Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сидоренко О.А.

Ростовский государственный медицинский университет, Ростов-на-Дону

Аркатова Е.А.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия

Анисимова Л.А.

Ростовский государственный медицинский университет, Ростов-на-Дону

Изучение микробиоты кожи у пациенток с поздними акне при лечении препаратом азелаиновой кислоты

Авторы:

Сидоренко О.А., Аркатова Е.А., Анисимова Л.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2292

Загрузок: 73


Как цитировать:

Сидоренко О.А., Аркатова Е.А., Анисимова Л.А. Изучение микробиоты кожи у пациенток с поздними акне при лечении препаратом азелаиновой кислоты. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(5):599‑607.
Sidorenko OA, Arkatova EA, Anisimova LA. Skin microbiota in female late acne patients with azelaic acid preparation treatment. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2019;18(5):599‑607. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201918051599

Среди хронических воспалительных дерматозов неинфекционного генеза акне занимает исключительное положение. Акне (угревая болезнь, acne vulgaris) — широко распространенное хроническое полиэтиологическое заболевание кожи со сложным мультифакториальным механизмом развития, с генетической предрасположенностью, оказывающее выраженное влияние на психоэмоциональную сферу и социальную адаптацию пациентов. Принято считать, что дерматоз является преимущественно заболеванием пубертатного возрастного периода и в той или иной степени выраженности встречается, по данным разных авторов, у 92% подростков [1—3]. Пик заболеваемости приходится, как правило, на 15—16 лет. Следует отметить, что результаты последних эпидемиологических исследований показывают наличие акне у значительного числа женщин старше 25 лет. Такие акне классифицируют как поздние (acne tarda). Так, согласно данным Сh. Colleir и соавт., в подростковом возрасте заболеваемость акне практически одинакова у представителей обоих полов, при этом acne tarda наблюдается преимущественно у женщин. По данным различных исследований, доля пациенток в возрасте 25—40 лет с угревыми высыпаниями составляет 40—54%. В исследованиях, проведенных G. Dummont-Wallon и соавт., J. Rosso, C. Williams и соавт., средний возраст женщин с акне составил 31,8, 32,4 и 26,5 года соответственно. В многоцентровом исследовании, проведенном в США в 1990—1999 гг., было выявлено, что средний возраст больных акне увеличился с 26,5 до 40,5 года [4—6].

Клиническая характеристика поздних акне имеет свои особенности, отмечены также четкие дифференциально-диагностические критерии юношеских и поздних акне. Так, при acne tarda локализация высыпаний преобладает в U-зоне (периоральная область, нижняя часть подбородка, щеки), в отличие от Т-зоны (лоб, нос, верхняя часть подбородка), свойственной для пубертатных акне. В отличие от юношеских акне, для которых характерно преимущественно среднетяжелое и тяжелое течение патологического процесса, при поздних акне наиболее часто встречаются легкие и среднетяжелые формы с наличием комедонов и папуло-пустул, а также очень часто формируются гиперпигментации. Тяжелая форма узловато-кистозных акне, рубцы при acne tarda встречаются редко. В зависимости от возраста дебюта и времени появления клинической симптоматики в настоящее время принято выделять несколько подтипов поздних акне: персистирующие акне (persistent acne), дебютирующие в пубертатном периоде, и поздние акне (late-onset acne), впервые появляющиеся после 25 лет и старше [2].

Определенные различия в клинической картине акне вызывают дискуссию о преобладании тех или иных патогенетических механизмов акне у подростков и женщин.

Согласно современной концепции патогенеза, акне рассматривают как воспалительное заболевание с хроническим рецидивирующим течением, характеризующееся гиперплазией сальных желез, гиперкератозом и образованием комедонов — сально-роговых пробок в протоках сальных желез с частичной или полной их закупоркой, а также повышенной продукцией измененного по составу кожного сала. Результаты исследований показали, что развитие и течение угревой болезни во многом зависит также от семейной наследственной предрасположенности и связано с высоким семейным накоплением (50%). Показано, что патогенез заболевания ассоциирован с полиморфизмом генов. Основные патогенетические факторы развития акне ассоциированы с генетически опосредованными явлениями — увеличенной продукцией кожного сала и дисбалансом липидов секрета сальных желез [7—10]. Экспрессия генов зависит от множества факторов, которые влияют на степень тяжести, а также на распространенность и персистирование акне. Это гормоны, отягощенный семейный анамнез, стресс, а также воздействие всех факторов окружающей среды, описываемое как экспосом. Экспосом акне определяется как сумма всех факторов окружающей среды, влияющих на возникновение, продолжительность и тяжесть заболевания [11]. Показана связь акне и инсулиноподобного ростового фактора-1 (IGF-1) [12]. Показано, что повышение IGF-1 ведет к повышению дигидротестостерона в крови. Дигидротестостерон запускает целый каскад процессов, приводящих к изменению состава липидов кожи, дифференцировке кератиноцитов. Значительную роль в развитии акне играют бактерии, в частности Propionibacterium acnes, которые несут на своей поверхности лиганды toll-подобных рецепторов (TLR) и вызывают активацию врожденного иммунитета. В обзоре B. Dreno и соавт. (2018 г.) сообщают о внесении изменений в таксономию бактерий. В современной классификации изменено название Propionibacterium acnes на Cutibacterium acnes в систематике бактерий. C. acnes относится к роду Cutibacterium, который входит в семейство пропионовокислых бактерий Propionibacteriaceae. Таким образом, патофизиология акне представляет собой сложный процесс, в котором следует учитывать несколько факторов и искать доминирующие. На современном этапе врожденному иммунитету и микробиоте отводят одно из центральных звеньев среди патогенетических факторов, которые принимают участие в развитии воспалительной реакции кожи. Также патогенгез включает два других фактора: повышенная выработка кожного сала с изменением его состава; гиперкератинизация волосяных фолликулов в результате гиперпролиферации и аномальной дифференциации кератиноцитов верхней части фолликула [12, 13]. Дальнейшее изучение патогенеза акне открывает новые перспективы в лечении этого заболевания.

В настоящее время внимание дерматологов приковано к изучению изменения бактериальной колонизации кожи как одному из важнейших патогенетических механизмов акне. Бактерии, вирусы и эукариоты, такие как грибы и членистоногие, населяют нашу кожу. Однако сообщество микроорганизмов на коже человека сложнее, чем считали раньше. Понимание состава микробного сообщества кожи — значительный шаг вперед по сравнению со старыми классификациями микробиоты, основанными на делении микроорганизмов на патогенные и условно-патогенные, появившимися благодаря развитию методов, основанных на технологиях визуализации, не зависящих от необходимости культивировать микроорганизмы. Таким образом, изучение изменения микробиоценоза кожи при акне на фоне различных схем наружной терапии, рекомендуемых в стандартах лечения, поможет дополнительно оптимизировать подходы к терапии с учетом возрастных особенностей данной проблемы

Топическая терапия — основной стандарт лечения акне — назначается больным независимо от степени тяжести заболевания. Наружное лечение включает применение ретиноидов, бензоил пероксида (БПО), топических антибиотиков, комбинированных препаратов, азелаиновой кислоты (АК) [14].

С учетом особенностей клинических проявлений поздних акне у женщин и частым формированием гиперхромий препаратом выбора для наружной терапии может стать А.К. Имеются данные по бактерицидному действию в отношении грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, включая антибиотик-резистентные штаммы. АК широко применяется для лечения акне. По данным клинических исследований, АК эффективна как в виде монотерапии, так и в сочетании с антибиотиками, ретиноидами и БПО. АК в виде монотерапии может быть рекомендована для поддерживающей терапии, для лечения комедональных акне, папуло-пустулезных акне легкой и средней степени тяжести. Эффективность и благоприятные характеристики безопасности являются важным достоинством АК при длительном лечении. При сравнении эффективности АК с БПО, местными ретиноидами, также назначаемыми в форме монотерапии, был показан близкий терапевтический эффект. Так, в работе H. Gollnick и соавт. (351 и 229 больных акне) приведены данные двух клинических исследований по изучению эффективности геля 15% АК по сравнению с гелем 5% БПО и гелем 1% клиндамицина [15]. Авторы показали, что при применении препаратов в течение 4 нед была достигнута эффективность 70% по снижению числа воспалительных элементов во всех группах. Побочные эффекты в виде локального жжения и раздражения больше были выражены в группе пациентов, применявших БПО, чем в группе АК. В связи с возможностью терапевтического действия при гиперпигментациях, АК может стать эффективной терапией выбора при поздних акне у женщин.

Цель исследования: изучить особенности микробиоты кожи у пациенток с поздними акне легкой и средней степени, а также влияние наружной монотерапии 15% геля АК на микробный баланс.

Материал и методы

Под нашим наблюдением находились 34 пациентки в возрасте 25 лет и старше, среди них было 22 пациентки с поздними акне легкой и средней степени тяжести, а 12 составили группу контроля. Диагноз устанавливали в соответствии с МКБ-10 («Другие угри»; L70.8) на основании клинической картины и анамнестических данных. В соответствии с целью и задачами исследования пациенты были распределены в три группы.

Критерии включения в исследование: пациенты женского пола в возрасте 25 лет и старше, наличие подписанного информированного согласия по форме, утвержденной локальным этическим комитетом.

Критерии исключения из 1-й группы: наличие клинических проявлений акне и других дерматозов лица на момент исследования, а также сведений о вышеупомянутых дерматозах в анамнезе.

1-ю, контрольную, группу составили 12 женщин без проявлений акне, которые участвовали для получения сведений о состоянии микробиоты здоровой кожи в возрасте 25 лет и старше в глубоких слоях эпидермиса, в дерме и внутри сально-волосяного аппарата кожи с помощью методики инвазивной пункционной биопсии.

Критерии включения во 2-ю и 3-ю группы: пациентки в возрасте 25 лет и более с клиническими проявлениями папуло-пустулезной формы акне легкой и средней степени тяжести соответственно, с продолжительностью заболевания от 6 мес и более 2 лет, отсутствием наружной терапии акне в течение последних 3 мес, наличием подписанного информированного согласия по форме, утвержденной локальным этическим комитетом.

Критерии исключения из 2-й и 3-й групп: возраст больных до 25 лет, тяжелые папуло-пустулезные акне и узловато-кистозные акне, гиперчувствительность или аллергия к используемым препаратам (АК) в анамнезе, наличие ранее предшествующей терапии акне в течение последних 3 мес, тяжелые соматические заболевания и наличие психических расстройств.

При папуло-пустулезной форме у больных акне степень тяжести соответствовала количеству воспалительных элементов: легкая степень — до 10 папуло-пустул; средняя степень — от 10 до 25 папуло-пустул при отсутствии узловатых элементов; тяжелая степень — от 26 до 50 папуло-пустул и менее 5 узловатых элементов.

Для изучения видового состава микробиоты кожи применялась газовая хромато-масспектрометрия (ГХ-МС; разрешение на применение новой медицинской технологии ФС № 2010/038 от 24 февраля 2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития).

Была разработана индивидуальная карта с учетом анамнеза заболевания, жалоб, клинических проявлений дерматоза, топического диагноза.

Российский врач сегодня имеет в арсенале несколько препаратов, содержащих АК; один из них — 15% гель Азелик («Акрихин»). Важным преимуществом геля Азелик является содержание в его составе сквалана, который восстанавливает барьерные свойства кожи и улучшает переносимость препарата. Пациентки 2-й и 3-й групп получали топическую терапию в виде геля 15% АК (Азелик) в качестве монотерапии. Гель наносили на область высыпаний 2 раза в день в течение 4 нед.

Клиническую эффективность оценивали по индексу ДИШС (дерматологический индекс шкалы симптомов) по 3-балльной системе ретенционных элементов (открытые и закрытые комедоны), воспалительных элементов (папулы, пустулы), рубцов постакне; суммарный индекс при максимальном значении составлял 15 баллов.

Результаты

Статистическую обработку данных проводили с использованием статистического пакета STATISTICA 6.1 (StatSoft Inc., США). При описании признаков в качестве меры центральной тенденции использовали медиану (Me) и значения квартилей Q1 и Q3 в формате Me (Q1; Q3). При сравнении различий между непрерывными показателями двух групп использовали критерий Манна—Уитни. При сравнении трех групп применяли ранговый анализ вариаций по Краскелу—Уоллису. Использовался общепринятый уровень значимости (p<0,05).

В 1-ю группу (группа контроля) вошли 12 женщин с медианным значением возраста 31,5 года, интерквартильный размах возраста — 25,0—36,0 года. Во 2-ю группу вошли 12 женщин с медианой возраста 30,5 года интерквартильный размах возраста — 25,0—35,0 года. В 3-ю группу (группа среднетяжелых акне) вошли 10 женщин с медианой возраста 31,5 года; интерквартильный размах возраста — 25,0—34,0 года.

Анализ полученных образцов биоматериала методом ГХ-МС позволил произвести хемодифференциацию по 57 показателям (микроорганизмы) в каждом клиническом образце (табл. 1;

Таблица 1. Показатели пациентов 1-й, 2-й и 3-й групп (n=34)
рис. 1).
Рис. 1. Результаты исследования микробных маркеров методом газовой хроматографии масс-спектрометрии у пациентов трех групп до лечения. * — р<0,05, значимость различий между показателями 1-й, 2-й и 3-й групп.
Результаты распределились следующим образом.

При анализе всего спектра микроорганизмов мы выделили 11 показателей, как наиболее значимые в патогенезе акне. Из 11 представленных на графике микроорганизмов отмечались различия с группой контроля (1-я группа) в сравнении со 2-й и 3-й группами только для трех микроорганизмов: Actinomyces viscosus, Clostridium difficile и Clostridium perfringens. Между 2-й и 3-й группами значимых различий для всех представленных микроорганизмов не обнаружено. Измеренные медианные значения маркеров Actinomyces viscosus равнялись 0 для 2-й и 3-й групп, против 675·105 кл/г в группе контроля (p<0,05 для сравнении 1-й и 2-й групп, а также 1-й и 3-й групп). Для микроорганизмов Clostridium difficile и Clostridium perfringens обратная ситуация: в группе контроля медианные значения показателей этих микробов равны 0, однако измеренные значения Clostridium difficile во 2-й и 3-й группах составили 199·105 и 538·105 кл/г соответственно, для Clostridium perfringens при 0 значении медианы этого показателя в группе контроля, для 2-й и 3-й групп измеренные значения составили 42·105 и 126·105 кл/г соответственно. Для микроорганизмов Lactobacillus spp., Bifidobacterium spp. и Candida spp. измеренные значения в группе контроля в 2 раза и более превышали таковые во 2-й и 3-й группах, однако статистической значимости эти различия не достигли.

В приведенной таблице можно отметить значимые различия в динамике показателей до и после лечения для микроорганизмов Clostridium tetani, Lactobacillus spp. и Staphylococcus spp. (табл. 2;

Таблица 2. Показатели пациентов 2-й и 3-й групп до и после лечения (n=22) Примечание. p — значимость различий между показателями до и после лечения.
рис. 2).
Рис. 2. Динамика значений микробных маркеров пациентов 2-й и 3-й групп до и после лечения. * — р<0,05, значимость различий между показателями до и после лечения.
Для остальных микроорганизмов подобных различий между показателями до и после лечения не обнаружено.

На фоне проводимой терапии 1% гелем АК отмечена выраженная положительная клиническая динамика, сопоставимая во 2-й и 3-й группах пациенток. Во 2-й группе индекс снизился с 10,8±0,6 (р<0,001) до 2,1±0,3 балла (р<0,05), в 3-й группе — с 11, 5±0,4 до 1,9±0,3 балла.

Выводы

1. У пациенток с acne tarda имеются особенности микробиоты кожи в сравнении с женщинами без акне. Значимые различия выявляются в отношении трех микроорганизмов: Actinomyces viscosus, Clostridium difficile и Clostridium perfringens, что нехарактерно для пациентов с вульгарными акне, где доминируют Р. аcne и свидетельствуют о более глубоких нарушениях микробиоценоза при поздних акне.

2. Микробный пейзаж при легком и среднетяжелом течении акне не имеет значимых различий для всех представленных микроорганизмов.

3. Выявленные изменения в динамике показателей микробиоты (для микроорганизмов Clostridium tetani, Lactobacillus spp. и Staphylococcus spp.) до и после курса лечения топическим препаратом 15% геля АК (Азелик) в качестве монотерапии в корреляции с положительной динамикой индекса ДИШС, свидетельствуют о высокой клинической эффективности и благоприятном влиянии на микробиоту кожи данной терапии у пациенток с легкой и среднетяжелой степенью папуло-пустулезных форм поздних акне.

Сведения об авторах

Сидоренко О.А. — https://orcid.org/0000-0002-7387-2497

Аркатова Е.А. — https://orcid.org/0000-0001-6966-4153

Анисимова Л.А. — https://orcid.org/0000-0002-9696-9179

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Сидоренко О.А., Аркатова Е.А., Анисимова Л.А. Изучение микробиоты кожи у пациенток с поздними акне при лечении препаратом азелаиновой кислоты. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(5):-606. https://doi.org/10.17116/klinderma201918051

Автор, ответственный за переписку: Аркатова Е.А. —
e-mail: arcatova@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.