Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гутор Е.М.

Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД»

Жидкова Е.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД»

Панкова В.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии» ФМБА России;
ФГУП «Всероссийский НИИ гигиены транспорта» Роспотребнадзора;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Вильк М.Ф.

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора

Гуревич К.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ»

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Сравнительный анализ функционирования дирекций здравоохранения ОАО «РЖД» по сопровождению работников локомотивных бригад, входящих в группу риска

Авторы:

Гутор Е.М., Жидкова Е.А., Панкова В.Б., Вильк М.Ф., Гуревич К.Г., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1413

Загрузок: 30


Как цитировать:

Гутор Е.М., Жидкова Е.А., Панкова В.Б., Вильк М.Ф., Гуревич К.Г., Драпкина О.М. Сравнительный анализ функционирования дирекций здравоохранения ОАО «РЖД» по сопровождению работников локомотивных бригад, входящих в группу риска. Профилактическая медицина. 2021;24(9):47‑51.
Gutor EM, Zhidkova EA, Pankova VB, Vilk MF, Gurevich KG, Drapkina OM. Comparative analysis of the functioning of JSCo RZD health care directorates in supporting locomotive crews workers in the risk group. Russian Journal of Preventive Medicine. 2021;24(9):47‑51. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20212409147

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мар­шру­ти­за­ция взрос­ло­го на­се­ле­ния при про­фи­лак­ти­чес­ком ме­ди­цин­ском ос­мот­ре и дис­пан­се­ри­за­ции по вы­яв­ле­нию он­ко­ло­ги­чес­кой па­то­ло­гии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):7-11
Воз­мож­нос­ти учас­тия вра­чей-сто­ма­то­ло­гов в про­фи­лак­ти­ке и от­ка­зе от пот­реб­ле­ния та­бач­ной или иной ни­ко­тин­со­дер­жа­щей про­дук­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):7-16
Диаг­нос­ти­ка ВИЧ-ин­фек­ции в Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке: сов­ре­мен­ное сос­то­яние и пер­спек­ти­вы. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):17-24
Про­фи­лак­ти­ка са­хар­но­го ди­абе­та 1-го ти­па у де­тей и под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):115-120
Ген­дер­ные раз­ли­чия скри­нин­га пси­хи­чес­ко­го расстройства и расстройства по­ве­де­ния как важ­но­го эта­па про­фи­лак­ти­ки сер­деч­но-со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ний у лиц мо­ло­до­го воз­рас­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):66-71
Ко­ло­рек­таль­ный рак: за­бо­ле­ва­емость, фак­то­ры рис­ка и скри­нинг. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):93-97
Воз­мож­нос­ти про­фи­лак­ти­ки кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­ких за­бо­ле­ва­ний у жен­щин с неб­ла­гоп­ри­ят­ны­ми ис­хо­да­ми бе­ре­мен­нос­ти в анам­не­зе. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):98-103
Стра­те­гия «5 П» сов­ре­мен­ной кон­тра­цеп­ции. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(1):122-134
Эф­фек­тив­ность кон­тро­ля по­вы­шен­ной мас­сы те­ла с при­ме­не­ни­ем дис­тан­ци­он­ных циф­ро­вых тех­но­ло­гий в раз­лич­ных ор­га­ни­за­ци­он­ных мо­де­лях ока­за­ния пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(1):26-36
Пер­вич­ная про­фи­лак­ти­ка ком­пью­тер­ной иг­ро­вой за­ви­си­мос­ти у уча­щих­ся об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):97-103

Введение

Работники локомотивных бригад (РЛБ) (машинисты и их помощники) относятся к группе лиц, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой1. В ОАО «РЖД» действует методика формирования группы риска РЛБ по медицинским и психофизиологическим показателям. Критериями отнесения РЛБ к группе риска по медицинским показаниям являются [1]:

— наличие жалоб на здоровье при отсутствии соматического заболевания;

— наличие психотравмирующих ситуаций в анамнезе;

— наличие 4 случаев и более в год временной утраты трудоспособности по причине заболевания;

— наличие отстранений от работы по результатам предрейсового медицинского осмотра (ПРМО) по причине регистрации величин артериального давления и пульса, отличных от установленных индивидуальных допустимых показателей гемодинамики (2 раза и более в квартал).

Особенностями производственной деятельности РЛБ являются непрерывный характер работы, большая психоэмоциональная нагрузка (ответственность за сохранность подвижного состава, людей и грузов), высокая нагрузка на зрительный анализатор [2, 3]. Такое совокупное воздействие повышает вероятность развития отклонений в состоянии здоровья РЛБ [4]. В первую очередь увеличивается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [5, 6]. Кроме того, наблюдаются процессы преждевременного старения РЛБ [7].

ОАО «РЖД» является социально ориентированной компанией, которая проводит мероприятия по охране здоровья работников железнодорожной отрасли [8, 9]. Выделение РЛБ в группу риска нарушений здоровья от воздействия комплекса неблагоприятных факторов производственной деятельности и образа жизни способствует продлению трудового долголетия машинистов и их помощников и является одним из аспектов медицинского обеспечения безопасности железнодорожного движения [10]. Однако экономическая составляющая профилактической и реабилитационной работы с группой риска до настоящего времени не исследовалась.

Цель исследования — сравнительный анализ функционирования дирекций здравоохранения ОАО «РЖД» по сопровождению РЛБ из группы риска.

Материал и методы

Для достижения поставленной цели была проанализирована отчетная информация 15 дирекций здравоохранения ОАО «РЖД» за 2018—2020 гг. Были выписаны следующие сведения:

— среднегодовая численность РЛБ;

— число проведенных ПРМО;

— число повторных ПРМО;

— число отстранений от рейса по медицинским показаниям;

— среднегодовая численность группы риска.

Проанализированы случаи госпитализации и показатели состояния здоровья РЛБ по результатам амбулаторных обследований работников из группы риска. Оценивали прямые затраты, связанные с дополнительной необходимостью госпитализации и/или амбулаторным лечением РЛБ из группы риска, не относящиеся к ПРМО и к обследованиям в рамках врачебно-экспертной комиссии. Затраты на госпитализацию рассчитывались, исходя из числа дней, проведенных в стационаре, числа и стоимости выполненных лечебно-диагностических процедур. Если обследование (лечение) было проведено в условиях дневного стационара, то при расчете учитывали стоимость дневного пребывания в стационаре, а также число и стоимость оказанных лечебно-диагностических услуг. При амбулаторном обследовании учитывали стоимость самой процедуры и необходимость дополнительного визита к врачу. Стоимость медицинских услуг брали из реестра ДМС компании «Согаз», которая осуществляет корпоративное добровольное страхование работников ОАО «РЖД».

Расчеты проводили в программе Excel.

Результаты и обсуждение

В год в среднем на 1 РЛБ проводится 154±11 ПРМО (табл. 1). Наибольшее число осмотров зафиксировано у РЛБ на Горьковской железной дороге (ЖД), наименьшее — на Приволжской ЖД, что может быть связано с особенностями организации производственного процесса. Чем более интенсивное движение на участке ЖД, тем выше потребность в ПРМО.

Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей ПРМО по железным дорогам

Table 1. Comparison of PTME parameters by railways

Железная дорога

Среднее число ПРМО на 1 РЛБ в год

Среднее число повторных ПРМО, % от числа осмотренных

Среднее число отстранений, % от числа осмотренных

Октябрьская

148

4,8

0,07

Московская

157

2,2

0,06

Горьковская

180

6,0

0,06

Северная

145

1,7

0,09

Северо-Кавказская

152

3,8

0,06

Юго-Восточная

159

3,1

0,08

Приволжская

129

4,8

0,04

Куйбышевская

164

2,7

0,05

Свердловская

154

3,1

0,08

Южно-Уральская

159

3,0

0,06

Западно-Сибирская

154

2,4

0,04

Восточно-Сибирская

159

1,3

0,03

Забайкальская

152

3,7

0,03

Дальневосточная

140

5,5

0,09

Красноярская

153

3,7

0,06

В среднем повторно ПРМО проходили 14,8±5% РЛБ. Наибольшая доля повторных осмотров наблюдалась на Горьковской (6%) и Дальневосточной (5,5%) ЖД. Средняя доля отстранений РЛБ от рейса по результатам ПРМО составила 0,06%±0,02%. Наибольшая доля отстранений — 0,09% от числа проведенных ПРМО — зафиксирована на Северной ЖД, что может быть связано с климатическими особенностями расположения этой ЖД (около 1/6 ее путей находится за Полярным кругом) (табл. 1).

Количество отстранений на ПРМО может быть также связано с числом используемых автоматических систем предрейсового осмотра (АСПО). В настоящее время более 90% осмотров в ОАО «РЖД» проводится с помощью АСПО, что позволяет объективизировать получаемые данные и ситуации, связанные с отстранением РЛБ от рейса по медицинским показаниям [11, 12].

Средняя доля лиц, входящих в группу риска, составила 14,8±5% от списочного состава РЛБ (табл. 2). Наибольшая доля лиц, выделенных в группу риска, зафиксирована на Северной ЖД (28%), что может быть связано с климатогеографическими особенностями этой дороги; средняя доля лиц с ССЗ среди группы риска составила 36,2±10,1%. Наибольшая доля лиц с хроническими ССЗ отмечена на Московской (54,7%) и Свердловской (50,3%) ЖД. При этом, по данным отдела кадров, отсутствовала разница в среднем возрасте машинистов по указанным ЖД. Возможно, преобладание лиц с ССЗ связано с тем, что эти ЖД проходят через крупные промышленные центры, однако вопрос нуждается в дальнейшем изучении.

Таблица 2. Сравнительная характеристика группы риска по железным дорогам

Table 2. Comparison of the risk group by railways

Железная дорога

Средняя доля лиц группы риска, % от численности РЛБ

Доля лиц с ССЗ в группе риска, %

Среднегодовые затраты на РЛБ из группы риска, тыс. руб.

Октябрьская

12,8

36,00

31 791

Московская

17,9

54,70

47 878

Горьковская

15,3

27,00

59 861

Северная

28,0

44,00

66 960

Северо-Кавказская

14,4

34,80

82 350

Юго-Восточная

10,6

46,10

34 256

Приволжская

18,7

26,70

27 213

Куйбышевская

12,6

32,30

29 377

Свердловская

15,1

50,30

50 367

Южно-Уральская

18,3

33,50

36 274

Западно-Сибирская

14,6

30,90

47 191

Восточно-Сибирская

9,5

35,40

28 510

Забайкальская

17,7

34,40

51 496

Дальневосточная

8,5

42,70

36 690

Красноярская

8,4

14,70

19 068

Для РЛБ, выделенных в группу риска, проводятся дополнительные исследования, лечебные и реабилитационные мероприятия, которые не предусмотрены в рамках ПРМО или врачебно-экспертных комиссий. Эти мероприятия проводятся как амбулаторно, так и стационарно и направлены на подбор поддерживающей терапии, коррекцию факторов риска и т.д. Ежегодно в среднем по дирекциям здравоохранения ОАО «РЖД» прямые дополнительные затраты на РЛБ из группы риска составляют 42,7±18,1 млн руб. Наибольшие затраты выявлены на Северо-Кавказской (82 млн руб.) и Северной (67 млн руб.) ЖД. Нельзя исключить, что существенные различия в затратах на дополнительные исследования связаны с климатическими особенностями тех регионов, через которые проходят данные ЖД: Северо-Кавказская ЖД находится на юге страны, ряд ее участков расположены в горах, климат характеризуется высокими дневными температурами в летнее время, а в горах — высокими перепадами температур. Северная ЖД проходит через регионы с низкой солнечной активностью, особенно в зимнее время, при этом для ряда регионов в зимнее время характерны низкие ночные температуры.

Описанные различия в дополнительных затратах на РЛБ, входящих в группу риска, могут быть связаны как с климатогеографическими особенностями ЖД, так и с численностью работников. В связи с этим был проведен перерасчет указанных расходов на 1 РЛБ, входящего в группу риска, из списочного состава (см. рисунок). В среднем прямые дополнительные затраты на 1 РЛБ из группы риска составляют 35±15 тыс. руб. в год. Наибольшие прямые дополнительные затраты зарегистрированы на Северо-Кавказкой (65 тыс. руб. в год), Юго-Восточной (62 тыс. руб. в год) и Горьковской (58 тыс. руб. в год) ЖД. Полученные данные подтверждают вышеизложенное предположение о возможной роли климатогеографических условий в формировании высокой стоимости медицинского сопровождения РЛБ. Для Горьковской и Юго-Восточной ЖД характерна высокая доля грузового движения, что может оказывать влияние на стоимость медицинского сопровождения РЛБ из группы риска. Однако этот вопрос также нуждается в уточнении.

Рис. Среднегодовые дополнительные прямые затраты на 1 работника локомотивной бригады из группы риска, тыс. руб.

Fig. Average annual additional direct costs per 1 locomotive crew worker from the risk group, thousand roubles.

Заключение

Настоящее исследование показало, что имеются различия между дирекциями здравоохранения ОАО «РЖД» в клинико-экономических показателях профилактической и реабилитационной работы. В ряде случаев эти различия, предположительно, могут быть объяснены климатогеографическими факторами, в ряде случаев — особенностями организации движения. Полученные данные обосновывают необходимость и важность дальнейших исследований эффективности медицинского сопровождения РЛБ, входящих в группу риска, с учетом различных аспектов специфики их работы на разных ЖД.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.М. Гутор, Е.А. Жидкова, М.Ф. Вильк; сбор и обработка материала — Е.М. Гутор, Е.А. Жидкова; статистическая обработка данных — К.Г. Гуревич; написание текста — К.Г. Гуревич, В.Б. Панкова; редактирование — О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.