ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценить влияние применения ингибиторов натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа при хронической сердечной недостаточности (ХСН) на ожидаемую продолжительность жизни населения России.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Построена марковская модель для оценки смертности от ХСН. В модели рассматривалось 2 сценария: 1) базовый сценарий, в котором пациенты с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) получали лечение в соответствии со стандартной практикой; 2) моделируемый сценарий, в котором пациенты получали лечение ингибиторами натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа (иНГЛТ-2) дапаглифлозином или эмпаглифлозином в соответствии с показаниями, приведенными в инструкциях по их применению. Для оценки ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) в популяции пациентов с ХСН и населения Российской Федерации в целом построены таблицы дожития. Определено приращение ОПЖ как разница между ОПЖ в базовом сценарии и моделируемом сценарии. Проведен детерминированный анализ чувствительности модели к вариабельности основных параметров.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Применение эмпаглифлозина и дапаглифлозина у пациентов с ХСН может повысить к 2030 г. ОПЖ населения Российской Федерации на 0,085 или 0,177 года соответственно. Анализ чувствительности модели к колебаниям исходных параметров показал, что наибольшее влияние на результаты моделирования оказывает общая смертность на фоне лекарственной терапии. Кроме того, приращение ОПЖ зависит от возраста выявления заболевания: если выявляется ХСН и начинается лечение в более молодом возрасте, то ожидается большее приращение ОПЖ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смоделированное применение ингибиторов натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа дапаглифлозина и эмпаглифлозина для лечения хронической сердечной недостаточности способствует увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения в Российской Федерации. Построение схожих моделей для оценки эффективности лечения заболеваний, вносящих значительный вклад в смертность населения, может быть использовано для обоснования принятия управленческих решений в здравоохранении как на региональном, так и на федеральном уровнях.