Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Красильникова Е.С.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Зайнуллина О.Н.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Хисматуллина З.Р.

ФГБОУ «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Нейропептиды и их роль в патогенезе почесухи взрослых

Авторы:

Красильникова Е.С., Зайнуллина О.Н., Хисматуллина З.Р.

Подробнее об авторах

Просмотров: 996

Загрузок: 4


Как цитировать:

Красильникова Е.С., Зайнуллина О.Н., Хисматуллина З.Р. Нейропептиды и их роль в патогенезе почесухи взрослых. Клиническая дерматология и венерология. 2023;22(3):324‑328.
Krasil’nikova ES, Zainullina ON, Khismatullina ZR. Neuropeptides and their role in the pathogenesis of adult prurigo. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2023;22(3):324‑328. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202322031324

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эк­ско­ри­иро­ван­ные ак­не как ос­но­ва для пос­тэ­руп­тив­ных ги­пер­пиг­мен­та­ций: ана­ли­ти­чес­кий об­зор и се­рия кли­ни­чес­ких наб­лю­де­ний. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(4):468-476
Стро­фу­люс у 4-лет­ней па­ци­ен­тки: кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(5):566-569
Эпи­ге­не­ти­чес­кие вли­яния и раз­ви­тие моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):12-19
Вы­со­ко­ин­тен­сив­ная ла­зе­ро­те­ра­пия в кли­ни­чес­кой ме­ди­ци­не: на­уко­мет­ри­чес­кий ана­лиз до­ка­за­тельств эф­фек­тив­нос­ти. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):18-26
Но­зо­ген­ные пси­хо­со­ма­ти­чес­кие расстройства у па­ци­ен­тов с кож­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):36-43
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния фо­то­ак­ти­ви­ру­емой де­зин­фек­ции в сто­ма­то­ло­гии. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-90
Нев­ро­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния мо­тор­ной ала­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):74-82
При­ме­не­ние ней­ро­пеп­ти­дов жи­вот­но­го про­ис­хож­де­ния в те­ра­пии нев­ро­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):37-42

Зуд кожи является важнейшим симптомом многих дерматозов и оказывает крайне негативное влияние на качество жизни пациентов [1–3], приводит к психологическому дистрессу и нарушению сна [4]. Недавние отечественные и зарубежные работы по изучению хронических дерматозов отмечают сложные механизмы патогенеза кожного зуда [5–8]. Наиболее выраженный кожный зуд сопровождает почесуху взрослых (пруриго) — хроническое рецидивирующее полиэтиологическое заболевание из группы нейроаллергодерматозов [9].

При некоторых дерматозах ощущение зуда связано с активацией рецепторов окончаний безмиелиновых гистамин-чувствительных периферических нервных волокон C-типа — пруритогенами. Зуд как важная составляющая процессов воспаления в коже вызывается при стимуляции этих нервных волокон [10–13].

Исследования последних лет представляют информацию о том, что одними из медиаторов, ответственных за развитие кожного зуда, являются нейропептиды, высвобождаемые в нервных окончаниях. В центральной или периферической нервной системе происходит синтез нейропептидов, которые представляют собой белковые молекулы, влияющие, в свою очередь, на ее функции [14]. Термин «нейропептид» введен в 1969 г. нидерландским биологом David de Wied [15]. Результаты исследований показали, что нейропептиды способствуют дегрануляции тучных клеток, повышают секрецию медиаторов воспаления, в частности гистамина. Они также являются хемоаттрактантами для лейкоцитов (индуцируя их пролиферацию), способствуют продукции иммуноглобулинов G и M, стимулируют высвобождение IL-1, IL-6, TNF-α и обусловливают кожный зуд [16].

Рядом авторов доказано, что обеспечение взаимодействия нервной и иммунной систем — главная биологическая активность нейропептидов. Поскольку эти молекулярные субстанции обладают иммуномодулирующими свойствами, они способны обеспечивать передачу сигналов от нервной системы к иммунной и регулировать иммунологические функции [17–19].

В патофизиологии кожного зуда при кожных воспалительных процессах существенную роль играет дисбаланс нейрорегуляторных процессов в нервных волокнах кожи, нейропептидов и их рецепторов [20–23]. В отечественной и зарубежной литературе появляется все больше доказательной информации, что нейропептиды вовлечены в патогенетические процессы возникновения почесухи взрослых [24–27]. Считается, что кожные проявления при почесухе взрослых связаны с увеличением количества сенсорных нейропептидов, что может быть обусловливать интенсивный зуд, сопровождающий почесуху. Из-за того что нейропептиды могут непосредственно связываться с рецепторами зуда или опосредованно способствовать высвобождению гистамина, усиливаются воспалительные процессы в коже у пациентов с почесухой [28].

Ключевым звеном в нейрогуморальной функции организма является взаимодействие нейропептида с рецептором, который воспринимает информацию и инициирует ответную реакцию клетки [30]. В результате сложных межпептидных взаимодействий при участии разных медиаторов и цитокинов запускаются реакции, в результате которых по принципу каскадных превращений образуются нейропептиды. Каждые предыдущие регуляторные пептиды способны индуцировать определенную группу других нейропептидов, обладающих теми же модулирующими свойствами [29]. Вследствие этого короткоживущие регуляторные нейропептиды обеспечивают длительное воздействие на кожные покровы пациентов.

Наиболее значимыми нейропептидами при хронических дерматозах являются субстанция P и пептид, родственный гену кальцитонина. Именно они способны обеспечивать передачу сигналов между нервными и специфическими клетками (лимфоцитами, нейтрофилами, клетками Лангерганса и кератиноцитами) у пациентов с кожным зудом [31]. Согласно результатам клинических наблюдений, характерной чертой почесухи взрослых является повышенное содержание указанных нейропептидов. Фактор роста нервов, который высвобождается из тучных клеток, сверхэкспрессируется при почесухе и может индуцировать гиперсекрецию данных нейропептидов из чувствительных волокон, что приводит к отложению нейропептидов в зудящих морфологических элементах кожи [32].

Субстанция P — нейропептид, принадлежащий к семейству нейропептидов тахикинина, играет важную роль и как нейромедиатор, и как стимулятор клеточного иммунного ответа, является ответственным за ноцицептивные эффекты. Доказано, что субстанция P, освобождаясь из гистамин-чувствительных периферических нервных волокон, способствует развитию зуда, отека и вазодилатации в коже [33, 34].

Субстанция P принимает активное участие в развитии воспалительного процесса, причем она может влиять на него как непосредственно, воздействуя на сосудистое русло, так и опосредованно, активируя соответствующие клетки и системы организма [35].

Прямое действие этого нейропептида заключается в способности оказывать влияние на сосуды, увеличивая их проницаемость [36, 37]. За счет того, что субстанция P оказывает сосудорасширяющее действие, усиливает капиллярную проницаемость в коже, развиваются эритема и отек тканей [38, 39]. Непрямое действие субстанции P представлено стимуляцией секреции тучных клеток и увеличением притока и накопления лейкоцитов в коже [40].

Субстанция P запускает цепь физиологических реакций, в которые включаются цитокины, макрофаги, кератиноциты, интерферон-γ. Взаимодействие этих веществ вызывает специфическую дегрануляцию тучных клеток, что подтверждается повышением секреции лейкотриенов, гистамина и фактора роста нервов [41].

Под влиянием субстанции P вызывается пролиферация Т-лимфоцитов, индуцированная антигенами, митогенами или связыванием Т-клеточного рецептора [42, 43], в результате чего инициируется ответная реакция специфических клеток [44, 45].

Таким образом, субстанция P считается нейротрансмиттером и, высвобождаясь из нехолинерических нервных окончаний, является основным медиатором нейрогенного воспаления, приводя к различным патофизиологическим реакциям. В результате создается порочный круг, который усиливает первоначальное воспаление и способствует распространению воспалительного процесса в коже [46]. Более того, возникают благоприятные условия для развития воспалительной реакции при отсутствии сенсибилизации организма, что имеет важное значение для патогенеза многих хронических дерматозов [47].

Другим активным нейропептидом в организме человека считают кальцитонин-ген-регулируемый пептид (CGRP). Последний является важным маркером нейровоспаления кожи. Он высвобождается из периферических нервных волокон C-типа и локализуется в периваскулярных сенсорных нервах [48]. Научными исследованиями установлено повышение экспрессии CGRP в нервных волокнах кожи больных пруриго [49]. Доказано, что под действием CGRP расширение артериол продолжительно сохраняется, что способствует развитию стойкой эритемы при хронических дерматозах [50].

Данный нейропептид стимулирует пролиферацию кератиноцитов, что способствует дозозависимому высвобождению медиаторов воспаления за счет дегрануляции тучных клеток. Помимо этого, нейропептид CGRP обладает иммунорегуляторной активностью со сдвигом Th1-клеточной активности к Th2-ответу [51–54].

В отличие от субстанции P нейропептид CGRP обладает возможностью, ингибирования созревания и миграции клеток Лангерганса за счет индукции IL-10. В то же время пептид, связанный с геном кальцитонина, как и субстанция P, активно участвует в развитии и поддержании хронического воспалительного процесса в коже [55, 56]. Выявленные различия уровня CGRP в сыворотке крови больных пруриго взрослых по сравнению с лицами без патологии кожи свидетельствуют о значении данного нейропептида в патогенезе заболевания [57].

Помимо вышеперечисленных представителей группы нейропептидов, выделяют сходные по активности, но отличительные по специфичности к рецепторам с субстанцией P нейрокинины (A и B). Они оказывают противовоспалительное действие, способствуя расширению сосудов и увеличению их проницаемости. Кроме того, они высвобождают из тучных клеток и лейкоцитов простагландин E2, цитокины и биогенные амины, которые совершают запуск метаболических процессов, влияющих на возбудимость нервных афферентов, путем воздействия на мембрану нервных окончаний, а также принимают непосредственное участие в передаче нервного импульса [58].

Таким образом, нейропептиды субстанция P и CGRP играют важную роль в патогенезе почесухи взрослых, обеспечивая связь между иммунокомпетентными и нервными клетками, обладая способностью воздействовать на сосудистое русло, выступая в качестве медиаторов зуда. Приведенные данные свидетельствуют об актуальности и перспективности исследований в этом направлении, поскольку полное понимание механизмов действия нейропептидов и их роли в хронических воспалительных заболеваниях кожи нуждаются в дальнейшем изучении.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.