Введение
Хорошее психическое здоровье, согласно заключению Всемирной организации здравоохранения, является неотъемлемой частью глобального здоровья и благополучия человека [1]. Ментальное или психическое благополучие является одной из главных проблем здравоохранения, на которое приходится до 21% общего бремени болезней [2]. Чувство стресса — растущее явление современного общества, особенно у студентов [3], у которых имеется больше проблем в области психологического здоровья по сравнению с людьми того же возраста, что характерно в целом для любых популяций [3—5]. Серьезные изменения в жизни, окончание школы, поступление в колледж или университет, начало трудовой деятельности, увеличение обязанностей и ответственности меняют привычное социальное окружение студентов, их образ жизни и делают уязвимыми для проблем с психическим здоровьем, увеличивая уровень повседневного стресса. Исследования показали, что у людей в возрасте от 16 до 24 лет самая высокая распространенность психических расстройств [6]. Для студентов характерен высокий уровень психологического стресса, распространенность которого доходит до 90% в разных странах [6]. Данный факт привлекает особое внимание научного, педагогического сообщества и органов здравоохранения [4], фокусируя внимание на образе и качестве жизни взрослеющего поколения. Курение, малоподвижный образ жизни, нарушения в характере питания и злоупотребление алкоголем связаны с неблагоприятными последствиями не только для физического, но и для психического здоровья [7].
Физическая активность (ФА) — признанный во всем мире инструмент укрепления здоровья, поскольку напрямую увеличивает потенциал здоровья не только в биологическом измерении организма, но и в психосоциальном. В современном мире до 30% взрослых и 80% молодежи не достигают рекомендуемого уровня ФА [8]. Фактические данные указывают, что регулярная ФА приносит пользу для здоровья в целом, способна снизить стресс, положительно повлиять на самооценку и когнитивные функции, которые являются важными элементами хорошего психического здоровья [9]. Студенты с достаточной ФА реже испытывали стресс, а более низкий уровень ФА ассоциировался с более высоким уровнем стресса [10].
Вредные поведенческие привычки, связанные с риском для здоровья (курение, употребление алкоголя), обычно формируются в подростковом возрасте, но зачастую обостряются и могут закрепиться в возрасте от 18 до 30 лет, когда молодые люди испытывают значительный стресс [9]. Переходный период к взрослой жизни имеет решающее значение, но в силу серьезных изменений может усилить тревогу, ощущение одиночества, снижение самооценки и неуверенности в себе. В результате данные стрессоры могут привести к нездоровым стратегиям выживания — злоупотреблению табаком и алкоголем, которые в свою очередь порождают и усиливают очередной цикл стресса [11]. По данным Управления служб наркозависимости и психического здоровья в 2019 г., 27,9% лиц в возрасте 18—25 лет сообщили об употреблении табака и 69,5% — об употреблении алкоголя. Студенты часто рассматривают употребление психоактивных веществ как быстрый способ справиться со стрессом, что может существенно ухудшить показатели стресса и вызвать другие проблемы со здоровьем [10, 12].
Пищевое поведение является потенциальным фактором, влияющим на риск развития психологических расстройств [2], а завтрак зачастую рассматривается как неотъемлемая часть здорового питания и здорового образа жизни. Однако пропуск завтрака — распространенный вариант поведения подростков и молодежи. Согласно имеющимся данным, каждый 3-й подросток пропускает завтрак и с большой вероятностью продолжит такое поведение во взрослой жизни [2, 11]. Неудивительно, что пропуск завтрака является распространенной практикой среди студентов университетов и колледжей [13]. Метаанализ исследований, включавших более 77 тыс. участников, выявил значительную положительную связь между пропуском завтрака и вероятностью возникновения стресса (совокупное ОР 1,23; 95% ДИ 1,04—1,43) [2]. Более того, пропуск завтрака положительно связан с усилением депрессии, беспокойства, стресса [14, 15].
Восприятие человеком дефицита сна или ощущение сна как плохого, независимо от того, реально это или нет, может привести к беспокойству, тревоге и усилению стресса [16]. Примечательно, что бессонница и другие проблемы со сном часто встречаются у молодых людей, особенно у студентов [10]. Имеющиеся данные подчеркивают, что распространенность бессонницы в популяции студентов выше, чем среди населения в целом [10], и колеблется от 19,7% у студентов колледжей в Китае [10] до 65% и более у студентов Африки, Латинской Америки и США [17, 18].
В связи с тем, что студенчество является существенным и значимым этапом вступления во взрослую жизнь, когда перестраивается привычный образ жизни, меняются привычки и социальное окружение, что отражается на психическом здоровье, требуется всестороннее изучение влияния социально-демографических и поведенческих привычек на ментальное здоровье студентов. Исследований, отражающих связь поведенческих характеристик с показателями стресса студентов, обучающихся в российских вузах, найдено немного [19, 20], а по некоторым параметрам их и вовсе нет.
Цель исследования — изучить уровень стресса студентов и зависимости от их поведенческих характеристик.
Материал и методы
Исследование проведено в 2022 г. на базе технологического института пищевой промышленности ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России. В состав комплексного одномоментного исследования включены 626 студентов обоих полов, очной и заочной форм обучения. Протокол исследования представлен ранее [21]. Опрошены все студенты, изъявившие желание принять участие в данном исследовании. Исследование выполнено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской декларации. Проведение данного исследования одобрено Этическим комитетом ФГБОУ ВО «КемГУ» (протокол №7 от 05.09.2023). До проведения исследования получено письменное информированное добровольное согласие от участников исследования.
Из социально-демографических характеристик учитывались возраст, пол, гражданство, семейное положение, условия проживания, курс и форма обучения, доход, трудовая занятость. Уровень дохода оценивался по согласию респондента с высказываниями, описывающими финансовые возможности семьи.
Статус курения оценивали, группируя участников на «курящих в настоящее время», «куривших ранее, но бросивших», «никогда не курящих». Курение в настоящее время определялось как выкуривание 11 сигарет и более в день. Количество выкуриваемых сигарет оценивалось суммарно по классическим сигаретам и разным видам электронных сигарет.
Употребление алкоголя рассчитывали по частоте и объему потребления алкогольных напитков. В связи с разным содержанием алкоголя в напитках употребляемый объем переводили в граммы этанола. Далее потребление с учетом разных алкогольных напитков суммировалось в среднедневное потребление. Объем потребления группировали двумя разными способами. Первая группировка: выделена группа не употребляющих алкоголь, остальные респонденты сгруппированы по среднедневному потреблению на третили с условным обозначением «Пьют мало» (до 1,50 г этанола в день), «Пьют средне» (от 1,51 до 8,10 г этанола в день), «Пьют много» (от 8,11 г этанола в день и более). Вторая группировка ориентирована на полученную в исследовании структуру потребления алкоголя и критерии США (1 «standard drink» в США составляет 12 г этанола) рекомендуемого «умеренного употребления»: 2 стандартных дозы (168 г этанола в неделю) для мужчин и 1 стандартная доза (84 г этанола в неделю) для женщин [22]. Таким образом, выборку ранжировали на 3 группы: «Не пьет», «Не злоупотребляет» — до 168 г чистого этанола в неделю для мужчин и до 84 г для женщин, «Злоупотребляет» ≥168 г/нед для мужчин и ≥84 г/нед для женщин.
Уровень ФА оценивали с помощью анкеты Global Physical Activity Questionnaire (GPAQ) [23]. Рассчитывали уровень (в МЕТ, метаболический эквивалент) общей ФА в неделю, а также уровень рабочей, транспортной и рекреационной ФА. Под рабочей подразумевалась ФА, связанная с выполнением профессиональных обязанностей, работой по дому и на садовом/дворовом участке. Под транспортной ФА подразумевалась ходьба (и/или использование велосипеда, самоката) для бытового перемещения. Под рекреационной подразумевалась ФА, связанная с отдыхом (прогулки), занятия спортом. Группировка общей ФА проводилась двумя способами. Первая группировка в соответствии с рекомендациями ВОЗ включала группу «до 600 МЕТ» и «более 600 МЕТ» (расценивается как уровень, минимально обеспечивающий должную ФА). Вторая группировка проведена по третилям ФА: «Низкая» — до 1680 МЕТ, «средняя» — от 1681 до 5640 МЕТ, «Высокая» — 5641 МЕТ и более.
Особенности пищевого поведения (досаливание еды, частота завтрака) и удовлетворенность сном оценивали с помощью ответов на соответствующие вопросы.
Оценка уровня стресса проведена с помощью вопросника Шкала воспринимаемого стресса (Perceived Stress Scale, PSS) с оценкой по шкале Коена (Cohen’s Stress Scale) [24]. Условная группировка выполнена по третилям суммарных баллов: «Низкий стресс» — до 13, «Средний стресс» — 14—20 баллов, «Высокий стресс» — от 21 балла и выше.
При статистической обработке результатов качественные данные представлены процентами. Для оценки статистической значимости различий частот использован критерий χ2 Пирсона. Для выявления связи между уровнем стресса и поведенческими характеристиками применялась порядковая регрессия. Результаты регрессионного анализа корректировались с учетом социально-демографических характеристик: пол, курс обучения, семейное положение, уровень дохода. Статистический анализ проведен в программе SPSS Statistics, версия 22. Критическим уровнем статистической значимости являлся p=0,05.
Результаты
По основным социально-демографическим и экономическим характеристикам выборка представлена в основном студентами 18—26 лет (92,6%), лицами, имеющими российское гражданство (78,4%), с очной формой обучения (79,7%), проживающими в общежитии (53,7%) и неработающими (56,1%). Большинство обследуемых студентов — лица женского пола (67,3%). По социально-демографическим и экономическим характеристикам высокий уровень стресса статистически значимо чаще встречается у женщин (40,0%) по сравнению с мужчинами (21,4%), p<0,001, у лиц с российским гражданством (36,9%), в отличие от тех, кто такового не имеет (25,9%), p=0,014, у учащихся с низким доходом (47,9%) в противовес студентам со средним (33,7%) и высоким (29,7%) доходом, p<0,001, а также неработающих (39,1%) в отличие от имеющих временную (31,9%) и постоянную (26,4%) работу, p=0,003.
Показатели уровня стресса студентов в зависимости от поведенческих характеристик представлены в табл. 1. В отношении ФА различия уровня стресса, приближающиеся к статистически значимым (p=0,054), отмечаются только по спортивной ФА: среди студентов с высоким уровнем спортивной ФА меньше лиц с высоким уровнем стресса (29,1%) по сравнению со студентами со средним уровнем спортивной ФА (35,6%) или с ее отсутствием (38,8%). Увеличение количества выкуриваемых сигарет в неделю повышает уровень стресса (p=0,006). Среди студентов, не досаливающих пищу, выше доля лиц с низким уровнем стресса (46,3%) по сравнению с теми, кто досаливает после пробы (28,3%), или даже не пробуя пищу (25,5%), p=0,009. С увеличением частоты завтраков увеличивается доля лиц с низким уровнем стресса и одновременно снижается доля лиц с высоким уровнем стресса (p=0,007). Студенты, не удовлетворенные своим сном (51,4%), оказались в группе респондентов с высоким уровнем стресса, в отличие от тех, кто сообщал о периодических проблемах со сном (33,3%) или не имел их вовсе (16,3%), p<0,001.
Таблица 1. Уровень стресса в зависимости от поведенческих характеристик
Группа, n | Уровень стресса, % (n) | p | ||
низкий | средний | высокий | ||
ФА, категории ВОЗ | ||||
<600 МЕТ, 89 | 27 (24) | 39,3 (35) | 33,7 (30) | 0,66 |
>600 МЕТ, 494 | 31 (153) | 34,8 (172) | 34,2 (9169) | |
Категории рабочей ФА | ||||
нет, 387 | 30,7 (119) | 34,1 (132) | 35,1 (136) | 0,60 |
есть, 196 | 29,6 (58) | 38,3 (75) | 32,1 (63) | |
Категории транспортной ФА | ||||
нет, 210 | 27,6 (58) | 37,6 (79) | 34,8 (73) | 0,41 |
низкая, 170 | 28,2 (48) | 37,1 (63) | 34,7 (59) | |
средняя, 196 | 35,7 (70) | 31,6 (62) | 32,7 (64) | |
Категории спортивной ФА | ||||
нет, 231 | 25,1 (58) | 38,1 (88 | 36,8 (85) | 0,054 |
низкая, 177 | 28,8 (51) | 35,6 (63) | 35,6 (63) | |
высокая, 175 | 38,9 (68) | 32,0 (56) | 29,1 (51) | |
Категории общей ФА: | ||||
низкая, 195 | 27,2 (53) | 35,9 (70) | 36,9 (72) | 0,58 |
средняя,188 | 31,9 (60) | 37,8 (71) | 30,3 (57) | |
высокая, 200 | 32 (64) | 33 (33) | 35 (70) | |
Курение в настоящее время | ||||
не курит, 344 | 32,8 (113) | 33,1 (114) | 34 (117) | 0,47 |
бросил, 62 | 29 (18) | 40,3 (25) | 30,6 (19) | |
курит, 220 | 26,4 (58) | 37,3 (82) | 36,4 (80) | |
Курение в неделю | ||||
до 12 сигарет, 50 | 22 (11) | 50 (25) | 28 (14) | 0,006 |
от 12 до 70, 116 | 33,6 (39) | 34,5 (40) | 31,9 (37) | |
от 71 и более, 54 | 14,8 (8) | 31,5 (17) | 53,7 (29) | |
Употребление алкоголя | ||||
не употребляют, 154 | 33,8 (52) | 37 (57) | 29,2 (45) | 0,56 |
мало, 159 | 32,7 (52) | 34 (54) | 33,3 (53) | |
средне, 157 | 26,1 (41) | 34,4 (54) | 39,5 (62) | |
много, 156 | 28,2 (44) | 35,9 (56) | 35,9 (56) | |
Употребление алкоголя (америк.) | ||||
не употребляют, 154 | 33,8 (52) | 37 (57) | 29,2 (45) | 0,44 |
не злоупотребляют, 368 | 30,2 (111) | 34 (125) | 35,9 (132) | |
злоупотребляют, 104 | 25 (26) | 375 (39) | 37,5 (39) | |
Досаливание | ||||
нет, 82 | 46,3 (38) | 22 (18) | 31,7 (26) | 0,009 |
да, после пробы, 442 | 28,3 (125) | 36,9 (163) | 34,8 (154) | |
да, не пробуя пищу, 102 | 25,5 (26) | 39,2 (40) | 35,3 (36) | |
Частота завтрака | ||||
ежедневно, 333 | 36,9 (123) | 33,3 (111) | 29,7 (99) | 0,007 |
периодически, 120 | 23,3 (28) | 40 (48) | 36,7 (44) | |
редко, 87 | 24,1 (21) | 34,5 (30) | 41,4 (36) | |
не завтракаю, 86 | 19,8 (17) | 37,2 (32) | 43 (37) | |
Удовлетворенность сном | ||||
да, 178 | 51,1 (91) | 32,6 (58) | 16,3 (29) | <0,001 |
по-разному, 240 | 26,2 (63) | 40,4 (97) | 33,3 (80) | |
нет, не высыпаюсь, 208 | 16,8 (35) | 31,7 (66) | 51,4 (107) |
Примечание. Здесь и в табл. 2: ФА — физическая активность.
В табл. 2 представлены результаты регрессионного анализа показателей стресса в зависимости от поведенческих характеристик студентов, скорректированные с учетом пола, курса обучения, семейного положения и уровня дохода. Полученные результаты в основном подтверждают выявленные выше ассоциации. Так, из показателей ФА статистически значимая ассоциация подтверждена только для спортивной ФА: у студентов с высоким ее уровнем снижается вероятность увеличения стресса (ОШ=0,62; 95% ДИ 0,43—0,90), в основном за счет женской популяции.
Таблица 2. Ассоциации уровня стресса с поведенческими характеристиками в общей выборке, у мужчин и у женщин
Группа, n | Общая выборка | Мужчины | Женщины | |||
ОШ (95% ДИ) | p | ОШ (95% ДИ) | p | ОШ (95% ДИ) | p | |
ФА категории ВОЗ (реф. <600 МЕТ), n=583 | ||||||
>600 МЕТ | 0,91 (0,60—1,39) | 0,66 | 0,97 (0,46—2,05) | 0,93 | 0,86 (0,51—1,43) | 0,56 |
Рабочая ФА (реф. Нет), n=583 | ||||||
есть | 1,06 (0,76—1,47) | 0,75 | 1,10 (0,59—2,05) | 0,77 | 1,04 (0,70—1,56) | 0,84 |
Категории транспорт. ФА (реф. Нет), n=576 | ||||||
низкая | 0,97 (0,66—1,42) | 0,88 | 1,23 (0,61—2,49) | 0,56 | 0,88 (0,55—1,39) | 0,57 |
средняя | 0,77 (0,53—1,11) | 0,17 | 0,64 (0,33—1,26) | 0,20 | 0,82 (0,53—1,29) | 0,39 |
Категории спортивной ФА (реф. Нет), n=583 | ||||||
низкая | 0,89 (0,61—1,28) | 0,53 | 0,78 (0,40—1,52) | 0,46 | 0,94 (0,60—1,47) | 0,79 |
высокая | 0,62 (0,43—0,90) | 0,013 | 0,77 (0,40—1,49) | 0,44 | 0,53 (0,34—0,84) | 0,008 |
Категории общей ФА (реф. Низкая), n=583 | ||||||
средняя | 0,76 (0,52—1,11) | 0,16 | 0,85 (0,43—1,67) | 0,63 | 0,71 (0,45—1,11) | 0,14 |
высокая | 0,95 (0,65—1,38) | 0,95 | 0,92 (0,47—1,81) | 0,81 | 1,00 (0,63—1,57) | 0,99 |
Курение (реф. Не курит), n=626 | ||||||
бросил | 1,13 (0,68—1,87) | 0,63 | 0,93 (0,37—2,34) | 0,87 | 1,24 (0,68—2,28) | 0,48 |
курит | 1,38 (1,00—1,91) | 0,049 | 1,82 (0,99—3,33) | 0,054 | 1,23 (0,83—1,82) | 0,30 |
Курение в неделю (реф. До 12 сигарет), n=220 | ||||||
от 12 до 70 | 0,87 (0,47—1,62) | 0,67 | 0,68 (0,20—2,34) | 0,54 | 0,93 (0,43—1,97) | 0,84 |
от 71 и более | 2,75 (1,30—5,79) | 0,008 | 4,22 (1,03—17,37) | 0,046 | 2,27 (0,89—5,79) | 0,086 |
Употребление алкоголя (реф. Не употребляют), n=626 | ||||||
мало | 1,03 (0,67—1,57) | 0,89 | 1,07 (0,51—2,28) | 0,85 | 0,94 (0,55—1,60) | 0,82 |
средне | 1,38 (0,89—2,12) | 0,15 | 2,17 (0,97—4,87) | 0,061 | 1,15 (0,67—1,95) | 0,61 |
много | 1,49 (0,97—2,30) | 0,066 | 1,71 (0,85—3,44) | 0,13 | 1,36 (0,77—2,38) | 0,29 |
Употребление алкоголя (америк., реф. Не употребляют), n=626 | ||||||
не злоупотребляют | 1,21 (0,84—1,74) | 0,31 | 1,41 (0,77—2,56) | 0,26 | 1,06 (0,66—1,71) | 0,79 |
злоупотребляют | 1,59 (0,98—2,56) | 0,059 | 2,09 (0,92—4,78) | 0,080 | 1,35 (0,74—2,47) | 0,32 |
Досаливание (реф. Нет), n=626 | ||||||
да, после пробы | 1,67 (1,04—2,66) | 0,032 | 1,34 (0,59—3,05) | 0,49 | 1,86 (1,06—3,28) | 0,032 |
да, не пробуя пищу | 1,80 (1,03—3,17) | 0,040 | 1,41 (0,53—3,74) | 0,49 | 2,08 (1,03—4,18) | 0,040 |
Частота завтрака (реф. Ежедневно), n=626 | ||||||
периодически | 1,80 (1,21—2,67) | 0,003 | 1,29 (0,68—2,44) | 0,43 | 2,36 (1,40—3,96) | 0,001 |
редко | 1,72 (1,09—2,71) | 0,019 | 1,70 (0,72—4,03) | 0,23 | 1,74 (1,02—2,98) | 0,042 |
не завтракаю | 2,15 (1,37—3,37) | 0,001 | 2,61 (1,14—5,98) | 0,023 | 2,03 (1,19—3,48) | 0,010 |
Удовлетворенность сном (реф. Да), n=626 | ||||||
по-разному | 2,55 (1,75—3,71) | 0,00001 | 3,74 (1,96—7,14) | 0,00001 | 2,07 (1,30—3,31) | 0,002 |
нет, не высыпаюсь | 4,79 (3,19—7,18) | 0,00001 | 8,96 (4,28—18,75) | 0,00001 | 3,63 (2,21—5,94) | 0,00001 |
Примечание. Все характеристики вводились в уравнение регрессии одновременно, применялась порядковая регрессия. Скорректировано с учетом пола, курса обучения, семейного положения и уровня дохода. реф. — референсные значения.
Курение студентов, по сравнению с теми, кто не курит, ассоциируется со стрессом (ОШ=1, 38; 95% ДИ 1,0—1,91), в основном за счет мужчин. Употребление более 70 сигарет в неделю существенно увеличивает вероятность стресса (ОШ=2,75; 95% ДИ 1,30—5,79), в большей степени за счет студентов мужского пола. Необходимо отметить, что высокий уровень потребления алкоголя показал приближающиеся к статистически значимым ассоциации с вероятностью стресса. Так, студенты в верхнем третиле употребляющих алкоголь, а также злоупотребляющие алкоголем (по американским критериям), имеют выше вероятность стресса: соответственно ОШ=1,49 при 95% ДИ 0,97—2,30, p=0,066 и ОШ=1,59 при 95% ДИ 0,98—2,56, p=0,059.
Увеличение потребления соли повышает вероятность стресса в общей выборке: у студентов, досаливающих пищу после пробы, ОШ составляет 1,67 (95% ДИ 1,04—2,66). У тех, кто досаливает, даже не пробуя пищу, ОШ достигает 1,80 (95% ДИ 1,03—3,17) по сравнению с лицами без данной привычки. В основном названные ассоциации характерны для женщин, в мужской популяции связь статистически незначима. Применение регрессионного анализа также подтвердило ассоциацию частоты завтрака и стресса по сравнению с состоянием тех, кто ежедневно завтракает, выше вероятность стресса у студентов, завтракающих периодически (ОШ=1,80; 95% ДИ 1,21—2,67), редко завтракающих (ОШ=1,72; 95% ДИ 1,09—2,71), вообще не завтракающих (ОШ=2,15; 95% ДИ 1,37—3,37).
Ухудшение качества сна ассоциируется с ростом вероятности стресса как в общей выборке, так и в обеих половых группах. По сравнению со студентами, довольными качеством сна, у лиц, не вполне удовлетворенных сном, ОШ составляет 2,55 (95% ДИ 1,75—3,71), а у лиц с недосыпанием ОШ достигает 4,79 (95% ДИ 3,19—7,18).
Обсуждение
Результаты исследования показали, что уровень стресса связан со многими социально-демографическими, экономическими и поведенческими характеристиками студентов.
Стресс чаще встречается у женщин, что согласуется с результатами других крупных исследований. Показательно, что этот гендерный разрыв сохраняется на протяжении всей жизни и не зависит от страны проживания [6, 25]. Значительно более высокий уровень стресса у женщин по сравнению с мужчинами получен и в выборке взрослого населения в рамках исследования ЭССЕ-РФ3 в 15 регионах Российской Федерации, а также в международном исследовании, охватившем 48 стран [26, 27]. Помимо значимых различий уровня стресса по полу, в нашем исследовании гендерный разрыв отражается и в большем количестве ассоциаций поведенческих привычек со стрессом. Повышение уровня стресса при снижении дохода и занятости студентов было вполне ожидаемым и согласуется с другими работами, проведенными по всему миру и в разных группах населения. Так, показано, что студенты индийских и арабских университетов, имеющие низкий семейный доход, испытывают более высокий уровень стресса [28, 29].
Поведенческие характеристики, ассоциированные со стрессом в настоящем исследовании, имеют, как правило, аналогичную направленность связи, выявленную и в других известных работах. Так, регулярные физические упражнения признаются важным инструментом укрепления здоровья не только в физическом измерении, но и в психосоциальном [8, 10], оказывая положительное воздействие на уровень стресса, психического здоровья и качество жизни в целом [4, 9]. По результатам нашего исследования, ассоциации снижения стресса при увеличении спортивной ФА более характерны для студенток. Можно предположить, что студентки в силу физиологических, психологических и генетических особенностей восприятия стрессовых ситуаций таким способом пытаются снизить уровень стресса, сохраняя здоровье в целом. Немаловажную роль в данной ситуации может также играть желание поддерживать внешнюю привлекательность, хорошую физическую форму, особенно у незамужних женщин.
Особое внимание исследователей привлекает связь стресса с курением и употреблением алкоголя, так как именно эти поведенческие привычки, как правило, считаются быстрым и наиболее распространенным способом снятия стресса. Заметное повышение уровня стресса, ассоциированное с курением, формируется, как показало наше исследование, в основном за счет мужской популяции. Похожие ассоциации мы получили и в ситуации с употреблением алкоголя, что соответствует результатам исследований в разных странах, показавшим связь курения и употребления алкоголя со стрессом [11, 12]. Исследования подтверждают, что люди, подвергающиеся многочисленным стрессовым ситуациям в повседневной жизни, часто злоупотребляют различными веществами, в том числе никотином или алкоголем [11, 30]. Учитывая высокую стрессовую нагрузку в студенческом возрасте, молодые люди, чтобы справиться с негативными эмоциями, возникающими проблемами, увеличивающейся ответственностью и как можно быстрее снизить уровень стресса, часто прибегают к курению и употреблению алкоголя как к легкодоступной, распространенной, традиционной, но неконструктивной копинг-стратегии, формируя в дальнейшем зависимость и злоупотребление этими веществами [10, 30].
В последнее десятилетие особое внимание научного сообщества привлекает связь пищевого поведения с психическим благополучием [2] и ментальным здоровьем [2]. Обзор литературы и метаанализ, проведенный H. Zahedi и соавт. (2022), показал негативное влияние пропуска завтрака на показатели стресса [2]. Более того, исследования отметили, что у регулярно завтракающих лиц уровень хронического стресса был низким, а завтрак имел эффект буферизации стресса [15]. Аналогичные данные, полученные в нашем исследовании, показали, что снижение частоты завтрака, особенно его пропуск, повышают уровень стресса.
Согласно исследованию My Breakfast Study, пропуск завтрака связан с нездоровым рационом питания, характеризующимся в том числе высоким потреблением соли [5]. Согласно немногочисленным исследованиям, стресс ассоциируется с повышением потребления соли [31]. Как показывают результаты нашей работы, студенты, имеющие привычку досаливать пищу, в том числе даже не пробуя ее, имеют более высокий уровень стресса.
G. Oliver и J. Wardle еще в 1999 г. показали, что в периоды жизненного стресса существенно увеличивается потребление соленых закусок и продуктов с повышенным содержанием соли [32]. Возможно, это объясняется нехваткой времени на покупку и приготовление здоровой пищи и в связи с этим более частым использованием продуктов быстрого приготовления, в которых содержание соли часто превышает допустимые нормы. Студенческая жизнь часто весьма далека от здорового образа в силу изменений, проявляющихся большими академическими нагрузками, острой нехваткой времени, активными и насыщенными социальными связями, что усиливает уровень стресса и меняет пищевые привычки. Пропуск завтрака, как заявлено в исследовании My Breakfast Study, связан с нездоровым рационом, характеризующимся высоким потреблением фаст-фуда, сахаросодержащих напитков и блюд с высоким содержанием жира и соли [16].
Особое место в сохранении психического здоровья занимает сон. Связь неудовлетворенности сном с увеличением уровня стресса у студентов ярко продемонстрирована в нашем исследовании. Данные литературы подчеркивают, что распространенность бессонницы и других проблем со сном у студентов выше, чем среди населения в целом [10], так как при вступлении в самостоятельную взрослую жизнь студенты часто сталкиваются с проблемами в социальной сфере, с трудностями в обучении и во взаимоотношениях, а также с бытовыми и финансовыми проблемами. Зачастую несбалансированный образ студенческой жизни — позднее засыпание, ранний подъем, несоблюдение режима и гигиены сна, курение и употребление алкоголя ухудшают качество сна и потенцируют стресс [20]. Аналогичные данные получены при исследовании выборки студентов американского и китайского университетов [10, 16].
Заключение
Результаты исследования показали, что уровень стресса ассоциируется с социально-демографическими, экономическими и поведенческими характеристиками студентов. Наиболее значимыми детерминантами для сохранения психического здоровья студентов являются уровень дохода, занятость и поведенческие факторы. Курение, употребление алкоголя, низкий уровень физической активности, отсутствие регулярного завтрака, повышенное употребление соли, недосыпание увеличивают вероятность стресса, создавая тем самым риск для физического и психического здоровья студентов. Ухудшение психического благополучия ощутимо влияет на личностный рост, профессиональное развитие, качество жизни студентов, что в дальнейшем может негативно сказаться на их будущем.
Участие авторов: концепция и дизайн — С.А. Максимов, М.Б. Котова, М.С. Куракин; сбор и обработка материала — М.С. Куракин, Н.Г. Костина, С.А. Максимов; написание текста — М.Б. Котова, С.А. Максимов; редактирование — О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.