Введение
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») является крупнейшим железнодорожным перевозчиком в России. Нижний Новгород обслуживает Горьковская магистраль ОАО «РЖД», осуществляющая как грузовые, так и пассажирские перевозки.
Нижегородский метрополитен — пассажирская транспортная сеть Нижнего Новгорода, эксплуатантом которой является МП города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро» (МП «Нижегородское метро»).
Здоровье машинистов — краеугольный камень безопасности перевозок на рельсовом транспорте. Гиподинамия, стресс, наличие переработок и сменного графика работы — основные профессиональные факторы риска заболеваемости у работников локомотивных бригад [1—3]. Кроме того, длительное воздействие производственных факторов — шума, вибрации — может предрасполагать к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и тревожных расстройств [4, 5].
Цель исследования — изучить особенности организации труда и имеющихся факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у машинистов и помощников машиниста рельсового транспорта в зависимости от места работы: ОАО «РЖД» или МП «Нижегородское метро».
Материал и методы
Исследование одобрено межвузовским комитетом по этике и проведено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской Декларации.
Участниками исследования стали 925 работников локомотивных бригад, машинисты и их помощники: 846 из них работали в ОАО «РЖД» и 79 в МП «Нижегородское метро» (табл. 1). Все участники были лицами мужского пола, поскольку законодательно до конца 2021 г. женщины не могли занимать указанные выше должности. Исследуемые группы сравнимы по возрасту и стажу работы, ряду других социальных характеристик. Исследование проводилось путем анкетирования лиц, работающих в г. Нижний Новгород в 2021 г. Все лица, включенные в исследование, подписали информированное добровольное согласие.
Таблица 1. Характеристика включенных в исследование
Место работы | Число машинистов | Состоят в официальном браке | Проживают в собственной квартире/доме квартире | n | |
ОАО «РЖД», % | 63,6 | 78,6 | 92,3 | 846 | 925 |
МП «Нижегородское метро», % | 100 | 59,5 | 92,4 | 79 | |
p | <0,001 | 0,002 | 0,314 | — |
Участникам исследования предложена анкета с вопросами, оценивающими условия труда, образ жизни и состояние здоровья. Анкета включала паспортную часть с антропометрическими показателями (рост, масса тела), вопросы о профессиональных факторах риска, вопросы о факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний, разработанные с помощью инструментария STEPS (курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, недостаток физической активности), вопросы, отражающие субъективное мнение работников локомотивных бригад по изучаемой проблеме. Подробно анкета описана ранее [6]. Сбор и обработка полученных данных осуществлялись с использованием программ Excel и Statistica. Сравнение величин, выраженных в процентах, проведено с помощью метода χ2, сравнение средних величин — с применением U-критерия Манна—Уитни. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.
Результаты
Возрастная структура изучаемых групп представлена в виде круговой диаграммы (рис. 1, 2). Распределение респондентов по возрасту — однородное между группами, возраст участников в основном составил от 35 до 44 лет.
Рис. 1. Возрастная структура респондентов — работников ОАО «Российские железные дороги».
Рис. 2. Возрастная структура респондентов — работников МП «Нижегородское метро».
При сравнении групп по условиям труда обнаружено, что сменный график работы имели 57% сотрудников МП «Нижегородское метро» и 20,4% сотрудников ОАО «РЖД» (табл. 2). При этом большинство (53,7%) сотрудников ОАО «РЖД» имели явочный вызывной график. Наличие переработок (1 и более в месяц) отмечали 46% участников группы ОАО «РЖД» и 34,2% — группы МП «Нижегородское метро». Основным способом прибытия на работу участников группы ОАО «РЖД» был личный автомобиль (43,1%), участников группы МП «Нижегородское метро» — общественный транспорт (71%). В 3 раза чаще сотрудники ОАО «РЖД» добирались на работу пешком.
Таблица 2. Сравнение групп по условиям организации труда
Параметр | ОАО «РЖД» | МП «Нижегородское метро» | p |
График работы, % | <0,001 | ||
сменный | 20,4 | 57 | |
явочный твердый | 25,9 | — | |
явочный вызывной | 53,7 | — | |
разрывной | — | 15,2 | |
другой | — | 27,8 | |
Наличие ежемесячных переработок, % | 46 | 34,2 | 0,044 |
Обычно добирается на работу, % | <0,001 | ||
общественный транспорт | 20,9 | 71 | |
личный автомобиль | 43,1 | 10 | |
велосипед | 0,2 | — | |
пешком | 34,8 | 11 | |
другое (в том числе комбинированный способ, такси, служебный транспорт) | 1 | 8 |
При изучении производственных факторов риска обращает на себя внимание то, что сотрудники ОАО «РЖД» чаще всего жаловались на охлаждение кабины в зимнее время, ее перегрев в летний период и наличие сквозняков (табл. 3). Основными жалобами сотрудников МП «Нижегородское метро» были жалобы на шум, вибрацию и сквозняки в кабине машиниста. Более 50% участников обеих групп отмечали недостаток физической активности и/или вынужденную позу во время управления подвижным составом.
Таблица 3. Сравнение групп по наличию производственных факторов риска
Параметр | ОАО «РЖД» | МП «Нижегородское метро» | p |
Отмечают шум в кабине, % | 63,8 | 67,1 | 0,559 |
Отмечают вибрацию в кабине, % | 52,6 | 68,4 | 0,007 |
Отмечают охлаждение в зимний период, % | 68,9 | 50,6 | <0,001 |
Отмечают перегрев в летний период, % | 78,8 | 40,5 | <0,001 |
Отмечают сквозняки в кабине, % | 70,8 | 83,5 | 0,017 |
Отмечают недостаток физической активности во время управления поездом, % | 57,3 | 57,0 | 0,959 |
Приходилось выходить на работу, если ощущалось недомогание, % | 49,6 | 34,2 | 0,009 |
Около 40% машинистов обеих групп курили на момент исследования, 30% избыточно досаливали пищу. Большинство респондентов употребляли недостаточное количество фруктов и овощей, примерно каждый второй имел низкую физическую активность. Сотрудники ОАО «РЖД» статистически значимо в 2 раза чаще питались нерегулярно, выбирали для приема пищи рестораны быстрого питания (табл. 4).
Таблица 4. Сравнение групп по наличию поведенческих факторов риска
Параметр | ОАО «РЖД» | МП «Нижегородское метро» | p |
Курение | 40,1 | 39,2 | 0,876 |
Частое употребление алкоголя (4 раза в неделю и более) | 1,1 | 7,6 | <0,001 |
Недостаточное потребление овощей | 67,3 | 70,9 | 0,513 |
Недостаточное потребление фруктов | 75,5 | 83,5 | 0,111 |
Нерегулярное питание | 24,5 | 11,4 | 0,009 |
Употребление полуфабрикатов, готовых продуктов питания 1 раз в неделю и более | 79,3 | 89,7 | 0,027 |
Питание в ресторанах быстрого питания | 20,7 | 10,1 | 0,024 |
Частое употребление соли | 27,3 | 32,9 | 0,288 |
Низкая физическая активность | 45,6 | 58,2 | 0,032 |
Средние значения индекса массы тела (ИМТ) у участников обеих групп соответствовали избыточной массе тела согласно классификации, предложенной Всемирной организацией здравоохранения, и статистически значимо не различались: 26,30 (24,22; 28,63) в группе ОАО «РЖД» и 25,10 (23,12; 29,09) в группе МП «Нижегородское метро» (табл. 5).
Таблица 5. Сравнение групп по индексу массы тела
Параметр | ОАО «РЖД» | МП «Нижегородское метро» | p |
ИМТ | 26,30 (24,22; 28,63) | 25,10 (23,12; 29,09) | 0,2 |
Респонденты двух групп различались по медицинской активности (табл. 6). По сравнению с сотрудниками МП «Нижегородское метро» сотрудники ОАО «РЖД» чаще обращались к врачу в прошедшем году, принимали лекарственные препараты и получали лист временной нетрудоспособности. Основным поводом для обращения за медицинской помощью было резкое ухудшение самочувствия и возникновение острого заболевания. Участники также обращались к врачу в плановом порядке для прохождения профилактических осмотров. Количество респондентов с хроническими заболеваниями в группе ОАО «РЖД» также было больше — 22%, почти в 3 раза чаще сотрудники ОАО «РЖД» отстранялись от работы по результатам предрейсового медицинского осмотра. Большая часть опрошенных, 78,5% участников группы ОАО «РЖД» и 87,3% — группы МП «Нижегородское метро» считали, что работа негативно влияет на состояние их здоровья. Следует отметить, что описанные выше различия по медицинской активности не имели статистической значимости.
Таблица 6. Сравнение групп по медицинской активности
Параметр | ОАО «РЖД» | МП «Нижегородское метро» | p |
Прием препаратов, включая витаминные и минеральные комплексы, % | 47,2 | 35,9 | 0,054 |
Считает, что работа негативно влияет на состояние здоровья, % | 78,5 | 87,3 | 0,065 |
Обращение к врачу за последние 12 мес, % | 64,4 | 53,8 | 0,062 |
Получение листа временной нетрудоспособности, % | 59,7 | 49,4 | 0,076 |
Вызов СМП за последние 12 мес, % | 5,1 | 7,6 | 0,344 |
Отстранение от рейса, % | 7,2 | 2,6 | 0,121 |
Наличие хронических заболеваний, % | 22 | 16,5 | 0,256 |
Вакцинация от гриппа, % | 63,6 | 12,7 | <0,001 |
Реконвалесцент COVID-19, % | 21 | 13,9 | 0,135 |
Большинство (63,6%) анкетируемых в группе ОАО «РЖД» вакцинировались от гриппа, в то время как доля привитых в группе МП «Нижегородское метро» была незначительной — 12,7%. Доля переболевших COVID-19 среди работников ОАО «РЖД» и МП «Нижегородское метро» — 21 и 13,9% соответственно.
Обсуждение
Результаты исследования продемонстрировали различия в условиях труда работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» и МП «Нижегородское метро», что связано с особенностями организации производственного процесса на данных предприятиях: на ОАО «РЖД» — длинные «плечи» и двенадцатичасовая рабочая смена, на МП «Нижегородское метро» — короткие расстояния перевозок и восьмичасовая рабочая смена. Наличие ежемесячных переработок увеличивает риск сердечно-сосудистых и других заболеваний работников, поэтому минимизация количества сверхурочной работы должна явиться одной из целей работодателей [7].
Сохраняется негативное влияние производственных факторов риска: шума, вибрации, перепадов температур и сквозняков в кабине машиниста. Модернизация подвижного состава, обеспечение адекватной вентиляции кабины поможет снизить влияние этих факторов на работников и предупредить развитие болезней [8].
Далеко не все машинисты и их помощники придерживаются принципов здорового образа жизни. Большинство работников обеих групп имеет избыточную массу тела. Из этого вытекает необходимость продолжения методической работы по модификации образа жизни сотрудников с акцентом на устранение влияния ведущих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, гиподинамии, нерационального питания [9]. Полезным видится широкое внедрение корпоративных программ, их актуализация, а также применение различных способов мотивирования работников [10]. Согласно российскому законодательству, ИМТ машинистов должен быть не более 40 кг/м2. Работники с крайней степенью ожирения не допускаются к управлению поездом.
Машинисты ОАО «РЖД» чаще обращались к врачу, принимали лекарственные препараты и получали лист временной нетрудоспособности. Возможно, это связано с более напряженным графиком работы и особенностями организации не столько пассажирских, сколько грузовых перевозок. Выявленная разница в медицинской активности машинистов ОАО «РЖД» и МП «Нижегородское метро» может быть связана с различной организацией их медицинского сопровождения, системы профилактических мероприятий. Полученные данные указывают на то, что данная работа может совершенствоваться и развиваться на обоих исследованных предприятиях [11, 12].
При обращении к предыдущим исследованиям на железных дорогах Москвы и Санкт-Петербурга [11, 13] можно отметить, помимо аналогичных закономерностей между группами ОАО «РЖД» и МП «Нижегородское метро», что возможность добираться на работу пешим ходом — это привилегия, которой обладают каждый третий работник ОАО «РЖД» Нижнего Новгорода и небольшое число участников остальных групп. Кроме того, сотрудники Нижегородского метро чаще отмечают охлаждение и перегрев кабины, чем их коллеги из Санкт-Петербурга, что может быть связано с меньшей глубиной залегания метро и менее обновленным подвижным составом.
Заключение
По результатам исследования, особенностями условий труда работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» является преимущественно явочный график работы, наличие производственных факторов — сквозняков, перегрева кабины в летний период и ее охлаждение в зимний. В то же время сотрудники МП «Нижегородское метро» зачастую имеют сменный график работы, также отмечают сквозняки в кабине машиниста, однако чаще подвергаются воздействию шума и вибрации во время управления поездом. Сотрудники МП «Нижегородское метро» в 7 раз чаще употребляют алкоголь, несколько чаще употребляют полуфабрикаты и питаются в ресторанах быстрого питания. Большая часть работников обеих групп имеет избыточную массу тела.
Благодарность. Авторы выражают благодарность МП города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро» в лице начальника отдела кадров Елены Федоровны Харитоновой за оказанную помощь в проведении исследования.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — К.Г. Гуревич, О.М. Драпкина; сбор и обработка материала — Е.А. Жидкова, Е.М. Гутор, С.С. Смирнова; статистическая обработка — А.А. Орлова; написание текста — А.А. Орлова, К.Г. Гуревич; редактирование — Е.А. Жидкова, К.Г. Гуревич, О.Н. Джиоева, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.