Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Тачилович И.О.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Максимов С.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Куракин М.С.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России

Котова М.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Костина Н.Г.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России

Связь между инфраструктурой района проживания и уровнем стресса у студентов

Авторы:

Тачилович И.О., Максимов С.А., Куракин М.С., Котова М.Б., Костина Н.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2024;27(11): 70‑76

Просмотров: 183

Загрузок: 10


Как цитировать:

Тачилович И.О., Максимов С.А., Куракин М.С., Котова М.Б., Костина Н.Г. Связь между инфраструктурой района проживания и уровнем стресса у студентов. Профилактическая медицина. 2024;27(11):70‑76.
Tachilovich IO, Maksimov SA, Kurakin MS, Kotova MB, Kostina NG. The relationship between neighborhood infrastructure and stress levels in students. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(11):70‑76. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242711170

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка сос­то­яния здо­ровья сту­ден­тов стар­ших кур­сов фар­ма­цев­ти­чес­ко­го фа­куль­те­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):57-62
Осо­бен­нос­ти фун­кци­ональ­но­го сос­то­яния сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы сту­ден­тов по дан­ным дис­пер­си­он­но­го кар­ти­ро­ва­ния элек­тро­кар­ди­ог­рам­мы и ва­ри­абель­нос­ти сер­деч­но­го рит­ма. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):65-73
Ка­чес­тво жиз­ни сту­ден­тов ву­зов в ус­ло­ви­ях пан­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):92-96
Вза­имос­вязь стрес­са и ожи­ре­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):123-127
Ар­те­ри­аль­ная ги­пер­тен­зия у па­ци­ен­тов — учас­тни­ков бо­евых действий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):128-132
Уро­вень стрес­са сту­ден­тов в за­ви­си­мос­ти от по­ве­ден­чес­ких ха­рак­те­рис­тик. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):67-74
Сон и тон­кая мо­то­ри­ка: вли­яние по­ла и уров­ня дви­га­тель­ной ак­тив­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):33-38
Изу­че­ние эф­фек­тив­нос­ти и вли­яния на ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с суб­кли­ни­чес­ким и кли­ни­чес­ки вы­ра­жен­ным тре­вож­ным расстройством мо­биль­но­го при­ло­же­ния в со­че­та­нии с те­ра­пи­ей пре­па­ра­том Адап­тол. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):98-105
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11

Введение

Стресс — это комплексная реакция организма на воздействие факторов окружающей среды. Стресс может оказывать значительное влияние на физическое, эмоциональное и когнитивное состояние человека, общее качество жизни и благополучие. Прямое воздействие стресса связано с влиянием на гипоталамо-гипофизарную систему и вегетативную нервную систему, дисрегуляция которых приводит к снижению иммунитета, развитию эндокринопатий, заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и онкологических заболеваний [1]. Непрямое воздействие стресса на состояние здоровья опосредовано изменением поведения человека за счет формирования вредных привычек, снижения физической активности и качества сна, особенно на фоне неблагоприятной социальной и инфраструктурной составляющей среды обитания [2].

Инфраструктуру района проживания следует рассматривать как один из ключевых факторов, влияющих на уровень стресса. Даже незначительное неудовлетворение районом проживания в силу ежедневного и длительного воздействия этого фактора может приводить к существенным изменениям здоровья [3, 4].

Грамотное планирование городской среды при построении новых районов, а также реорганизация уже существующих районов с учетом результатов исследований в области урбанистики могут значительно улучшить состояние здоровья и качество жизни населения.

В последние годы в России наблюдается значительное увеличение вводимых в эксплуатацию жилых помещений, стремительно растет интерес к изучению качественного улучшения градостроительной политики, особенно в области жилищного строительства. Большое внимание роли инфраструктуры в формировании уровня стресса уделяется в зарубежных странах. Одним из наиболее часто исследуемых параметров инфраструктуры в таких исследованиях является количество зеленых насаждений [5]. Однако в России исследований влияния инфраструктуры района проживания на различные показатели здоровья не так много. Тем более отсутствуют исследования, направленные на изучение связи инфраструктуры района проживания и стресса у студентов, несмотря на то, что они являются социально и экономически значимой группой населения. Студенты подвержены воздействию стрессогенных факторов, так как они адаптируются к новой взрослой жизни и сталкиваются с высоким психологическим давлением, стремясь достигнуть успехов в учебе [6]. Важную роль играет особенность строения префронтальной коры головного мозга у людей молодого возраста. Считается, что префронтальная кора ответственна за регуляцию реакции на стресс, но в полной мере эта структура развивается только на третьем десятилетии жизни, а до этого подвергается изменениям и отличается нейропластичностью [7, 8].

Цель исследования — изучить влияние параметров инфраструктуры района проживания на уровень стресса у студентов.

Материал и методы

Участниками одномоментного исследования, проводимого в 2023 г., являлись 626 студентов технологического института пищевой промышленности ФГБОУ ВО «КемГУ» Минобрнауки России, из них 205 мужчин и 421 женщина. Особенности формирования выборки и методы исследования представлены ранее [9]. В исследование включены студенты очной и заочной форм обучения, систематически посещающие аудиторные занятия. Опрошены все студенты, изъявившие желание. Исследование выполнено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской декларации. Проведение этого исследования получило одобрение этического комитета ФГБОУ ВО «КемГУ» Минобрнауки России (протокол № 7 от 05.09.2023). До проведения исследования получено письменное информированное добровольное согласие от участников исследования.

Опрос студентов проведен с помощью специально разработанной анкеты, состоящей из нескольких модулей. Модуль с вопросами о субъективной оценке инфраструктуры района проживания составлен на основании русскоязычной версии анкеты NEWS (Neighborhood Environmental Walkability Scale), которая часто применяется в зарубежных исследованиях [10]. Анкета NEWS предназначена для оценки района проживания и разрабатывалась для выявления связи средовых факторов и физической активности. В настоящее же время анкета применяется в различных исследованиях по влиянию инфраструктуры на ряд других поведенческих и связанных со здоровьем показателей [11—13]. В анкете имеются вопросы, которые позволяют оценить плотность застройки, расстояние до объектов инфраструктуры (супермаркет, ресторан, почтовое отделение и др.), доступность этих объектов, связанность уличных дорог, наличие в районе проживания объектов для осуществления ходьбы пешком или использования велосипеда, эстетику района, безопасность автомобильных дорог, уровень преступности. Плотность застройки оценивается по 5-балльной шкале в зависимости от количества различных типов жилых зданий: отдельные дома, таунхаусы, многоквартирные дома различной этажности. Расстояние до объектов инфраструктуры оценивается по количеству минут, которые требуются, чтобы добраться пешком до объекта. Остальные пункты опросника представляют собой утверждения, степень согласия/несогласия с которыми оценивается по 4-балльной шкале Лейкерта.

В структуре анкеты NEWS выделены следующие шкалы. Шкала A отражает показатель плотности населения, который определяется частотой наличия жилых домов различной этажности. Возможный диапазон взвешенной суммы составляет от 172 до 473. Чем выше значение, тем выше плотность населения. Шкала B характеризует расстояние от места проживания до объектов инфраструктуры. Увеличение показателя свидетельствует о более близком расположении объектов. Шкала C используется для оценки доступности объектов инфраструктуры, шкала D — проходимости улиц, шкала E — качества пешеходной инфраструктуры, шкала F — эстетики района проживания, шкала G — безопасности, связанной с автомобильным движением, шкала H — безопасности, связанной с преступностью. По сумме всех шкал рассчитывали общий индекс проходимости района. Чем выше значение шкал A и B, тем хуже показатель инфраструктуры. По шкалам C, D, E, F, G, H и по общему индексу проходимости чем выше значение, тем лучше состояние инфраструктуры, то есть выше доступность, проходимость, качество и безопасность. По всем шкалам рассчитаны терцили, которые рассматривались как группы низких, средних и высоких значений.

Для оценки стресса использовалась шкала Perceived Stress Scale (PSS-10), которая состоит из 10 вопросов, относящихся к событиям, произошедшим за последний месяц [14]. Шкала содержит вопросы как по оценке перенапряжения («В течение последнего месяца как часто Вы находились в нервном состоянии или испытывали стресс?»), так и по оценке стрессоустойчивости («Как часто за последний месяц Вы чувствовали, что полностью владеете ситуацией?»). Вопросы построены таким образом, чтобы они были понятны представителям разных социальных групп и не вызывали трудностей при ответе. На каждый вопрос предложено было дать ответ, который оценивался от 0 до 4 баллов. Полученная суммарная оценка стресса в баллах в выборке разделена на терцили, посредством которых происходило деление на группы: низкий, средний, высокий уровни стресса.

Деление по возрасту осуществлялось на 2 группы — 18—26 лет, 27 лет и старше. Уровень дохода (низкий, средний и высокий) формировался в соответствие с анкетными данными, включающими вопросы о финансовых возможностях семьи. Другими социально-демографическими характеристиками, по которым проводилась группировка, являлись пол, гражданство, курс обучения, форма обучения, семейное положение, условия проживания, трудовая занятость.

На первом этапе определяли частоту низкого, среднего и высокого уровня стресса в различных социально-демографических группах. Такой же анализ проводили в группах, выделенных по показателям инфраструктуры района проживания. Для оценки статистической значимости частот использовали критерий Хи-квадрат Пирсона.

Для выявления связи между инфраструктурой района проживания и уровнем стресса применялась порядковая регрессия. В качестве зависимой переменной принимали уровень стресса, а в качестве независимой — показатель инфраструктуры. В качестве референсной группы принята группа с низким уровнем инфраструктуры.

По результатам предварительного анализа выявлены 4 индивидуальные социально-демографические характеристики, показавшие статистически значимую связь с уровнем стресса или близкую к ней: пол, курс обучения, семейное положение и уровень дохода. Эти переменные вводились в регрессионный анализ в качестве возможных модификаторов эффекта. Поскольку в ходе анализа выявлено взаимодействие влияния ряда социально-демографических характеристик с инфраструктурой проживания на стресс, то проведен раздельный анализ в подгруппах по полу, семейному положению, курсу обучения.

Статистический анализ проведен в программе SPSS Statistics. Критическим уровнем статистической значимости являлся p=0,05.

Результаты

Ассоциации уровня стресса с социально-демографическими характеристиками

Группировка уровня стресса проведена по терцилям баллов, поэтому в общей выборке доля лиц с низким, средним и высоким уровнем стресса примерно одинаковая: низкий — 30,2% (189 человек), средний — 35,3% (221), высокий — 34,5% (216).

Уровень стресса статистически значимо различается в зависимости от пола, гражданства, дохода и профессиональной занятости. Высокий уровень стресса наблюдается в большей степени у женщин, чем у мужчин (40,0% по сравнению с 21,4%, p<0,001). Доля высокого уровня стресса у граждан России больше, чем у граждан Средней Азии (36,9 и 21,4% соответственно, p=0,014), однако средний уровень стресса встречается чаще у граждан Средней Азии (45,2 и 32,6% соответственно, p=0,014). Высокий уровень стресса более характерен для лиц группы с низким доходом по сравнению с лицами групп со средним и высоким уровнями дохода (47,9; 33,7; 29,7% соответственно, p<0,001), а также для студентов без работы по сравнению с постоянно или временно работающими студентами (39,1; 31,9; 26,4% соответственно, p<0,003).

Порядковый регрессионный анализ показал статистически значимое повышение уровня стресса у женщин (ОШ=2,56; 95% ДИ 1,82—3,60) и снижение уровня стресса у студентов с высоким уровнем дохода (ОШ=0,43; 95% ДИ 0,28—0,66), а также у студентов, которые проживают с собственной семьей, с друзьями и одни, по сравнению со студентами, которые проживают с родителями (ОШ=0,52; 95% ДИ 0,28—0,9; ОШ=0,53; 95% ДИ 0,29—0,97; ОШ=0,56; 95% ДИ 0,32—0,98) (табл. 1).

Таблица 1. Ассоциации уровня стресса с социально-демографическими характеристиками

Группа

ОШ (95% ДИ)

p

Пол:

мужской

Референс

женский

2,56 (1,82—3,60)

<0,001

Возраст, лет

18—26

Референс

27 и старше

0,81 (0,40—1,65)

0,56

Гражданство:

Россия

Референс

Средняя Азия

0,93 (0,61—1,41)

0,73

Курс обучения:

1-й

Референс

2—3-й

1,02 (0,71—1,44)

0,93

4—5-й

1,37 (0,91—2,06)

0,13

Форма обучения:

очная

Референс

заочная

0,74 (0,44—1,26)

0,27

Доход:

низкий

Референс

средний

0,66 (0,43—1,02)

0,060

высокий

0,43 (0,28—0,66)

<0,001

Семья:

с родителями

Референс

своя семья

0,52 (0,28—0,95)

0,035

с друзьями

0,53 (0,29—0,97)

0,038

один/одна

0,56 (0,32—0,98)

0,042

Условия проживания:

собственное

Референс

арендуемое

1,24 (0,73—2,11)

0,43

общежитие

1,46 (0,84—2,53)

0,18

Занятость:

постоянная работа

Референс

временная работа

1,14 (0,70—1,86)

0,59

не работает

1,08 (0,69—1,67)

0,74

Уровень стресса в зависимости от инфраструктуры района проживания

Из всех параметров инфраструктуры в общей выборке статистически значимую связь с уменьшением уровня стресса показал высокий уровень автомобильной безопасности (ОШ=0,54; 95% ДИ 0,34—0,87) (табл. 2). Аналогичная статистически значимая связь выявлена в большинстве рассматриваемых страт: высокий уровень автомобильной безопасности ассоциируется со снижением уровня стресса у мужчин (ОШ=0,36; 95% ДИ 0,14—0,93), женщин (ОШ=0,55; 95% ДИ 0,31—0,99), респондентов, проживающих с друзьями (ОШ=0,35; 95% ДИ 0,16—0,77), обучающихся на 1-м курсе (ОШ=0,24; 95% ДИ 0,10—0,59) и у обучающихся на 2—3-м курсах (ОШ=0,47; 95% ДИ 0,22—0,98).

Таблица 2. Ассоциации уровня стресса с параметрами инфраструктуры района проживания в общей выборке

Группы по шкалам

Общая выборка, 621

ОШ (95% ДИ)

p

Шкала A. Плотность населения:

низкий

Референс

средний

1,41 (0,94—2,01)

0,095

высокий

1,10 (0,71—1,70)

0,67

Шкала B. Расстояния:

низкий

Референс

средний

1,09 (0,73—1,63)

0,66

высокий

0,88 (0,56—1,41)

0,61

Шкала C. Доступность:

низкий

Референс

средний

0,95 (0,63—1,43)

0,82

высокий

0,78 (0,48—1,27)

0,32

Шкала D. Улицы:

низкий

Референс

средний

0,86 (0,59—1,26)

0,44

высокий

0,49 (0,51—1,38)

0,49

Шкала E. Пешеходы:

низкий

Референс

средний

1,08 (0,71—1,64)

0,70

высокий

1,48 (0,98—2,24)

0,062

Шкала F. Эстетика:

низкий

Референс

средний

1,04 (0,68—1,59)

0,84

высокий

1,32 (0,82—2,13)

0,25

Шкала G. Автомобили:

низкий

Референс

средний

0,70 (0,47—1,04)

0,078

высокий

0,54 (0,34—0,87)

0,012

Шкала H. Преступность:

низкий

Референс

средний

1,25 (0,82—1,88)

0,30

высокий

0,78 (0,50—1,22)

0,28

Шкала вся. Общая проходимость:

низкий

Референс

средний

1,19 (0,67—2,11)

0,55

высокий

1,07 (0,43—2,66)

0,89

Помимо шкалы G, характеризующей автомобильную безопасность, получены статистически значимые ассоциации по другим шкалам в некоторых социально-демографических группах. У мужчин средний и высокий уровни эстетики района приводят к увеличению уровня стресса (ОШ=2,87; 95% ДИ 1,28—6,45 и ОШ=4,47; 95% ДИ 1,76—11,35). А у женщин наблюдается обратная ассоциация между высоким уровнем безопасности, связанной с преступностью, и повышением уровня стресса (ОШ=0,52; 95% ДИ 0,30—0,90).

В группах по семейному положению обнаружены ассоциации уровня стресса с параметрами инфраструктуры района проживания. У респондентов, проживающих с родителями, наблюдается прямая связь между расстоянием до объектов инфраструктуры и повышением уровня стресса (ОШ=6,75; 95% ДИ 1,25—36,44). В то же время у лиц, проживающих со своей семьей, такая связь имеет обратное направление (ОШ=0,19; 95% ДИ 0,04—0,90). У респондентов данной группы имеется статистически значимая обратная связь между высоким уровнем проходимости улиц и повышением уровня стресса (ОШ=0,13; 95% ДИ 0,03—0,58). У студентов, проживающих с друзьями, статистически значимая ассоциация наблюдается между высоким качеством пешеходной инфраструктуры и повышением уровня стресса (ОШ=1,97; 95% ДИ 1,07—3,59). У студентов, которые проживают одни, наблюдается прямая связь между средней плотностью населения и повышением уровня стресса (ОШ=4,20; 95% ДИ 1,59—1,03).

Статистически значимые различия в ассоциации уровня стресса с параметрами инфраструктуры района проживания, помимо уровня безопасности автомобильных дорог, наблюдаются только у студентов 1-го курса: повышение уровня стресса наблюдается при среднем уровне плотности населения (ОШ=2,60; 95% ДИ 1,26—5,35); высокий уровень безопасности, связанной с преступностью, имеет обратную связь с повышением уровня стресса (ОШ=0,36; 95% ДИ 0,16—0,84).

Доступность объектов инфраструктуры и общая проходимость района проживания не показали статистически значимой связи с уровнем стресса в общей выборке, однако имеется тенденция к статистически значимой связи высокого уровня доступности объектов инфраструктуры с повышением уровня стресса у студентов 1-го курса обучения (ОШ=0,43; 95% ДИ 0,17—1,06; p=0,067). Тенденция к статистически значимой связи с уровнем стресса в общей выборке отмечена также для среднего уровня плотности населения (ОШ=1,41; 95% ДИ 0,94—2,01; p=0,095), высокого уровня качества тротуаров (ОШ=1,48; 95% ДИ 0,98—2,24; p=0,062), среднего уровня автомобильной безопасности (ОШ=0,70; 95% ДИ 0,47—1,04; p=0,078).

Наибольшее влияние на уровень стресса оказал показатель безопасности, связанной с автомобильным движением, поэтому проведен анализ ассоциации уровня стресса с категориями ответов шкалы G (безопасность, связанная с автомобильным движением) (табл. 3). Методом порядковой регрессии выявлена обратная статистически значимая связь между утверждением «Скорость движения машин на близлежащих улицах, как правило, низкая (до 50 км/ч)» и повышением уровня стресса (B-коэффициент=–0,320).

Таблица 3. Ассоциации уровня стресса с категориями ответов шкалы G

Вопросы шкалы G

B-коэффициент

p

На ближайших улицах района так много машин, что передвигаться пешком трудно и/или неприятно

–0,190

0,076

Скорость движения машин на близлежащих улицах, как правило, низкая (до 50 км/ч)

–0,320

0,001

Большинство водителей превышают регламентированные ограничения скорости в районе проживания

–0,137

0,16

Улицы в районе проживания ночью хорошо освещены

–0,095

0,31

На улицах района, как правило, много пешеходов

0,023

0,85

В районе проживания много пешеходных переходов и светофоров, что помогает пересекать улицы с оживленным транспортным движением

–0,138

0,22

Обсуждение

При анализе ассоциации уровня стресса с социально-демографическими характеристиками у женщин выявлен более высокий уровень стресса, что соответствует данным зарубежных исследований с включением студентов [15]. Логичным является более низкий уровень стресса у студентов с высоким уровнем дохода. А вот повышение уровня стресса у студентов, которые живут с родителями, предположительно связано с ощущением зависимости от родителей и отсутствием самостоятельности и свободы. Однако в зарубежных исследованиях встречаются противоречивые данные о влиянии родителей на стресс у студентов, что может быть связано с различиями культурных традиций в разных странах [16].

Из параметров инфраструктуры района проживания наиболее выраженное влияние на уровень стресса в общей выборке, а также в большинстве социально-демографических групп, оказал уровень автомобильной безопасности. Это может быть связано с тем, что транспортная инфраструктура влияет на здоровье человека посредством многих факторов, одним из которых является загрязнение воздуха. Негативное действие аэрогенных поллютантов на психическое здоровье опосредовано активацией окислительного стресса в центральной нервной системе, что приводит к дегенеративным изменениям в головном мозге [17]. Наряду с этим снижение автомобильной безопасности приводит к уменьшению физической активности на свежем воздухе, что также может влиять на уровень стресса. В целом отсутствие безопасности и ощущение уязвимости при выполнении в районе проживания повседневных действий, таких как прогулка, дорога к месту учебы, поход в магазин, являются причинами повышения уровня стресса [18].

Это также может объяснить, почему в нашем анализе статистически значимое влияние на уровень стресса по шкале автомобильной безопасности оказывает именно высокая скорость автомобилей в районе проживания.

Пол студентов модифицирует связь параметров инфраструктуры районов проживания с уровнем стресса. Для женщин характерно повышение уровня стресса при низком уровне безопасности, связанной с преступностью, поскольку женщины и мужчины в разной степени реагируют на стрессовые раздражители. В силу социально предписанных гендерных ролей женщины в большей степени опасаются стать жертвой преступлений, в то время как мужчины, сталкиваясь с подобным страхом, склонны его подавлять из-за общественных установок. К тому же, в отличие от мужчин, женщины имеют большее количество страхов в небезопасной среде. У женщин, наряду с гендерно-нейтральными страхами кражи имущества и мошенничества, более выражены страхи физического насилия и убийства [19].

При делении студентов на страты по курсу обучения только для первокурсников средний уровень плотности населения и низкий уровень безопасности, связанной с преступностью, ассоциированы с повышением уровня стресса. Условия адаптации к новой среде могут увеличить уязвимость студентов по отношению к воздействию стрессовых факторов инфраструктуры [20].

Влияние семейного положения на связь между инфраструктурой района проживания и уровнем стресса может показаться неинтуитивной. Прямая связь между большим расстоянием до объектов инфраструктуры и повышением уровня стресса у студентов, проживающих с родителями, может быть связана с затратой большего количества времени на перемещение, что приводит к повышению уровня стресса. Однако для студентов, проживающих с собственной семьей, характерна обратная связь. Возможно, эта группа студентов сталкивается с ответственностью за самостоятельное ведение быта и содержание семьи и может быть в большей степени подвержена воздействию стрессовых факторов, например, высокого уровня шума от близко расположенных объектов инфраструктуры. С этим же фактом может быть связана ассоциация высокого качества пешеходной инфраструктуры в районе проживания с увеличением уровня стресса у студентов, проживающих с друзьями.

Связь среднего и высокого уровня эстетики района проживания с повышением уровня стресса у мужчин также кажется не совсем логичной. Современные экономические исследования выделяют привлекательность района проживания как один из наиболее важных факторов ценообразования на рынке недвижимости [21]. Возможно, мужчины чаще берут на себя обязанность платить за жилье, что повышает уровень стресса из-за более высоких цен на жилье в районах с высоким уровнем эстетики.

Заключение

Результаты данного исследования демонстрируют связь между параметрами инфраструктуры района проживания и уровнем стресса у студентов, подчеркивая особую роль автомобильной безопасности. Выявлено, что высокий уровень автомобильной безопасности значительно снижает уровень стресса, в то время как низкий уровень безопасности, связанный с преступностью, и плотность населения в районе проживания способствуют его увеличению. Особенно это заметно у женщин и студентов 1-го курса, что указывает на наибольшую уязвимость этих групп.

Полученные результаты имеют теоретическое и практическое значение для здравоохранения и градостроительной политики, подчеркивая необходимость создания безопасной и комфортной городской среды как важного фактора, влияющего на уровень стресса. Результаты исследования могут быть использованы для разработки мер по снижению уровня стресса у населения, например, путем улучшения автомобильной безопасности и общего качества городской среды.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Максимов С.А., Тачилович И.О.; сбор и обработка материала — Куракин М.С., Котова М.Б., Костина Н.Г.; статистическая обработка данных — Максимов С.А.; написание текста — Тачилович И.О.; научное редактирование — Максимов С.А.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.