Двигательную активность рассматривают как один из основных факторов, определяющих рост и развитие человека, а также обеспечивающих возрастание адаптационных резервов и экономизацию функционирования всего организма [1—3]. Во время мышечной работы активизируется не только нервно-мышечный аппарат, но и работа внутренних органов (рефлекторно), нервная и гуморальная регуляция. Все это способствует формированию и укреплению потенциала здоровья, гармоничному в соответствии с возрастом физическому развитию, формированию личности; устойчивому поведению подростков и молодых людей [2, 4]. Состояние здоровья можно рассматривать в качестве критерия эффективности двигательной активности и физического воспитания [1, 3—5]. Известно, что привычный уровень двигательной активности формируется в детском возрасте. К сожалению, среди школьников широко распространены явления гипокинезии и гиподинамии [1, 2, 6, 7]. Одним из ведущих способов оптимизации двигательной активности, следовательно, и укрепление здоровья являются занятия в спортивных секциях и спортивных школах.
Цель исследования — изучить оздоровительный потенциал занятий в спортивных школах для детей школьного возраста по показателям их здоровья.
Материал и методы
В качестве объекта исследования выступили учащиеся спортивных школ Екатеринбурга, занимающиеся в массовых видах спорта на учебно-тренировочном этапе спортивной специализации. Основной задачей учебно-тренировочного периода, а также предшествующего ему этапа начальной спортивной подготовки является укреп-ление здоровья и функциональных возможностей обучающихся. Занятия спортсменов на этом этапе предполагают тренировки 2—3 раза в неделю продолжительностью по 2 академических часа. За счет такого режима у всех детей, по данным предварительно проведенных исследований, уровень физической активности соответствует критериям ВОЗ — ежедневно не менее 1 ч в день [8].
Все учащиеся спортивных школ, занимающиеся на учебно-тренировочном этапе специализации, подлежат ежегодным периодическим профилактическим осмотрам на базе врачебно-физкультурных диспансеров или отделений, что обеспечивает единые методические и организационные подходы к проведению этих осмотров независимо от места учебы детей. Для настоящего исследования были проанализированы результаты профилактических осмотров 1293 учащихся детско-юношеских спортивных школ в возрасте от 7 до 17 лет. Выборка была сформирована по пропорциональному принципу по отношению к генеральной совокупности (учащиеся спортивных школ Екатеринбурга) с учетом возраста, пола и вида спорта.
Изучены соматометрические и физиометрические показатели физического развития, такие как рост и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кистей рук, а также общая заболеваемость (или патологическая пораженность). Индивидуальные данные о показателях физического развития оценивали в соответствии с региональными стандартами физического развития с учетом возраста и пола [9]. Полученные показатели сопоставляли с аналогичными собственными исследованиями физического развития у детей школьного возраста, не занимающихся спортом (численность группы сравнения — 625 человек).
Статистическая разработка показателей заболеваемости проведена с использованием Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра. Для сравнения полученных результатов о заболеваемости использованы данные отчетной формы 030-ПО/о-12 «Сведения о диспансеризации несовершеннолетних», касающиеся 128 243 детей школьного возраста Екатеринбурга.
Дополнительно методом анкетного опроса была изучена самооценка состояния здоровья 901 спортсмена. Анкета разработана на основе международного протокола HBSC-исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» [4]. Для сравнения использованы результаты опроса 5738 учащихся общеобразовательных школ Екатеринбурга [10]. Из выборочной совокупности были исключены дети, занимающиеся в спортивных секциях; группа сравнения составила 4523 человека.
Данные о физическом развитии и патологической пораженности сопоставлялись в единых возрастных группах: 7—9 лет, 10—14 лет, 15—17 лет. Материалы опроса о самооценке здоровья включали две возрастные группы: 10—14 и 15—17 лет. Статистическая обработка материалов проведена с расчетом показателей вариационной статистики, в качестве критерия значимости различий для порядковых признаков использовался χ2, для качественных — критерий Стьюдента. Различия считались статистически значимыми при вероятности ошибочного ответа p<0,05. Проводилась оценка значимости занятий спортом для здоровья школьников по показателю отношения шансов встретить среди занимающихся и не занимающихся спортом школьников детей с нормальными показателями физического развития и хорошей самооценкой здоровья, а также детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Для оценки достоверности показателя отношения шансов (OШ) рассчитывали 95% доверительный интервал (95% ДИ).
Результаты и обсуждение
Распределение детей по показателю рост/возраст среди спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, по сравнению с региональными стандартами «сдвинуто» в сторону значений выше среднего и высоких, что отражает усиление процессов акселерации в последние годы (табл. 1). Различия в группах сравнения среди детей 7—9 лет не являются статистически значимыми, а в более старших группах дети с высоким ростом чаще выявляются среди спортсменов; наибольшие различия зарегистрированы среди подростков 15—17 лет. Для девочек-спортсменок характерен более выраженный сдвиг показателя рост/возраст в сторону значений «выше среднего» и «высокий» в возрастных группах с 10 до 17 лет по сравнению со школьницами, не занимающимися спортом.
Распределение спортсменов по морфофункциональному статусу (МФС, показатель масса/рост) практически соответствует стандартному распределению. В группе сравнения снижена доля детей с гармоничным МФС и увеличена доля детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным МФС за счет избытка массы тела (28,2 и 17,5% соответственно). У спортсменов в возрастной группе 7—9 лет чаще, чем у школьников, отмечается дисгармоничный МФС за счет дефицита массы тела (14,5 и 12,1% соответственно). Это отклонение более характерно для девочек, занимающихся художественной или спортивной гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, где контроль за массой тела является одним из ключевых критериев успешности спортсмена. В возрасте 15—17 лет в распределении показателя масса/рост наблюдается асимметрия в сторону показателей выше среднего и высоких, как и у школьников, но в гораздо меньшей степени. Кроме того, у «стажированных» спортсменов, как правило, высокие значения массы тела связаны с развитием мышечной и костной ткани, что можно рассматривать как положительный результат воздействия физических нагрузок. Среди детей, не занимающихся спортом, шансы встретить избыточную массу тела в 2,8 раза выше, чем в группе школьников-спортсменов (табл. 2).
Распределение показателя окружность грудной клетки/рост в обеих группах сравнения сдвинуто в сторону значений выше среднего и высоких, однако среди спортсменов чаще наблюдаются средние значения.
Показатель ЖЕЛ/рост у спортсменов по сравнению с группой сравнения характеризуется большей долей средних значений (79,2% против 56,7%) и меньшей долей значений низких и ниже среднего (15,5% против 34,5%). Возрастной тренд в обеих группах имеет позитивную направленность к увеличению доли детей со средними или высокими значениями ЖЕЛ, но среди спортсменов она обнаруживается в более раннем возрасте.
Распределение спортсменов по показателю сила правой или левой руки по отношению к росту отличается большей долей средних значений и выше среднего. Кроме того, для спортсменов старшего возраста (15—17 лет) характерно увеличение доли лиц, имеющих высокие значения, а для группы сравнения возрастной тренд имеет обратную направленность — в старших возрастных группах чаще регистрировалась частота значений силы рук низких и ниже среднего. Среди детей, не занимающихся спортом, шансы встретить низкие физиометрические показатели (ЖЕЛ и силу мышц кисти) более чем в 2 раза выше, чем в группе школьников-спортсменов (см. табл. 2).
Уровень общей заболеваемости у спортсменов по сравнению с группой сравнения ниже во всех возрастных подгруппах (табл. 3). С возрастом заболеваемость в обеих группах сравнения возрастает. Однако темп прироста заболеваемости у спортсменов ниже, чем среди детей школьного возраста, 15,9% против 44,5% в возрасте 10—14 лет в сравнении с детьми 7—9 лет и 53,2% против 74,1% в возрасте 15—17 лет в сравнении с детьми 10—14 лет.
Распространенность отдельных нозологических групп у школьников и спортсменов отличается. Среди школьников Екатеринбурга лидирующие места занимают так называемые «школьно-обусловленные заболевания»: болезни костно-мышечной системы, органов зрения и пищеварения. К подростковому возрасту увеличивается заболеваемость этими классами болезней, а также рядом других заболеваний: болезнями эндокринной, нервной, мочеполовой системы, системы кровообращения, органов дыхания.
У спортсменов ведущими нозологиями являются болезни костно-мышечной системы, формируемые преимущественно за счет плоскостопия и сколиоза, а также болезни глаза и его придаточного аппарата за счет миопии. Но на второе ранговое место по распространенности выходят болезни системы кровообращения; основными нозологическими формами являются нарушения сердечного ритма и миокардиодистрофии. Частота заболеваний системы кровообращения превышает таковую в группе сравнения и увеличивается с возрастом. В качестве причин более высокой заболеваемости спортсменов по классу болезней системы кровообращения можно рассматривать особенности организации медицинских осмотров и нацеленность клиницистов на выявление отклонений, ограничивающих способность к занятиям спортом или являющихся результатом негативного влияния физических нагрузок на здоровье детей. С этой целью в программу медосмотров включено обязательное проведение функциональных нагрузочных проб и электрокардиографии. Еще один показатель, который свидетельствует о возможных рисках, связанных с занятиями спортом, — спортивные травмы. Частота травматизма среди спортсменов всех возрастов выше, чем в группе сравнения, уровень травматизма увеличивается с возрастом спортсменов.
Для спортсменов характерна иная возрастная динамика распространенности отдельных видов заболеваний. С возрастом увеличивается частота трех классов болезней, как уже было описано выше: во-первых, болезни системы кровообращения; во-вторых, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействий внешних факторов; в-третьих, болезни органов пищеварения. Распространенность других заболеваний с возрастом не меняется или даже снижается.
По сравнению с учащимися общеобразовательных школ у спортсменов выше самооценка состояния своего здоровья; по их мнению, они реже страдают хроническими и повторными острыми заболеваниями. Учащихся спортивных школ реже беспокоят симптомы плохого самочувствия и повышенная утомляемость. Положительное влияние спортивных занятий на здоровье подтверждает тот факт, что среди детей с хорошей самооценкой здоровья шансы встретить занимающихся спортом в 8,8 раза выше, чем в группе детей с плохой самооценкой. Это также касается и других характеристик здоровья, где аналогичные отношения шансов в аспекте хронических заболеваний и самочувствия равны соответственно 3,3 и 2,9. Шансы иметь частые заболевания также значительно выше в группе школьников, не занимающихся спортом (см. табл. 2). Обнаружены и половозрастные отличия в показателях самооценки здоровья. По результатам исследования среди школьников, не занимающихся спортом, установлено снижение самооценки с возрастом, а также более низкие показатели самооценки у девочек по сравнению с мальчиками. И такие результаты довольно характерны для детей школьного возраста [1]. Учащиеся спортивных школ разных возрастных групп имеют близкие показатели самооценки здоровья. Девочки отличаются более низким уровнем самооценки только по двум показателям: общая оценка своего здоровья и частота жалоб на плохое самочувствие.
Заключение
Таким образом, дети, занимающиеся в спортивных школах, по сравнению со своими сверстниками школьного возраста имеют лучшие показатели физического развития, более низкий уровень заболеваемости по результатам профилактических осмотров и более высокую субъективную самооценку здоровья. Лучшие показатели здоровья имеют дети всех возрастных групп, что в определенной мере связано с отбором в спортивные школы по состоянию здоровья. Возрастная динамика показателей физического развития и заболеваемости у спортсменов носит более благоприятный характер, чем в группах сравнения. Полученные результаты в целом свидетельствуют об оздоровительном значении занятий спортом, но не снимают с повестки дня необходимость медицинского сопровождения тренировочного процесса в связи с определенными рисками для здоровья, такими как спортивные травмы, перегрузки и адаптирующее развитие. Примененные в работе методические подходы могут быть использованы для оценки оздоровительной эффективности и риска в связи с воздействием на детское население одного из важнейших поведенческих факторов — двигательной активности.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Л.Л., Г. Н.
Сбор и обработка результатов — А.Б., Л.Л., Е.А.
Статистическая разработка — А.Б., Л.Л.
Написание текста — А.Б., Л.Л.
Редактирование — Г. Н., Е.А.
Сведения об авторах
Бабикова Анастасия Сергеевна [Anastasiya S. Babikova]; адрес: 620028, Россия, Екатеринбург, ул. Репина, 3 [address: 3, Repina street, Ekaterinburg, 620028, Russia]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9056-7366; eLibrary SPIN: 9326-8580; е-mail: gdp43@yandex.ru
Липанова Людмила Леонидовна — к.м.н., доц. [Liudmila L. Lipanova, MD, PhD, docent]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6729-5558; eLibrary SPIN: 2229-7505; е-mail: ludalipan@mail.ru
Насыбуллина Галия Максутовна — д.м.н., проф. [Galiya M. Nasybullina, MD, PhD, Professor]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7513-5741; eLibrary SPIN: 4545-6284; е-mail: gdp43@yandex.ru
Ануфриева Елена Владимировна — к.м.н., доц. [Еlena V. Anufrieva, MD, PhD, docent]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2727-2412; eLibrary SPIN: 9572-7395; е-mail: elena-@list.ru