Как писал Аристотель, «…человек по своей природе есть существо политическое» и проявить свою добродетель он может лишь в организованном союзе с другими людьми, т. е. в обществе, государстве [1]. Одним из ярких примеров добродетели признано волонтерство — безвозмездная добровольная помощь нуждающимся.
Сегодня добровольческое движение помогает государству в различных областях, приобретая такие формы, как волонтерство социальное (помощь одиноким инвалидам, пожилым), событийное (содействие в проведении мероприятий социально-культурного, спортивного и образовательного характера), культурно-просветительское (участие в проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, парках и т. д.), медицинское (участие в оказании медицинской помощи, санитарно-профилактической работе). Устойчивая тенденция развития добровольчества во всех сферах общественной жизни может служить своеобразным индикатором стабильности государственной системы и перехода общества в постиндустриальную стадию развития.
По данным Минобрнауки России и Фонда общественного мнения, к концу 2017 г. в стране созданы и вовлечены в общественную жизнь более 20 тыс. волонтерских объединений, в работе которых участвуют около 10 млн человек [2, 3]. Признанием значимости добровольческой деятельности является объявление Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2018 г. как «Год добровольца (волонтерства)».
В отечественной научной литературе отсутствуют работы, в которых системно рассматривается медицинское волонтерство в современной России. В связи с этим нами были поставлены задачи проанализировать работу органов государственной власти в сфере охраны здоровья по привлечению добровольцев в регионах страны, выявить основные направления и проблемы реализации добровольческой деятельности в этой области.
Для анализа участия добровольческих организаций в реализации проектов в медицине в органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья были разосланы анкеты с блоками вопросов по практике привлечения добровольцев в стационарные медицинские учреждения; по наличию заключенных соглашений по реализации совместных благотворительных программ; по привлекаемым добровольным организациям: виду их деятельности, числу членов и регулярности привлечения; по эффективности сотрудничества и критерию государственного финансирования. Кроме того, проведен анализ деятельности наиболее крупной организации в сфере медицинского добровольчества — всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», добровольческой некоммерческой организации.
Были получены данные из 69 субъектов Российской Федерации, что составило 81,5% от их общего числа.
Анализ полученных анкет показал следующее. В 8 (11,6%) из 69 субъектов РФ взаимодействие с добровольческими организациями либо не осуществляется, либо данные об их привлечении отсутствуют. В 61 (88,4%) регионе оно ведется на постоянной основе с различной частотой привлечения. Данное взаимодействие в подавляющем большинстве случаев (75,4%) сами органы государственной власти субъектов характеризуют как эффективное.
Всего взаимодействие осуществляют более чем с 470 волонтерскими организациями. Центральный федеральный округ лидирует по привлечению добровольцев в медицинские организации. Наименьший уровень активности в этом направлении в Северо-Кавказском федеральном округе.
О выделении дополнительных средств на реализацию проектов в сфере охраны здоровья сообщили только 8,6% регионов. В остальных случаях волонтерские организации располагают негосударственными средствами или федеральными грантами.
Привлечение добровольцев осуществляется преимущественно по таким направлениям, как помощь медицинскому персоналу и уход за пациентами, санитарно-профилактическое просвещение, медицинское сопровождение во время спортивных и массовых мероприятий, популяризация регулярного донорства крови, а также по профориентации школьников на работу в медицине.
Лидером по активности на территории РФ является движение «Волонтеры-медики». В ряде субъектов осуществляется сотрудничество с епархиями Русской православной церкви и другими религиозными организациями. Так, например, распространена практика привлечения сестер милосердия для ухода за больными детьми, нуждающимися в длительном лечении, а также для их сопровождения.
Если говорить о личности самого волонтера, то в сфере здравоохранения это, как правило, студенты медицинских вузов и колледжей, школьники старших классов, молодые специалисты, при этом их средний возраст составляет 19—24 года. По таким направлениям как наркология и профилактика ВИЧ-инфекции, добровольцами нередко выступают люди с ВИЧ или наркозависимые в прошлом.
Центральными мероприятиями, к участию в которых привлекаются добровольцы для профилактической работы с населением и оказания ему помощи, являются Всемирный день здоровья, Всемирный день борьбы с туберкулезом, Всемирный день без табака, Всемирный день борьбы с ВИЧ/СПИДом, но вне акций также проводится системная работа совместно с центрами/отделениями медицинской профилактики и центрами здоровья.
Для получения полной картины медицинского волонтерства нами проведены встречные оценки взаимодействия региональных отделений движения «Волонтеры-медики» с органами государственной власти субъектов РФ по охране здоровья, с медицинскими организациями и образовательными медицинскими учреждениями.
В вузах, подведомственных Минздраву России, насчитывается более 14 тыс. волонтеров в сфере здравоохранения, которые в большинстве случаев являются участниками или партнерами движения «Волонтеры-медики», оказывающего свою помощь около 4 млн человек в год. Увеличивается количество обучающихся, участвующих в волонтерских проектах: по сравнению с 2016 г. этот показатель вырос примерно на 30%. Движение «Волонтеры-медики» непосредственно взаимодействует с 257 медицинскими учреждениями и 182 медицинскими образовательными организациями.
Анализ встречных оценок работы с региональными медицинскими организациями движения «Волонтеры-медики» показал следующее. Согласно данным, полученным из 69 субъектов Российской Федерации, в 13 (18,7%) регионах взаимодействие с региональными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья не осуществляется или же на данный момент полностью отсутствует, что на 7,2% больше, чем по оценкам региональных органов власти. Взаимодействие охарактеризовано как неэффективное в 26,5% случаев, как эффективное — в 54,6%, при этом последнее на 20,8% меньше, чем по оценкам регионов.
Изложенное позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего в настоящий момент институт медицинского добровольчества, как и добровольчество в целом находится в процессе своего становления. При этом органы государственной власти и медицинские организации достаточно активно привлекают волонтеров к своей деятельности, однако как численность добровольцев, так и спектр направлений их активности требуют дальнейшего расширения. «Молодость» такого движения в России обусловлена тем, что, несмотря на вековые традиции гражданской взаимопомощи и поддержки, окончательное оформление добровольчества как социального института произошло в 2010—2012 гг. в результате системной подготовки волонтеров к Олимпийским играм в Сочи и Универсиаде в Казани.
В связи со сложной структурой волонтерского взаимодействия и большим количеством вовлеченных в него сторон (таких как органы исполнительной власти, образовательные учреждения медицинского и фармацевтического профилей, социально ориентированные некоммерческие организации, а также лечебные, профилактические и научно-исследовательские медицинские учреждения), важным фактором для объективной оценки является обратная связь от всех участников процесса.
Нельзя воспринимать добровольца как бесплатную рабочую силу, которой можно найти применение на любом направлении. Эффективное волонтерство возможно при условии, когда принимающая сторона в полной мере учитывает потребности добровольца и готова их обеспечить. Однако этот вопрос зачастую остается без внимания. Отметим, что основной мотивацией людей к занятию такой деятельностью является желание быть полезным, возможность получить новые знания и навыки, реализовать собственные идеи, отстаивать убеждения и ценности. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (2017), наиболее эффективными мотивирующими факторами для волонтеров являются интересный характер работы и расширение круга общения, т. е. досуг (48% респондентов), а также возможность получения нового специализированного опыта и дополнительных карьерных перспектив, т. е. профессиональное развитие (47%). Стоит отметить, что значительная часть респондентов отмечают важность желания волонтеров самореализоваться, почувствовать свою полезность для других и ощутить собственную значимость [4].
Анализ полученных оценок выявил бессистемность во взаимодействии волонтерских организаций и государственных органов из-за дефицита поддержки данной деятельности, непонимания способов и механизмов ее реализации, недостатка профильных нормативных правовых актов, а также ввиду отсутствия системы мотивации добровольцев. C учетом этого предпринят ряд мер, направленных на улучшение сложившийся ситуации. Так, Минздравом России создан Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья. Целью его работы является выработка общих подходов к формированию и работе волонтерских движений, развитие, методическая поддержка и продвижение добровольческих инициатив, выявление и распространение успешных добровольческих практик, а также объединение ресурсов для преодоления барьеров, возникающих перед волонтерством в сфере охраны здоровья. Совместно с заинтересованными социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими центрами образовательных учреждений медицинского и фармацевтического профиля разработаны и направлены в регионы методические рекомендации по организации работы добровольцев в здравоохранении, что позволит задать единый вектор развития направления.
Предстоит разработать национальный стандарт в сфере медицинского добровольчества, а также образовательные программы, призванные восполнить дефицит знаний и навыков как у организаторов здравоохранения относительно волонтерства, так и у представителей органов государственной власти и подведомственных организаций относительно потенциальных «точек приложения силы» в области медицины.
Нельзя также забывать, что волонтерство является важным элементом системы социальных лифтов. Свой вклад в развитие данного направления деятельности, несомненно, внесут инициированные Администрацией Президента Р.Ф. проекты, объединенные в платформу «Россия — страна возможностей».
Привлекающие добровольцев организации, включая органы власти, не только решают конкретные точечные задачи, но и повышают степень открытости государства тем, что формируют доверие внутри общества, вовлекают представителей волонтерских движений в системную работу, выработку и принятие решений, внедряют наставничество как системообразующий элемент гражданского общества.
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что в ближайшей перспективе перед государством стоит задача масштабного расширения полноценного диалога между добровольческими организациями и органами управления в области здравоохранения, а также образовательными учреждениями медицинского профиля и клиническими учреждениями, в том числе определение возможности взаимодействия, мониторинг потребностей и результатов, формирование системы социальных лифтов. Это потребует грамотного и взвешенного тиражирования наилучших добровольческих практик, построения простой и эффективной архитектуры взаимодействия через мягкое регулирование со стороны федеральных институтов (в нашем случае это Федеральный центр поддержки медицинского добровольчества). Однако главное при этом — обеспечить сохранение свободы, инициативы, позитивного подхода и альтруистичного начала, которые составляют основу добровольчества.
Участие авторов:
Концепция и дизайн — О.С., Н.Б.
Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных — М.П., Н.Б., П.С.
Написание текста, редактирование — О.С., Н.Б., М.П., Г. Н., П.C.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Салагай Олег Олегович — к.м.н., зам. министра здравоохранения Российской Федерации [Oleg O. Salagay, MD]; https://orcid.org/0000-0002-4501-7514; e-mail: salagayoo@rosminzdrav.ru
*Белокопытова Наталия Викторовна — референт Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России [Natalia V. Belokopytova]; адрес: Россия, 127994, Москва, Рахмановский пер., д. 3 [address: Rakhmanovskiy per., 127994, Moscow, Russia], e-mail: belokopytovanv@rosminzdrav.ru
Пашин Михаил Михайлович — главный специалист-эксперт отдела коммуникационных и общественных проектов Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России [Mikhail M. Pashin]; e-mail: pashinmm@rosminzdrav.ru
Савчук Павел Олегович — заместитель директора Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России [Pavel O. Savchuk]; e-mail: savchuk@volmedic.com
Надарейшвили Георгий Гивиевич — директор Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России [Nadareyshvili G. Georgiy]; e-mail: nadareyshvili_gg@rsmu.ru