Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бабикова А.С.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург, Россия

Липанова Л.Л.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург, Россия

Насыбуллина Г.М.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург, Россия

Ануфриева Е.В.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург, Россия

Оценка оздоровительного потенциала занятий спортом в школьном возрасте

Авторы:

Бабикова А.С., Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М., Ануфриева Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 765

Загрузок: 13


Как цитировать:

Бабикова А.С., Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М., Ануфриева Е.В. Оценка оздоровительного потенциала занятий спортом в школьном возрасте. Профилактическая медицина. 2018;21(2):28‑33.
Babikova AS, Lipanova LL, Nasybullina GM, Anufrieva EV. Estimation of the health-improving potential of school-age sporting activities. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(2):28‑33. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201821228-33

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз ди­на­ми­ки ме­ди­цин­ско­го ста­ту­са взрос­лых па­ци­ен­тов с са­хар­ным ди­абе­том в Са­мар­ской об­лас­ти за пе­ри­од с 2018 по 2020 г.. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):23-30
Связь по­ка­за­те­лей дис­пан­сер­но­го наб­лю­де­ния и смер­тнос­ти на­се­ле­ния от ише­ми­чес­кой бо­лез­ни сер­дца на при­ме­ре Кур­ской, Кур­ган­ской об­лас­тей и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):22-30
Диаг­нос­ти­ка ВИЧ-ин­фек­ции в Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке: сов­ре­мен­ное сос­то­яние и пер­спек­ти­вы. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):17-24
Фи­зи­чес­кое раз­ви­тие, за­бо­ле­ва­емость и фак­ти­чес­кое пи­та­ние де­тей дош­коль­но­го воз­рас­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):72-76
Ко­ло­рек­таль­ный рак: за­бо­ле­ва­емость, фак­то­ры рис­ка и скри­нинг. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):93-97
Ди­на­ми­ка ре­ги­ональ­ной смер­тнос­ти от зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та в Рос­сии за 2019—2021 гг.. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(2):15-24
Собствен­ный опыт при­ме­не­ния пре­па­ра­та ате­зо­ли­зу­маб у па­ци­ен­тов с рас­простра­нен­ным мел­кок­ле­точ­ным ра­ком лег­ко­го. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(6):63-67
За­бо­ле­ва­емость дет­ским це­реб­раль­ным па­ра­ли­чом в Ба­ку. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):143-146
Осо­бен­нос­ти рас­простра­нен­нос­ти раз­лич­ных фе­но­ти­пов хро­ни­чес­ко­го ри­ни­та в кли­ма­то­ге­ог­ра­фи­чес­ких ус­ло­ви­ях Рес­пуб­ли­ки Да­гес­тан. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):61-67

Двигательную активность рассматривают как один из основных факторов, определяющих рост и развитие человека, а также обеспечивающих возрастание адаптационных резервов и экономизацию функционирования всего организма [1—3]. Во время мышечной работы активизируется не только нервно-мышечный аппарат, но и работа внутренних органов (рефлекторно), нервная и гуморальная регуляция. Все это способствует формированию и укреплению потенциала здоровья, гармоничному в соответствии с возрастом физическому развитию, формированию личности; устойчивому поведению подростков и молодых людей [2, 4]. Состояние здоровья можно рассматривать в качестве критерия эффективности двигательной активности и физического воспитания [1, 3—5]. Известно, что привычный уровень двигательной активности формируется в детском возрасте. К сожалению, среди школьников широко распространены явления гипокинезии и гиподинамии [1, 2, 6, 7]. Одним из ведущих способов оптимизации двигательной активности, следовательно, и укрепление здоровья являются занятия в спортивных секциях и спортивных школах.

Цель исследования — изучить оздоровительный потенциал занятий в спортивных школах для детей школьного возраста по показателям их здоровья.

Материал и методы

В качестве объекта исследования выступили учащиеся спортивных школ Екатеринбурга, занимающиеся в массовых видах спорта на учебно-тренировочном этапе спортивной специализации. Основной задачей учебно-тренировочного периода, а также предшествующего ему этапа начальной спортивной подготовки является укреп-ление здоровья и функциональных возможностей обучающихся. Занятия спортсменов на этом этапе предполагают тренировки 2—3 раза в неделю продолжительностью по 2 академических часа. За счет такого режима у всех детей, по данным предварительно проведенных исследований, уровень физической активности соответствует критериям ВОЗ — ежедневно не менее 1 ч в день [8].

Все учащиеся спортивных школ, занимающиеся на учебно-тренировочном этапе специализации, подлежат ежегодным периодическим профилактическим осмотрам на базе врачебно-физкультурных диспансеров или отделений, что обеспечивает единые методические и организационные подходы к проведению этих осмотров независимо от места учебы детей. Для настоящего исследования были проанализированы результаты профилактических осмотров 1293 учащихся детско-юношеских спортивных школ в возрасте от 7 до 17 лет. Выборка была сформирована по пропорциональному принципу по отношению к генеральной совокупности (учащиеся спортивных школ Екатеринбурга) с учетом возраста, пола и вида спорта.

Изучены соматометрические и физиометрические показатели физического развития, такие как рост и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кистей рук, а также общая заболеваемость (или патологическая пораженность). Индивидуальные данные о показателях физического развития оценивали в соответствии с региональными стандартами физического развития с учетом возраста и пола [9]. Полученные показатели сопоставляли с аналогичными собственными исследованиями физического развития у детей школьного возраста, не занимающихся спортом (численность группы сравнения — 625 человек).

Статистическая разработка показателей заболеваемости проведена с использованием Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра. Для сравнения полученных результатов о заболеваемости использованы данные отчетной формы 030-ПО/о-12 «Сведения о диспансеризации несовершеннолетних», касающиеся 128 243 детей школьного возраста Екатеринбурга.

Дополнительно методом анкетного опроса была изучена самооценка состояния здоровья 901 спортсмена. Анкета разработана на основе международного протокола HBSC-исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» [4]. Для сравнения использованы результаты опроса 5738 учащихся общеобразовательных школ Екатеринбурга [10]. Из выборочной совокупности были исключены дети, занимающиеся в спортивных секциях; группа сравнения составила 4523 человека.

Данные о физическом развитии и патологической пораженности сопоставлялись в единых возрастных группах: 7—9 лет, 10—14 лет, 15—17 лет. Материалы опроса о самооценке здоровья включали две возрастные группы: 10—14 и 15—17 лет. Статистическая обработка материалов проведена с расчетом показателей вариационной статистики, в качестве критерия значимости различий для порядковых признаков использовался χ2, для качественных — критерий Стьюдента. Различия считались статистически значимыми при вероятности ошибочного ответа p<0,05. Проводилась оценка значимости занятий спортом для здоровья школьников по показателю отношения шансов встретить среди занимающихся и не занимающихся спортом школьников детей с нормальными показателями физического развития и хорошей самооценкой здоровья, а также детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Для оценки достоверности показателя отношения шансов (OШ) рассчитывали 95% доверительный интервал (95% ДИ).

Результаты и обсуждение

Распределение детей по показателю рост/возраст среди спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, по сравнению с региональными стандартами «сдвинуто» в сторону значений выше среднего и высоких, что отражает усиление процессов акселерации в последние годы (табл. 1).

Таблица 1. Распределение показателей физического развития в группах сравнения, %
Различия в группах сравнения среди детей 7—9 лет не являются статистически значимыми, а в более старших группах дети с высоким ростом чаще выявляются среди спортсменов; наибольшие различия зарегистрированы среди подростков 15—17 лет. Для девочек-спортсменок характерен более выраженный сдвиг показателя рост/возраст в сторону значений «выше среднего» и «высокий» в возрастных группах с 10 до 17 лет по сравнению со школьницами, не занимающимися спортом.

Распределение спортсменов по морфофункциональному статусу (МФС, показатель масса/рост) практически соответствует стандартному распределению. В группе сравнения снижена доля детей с гармоничным МФС и увеличена доля детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным МФС за счет избытка массы тела (28,2 и 17,5% соответственно). У спортсменов в возрастной группе 7—9 лет чаще, чем у школьников, отмечается дисгармоничный МФС за счет дефицита массы тела (14,5 и 12,1% соответственно). Это отклонение более характерно для девочек, занимающихся художественной или спортивной гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, где контроль за массой тела является одним из ключевых критериев успешности спортсмена. В возрасте 15—17 лет в распределении показателя масса/рост наблюдается асимметрия в сторону показателей выше среднего и высоких, как и у школьников, но в гораздо меньшей степени. Кроме того, у «стажированных» спортсменов, как правило, высокие значения массы тела связаны с развитием мышечной и костной ткани, что можно рассматривать как положительный результат воздействия физических нагрузок. Среди детей, не занимающихся спортом, шансы встретить избыточную массу тела в 2,8 раза выше, чем в группе школьников-спортсменов (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика здоровья среди учащихся общеобразовательных и спортивных школ

Распределение показателя окружность грудной клетки/рост в обеих группах сравнения сдвинуто в сторону значений выше среднего и высоких, однако среди спортсменов чаще наблюдаются средние значения.

Показатель ЖЕЛ/рост у спортсменов по сравнению с группой сравнения характеризуется большей долей средних значений (79,2% против 56,7%) и меньшей долей значений низких и ниже среднего (15,5% против 34,5%). Возрастной тренд в обеих группах имеет позитивную направленность к увеличению доли детей со средними или высокими значениями ЖЕЛ, но среди спортсменов она обнаруживается в более раннем возрасте.

Распределение спортсменов по показателю сила правой или левой руки по отношению к росту отличается большей долей средних значений и выше среднего. Кроме того, для спортсменов старшего возраста (15—17 лет) характерно увеличение доли лиц, имеющих высокие значения, а для группы сравнения возрастной тренд имеет обратную направленность — в старших возрастных группах чаще регистрировалась частота значений силы рук низких и ниже среднего. Среди детей, не занимающихся спортом, шансы встретить низкие физиометрические показатели (ЖЕЛ и силу мышц кисти) более чем в 2 раза выше, чем в группе школьников-спортсменов (см. табл. 2).

Уровень общей заболеваемости у спортсменов по сравнению с группой сравнения ниже во всех возрастных подгруппах (табл. 3).

Таблица 3. Заболеваемость спортсменов и школьников по данным профилактических осмотров (Р±m), на 100 человек Примечание. * — различия статистически значимы между группами сравнения соответствующего возраста при р<0,05.
С возрастом заболеваемость в обеих группах сравнения возрастает. Однако темп прироста заболеваемости у спортсменов ниже, чем среди детей школьного возраста, 15,9% против 44,5% в возрасте 10—14 лет в сравнении с детьми 7—9 лет и 53,2% против 74,1% в возрасте 15—17 лет в сравнении с детьми 10—14 лет.

Распространенность отдельных нозологических групп у школьников и спортсменов отличается. Среди школьников Екатеринбурга лидирующие места занимают так называемые «школьно-обусловленные заболевания»: болезни костно-мышечной системы, органов зрения и пищеварения. К подростковому возрасту увеличивается заболеваемость этими классами болезней, а также рядом других заболеваний: болезнями эндокринной, нервной, мочеполовой системы, системы кровообращения, органов дыхания.

У спортсменов ведущими нозологиями являются болезни костно-мышечной системы, формируемые преимущественно за счет плоскостопия и сколиоза, а также болезни глаза и его придаточного аппарата за счет миопии. Но на второе ранговое место по распространенности выходят болезни системы кровообращения; основными нозологическими формами являются нарушения сердечного ритма и миокардиодистрофии. Частота заболеваний системы кровообращения превышает таковую в группе сравнения и увеличивается с возрастом. В качестве причин более высокой заболеваемости спортсменов по классу болезней системы кровообращения можно рассматривать особенности организации медицинских осмотров и нацеленность клиницистов на выявление отклонений, ограничивающих способность к занятиям спортом или являющихся результатом негативного влияния физических нагрузок на здоровье детей. С этой целью в программу медосмотров включено обязательное проведение функциональных нагрузочных проб и электрокардиографии. Еще один показатель, который свидетельствует о возможных рисках, связанных с занятиями спортом, — спортивные травмы. Частота травматизма среди спортсменов всех возрастов выше, чем в группе сравнения, уровень травматизма увеличивается с возрастом спортсменов.

Для спортсменов характерна иная возрастная динамика распространенности отдельных видов заболеваний. С возрастом увеличивается частота трех классов болезней, как уже было описано выше: во-первых, болезни системы кровообращения; во-вторых, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействий внешних факторов; в-третьих, болезни органов пищеварения. Распространенность других заболеваний с возрастом не меняется или даже снижается.

По сравнению с учащимися общеобразовательных школ у спортсменов выше самооценка состояния своего здоровья; по их мнению, они реже страдают хроническими и повторными острыми заболеваниями. Учащихся спортивных школ реже беспокоят симптомы плохого самочувствия и повышенная утомляемость. Положительное влияние спортивных занятий на здоровье подтверждает тот факт, что среди детей с хорошей самооценкой здоровья шансы встретить занимающихся спортом в 8,8 раза выше, чем в группе детей с плохой самооценкой. Это также касается и других характеристик здоровья, где аналогичные отношения шансов в аспекте хронических заболеваний и самочувствия равны соответственно 3,3 и 2,9. Шансы иметь частые заболевания также значительно выше в группе школьников, не занимающихся спортом (см. табл. 2). Обнаружены и половозрастные отличия в показателях самооценки здоровья. По результатам исследования среди школьников, не занимающихся спортом, установлено снижение самооценки с возрастом, а также более низкие показатели самооценки у девочек по сравнению с мальчиками. И такие результаты довольно характерны для детей школьного возраста [1]. Учащиеся спортивных школ разных возрастных групп имеют близкие показатели самооценки здоровья. Девочки отличаются более низким уровнем самооценки только по двум показателям: общая оценка своего здоровья и частота жалоб на плохое самочувствие.

Заключение

Таким образом, дети, занимающиеся в спортивных школах, по сравнению со своими сверстниками школьного возраста имеют лучшие показатели физического развития, более низкий уровень заболеваемости по результатам профилактических осмотров и более высокую субъективную самооценку здоровья. Лучшие показатели здоровья имеют дети всех возрастных групп, что в определенной мере связано с отбором в спортивные школы по состоянию здоровья. Возрастная динамика показателей физического развития и заболеваемости у спортсменов носит более благоприятный характер, чем в группах сравнения. Полученные результаты в целом свидетельствуют об оздоровительном значении занятий спортом, но не снимают с повестки дня необходимость медицинского сопровождения тренировочного процесса в связи с определенными рисками для здоровья, такими как спортивные травмы, перегрузки и адаптирующее развитие. Примененные в работе методические подходы могут быть использованы для оценки оздоровительной эффективности и риска в связи с воздействием на детское население одного из важнейших поведенческих факторов — двигательной активности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Л.Л., Г. Н.

Сбор и обработка результатов — А.Б., Л.Л., Е.А.

Статистическая разработка — А.Б., Л.Л.

Написание текста — А.Б., Л.Л.

Редактирование — Г. Н., Е.А.

Сведения об авторах

Бабикова Анастасия Сергеевна [Anastasiya S. Babikova]; адрес: 620028, Россия, Екатеринбург, ул. Репина, 3 [address: 3, Repina street, Ekaterinburg, 620028, Russia]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9056-7366; eLibrary SPIN: 9326-8580; е-mail: gdp43@yandex.ru

Липанова Людмила Леонидовна — к.м.н., доц. [Liudmila L. Lipanova, MD, PhD, docent]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6729-5558; eLibrary SPIN: 2229-7505; е-mail: ludalipan@mail.ru

Насыбуллина Галия Максутовна — д.м.н., проф. [Galiya M. Nasybullina, MD, PhD, Professor]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7513-5741; eLibrary SPIN: 4545-6284; е-mail: gdp43@yandex.ru

Ануфриева Елена Владимировна — к.м.н., доц. [Еlena V. Anufrieva, MD, PhD, docent]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2727-2412; eLibrary SPIN: 9572-7395; е-mail: elena-@list.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.