя показателями, измеренными в количественной шкале, исследовалась с помощью параметрического метода Пирсона. Для сравнения количества процентных данных (долей) использовали критерий χ2. Для определения существенности различия двух совокупностей использовался непараметрический метод статистики — критерий Колмогорова—Смирнова. Для изучения размера связи между двумя признаками применяли непараметрический метод — коэффициент корреляции рангов Спирмена.

Что касается методов профилактики КИЗ, то за основу были взяты описанные в литературе наиболее эффективные программы [19—21]. Стратегия ППКИЗ состоит в следующем: в центре первичной профилактики должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность, — семья, учеба и досуг школьника с его микросоциальным окружением. Признано, что в рамках этой наиболее адекватной стратегии сдерживания полный отказ от компьютера, интернета, компьютерных игр и других «благ» компьютеризации невозможен. Поэтому ППКИЗ была направлена на обучение учащихся здоровому образу жизни, развитию их личностных ресурсов, формирование навыков преодоления проблемных ситуаций, изменение ценностного отношения к компьютерным играм и формирование альтернативных интересов.

ППКИЗ проводилась в отведенные на классные часы время и состояла из трех блоков: 1) консультативно- диагностического; 2) информационно-просветительского, ориентированного на расширение знаний о роли компьютера в жизни человека и возможных негативных последствиях для здоровья человека, который реализовался школьными психологами и педагогами (11 ч); 3) конструктивно-позитивного, который проводился психиатрами-наркологами и медицинскими психологами и включал организацию тренингов, игр и упражнений, направленных на формирование культуры безопасного поведения и здоровьесберегающего стиля жизни (36 ч). Каждое занятие завершалось отработкой навыков и разъяснением домашнего задания.

ППКИЗ включала также семейное консультирование и психолого-просветительскую работу с родителями (10 ч 30 мин). Для педагогов предусматривались занятия (9 ч): 1) лекционно-информационное — по психологии личности, специфике подросткового возраста, особенностям дисфункциональной семьи и стрессовым расстройствам, проблемам зависимости и созависимости; 2) психологическое — на развитие личностных ресурсов и стратегий позитивного поведения у учителей.

Проведение исследования было одобрено комитетом по этике научных исследований Российского университета дружбы народов (протокол №4 от 15 октября 2012 г.).

Результаты и обсуждение

Проведенное исследование позволило выделить подгруппы учащихся с различной степенью вовлеченности в компьютерные игры: с естественным интересом к компьютерным играм (84,5%), с увлеченностью компьютерными играми с вредными последствиями (10,2%) и с КИЗ (5,3%). Соответственно 332 обследованных основной и 64 — контрольной группы составили 1-ю подгруппу, где школьники проявляли возрастной естественный интерес к компьютерным играм (ЕИКИ, «здоровые»); соответственно 40 и 16 учащихся вошли во 2-ю подгруппу, где ученики избыточно использовали компьютерные игры и имелись проблемы в когнитивной, поведенческой, аффективной, соматической сферах, но без сформированной зависимости (увлеченность компьютерными играми с вредными последствиями, УКИВП); 21 и 15 человек соответственно были отнесены к 3-й подгруппе, где у учеников были выявлены неодолимое патологическое влечение к компьютерным играм, рост толерантности, синдром отмены (КИЗ).

В программу ППКИЗ вошли учащиеся основной 1-й подгруппы (ЕИКИ). В результате ее проведения в их жизни повысилась роль здоровья и взаимоотношений в семье (p<0,05) и снизилось значение материального благополучия (p<0,05) (табл. 1), увеличилось число школьников, занимающихся спортом (p<0,05), а число играющих в компьютерные игры уменьшилось (p<0,05) (табл. 2). Возрос интерес школьников (p<0,05) к темам, касающимся физкультуры и спорта, рационального питания, полового воспитания. Выросло число учащихся (p<0,05), интересующихся негативными последствиями действия на организм наркотиков, алкоголя, курения и компьютерных игр (табл. 3).

Таблица 1. Динамика распределения жизненных ценностей школьников, не более 1 ответа (%)

Показатель

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Взаимоотношения в семье

63 (18,9)

13 (20,3)

66 (19,8)

13 (20,3)

83 (25,0)*

13 (20,3)

Материальное благополучие

100 (30,1)

20 (31,2)

94 (28,3)

22 (34,4)

67 (20,2)*, **

20 (31,3)

Здоровье

55 (16,6)

15 (23,4)

57 (17,2)

14 (21,8)

68 (20,5)*

14 (21,9)

Друзья

29 (8,8)

2 (3,1)

29 (8,8)

2 (3,1)

27 (8,1)

2 (3,1)

Любовь

23 (6,9)

4 (6,3)

23 (6,9)

3 (4,8)

21 (6,3)

6 (9,4)

Учеба, профессиональное образование

41 (12,4)

6 (9,4)

41 (12,3)

4 (6,2)

43 (13,0)

5 (7,8)

Карьера

21 (6,3)

4 (6,3)

22 (6,7)

6 (9,4)

23 (6,9)

4 (6,2)

Примечание. Здесь и в табл. 2—8: * — p<0,05 — по отношению к фоновому значению. Здесь и в табл. 5: ** — p<0,01 — по отношению к предыдущему этапу.

Таблица 2. Динамика наиболее предпочтительных видов досуга школьников, не более 1 ответа (%)

Досуг

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Занимаюсь спортом

46 (13,8)

8 (12,5)

55 (16,6)

8 (12,5)

75 (22,6)*

9 (10,0)

Хожу на дискотеку

49 (14,7)

10 (15,6)

45 (13,6)

9 (14,1)

49 (14,7)

9 (14,1)

Читаю книги/газеты

31 (9,4)

5 (7,8)

32 (9,6)

5 (7,8)

34 (10,3)

5 (7,8)

Смотрю теле/видео передачи

40 (12,0)

9 (14,1)

39 (11,7)

8 (12,5)

37 (11,1)

9 (14,1)

Играю в комп. игры

85 (25,6)

18 (28,1)

79 (23,8)

19 (29,6)

62 (18,7)*

19 (29,8)

Гуляю по улицам

41 (12,3)

7 (11,0)

41 (12,4)

9 (14,1)

37 (11,1)

7 (11,0)

Хожу в кафетерий

20 (6,0)

3 (4,7)

17 (5,1)

3 (4,7)

16 (4,8)

3 (4,7)

Заним. домаш. делами

20 (6,0)

4 (6,2)

24 (7,2)

3 (4,7)

22 (6,7)

3 (4,7)

Таблица 3. Динамика интересов школьников к темам, касающимся разных аспектов образа жизни, не более 3 ответов (%)

Круг интересов

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Физкультура, спорт

56 (16,8)

12 (18,7)

61 (18,3)

17 (21,2)

82 (24,7)*

12 (18,7)

Рациональное питание

52 (15,6)

12 (18,7)

55 (16,5)

13 (20,3)

72 (21,7)*

13 (20,3)

Курение

49 (14,7)

15 (23,4)

64 (19,3)

16 (25,0)

71 (21,4)*

15 (23,4)

Алкоголь

55 (16,5)

18 (28,1)

78 (23,5)

18 (28,1)

89 (26,8)*

19 (29,7)

Наркотики

62 (18,6)

22 (34,3)

101 (30,4)

21 (32,8)

111(33,4)*

20 (31,2)

Компьютерные игры

39 (15,0)

10 (15,6)

78 (23,5)*

12 (18,7)

96 (28,9)*

11 (17,2)

Половое воспитание

84 (25,3)

17 (26,5)

92 (27,7)

22 (34,3)

111 (33,4)*

16 (25,0)

Возросла роль (p<0,05) учителей и родителей в ознакомлении школьников с проблемами, связанными с формированием КИЗ (табл. 4). У учащихся повысилась значимость (p<0,05) активной ППКИЗ и ограничения времени работы за компьютером (табл. 5).

Таблица 4. Динамика использования источников информации у школьников о проблемах, связанных с формированием компьютерной игровой зависимости, не более 3 ответов (%)

Источник информации

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Телевидение

27 (8,1)

9 (14,0)

28 (8,4)

9 (14,0)

28 (8,4)

8 (12,0)

Кино

21 (6,3)

5 (7,8)

19 (5,7)

4 (6,2)

19 (5,7)

6 (9,4)

Книги, журналы/газеты

55 (16,5)

8 (12,5)

61 (18,3)

10 (15,6)

63 (18,9)

13 (20,3)

Радио

28 (8,4)

5 (7,8)

25 (7,5)

6 (9,3)

22 (6,6)

5 (7,8)

Преподаватели

86 (25,9)

18 (28,1)

92 (27,7)

17 (26,5)

116 (34,9)*

18 (28,1)

Родители

77 (23,2)

13 (20,3)

84 (25,3)

15 (23,4)

96 (28,9)*

16 (25,0)

Взрослые

25 (7,5)

5 (7,8)

19 (5,7)

7 (11,0)

17 (5,1)

6 (9,4)

Друзья

17 (5,1)

6 (9,4)

16 (4,8)

7 (11,0)

22 (6,6)

7 (11,0)

Другие

22 (6,6)

4 (6,2)

20 (6,0)

6 (9,3)

16 (4,8)

5 (7,8)

Таблица 5. Динамика решений школьников по профилактике формирования КИЗ, не более 3 ответов (%)

Решение

05.09.2013

10.01.2014

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

основная

контрольная

Проводить ППКИЗ

143 (43,1)

33 (51,5)

170 (51,2)*

33 (51,5)

232 (69,8)*, **

38 (59,4)

Ограничить время работы за компьютером

116 (34,9)

21 (32,8)

123 (37,0)

25 (39,1)

149 (44,8)*

23 (35,9)

Расширить другое времяпровождение

81 (24,4)

13 (20,8)

85 (25,5)

14 (21,8)

98 (29,5)

9 (14,1)

Другое

23 (6,9)

10 (15,6)

18 (5,4)

11 (17,2)

14 (4,2)

10 (15,6)

Уменьшилось число учащихся, проводивших за компьютером достаточно большой интервал времени (2—4 ч/день) (p<0,05), испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (p<0,05), снизилась частота проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером (p<0,05) (табл. 6).

Таблица 6. Проблемы, связанные с использованием компьютерных игр, у школьников различных групп (%)

Показатель

05.09.2013

25.05.2014

основная

контрольная

основная

контрольная

Аффективные расстройства при воздержании от компьютера

беспокойство

11 (3,3)

4 (6,2)

6 (1,8)*

6 (9,4)

раздражитель

5 (1,5)

2 (3,1)

5 (1,5)

5 (7,8)*

общий дискомфорт

14 (4,2)

3 (4,7)

8 (2,4)*

4 (6,2)

подавленность

2 (3,1)

ощущение пустоты

Частота проблем, связанных с компьютерными играми и интернетом

всегда

очень часто

18 (5,4)

4 (6,2)

5 (1,5)*

4 (6,2)

часто

35 (10,5)

8 (12,5)

21 (6,3)

11 (17,2)

редко

26 (7,8)

10 (15,6)

14 (4,2)*

10 (15,6)

иногда

73 (22,0)

12 (18,8)

49 (14,8)*

10 (15,6)

ко мне не относится

180 (54,3)

30 (46,9)

243 (73,2)*

29 (45,4)

Частота откладываемых встреч и личных дел из-за компьютера

всегда

очень часто

часто

12 (3,6)

2 (3,1)

2 (0,6)

3 (4,7)

редко

32 (9,6)

8 (12,5)

17 (5,1)*

10 (15,6)

иногда

55 (16,6)

11 (17,2)

79 (23,8)

10 (15,6)

ко мне не относится

233 (70,2)

43 (67,2)

234 (70,5)

41 (64,1)

Время, проводимое за компьютером

30 мин — 2 ч

303 (91,3)

57 (89,1)

318 (95,8)

51 (79,7)

2—4 ч

29 (8,7)

7 (10,9)

14 (4,2)*

13 (20,3)*

4—10 ч

По тестам идентификации КЗ и Такера на игровую зависимость, снизилось число лиц (p<0,05), у которых компьютерные игры могли привести соответственно к проблемам и негативным последствиям (табл. 7). По шкале оценки депрессии Т.И. Балашовой и HADS, снизилось число лиц (p<0,05) с легкой депрессией и субклинически выраженной тревогой/депрессией (см. табл. 7).

Таблица 7. Результаты проведения профилактических мероприятий у учащихся на основе скрининговых методов исследований (% и баллы)

Результат по шкале

05.09.2013

25.05.2014

основная (n=332)

контрольная (n=64)

основная (n=332)

контрольная (n=64)

Идентификация

проблемы, связанные с использованием компьютера

59 (17,7)

4±0,9

6 (9,4)

4±1,0

26 (7,8)*

4±1,0

6 (9,4)

4±0,5

Тест Такера на ИЗ

возможность развития негативных последствий

48 (14,5)

5,2±0,9

6 (9,4)

4,8±0,7

29 (8,7)*

4,5±0,7

8 (12,5)

5,4±0,9

Шкала депрессии (Т.И. Балашова)

легкая депрессия

34 (10,2)

56,4±2,6

10 (15,6)

56,2±2,0

19 (5,7)*

52,9±1,8

12 (18,8)

57,6±2,3

субдепрессивное состояние

12 (3,6)

67,5±3,0

8 (12,5)

64,5±1,2

5 (1,5)*

62,6±0,8

11 (17,2)

64,5±0,5

Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)

отсутствие тревоги/депрессии

290 (87,3)

52 (81,2)

311 (93,7)

43 (67,2)

субклинически выраженная тревога/депрессия

42 (12,7)

9,0±1,0

8,4±0,4

12 (18,3)

8,3±0,2

8,7±0,4

21 (6,3)*

8,8±1,2

8,2±0,4

21 (32,8)*

8,5±0,7

8,3±0,5

Уменьшилась численность учащихся (p<0,05) соответственно явно некоммуникабельных и болтливых, многословных, конфликтных. Наметилась тенденция к уменьшению числа учеников замкнутых, неразговорчивых, любящих одиночество, и увеличению в известной степени общительных и любознательных, нормально коммуникабельных (табл. 8).

Таблица 8. Динамика изменений теста «Коммуникабельны ли вы?» у учащихся в результате проведенных профилактических мероприятий (%)

05.09.2013

25.05.2014

основная (n=332)

контрольная (n=64)

основная (n=332)

контрольная (n=64)

Явно некоммуникабельны

15 (4,5)

3 (4,7)

9 (2,7)*

6 (9,4)*

Замкнуты, неразговорчивы, любят одиночество

42 (12,7)

9 (14,1)

28 (8,4)

12 (18,8)

В известной степени общительны

93 (28,0)

18 (28,1)

103 (31,0)

19 (29,6)

Любознательность, нормальная коммуникабельность

99 (29,8)

18 (28,1)

110 (33,2)

15 (23,4)

Чрезмерная общительность

61 (18,4)

9 (14,1)

68 (20,5)

7 (10,9)

Общительность со стремлением «влезть во все дела»

13 (3,9)

5 (7,8)

9 (2,7)

4 (6,3)

Болтливость, многословность, конфликтность

9 (2,7)

2 (3,1)

5 (1,5)*

1 (1,6)*

В контрольной группе выявили увеличение интервала времени, проводимого учащимися за компьютером (p<0,05); рост числа учеников, испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (p<0,05); тенденцию к увеличению частоты проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером (см. табл. 6); повышение численности (p<0,05) некоммуникабельных учеников. Остальные исследуемые показатели были статистически недостоверными (см. табл. 8).

В настоящем исследовании получены данные, подтверждающие эффективность предложенной нами ППКИЗ с участием школьного психолога, педагогов, родителей, врачей — психиатров-наркологов и медицинских психологов.

Из представленных результатов видно, что в основной группе повысилась роль здоровья (с 16,6 до 20,5%) и взаимоотношений в семье (с 18,9 до 25%); увеличивалось число учащихся, интересующихся негативными последствиями действия на организм наркотиков (с 18,6 до 33,4%), алкоголя (с 16,5 до 26,8%), курения (14,7 до 21,4%), компьютерных игр (с 15,0 до 28,9%), уменьшилось число учеников, проводящих за компьютером 2—4 ч в день (с 8,7 до 4,2%), а также у которых компьютерные игры могли привести к проблемам и негативным последствиям (с 14,5 до 8,7%). Уменьшилась численность учащихся, испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (беспокойство — с 3,3 до 1,8%, общий дискомфорт — с 4,2 до 2,4%), некоммуникабельных (с 4,5 до 2,7%), конфликтных (с 2,7 до 1,5%) и наметилась тенденция к увеличению общительных и любознательных. Ученики отметили, что повысилась роль учителей (с 25,9 до 34,9%) и родителей (с 23,2 до 28,9%) в их ознакомлении с проблемами, связанными с формированием КИЗ.

В контрольной группе, где не проводились профилактические мероприятия, наблюдали рост числа учеников, проводивших за компьютером от 2 до 4 ч (с 10,9 до 20,3%); испытывающих аффективные нарушения при воздержании от компьютера (раздражительность — с 3,1 до 7,8%, беспокойство и общий дискомфорт имели тенденцию к повышению); тенденцию к увеличению частоты проблем и откладываемых встреч и личных дел, связанных с проведением времени за компьютером; повышение численности некоммуникабельных (с 4,7 до 9,4%).

Результаты сравнения основной и контрольной групп показали важность и необходимость проведения первичной профилактики формирования КИЗ у учащихся ООУ.

Важно подчеркнуть, что использованная программа ППКИЗ проводилась без отрыва учащихся от учебного процесса. Ее эффективность подтверждается увеличением числа школьников, предпочитающих здоровый образ жизни (физкультура и спорт, рациональное питание, половое воспитание, взаимоотношения в семье); уменьшением числа лиц, предпочитающих компьютерные игры как вид досуга (уменьшение интервала времени, проводимого за компьютером); уменьшением числа лиц с легким депрессивным состоянием; улучшением коммуникативных способностей.

ППКИЗ должна проводиться не менее 9 мес.

Таким образом, проводимая ППКИЗ с участием школьного психолога, педагогов, родителей, врачей — психиатров-наркологов и медицинских психологов привела к активации позитивных свойств личности у учащихся (коммуникабельность, широта интересов), расширению круга личностных стратегий в решении возникающих интерперсональных проблем, формированию механизмов и навыков, способствующих умению справиться с возникающим патологическим влечением к компьютерным играм, увеличению числа школьников, предпочитающих здоровый образ жизни (физкультура и спорт, рациональное питание, половое воспитание, взаимоотношения в семье).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.