Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Габриелян А.Р.

ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени А.К. Ерамишанцева Департамента здравоохранения города Москвы»;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки России

Александрова О.Ю.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки России

Михайлов И.А.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки России;
ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России;
ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»

Методика оценки готовности медицинской организации к внедрению инновационных технологий

Авторы:

Габриелян А.Р., Александрова О.Ю., Михайлов И.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 250

Загрузок: 35


Как цитировать:

Габриелян А.Р., Александрова О.Ю., Михайлов И.А. Методика оценки готовности медицинской организации к внедрению инновационных технологий. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2025;47(1):18‑24.
Gabrielyan AR, Aleksandrova OYu, Mikhailov IA. Innovation readiness assessment in healthcare organizations. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2025;47(1):18‑24. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20254701118

Рекомендуем статьи по данной теме:
Клас­си­фи­ка­ци­он­ный ана­лиз по­ка­за­те­лей и ме­роп­ри­ятий на­ци­ональ­ных и фе­де­раль­ных про­ек­тов в здра­во­ох­ра­не­нии, ре­али­зу­емых в 2019—2024 гг.. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):23-32
Раз­ра­бот­ка эк­спертной ан­ке­ты для фор­ми­ро­ва­ния пред­ло­же­ний по со­вер­шенство­ва­нию ор­га­ни­за­ции ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи па­ци­ен­там с он­ко­ло­ги­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):33-42
Кли­ни­ко-эко­но­ми­чес­кое обос­но­ва­ние хо­лан­ги­ог­ра­фии с ин­до­ци­ани­ном зе­ле­ным при «труд­ной» ла­па­рос­ко­пи­чес­кой хо­ле­цис­тэк­то­мии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):105-111
Эко­но­ми­чес­кие и кли­ни­чес­кие ас­пек­ты вы­бо­ра пос­ле­опе­ра­ци­он­ных по­вя­зок: в по­ис­ках оп­ти­маль­но­го ре­ше­ния. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):75-85
Ран­нее вы­яв­ле­ние он­ко­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та: воз­мож­нос­ти раз­ви­тия эн­дос­ко­пи­чес­кой служ­бы в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):69-80
Со­вер­шенство­ва­ние мо­де­ли мар­шру­ти­за­ции па­ци­ен­тов с он­ко­ло­ги­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями на раз­ных эта­пах ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):7-15
Опыт су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы в ар­бит­раж­ном су­доп­ро­из­водстве. (Слу­чай из прак­ти­ки). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):52-55

Введение

Анализ инновационного потенциала является необходимым этапом разработки эффективной экономической стратегии развития медицинской организации и определения приоритетных направлений инвестирования. Показано, что процесс внедрения инновационных медицинских технологий может происходить в различных формах, включая массив линейных, нелинейных, рекурсивных или повторяющихся серий процессов, шагов, стадий или фаз. Варьируют также категоризация, номенклатура и порядок стадий внедрения технологий [1].

По результатам успешного внедрения инновационного метода необходимо определить, какие изменения в действующих документах нужны для обеспечения возможности дальнейшего эффективного применения метода в широкой медицинской практике, и сформулировать конкретные рекомендации по внесению необходимых изменений [2].

Не менее важной задачей является внедрение инновационных медицинских технологий на уровне медицинской организации. Разработка аналитического инструмента (чек-листа) может быть полезна для оценки готовности конкретной медицинской организации к внедрению инновационных медицинских технологий. Подобные работы в условиях здравоохранения Российской Федерации ранее не проводились.

Цель исследования — разработать индекс готовности медицинской организации к внедрению инновационных технологий и методики его оценки на основе чек-листа.

Материал и методы

Для выявления факторов, которые определяют готовность среды медицинской организации к внедрению тех или иных медицинских технологий, проведен контент-анализ нормативных правовых актов, методических материалов и зарубежных и отечественных научных публикаций, посвященных внедрению инновационных медицинских технологий в медицинских организациях.

Поиск нормативных правовых документов и методических материалов осуществляли в компьютерной системе для работы с правовой информацией КонсультантПлюс.

Проанализированы Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1, Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»2, ежегодные постановления Правительства Российской Федерации о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной год и плановый период (2022, 2023 и 20243 годы), постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №8904, методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (2022, 2023 и 2024 годы) и другие.

Поиск научных публикаций проводили в следующих базах данных и источниках информации:

— библиографическая база данных PubMed (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov);

— библиографическая база данных Embase (https://www.embase.com);

— российская научная электронная библиотека eLibrary.Ru (https://elibrary.ru).

Поиск проводили по следующим ключевым словам и сочетаниям слов: «implementation of innovations, innovative medical technologies, innovative environment, assessment of readiness for implementation, new medical technologies, clinical testing», «внедрение инноваций, инновационные медицинские технологии, инновационная среда, оценка готовности к внедрению, новые медицинские технологии, клиническая апробация» и другим.

Ограничений по языку публикаций не было.

Период выполнения поиска всех материалов: 15.04.2024—29.08.2024.

Для проведения контент-анализа разработана структурированная электронная форма в формате Excel, в которую вносились упомянутые в проанализированных материалах факторы, определяющие готовность среды медицинской организации к внедрению тех или иных медицинских технологий.

Далее путем консенсуса авторов исследования каждому фактору или показателю присваивалась определенная классификационная группа, после чего группы объединялись в более крупные однородные блоки. Выделенные 7 основных блоков факторов и показателей легли в основу соответствующих разделов чек-листа для расчета индекса инновационной готовности среды медицинской организации. По каждому из 7 выделенных блоков авторами сформулированы основные критерии оценки готовности медицинской организации к внедрению инновационных медицинских технологий. Каждому критерию присваивалось одинаковое весовое значение в 1 балл. На заключительном этапе нами экспертно определено предварительное пороговое значение индекса инновационной готовности среды медицинской организации.

Результаты

По результатам контент-анализа нормативных правовых актов, методических материалов и научных публикаций отобрано 57 факторов, влияющих на внедрение инновационных медицинских технологий в медицинских организациях.

По итогам первичного анализа факторы объединены в группы, характеризующие:

1) кадровое обеспечение медицинских организаций;

2) обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами;

3) обеспечение медицинских организаций медицинскими изделиями, в том числе «тяжелым» оборудованием;

4) обеспечение медицинских организаций расходными материалами и реактивами;

5) состояние зданий и помещений медицинской организации;

6) популяции пациентов;

7) состояние здоровья населения, определяющее необходимость внед-рения более эффективных медицинских технологий;

8) объемы медицинской помощи;

9) достаточность тарифов на оказание медицинской помощи с применением инновационных технологий;

10) нормативное правовое регулирование;

11) заинтересованность руководства медицинской организации во внедрении инновационных медицинских технологий;

12) финансовую устойчивость медицинской организации.

Перечисленные выше группы экспертно объединялись нами в 7 основных блоков, которые определили соответствующие разделы чек-листа для расчета индекса инновационной готовности среды медицинской организации:

1. Достаточная квалификация и мотивация (заинтересованность) кадров.

2. Готовность и заинтересованность руководства медицинской организации и учредителя во внедрении инновационного метода.

3. Достаточная популяция пациентов для применения инновационного метода.

4. Наличие практического опыта применения в медицинской организации аналогов инновационного метода.

5. Наличие необходимого оборудования и/или лекарственных препаратов.

6. Наличие необходимых зданий и помещений.

7. Достаточность тарифов и объемов медицинской помощи для инновационного метода и его аналога (метода сравнения) в медицинской организации.

В каждом разделе чек-листа сформулированы критерии оценки готовности медицинской организации к внедрению инноваций; в ходе заполнения чек-листа по каждому критерию выставляются баллы (от 0 до 1, детализация представлена в Приложении), при соответствии критерию присваивается 1 балл, при несоответствии — 0 баллов.

После заполнения чек-листа полученные баллы суммируются в индекс инновационной готовности среды, максимально возможное число баллов — 18. Нами предложено предварительное пороговое значение индекса инновационной готовности среды медицинской организации в 8 и более баллов — среда медицинской организации расценивается как готовая к внедрению инновационной медицинской технологии. При этом должен быть ответ «да» минимум по одному пункту из каждого раздела чек-листа плюс 1 дополнительный балл за еще один ответ «да» в любом из разделов.

Обсуждение

Разработка новых инструментов оценки готовности медицинских организаций к внедрению инновационных технологий является важной задачей управления здравоохранением, поскольку благодаря инновациям повышается результативность оказания медицинской помощи пациентам и в долгосрочной перспективе снижаются затраты на лечение осложнений различных заболеваний [3].

Возможно, недостаточно высокие объемы внедрения клинических инноваций (среди которых рассматриваются вмешательства, технологии лечения и диагностики, а также новые организационные технологии) объясняются тем, что быстрый темп современных биомедицинских исследований превосходит возможности системы здравоохранения по их использованию. Таким образом, широко распространенная проблема недостаточно частого применения эффективных клинических инноваций является давней и устойчивой. Более того, возможности решения этой проблемы лежат за пределами просто самой клинической инновации и включают контекстуальные факторы, связанные с использованием или неиспользованием клинической инновации [3—7].

Результаты, полученные в нашем исследовании, хорошо согласуются с данными других авторов, изучавших оценку и приоритезацию факторов, определяющих успешность внедрения новых медицинских технологий. В частности, в ряде работ показано, что вовлеченность и заинтересованность руководства и административного персонала на различных уровнях управления является одним из ключевых факторов успешности проектов по внедрению новых медицинских технологий в медицинских организациях США, Великобритании и стран Европейского союза [3—9]. В этих же исследованиях признавали значимыми такие факторы, как уровень квалификации персонала, который непосредственно осуществляет внедрение новой технологии, достаточная техническая оснащенность медицинской организации и устойчивый нормативно определенный канал финансирования. В нашем исследовании эти же факторы отобраны по результатам проведенного анализа и включены в чек-лист, на основе которого предлагается рассчитывать индекс инновационной готовности среды в Российской Федерации.

Предложенный нами методологический подход характеризуется целостностью и многопрофильностью. В ходе исследования разработана концепция индекса инновационной готовности среды на уровне медицинской организации, в частности предложено оценивать данный индекс на основе чек-листа, факторы для которого отобраны на основе контент-анализа нормативных правовых актов и научных публикаций.

Ограничением проведенного исследования является отсутствие широкой экспертной валидации чек-листа и пороговых значений индекса инновационной готовности среды медицинской организации, который рассчитывается на основе чек-листа. Экспертная валидация будет проведена в следующем исследовании.

Важно отметить, что необходимо дальнейшее развитие данного исследования в части ранжирования факторов и параметров, определяющих готовность среды медицинской организации к внедрению тех или иных медицинских технологий, по степени значимости для расчета весовых коэффициентов. После прохождения экспертной валидации чек-лист можно использовать для планирования внедрения инновационных медицинских технологий в медицинских организациях, а также применять в процессах информационного обеспечения долгосрочного управления внедрением инновационных технологий в медицинской организации.

Инновационность медицинской технологии определяется не только ее новизной, но также и рядом других факторов.

Ряд авторов рассматривают в качестве одного из таких факторов наличие добавленной пользы (терапевтической ценности) по сравнению с используемыми в настоящее время в реальной практике методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (при их применении в конкретной клинической ситуации по конкретному показанию в ясно определенной группе пациентов) [2, 3]. Эти вопросы также должны быть рассмотрены в последующем.

Заключение

По результатам контент-анализа нормативных правовых документов, методических материалов и научных публикаций выделено 7 групп факторов, определяющих готовность медицинской организации к внедрению инновационных технологий. Предложен чек-лист для оценки этих факторов в баллах с последующим расчетом индекса готовности медицинской организации к внедрению инновационных технологий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Приложение/Appendix

Чек-лист (типовая форма) для оценки индекса инновационной готовности среды к внедрению инновационных технологий на уровне медицинской организации

Checklist (standard form) for assessing the innovation readiness index in healthcare organizations

НАИМЕНОВАНИЕ медицинской организации:

НАИМЕНОВАНИЕ инновационного метода (инновационной медицинской технологии):

№ пункта

Наименование критерия

Количество баллов

1. Достаточная квалификация и мотивация (заинтересованность) кадров

1.1.

Число физических лиц — врачей-специалистов для оказания медицинской помощи с применением инновационного метода (достаточное число врачебных кадров для освоения инновационного метода)

(да, достаточное — 1 балл; нет, недостаточное — 0 баллов)

1.2

Необходимость краткосрочного (не более 3—4 месяцев) обучения медицинских работников для оказания медицинской помощи с применением инновационного метода (да — 1 балл; нет — требуется долгосрочное обучение (более 1 года) — 0 баллов)

2. Готовность и заинтересованность руководства медицинской организации и учредителя во внедрении инновационного метода

2.1.

Заинтересованность руководства медицинской организации и учредителя содействовать внедрению инновационного метода в медицинской организации

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

3. Достаточная популяция пациентов для применения инновационного метода

3.1.

Первичная заболеваемость по соответствующему заболеванию (наименование заболевания и коды по МКБ-10) в субъекте Российской Федерации, где расположена медицинская организация, превышает среднее значение по Российской Федерации

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

3.2.

Общая заболеваемость (наименование заболевания и коды по МКБ-10) в субъекте Российской Федерации, в котором расположена медицинская организация, превышает среднее значение по Российской Федерации (см. выше)

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

3.3.

Смертность от (наименование заболевания и коды по МКБ-10) в субъекте Российской Федерации, в котором расположена медицинская организация, превышает среднее значение по Российской Федерации

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

3.4.

Инвалидность от (наименование заболевания и коды по МКБ-10) в субъекте Российской Федерации, в котором расположена медицинская организация, превышает среднее значение по Российской Федерации

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

3.5.

Больничная летальность пациентов с (наименование заболевания и коды по МКБ-10) в субъекте Российской Федерации, где расположена медицинская организация, превышает среднее значение по Российской Федерации

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

4. Наличие практического опыта применения в медицинской организации аналогов инновационного метода

4.1.

Достаточное число пациентов и достаточные объемы медицинской помощи для аналога инновационного метода, который уже используется в медицинской организации

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

5. Наличие необходимого оборудования и/или лекарственных препаратов

5.1.

Медицинская организация оснащена всем необходимым оборудованием для диагностики и использования инновационного метода

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

5.2.

В медицинской организации в достаточном количестве имеются все необходимые расходные материалы (тест-системы) для использования инновационного метода

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

5.3.

В медицинской организации в достаточном количестве имеются все необходимые лекарственные препараты для использования инновационного метода

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

5.4.

Поступление необходимого оборудования или медицинских изделий в медицинскую организацию возможно в срок не более 6 месяцев

(да — 1 балл; нет, более 1 года — 0 баллов)

6. Наличие необходимых зданий и помещений

6.1.

Медицинская организация имеет все необходимые помещения для оказания медицинской помощи с применением инновационного метода

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

6.2.

Помещения медицинской организации для оказания медицинской помощи с применением инновационного метода требуют перепрофилирования

(да — 1 балл; нет, требуется капитальный ремонт или строительство — 0 баллов)

7. Достаточные тарифы и объемы медицинской помощи для аналога инновационного метода

7.1.

Объемы медицинской помощи, выделенные для аналога инновационного метода, достаточны для покрытия потребности населения субъекта Российской Федерации, в котором расположена медицинская организация

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

7.2.

Тарифы медицинской помощи, установленные для аналога инновационного метода, в субъекте Российской Федерации, в котором расположена медицинская организация, соответствуют реальной себестоимости случая оказания медицинской помощи

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

7.3.

Себестоимость случая оказания медицинской помощи без применения и с применением инновационного метода сопоставимы

(да — 1 балл; нет — 0 баллов)

Итоговое количество баллов:

Оценка индекса инновационной готовности среды:

В случае соответствия критерию выставляется 1 балл, в случае несоответствия — 0 баллов. Промежуточные значения баллов не допускаются.

Максимальное количество баллов по чек-листу составляет 18.

Среда медицинской организации может быть признана готовой к внедрению инновационной медицинской технологии в случае, если суммарное количество баллов по чек-листу составляет 8 и более (при этом должен быть ответ «да» минимум по одному пункту из каждого раздела чек-листа плюс 1 дополнительный балл за еще один ответ «да» в любом из разделов).


1Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2505 (ред. от 14.12.2022) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 №2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 №2353 (ред. от 23.03.2024) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.