Псориаз — системное иммуно-ассоциированное заболевание мультифакторной природы с доминирующим значением генетических факторов, характеризующееся ускоренной пролиферацией эпидермоцитов и нарушением их дифференцировки, сопровождающееся снижением апоптоза и иммунным воспалением по Th1/Th17-типу, дисбалансом между провоспалительными и противовоспалительными цитокинами [1]. По данным многочисленных исследований, около 5% населения земного шара страдают этим заболеванием [2].
При псориазе нарушено взаимодействие иммунной системы с кожей, поэтому вопрос о местонахождении первичного дефекта остается нерешенным. Изучение генетических детерминант псориаза позволяет рассматривать это заболевание как полигенное, при котором один и тот же фенотип может определяться различными генами. Классический геномный анализ позволил идентифицировать генные локусы на 8 разных хромосомах, ассоциированных с развитием псориаза. Эти генные локусы получили название «гены предрасположенности к псориазу» (psoriasis susceptibility — PSORS) [3].
Получены доказательства влияния генетической компоненты на барьерную функцию кожи. По крайней мере, 45 генов хромосомного региона 1q21, расположенного в области локуса PSORS4, или эпидермальный комплекс дифференцировки (EDC), играющий существенную роль в нормальном функционировании эпидермальных клеток. Гены, расположенные в пределах EDC, кодируют белки лорикрин LOR, инволюкрин IVL, концевой белок рогового слоя LCE, вовлеченные в формирование внешнего рогового слоя кожи (CE или cornifiedenvelop), в здоровой коже экспрессируются только в базальном слое, при псориазе доказана избыточная экспрессия в шиповатом слое. Отсутствие экспрессии LCE может способствовать нарушению барьерной функции нормального эпидермиса. Другая группа генов EDC — FLG, TCHH, FLG2, HRNR, CRNN, кодирует кератин-связывающие белки гранулярного слоя. Третья группа генов EDC кодирует белки S100A7 и другие S100 кальций-связывающие (А8, А9, А12). S100 – это большое семейство димерных протеинов с низким молекулярным весом, которые связывают кальций и другие дивалентные катионы. S100A2, S100A7 (псориазин) и гетеродимер S100A8/A9 (калпротектин) избыточно экспрессированы в псориатических очагах. Эти белки участвуют во внеклеточных и внутриклеточных сигнальных механизмах, а также в иммунном ответе [3—6].
Таким образом, терапия, направленная на нормализацию дифференцировки и подавление пролиферативной активности кератиноцитов, уменьшение иммунного воспаления в дерме, является патогенетически обоснованной. Чаще всего для этих целей применяют комбинацию топических глюкокортикостероидов и синтетических аналогов витамина D3. При этом наибольшей эффективности можно достичь при сочетании указанных средств со средствами базового ухода, восстанавливающими эпидермальный барьер [7].
В качестве восстанавливающего, кератолитического средства, усиливающего проникновение топических препаратов в очаги поражения, нами был выбран крем Topicrem UR-10.
Благодаря наличию в составе крема 10% мочевины, средство обладает одновременно мягким кератолитическим и увлажняющим свойствами, а 5% белого пчелиного воска высокой степени очистки оказывает смягчающее и восстанавливающее действие, повышая приверженность лечению. Кроме того, Topicrem UR-10 не содержит кислот, парабенов и красителей, что позволяет применять его у детей старше 3 лет [8].
Цель исследования — оценить клиническую эффективность средства лечебной косметики Topicrem UR-10 в составе стандартной терапии псориаза.
Материал и методы
В основную группу были включены 60 пациентов, больных псориазом, среди которых были 30 взрослых в возрасте от 18 до 59 лет (средний возраст 37±1,28 года) и 30 детей от 6 до 17 лет (средний возраст 12±1,1 года). Длительность заболевания составила 7±4,2 года. Продолжительность последнего обострения у взрослых — от 3 до 6 мес, у детей — от 1 до 3 мес.
Критериями включения пациентов в исследование были: псориаз легкой и среднетяжелой степеней, наличие информированного согласия на участие в проспективном исследовании, отсутствие какого-либо лечения до начала исследования.
В зависимости от тактики терапии пациенты основной группы были разделены на две подгруппы: больные 1-й подгруппы получали стандартную терапию в сочетании с кремом Topicrem UR-10, который пациенты наносили на пораженные участки 2 раза в день за 15 мин до аппликации топического лекарственного препарата, пациенты 2-й подгруппы — стандартную терапию. В стандартную терапию входили: дезинтоксикационные средства (реамберин, натрия тиосульфат), витамины (аевит), наружные средства. Для наружного применения взрослым был назначен кальципотриол+глюкокортикостероид в течение 14 дней с дальнейшим переходом на чистый кальципотриол (еще на 14 дней). В качестве наружной терапии у детей использовали липокрем гидрокортизона бутират в течение 14 дней (на волосистую часть головы применяли крело эмульсию) с последующим переходом на чистый кальципотриол (14 дней). Длительность наблюдения пациентов обеих подгрупп составила 28 дней.
Перед началом лечения, через 14 и 28 дней от начала терапии проводили клиническую оценку состояния больного, включавшую определение индекса PASI и дерматологического индекса качества жизни (ДИКЖ). Ультразвуковое исследование (УЗИ) кожи проводили до лечения и на 28-й день терапии.
Статистический анализ результатов исследования проводили с помощью программы Statistica 10.0 («StatSoft Inc.», США). В работе исследованные величины были представлены в виде выборочного среднего значения и стандартной ошибки средней величины. Статистическую значимость различий средних величин независимых выборок оценивали с помощью параметрического t-критерия Стьюдента при нормальном законе распределения и непараметрического критерия Манна—Уитни при различии распределения показателей от нормального. Решение о распределении показателей в выборке формировали путем использования критерия Шапиро—Уилка. Каждому наблюдаемому значению критерия рассчитывали достигаемый уровень значимости p. Критическим считали уровень значимости p=0,05.
Результаты и обсуждение
Степень тяжести псориатического процесса оценивалась по индексу PASI: легкая (0—10 баллов), средняя (10—30 баллов) и тяжелая (более 30 баллов). У пациентов основной группы индекс PASI составил 12,5±0,67 балла. Преимущественно у 47 (78%) пациентов основной группы определена легкая степень псориаза. Средняя степень тяжести наблюдалась у 13 (22%) больных.
Среди клинических форм у взрослых пациентов вульгарная форма встречалась у 22 (74%) человек, себорейная — у 4 (13%), ладонно-подошвенная — у 4 (13%). У 20 (67%) детей также преобладала вульгарная форма дерматоза, интертригинозная (инверсная форма) — у 6 (20%), себорейная — у 4 (13%). Волосистая часть головы была вовлечена в патологический процесс у всех пациентов.
Несмотря на отсутствие в исследуемой группе случаев с тяжелым течением псориаза, влияние заболевания на качество жизни было сильным и чрезвычайно сильным.
ДИКЖ у больных основной группы составил 25,5±0,63 балла. Число больных с чрезвычайно сильным влиянием псориаза на качество жизни составило 48 (80%), с очень сильным влиянием — 12 (20%) (рис. 1).
Результаты лечения в двух подгруппах сравнивали через 14 и 28 дней терапии.
В первые дни терапии 3 (10%) детей и 1 (3%) взрослый пациент отмечали чувство жжения после нанесения Topicrem UR-10, которое купировалось к 10-му дню лечения.
При оценке результатов лечения через 14 дней в двух подгруппах выявлено снижение индекса PASI и ДИКЖ.
Через 14 дней лечения в 1-й подгруппе индекс PASI снизился с 13,7±0,54 до 2,4±0,61 балла, а во 2-й подгруппе – с 13,27±0,52 до 4,52±0,71 балла. Снижение индекса PASI в 1 подгруппе составило 82,5% (p<0,001), а во 2-й — 66,1% (p<0,05). Значительное улучшение псориатического статуса (снижение индекса PASI на 75—100%) в 1-й подгруппе наблюдалось у 22 (78,2%) пациентов, а во 2-й — у 12 (40,3%) (рис. 2).
Через 14 дней лечения в 1-й подгруппе ДИКЖ снизился с 24,8±0,77 до 17,2±0,54 балла, а во 2-й — с 25,1±0,84 до 20,5±0,75 балла (табл. 1). Снижение ДИКЖ в 1-й подгруппе составило 30,6% (p<0,01), а во 2-й — 18,3% (p=0,05). Значительное улучшение качества жизни (снижение индекса ДИКЖ на 75—100%) в 1-й подгруппе наблюдалось у 7 (23,3%) пациентов, а во 2-й — у 3 (10%) (рис. 3).
Через 28 дней лечения в 1-й подгруппе индекс PASI снизился до низкого уровня — 0,2±0,12 балла, а во 2-й подгруппе составил более высокое значение — 3,35±0,27 балла (табл. 2).
Динамика индекса PASI в двух подгруппах через 3, 6 и 12 мес лечения отражена на рис. 4. Наиболее выраженное различие между величинами индекса PASI в 1-й и 2-й подгруппах сложилось через 28 дней лечения (0,2±0,12 и 3,35±0,27 балла соответственно, p<0,001).
Наиболее выраженное снижение ДИКЖ в 1-й подгруппе по сравнению со 2-й имело место через 28 дней терапии (3,5±0,93 балла против 18,2±0,76 балла соответственно) (рис. 5), снижение составило 85,8% (p<0,001).
У взрослых пациентов в качестве дополнительного объективного критерия оценки терапии применяли ультразвуковое исследование (УЗИ) кожи (ультразвуковой сканер DUB Cutis с датчиком 22 МГц, «Taberna pro Medicum GmbH», Германия), позволившее оценить структуру и толщину эпидермиса до лечения и через 28 дней терапии.
При сравнении сканограмм (рис. 6, 7, 8) отчетливо видно более выраженное увеличение оптической плотности эпидермиса, что свидетельствует об уменьшении толщины и структуризации поверхностного слоя кожи у пациента, в состав терапии которого было включено восстанавливающее средство Topicrem UR-10.
Все пациенты 1-й подгруппы отметили удобство применения крема Topicrem UR-10. Он легко наносится на кожу, хорошо распределяется и быстро впитывается, не оставляя ощущения липкости.
Таким образом, результаты проведенного исследования сравнительной клинической эффективности лечения пациентов различных терапевтических групп (рис. 9) свидетельствуют о более раннем разрешении псориатических высыпаний на коже у больных с ограниченными формами псориаза, применявших в составе комплексной терапии восстанавливающий крем для тела Topicrem UR-10. Высокий спектр безопасности, удобство в применении, возможность длительного использования позволяют рекомендовать восстанавливающий крем для тела Topicrem UR-10 в комплексном лечении псориаза у детей и взрослых.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.