Введение
Работники локомотивных бригад (РЛБ) (машинисты и их помощники) относятся к группе лиц, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой1. В ОАО «РЖД» действует методика формирования группы риска РЛБ по медицинским и психофизиологическим показателям. Критериями отнесения РЛБ к группе риска по медицинским показаниям являются [1]:
— наличие жалоб на здоровье при отсутствии соматического заболевания;
— наличие психотравмирующих ситуаций в анамнезе;
— наличие 4 случаев и более в год временной утраты трудоспособности по причине заболевания;
— наличие отстранений от работы по результатам предрейсового медицинского осмотра (ПРМО) по причине регистрации величин артериального давления и пульса, отличных от установленных индивидуальных допустимых показателей гемодинамики (2 раза и более в квартал).
Особенностями производственной деятельности РЛБ являются непрерывный характер работы, большая психоэмоциональная нагрузка (ответственность за сохранность подвижного состава, людей и грузов), высокая нагрузка на зрительный анализатор [2, 3]. Такое совокупное воздействие повышает вероятность развития отклонений в состоянии здоровья РЛБ [4]. В первую очередь увеличивается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [5, 6]. Кроме того, наблюдаются процессы преждевременного старения РЛБ [7].
ОАО «РЖД» является социально ориентированной компанией, которая проводит мероприятия по охране здоровья работников железнодорожной отрасли [8, 9]. Выделение РЛБ в группу риска нарушений здоровья от воздействия комплекса неблагоприятных факторов производственной деятельности и образа жизни способствует продлению трудового долголетия машинистов и их помощников и является одним из аспектов медицинского обеспечения безопасности железнодорожного движения [10]. Однако экономическая составляющая профилактической и реабилитационной работы с группой риска до настоящего времени не исследовалась.
Цель исследования — сравнительный анализ функционирования дирекций здравоохранения ОАО «РЖД» по сопровождению РЛБ из группы риска.
Материал и методы
Для достижения поставленной цели была проанализирована отчетная информация 15 дирекций здравоохранения ОАО «РЖД» за 2018—2020 гг. Были выписаны следующие сведения:
— среднегодовая численность РЛБ;
— число проведенных ПРМО;
— число повторных ПРМО;
— число отстранений от рейса по медицинским показаниям;
— среднегодовая численность группы риска.
Проанализированы случаи госпитализации и показатели состояния здоровья РЛБ по результатам амбулаторных обследований работников из группы риска. Оценивали прямые затраты, связанные с дополнительной необходимостью госпитализации и/или амбулаторным лечением РЛБ из группы риска, не относящиеся к ПРМО и к обследованиям в рамках врачебно-экспертной комиссии. Затраты на госпитализацию рассчитывались, исходя из числа дней, проведенных в стационаре, числа и стоимости выполненных лечебно-диагностических процедур. Если обследование (лечение) было проведено в условиях дневного стационара, то при расчете учитывали стоимость дневного пребывания в стационаре, а также число и стоимость оказанных лечебно-диагностических услуг. При амбулаторном обследовании учитывали стоимость самой процедуры и необходимость дополнительного визита к врачу. Стоимость медицинских услуг брали из реестра ДМС компании «Согаз», которая осуществляет корпоративное добровольное страхование работников ОАО «РЖД».
Расчеты проводили в программе Excel.
Результаты и обсуждение
В год в среднем на 1 РЛБ проводится 154±11 ПРМО (табл. 1). Наибольшее число осмотров зафиксировано у РЛБ на Горьковской железной дороге (ЖД), наименьшее — на Приволжской ЖД, что может быть связано с особенностями организации производственного процесса. Чем более интенсивное движение на участке ЖД, тем выше потребность в ПРМО.
Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей ПРМО по железным дорогам
Table 1. Comparison of PTME parameters by railways
Железная дорога | Среднее число ПРМО на 1 РЛБ в год | Среднее число повторных ПРМО, % от числа осмотренных | Среднее число отстранений, % от числа осмотренных |
Октябрьская | 148 | 4,8 | 0,07 |
Московская | 157 | 2,2 | 0,06 |
Горьковская | 180 | 6,0 | 0,06 |
Северная | 145 | 1,7 | 0,09 |
Северо-Кавказская | 152 | 3,8 | 0,06 |
Юго-Восточная | 159 | 3,1 | 0,08 |
Приволжская | 129 | 4,8 | 0,04 |
Куйбышевская | 164 | 2,7 | 0,05 |
Свердловская | 154 | 3,1 | 0,08 |
Южно-Уральская | 159 | 3,0 | 0,06 |
Западно-Сибирская | 154 | 2,4 | 0,04 |
Восточно-Сибирская | 159 | 1,3 | 0,03 |
Забайкальская | 152 | 3,7 | 0,03 |
Дальневосточная | 140 | 5,5 | 0,09 |
Красноярская | 153 | 3,7 | 0,06 |
В среднем повторно ПРМО проходили 14,8±5% РЛБ. Наибольшая доля повторных осмотров наблюдалась на Горьковской (6%) и Дальневосточной (5,5%) ЖД. Средняя доля отстранений РЛБ от рейса по результатам ПРМО составила 0,06%±0,02%. Наибольшая доля отстранений — 0,09% от числа проведенных ПРМО — зафиксирована на Северной ЖД, что может быть связано с климатическими особенностями расположения этой ЖД (около 1/6 ее путей находится за Полярным кругом) (табл. 1).
Количество отстранений на ПРМО может быть также связано с числом используемых автоматических систем предрейсового осмотра (АСПО). В настоящее время более 90% осмотров в ОАО «РЖД» проводится с помощью АСПО, что позволяет объективизировать получаемые данные и ситуации, связанные с отстранением РЛБ от рейса по медицинским показаниям [11, 12].
Средняя доля лиц, входящих в группу риска, составила 14,8±5% от списочного состава РЛБ (табл. 2). Наибольшая доля лиц, выделенных в группу риска, зафиксирована на Северной ЖД (28%), что может быть связано с климатогеографическими особенностями этой дороги; средняя доля лиц с ССЗ среди группы риска составила 36,2±10,1%. Наибольшая доля лиц с хроническими ССЗ отмечена на Московской (54,7%) и Свердловской (50,3%) ЖД. При этом, по данным отдела кадров, отсутствовала разница в среднем возрасте машинистов по указанным ЖД. Возможно, преобладание лиц с ССЗ связано с тем, что эти ЖД проходят через крупные промышленные центры, однако вопрос нуждается в дальнейшем изучении.
Таблица 2. Сравнительная характеристика группы риска по железным дорогам
Table 2. Comparison of the risk group by railways
Железная дорога | Средняя доля лиц группы риска, % от численности РЛБ | Доля лиц с ССЗ в группе риска, % | Среднегодовые затраты на РЛБ из группы риска, тыс. руб. |
Октябрьская | 12,8 | 36,00 | 31 791 |
Московская | 17,9 | 54,70 | 47 878 |
Горьковская | 15,3 | 27,00 | 59 861 |
Северная | 28,0 | 44,00 | 66 960 |
Северо-Кавказская | 14,4 | 34,80 | 82 350 |
Юго-Восточная | 10,6 | 46,10 | 34 256 |
Приволжская | 18,7 | 26,70 | 27 213 |
Куйбышевская | 12,6 | 32,30 | 29 377 |
Свердловская | 15,1 | 50,30 | 50 367 |
Южно-Уральская | 18,3 | 33,50 | 36 274 |
Западно-Сибирская | 14,6 | 30,90 | 47 191 |
Восточно-Сибирская | 9,5 | 35,40 | 28 510 |
Забайкальская | 17,7 | 34,40 | 51 496 |
Дальневосточная | 8,5 | 42,70 | 36 690 |
Красноярская | 8,4 | 14,70 | 19 068 |
Для РЛБ, выделенных в группу риска, проводятся дополнительные исследования, лечебные и реабилитационные мероприятия, которые не предусмотрены в рамках ПРМО или врачебно-экспертных комиссий. Эти мероприятия проводятся как амбулаторно, так и стационарно и направлены на подбор поддерживающей терапии, коррекцию факторов риска и т.д. Ежегодно в среднем по дирекциям здравоохранения ОАО «РЖД» прямые дополнительные затраты на РЛБ из группы риска составляют 42,7±18,1 млн руб. Наибольшие затраты выявлены на Северо-Кавказской (82 млн руб.) и Северной (67 млн руб.) ЖД. Нельзя исключить, что существенные различия в затратах на дополнительные исследования связаны с климатическими особенностями тех регионов, через которые проходят данные ЖД: Северо-Кавказская ЖД находится на юге страны, ряд ее участков расположены в горах, климат характеризуется высокими дневными температурами в летнее время, а в горах — высокими перепадами температур. Северная ЖД проходит через регионы с низкой солнечной активностью, особенно в зимнее время, при этом для ряда регионов в зимнее время характерны низкие ночные температуры.
Описанные различия в дополнительных затратах на РЛБ, входящих в группу риска, могут быть связаны как с климатогеографическими особенностями ЖД, так и с численностью работников. В связи с этим был проведен перерасчет указанных расходов на 1 РЛБ, входящего в группу риска, из списочного состава (см. рисунок). В среднем прямые дополнительные затраты на 1 РЛБ из группы риска составляют 35±15 тыс. руб. в год. Наибольшие прямые дополнительные затраты зарегистрированы на Северо-Кавказкой (65 тыс. руб. в год), Юго-Восточной (62 тыс. руб. в год) и Горьковской (58 тыс. руб. в год) ЖД. Полученные данные подтверждают вышеизложенное предположение о возможной роли климатогеографических условий в формировании высокой стоимости медицинского сопровождения РЛБ. Для Горьковской и Юго-Восточной ЖД характерна высокая доля грузового движения, что может оказывать влияние на стоимость медицинского сопровождения РЛБ из группы риска. Однако этот вопрос также нуждается в уточнении.
Рис. Среднегодовые дополнительные прямые затраты на 1 работника локомотивной бригады из группы риска, тыс. руб.
Fig. Average annual additional direct costs per 1 locomotive crew worker from the risk group, thousand roubles.
Заключение
Настоящее исследование показало, что имеются различия между дирекциями здравоохранения ОАО «РЖД» в клинико-экономических показателях профилактической и реабилитационной работы. В ряде случаев эти различия, предположительно, могут быть объяснены климатогеографическими факторами, в ряде случаев — особенностями организации движения. Полученные данные обосновывают необходимость и важность дальнейших исследований эффективности медицинского сопровождения РЛБ, входящих в группу риска, с учетом различных аспектов специфики их работы на разных ЖД.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.М. Гутор, Е.А. Жидкова, М.Ф. Вильк; сбор и обработка материала — Е.М. Гутор, Е.А. Жидкова; статистическая обработка данных — К.Г. Гуревич; написание текста — К.Г. Гуревич, В.Б. Панкова; редактирование — О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.