Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Воронцов О.Ф.

1. ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России;
2. Сана Клиникум Хоф

Мюллер Т.

Sana Klinikum Hof

Раделефф Б.

Сана Клиникум Хоф

Михин И.В.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Грэб К.

Сана Клиникум Хоф

Интрапанкреатическая эктопическая селезенка: сложности дифференциальной диагностики

Авторы:

Воронцов О.Ф., Мюллер Т., Раделефф Б., Михин И.В., Грэб К.

Подробнее об авторах

Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2023;29(1): 48‑50

Просмотров: 1134

Загрузок: 31


Как цитировать:

Воронцов О.Ф., Мюллер Т., Раделефф Б., Михин И.В., Грэб К. Интрапанкреатическая эктопическая селезенка: сложности дифференциальной диагностики. Эндоскопическая хирургия. 2023;29(1):48‑50.
Vorontsov OF, Mueller Th, Radeleff B, Mikhin IV, Graeb C. Intrapancreatic ectopic spleen: difficulties in differential diagnosis. Endoscopic Surgery. 2023;29(1):48‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/endoskop20232901148

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ги­пер­сом­ния при пси­хи­чес­ких расстройствах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):63-68
Ин­трап­ла­цен­тар­ная хо­ри­он­кар­ци­но­ма: об­зор ли­те­ра­ту­ры и опи­са­ние кли­ни­чес­ко­го слу­чая. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):40-46
Миас­те­ни­чес­кий син­дром у па­ци­ен­та с тер­ми­наль­ной ста­ди­ей бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):102-107
То­чеч­ная ла­дон­но-по­дош­вен­ная ке­ра­то­дер­мия, по­ро­ке­ра­то­ти­чес­кий тип. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(4):441-446
Проб­ле­мы хро­ни­чес­кой та­зо­вой бо­ли в сов­ре­мен­ной ги­не­ко­ло­гии. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(5):56-60
Сим­птом-ори­ен­ти­ро­ван­ная ди­аг­нос­ти­ка как важ­ный эле­мент улуч­ше­ния ка­чес­тва ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):7-10
Доб­ро­ка­чес­твен­ная ме­тас­та­зи­ру­ющая ле­йо­ми­ома лег­ко­го. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):87-90
Спо­соб диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­нос­ти­ки вос­па­ли­тель­ных за­бо­ле­ва­ний ки­шеч­ни­ка с по­мощью ком­би­ни­ро­ван­ных мо­де­лей на ос­но­ве со­во­куп­нос­ти па­ра­мет­ров эрит­ро­ци­тов, мар­ке­ров вос­па­ле­ния, жир­ных кис­лот мем­бран эрит­ро­ци­тов и сы­во­рот­ки кро­ви. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):75-88
К воп­ро­су о диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­нос­ти­ке ге­не­ра­ли­зо­ван­но­го пус­ту­лез­но­го псо­ри­аза и ос­тро­го ге­не­ра­ли­зо­ван­но­го эк­зан­те­ма­тоз­но­го пус­ту­ле­за. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(6):758-763
Ран­няя диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­нос­ти­ка и вос­ста­но­ви­тель­ное ле­че­ние па­ци­ен­тов с дет­ским це­реб­раль­ным па­ра­ли­чом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):24-37

Введение

Добавочная селезенка — это доброкачественная врожденная аномалия, которая возникает во время эмбриологического развития [1]. Эктопическая селезенка — относительно распространенное состояние с частотой развития 10—30% от общей популяции, чаще всего (80%) локализующаяся в воротах селезенки [2, 3], а ее эктопия в хвосте поджелудочной железы (ПЖ) наблюдается в 1—2% случаев, протекает бессимптомно и случайно диагностируется во время визуализационных исследований [4]. Это состояние, как правило, не требует хирургического лечения. Однако, находясь внутри паренхимы ПЖ, дополнительная селезенка может имитировать злокачественное новообразование ПЖ [5].

Клинический случай. Пациентка Х., 44 лет, поступила в гастроэнтерологическое отделение больницы Сана Клиникум Хоф с жалобами на быструю утомляемость, снижение массы тела на 5 кг в течение 3 мес и периодическую тяжесть в левом подреберье. Снижение массы тела сама больная связывала с имеющимися семейными проблемами, вызвавшими состояние стресса. При лабораторном обследовании установлено, что активность липазы в сыворотке крови незначительно повышена (240 МЕ/л), печеночные и воспалительные показатели, как и онкомаркеры C19-9 и CEA, — в пределах нормы. При ультразвуковом исследовании (УЗИ) брюшной полости (рис. 1), эндо-УЗИ (рис. 2 на цв. вклейке), магнитно-резонансной томографии (МРТ) с внутривенным контрастированием (рис. 3) выявили уплотненные и увеличенные в диаметре до 30 мм тело и хвост ПЖ, а также незначительно расширенный до 2,5 мм главный панкреатический проток, новообразование в хвосте ПЖ размерами 22×18 мм с гладкими контурами и плотностью ткани, соответствующей ткани селезенки.

Рис. 1. УЗИ брюшной полости с обнаружением опухолевидного образования в хвосте поджелудочной железы.

Рис. 2. Эндосонография поджелудочной железы с детекцией округлого образования с гладкой капсулой и выраженным кровоснабжением.

Рис. 3. МРТ брюшной полости с внутривенным контрастированием с целью дифференциальной диагностики между эктопической селезенкой и опухолью поджелудочной железы.

Тонкоигольная пункция хвоста ПЖ под контролем эндо-УЗИ была связана с высоким риском развития осложнений из-за близкого расположения селезеночной артерии и ее ветвей. Было решено через 3 мес провести повторное обследование в объеме компьютерной томографии (КТ) брюшной и грудной полостей. Новообразование в хвосте ПЖ увеличилось до 40×20 мм. Кроме того, были выявлены неоднородность его структуры в поздневенозную фазу, а также увеличение плотности ткани по сравнению с данными МРТ до 115 HU (рис. 4).

Рис. 4. КТ брюшной полости (панкреатический протокол).

С учетом динамики данных, полученных при контрольном радиологическом исследовании, была выполнена роботическая резекция хвоста ПЖ с сохранением селезенки. После пересечения паренхимы ПЖ линейным эндохирургическим степлером с целью профилактики послеоперационного панкреатического свища край резекции был дополнительно укреплен одиночными монофиламентными атравматичными швами 5/0. Продолжительность оперативного вмешательства на консоли роботической системы составила 136 мин, кровопотеря не превысила 100 мл. При интраоперационном гистологическом исследовании признаков злокачественной опухоли ПЖ не выявлено. В течение 5 сут после вмешательства пациентка получала соматостатин 100 мкг 3 раза в сутки подкожно. Окончательное гистопатологическое заключение подтвердило наличие дополнительной селезенки в толще паренхимы ПЖ на фоне сегментарного тромбоза ветвей селезеночной вены (рис. 5 на цв. вклейке).

Рис. 5. Микропрепарат: срез ткани хвоста поджелудочной железы с интрапанкреатическим расположением дополнительной селезенки.

Стандартная окраска гематоксилином и эозином.

Осложнений после операции не было, больная выписана через 6 сут. Уровень глюкозы в крови в период пребывания в стационаре и в течение 6 мес после операции оставался в пределах физиологической нормы.

Обсуждение

Представленный клинический случай демонстрирует сложности проведения дифференциальной диагностики при интрапанкреатическом расположении эктопической селезенки с нейроэндокринной опухолью и аденокарциономой ПЖ. Динамический контроль интрапанкреатического новообразования проводился, к сожалению, различными лучевыми методами — МРТ и КТ. Это было связано с пожеланиями самой пациентки, которая категорически отказалась от длительного пребывания в замкнутом пространстве в ходе МРТ, которое привело при первичном исследовании к нарастающему чувству страха и сильной боли в спине. Применение разных способов диагностики могло стать причиной погрешностей интерпретации размеров образования. Однако с большей долей вероятности увеличение и появление очагов различной плотности дополнительной селезенки мы ретроспективно склонны связывать с тромбозом мелких ветвей селезеночной вены. Дополнительную информацию для установления точного диагноза могла бы оказать соматостатин-рецепторная сцинтиграфия, которая имеет высокую чувствительность (70—95%) и используется для обнаружения нейроэндокринных опухолей различных локализаций [6]. Однако есть сообщения о ложноположительных результатах сканирования, связанных с наличием рецепторов соматостатина в лимфоцитах дополнительной селезенки. Более того, около 30—40% нейроэндокринных опухолей ПЖ гормонально неактивны, что еще больше усложняет дифференциальный диагноз [7].

Заключение

В случае невозможности полного исключения злокачественного новообразования поджелудочной железы единственным способом установки точного диагноза и выбора дальнейшей тактики лечения является панкреатическая резекция со срочным интраоперационным гистологическим исследованием препарата.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — О.Ф. Воронцов, К. Грэб

Сбор и обработка материала — О.Ф. Воронцов, Т. Мюллер, Б. Раделефф

Написание текста — О.Ф. Воронцов, И.В. Михин

Редактирование — И.В. Михин

Participation of authors:

Concept and design of the study — O.F. Vorontsov, C. Graeb

Data collection and processing — O.F. Vorontsov, Th. Mueller, B. Radeleff

Text writing — O.F. Vorontsov, I.V. Mikhin

Editing — I.V. Mikhin

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.