Зыбина Н.Н.

ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины (ВЦЭРМ) им. А.М. Никифорова» МЧС России

Никонов Е.Л.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Герштейн Е.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Мамедли З.З.

Стилиди И.С.

Кушлинский Н.Е.

Зыбина Н.Н., Никонов Е.Л., Герштейн Е.С., Мамедли З.З., Стилиди И.С., Кушлинский Н.Е. Зонулин как маркер проницаемости клеточных контактов при соматических и онкологических заболеваниях (обзор литературы). Доказательная гастроэнтерология. 2022;11(1):28‑44.
Zybina NN, Nikonov EL, Gershtein ES, Memdli ZZ, Stilidi IS, Kushlinskii NE. Zonulin is a marker of epithelial and endothelial barrier functions in non-communicable diseases (narrative review). Russian Journal of Evidence-Based Gastroenterology. 2022;11(1):28‑44. (In Russ.)

Фиб­роз пе­че­ни при не­ал­ко­голь­ной жи­ро­вой бо­лез­ни пе­че­ни: роль ади­по­ки­нов и не­ин­ва­зив­ной оцен­ки сос­то­яния ки­шеч­но­го барье­ра. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(2):46-54
Об­щность и раз­ли­чия меж­ду син­дро­мом раз­дра­жен­но­го ки­шеч­ни­ка и за­бо­ле­ва­ни­ями, про­те­ка­ющи­ми с СРК-по­доб­ны­ми сим­пто­ма­ми. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):66-78
Пси­хо­эмо­ци­ональ­ный стресс как фак­тор рис­ка раз­ви­тия хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):114-120
Мар­шру­ти­за­ция взрос­ло­го на­се­ле­ния при про­фи­лак­ти­чес­ком ме­ди­цин­ском ос­мот­ре и дис­пан­се­ри­за­ции по вы­яв­ле­нию он­ко­ло­ги­чес­кой па­то­ло­гии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):7-11
Ле­че­ние, сох­ра­ня­ющее фер­тиль­ность у он­ко­ло­ги­чес­ких па­ци­ен­тов: чем мы мо­жем по­мочь в XXI ве­ке?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(1):26-63
Биомар­ке­ры пов­реж­де­ния ки­шеч­ной стен­ки при син­дро­ме муль­ти­ор­ган­ной дис­фун­кции. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(2):114-120
Расстройства сна и он­ко­ло­ги­чес­кие за­бо­ле­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):125-131

Формирование представления о важной роли нарушения проницаемости кишечного барьера [1], который обладает способностью динамически реагировать на экзогенные и эндогенные факторы [2] и участвует в патогенезе многих заболеваний, способствовало повышенному интересу исследователей к неиммунному компоненту этого процесса, в том числе к белкам, влияющим на функционирование межклеточных плотных контактов (tight junctions — TJ). Один из таких белков — зонулин, человеческий гомолог продуцируемого Vibrio cholerae токсина Zot (zonula occludens toxin) [3, 4], изучение которого внесло важный вклад в понимание связи между нарушением проницаемости кишечного барьера и механизмами развития ряда заболеваний.

Нарушение целостности эпителиального пласта и увеличение его проницаемости способствуют адгезии большого количества различных антигенов и сенсибилизации организма к заболеваниям, ассоциированным с изменением плотности межклеточных TJ [4]. Можно выделить несколько групп таких заболеваний: хронические воспалительные заболевания кишечника: синдром раздраженного кишечника, болезнь Крона [5], некротизирующий энтероколит [6, 7] аллергические и аутоиммунные заболевания: целиакия [8—10], сахарный диабет 1-го типа [11, 12], аутоиммунный гепатит [13], системная красная волчанка [14], анкилозирующий спондилит [15], рассеянный склероз [16, 17], ревматоидный артрит (РА) [18]; заболевания, связанные с нарушением TJ при метаболической патологии: ожирение/резистентность к инсулину [19, 20], в том числе неалкогольная жировая болезнь печени [21], сахарный диабет 2-го типа [22, 23], синдром поликистозных яичников [24, 25]; острое повреждение легких [26], бронхиальная астма [3, 27], ишемическая болезнь сердца [28], системные инфекции — сепсис [29] и ВИЧ [30, 31], экологическая энтеропатия [32], а также аутизм [33] и другие психоневрологические заболевания.

Прорывом в понимании молекулярных механизмов регуляции кишечной проницаемости и ее роли в норме и при различных заболеваниях послужило открытие гомолога холерного токсина Zot зонулина, который стал первым и пока единственным известным белком млекопитающих, модулирующим функциональную активность TJ в основном за счет их ослабления, приводящего к увеличению проницаемости кишечной стенки [34]. Повышенная секреция зонулина обнаружена, в частности, после воздействия как патогенных и условно-патогенных, так и непатогенных штаммов бактерий [35].

Регуляторы кишечной межклеточной проницаемости

Пища переваривается в просвете кишечника в среде, образованной желчью, соком поджелудочной железы и ферментами, там же разлагаются антигены и микроорганизмы [36]. Структура кишечного просвета подвержена динамическим изменениям и определяется физическими, химическими и биологическими компонентами, такими как слизь, эпителиальные, секреторные и иммунные клетки, бактериальная микрофлора [37]. Функционирование интестинального эпителиального барьера (IEB) зависит прежде всего от наличия ряда межклеточных соединений, состоящих из апикального соединительного комплекса (AJC), включающего TJ, адгезионных соединений (AJ) и десмосом.

Основными регуляторами межклеточной проницаемости являются TJ [38], представляющие собой сеть белков, расположенных на вершине боковой мембраны эпителиальных клеток, впервые описанные в 1963 г. M.G. Farquhar и G.E. Palade [39]. Так, TJ состоят из трансмембранных белков, включая 2 класса клаудинов [40] (герметизирующие [41] и порообразующие [42—45]); интегральные белки, связанные с TJ, такие как фосфорилированный трансмембранный белок окклюдин [46, 47], соединительные молекулы адгезии [48], трицеллюлин [49], ангулины [50] и внутриклеточные цитоплазматические каркасные белки, в том числе белки семейства zonula occludens [51].

Белки zonula occludens (ZO-1 (˜220 кДа), ZO-2 (˜160 кДа), ZO-3 (˜130 кДа) относятся к семейству ассоциированных с мембраной гомологов гуанилаткиназы (MAGUK) и сконцентрированы на цитоплазматической стороне TJ в эпителиальных клетках [52]. Хотя эти белки имеют общие структурные и функциональные области, а также взаимодействуют с общими партнерами, они обладают важными функциональными особенностями, придающими им некоторые уникальные функции [53]. Каркасные белки ZO-1, -2, -3 имеют три домена PDZ и домен, подобный гуанилаткиназе (GUK): PDZ1 связывает C-конец клаудинов [51], а домен GUK взаимодействует с окклюдином [54]. C-концевые области ZO взаимодействуют с актином и служат каркасом, связывающим TJ тяжи с цитоскелетом [55—57]. Ассоциация цитоскелета со структурой TJ имеет решающее значение для регуляции и поддержания их функции [58]. Следует также указать на цитоплазматический белок цингулин с молекулярной массой 140—160 кДа, который играет структурную роль, связывая ZO-1, ZO-2, ZO-3, цитоскелетные белки [59] и сигнальный белок, участвующий в контроле пролиферации эпителия [14, 60]. Механизм регуляции ZO-1 осуществляется по PI3K/Akt сигнальному пути [61]. Особый интерес представляет белок ZO-2, продукция которого не только в нормальных, но и в опухолевых клетках зависит от ряда факторов. Так, например, известно, что TGF-β1 снижает экспрессию ZO-2 в клетках скиррозного рака желудка [62], а VEGF-A — в клетках аденокарциномы поджелудочной железы [63]. Витамин D3, напротив, индуцирует экспрессию ZO-2 в клетках колоректального рака (КРР) [64], а прогестерон — в клетках нормального эпидермиса экспериментальных животных [65].

Показано, что TJ связаны с микротрубочками и микрофиламентами цитоскелета. Важную роль в регуляции открытия/закрытия TJ играют микрофиламенты актина и миозина [66, 67], при этом миозин в основном участвует в регуляции сборки TJ [68, 69], в то время как актин связывается с цитоплазматическим каркасом белков [70]. Полимеризующие актин белки и регуляторы актина играют центральную роль в изменениях TJ [42].

Цитокины и межклеточные контакты

Исследования регуляции межклеточных TJ сосредоточены на их цитокин-опосредованной дисфункции при хронических воспалительных процессах, особенно тех, которые поражают слизистую оболочку кишки [71]. Пространственная ориентация эпителиальных клеток кишечника позволяет распознавать антигены на его апикальной стороне для обнаружения сигналов опасности и передачи этой информации в иммунные клетки, секретирующие цитокины. Презентация антигена на макрофагах человека также регулируется зонулином, который связан с изменением профиля цитокинов и сдвигом толерантности к аутоиммунитету [72].

Цитокины поддерживают гомеостаз кишечника, регулируя такие ключевые клеточные процессы, как гибель клеток, пролиферацию, молекулярный транспорт и воспалительные реакции на патогены [73]. Так, показано, что TNF-α связан с воспалительным заболеванием кишечника [74], болезнью «трансплантат против хозяина» [75], а также болезнью Крона [5], лечение которой анти-TNF-препаратами корректировало нарушение барьера, наблюдаемое в эпителии толстой кишки [74]. При этом механизм нарушения барьера TNF-α опосредуется киназой легкой цепи миозина (myosin-light-chain kinase — MLCK), а активация MLCK уменьшает проницаемость TJ как in vivo, так in vitro [76, 77].

IFN-γ увеличивает проницаемость кишечной стенки за счет изменения экспрессии и локализации белков TJ, а также перестройки цитоскелета [78]. IL-1β способствует усилению кишечного воспаления, тогда как IL-33 обладает как провоспалительными, так и противовоспалительными свойствами. Цитокины из семейства IL-1, такие как IL-1β и IL-18, играют решающую роль в поддержании гомеостаза в кишечнике [79]. Высвобождение этих двух цитокинов зависит от активации комплекса инфламмасом, при этом секреция IL-1β управляется различными стимулами, а IL-18 экспрессируется эпителием кишечника конститутивно [80]. Тем не менее поддержание баланса уровня IL-18 важно для целостности эпителия, так как гиперэкспрессия этого цитокина приводит к потере созревших бокаловидных клеток и повышенной восприимчивости к экспериментальному колиту. Известно, что IL-18 эпителиального происхождения может действовать непосредственно на рецепторы IL-18R1, экспрессированные на CD4 + Th17-клетках, а также на Foxp3+ регуляторных T-клетках (Treg), и может контролировать дифференцировку этих клеток как в норме, так и при воспалении [81]. В данном случае IL-18 представляет собой пример опосредованного цитокинами перекрестного взаимодействия, когда кишечный эпителий обучает иммунные клетки необходимому действию. IL-22, входящий в семейство IL-10, напротив, в первую очередь секретируется иммунными клетками и может напрямую влиять на кишечный эпителий через свои рецепторы [82]. IL-22 секретируется T-клетками и так называемыми врожденными лимфоидными клетками (innate lymphoid cells — ILC), не имеющими признаков T или B лимфоцитов. Относящиеся к ILC тканевые резидентные клетки Th1 и Th17 могут секретировать IL-22 под влиянием IL-6 и IL-23, секреция которых может ингибироваться TGF-β [83]. Кроме того, IL-12 и IL-17 могут активировать секрецию IL-22 клетками Th1. Клетки Th22, CD8+Т-клетки, γδ Т-клетки и NKT-клетки также могут продуцировать IL-22 в норме и при воспалении, например, при заражении Citrobacter rodentium [84]. Эти популяции клеток близко контактируют с эпителиальными клетками кишечника, гиперэкспрессирующими рецептор IL-22 (IL-22R1) [85]. При этом IL-22 активирует передачу сигналов через STAT3, способствующую выживанию эпителия во время бактериальной инфекции путем секреции антимикробных пептидов, таких как Reg3β и Reg3γ [86].

Пристальное внимание исследователей привлекают Толл-подобные рецепторы (Toll-like receptors — TLR), представляющие собой класс трансмембранных рецепторов распознавания образов (Pattern recognition receptors — PRR), которые играют важную роль в раннем врожденном иммунном ответе в кишечнике и необходимы для распознавания микробов и контроля иммунного ответа. Одним из членов семейства TLR является TLR2, распознающий консервативные паттерны как на грамотрицательных, так и на грамположительных бактериях и экспрессирующийся на многих типах клеток кишечника, включая эпителиальные [87]. Показано, что стимуляция TLR2 in vitro вызывает повышение трансэпителиального электрического сопротивления через активацию протеинкиназы C и транслокацию ZO-1 к комплексу TJ [61]. Бактерии взаимодействуют с эпителием кишечника через PRR, такие как TLR [88] и его адаптерный белок MYD88 [89], а также через NOD-подобные рецепторы [90].

Однако состав и стабильность интестинального эпителиального барьера (IEB) зависят не только от TJ, но и от взаимодействия AJ с десмосомами [91, 92]. AJ устанавливают межклеточные контакты, которые необходимы для созревания и поддержания TJ. Основным трансмембранным белком, участвующим в сборке AJ, является E-кадгерин [93], внутриклеточный домен которого связан с p120, бета-катенином и альфа-катенином, образуя комплекс, взаимодействующий с актиновыми филаментами [94].

Межклеточную механическую прочность контактам в эпителии придают десмосомы, в состав которых входят два подтипа трансмембранных кадгеринов, десмоглеины и десмоколлины. Эти белки, взаимодействуя с плакофилином и десмоплакином [95], могут связывать промежуточные волокна, обеспечивая устойчивость соединения к механическому напряжению, возникающему из-за перистальтического движения кишки [96].

Рецепторы, активируемые протеиназами (PAR), представляют собой парное семейство конъюгированных с G-белками рецепторов, активирующих протеолитическое расщепление их N-конца при обнаружении соответствующего лиганда. PAR2 находится на апикальной и базолатеральной сторонах энтероцитов [97]. Стимуляция базолатерального PAR2 приводит к увеличению проницаемости путем перераспределения ZO-1, окклюдинов и фактина [98]. Кроме того, A.M. Coelho и соавт. (2002) продемонстрировали, что in vivo апикальная стимуляция PAR2, активирующая пептид SLIGRL, вызывает дозозависимое увеличение проницаемости кишечника [99]. Показано, что стимуляция PAR1 также увеличивает кишечную проницаемость [100].

Зонулин и белки семейства зонулина

К числу ключевых эндогенных модуляторов межклеточной кишечной проницаемости относится зонулин. В настоящее время наше представление о биохимии и патофизиологии зонулина основано в большой степени на двух фундаментальных обзорах, выполненных A. Fasano и опубликованных в 2011 и 2020 гг. [3, 101]. В результате частых мутаций зонулина в процессе эволюции сформировалось семейство структурно и функционально родственных белков, названных «пептидами семейства зонулина», к которому относятся из-за своей идентичности зонулину предшественник гаптоглобина-2 (НР-2), известный как пре-гаптоглобин-2 (пре-НР-2), а также пропердин и другие белки из группы манноза-ассоциированных сериновых протеаз (mannose-associated serine protease — MASP), что доказывает роль этих белков в регуляции кишечной проницаемости [102].

Среди белков, относящихся к семейству зонулина, первым открыт пре-НР-2 [103]. Гаптоглобины относятся к группе белков, эволюционировавших из связанного с комплементом белка MASP. В результате мутации в каталитическом домене пре-НР-2 утратил функцию протеазы и приобрел новые свойства, в том числе способность модулировать TJ.

Зонулин — белок с молекулярной массой около 50 кДа — входит в число 40—50 белков, формирующих TJ между эпителиальными клетками, ограничивающими интенсивность межклеточного транспорта. Дезорганизация белковых комплексов, формирующих структуру TJ, приводит к нарушению проницаемости эпителиальных барьеров, в том числе в кишечнике. Увеличение проницаемости кишечного барьера способствует проникновению в кровоток патогенных агентов, стимулирующих развитие воспалительных и аллергических реакций [104, 105]. Зонулин, благодаря своей способности модулировать активность межклеточного транспорта, выполняет защитную роль против колонизации тонкой кишки микроорганизмами.

Секретируемый в просвет желудочно-кишечного тракта зонулин стимулирует PAR, а также рецепторы эпидермального фактора роста (EGFR), которые в свою очередь индуцируют сложный процесс «открытия» TJ, позволяя молекулам с молекулярной массой более 3,5 кДа преодолевать IEB.

Зонулин как маркер кишечной проницаемости при заболеваниях желудочно-кишечного тракта

В большинстве клинико-лабораторных исследований зонулин определяют в двух биологических средах (кал и кровь) [106—108]. Полагают, что выявление зонулина в крови может свидетельствовать о транспорте этого белка из просвета кишечника в подслизистый слой, между клетками кишечного эпителия, а в кале — о скорости его выработки в энтероцитах [109, 110]. На экспериментальной модели некротизирующего энтероколита показано, что концентрация зонулина в кале повышается одновременно с увеличением пропускной способности кишечника и сохраняется в течение 24 ч, возвращаясь к исходному уровню только через 48 ч [111].

Период полураспада зонулина в крови очень вариабелен и колеблется от 4 мин до 4 ч, поэтому возможен значительный разброс выявляемых концентраций маркера (от неопределимых до очень высоких) [7, 112]. В связи с этим некоторые авторы предлагают даже при оптимальном иммунном ответе для определения стабильности состояния кишечного барьера измерять вместо самого зонулина уровни антител к нему — IgA и IgG [7]. Другие исследователи рекомендуют использовать иммунодиагностические наборы, с помощью которых можно идентифицировать различные белки, структурно и функционально связанные с зонулином, предполагая существование семейства белков зонулина, а не только одного белка, регулирующего проницаемость кишечной стенки [113].

При нарушении проницаемости кишечного барьера в кровь могут попадать эндотоксины — продукты жизнедеятельности кишечных бактерий, поэтому диагностировать повышенную проницаемость можно, определяя иммунный ответ на компоненты микробиома кишечника, липополисахариды или бактериальные токсины в сочетании с определением IgM к зонулину и оценкой дисбиоза кишки.

Известно, что зонулин в основном секретируется эритроцитами, клетками печени, жировой ткани, мозга, иммунной системы, легких, почек и кожи, при этом он может захватываться макрофагами и клетками Браухича—Купфера в печени [7, 113]. Наиболее мощными стимуляторами секреции зонулина являются микроорганизмы (бактерии) и глютен [9]. Увеличивая кишечную проницаемость, зонулин способствует вымыванию бактерий из просвета кишки. Помимо энтероксинов, некоторые кишечные патогены, в том числе комменсальные, лабораторная Escherichia coli, вирулентная E. coli и Salmonella typhi вызывают высвобождение зонулина из кишечника при нанесении на апикальную поверхность энтероцитов. После высвобождения зонулина наблюдается повышенная проницаемость кишечника и выход ZO-1 из TJ комплекса [35].

Одним из триггерных белков, приводящих к выбросу зонулина, является глиадин [114, 115]. Нанесенный на апикальную поверхность энтероцитов глиадин вызывает высвобождение зонулина посредством активации хемокинового рецептора CXCR3, активируемого при взаимодействии с MyD88, и последующее увеличение проницаемости как на моделях клеточных культур, так и в исследованиях тканей кишки ex vivo, что опровергает мнение о влиянии глютена на секрецию зонулина как вредного компонента микроорганизмов [114, 116]. Следует отметить, что определенные домены глиадина оказывают в организме разные эффекты: пептид 31—43 — цитотоксическое действие, 57—89 (называемый 33mer) — иммуномодулирующее действие, 111—130 и 151—170 способны связывать CXCR3 и высвобождать зонулин, а 261—277 вызывает высвобождение интерлейкина IL-8 [116]. Показано, что секреция зонулина, зависимая от MyD88, способствует увеличению межклеточной кишечной проницаемости вследствие выхода белка ZO-1 из комплекса белков TJ [117]. Таким образом, «зонулиновый путь» обеспечивает механизм защиты от «смывов» микроорганизмов, поддерживая реакцию врожденного иммунитета на избыточный бактериальный рост и изменения микробиома в тонкой кишке, а также на дисбиоз.

Рецептор CXCR3 гиперэкспрессирован на апикальной поверхности энтероцитов у пациентов с болезнью Крона [116], что может объяснить увеличение экспрессии зонулина, обнаруженное в кишечных эксплантатах, полученных от пациентов с этим заболеванием при воздействии глиадина [9]. Несмотря на то что полный сигнальный каскад после связывания глиадина с CXCR3, приводящий к высвобождению зонулина, до конца не изучен, уже показана его зависимость от MyD88 — ключевой адаптерной молекулы в сигнальном пути TLR [116]. Глиадин также способен вызывать высвобождение зонулина и провоспалительных цитокинов из макрофагов, сходное с ответом, наблюдаемым после воздействия бактерий [115].

В связи с тем, что зонулин участвует в формировании TJ, повышенный уровень этого белка в крови рассматривают в качестве маркера кишечной проницаемости. Подтверждением этому можно считать изменение уровней зонулина в сыворотке крови в условиях, характеризующихся нарушением IEB, включая глютеновую болезнь, сахарный диабет 1-го типа и нечувствительную к глютену целиакию [1, 104, 118]. Модулирование кишечной проницаемости, в том числе активация зонулинового пути, является частью механизма регуляции гомеостаза слизистой оболочки кишки и может быть не связано с развитием патологического процесса, что показано в экспериментах на зонулин-трансгенных животных, которые оказались более восприимчивыми к колитам, вызванными химическими соединениями.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что нарушение проницаемости кишечного барьера предшествует развитию воспалительных заболеваний кишки. Транспорт антигенов из просвета кишки в кровоток стимулирует иммунный ответ, опосредованный цитокинами, которые в свою очередь способствуют нарушению проницаемости кишечного барьера, формируя замкнутый круг патологического процесса. Представление о зонулине как о маркере повышенной кишечной проницаемости служит основанием для проведения исследований по изучению его содержания в сыворотке крови и кале пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника. Повышенные концентрации зонулина в крови и кале обнаружены при заболеваниях, в патогенезе которых основная роль отводится аутоиммунному процессу (болезнь Крона, сахарный диабет 1-го типа) и хроническому воспалению (метаболический синдром, запор) [109, 110, 119], при этом его уровни в сыворотке крови варьировали в широких пределах [12, 104, 118].

В пилотном исследовании, выполненном G.P. Caviglia и соавт. (2019), выявлено существенное возрастание сывороточного уровня зонулина у 118 пациентов с воспалительными заболеваниями кишки, среди которых у 86 выявлена болезнь Крона и у 32 — язвенный колит [120]. При этом различий в содержании зонулина между больными этих двух групп авторы не обнаружили. ROC-анализ показал высокую диагностическую точность при разделении пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника и условно здоровых людей при пороговом уровне зонулина 14,2 пг/мл. Выявлена корреляционная взаимосвязь содержания зонулина в сыворотке крови с длительностью заболевания, но не с активностью патологического процесса и уровнем фекального кальпротектина. Не обнаружена связь сывороточного уровня зонулина и его содержания в кале. Основываясь на собственных данных и результатах других исследователей, авторы считают зонулин сыворотки крови более перспективным биологическим маркером, чем его содержание в кале.

Вместе с тем данные литературы о клиническом значении зонулина при гастроинтестинальных заболеваниях неоднозначны. Так, при обследовании 363 лиц, среди которых у 264 диагностированы функциональные и органические гастроинтестинальные заболевания, авторы [109] не выявили связи клинических проявлений с повышенным уровнем зонулина. Даже при язвенном колите, болезни Крона и целиакии указанная выше связь не обнаружена. Повышенный уровень зонулина сыворотки крови в данном исследовании коррелировал с индексом массы тела (QI), объемом талии, высоким уровнем артериального давления, гиперлипидемией и гипергликемией. Авторы объясняют полученные результаты возможной секрецией зонулина не только энтероцитами, но и многими другими клетками, в том числе жировой тканью, в связи с чем сывороточный уровень зонулина может отражать как увеличение кишечной проницаемости, так и степень его секреции другими органами.

Будучи неактивным предшественником гаптоглобина (HP), зонулин может играть роль не только маркера проницаемости, но и маркера вторичного воспаления. В литературе обсуждается сходство эффектов зонулина и HP, предшественником которого он является.

Проводятся клинические исследования зонулина у больных с ожирением, поскольку хорошо известна связь ожирения и его осложнений (сердечно-сосудистых заболеваний и артериальной гипертензии) с хроническим воспалением, в развитии которого заметную роль играет зонулиновый сигнальный путь [20]. Показана связь повышенного уровня HP с ожирением, высоким уровнем артериального давления, гипергликемией, метаболическим синдромом. Считается, что ожирение и метаболический синдром являются факторами риска развития системного воспаления слабой степени. При этом как зонулин, так и HP обладают способностью активировать систему комплемента и инициировать синтез С-реактивного белка [121]. Повышение уровня зонулина у пациентов с ожирением, ассоциированное с повышенной проницаемостью кишечного барьера и выходом в кровь эндотоксинов, провоцирующих сосудистое воспаление, характерное для таких пациентов, коррелировало с высоким потреблением калорий, белков, углеводов и натрия, а низкие уровни зонулина выявляли при повышенной продукции бутират-продуцирующих кишечных бактерий, которые, как известно, способствуют снижению кишечной проницаемости и менее выраженному воспалению [122, 123]. В связи с указанными выше данными некоторые авторы считают, что зонулин следует рассматривать в большей степени как маркер метаболических нарушений, чем как маркер кишечной проницаемости.

При исследовании связи уровня сывороточного зонулина с антропометрическими показателями и с кишечной проницаемостью у практически здоровых людей также выявлена корреляционная связь содержания зонулина с объемом талии и уровнем С-реактивного белка, но не с проницаемостью кишечного эпителия [121].

Показана биологическая роль зонулина и эффективность его использования в качестве биомаркера синдрома поражения печени при ожирении, так как у данной категории пациентов обнаружены повышенные концентрации зонулина в крови и кале [124, 125]. Анализ полученных результатов выявил прямую зависимость между тяжестью заболевания и концентрацией зонулина в крови. В то же время при циррозе печени отмечено уменьшение концентрации зонулина в сыворотке крови, связанное с повреждением функции синтеза белков в печени и не отражающее повышенную проницаемость кишечной стенки [126].

Известно, что первичный склерозирующий холангит часто ассоциирован с воспалительными заболеваниями кишки вследствие нарушения проницаемости кишечного барьера и влияния маркеров бактериальной транслокации на воспаление в билиарной системе. У пациентов с первичным склерозирующим холангитом по сравнению с контрольной группой существенно повышены уровни липополисахаридсвязывающего белка и растворимой формы CD14, но не зонулина, содержание которого даже снижено. При этом сочетание первичного склерозирующего холангита с воспалительными заболеваниями кишки не влияло на полученные результаты [127].

Глютен может стать агентом, вызывающим повышение проницаемости кишечника и уровня зонулина и у пациентов, не больных целиакией. Вызванная факторами окружающей среды кишечная дисфункция (Environmental enteric disfunction — EED) характеризуется потерей барьерной функции и повышенным бактериальным ростом в тонкой кишке, развитием воспаления низкой степени интенсивности с атрофией ворсинок и энтеропатией. Последствием этого заболевания может быть задержка физического и нейрокогнитивного развития ребенка, что подтверждается корреляцией высокого уровня зонулина и других барьерных белков с задержкой роста при EED.

Зонулин при аутоиммунных заболеваниях различной природы

Показано, что у пациентов с рассеянным склерозом наблюдается повышение проницаемости как кишечного, так и гематоэнцефалического барьеров (ГЭБ) [128]. У пациентов с поврежденным ГЭБ, по данным магнитно-резонансной томографии, концентрация зонулина существенно повышена, а базовый уровень маркера позволяет прогнозировать прогрессирование заболевания.

Дисбиоз (значительно пониженный уровень Clostridium leptum, связанный с повышенным уровнем E. coli), субклиническое воспаление кишечника, повышенная проницаемость кишечной стенки выявлены у 70% пациентов с анкилозирующим спондилитом (болезнь Бехтерева) (у примерно 10% из них в последующем разовьются клинические проявления) [129, 130], при котором в сыворотке крови обнаружены высокие уровни липополисахарида, интестинального белка, связывающего жирные кислоты, а также зонулина на фоне развития бактериального илеита. Несмотря на то что системное хроническое иммуноопосредованное заболевание анкилозирующий спондилит характеризуется преимущественно осевым и периферическим повреждением опорно-двигательного аппарата [131], выявлены внесуставные его проявления и среди них гастроинтестинальные, глазные, сердечно-сосудистые и легочные.

Негативное влияние нарушенного микробиома на иммунную систему и воспалительную регуляцию в кишечнике может способствовать развитию аутоиммунных заболеваний щитовидной железы (ЩЖ) [132], среди которых наиболее часто встречаются тиреоидит Хашимото с частотой выявления 10—12% [133—135] и болезнь Грейвса с распространенностью 1—1,5% [136, 137]. Дисбактериоз считают частой находкой при онкологических заболеваниях ЩЖ: анализ микробиома кишечника методом секвенирования на основе гена 16S рибосомной РНК показал, что его состав при новообразованиях ЩЖ изменен, при этом количество Neisseria и Streptococcus статистически значимо ниже, а Butyricimonas и Lactobacillus выше у больных раком ЩЖ (РЩЖ), что позволяет подтвердить клинический диагноз и в дальнейшем помочь в разработке потенциальных пробиотиков для терапии РЩЖ и узловых новообразований ЩЖ. Из-за повышенного воздействия патогенов на иммунные клетки кишечника последние усиленно продуцируют TNF-α и INF-γ, участвующие в воспалительных реакциях в кишечнике [138, 139], с одной стороны, и вовлеченные в патогенез указанных заболеваний ЩЖ — с другой [140—142].

В литературе представлены также данные об увеличении концентрации зонулина в плазме крови детей с нефротическим синдромом, независимо от лечения и уровня протеинурии. Однако вклад этого белка в механизм повреждения клубочкового аппарата почек должен быть изучен дополнительно [143].

Повышение уровня бактериальных токсинов, концентрации зонулина и провоспалительных цитокинов в сыворотке крови выявлено при различных психоневрологических заболеваниях: синдроме хронической усталости, аутизме, депрессии, шизофрении, болезни Паркинсона [144, 145]. В обзоре, выполненном L. Al-Ayadhi и соавт. (2021) [144], указано, что исследования пациентов с различным спектром аутичных нарушений (расстройства, связанные с аномальным развитием мозга, характерные для плохого социального взаимодействия и общения, ограниченного интереса и повторяющегося поведения пациентов) [146] выявили сопутствующие изменения микробиома (повышение содержания Clostridioides difficile, Candida albicans и снижение содержания Bifidobacterium, Lactobacillus), которые могут вызвать раздражение кишечника за счет изменения уровней бактериальных метаболитов, например, короткоцепочечных жирных кислот, липополисахаридов и бактериальных токсинов в крови и моче у детей с аутизмом. Кроме того, показано значение изменений уровней некоторых белков и низкомолекулярных метаболитов в качестве биомаркеров для раннего обнаружения повышенной кишечной проницаемости. Имеется в виду повышение содержания IL-6, TNF-α, INF-γ, кальпротектина, лизоцима, бета-крезола, пропионовой кислоты, альдегидов, производных индола и растворимого CD14 и снижение уровней зонулина и окклюдина.

Дисбактериоз и воспалительные заболевания кишечника (ВЗК) связаны и с повышенным риском развития болезни Паркинсона (БП) [147, 148]. Недавние исследования показали, что уровни фекальных маркеров воспаления кишечника, например, кальпротектина (обычно используется для диагностики и мониторинга ВЗК) и, возможно, маркеров проницаемости кишечного барьера, например, зонулина, у таких пациентов повышены [149, 150]. Воспалительные сдвиги иммунного профиля стула, сравнимые с таковыми при ВЗК, также описаны при БП [151]. L. Dumitrescu и соавт. (2021) установили, что дисбиоз кишечника превалирует у больных БП и может привести к воспалению и нарушению барьерной функции кишечника. При этом авторы выявили повышенные уровни зонулина и кальпротектина как в сыворотке крови, так и в кале больных БП по сравнению со здоровыми лицами [145].

Предполагается, что нарушения проницаемости кишечной стенки играют важную роль в процессе старения. Выявлено более высокое содержание зонулина у людей пожилого и старческого возраста, сочетавшееся с высоким уровнем провоспалительных цитокинов (TNF-α, IL-6). Все это коррелировало со снижением мышечной силы и физической активности, что косвенно свидетельствует о связи зонулин-зависимой кишечной проницаемости с системным воспалительным ответом и основными признаками старения организма человека. Это положение находит подтверждение в данных о более низком уровне зонулина и эндотоксемии у долгожителей, не имеющих тяжелых заболеваний, по сравнению с молодыми пациентами с острым инфарктом миокарда.

Зонулин в онкологии

Высказана гипотеза о том, что дисрегуляция сигнального пути зонулина может вносить вклад в патогенез различных заболеваний, связанных с нарушением межклеточных коммуникаций, в том числе злокачественной трансформации и метастазирования. Опубликованы лишь единичные исследования о роли зонулина при онкологических заболеваниях. Так, M. Skardelly и соавт. (2009) продемонстрировали увеличение тканевой экспрессии этого белка в глиомах, ассоциированное с повышенной экспрессией маркера c-kit, большей степенью злокачественности опухоли, а также с повреждением ГЭБ и тяжестью заболевания [152].

P. Dowling и соавт. (2007) использовали протеомную технологию для поиска биологических маркеров плоскоклеточного рака легкого. Среди прочих белков, уровень которых повышен в сыворотке крови пациентов, обнаружен и HP [153]. Аналогичные данные для аденокарциномы легкого, также полученные протеомным методом, представили S.H. Heo и соавт. (2007) [154]. Увеличение уровня HP обнаружено также при раке поджелудочной железы [155].

Имеются доказательства того, что пре-HP может быть более эффективным маркером, чем HP, и это показано на экспериментальной модели гепатомы [156]. В частности, доказана способность пре-HP увеличивать экспрессию VEGF и его рецептора VEGFR2, что свидетельствует об участии пре-HP наряду с HP в процессах ангиогенеза. Увеличение уровня модифицированных форм пре-HP в сыворотке крови показано и при раке молочной железы [157].

Следует отметить, что во всех этих исследованиях речь идет не об идентичном зонулину пре-HP-2, а непосредственно о HP или подобных ему пептидах. Таким образом, зонулин как маркер онкологических заболеваний практически не изучен.

Интестинальный барьер представляет собой динамическую систему, чувствительную к различным стимулам, таким как уровень секреции медиаторов воспаления, нейрональные и гормональные сигналы и особенности диеты. К гормональным сигналам условно можно отнести и зонулин, который модулирует состояние слизистой оболочки кишки, ослабляя прочность межклеточных контактов, что характерно для ранней стадии воспалительного процесса. Прочность интестинального барьера могут обеспечивать также другие пептиды, например, глюкагоноподобный пептид-2 и эпидермальный фактор роста (EGF). В регуляции кишечной проницаемости принимает участие также грелин, введение которого экспериментальным животным предотвращало повреждение интестинального барьера, вызываемое доксорубицином. В связи с этим актуальными представляются исследования, в которых изучают связь между сывороточными (циркулирующими) уровнями пептидов, кишечной проницаемостью и симптомами желудочно-кишечных расстройств у получающих химиотерапию пациентов с онкологическими заболеваниями.

F. Russo и соавт. (2013) провели исследование по определению в сыворотке крови пептидов, обеспечивающих межклеточные контакты, у больных раком легкого и кишечными расстройствами на фоне химиотерапии. Результаты определения пептидов сопоставляли с данными исследования проницаемости интестинального барьера на основе теста с лактулозой и маннитолом [158]. Изменение кишечной проницаемости оказалось ассоциированным с EGF и грелином, но не с зонулином, содержание которого в сыворотке крови пациентов с диареей и без диареи не различалось.

В обзоре, выполненном С.Н. Нарыжным и О.К. Легиной (2021), представлены данные о возможности использования пре-HP-2, то есть зонулина, в качестве биомаркера целого ряда патологических процессов, в том числе онкологических заболеваний. В работе этих же авторов продемонстрировано использование пре-HP-2 (зонулина) как биомаркера в диагностике глиобластомы [103].

Методические аспекты определения зонулина

Противоречивость результатов клинической значимости повышенного уровня зонулина в сыворотке крови и его способности отражать состояние барьерной функции кишечной стенки стали поводом для исследований по идентификации белка, определяемого коммерческими тест-системами для ИФА. Так, авторы [111, 159] отмечают, что некоторые коммерческие тест-системы не позволяют определить пре-HP, поскольку выявляемая концентрация маркера не коррелировала с генотипами HP у обследованных пациентов. На основании данных иммуноблоттинга, иммунопреципитации и масс-спектрометрии они считают наиболее вероятным белком, выявляемым с помощью исследованной тест-системы, пропердин, который условно причисляют к семейству белков зонулина.

M. Ajamian и соавт. (2019) также с использованием методов иммуноблоттинга, иммунопреципитации и масс-спектрометрии показали, что коммерческие тест-системы ИФА позволяют определить изо-формы HP, компонент комплемента С3 или пропердин, но не белки семейства зонулина [160]. Однако авторы признают, что результаты проведенных экспериментов не дают окончательного ответа о природе белков, определяемых методом ИФА. Кроме того, они не нашли совпадения и даже четкой корреляции результатов количественного определения зонулина двумя различными коммерческими ИФА системами. Поскольку в настоящее время имеются данные о вероятной роли С3 в формировании проницаемости кишечного барьера, и такую же функцию могут выполнять и некоторые белки из семейства HP, авторы справедливо делают вывод о необходимости проведения дальнейших исследований и осторожности при интерпретации данных, полученных при определении белков семейства зонулина методом ИФА.

В целом проблема специфичности наборов для ИФА содержания зонулина в сыворотке крови проанализирована в обзоре A. Fasano (2020). Основываясь на данных описанных выше исследований, автор предполагает, что в сыворотке крови присутствуют третичные и четвертичные структуры белков (мультимеры), и поэтому наборы, основанные на рекомбинантных белках, не способны определять собственно зонулин, но, возможно, позволяют выявлять другие белки семейства зонулина, которые пока неидентифицированы [101].

Лечение ингибиторами зонулина

Изучение механизмов нарушения кишечной проницаемости, в том числе с использованием сывороточного зонулина, формирует основу для поиска новых путей терапевтического воздействия на ВЗК, направленных на восстановление структуры и функции кишечного барьера, в комплексе с противовоспалительной терапией.

В связи с этим внимание исследователей привлекают ингибиторы продукции зонулина, в частности, пробиотики, влияющие на течение заболеваний. В дополнение к обычным методам лечения применяют несколько питательных веществ, в том числе коровье молозиво [161], яблочный пектин [162], витамины A и D [163], которые модулируют проницаемость эпителиального барьера, что сопровождается снижением уровня зонулина в сыворотке.

Имеются данные, свидетельствующие о способности пробиотиков модулировать проницаемость эпителиального барьера посредством снижения уровня сывороточного зонулина. Так, при проведении метаанализа девяти клинических исследований, включавших 496 пациентов и 443 здоровых лиц, получено подтверждение способности пробиотиков снижать уровень зонулина в сыворотке крови больных колоректальным раком (КРР) с метастазами и без метастазов в печени, при ожирении, неалкогольной жировой болезни печени, мигрени [164]. Однако анализ полученных результатов продемонстрировал высокий уровень гетерогенности данных отдельных исследований, обусловленный различиями в возрасте пациентов, длительности наблюдения, количестве обследованных лиц и характере заболевания. Например, у больных КРР с метастазами в печени уровень зонулина в послеопреационном периоде значительно выше, чем у пациентов без метастазов [165]. Продемонстрировано влияние пробиотиков на развитие послеоперационных инфекционных осложнений у больных КРР. На основании обследования 150 больных, 75 из которых получали плацебо, у пациентов, принимавших пробиотики, отметили существенно меньший уровень инфекционных осложнений в послеоперационном периоде, сочетавшийся со снижением проницаемости кишечного барьера и концентрации сывороточного зонулина [166]. По мнению авторов, эффект пробиотиков может быть связан с несколькими механизмами, среди которых способность лактобактерий активировать TLR2, локализованный на мембране клеток кишечного эпителия. Защитную роль пробиотиков объясняют также ингибированием p38 MAPK — Ser/Thr киназы, участвующей в усилении воспалительного ответа.

Частым осложнением химиотерапии при онкологических заболеваниях являются интестинальные отеки, отражающие повреждение всех отделов желудочно-кишечного тракта. В большей степени это касается тонкой кишки, но могут быть повреждены также пищевод, желудок и толстая кишка. Причина интестинального отека вследствие химиотерапии связана с нарушением проницаемости гастроинтестинального барьера из-за токсичного действия лекарственных препаратов на эпителиальные клетки слизистой оболочки кишки. Цитотоксические вещества повреждают круговорот кишечного эпителия, индуцируют слущивание ворсинок и увеличивают время контакта содержимого кишки с криптами. Эти изменения могут лежать в основе часто встречающихся при химиотерапии симптомов желудочно-кишечных расстройств — диареи и абдоминальных болей.

Использование ряда лекарственных препаратов (ингибиторов протонной помпы (ИПП), антибиотиков) при лечении хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта дает ряд побочных эффектов, среди которых ассоциированный с ИПП дисбиоз и/или диарея, ассоциированная с антибиотиками. Количественное и качественное изменение микрофлоры толстой кишки (дисбиоз) при данных состояниях сопровождается выраженным воспалением и повышением проницаемости кишечной стенки. Поэтому при длительной пероральной терапии ИПП, как и при приеме антибиотиков, своевременное определение биомаркеров кишечной стабильности, среди которых существенное значение принадлежит неинвазивному методу оценки фекального зонулина, поможет прогнозировать риск развития грозных желудочно-кишечных осложнений [32, 167, 168].

Обсуждается применение специфического ингибитора зонулина ларазотида ацетата при целиакии [169]. Однако необходима доказательная база эффективности и безопасности этого препарата, т.е. имеются основания для проведения масштабных клинических исследований. Совсем недавно S. Di Micco и соавт. (2021) выявили, что фермент нового коронавируса 3CLpro, или основная протеаза (Mpro), играющая важную роль в репликации вируса, может служить мишенью для разработки антивирусных препаратов [170]. В результате поиска возможных путей влияния на вирус выяснилось, что ингибитор зонулина октапептид АТ 1001, или ларазотид ацетат, связывает каталитический домен (Mpro). Авторы провели исследование по выявлению антивирусной активности АТ 1001 и его производных и показали, что это может стать основой для разработки антивирусных препаратов нового поколения.

Зонулин, человеческий гомолог холерного токсина Zot, играет ключевую роль в регуляции проницаемости кишечного барьера, модулируя и ослабляя прочность межклеточных TJ. Он, по-видимому, участвует в патогенезе многих воспалительных и аутоиммунных заболеваний не только кишечника, но и ряда других органов и тканей. В этой связи в последнее время зонулин рассматривают и активно изучают в качестве маркера кишечной проницаемости при различных заболеваниях. Вместе с тем данные литературы о клиническом значении зонулина при гастроинтестинальных заболеваниях и симптомах неоднозначны. По мнению ряда авторов, зонулин следует рассматривать в большей степени как маркер метаболических нарушений, чем как маркер кишечной проницаемости. В любом случае, определение зонулина в сыворотке крови и других биологических средах является полезным инструментом для диагностики, мониторинга, а возможно, и коррекции патологических процессов, связанных с нарушениями кишечной проницаемости, что должно быть изучено в дальнейшем.