Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Евсевьева М.Е.

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», Ставрополь

Муравьёва В.Н.

Центр студенческого здоровья, кафедра факультетской терапии Ставропольской государственной медицинской академии

Ерёмин В.А.

Центр студенческого здоровья, кафедра факультетской терапии Ставропольской государственной медицинской академии

Ерёмин М.В.

Центр студенческого здоровья, кафедра факультетской терапии Ставропольской государственной медицинской академии

Галькова И.Ю.

Центр студенческого здоровья, кафедра факультетской терапии Ставропольской государственной медицинской академии

Чудновский Е.В.

Центр студенческого здоровья, кафедра факультетской терапии Ставропольской государственной медицинской академии

Мищенко Е.А.

Центр студенческого здоровья, кафедра факультетской терапии Ставропольской государственной медицинской академии

Русиди А.В.

Центр студенческого здоровья, кафедра факультетской терапии Ставропольской государственной медицинской академии

Центр студенческого здоровья: основные направления работы на современном этапе

Авторы:

Евсевьева М.Е., Муравьёва В.Н., Ерёмин В.А., Ерёмин М.В., Галькова И.Ю., Чудновский Е.В., Мищенко Е.А., Русиди А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 390

Загрузок: 9


Как цитировать:

Евсевьева М.Е., Муравьёва В.Н., Ерёмин В.А., Ерёмин М.В., Галькова И.Ю., Чудновский Е.В., Мищенко Е.А., Русиди А.В. Центр студенческого здоровья: основные направления работы на современном этапе. Профилактическая медицина. 2013;16(1):8‑12.
Evsev’eva ME, Murav'eva VN, Eremin VA, Eremin MV, Gal'kova IIu, Chudnovskiĭ EV, Mishchenko EA, Rusidi AV. Student health center: present-day main activities. Russian Journal of Preventive Medicine. 2013;16(1):8‑12. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ги­пер­то­ни­чес­кая бо­лезнь в по­пу­ля­ции и про­фи­лак­ти­ка в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях: проб­ле­мы и пу­ти ре­ше­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):23-29
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния ло­каль­ной те­ра­пии ме­тас­та­зов ме­ла­но­мы хо­риоидеи в пе­че­ни. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):5-10
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55
Связь деп­рес­сии и тре­во­ги с со­ма­ти­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями: роль не­га­тив­ных внеш­них фак­то­ров. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):74-80
Фи­зи­чес­кая ак­тив­ность при сар­ко­пе­нии: ре­аби­ли­та­ци­он­ные под­хо­ды в про­фи­лак­ти­ке и ле­че­нии воз­рас­тной па­то­ло­гии мы­шеч­ной тка­ни. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):52-60

Гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека [1, 2]. Деятельность учащихся, включая студенчество, сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам [3, 4], что определяет необходимость учета фактора здоровья в ее организации [5, 6]. Поступившие в вузы студенты не отличаются высокими показателями здоровья.

К моменту окончания школы у 50% выпускников отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь 10% из них могут считаться здоровыми. До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не пригодны к службе в Вооруженных силах [7, 8]. За последние 30 лет количество здоровых людей среди молодежи уменьшилось почти в 20 раз [9].

К вузовским факторам риска, негативно сказывающимся на здоровье студентов, относятся интенсификация образовательного процесса, нередко присутствующая стрессовая образовательная среда, и подчас нерациональная организация учебно-воспитательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся, гиподинамия, отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [3, 10—12]. Кроме того, в молодости формируются поведенческие стереотипы, которые затем становятся факторами риска (ФР) социально-значимых заболеваний [13—15]. В последнее время появляется все больше работ [16—20], посвященных изучению различных аспектов здоровья и особенностей течения разной патологии у лиц молодого возраста. При различных учебных заведениях начали создаваться структуры, специально занимающиеся вопросами студенческого здоровьесбережения [21—23]. Однако пока их деятельность никем не координируется и накопленный полезный опыт не обобщается должным образом.

Цель данного исследования — проанализировать показатели здоровья студентов I и VI курсов медицинской академии, на основании которых наметить основные системные подходы к здоровьесбережению в условиях вуза и обсудить возможные направления работы Центра студенческого здоровья.

Материал и методы

Изучались результаты деятельности Центра студенческого здоровья (далее — Центр), накопленные за год работы в двух направлениях — медицинском и информационно-просветительском. Для выявления резервов здоровья студентов выполнено одномоментное поперечное сравнительное исследование, которое проводилось на базе Центра кафедры факультетской терапии Ставропольской государственной медицинской академии. В исследование включали студентов первых и последних курсов одинаковых факультетов одного учебного года в возрасте от 18 до 25 лет, последовательно обращавшихся в Центр в связи с очередным обследованием, проводимым по графику, в рамках превентивной программы «Вуз — территория здоровья». Были обследованы 805 студентов (371 юноша, 494 девушки) во время учебного процесса в период не позднее 3—4 нед до наступления зимней сессии. Среди обследованных были 417 (93,1%) первокурсников и 388 (91,1%) выпускников. Для включения в исследование получали устное информированное согласие. В исследование не брали лиц, принимавших лекарственные препараты, влияющие на уровень АД, беременных, лиц с острыми или обострением хронических воспалительных заболеваний на момент начала исследования.

Проводили диагностическое комплексное анкетирование: определяли рост, массу тела, индекс массы тела, фенотипические признаки дисплазии соединительной ткани (ДСТ), наличие привычки курения (с использованием смокелайзера (газоанализатор Smoke Check; «Micro Medical Ltd.»), измеряли офисное АД и пульс, фиксировали признаки сниженной стресс-устойчивости и тревожно-депрессивных расстройств, выявляли очаги инфекции, а также анализировали наследственную отягощенность по ранним сердечно-сосудистым заболеваниям (ССЗ) и онкологической патологии. ФР ССЗ оценивали в соответствии с Национальными рекомендациями ВНОК (2011) [24, 25].

Специальный опросник, включающий более 100 вопросов, касался аспектов семейного анамнеза, пищевого поведения, психоэмоционального состояния, вредных привычек и др. По некоторым направлениям (токсикомания и наркомания) применялся как персональный, так и анонимный вариант опросника. Наследственность по ранним ССЗ считалась отягощенной, если имелись указания на их развитие у близких родственников (у женщин моложе 65 лет и у мужчин моложе 55 лет). Человек, выкуривающий хотя бы 1 сигарету в день и более в течение последнего месяца или бросивший курить менее чем 1 год назад, по данным соответствующей анкеты, считался курящим. Учитывались также данные тестирования с помощью смокелайзера. Внешние признаки ДСТ оценивались с учетом диагностических критериев, изложенных в Национальных рекомендациях по наследственным нарушениям соединительной ткани (2009) [26]. Для характеристики индекса массы тела использовали классификацию ВОЗ (1998), в которой степень избытка или недостатка массы тела оценивается по индексу Кетле: масса (кг)/рост (м2). Выявление и оценка тяжести тревожно-депрессивных расстройств проводились с помощью госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS), а уровень стресс-устойчивости оценивался с помощью Бостонского теста [27, 28]. Уровень адаптационных возможностей исследовался по данным вариабельности сердечного ритма в покое и при активной ортостатической пробе с помощью аппарата Нейро-Софт [29]. Изучалась также медицинская документация студенческой поликлиники в аспекте заключений узких специалистов (ЛОР-врач, окулист, невролог, ортопед).

Полученные данные обработаны с помощью пакета программ Statistica 6.0 («StatSoft Inc.»). Достоверность различий в показателях между студентами I и VI курсов оценивалась с помощью критерия χ2 Пирсона (значимость различий относительных величин). Статистически значимыми считались различия при p<0,05.

Результаты и обсуждение

У студентов обоих курсов доминирует патология глазного аппарата, ЛОР-органов, а также жалобы на психоэмоциональные нарушения (табл. 1).

При этом патология органов зрения по типу миопии, астигматизма и др. отмечается у 25,9% первокурсников, а хронические очаги инфекции со стороны ЛОР-органов в виде тонзиллита, гайморита и др. — 23,3%, наличие тех или иных психоэмоциональных нарушений имеют 21,8% первокурсников. Почти у каждого пятого—шестого первокурсника имеются жалобы со стороны сердечно-сосудистой системы: боли в сердце, сердцебиения и перебои сердечной деятельности, чаще при эмоциональном напряжении. Дальнейшее обследование показало, что у большинства таких студентов выявляется тенденция или к гипертензии, включая высокое нормальное АД, или к гипотензии. Вместе с тем не все студенты с повышенным АД отмечали какие-либо субъективные ощущения. Жалобы со стороны пищеварительной и опорно-двигательной систем были характерны для 12,5 и 9,1% первокурсников, а со стороны дыхательной и мочевыводящей систем — для 5,1 и 4,1%. И только 42,4% первокурсников не предъявляли никаких жалоб. Сравнительный анализ указанных показателей с учетом пола показал, что жалобы со стороны всех органов и систем, особенно сердечно-сосудистой и пищеварительной, чаще встречались у девушек.

Выпускники предъявляли жалобы на работу большинства описанных систем чаще первокурсников (см. табл. 1). Особенно значительная динамика жалоб (в 2—2,5 раза) отмечается в отношении психоэмоциональных нарушений, а также работы сердечно-сосудистой, пищеварительной и опорно-двигательной системы. Такая динамика свидетельствует о профиле специфических нагрузок, ассоциированных с современным образовательным процессом, а также об их интенсивности, способной вызвать за несколько лет обучения снижение ресурсов или дисфункцию ряда систем организма вплоть до развития конкретных заболеваний.

Приведенные данные указывают на особенности текущих проблем со здоровьем у учащейся молодежи. Перспектива угрозы здоровью, как известно, ассоциирована с различными ФР. У выпускников повышенное АД, избыточная масса тела и особенно табакокурение регистрировались чаще, чем у первокурсников (табл. 2).

Отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям зафиксирована у 22,2 и 6,4% студентов I курса соответственно. Доля выпускников с неблагоприятной наследственностью увеличивалась: по сердечно-сосудистым заболеваниям до 29,5%, по онкопатологии до 15,2%, что, вероятно, обусловлено развитием указанной патологии в семьях студентов за период обучения. Примечательно, что среди онкологических заболеваний у родственников студенты чаще всего отмечают рак легкого, ЖКТ и молочной железы. Причем почти у 1/4 части студентов регистрируется в семье по два и более случая указанной патологии.

Полученные при обследовании данные являлись основой для планирования целого комплекса внутривузовских здоровьеохранительных мероприятий. Часть студентов проходили дообследование в условиях студенческой поликлиники и при подтверждении того или иного заболевания (III группа здоровья) получали соответствующее лечение в условиях указанной поликлиники; при необходимости привлекаются профильные клинические кафедры. При наличии различных ФР (II группа здоровья), включая поведенческие, студенты становятся для сотрудников Центра объектом комплексного профилактического вмешательства, которое проводится с учетом особенностей учебного процесса как основной их деятельности. Студенты без какой-либо патологии и ФР (I группа здоровья) также не остаются вне поля зрения специалистов Центра, так как здоровьеохранительная деятельность в отношении этой категории молодежи должна быть направлена на максимально долгое сохранение выявленного у них благоприятного статуса.

В процессе системной внутривузовской профилактики важным является налаживание эффективного взаимодействия различных структур. Списки студентов с выявленными проблемами из Центра передаются в студенческий профсоюзный комитет для оформления путевок в санаторий-профилакторий и спортивно-оздоровительный лагерь с целью проведения оздоровительных мероприятий. Коррекционные занятия в группах адаптивной физкультуры проводятся в условиях профильной кафедры вуза, а при необходимости — в условиях соответствующего диспансера. В углубленные лечебно-диагностические и профилактические мероприятия по наиболее часто встречающейся патологии активно вовлекаются клинические кафедры (глазных болезней, ЛОР-болезней, ортопедии и др.). К профилактической работе привлекаются кураторы академических групп, которые, получив информацию из Центра, имеют возможность отслеживать показатели здоровья своих подопечных в динамике и активно участвовать в профилактической работе среди студентов в рамках группы. По каждой группе в Центре составляются круговые цветные графики — «светофоры здоровья», которые дают возможность видеть соотношение здоровых студентов и студентов с проблемами (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Состояние здоровья студентов 1-й группы (по данным Центра).
Рисунок 2. Состояние здоровья студентов 2-й группы (по данным Центра).
«Светофоры здоровья» со средними показателями по курсу и факультету позволяет куратору провести сравнительную оценку. Сотрудники Центра проводят с кураторами групп тренинги и семинары по современным методам профилактической групповой деятельности. Центр помогает составить план соответствующих мероприятий, оказывает информационную поддержку в их проведении и др.

Успешность профилактики в значительной степени зависит от информационно-просветительской составляющей, которая в условиях вуза основывается на активном вовлечении в ее проведение самих студентов в соответствии с принципом творческой самореализации. Студенты под руководством Центра участвуют в подготовке различных массовых мероприятий профилактической направленности, которые обычно приурочены к значимым календарным датам (Татьянин день, Международный день здоровья, День борьбы с табакокурением и др.). Студенты организуют круглые столы, отвечают на вопросы сверстников, демонстрируют передвижную «Галерею здоровья», включающую постеры собственного изготовления, выступают с именными презентациями и видеороликами по актуальным вопросам здоровьесбережения молодежи в рамках проекта Центра «Жизнь прекрасна, если безопасна» и т.д. Представленный комплекс мероприятий, по нашему мнению, дает определенные результаты не только в плане формирования сознания, ориентированного на здоровьесбережение, но и способствует выработке у будущих врачей готовности и профессиональных навыков к проведению массовой и групповой профилактической работы. На это ориентирована и начатая сотрудниками Центра, одновременно являющимися преподавателями-клиницистами, методическая работа, направленная на дальнейшую оптимизацию учебного процесса в плане доработки рабочих учебных программ для большей акцентуации внимания на вопросах профилактики социально значимых заболеваний. Такой комплексный подход по различным направлениям вузовской деятельности способствует более эффективному формированию превентологических компетенций у студентов-медиков.

Приведенный перечень заболеваний и жалоб у первокурсников в целом совпадает с данными других авторов [6, 12, 21]. Многие исследователи также указывают на частое присутствие в молодежной среде поведенческих и конституционально-наследственных ФР, включая ДСТ и ассоциированную с ней пониженную массу тела [17, 18, 22]. Гораздо меньше изучена динамика прогрессирования различной патологии в процессе вузовского обучения. Развитие различных заболеваний, включая социально значимые, патогенетически тесно связано с негативными поведенческими стереотипами в молодежной среде, поэтому создание системы мер по противодействию поведенческим ФР среди молодежи является основной задачей деятельности Центра.

В ряде стран — Англии, Канаде, Финляндии, Хорватии — созданы и успешно функционируют подобные структуры при крупных университетах [30—34]; в некоторых государствах они интегрированы в общенациональные молодежные здоровьесберегающие системы [35, 36]. В Финляндии уже не одно десятилетие успешно функционирует разветвленная система Finnish Student Health Service (FSHS/YTHS), которая оказывает комплексные профилактические и информационно-образовательные услуги в Центрах здоровья при 16 финских университетах.

При организации подобных структур российские вузы идут разными путями и ставят перед собой разные задачи, но ясно одно — подобные подразделения не должны подменять студенческие поликлиники. По результатам комплексного обследования в Центре и в поликлинике становится возможным более полно определить профиль физического и ментального здоровья каждого студента для формирования его индивидуальной внутривузовской лечебно-профилактической программы, успешная реализация которой на базе двух указанных структур зависит от баланса между оптимальным разграничением целей и задач и эффективного сотрудничества. Каждый студент после обследования должен получать информацию о том, что ему предлагается для пофакторной профилактики (возможность доступа и пользования современной информацией о технологиях здорового образа жизни, участие в профилактических вузовских мероприятиях и др.). Кроме того, ему следует пройти дообследование и лечение в студенческой поликлинике или на соответствующей кафедре. В такой работе необходимо учитывать психологию молодых людей, которая, как свидетельствуют наши результаты и данные других авторов [2, 4], имеет следующую особенность — значительная часть студентов в начале своего обучения считают, что их ресурсы здоровья безграничны и ими можно пользоваться без оглядки, а за состояние их здоровья несут ответственность исключительно врачи и родители. Способствовать изменению подобного инфантильного отношения через реализацию идеи ценности здоровья и здорового образа жизни — основная задача Центра и вуза в целом [37]. Необходимо стремиться к созданию здоровьесберегающей образовательной академической среды в соответствии не только с индивидуальными особенностями студентов, но и с учетом целей и задач профессиональной подготовки будущего специалиста [3, 12]. Для будущих медиков реализация подобных задач имеет особую значимость.

Выводы

1. Менее половины студентов-медиков не имеют проблем со здоровьем. Среди первокурсников чаще встречается глазная и ЛОР-патология, а также проблемы со стороны психоэмоциональной сферы, сердечно-сосудистой, пищеварительной и опорно-двигательной систем. За несколько лет обучения указанные проблемы имеют однозначную тенденцию к усилению.

2. Наличие у студенческой молодежи ряда уже развившихся заболеваний и широкого спектра разнообразных ФР, включая поведенческие, диктует необходимость эффективного взаимодействия между студенческими поликлиниками и Центрами студенческого здоровья при четком разграничении перечня решаемых задач.

3. Центры студенческого здоровья должны активнее внедряться как неотъемлемые элементы вузовской организации, поскольку они могут выполнять важные функции по здоровьесбережению обучающегося контингента. При этом сотрудники центров должны уметь проводить не только оценку и мониторинг угроз здоровью студентов, но и широкий спектр информационно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование у молодежи здоровьеориентированного мышления.

4. Для эффективного формирования здорового образа жизни среди студенческой молодежи необходим комплексный подход с использованием просветительских, воспитательных, образовательных и агитационно-массовых технологий на основе тесного межсекторального взаимодействия.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.