Введение
Молекулярно-генетические исследования (МГИ) во многих случаях необходимы для уточнения диагноза онкологического заболевания и подбора эффективной противоопухолевой лекарственной терапии [1]. С 2020 г. в программе государственных гарантий (ПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативы финансовых затрат на МГИ с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии и нормативы количества исследований на 1 застрахованное лицо.
Выделение нормативов на проведение как МГИ, так и других отдельных диагностических и лабораторных исследований свидетельствует о расширении государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи онкологическим пациентам в амбулаторных условиях. До этого оплата МГИ осуществлялась преимущественно за счет пожертвований производителей лекарственных препаратов, для назначения которых необходимо проведение тестирования, или личных средств пациентов. Более того, возможности проведения МГИ были ограничены рядом проблем, таких как отсутствие зарегистрированных в Российской Федерации тест-систем для проведения МГИ, небольшое число специалистов необходимой квалификации и лабораторий, недостаточный опыт онкологов в области применения лекарственных препаратов, назначение которых возможно после проведения МГИ [1].
Очевидно, что само по себе установление нормативов финансовых затрат и объемов на выполнение МГИ не обеспечивает их доступности для пациентов. Важным условием обеспечения доступности МГИ является установление рациональных тарифов на их проведение в случае возможности выполнения исследования в медицинских организациях, включенных в территориальную программу государственных гарантий (ТПГГ), и формирование механизмов проведения платежей в случае отсутствия такой возможности.
С 2020 г. проведение отдельных видов диагностических и лабораторных исследований в обязательном порядке подлежит оплате за единицу объема медицинской помощи — за медицинскую услугу. В методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС)1 указано, что субъекты Российской Федерации устанавливают тарифы на проведение отдельных диагностических (лабораторных) исследований, в том числе МГИ, с учетом применения различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленных заболеваемостью населения. Других рекомендаций по установлению тарифов на МГИ нет.
Цель исследования — предложить рекомендации по совершенствованию подходов к оплате МГИ за счет средств ОМС для повышения доступности данного вида исследований.
Материал и методы
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. Провести сравнительный анализ тарифов на МГИ, установленных в разных субъектах Российской Федерации.
2. Изучить опыт оплаты МГИ на примере субъекта Российской Федерации, выполняющего широкий ассортимент МГИ и оплачивающего их на основе дифференцированных тарифов.
3. Выделить и проанализировать возможные варианты оплаты МГИ, которые могут быть реализованы в соответствии с действующим законодательством в ситуациях, когда в субъекте Российской Федерации нет своей лаборатории, способной проводить необходимые исследования.
Сведения о тарифах, установленных на МГИ в субъектах Российской Федерации за счет средств ОМС в 2022 г., извлечены из тарифных соглашений в сфере ОМС, размещенных на официальных сайтах территориальных фондов ОМС на дату 10.06.22. Всего проанализированы сведения из 38 субъектов Российской Федерации (табл. 1) — по нескольким субъектам из каждого федерального округа.
Таблица 1. Перечень субъектов Российской Федерации по федеральным округам, в которых проанализированы тарифы на молекулярно-генетические исследования за счет средств обязательного медицинского страхования
Федеральный округ | Субъект Российской Федерации |
Центральный | Белгородская область |
Владимирская область | |
Воронежская область | |
Ивановская область | |
Москва | |
Московская область | |
Северо-Западный | Архангельская область |
Вологодская область | |
Калининградская область | |
Ленинградская область | |
Ненецкий автономный округ | |
Республика Карелия | |
Южный | Астраханская область |
Краснодарский край | |
Республика Адыгея | |
Республика Калмыкия | |
Республика Крым | |
Ростовская область | |
Северо-Кавказский | Республика Дагестан |
Ставропольский край | |
Приволжский | Кировская область |
Нижегородская область | |
Республика Башкортостан | |
Уральский | Курганская область |
Свердловская область | |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | |
Челябинская область | |
Сибирский | Алтайский край |
Иркутская область | |
Красноярский край | |
Новосибирская область | |
Омская область | |
Республика Тыва | |
Дальневосточный | Приморский край |
Республика Саха (Якутия) | |
Сахалинская область | |
Хабаровский край | |
Чукотский автономный округ |
При проведении анализа выполняли оценку следующих параметров:
— наличие детализации единиц объема медицинской помощи (медицинских услуг), на которые установлены тарифы, до наименований медицинских услуг;
— соответствие наименований медицинских услуг, на которые установлены тарифы, номенклатуре медицинских услуг2;
— значения тарифов (в руб.) в разрезе медицинских услуг и их групп.
Изучена оплата МГИ на территории Свердловской области на основе анализа сведений о фактически оказанной медицинской помощи за счет ОМС за 2021 г.3 Выбор Свердловской области в качестве объекта исследования обусловлен тем, что в этом субъекте Российской Федерации уже с 2021 г. обеспечено проведение абсолютного большинства МГИ на своей территории и установлены дифференцированные тарифы на различные виды исследований.
Выделены и проанализированы варианты оплаты МГИ в ситуациях, когда на территории субъекта Российской Федерации нет лабораторий, способных проводить подобные исследования.
Результаты
Тарифы на молекулярно-генетические исследования в субъектах Российской Федерации в 2022 г.
Подходы к установлению тарифов на МГИ в разных субъектах Российской Федерации характеризуются значительным разнообразием как в формулировках наименований услуг, на которые установлен тариф, так и в значениях тарифов.
В тарифных соглашениях 7 (18,4%) из 38 проанализированных субъектов Российской Федерации тарифы на МГИ не дифференцированы: указан тариф на «молекулярно-генетические исследования» без конкретизации кодов и наименования конкретных услуг.
В тарифных соглашениях других субъектов Российской Федерации обозначены конкретные виды МГИ, названные с учетом номенклатуры медицинских услуг4, однако:
— коды и наименования медицинских услуг не указаны для всех единиц медицинской помощи (2 субъекта Российской Федерации);
— в наименовании единиц медицинской помощи применяется формулировка «Иные» (7 субъектов Российской Федерации);
— среди МГИ в 2022 г. присутствовал код номенклатуры медицинских услуг A27.30.009 (Молекулярно-генетическое исследование мутации V600 BRAF), который исключен из номенклатуры согласно Приказу Минздрава России от 05.03.20 №148н5 (8 субъектов Российской Федерации).
В 6 субъектах Российской Федерации на разные услуги по проведению МГИ (с конкретизацией кодов и наименований) был установлен одинаковый тариф, что также означает отсутствие дифференцированного подхода к оплате разных исследований.
Среди субъектов Российской Федерации, в которых тарифы на различные МГИ установлены дифференцированно, отмечается значительный разброс тарифов на одни и те же исследования (рис. 1—3; сравнивались значения, очищенные от коэффициента дифференциации субъектов Российской Федерации). Так, на одно из наиболее востребованных исследований — МГИ мутаций в гене EGFR в биопсийном (операционном) материале (код услуги по номенклатуре А27.30.016) — установлены тарифы от 1581,30 руб. в Иркутской области до 13 769,63 руб. в Республике Башкортостан при среднем значении среди субъектов Российской Федерации 9049,02 руб.
Рис. 1. Тарифы на молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене EGFR в биопсийном (операционном) материале (код услуги А27.30.016) в субъектах Российской Федерации (очищенные от коэффициента дифференциации, руб., 2022 г.).
АО — автономный округ.
Рис. 2. Тарифы на молекулярно-генетическое исследование транслокаций гена ALK (код услуги А27.30.017) в субъектах Российской Федерации (очищенные от коэффициента дифференциации, руб., 2022 г.).
АО — автономный округ.
Рис. 3. Тарифы на молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене BRAF в биопсийном (операционном) материале (код А27.30.008) в субъектах Российской Федерации (очищенные от коэффициента дифференциации, руб., 2022 г.).
АО — автономный округ.
Отсутствие дифференцированных тарифов на различные МГИ в субъектах РФ косвенно свидетельствует об отсутствии возможности проводить исследования в рамках территориальных программ государственных гарантий в ряде субъектов Российской Федерации и, соответственно, об ограниченных возможностях проведения полноценного обследования пациентов со злокачественными новообразованиями во многих субъектах Российской Федерации, что определяет необходимость организации проведения и оплаты МГИ в других субъектах.
Региональный опыт организации и оплаты молекулярно-генетических исследований в Свердловской области
В ТПГГ Свердловской области в 2021 г. были включены 5 медицинских организаций, выполняющих МГИ в амбулаторных условиях, расположенных на территории Свердловской области. За 1 год ими выполнено около 16,5 тыс. исследований на сумму более 131 млн руб. (табл. 2). При этом на ГАУЗ СО ОДКБ (Областная детская клиническая больница) в силу развитой лабораторной службы приходится почти 64% от всех оказанных услуг по МГИ (взрослым и детям). Еще около 36% исследований выполнял областной онкологический диспансер; объем исследований, выполненных в 3 других организациях, составляет <1%.
Таблица 2. Сведения о количестве медицинских услуг молекулярно-генетических исследований и их стоимости в амбулаторных условиях на территории Свердловской области за 2021 г.
Наименование медицинской организации | Количество услуг | Оплата по данным реестра счетов в системе ОМС | ||
ед. | % | тыс. руб. | % | |
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Областная детская клиническая больница» (ГАУЗ СО ОДКБ) | 10 483 | 63,57 | 73 764 | 55,97 |
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Свердловский областной онкологический диспансер» (ГАУЗ СО СООД) | 5908 | 35,83 | 57 301 | 43,48 |
Общество с ограниченной ответственностью «Европейский медицинский центр «УГМК-Здоровье» | 62 | 0,38 | 204 | 0,15 |
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Институт медицинских клеточных технологий» | 24 | 0,15 | 348 | 0,26 |
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Свердловское областное патолого-анатомическое бюро» | 13 | 0,08 | 172 | 0,13 |
Итого | 16 490 | 100 | 131 789 | 100 |
В целом медицинские организации Свердловской области более чем в 3 раза перевыполнили средний норматив количества МГИ, установленный ПГГ на 2021 г. — 0,001184 в расчете на 1 застрахованное лицо6, что эквивалентно 5192 исследований в год.
В тарифном соглашении в системе ОМС Свердловской области на 2021 г. были установлены дифференцированные тарифы на 87 видов исследований, обозначенных в соответствии с номенклатурой медицинских услуг. В том числе установлены тарифы на проведение МГИ для диагностики онкогематологических заболеваний (МГИ мутации W515 в гене MPL в крови, МГИ мутаций в гене CALR методом ПЦР), которые не проводятся во многих других субъектах Российской Федерации. В табл. 3 приведены 10 наиболее часто выполняемых МГИ на территории Свердловской области и тарифы на них в сравнении с минимальными и максимальными тарифами на те же МГИ других субъектов Российской Федерации.
Таблица 3. Десять наиболее часто выполняемых молекулярно-генетических исследований на территории Свердловской области и тарифы на данные услуги (2021)
Код медицинской услуги | Наименование услуги | Количество услуг, ед. | Тариф Свердловской области, руб. (метод) | Тариф в других субъектах Российской Федерации | |
min (субъект, метод) | max (субъект, метод) | ||||
A27.30.008 | МГИ мутаций в гене BRAF в биопсийном (операционном) материале | 1929 | 10 820 | 5827 (Нижегородская область) | 17 358 (ХМАО-Югра, ПЦР) |
A08.30.040 | Определение мутаций в генах MLH1, MSH2, MSH6, PMS2 иммуногистохимическим методом* | 1325 | 7805 | — | — |
A27.30.006 | МГИ мутаций в гене KRAS в биопсийном (операционном) материале | 1179 | 10 227 | 6602 (Оренбургская область) | 17 358 (ХМАО-Югра, ПЦР) |
A27.30.069 A27.30.070 | Определение экспрессии мРНК BCR-ABL (количественное) | 1119 | 5069 | 2176 (Нижегородская область, ПЦР) | 9942 (Тюменская область) |
A27.30.007 | МГИ мутаций в гене NRAS в биопсийном (операционном) материале | 1047 | 12 084 | 6442 (Нижегородская область) | 17 358 (ХМАО-Югра, ПЦР) |
A27.05.021 | МГИ мутации W515 в гене MPL в крови* | 1000 | 3466 (ПЦР) | — | — |
A27.05.021 | МГИ мутаций в гене CALR методом ПЦР* | 999 | 4533 | — | — |
A27.05.012 | МГИ мутации в гене V617F (замена 617-й аминокислоты с валина на фенилаланин) JAK2 (янустирозин-киназа 2-го типа) в крови | 996 | 3490 (ПЦР) | 3490 (Свердловская область) | 9942 (Тюменская область) |
A27.05.040 | МГИ мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 в крови | 810 | 3285 | 2650 (Тюменская область) | 17 358 (ХМАО-Югра, ПЦР) |
A27.30.016 | МГИ мутаций в гене EGFR в биопсийном (операционном) материале | 762 | 15 802 | 8344 (Красноярский край, ПЦР) | 17 358 (ХМАО-Югра, ПЦР) |
Примечание. * — тариф на данные молекулярно-генетические исследования в соответствии с номенклатурой медицинских услуг отсутствует в тарифных соглашениях других субъектов Российской Федерации. МГИ — молекулярно-генетические исследования; ПЦР — полимеразная цепная реакция.
При этом в медицинских организациях Свердловской области выполняется значительное количество МГИ лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, — в 2021 г. 12,4% исследований и 13,1% от всех полученных за них средств. Оплата исследований за счет средств ОМС в таких случаях осуществляется по механизму межтерриториальных расчетов. МГИ выполнялись для застрахованных лиц из 23 субъектов Российской Федерации, включая города федерального значения и центральный федеральный округ, т.е. достаточно отдаленные от Свердловской области территориально и имеющие лаборатории на своей территории либо в соседних субъектах (табл. 4). Обращает на себя внимание, что потребность в МГИ Курганской области полностью обеспечена Свердловской областью: застрахованным в Курганской области лицам проведено 1 109 МГИ, что означает полное выполнение норматива объема МГИ на 1 застрахованное лицо, установленного ТПГГ, — 0,0011847 с учетом числа застрахованных на территории Курганской области8.
Таблица 4. Сведения об объемах молекулярно-генетических исследований, фактически выполненных в Свердловской области за 2021 г. лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации
Наименование территории страхования для застрахованных за пределами Свердловской области в соответствии со страховой принадлежностью, определенной ТФОМС | Количество выполненных МГИ | Оплата по данным реестров счетов в системе ОМС, руб. | Число застрахованных лиц |
Всего | 2043 | 17 253 685 | 750 |
Курганская область | 1109 | 9 685 850 | 318 |
Пермский край | 292 | 1 999 239 | 144 |
Челябинская область | 141 | 865 372 | 85 |
Оренбургская область | 80 | 725 606 | 26 |
Республика Татарстан | 103 | 864 123 | 46 |
Ханты-Мансийский АО | 68 | 515 399 | 22 |
Ямало-Ненецкий АО | 61 | 536 028 | 27 |
Тюменская область | 26 | 186 977 | 13 |
Республика Башкортостан | 33 | 219 870 | 10 |
Удмуртская Республика | 27 | 265 617 | 11 |
Севастополь | 30 | 295 997 | 10 |
Санкт-Петербург | 5 | 55 567 | 4 |
Краснодарский край | 3 | 28 578 | 2 |
Москва | 1 | 3 285 | 1 |
Кировская область | 10 | 247 324 | 5 |
Омская область | 7 | 37 625 | 2 |
Ростовская область | 6 | 57 369 | 3 |
Московская область | 1 | 10 820 | 1 |
Республика Саха (Якутия) | 4 | 195 648 | 4 |
Магаданская область | 8 | 61 474 | 3 |
Самарская область | 7 | 49 382 | 1 |
Республика Крым | 4 | 37 397 | 1 |
Иркутская область | 1 | 48 912 | 1 |
Примечание. ТФОМС — территориальный фонд ОМС; ОМС — обязательное медицинское страхование; МГИ — молекулярно-генетические исследования; АО — автономный округ.
Таким образом, опыт Свердловской области представляет собой пример успешной практики дифференциации тарифов для медицинских организаций, включенных в территориальную программу государственных гарантий, а также оплаты (путем межтерриториальных расчетов) широкого спектра МГИ для лиц, застрахованных в других субъектах Российской Федерации.
Варианты оплаты молекулярно-генетических исследований за счет средств обязательного медицинского страхования в ситуациях, когда в субъекте Российской Федерации отсутствует лаборатория, способная проводить необходимые исследования
Средний норматив финансовых затрат на одно МГИ включает в том числе расходы на оплату транспортных услуг в целях доставки диагностического материала к месту исследования и расходы на хранение образца9. Таким образом, в среднем нормативе заложена возможность проведения МГИ в другом субъекте.
С учетом нормативных правовых актов в сфере тарифной политики в системе ОМС10, 11, 12 мы выделили и проанализировали 3 варианта финансового обеспечения МГИ, выполняемых в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации, которые возможно реализовать в настоящее время:
1. Включение в ТПГГ медицинских организаций, расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации и выполняющих МГИ.
2. Межтерриториальные расчеты.
3. Межучрежденческие расчеты.
Еще одним вариантом является централизованное финансирование проведения МГИ в федеральных медицинских учреждениях за счет средств федерального фонда ОМС. Однако он в настоящее время относится только к специализированной медицинской помощи, и для амбулаторных условий может быть применен только после соответствующих изменений в Федеральном законе от 29.11.10 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в связи с этим пока имеет ограниченное применение.
У каждого из трех вариантов есть свои преимущества и недостатки (табл. 5) с позиций как медицинской организации (лаборатории), непосредственно выполняющей МГИ, так и территориального фонда ОМС (ТФОМС) субъекта Российской Федерации, где застрахованы граждане, которым выполняется МГИ.
Таблица 5. Преимущества и недостатки вариантов финансового обеспечения молекулярно-генетических исследований с позиций медицинской организации (лаборатории) и территориального фонда обязательного медицинского страхования
Вариант финансового обеспечения | Преимущества | Недостатки | ||
для лаборатории | для ТФОМС | для лаборатории | для ТФОМС | |
Включение в ТПГГ субъекта Российской Федерации медицинских организаций, расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации и выполняющих МГИ | Гарантированные объемы на выполнение МГИ | Возможность установления дифференцированных тарифов с учетом дальности транспортировки биоматериала для исследования | Сложность включения одной медицинской организации в ТПГГ нескольких субъектов Российской Федерации (сопровождение программного обеспечения для сдачи реестров счетов на оплату медицинской помощи, отдельный учет финансовых средств, отчетность) | Нет |
Межтерриториальные расчеты | Отсутствие у медицинской организации необходимости заявлять об участии и работать в нескольких ТПГГ | Нет | Отсутствие гарантированных объемов на выполнение МГИ | Непредсказуемость установления тарифов в зависимости от транспортной доступности с учетом отдаленности территорий, из которых может быть доставлен биоматериал на исследование |
Межучрежденческие расчеты | Нет | Возможность установления дифференцированных тарифов с учетом дальности транспортировки биоматериала для исследования | Сложность закупки на оказание услуги сторонними организациями ввиду высокой вероятности ситуации, когда стоимость закупки отличается от тарифа на оплату медицинской услуги | Отсутствие широкой практики применения межучрежденческих расчетов |
Примечание. МГИ — молекулярно-генетические исследования; ТПГГ — территориальная программа государственных гарантий; ТФОМС — территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Несмотря на существенные региональные различия и отсутствие «универсального рецепта» организации МГИ, можно предложить основные управленческие решения, необходимые для реализации каждого из трех предложенных вариантов.
— Вариант 1 — возложение на федеральном уровне обязательств на субъекты Российской Федерации по обеспечению включения в ТПГГ медицинских организаций, выполняющих полный перечень необходимых МГИ.
— Вариант 2 — нормативное урегулирование возможности для тарифных комиссий субъектов Российской Федерации по месту расположения медицинских организаций, выполняющих МГИ для других территорий, по установлению дифференцированных тарифов на МГИ с учетом дальности транспортировки из всех возможных субъектов направления биоматериала либо установление отдельных тарифов на транспортировку.
— Вариант 3 — включение расходов на транспортировку в тариф на забор биологического материала, а не на выполнение МГИ.
Обсуждение
Проведенный нами анализ показал, что в разных субъектах Российской Федерации нет единых подходов к формированию перечня услуг по проведению МГИ и установлению тарифов на них, что отражает различные возможности проведения МГИ. Разброс в тарифах на одно и то же исследование может быть обусловлен разницей в расходах субъектов Российской Федерации, в том числе на оплату транспортных услуг в целях доставки диагностического материала к месту исследования и на хранение образца, однако проверить это предположение не представляется возможным. Отсутствие дифференцированных тарифов на разные МГИ в части субъектов Российской Федерации, наряду с ограниченными возможностями лабораторных служб, создает препятствия к организации проведения диагностических исследований.
В субъекте Российской Федерации, в котором проводится широкий спектр МГИ с оплатой их по дифференцированным тарифам, значительная доля исследований выполняется для лиц, застрахованных в других регионах. Это определяет необходимость выбора рациональных вариантов оплаты МГИ, выполненных в других субъектах Российской Федерации в ситуациях, когда в регионе нет своей лаборатории, способной провести необходимые исследования. Убедительным подтверждением предположения об эффективности подобного решения являются результаты анализа фактически выполненных МГИ на территории Свердловской области. Широкая география межтерриториальных расчетов, представленная в табл. 4, а также выполнение объемов, сопоставимых с нормативной потребностью в МГИ других субъектов Российской Федерации, свидетельствуют об успешной работе схем маршрутизации онкологических и онкогематологических пациентов в медицинские организации Свердловской области. Экстраполируя данный опыт, можно оптимизировать маршрутизацию и в другие крупные диагностические центры на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и федеральных округов.
Установление тарифов без четкого кодирования медицинских услуг, некорректное кодирование и другие особенности свидетельствуют о недостаточно проработанной тарифной политике. При этом необходимо признать, что все предложенные варианты организации оплаты МГИ могут быть реализованы только при наличии ясно и однозначно сформулированных в клинических рекомендациях показаний к проведению МГИ. Это позволит сформировать перечни МГИ, которые следует выполнить застрахованным лицам с учетом заболеваемости на территории субъекта Российской Федерации, и определить необходимые объемы этих МГИ. Кроме того, действующая версия номенклатуры медицинских услуг не содержит наименований и кодов многих услуг по выполнению МГИ, она, очевидно, должна быть доработана с учетом актуального уровня медицинской науки и практики. Наконец, до сих пор не решен однозначно вопрос, нужно ли все МГИ выполнять на территории каждого субъекта Российской Федерации. Вполне возможно, что при налаженной маршрутизации эффективнее направлять пациентов и/или биологический материал в другие субъекты Российской Федерации, не занимаясь организацией МГИ на своей территории. Поэтому выявленные особенности тарифной политики ряда субъектов Российской Федерации могут быть обусловлены необходимостью соблюдения формального соответствия тарифного соглашения требованиям.
Успешной реализации любого из проанализированных вариантов оплаты препятствует включение расходов на доставку биоматериала в тариф на выполнение МГИ, в то время как доставку в типичном случае организует тот, кто забирает материал, а не тот, кто выполняет исследование. Необходимо либо обеспечить возможность устанавливать тариф на доставку биоматериала отдельно, либо проработать варианты организации доставки со стороны лаборатории.
Заключение
Анализ тарифных соглашений субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования свидетельствует об отсутствии единых подходов к оплате МГИ, являющихся важным элементом оказания медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями. В то же время существуют успешные примеры проведения и оплаты широкого спектра МГИ для лиц, застрахованных в других субъектах Российской Федерации. Действующая нормативная правовая база позволяет реализовать оплату проведения МГИ в других субъектах Российской Федерации в случаях, когда в регионе нет своей лаборатории. Выбор варианта оплаты должен осуществляться в субъекте Российской Федерации с учетом преимуществ и недостатков каждого из вариантов. При этом для повышения доступности МГИ для пациентов требуется дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей оплату отдельных видов исследований за счет средств ОМС в амбулаторных условиях, уточнение показаний к проведению МГИ в клинических рекомендациях и доработка номенклатуры медицинских услуг.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1 Письмо Минздрава России №11-7/И/2-1619, ФФОМС №00-10-26-2-06/750 от 02.02.22 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования». Ссылка активна на 24.01.23. https://e-ecolog.ru/docs/L7HrltJTq_Sk1gnMfu_Ne?ysclid=ldaepkr1nl133693568
2 Приказ Минздрава России от 13.10.17 №804н (ред. от 24.09.20) «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». Ссылка активна на 24.01.23. https://base.garant.ru/71805302/?ysclid=ldaf4drv7i486548414
3 На момент проведения настоящего исследования материалов для анализа опыта оплаты МГИ в Свердловской области в 2022 г. еще не было.
4 Приказ Минздрава России от 13.10.17 №804н (ред. от 24.09.20) «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». Ссылка активна на 24.01.23. https://base.garant.ru/71805302/?ysclid=ldaf4drv7i486548414
5 Приказ Минздрава России от 05.03.20 №148н «О внесении изменений в раздел II «Номенклатура медицинских услуг» номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13 октября 2017 г. №804н»; в соответствии с актуальной версией должна была использоваться услуга A27.30.008 «Молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене BRAF в биопсийном (операционном) материале». Ссылка активна на 24.01.23. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73758412/?ysclid=ldaf90romh721980679
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. №2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г.». Ссылка активна на 24.01.23. https://base.garant.ru/400165890/?ysclid=ldafb6rx2e178688964
7 Постановление Правительства Курганской области от 30.12.20 №463 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Ссылка активна на 24.01.23. https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4500202012310011?ysclid=ldag6iidmg517975147
8 Потребность в МГИ в Курганской области оценена путем перемножения норматива объема оказания МГИ на 1 застрахованное лицо, установленного ТПГГ (0,001184), и численности застрахованных лиц на территории Курганской области (822 585 человек) и составляет 974 исследования, что меньше, чем количество фактически выполненных МГИ (1109).
9 Письмо Минздрава России от 13.01.22 №11-7/И/2-275 «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022—2024 годы». Ссылка активна на 24.01.23. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403278471/?ysclid=ldagreiec7466074356
10 Приказ Минздрава России от 28.02.19 №108н (ред. от 13.12.2022) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования». Ссылка активна на 24.01.23. https://base.garant.ru/72243038/?ysclid=ldagvqtsf705787282
11 Приказ Минздрава России от 29.12.20 №1397н (ред. от 14.01.2022) «Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения». Ссылка активна на 24.01.23. https://base.garant.ru/400164712/?ysclid=ldagyxzav5588880575
12Письмо Минздрава России №11-7/И/2-1619, ФФОМС №00-10-26-2-06/750 от 02.02.22 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования». Ссылка активна на 24.01.23. https://e-ecolog.ru/docs/L7HrltJTq_Sk1gnMfu_Ne?ysclid=ldaepkr1nl133693568