Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Закирова А.И.

БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет»

Литовченко О.Г.

БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет»;
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)»

Тостановский А.В.

БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

Отношение студентов к здоровому образу жизни

Авторы:

Закирова А.И., Литовченко О.Г., Тостановский А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2955

Загрузок: 107


Как цитировать:

Закирова А.И., Литовченко О.Г., Тостановский А.В. Отношение студентов к здоровому образу жизни. Профилактическая медицина. 2023;26(3):75‑80.
Zakirova AI, Litovchenko OG, Tostanovsky AV. Attitude of students toward a healthy lifestyle. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(3):75‑80. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232603175

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты пос­та­нов­ки це­лей и за­дач в кор­по­ра­тив­ных прог­рам­мах ук­реп­ле­ния здо­ровья. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):7-13
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Раз­ра­бот­ка мо­де­ли крат­кос­роч­ной мо­ти­ва­ци­он­ной ин­тер­вен­ции при про­ве­де­нии про­фи­лак­ти­чес­ких ме­ди­цин­ских ос­мот­ров сре­ди мо­ло­де­жи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):57-64
Ис­кусство и об­щес­твен­ное здо­ровье: ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к ук­реп­ле­нию здо­ровья на­се­ле­ния (об­зор за­ру­беж­но­го опы­та). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):100-107
Воз­мож­нос­ти и ог­ра­ни­че­ния ис­поль­зо­ва­ния прог­рам­мных ин­фор­ма­ци­он­ных ус­тройств с ис­кусствен­ным ин­тел­лек­том для ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):108-114
Ин­ди­ви­ду­аль­ные и кон­тек­сту­аль­ные ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка у сту­ден­тов пи­ще­во­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):67-73
Ана­лиз тру­дов Н.А. Се­маш­ко о са­ни­тар­ном прос­ве­ще­нии на­се­ле­ния. (К 150-ле­тию со дня рож­де­ния). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):125-130
Оцен­ка сос­то­яния здо­ровья сту­ден­тов стар­ших кур­сов фар­ма­цев­ти­чес­ко­го фа­куль­те­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):57-62
Ме­ха­низ­мы мо­ти­ва­ции от­ветствен­но­го от­но­ше­ния де­тей и мо­ло­де­жи к сво­ему здо­ровью. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):45-51

Введение

Здоровье — одна из главных ценностей в жизни человека, которую необходимо сохранять и оберегать. Оно зависит напрямую от ряда факторов. По данным многих исследований, 50% состояния здоровья человека зависит от образа жизни, 20% — от окружающей, в том числе экологической, среды, 20% — от генетических факторов и 10% — от медицины [1].

В настоящее время все больше внимания уделяется теме здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи. Актуальность этой проблемы обусловлена низким уровнем и качеством состояния здоровья молодого поколения. Учеными изучается воздействие разных факторов на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи [2]. На снижение уровня состояния здоровья студентов оказывают влияние учебная и психоэмоциональная нагрузка, низкая двигательная активность, несбалансированное питание, наличие вредных привычек. Приоритетным направлением в связи с этим является развитие мотивированного, сознательного отношения студенческой молодежи к своему здоровью [3]. Формирование здорового образа жизни — главный рычаг укрепления и сохранения здоровья молодежи через изменение стиля жизни с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, недостаточной двигательной активностью.

Цель исследования — выявить особенности отношения студентов к здоровому образу жизни.

Материал и методы

С целью изучения отношения к здоровому образу жизни студенческой молодежи было проведено анкетирование студентов Сургутского государственного университета, обучающихся по разным направлениям подготовки. Всего были проанкетированы 172 студента (62 юноши и 110 девушек) в возрасте 18 и 19 лет. Все дали добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Анкета включала в себя вопросы, отражающие отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни, а именно: к режиму сна, рациону и режиму питания, занятиям спортом, а также вопросы, показывающие знания о составляющих здорового образа жизни.

При оценке значимости различий между исследуемыми группами использовали статистический критерий χ2 Пирсона. За критический уровень статистической значимости был принят p<0,05.

Результаты

Данные опроса показали, что среди студентов наблюдается недостаток знаний о принципах здорового образа жизни. Так, 85,41% юношей и 79,10% девушек указали, что здоровый образ жизни — это отказ от вредных привычек, 80,60% юношей и 91,80% девушек выбрали ответ «здоровое питание», 61,22% юношей и 81,81% девушек — «соблюдение режима дня», 85,40% юношей и 83,60% девушек — «занятие спортом, поддержание оптимальной физической формы», более 1/2 опрошенных студентов (51,64% юношей и 65,42% девушек) отметили «регулярное профилактическое посещение врача», и лишь 32,20% юношей и 39% девушек указали на «умение работать со своими эмоциями». Были выявлены достоверные отличия между показателями юношей и девушек (достоверность различий на уровне значимости, p<0,05) (рис. 1, 2).

Рис. 1. Удельный вес (%) ответов студентов-юношей на вопрос: «Что, по Вашему мнению, отражает содержание выражения «здоровый образ жизни»?».

Здесь и на рис. 2, 5—8: * — статистически значимые отличия между показателями юношей и девушек (p<0,05).

Рис. 2. Удельный вес (%) ответов студентов-девушек на вопрос: «Что, по Вашему мнению, отражает содержание выражения «здоровый образ жизни»?».

Значительная часть студентов под термином «здоровый образ жизни» понимают не всю совокупность способов жизнедеятельности, нацеленных на сохранение собственного здоровья. При формировании здоровьесберегающих программ необходимо это учитывать.

Для сохранения и укрепления здоровья молодежи необходима адекватная самооценка студентом состояния собственного здоровья [4, 5]. Незнание принципов здорового образа жизни приводит к тому, что основная часть студенческой молодежи, обнаружившая значительные отклонения от здорового образа жизни, считают себя придерживающимися его принципов, при этом переходят на разрушительные модели поведения [6].

При самооценке состояния здоровья выявлено, что несмотря на наличие разных заболеваний, студенты дают положительные оценки своему здоровью: 53,24% юношей и 49,20% девушек оценили свое здоровье как «хорошее», 37,14% юношей и 47,20% девушек — «удовлетворительное», 9,62% юношей и 3,60% девушек — «слабое» (рис. 3).

Рис. 3. Удельный вес (%) ответов студентов на вопрос: «Как Вы характеризуете состояние Вашего здоровья?».

Сбалансированное питание является одним из главнейших элементов здорового образа жизни, определяющих хорошее самочувствие и выполняющих превентивную роль в развитии многих хронических заболеваний [7].

По данным исследований, в России у студентов наблюдается значительная распространенность авитаминоза [8]. Наиболее эффективным методом улучшения обеспеченности студентов минералами и витаминами являются сбалансированное питание и регулярное восполнение дефицитов с помощью витаминно-минеральных комплексов, параллельно с включением специализированных продуктов в рацион, которые обогащены эссенциальными биологически активными веществами до необходимого физиологическим потребностям организма уровня [9, 10].

В настоящем исследовании 77,40% юношей и 78,10% девушек ответили, что питаются несбалансированно (рис. 4), биологически активные добавки принимали лишь 20,90% юношей и 37,20% девушек. Таким студентам необходимо рекомендовать внесение изменений в ежедневный рацион для предотвращения развития заболеваний, связанных с дефицитными состояниями. Выявлены достоверные отличия между показателями юношей и девушек (достоверность различий на уровне значимости, p=0,03) (рис. 5).

Рис. 4. Удельный вес (%) ответов студентов на вопрос: «Каков стиль Вашего питания?».

Рис. 5. Удельный вес (%) ответов студентов на вопрос: «Употребляете ли Вы биологически активные добавки, микронутриенты (витамины, минералы)?».

Студенческая жизнь сопряжена со многими стрессовыми ситуациями. У студентов возникает напряжение адаптивных механизмов организма и повышается риск дезадаптации в результате психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок [11, 12].

Среди опрошенных 12,90% юношей и 22,70% девушек указали, что подвергаются стрессам часто, 33,90% юношей и 50,90% девушек — время от времени, лишь 53,20% юношей и 26,40% девушек отметили, что они не подвержены стрессу. Выявлены достоверные отличия между показателями юношей и девушек (достоверность статистических различий на уровне значимости, p=0,002) (рис. 6).

Рис. 6. Удельный вес (%) ответов студентов на вопрос: «Часто ли Вы подвержены стрессам?».

Основная часть студентов подвергается воздействию стресса, что может привести к ухудшению состояния здоровья. Оптимально можно решить данную проблему внедрением различных программ по повышению стрессоустойчивости и снижению уровня тревожности [13].

Во время сна организм человека восстанавливается, важно понимать значение сна и его отражение на качестве жизни [14]. Оптимальный режим сна включает не менее чем 8-часовой сон, отход ко сну должен происходить не позднее 23:00 [15]. В ходе настоящего исследования было обнаружено нарушение режима сна у 59,70% юношей и у 40,90% девушек, которые ответили, что ложатся спать позже 24:00. Лишь малая доля студентов, а именно 4,80% юношей и 20,10% девушек, сообщили, что соблюдают режим сна (рис. 7). Выявлены достоверные различия между показателями, полученными в группах юношей и девушек (p=0,002), по времени отхождения ко сну. Наблюдаемое нарушение режима сна ведет к ухудшению психоэмоционального и физического состояния здоровья студентов.

Рис. 7. Удельный вес (%) ответов студентов на вопрос: «Во сколько часов Вы обычно ложитесь спать?».

Оптимальная физическая культура студенческой молодежи является одним из главных элементов образовательных программ. Показатели потенциала соматического здоровья и динамика показателей функциональной и физической подготовленности во многом зависят от физической культуры [16].

Исходя из результатов опроса, выяснилось, что занимаются спортом 2— 3 раза в неделю 40,60% юношей и 12,70% девушек, меньше 2—3 раз в неделю — 45,20% юношей и 56,40% девушек, а 14,20% юношей и 30,90% девушек совсем не занимаются спортом (рис. 8). Для достижения высокого уровня физических качеств и сохранения здоровья студентам необходим оптимальный двигательный режим. Выявлены достоверные отличия между показателями юношей и девушек (достоверность различий на уровне значимости, p<0,001).

Рис. 8. Удельный вес (%) ответов студентов на вопрос: «Занимаетесь ли Вы спортом/фитнесом?».

Заключение

Таким образом, проблема здорового образа жизни студенческой молодежи стоит достаточно остро, у значительной части студентов наблюдается дефицит знаний относительно принципов здорового образа жизни. Большинство респондентов считают, что наиболее эффективными действиями по формированию здорового образа жизни являются регулярные занятия спортом и отказ от вредных привычек.

Одним из факторов снижения уровня здоровья студенческой молодежи на Севере является ограниченная естественная двигательная активность, поскольку в этом регионе прослеживается ярко выраженная вынужденная гиподинамия. Установлено, что лишь 40,60% юношей и 12,70% девушек занимаются спортом 2—3 раза в неделю, остальная часть студентов делают это редко, усугубляя тем самым воздействие факторов риска развития гиподинамии.

Проведение мониторинга питания студентов является важным фактором в формировании ответственного отношения к образу жизни. В ходе исследования 77,40% юношей и 78,10% девушек указали, что питаются несбалансированно. Несоблюдение принципов правильного питания связано с незнанием принципов нутрициологии.

В результате исследования были обнаружены также нарушения в режиме сна студентов, что напрямую влияет на их физиологическое состояние.

Основываясь на результатах опроса, можно утверждать, что проблема укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи приобретает особую актуальность, поскольку несоблюдение принципов здорового образа жизни на фоне повышенных учебных нагрузок является потенциальным фактором возникновения заболеваний. Решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров напрямую зависит от укрепления и охраны здоровья студенческой молодежи. Необходимо реализовывать целевые программы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья студентов, что должно рассматриваться как часть системы учебно-воспитательной работы. В организации и реализации данных мероприятий должны принимать участие не только администрация учебных заведений и медицинские работники, но и студенческие общественные организации и исследовательские коллективы.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.И. Закирова, О.Г. Литовченко; сбор и обработка материала — А.И. Закирова, О.Г. Литовченко; статистический анализ данных — А.В. Тостановский; написание текста — А.И. Закирова, О.Г. Литовченко; редактирование — О.Г. Литовченко, А.И. Закирова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.