Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кудряшов С.Е.

Кафедра оториноларингологии Центральной государственной медицинской академии УД Президента РФ, Москва, Россия, 121359

Козлов В.С.

Кафедра оториноларингологии ФГБУ УНМЦ УД Президента РФ

Тренажер для эндоназальной эндоскопической хирургии: анализ эффективности

Авторы:

Кудряшов С.Е., Козлов В.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская ринология. 2017;25(2): 42‑46

Просмотров: 690

Загрузок: 17


Как цитировать:

Кудряшов С.Е., Козлов В.С. Тренажер для эндоназальной эндоскопической хирургии: анализ эффективности. Российская ринология. 2017;25(2):42‑46.
Kudryashov SE, Kozlov VS. The endoscopic endonasal surgery simulator: a validation study. Russian Rhinology. 2017;25(2):42‑46. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosrino201725242-46

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ло­бу­ляр­ная ка­пил­ляр­ная ге­ман­ги­ома но­со­вой пе­ре­го­род­ки пос­ле ком­плексно­го ле­че­ния аде­но­кис­тоз­но­го ра­ка по­лос­ти но­са. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(3):219-223
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Оцен­ка кад­ро­во­го по­тен­ци­ала цен­тров об­щес­твен­но­го здо­ровья и ме­ди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):7-14
Ба­ко­зи­ды: изу­че­ние ней­ро­би­оло­ги­чес­кой ак­тив­нос­ти и пер­спек­ти­вы при­ме­не­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):54-59
Бак­те­ри­аль­ная кон­та­ми­на­ция ауто­ло­гич­ной кро­ви при про­ве­де­нии ап­па­рат­ной ре­ин­фу­зии в ней­ро­хи­рур­гии: фе­но­мен или проб­ле­ма?. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(2):54-61
Тре­нинг меж­ве­домствен­ной ком­му­ни­ка­ции вра­чей — су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):57-61

В настоящее время эндоназальная эндоскопическая хирургия (ЭЭХ) является «золотым стандартом» лечения многих заболеваний носа и околоносовых пазух [1, 2]. Известно, что при проведении эндоназальных операций под контролем видеоэндоскопической системы частота «малых» осложнений составляет 5%, а частота «больших» осложнений колеблется в пределах от 0,5 до 1% [3]. Следовательно, для предупреждения осложнений врач должен в совершенстве владеть как знаниями хирургической анатомии, так и мануальными навыками.

Ключевой вопрос в подготовке хирурга к проведению эндоназальной эндоскопической операции — как стать компетентным, не навредив при этом пациенту? В идеале обучение должно быть разделено на три этапа. Первый этап — отработка техники владения инструментами под контролем видеоэндоскопической системы на симуляторах. Второй этап — детальное изучение хирургической анатомии носа и околоносовых пазух на трупном материале. Третий этап — пошаговое освоение ЭЭХ на пациенте в операционном зале под контролем опытного врача.

В программу обучения врачей-оториноларингологов активно внедряются симуляционные технологии [4]. Среди них известны системы виртуальной реальности, где пользователь работает с джойстиками, которые имитируют видеоэндоскопическую систему и инструменты [5, 6]. Хотя джойстики обладают обратной связью с тактильной чувствительностью, они не передают веса медицинского оборудования. Кроме того, у обучающегося отсутствует восприятие взаимоотношений эндоскопа и инструментов в пространстве. Другим видом симуляционных устройств является модель головы человека, например, тренажер S.I.M.O.N.T., который точно воспроизводит анатомию носа и околоносовых пазух, а также имитирует патологические состояния [7, 8]. Симулятор производят из полимера «Неодерма», близкого по физическим свойствам к тканям человека, что делает его идеальным учебным пособием для освоения ЭЭХ. Однако современные симуляторы обладают высокой ценой, например, стоимость тренажера S.I.M.O.N.T. составляет 6,255 доллара, причем стоимость модели-вкладыша для однократного проведения хирургических манипуляций составляет 1,359 доллара [9]. Вероятно, ни одна отечественная кафедра не может позволить себе приобретение таких учебных пособий для систематического использования.

Полноценный курс обучения врачей-оториноларингологов ЭЭХ состоит из трех частей: лекционного материала, демонстрации операций и самостоятельного выполнения диссекции под контролем видеоэндоскопической системы на анатомическом препарате. Опыт проведения таких курсов позволяет утверждать, что диссекция представляет наибольший интерес для подавляющего большинства врачей. Однако основную часть отведенного времени они тратят не на изучение хирургической анатомии, что является основной целью диссекции, а на освоение мануальных навыков работы с инструментами внутри полости носа под контролем видеоэндоскопической системы.

Таким образом, разработка эффективного и доступного тренажера, предназначенного для обучения врачей мануальным навыкам работы с инструментами под контролем видеоэндоскопической системы, является актуальной.

Цель исследования — совершенствование симуляционных технологий, применяемых в обучении врачей-оториноларингологов практическим навыкам по ЭЭХ.

Задачи исследования:

1. Разработать тренажер для овладения практическими навыками по ЭЭХ.

2. Создать упражнения для освоения мануальных навыков работы с инструментами внутри модели полости носа под контролем видеоэндоскопической системы.

3. Оценить эффективность занятий на тренажере.

Материал и методы

Для решения поставленных задач на кафедре оториноларингологии ФГБУ ДПО «ЦГМА» разработан тренажер для эндоназальных эндоскопических вмешательств (регистрационный номер RU158398U1) [10], в который входят модель полости носа и устройство ее фиксации.

В целях фиксации модели полости носа применяют напольный штатив, который состоит из напольной стойки, гибкой штанги типа «гусиная шея» и фиксатора модели (рис. 1).

Рис. 1. Напольный штатив. 1 — фиксатор модели полости носа; 2 — гибкая штанга типа «гусиная шея», 3 — напольная стойка.

Напольная стойка позволяет адаптировать тренажер к росту пользователя, а благодаря гибкой штанге типа «гусиная шея» можно задать положение модели полости носа, подобное положению головы пациента во время эндоназального эндоскопического вмешательства.

В качестве модели полости носа используют сменные круглые прямые цилиндры высотой 100 мм и радиусом основания 10 мм. В каждом цилиндре реализовано определенное упражнение, для чего на их стенках нанесены различные элементы для манипуляций (рис. 2).

Рис. 2. Цилиндры, используемые в качестве модели полости носа.

Симуляционный курс начинают с демонстрации правильной установки тренажера, корректной позиции пользователя относительно него, возможных способов удержания видеоэндоскопической системы в левой руке и технически правильного выполнения упражнений.

Задача упражнения № 1 — освоение навыков проведения инструмента (например, элеватора по Freer) под контролем видеоэндоскопической системы от начала модели полости носа до ее конца с последующим извлечением инструмента. Для этого в цилиндре № 1 выполнена прорезь, которая служит ориентировочной меткой «верх» (рис. 3). В целях визуализации рабочего пространства используют эндоскоп с оптикой 0°.

Рис. 3. Иллюстрация упражнения № 1. 1 — элеватор по Freer; 2 — прорезь, которая служит ориентировочной меткой «верх».

Обучающемуся дается пояснение о том, что на экране монитора изображение должно быть ориентировано строго вертикально согласно метке. Кроме того, инструмент постоянно должен находиться в поле зрения, а его концевая часть должна отстоять на 2 см кпереди от концевой части эндоскопа. Также следует избегать касаний стенок модели полости носа элеватором.

По завершении освоения проведения инструмента под контролем видеоэндоскопической системы пользователь переходит к следующему упражнению. Задача упражнения № 2 — освоение навыков точного выполнения тонких движений инструментом, а именно обведение контура цифр от «0» до «9» в прямой последовательности с помощью зонда для поиска соустья верхнечелюстной пазухи под контролем видеоэндоскопической системы. Для этого на стенки цилиндра № 2 нанесены цифры от «0» до «9» высотой 12 мм в хаотичном порядке (рис. 4). Цифры находятся на разном расстоянии от переднего края модели полости носа. В цилиндре также выполнена прорезь, которая служит ориентировочной меткой «верх». В целях визуализации рабочего пространства используют эндоскоп с оптикой 0°.

Рис. 4. Иллюстрация упражнения № 2. 1 — зонд для поиска соустья верхнечелюстной пазухи; 2 — прорезь, которая служит ориентировочной меткой «верх»; 3 — цифры.

Обучающемуся дается пояснение, что при обведении контура цифр нельзя выходить за его пределы. В остальном требования к технике выполнения упражнения остаются прежними: ориентация изображения в вертикальном положении согласно метке, удержание инструмента в поле зрения так, чтобы его концевая часть отстояла на 2 см кпереди от концевой части эндоскопа, предупреждение касаний стенок модели полости носа инструментом.

Для оценки эффективности занятий на тренажере было проведено исследование, в котором приняли участие 9 ординаторов кафедры оториноларингологии ФГБУ ДПО «ЦГМА» без опыта выполнения эндоназальных эндоскопических операций. После вводного инструктажа и демонстрации технически правильного выполнения упражнений обучающимся было предложено выполнить их в тестовом режиме. Для визуализации рабочего пространства участники исследования использовали эндоскоп с оптикой 0°. Занятия на тренажере проходили по 1 ч в день в течение 5 дней. По окончании симуляционного обучения ординаторам вновь было предложено выполнить упражнения в тестовом режиме. Все этапы исследования фиксировали методом наружной видеосъемки.

Оценку мануальных навыков работы с инструментами внутри модели полости носа под контролем видеоэндоскопической системы проводили до и после тренинга на основании следующих параметров:

1. Время выполнения упражнения, выраженное в секундах. Так, для упражнения № 1 оценивали время, затраченное на выполнение пяти введений и последующих извлечений элеватора, для упражнения № 2 — время, затраченное на обведение контура цифр от «0» до «9» в прямой последовательности;

2. Количество технических ошибок, допущенных при выполнении каждого упражнения.

Статистический анализ был выполнен с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 24.0 с использованием непараметрического критерия Вилкоксона. Различия считались статистически достоверными при р<0,05.

Результаты

Полученные данные представлены в виде среднего арифметического значения и стандартного отклонения.

До начала симуляционного обучения время выполнения упражнений было следующим:

— упражнение № 1 — 183±11 с;

— упражнение № 2 — 336±15 с (рис. 5).

Рис. 5. Время выполнения упражнений, с.

Через 5 ч тренинга время выполнения упражнений составило:

— упражнение № 1 — 110±10 с;

— упражнение № 2 — 198±11 с.

До начала симуляционного обучения количество технических ошибок, допущенных при выполнении упражнений, было следующим:

— упражнение № 1 — 25±2;

— упражнение № 2 — 47±5 (рис. 6).

Рис. 6. Количество технических ошибок, допущенных при выполнении упражнений.

Через 5 ч тренинга количество технических ошибок, допущенных при выполнении упражнений, составило:

— упражнение № 1 — 8±2;

— упражнение № 2 — 26±3.

При сравнении полученных данных через 5 ч тренинга наблюдалось статистически значимое уменьшение времени, затраченного на выполнение упражнений (р<0,05), а также статистически значимое снижение количества ошибок, допущенных при их выполнении (р<0,05), что свидетельствует об эффективности тренинга.

Выводы

1. Разработанный тренажер позволяет освоить и превратить в навык работу с инструментами внутри модели полости носа под контролем видеоэндоскопической системы.

2. Созданы упражнения, дающие возможность освоить и превратить в навык работу с инструментами внутри модели полости носа под контролем видеоэндоскопической системы.

3. Пятичасовой тренинг достоверно повышает уровень владения мануальными навыками (р<0,05).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: С.К., В.К.

Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных, написание текста: C.К.

Редактирование: В.К.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.