Введение
26 марта 2020 г. в Москве в связи с пандемией COVID-19 был введен обязательный режим самоизоляции для пожилых людей старше 65 лет и лиц, страдающих рядом хронических заболеваний, а 29 марта 2020 г. этот режим распространили на всех жителей столицы, независимо от возраста. Покидать квартиру допускалось только для обращения за экстренной медпомощью, поездок на работу, посещения ближайших магазинов и аптек, выгула домашних животных (на расстоянии до 100 м от места жительства) и выноса мусора. Сходные ограничения были введены во многих странах.
Одним из последствий такого решения стало значительное ограничение двигательной активности населения, в особенности пожилых людей, что приводило в том числе к усилению у них интенсивности хронической боли в спине, а также к росту количества пациентов с такими болевыми синдромами [1]. В некоторых исследованиях подчеркивается фактор ограничения доступности привычной медицинской помощи в этот период [2]. В нашей стране ограничения, введенные во время пандемии COVID-19, также негативно отразились на объеме плановой и амбулаторной помощи населению, в том числе в поликлиниках были закрыты кабинеты физиотерапии, отменены групповые занятия лечебной физической культурой. Таким образом, пациенты с хронической болью в спине не всегда могли своевременно получить профессиональные плановые консультации и лечение, а медицинские назначения им преимущественно ограничивались медикаментозной терапией.
В данном исследовании не рассматривается влияние пандемии COVID-19 на состояние пациентов с хронической болью, мы лишь использовали вынужденные ситуационные условия самоизоляции граждан.
Цель данного исследования — определить наличие и степень влияния ограничения двигательной активности на интенсивность боли и степень нарушений жизнедеятельности у пациентов с дегенеративными заболеваниями позвоночника. Результаты исследования планируется использовать при создании мультидисциплинарных программ лечения пациентов с хронической болью в спине.
Материал и методы
В исследование было включено 103 пациента (соотношение мужчины/женщины = 22/81, средний возраст пациентов составил 64±13 лет) с дегенеративными заболеваниями позвоночника, которые в течение 2020 г., во время действия режима самоизоляции, обращались за медицинской помощью по поводу боли в спине в отделение лечения пациентов с хроническими болевыми синдромами ГБУЗ «ГКБ№52 ДЗМ». На протяжении времени набора материала в исследование включали всех подряд пациентов с дегенеративными заболеваниями позвоночника (клинически проявляющимися постоянной болью в спине с иррадиацией или без иррадиации в нижние конечности), согласившихся заполнить анкеты, не болевших COVID-19 и не вакцинированных от COVID-19. Исключали из исследования пациентов с основной патологией, не связанной с заболеваниями позвоночника, больных с выраженными когнитивными нарушениями, препятствующими получению продуктивной обратной связи, заполнению вопросников и пр., а также отказавшихся от участия в исследовании. Включенным пациентам, на основании клинического осмотра и результатов применения инструментальных методов обследования (таких как магнитно-резонансная томография позвоночника, рентгенография позвоночника и таза) был выставлен диагноз: 35 (34%) пациентам — «полифакторный стеноз позвоночного канала (M48.0)», 18 (17%) пациентам — «грыжа межпозвонкового диска с радикулопатией (M51.1)», 50 (49%) пациентам — «спондилоартроз и дисфункция крестцово-подвздошного сочленения (M 47.9)». Всем больным предлагали оценить свое состояние до введения и во время действия режима самоизоляции следующим образом:
— Необходимо было ответить на два вопроса о степени повседневной активности, выбрав один, наиболее подходящий ответ:
1. Как часто Вы выходили/выходите из дома до введения/во время действия режима самоизоляции?
а) каждый день;
б) несколько дней в неделю;
в) 3 дня в месяц или реже.
2. Какова Ваша физическая активность дома во время действия режима самоизоляции?
а) высокая (выполняю больше работы по дому, чем обычно, и ежедневно делаю физические упражнения);
б) средняя (стараюсь делать больше работы по дому, чем обычно);
в) минимальная (просмотр телевизора, чтение книг, стандартная работа по дому, работа за компьютером).
— Пациентам предлагали оценить до введения/во время действия режима самоизоляции средний уровень ежедневной боли в спине по числовой рейтинговой шкале (ЧРШ) от 0 до 10, где 0 — отсутствие боли, а 10 — нестерпимая боль.
— Перед приемом больных просили заполнить опросник Освестри для оценки нарушений жизнедеятельности у пациентов с болью в нижней части спины, характеризующий состояние до введения / во время действия режима самоизоляции.
Статистический анализ полученных данных проводили при помощи пакета прикладных программ Statistica 12 (StatSoft, Inc., США). Описательная статистика количественных признаков с нормальным распределением представлена средним значением и среднеквадратическим отклонением в формате M±s, с распределением, отличным от нормального, — медианой и 25-м и 75-м процентилями в формате Me (UQ; LQ), качественных признаков — абсолютными и относительными частотами. Сравнение связанных групп по качественным порядковым признакам выполняли с помощью критерия Уилкоксона для парных сравнений, по качественным номинальным признакам — с помощью критерия χ2 Пирсона. Пороговый уровень статистической значимости принят равным 0,05.
Результаты
До введения режима самоизоляции пациенты выходили из дома со следующей частотой: 56 (53,4%) пациентов — каждый день, 35 (33,9%) пациентов — несколько дней в неделю, 13 (12,7%) пациентов — 3 дня в месяц или реже. Во время действия режима самоизоляции пациенты покидали дом статистически значимо реже: 14 (13,6%) пациентов — каждый день, 35 (33,9%) пациентов — несколько дней в неделю, 54 (52,3%) пациента — 3 дня в месяц или реже (p<0,001, критерий χ2 Пирсона) (рисунок).
Частота выхода пациентов из дома до и во время действия режима самоизоляции, %.
По степени физической активности в домашних условиях во время действия режима самоизоляции (согласно ответам на предложенный опросник) пациенты распределились следующим образом: с высокой активностью — 13 (12,6%) пациентов, со средней активностью — 38 (36,9%) пациентов, с минимальной активностью — 52 (50,5%) пациента.
Таким образом, после введения режима самоизоляции активность пациентов, страдающих от хронической боли, «зеркально» изменилась. До введения режима самоизоляции 53,4% пациентов были активны, ежедневно выходили на улицу, а после начала действия режима самоизоляции 52,5% пациентов практически совсем перестали покидать свой дом, несмотря на то что они имели возможность ходить в магазин, аптеку, выгуливать животных, ездить на работу (некоторые категории работающих граждан) (см. рисунок). Важным фактом является то, что 50,5% пациентов даже в домашних условиях имели минимальную физическую активность и только 12,6% больных старались делать побольше физической работы дома и ежедневно выполнять физические упражнения, чтобы компенсировать дефицит двигательной активности в условиях действия режима самоизоляции во время пандемии.
Интенсивность боли у пациентов, включенных в исследование и страдающих хроническими дегенеративными заболеваниями позвоночника, возрастала во время пандемии и составила: 7 (5; 8) баллов по ЧРШ (n=102) до введения режима самоизоляции и 8 (7; 9) баллов по ЧРШ (n=102) во время действия режима самоизоляции (p<0,001, критерий Уилкоксона для парных сравнений) (таблица). У включенных в исследование пациентов с хронической болью в спине также увеличилась степень нарушений жизнедеятельности: 33 (22; 49)% (n=93; умеренное нарушение) и 46 (30; 60)% (n=93; тяжелое нарушение) до введения и во время действия режима самоизоляции соответственно (p<0,001, критерий Уилкоксона для парных сравнений) (см. таблицу).
Динамика интенсивности боли и нарушений жизнедеятельности у пациентов с хронической болью в спине до введения и во время действия режима самоизоляции в период пандемии COVID-19
Изучаемый параметр | До введения режима самоизоляции | Во время действия режима самоизоляции | Уровень значимости p, критерий Уилкоксона для парных сравнений |
Интенсивность боли по ЧРШ, n=102, баллов | 7 (5; 8) | 8 (7; 9) | p<0,001 |
Нарушения жизнедеятельности согласно опроснику Освестри, n=93, % | 33 (22; 49) | 46 (30; 60) | p<0,001 |
Примечание. Данные представлены в виде Me (UQ; LQ); ЧРШ — числовая рейтинговая шкала.
Обсуждение
Наше исследование показало, что у пациентов при снижении физической активности отмечалось усиление боли в спине и усиление нарушений жизнедеятельности. За время пандемии было проведено множество исследований, касающихся ее влияния на эпидемиологию хронической боли в спине. К ограничениям большинства опубликованных работ относится анализ гетерогенных групп пациентов, в том числе переболевших COVID-19, у которых ухудшение самочувствия могло быть связано в том числе с развитием постковидного болевого синдрома или с побочными эффектами вакцин [1, 3]. Наше исследование проводилось в период начала пандемии, когда процент переболевших COVID-19 был достаточно низким, а вакцинация в Российской Федерации еще не началась. Согласно протоколу исследования, в него включали исключительно пациентов, не болевших ранее COVID-19 и не вакцинированных против этого заболевания. То есть усиление боли и нарушения жизнедеятельности у исследуемых пациентов не были связаны непосредственно с инфекцией COVID-19 или с поствакцинальной реакцией. Таким образом, можно предположить, что уровень физической активности оказывает непосредственное влияние на уровень боли и степень выраженности нарушений жизнедеятельности у пациентов с дегенеративными заболеваниями позвоночника.
Причины, лежащие в основе такого влияния, до сих пор до конца не изучены. Вероятно, важную роль здесь играет феномен гипоальгезии, индуцированной упражнениями. По данным метаанализа 2022 г., всего одна сессия субмаксимальных упражнений длительностью 4 мин позволяет добиться эффекта гипоальгезии непосредственно после занятий. По данным некоторых исследований, даже ежедневная ходьба или езда на велосипеде на работу и обратно снижает риск длительной и хронической боли в спине [4]. В литературе приводятся данные о наличии и других возможных механизмов. Например, существуют отдельные исследования, в которых показана зависимость высоты межпозвонковых дисков и количества жира в многораздельных мышцах от уровня физической активности, у исследуемых со сниженной высотой дисков и бóльшим количеством жира отмечали бóльшие нарушения функций и болевой синдром [5]. В то же время недавние обзоры с метаанализами продемонстрировали увеличение риска возникновения боли в спине у людей с сидячим образом жизни [6, 7].
Мы полагаем, что пациентам на амбулаторном приеме по поводу хронического болевого синдрома, связанного с хроническим дегенеративным заболеванием, следует давать рекомендации по минимальному уровню физической активности. Соответствующие нормы для людей разных возрастов приводятся в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения [8]. Эти рекомендации основаны на исследованиях, доказывающих, что высокий уровень физической активности и систематическое выполнение физических упражнений помимо непосредственного снижения уровня боли улучшает общее самочувствие, является профилактикой развития ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2-го типа, снижения плотности костей, уменьшает частоту падений и переломов, развития депрессии, а также риск развития онкологических заболеваний, то есть воздействует на все факторы, которые могут быть причиной различных болевых синдромов и ограничения функциональных возможностей пациентов [9, 10]. Принимая во внимание тот факт, что пандемии, подобные COVID-19, могут происходить и в будущем, необходимо предусмотреть возможность сохранения активности пациентов с дегенеративными заболеваниями позвоночника в условиях изоляции, например с помощью телемедицинских технологий.
К ограничениям нашего исследования можно отнести малую выборку пациентов. Кроме того, не были учтены другие негативные факторы самоизоляции, влияющие на оценку пациентом уровня боли, такие как тревога, чувство одиночества, депрессия, а также некоторые другие персональные факторы [11]. Известно, что депрессия, возникающая у многих пациентов в связи с вынужденной изоляцией, напряженным новостным фоном, утратой близких родственников, также является фактором риска развития боли в спине [12]. Однако синхронное с повышением интенсивности боли изменение такого объективного показателя, как степень нарушений жизнедеятельности, измеряемое у наших пациентов по шкале Освестри, снижает значимость данного ограничения исследования.
Выводы и рекомендации
1. У пациентов с хронической болью в спине вследствие дегенеративных заболеваний позвоночника при снижении физической активности отмечается усиление боли в спине и возрастание степени нарушений жизнедеятельности.
2. На амбулаторном приеме по поводу хронического болевого синдрома, связанного с хроническим дегенеративным заболеванием, необходимо давать рекомендации по оптимальному уровню физической активности.
3. Необходимо создание условий для повышения доступности противоболевой помощи в Российской Федерации; необходимо создание территориальных центров лечения боли, которые могли бы взять на себя функцию ведения реестра пациентов с хроническими болевыми синдромами, их информирования и обучения, также следует организовать площадки для телемедицинских консультаций и дистанционных групповых занятий таких пациентов лечебной физкультурой.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.