Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Котова М.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Максимов С.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Куракин М.С.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России

Костина Н.Г.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Уровень стресса студентов в зависимости от поведенческих характеристик

Авторы:

Котова М.Б., Максимов С.А., Куракин М.С., Костина Н.Г., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 431

Загрузок: 50


Как цитировать:

Котова М.Б., Максимов С.А., Куракин М.С., Костина Н.Г., Драпкина О.М. Уровень стресса студентов в зависимости от поведенческих характеристик. Профилактическая медицина. 2024;27(9):67‑74.
Kotova MB, Maksimov SA, Kurakin MS, Kostina NG, Drapkina OM. Level of students’ stress depending on their behavioral characteristics. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(9):67‑74. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242709167

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фи­зи­чес­кая наг­руз­ка в про­фи­лак­ти­ке за­бо­ле­ва­ний сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы: две сто­ро­ны од­ной ме­да­ли. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(10):117-122
Оцен­ка сос­то­яния здо­ровья сту­ден­тов стар­ших кур­сов фар­ма­цев­ти­чес­ко­го фа­куль­те­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):57-62
Вли­яние ста­ту­са ку­ре­ния на со­су­дис­тую про­ни­ца­емость и мик­ро­цир­ку­ля­цию у мо­ло­дых здо­ро­вых лиц, па­ци­ен­тов сред­не­го воз­рас­та с ар­те­ри­аль­ной ги­пер­то­ни­ей и ише­ми­чес­кой бо­лез­нью сер­дца. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):26-31
Ана­лиз фак­то­ров, свя­зан­ных с пот­реб­ле­ни­ем элек­трон­ных си­га­рет на­се­ле­ни­ем в воз­рас­те 18—35 лет. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):32-38
Ре­гу­ля­тор­ная роль ки­шеч­ной мик­ро­би­оты в вос­па­ле­нии при деп­рес­сии и тре­во­ге. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):33-39
Роль ла­зер­ной доп­ле­ров­ской фло­умет­рии в оцен­ке рис­ков воз­ник­но­ве­ния тро­фи­чес­ких на­ру­ше­ний в кож­но-жи­ро­вых лос­ку­тах бо­ко­вых от­де­лов ли­ца и шеи при омо­ла­жи­ва­ющих опе­ра­ци­ях у ку­ря­щих па­ци­ен­тов. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):37-43
Об­раз жиз­ни па­ци­ен­тов с не­ал­ко­голь­ной жи­ро­вой бо­лез­нью пе­че­ни: оцен­ка пи­ще­вых при­вы­чек и фи­зи­чес­кой ак­тив­нос­ти. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):43-53
Изу­че­ние по­ро­га обо­ня­ния с по­мощью рос­сий­ской вер­сии Сниф­фин Стикс тес­та. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):6-10
Пеп­ти­ды опиоид­ной сис­те­мы в ре­гу­ля­ции пи­ще­во­го по­ве­де­ния и ап­пе­ти­та. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):79-85
Фак­то­ры фи­зи­чес­кой ак­тив­нос­ти де­тей пос­ле кор­рек­ции врож­ден­ных по­ро­ков сер­дца. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(2):158-163

Введение

Хорошее психическое здоровье, согласно заключению Всемирной организации здравоохранения, является неотъемлемой частью глобального здоровья и благополучия человека [1]. Ментальное или психическое благополучие является одной из главных проблем здравоохранения, на которое приходится до 21% общего бремени болезней [2]. Чувство стресса — растущее явление современного общества, особенно у студентов [3], у которых имеется больше проблем в области психологического здоровья по сравнению с людьми того же возраста, что характерно в целом для любых популяций [3—5]. Серьезные изменения в жизни, окончание школы, поступление в колледж или университет, начало трудовой деятельности, увеличение обязанностей и ответственности меняют привычное социальное окружение студентов, их образ жизни и делают уязвимыми для проблем с психическим здоровьем, увеличивая уровень повседневного стресса. Исследования показали, что у людей в возрасте от 16 до 24 лет самая высокая распространенность психических расстройств [6]. Для студентов характерен высокий уровень психологического стресса, распространенность которого доходит до 90% в разных странах [6]. Данный факт привлекает особое внимание научного, педагогического сообщества и органов здравоохранения [4], фокусируя внимание на образе и качестве жизни взрослеющего поколения. Курение, малоподвижный образ жизни, нарушения в характере питания и злоупотребление алкоголем связаны с неблагоприятными последствиями не только для физического, но и для психического здоровья [7].

Физическая активность (ФА) — признанный во всем мире инструмент укрепления здоровья, поскольку напрямую увеличивает потенциал здоровья не только в биологическом измерении организма, но и в психосоциальном. В современном мире до 30% взрослых и 80% молодежи не достигают рекомендуемого уровня ФА [8]. Фактические данные указывают, что регулярная ФА приносит пользу для здоровья в целом, способна снизить стресс, положительно повлиять на самооценку и когнитивные функции, которые являются важными элементами хорошего психического здоровья [9]. Студенты с достаточной ФА реже испытывали стресс, а более низкий уровень ФА ассоциировался с более высоким уровнем стресса [10].

Вредные поведенческие привычки, связанные с риском для здоровья (курение, употребление алкоголя), обычно формируются в подростковом возрасте, но зачастую обостряются и могут закрепиться в возрасте от 18 до 30 лет, когда молодые люди испытывают значительный стресс [9]. Переходный период к взрослой жизни имеет решающее значение, но в силу серьезных изменений может усилить тревогу, ощущение одиночества, снижение самооценки и неуверенности в себе. В результате данные стрессоры могут привести к нездоровым стратегиям выживания — злоупотреблению табаком и алкоголем, которые в свою очередь порождают и усиливают очередной цикл стресса [11]. По данным Управления служб наркозависимости и психического здоровья в 2019 г., 27,9% лиц в возрасте 18—25 лет сообщили об употреблении табака и 69,5% — об употреблении алкоголя. Студенты часто рассматривают употребление психоактивных веществ как быстрый способ справиться со стрессом, что может существенно ухудшить показатели стресса и вызвать другие проблемы со здоровьем [10, 12].

Пищевое поведение является потенциальным фактором, влияющим на риск развития психологических расстройств [2], а завтрак зачастую рассматривается как неотъемлемая часть здорового питания и здорового образа жизни. Однако пропуск завтрака — распространенный вариант поведения подростков и молодежи. Согласно имеющимся данным, каждый 3-й подросток пропускает завтрак и с большой вероятностью продолжит такое поведение во взрослой жизни [2, 11]. Неудивительно, что пропуск завтрака является распространенной практикой среди студентов университетов и колледжей [13]. Метаанализ исследований, включавших более 77 тыс. участников, выявил значительную положительную связь между пропуском завтрака и вероятностью возникновения стресса (совокупное ОР 1,23; 95% ДИ 1,04—1,43) [2]. Более того, пропуск завтрака положительно связан с усилением депрессии, беспокойства, стресса [14, 15].

Восприятие человеком дефицита сна или ощущение сна как плохого, независимо от того, реально это или нет, может привести к беспокойству, тревоге и усилению стресса [16]. Примечательно, что бессонница и другие проблемы со сном часто встречаются у молодых людей, особенно у студентов [10]. Имеющиеся данные подчеркивают, что распространенность бессонницы в популяции студентов выше, чем среди населения в целом [10], и колеблется от 19,7% у студентов колледжей в Китае [10] до 65% и более у студентов Африки, Латинской Америки и США [17, 18].

В связи с тем, что студенчество является существенным и значимым этапом вступления во взрослую жизнь, когда перестраивается привычный образ жизни, меняются привычки и социальное окружение, что отражается на психическом здоровье, требуется всестороннее изучение влияния социально-демографических и поведенческих привычек на ментальное здоровье студентов. Исследований, отражающих связь поведенческих характеристик с показателями стресса студентов, обучающихся в российских вузах, найдено немного [19, 20], а по некоторым параметрам их и вовсе нет.

Цель исследования — изучить уровень стресса студентов и зависимости от их поведенческих характеристик.

Материал и методы

Исследование проведено в 2022 г. на базе технологического института пищевой промышленности ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России. В состав комплексного одномоментного исследования включены 626 студентов обоих полов, очной и заочной форм обучения. Протокол исследования представлен ранее [21]. Опрошены все студенты, изъявившие желание принять участие в данном исследовании. Исследование выполнено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской декларации. Проведение данного исследования одобрено Этическим комитетом ФГБОУ ВО «КемГУ» (протокол №7 от 05.09.2023). До проведения исследования получено письменное информированное добровольное согласие от участников исследования.

Из социально-демографических характеристик учитывались возраст, пол, гражданство, семейное положение, условия проживания, курс и форма обучения, доход, трудовая занятость. Уровень дохода оценивался по согласию респондента с высказываниями, описывающими финансовые возможности семьи.

Статус курения оценивали, группируя участников на «курящих в настоящее время», «куривших ранее, но бросивших», «никогда не курящих». Курение в настоящее время определялось как выкуривание 11 сигарет и более в день. Количество выкуриваемых сигарет оценивалось суммарно по классическим сигаретам и разным видам электронных сигарет.

Употребление алкоголя рассчитывали по частоте и объему потребления алкогольных напитков. В связи с разным содержанием алкоголя в напитках употребляемый объем переводили в граммы этанола. Далее потребление с учетом разных алкогольных напитков суммировалось в среднедневное потребление. Объем потребления группировали двумя разными способами. Первая группировка: выделена группа не употребляющих алкоголь, остальные респонденты сгруппированы по среднедневному потреблению на третили с условным обозначением «Пьют мало» (до 1,50 г этанола в день), «Пьют средне» (от 1,51 до 8,10 г этанола в день), «Пьют много» (от 8,11 г этанола в день и более). Вторая группировка ориентирована на полученную в исследовании структуру потребления алкоголя и критерии США (1 «standard drink» в США составляет 12 г этанола) рекомендуемого «умеренного употребления»: 2 стандартных дозы (168 г этанола в неделю) для мужчин и 1 стандартная доза (84 г этанола в неделю) для женщин [22]. Таким образом, выборку ранжировали на 3 группы: «Не пьет», «Не злоупотребляет» — до 168 г чистого этанола в неделю для мужчин и до 84 г для женщин, «Злоупотребляет» ≥168 г/нед для мужчин и ≥84 г/нед для женщин.

Уровень ФА оценивали с помощью анкеты Global Physical Activity Questionnaire (GPAQ) [23]. Рассчитывали уровень (в МЕТ, метаболический эквивалент) общей ФА в неделю, а также уровень рабочей, транспортной и рекреационной ФА. Под рабочей подразумевалась ФА, связанная с выполнением профессиональных обязанностей, работой по дому и на садовом/дворовом участке. Под транспортной ФА подразумевалась ходьба (и/или использование велосипеда, самоката) для бытового перемещения. Под рекреационной подразумевалась ФА, связанная с отдыхом (прогулки), занятия спортом. Группировка общей ФА проводилась двумя способами. Первая группировка в соответствии с рекомендациями ВОЗ включала группу «до 600 МЕТ» и «более 600 МЕТ» (расценивается как уровень, минимально обеспечивающий должную ФА). Вторая группировка проведена по третилям ФА: «Низкая» — до 1680 МЕТ, «средняя» — от 1681 до 5640 МЕТ, «Высокая» — 5641 МЕТ и более.

Особенности пищевого поведения (досаливание еды, частота завтрака) и удовлетворенность сном оценивали с помощью ответов на соответствующие вопросы.

Оценка уровня стресса проведена с помощью вопросника Шкала воспринимаемого стресса (Perceived Stress Scale, PSS) с оценкой по шкале Коена (Cohen’s Stress Scale) [24]. Условная группировка выполнена по третилям суммарных баллов: «Низкий стресс» — до 13, «Средний стресс» — 14—20 баллов, «Высокий стресс» — от 21 балла и выше.

При статистической обработке результатов качественные данные представлены процентами. Для оценки статистической значимости различий частот использован критерий χ2 Пирсона. Для выявления связи между уровнем стресса и поведенческими характеристиками применялась порядковая регрессия. Результаты регрессионного анализа корректировались с учетом социально-демографических характеристик: пол, курс обучения, семейное положение, уровень дохода. Статистический анализ проведен в программе SPSS Statistics, версия 22. Критическим уровнем статистической значимости являлся p=0,05.

Результаты

По основным социально-демографическим и экономическим характеристикам выборка представлена в основном студентами 18—26 лет (92,6%), лицами, имеющими российское гражданство (78,4%), с очной формой обучения (79,7%), проживающими в общежитии (53,7%) и неработающими (56,1%). Большинство обследуемых студентов — лица женского пола (67,3%). По социально-демографическим и экономическим характеристикам высокий уровень стресса статистически значимо чаще встречается у женщин (40,0%) по сравнению с мужчинами (21,4%), p<0,001, у лиц с российским гражданством (36,9%), в отличие от тех, кто такового не имеет (25,9%), p=0,014, у учащихся с низким доходом (47,9%) в противовес студентам со средним (33,7%) и высоким (29,7%) доходом, p<0,001, а также неработающих (39,1%) в отличие от имеющих временную (31,9%) и постоянную (26,4%) работу, p=0,003.

Показатели уровня стресса студентов в зависимости от поведенческих характеристик представлены в табл. 1. В отношении ФА различия уровня стресса, приближающиеся к статистически значимым (p=0,054), отмечаются только по спортивной ФА: среди студентов с высоким уровнем спортивной ФА меньше лиц с высоким уровнем стресса (29,1%) по сравнению со студентами со средним уровнем спортивной ФА (35,6%) или с ее отсутствием (38,8%). Увеличение количества выкуриваемых сигарет в неделю повышает уровень стресса (p=0,006). Среди студентов, не досаливающих пищу, выше доля лиц с низким уровнем стресса (46,3%) по сравнению с теми, кто досаливает после пробы (28,3%), или даже не пробуя пищу (25,5%), p=0,009. С увеличением частоты завтраков увеличивается доля лиц с низким уровнем стресса и одновременно снижается доля лиц с высоким уровнем стресса (p=0,007). Студенты, не удовлетворенные своим сном (51,4%), оказались в группе респондентов с высоким уровнем стресса, в отличие от тех, кто сообщал о периодических проблемах со сном (33,3%) или не имел их вовсе (16,3%), p<0,001.

Таблица 1. Уровень стресса в зависимости от поведенческих характеристик

Группа, n

Уровень стресса, % (n)

p

низкий

средний

высокий

ФА, категории ВОЗ

<600 МЕТ, 89

27 (24)

39,3 (35)

33,7 (30)

0,66

>600 МЕТ, 494

31 (153)

34,8 (172)

34,2 (9169)

Категории рабочей ФА

нет, 387

30,7 (119)

34,1 (132)

35,1 (136)

0,60

есть, 196

29,6 (58)

38,3 (75)

32,1 (63)

Категории транспортной ФА

нет, 210

27,6 (58)

37,6 (79)

34,8 (73)

0,41

низкая, 170

28,2 (48)

37,1 (63)

34,7 (59)

средняя, 196

35,7 (70)

31,6 (62)

32,7 (64)

Категории спортивной ФА

нет, 231

25,1 (58)

38,1 (88

36,8 (85)

0,054

низкая, 177

28,8 (51)

35,6 (63)

35,6 (63)

высокая, 175

38,9 (68)

32,0 (56)

29,1 (51)

Категории общей ФА:

низкая, 195

27,2 (53)

35,9 (70)

36,9 (72)

0,58

средняя,188

31,9 (60)

37,8 (71)

30,3 (57)

высокая, 200

32 (64)

33 (33)

35 (70)

Курение в настоящее время

не курит, 344

32,8 (113)

33,1 (114)

34 (117)

0,47

бросил, 62

29 (18)

40,3 (25)

30,6 (19)

курит, 220

26,4 (58)

37,3 (82)

36,4 (80)

Курение в неделю

до 12 сигарет, 50

22 (11)

50 (25)

28 (14)

0,006

от 12 до 70, 116

33,6 (39)

34,5 (40)

31,9 (37)

от 71 и более, 54

14,8 (8)

31,5 (17)

53,7 (29)

Употребление алкоголя

не употребляют, 154

33,8 (52)

37 (57)

29,2 (45)

0,56

мало, 159

32,7 (52)

34 (54)

33,3 (53)

средне, 157

26,1 (41)

34,4 (54)

39,5 (62)

много, 156

28,2 (44)

35,9 (56)

35,9 (56)

Употребление алкоголя (америк.)

не употребляют, 154

33,8 (52)

37 (57)

29,2 (45)

0,44

не злоупотребляют, 368

30,2 (111)

34 (125)

35,9 (132)

злоупотребляют, 104

25 (26)

375 (39)

37,5 (39)

Досаливание

нет, 82

46,3 (38)

22 (18)

31,7 (26)

0,009

да, после пробы, 442

28,3 (125)

36,9 (163)

34,8 (154)

да, не пробуя пищу, 102

25,5 (26)

39,2 (40)

35,3 (36)

Частота завтрака

ежедневно, 333

36,9 (123)

33,3 (111)

29,7 (99)

0,007

периодически, 120

23,3 (28)

40 (48)

36,7 (44)

редко, 87

24,1 (21)

34,5 (30)

41,4 (36)

не завтракаю, 86

19,8 (17)

37,2 (32)

43 (37)

Удовлетворенность сном

да, 178

51,1 (91)

32,6 (58)

16,3 (29)

<0,001

по-разному, 240

26,2 (63)

40,4 (97)

33,3 (80)

нет, не высыпаюсь, 208

16,8 (35)

31,7 (66)

51,4 (107)

Примечание. Здесь и в табл. 2: ФА — физическая активность.

В табл. 2 представлены результаты регрессионного анализа показателей стресса в зависимости от поведенческих характеристик студентов, скорректированные с учетом пола, курса обучения, семейного положения и уровня дохода. Полученные результаты в основном подтверждают выявленные выше ассоциации. Так, из показателей ФА статистически значимая ассоциация подтверждена только для спортивной ФА: у студентов с высоким ее уровнем снижается вероятность увеличения стресса (ОШ=0,62; 95% ДИ 0,43—0,90), в основном за счет женской популяции.

Таблица 2. Ассоциации уровня стресса с поведенческими характеристиками в общей выборке, у мужчин и у женщин

Группа, n

Общая выборка

Мужчины

Женщины

ОШ (95% ДИ)

p

ОШ (95% ДИ)

p

ОШ (95% ДИ)

p

ФА категории ВОЗ (реф. <600 МЕТ), n=583

>600 МЕТ

0,91 (0,60—1,39)

0,66

0,97 (0,46—2,05)

0,93

0,86 (0,51—1,43)

0,56

Рабочая ФА (реф. Нет), n=583

есть

1,06 (0,76—1,47)

0,75

1,10 (0,59—2,05)

0,77

1,04 (0,70—1,56)

0,84

Категории транспорт. ФА (реф. Нет), n=576

низкая

0,97 (0,66—1,42)

0,88

1,23 (0,61—2,49)

0,56

0,88 (0,55—1,39)

0,57

средняя

0,77 (0,53—1,11)

0,17

0,64 (0,33—1,26)

0,20

0,82 (0,53—1,29)

0,39

Категории спортивной ФА (реф. Нет), n=583

низкая

0,89 (0,61—1,28)

0,53

0,78 (0,40—1,52)

0,46

0,94 (0,60—1,47)

0,79

высокая

0,62 (0,43—0,90)

0,013

0,77 (0,40—1,49)

0,44

0,53 (0,34—0,84)

0,008

Категории общей ФА (реф. Низкая), n=583

средняя

0,76 (0,52—1,11)

0,16

0,85 (0,43—1,67)

0,63

0,71 (0,45—1,11)

0,14

высокая

0,95 (0,65—1,38)

0,95

0,92 (0,47—1,81)

0,81

1,00 (0,63—1,57)

0,99

Курение (реф. Не курит), n=626

бросил

1,13 (0,68—1,87)

0,63

0,93 (0,37—2,34)

0,87

1,24 (0,68—2,28)

0,48

курит

1,38 (1,00—1,91)

0,049

1,82 (0,99—3,33)

0,054

1,23 (0,83—1,82)

0,30

Курение в неделю (реф. До 12 сигарет), n=220

от 12 до 70

0,87 (0,47—1,62)

0,67

0,68 (0,20—2,34)

0,54

0,93 (0,43—1,97)

0,84

от 71 и более

2,75 (1,30—5,79)

0,008

4,22 (1,03—17,37)

0,046

2,27 (0,89—5,79)

0,086

Употребление алкоголя (реф. Не употребляют), n=626

мало

1,03 (0,67—1,57)

0,89

1,07 (0,51—2,28)

0,85

0,94 (0,55—1,60)

0,82

средне

1,38 (0,89—2,12)

0,15

2,17 (0,97—4,87)

0,061

1,15 (0,67—1,95)

0,61

много

1,49 (0,97—2,30)

0,066

1,71 (0,85—3,44)

0,13

1,36 (0,77—2,38)

0,29

Употребление алкоголя (америк., реф. Не употребляют), n=626

не злоупотребляют

1,21 (0,84—1,74)

0,31

1,41 (0,77—2,56)

0,26

1,06 (0,66—1,71)

0,79

злоупотребляют

1,59 (0,98—2,56)

0,059

2,09 (0,92—4,78)

0,080

1,35 (0,74—2,47)

0,32

Досаливание (реф. Нет), n=626

да, после пробы

1,67 (1,04—2,66)

0,032

1,34 (0,59—3,05)

0,49

1,86 (1,06—3,28)

0,032

да, не пробуя пищу

1,80 (1,03—3,17)

0,040

1,41 (0,53—3,74)

0,49

2,08 (1,03—4,18)

0,040

Частота завтрака (реф. Ежедневно), n=626

периодически

1,80 (1,21—2,67)

0,003

1,29 (0,68—2,44)

0,43

2,36 (1,40—3,96)

0,001

редко

1,72 (1,09—2,71)

0,019

1,70 (0,72—4,03)

0,23

1,74 (1,02—2,98)

0,042

не завтракаю

2,15 (1,37—3,37)

0,001

2,61 (1,14—5,98)

0,023

2,03 (1,19—3,48)

0,010

Удовлетворенность сном (реф. Да), n=626

по-разному

2,55 (1,75—3,71)

0,00001

3,74 (1,96—7,14)

0,00001

2,07 (1,30—3,31)

0,002

нет, не высыпаюсь

4,79 (3,19—7,18)

0,00001

8,96 (4,28—18,75)

0,00001

3,63 (2,21—5,94)

0,00001

Примечание. Все характеристики вводились в уравнение регрессии одновременно, применялась порядковая регрессия. Скорректировано с учетом пола, курса обучения, семейного положения и уровня дохода. реф. — референсные значения.

Курение студентов, по сравнению с теми, кто не курит, ассоциируется со стрессом (ОШ=1, 38; 95% ДИ 1,0—1,91), в основном за счет мужчин. Употребление более 70 сигарет в неделю существенно увеличивает вероятность стресса (ОШ=2,75; 95% ДИ 1,30—5,79), в большей степени за счет студентов мужского пола. Необходимо отметить, что высокий уровень потребления алкоголя показал приближающиеся к статистически значимым ассоциации с вероятностью стресса. Так, студенты в верхнем третиле употребляющих алкоголь, а также злоупотребляющие алкоголем (по американским критериям), имеют выше вероятность стресса: соответственно ОШ=1,49 при 95% ДИ 0,97—2,30, p=0,066 и ОШ=1,59 при 95% ДИ 0,98—2,56, p=0,059.

Увеличение потребления соли повышает вероятность стресса в общей выборке: у студентов, досаливающих пищу после пробы, ОШ составляет 1,67 (95% ДИ 1,04—2,66). У тех, кто досаливает, даже не пробуя пищу, ОШ достигает 1,80 (95% ДИ 1,03—3,17) по сравнению с лицами без данной привычки. В основном названные ассоциации характерны для женщин, в мужской популяции связь статистически незначима. Применение регрессионного анализа также подтвердило ассоциацию частоты завтрака и стресса по сравнению с состоянием тех, кто ежедневно завтракает, выше вероятность стресса у студентов, завтракающих периодически (ОШ=1,80; 95% ДИ 1,21—2,67), редко завтракающих (ОШ=1,72; 95% ДИ 1,09—2,71), вообще не завтракающих (ОШ=2,15; 95% ДИ 1,37—3,37).

Ухудшение качества сна ассоциируется с ростом вероятности стресса как в общей выборке, так и в обеих половых группах. По сравнению со студентами, довольными качеством сна, у лиц, не вполне удовлетворенных сном, ОШ составляет 2,55 (95% ДИ 1,75—3,71), а у лиц с недосыпанием ОШ достигает 4,79 (95% ДИ 3,19—7,18).

Обсуждение

Результаты исследования показали, что уровень стресса связан со многими социально-демографическими, экономическими и поведенческими характеристиками студентов.

Стресс чаще встречается у женщин, что согласуется с результатами других крупных исследований. Показательно, что этот гендерный разрыв сохраняется на протяжении всей жизни и не зависит от страны проживания [6, 25]. Значительно более высокий уровень стресса у женщин по сравнению с мужчинами получен и в выборке взрослого населения в рамках исследования ЭССЕ-РФ3 в 15 регионах Российской Федерации, а также в международном исследовании, охватившем 48 стран [26, 27]. Помимо значимых различий уровня стресса по полу, в нашем исследовании гендерный разрыв отражается и в большем количестве ассоциаций поведенческих привычек со стрессом. Повышение уровня стресса при снижении дохода и занятости студентов было вполне ожидаемым и согласуется с другими работами, проведенными по всему миру и в разных группах населения. Так, показано, что студенты индийских и арабских университетов, имеющие низкий семейный доход, испытывают более высокий уровень стресса [28, 29].

Поведенческие характеристики, ассоциированные со стрессом в настоящем исследовании, имеют, как правило, аналогичную направленность связи, выявленную и в других известных работах. Так, регулярные физические упражнения признаются важным инструментом укрепления здоровья не только в физическом измерении, но и в психосоциальном [8, 10], оказывая положительное воздействие на уровень стресса, психического здоровья и качество жизни в целом [4, 9]. По результатам нашего исследования, ассоциации снижения стресса при увеличении спортивной ФА более характерны для студенток. Можно предположить, что студентки в силу физиологических, психологических и генетических особенностей восприятия стрессовых ситуаций таким способом пытаются снизить уровень стресса, сохраняя здоровье в целом. Немаловажную роль в данной ситуации может также играть желание поддерживать внешнюю привлекательность, хорошую физическую форму, особенно у незамужних женщин.

Особое внимание исследователей привлекает связь стресса с курением и употреблением алкоголя, так как именно эти поведенческие привычки, как правило, считаются быстрым и наиболее распространенным способом снятия стресса. Заметное повышение уровня стресса, ассоциированное с курением, формируется, как показало наше исследование, в основном за счет мужской популяции. Похожие ассоциации мы получили и в ситуации с употреблением алкоголя, что соответствует результатам исследований в разных странах, показавшим связь курения и употребления алкоголя со стрессом [11, 12]. Исследования подтверждают, что люди, подвергающиеся многочисленным стрессовым ситуациям в повседневной жизни, часто злоупотребляют различными веществами, в том числе никотином или алкоголем [11, 30]. Учитывая высокую стрессовую нагрузку в студенческом возрасте, молодые люди, чтобы справиться с негативными эмоциями, возникающими проблемами, увеличивающейся ответственностью и как можно быстрее снизить уровень стресса, часто прибегают к курению и употреблению алкоголя как к легкодоступной, распространенной, традиционной, но неконструктивной копинг-стратегии, формируя в дальнейшем зависимость и злоупотребление этими веществами [10, 30].

В последнее десятилетие особое внимание научного сообщества привлекает связь пищевого поведения с психическим благополучием [2] и ментальным здоровьем [2]. Обзор литературы и метаанализ, проведенный H. Zahedi и соавт. (2022), показал негативное влияние пропуска завтрака на показатели стресса [2]. Более того, исследования отметили, что у регулярно завтракающих лиц уровень хронического стресса был низким, а завтрак имел эффект буферизации стресса [15]. Аналогичные данные, полученные в нашем исследовании, показали, что снижение частоты завтрака, особенно его пропуск, повышают уровень стресса.

Согласно исследованию My Breakfast Study, пропуск завтрака связан с нездоровым рационом питания, характеризующимся в том числе высоким потреблением соли [5]. Согласно немногочисленным исследованиям, стресс ассоциируется с повышением потребления соли [31]. Как показывают результаты нашей работы, студенты, имеющие привычку досаливать пищу, в том числе даже не пробуя ее, имеют более высокий уровень стресса.

G. Oliver и J. Wardle еще в 1999 г. показали, что в периоды жизненного стресса существенно увеличивается потребление соленых закусок и продуктов с повышенным содержанием соли [32]. Возможно, это объясняется нехваткой времени на покупку и приготовление здоровой пищи и в связи с этим более частым использованием продуктов быстрого приготовления, в которых содержание соли часто превышает допустимые нормы. Студенческая жизнь часто весьма далека от здорового образа в силу изменений, проявляющихся большими академическими нагрузками, острой нехваткой времени, активными и насыщенными социальными связями, что усиливает уровень стресса и меняет пищевые привычки. Пропуск завтрака, как заявлено в исследовании My Breakfast Study, связан с нездоровым рационом, характеризующимся высоким потреблением фаст-фуда, сахаросодержащих напитков и блюд с высоким содержанием жира и соли [16].

Особое место в сохранении психического здоровья занимает сон. Связь неудовлетворенности сном с увеличением уровня стресса у студентов ярко продемонстрирована в нашем исследовании. Данные литературы подчеркивают, что распространенность бессонницы и других проблем со сном у студентов выше, чем среди населения в целом [10], так как при вступлении в самостоятельную взрослую жизнь студенты часто сталкиваются с проблемами в социальной сфере, с трудностями в обучении и во взаимоотношениях, а также с бытовыми и финансовыми проблемами. Зачастую несбалансированный образ студенческой жизни — позднее засыпание, ранний подъем, несоблюдение режима и гигиены сна, курение и употребление алкоголя ухудшают качество сна и потенцируют стресс [20]. Аналогичные данные получены при исследовании выборки студентов американского и китайского университетов [10, 16].

Заключение

Результаты исследования показали, что уровень стресса ассоциируется с социально-демографическими, экономическими и поведенческими характеристиками студентов. Наиболее значимыми детерминантами для сохранения психического здоровья студентов являются уровень дохода, занятость и поведенческие факторы. Курение, употребление алкоголя, низкий уровень физической активности, отсутствие регулярного завтрака, повышенное употребление соли, недосыпание увеличивают вероятность стресса, создавая тем самым риск для физического и психического здоровья студентов. Ухудшение психического благополучия ощутимо влияет на личностный рост, профессиональное развитие, качество жизни студентов, что в дальнейшем может негативно сказаться на их будущем.

Участие авторов: концепция и дизайн — С.А. Максимов, М.Б. Котова, М.С. Куракин; сбор и обработка материала — М.С. Куракин, Н.Г. Костина, С.А. Максимов; написание текста — М.Б. Котова, С.А. Максимов; редактирование — О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.