Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Маньшина А.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Косаговская И.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Хальфин Р.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Оценка кадрового потенциала центров общественного здоровья и медицинской профилактики в Российской Федерации

Авторы:

Маньшина А.В., Косаговская И.И., Хальфин Р.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 680

Загрузок: 50


Как цитировать:

Маньшина А.В., Косаговская И.И., Хальфин Р.А. Оценка кадрового потенциала центров общественного здоровья и медицинской профилактики в Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2023;26(8):7‑14.
Manshina AV, Kosagovskaya II, Khalfin RA. Assessment of the personnel potential of public health and medical prevention centers in the Russian Federation. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(8):7‑14. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed2023260817

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воп­ро­сы про­фи­лак­ти­ки за­бо­ле­ва­ний, об­суж­да­емые при про­ве­де­нии не­дель об­щес­твен­но­го здра­во­ох­ра­не­ния за ру­бе­жом. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):15-19
Ха­рак­те­рис­ти­ки мо­де­лей тер­ри­то­ри­аль­но­го пла­ни­ро­ва­ния в здра­во­ох­ра­не­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):45-52
Фор­ми­ро­ва­ние кол­лек­тив­но­го им­му­ни­те­та у по­жи­лых лю­дей в ус­ло­ви­ях об­щей вак­ци­на­ции от COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):41-45
Рас­простра­нен­ность ку­ре­ния сре­ди жен­щин реп­ро­дук­тив­но­го воз­рас­та в се­вер­ном ре­ги­оне. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):81-86
Ана­лиз фи­зи­чес­кой и це­но­вой дос­туп­нос­ти та­ба­ка и та­бач­ной про­дук­ции в трех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(4):42-51

Введение

Министерство здравоохранения Российской Федерации одним из приоритетных направлений в своей работе определяет формирование системы общественного здоровья с целью сохранения и укрепления здоровья населения и улучшения медико-демографической ситуации в стране.

На развитие инфраструктуры системы общественного здоровья и повышение обеспеченности компетентными кадрами сферы общественного здоровья направлен Федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья»)1, одной из целей которого является обеспечение подготовки специалистов по специальности «общественное здоровье», основанной на лучших международных подходах и включающей изучение широкого круга вопросов профилактики заболеваний, укрепления здоровья населения.

Обеспечение сферы общественного здоровья квалифицированными кадрами достаточной численности в международной практике — одна из ключевых оперативных функций общественного здоровья (ОФОЗ) [1].

В этой связи критически важным ресурсом для функционирования системы общественного здоровья является обеспечение наличия компетентных кадров, достаточных для удовлетворения потребностей населения. Инвестиции в кадровые ресурсы в сфере общественного здоровья и их развитие являются важной предпосылкой для адекватного предоставления и реализации услуг и мероприятий в этой области [1—4].

Как показывает международный опыт, в сфере общественного здоровья возрастает число специалистов, имеющих базовое немедицинское образование [1—3, 5]. Такая тенденция обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми к специалистам в области общественного здоровья, такими как наличие аналитических, социологических, коммуникационных, популяционных практических навыков, а также умения разработки программ, навыков управления, руководства и лидерства.

Согласно Федеральному проекту «Укрепление общественного здоровья» основным звеном системы общественного здоровья должны стать центры общественного здоровья и медицинской профилактики (ЦОЗМП), модель организации и функционирования которых к 2024 г. должна быть внедрена во всех субъектах Российской Федерации.

В соответствии с задачами федерального проекта был произведен пересмотр функционала и структуры центров медицинской профилактики (ЦМП) с дальнейшей реорганизацией в ЦОЗМП. ЦОЗМП стали центральным звеном в разработке и координации программ популяционной профилактики, реализуемых с участием представителей муниципальных властей, крупного и среднего бизнеса, волонтерских движений и некоммерческих организаций (НКО), специализирующихся в сфере общественного здоровья и здорового образа жизни.

С целью координации и усиления межведомственной региональной и муниципальной составляющей системы общественного здоровья основные мероприятия в этом направлении реализуются с помощью принятых региональных и муниципальных программ укрепления общественного здоровья и создания соответствующих отделов в ЦОЗМП.

Расширение функционала и постановка новых задач перед ЦОЗМП обострили проблему подготовки и формирования кадрового потенциала ЦОЗМП, в штатное расписание которых в настоящее время включены должности, требующие не только базового медицинского образования2.

В связи с этим представляет особый интерес анализ фактического положения дел с кадровым составом ЦОЗПМ, а также оценка потребностей этих структур в новых кадрах, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с современными вызовами общественного здоровья.

Цель исследования — выполнить анализ существующего кадрового потенциала ЦОЗМП в Российской Федерации и определить возможные пути его совершенствования.

Материал и методы

Исследование по оценке кадрового потенциала ЦОЗМП проведено в 2022 г. в рамках выполнения государственного задания Минздрава России «Обеспечение мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья». Объектом исследования в настоящей работе стали кадры ЦОЗМП, а предметом исследования — оценка обеспеченности кадрами ЦОЗМП и определение возможных резервов формирования их кадрового потенциала.

К 2024 г. согласно плану реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» ЦОЗМП должны быть организованы во всех субъектах Российской Федерации на базе центров медицинской профилактики (ЦМП). С 2020 г. ЦОЗМП включены в номенклатуру медицинских организаций приказом Минздрава России от 19.02.20 № 106н3.

В конце 2019 г. в Российской Федерации уже действовало 15 ЦОЗМП [6]. По данным на 2021 г. [5], в субъектах Российской Федерации функционирует 81 ЦОЗМП и 2 ЦМП в Республике Ингушетия и Тульской области. В Ивановской области и Чукотской автономной области медицинские организации, деятельность которых направлена на укрепление общественного здоровья и профилактику заболеваний, представлены только центрами здоровья на базе поликлиник в количестве 6 и 1 соответственно.

Исследование по оценке кадрового потенциала ЦОЗМП проводилось сплошным опросным методом, для которого разработана специальная самозаполняемая анкета, направленная на изучение мнения руководителей ЦОЗМП, главных внештатных специалистов по медицинской профилактике субъектов Российской Федерации о состоянии кадрового потенциала ЦОЗМП.

Разработанная анкета состояла из 25 вопросов: 5 открытых и 20 закрытых вопросов, из которых 8 вопросов имели множественный выбор ответов. Вопросы анкеты разделены на четыре блока: паспортная часть; оценка укомплектованности кадров ЦОЗМП; оценка возможных путей усиления кадрового потенциала системы общественного здоровья; оценка необходимости введения новой специальности «специалист в области общественного здоровья» для лиц с базовым медицинским и немедицинским образованием и разработки соответствующего профессионального стандарта.

В соответствии с письмом Минздрава Российской Федерации №15-6/И/2-3278 от 02.03.22 анкета направлена всем главным внештатным специалистам по медицинской профилактике всех округов России (Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов) с дальнейшим распространением руководителям ЦОЗМП субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующие федеральные округа.

Анализ полученных данных проведен с помощью описательной статистики в EXCEL.

Результаты

Всего анкетированием охвачено 85 регионов Российской Федерации (100,0%), заполненные анкеты получены из 48 (56,5%) регионов (табл. 1). Из ряда субъектов пришло несколько заполненных анкет из ЦОЗМП различной организационно-управленческой принадлежности (региональных и муниципальных). Для анализа отобраны 54 полноценно заполненные анкеты.

Таблица 1. Распределение руководителей региональных центров общественного здоровья и медицинской профилактики, участвовавших в исследовании, по федеральным округам Российской Федерации

Федеральный округ Российской Федерации

Всего субъектов в округе

Субъекты, приславшие анкеты, n (%)

Центральный

18

7 (38,9)

Северо-Западный

11

9 (81,8)

Южный

8

4 (50,0)

Северо-Кавказский

7

4 (57,1)

Приволжский

14

7 (50,0)

Уральский

6

6 (100)

Сибирский

10

6 (60,0)

Дальневосточный

11

5 (45,5)

Всего

85

48 (56,5)

В исследовании приняли участие в основном руководители региональных ЦОЗМП (48 организаций); 5 руководителей ЦОЗМП муниципального уровня и руководитель федерального Центра здоровья.

Большинство (63%) опрошенных руководителей ЦОЗМП составили лица в возрастных группах 45—54 и 55—64 лет (29,6 и 33,4% соответственно). Лиц в возрасте младше 45 лет было 18,5% от общего числа опрошенных.

Средний стаж работы участников опроса в занимаемой на момент проведения анкетирования руководящей должности составил 8,5 года; общий трудовой стаж — в среднем 29,4 года. Таким образом, в нашем исследовании представлены результаты анкетирования руководителей ЦОЗМП в основном регионального уровня практически всех округов России, в среднем с почти 30-летним общим трудовым стажем и 10-летним руководящим опытом, мнение которых, безусловно, является авторитетным для оценки существующего кадрового потенциала ЦОЗМП в Российской Федерации и определения возможных путей его совершенствования.

Оценка проблемы кадрового дефицита в центрах общественного здоровья и медицинской профилактики

Проблему кадрового дефицита в ЦОЗМП отметили практически все (82%) руководители центров. Каждый второй (48%) руководитель ЦОЗМП основной причиной нехватки кадров назвал отсутствие или недостаток необходимых компетентных специалистов. Среди других причин были названы: низкий уровень заработной платы (35%), низкая информированность о самих ЦОЗМП (8%) и их недостаточный профессиональный престиж (8%).

При этом фактический кадровый состав не в полной мере соответствует рекомендованным штатным нормативам, о чем свидетельствует высокая доля вакантных должностей2 (табл. 2).

Таблица 2. Распределение центров общественного здоровья и медицинской профилактики по наличию вакантных должностей в штатном расписании (в% к общему числу центров общественного здоровья и медицинской профилактики)

Должности в соответствии со штатным расписанием ЦОЗМП

ЦОЗМП, в которых указанная должность вакантна, n (%)

Специалист в сфере демографии

27 (50)

Врач-методист

25 (46)

Инструктор по гигиеническому воспитанию

21 (39)

Врач по медицинской профилактике

20 (37)

Медицинский статистик

16 (30)

Специалист в сфере социологии

16 (30)

Заведующий отделом (врач-специалист)

16 (30)

При этом отмечено, что на должностях специалистов в сфере демографии/социологии работают лица с базовым немедицинским образованием (социологическим, педагогическим, экономическим, психологическим, гуманитарным, техническим, из сферы туристического и гостиничного сервиса), не прошедшие дополнительное профессиональное обучение по вопросам общественного здоровья, что создает трудности в реализации их трудовых функций.

Вопрос кадрового дефицита (рис. 1) руководители ЦОЗМП в основном решают путем привлечения специалистов из других организаций (25%), выпускников медицинских вузов (21%), специалистов с биржи труда, из центра занятости (18%), а также осуществлением профессиональной переподготовки своих сотрудников (17%).

Рис. 1. Распределение методов решения кадрового дефицита в центрах общественного здоровья и медицинской профилактики.

Респондентами также отмечено, что вопрос кадрового дефицита должен решаться проведением региональной кадровой политики, рациональным замещением медиков специалистами с базовым немедицинским образованием, подготовленными либо по специальным программам переподготовки, либо в магистратуре по направлению подготовки «Общественное здравоохранение», и путем привлечения волонтерских, добровольческих и некоммерческих организаций.

В настоящее время в ЦОЗМП лица с базовым немедицинским образованием уже занимают такие должности (в соответствии с Порядком), как социолог (61%), инженер ЭВМ (57%), психолог (56%), редактор (46%), журналист (33%), педагог (15%).

Сотрудники с базовым немедицинским образованием в ЦОЗМП также занимают иные должности (24%), не предусмотренные Порядком: аналитик, статистик, специалист по социальной работе, специалист по связям с общественностью, художник компьютерной графики, программист, а также начальник отдела и заместитель руководителя.

Таким образом, в большинстве (98%) ЦОЗМП уже трудоустроены сотрудники с базовым немедицинским образованием, что указывает, с одной стороны, на востребованность таких специалистов уже сложившейся практикой, с другой стороны, на необходимость дополнительной подготовки таких специалистов по основам укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Оценка возможности усиления кадрового потенциала системы общественного здоровья за счет подготовки и дальнейшего трудоустройства магистров по направлению «Общественное здравоохранение», в том числе с базовым немедицинским образованием

Среди опрошенных руководителей ЦОЗМП большинство (70%) владеют информацией о наличии в Российской Федерации магистратуры по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение», где могут обучаться лица как с базовым медицинским, так и немедицинским образованием, и 89% руководителей отметили готовность трудоустраивать у себя таких специалистов. При этом только 54% респондентов заинтересованы в целевом обучении своих сотрудников в магистратуре. Некоторые респонденты пояснили, что такое обучение возможно только при наличии заочной формы обучения и бюджетной основы. Участниками опроса отмечены пожелания проведения коротких обучающих курсов по основам укрепления здоровья и профилактике заболеваний для лиц с базовым немедицинским образованием, уже трудоустроенных в ЦОЗМП.

По мнению руководителей, специалисты с базовым немедицинским образованием, окончившие магистратуру «Общественное здравоохранение», могут работать в ЦОЗМП в следующих отделах (в соответствии с Порядком):

— коммуникационных и общественных проектов (98%);

— разработки, реализации и мониторинга муниципальных программ общественного здоровья (81%);

— разработки, реализации и мониторинга корпоративных программ укрепления здоровья (72%);

— анализа и стратегического планирования (65%);

— мониторинга факторов риска (63%);

— организации медицинской профилактики (19%).

Таким образом, магистры «Общественного здравоохранения», по мнению руководителей ЦОЗМП, могут работать в любом из отделов центров, за исключением отдела организации медицинской профилактики.

На вопрос о необходимости введения новой специальности «специалист в области общественного здоровья» для лиц с базовым медицинским и немедицинским образованием и разработки соответствующего профессионального стандарта большинство (74%) опрошенных руководителей ЦОЗМП высказались положительно (рис. 2).

Рис. 2. Распределение мнения руководителей центров общественного здоровья и медицинской профилактики о необходимости разработки профессионального стандарта «специалист в области общественного здоровья».

Подготовка «специалиста в области общественного здоровья», по мнению участников опроса, может иметь следующие образовательные траектории:

— высшее медицинское и дополнительное профессиональное образование по укреплению здоровья и профилактике заболеваний (91%);

— высшее немедицинское (специалитет, бакалавриат) и магистратура по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение» (76%).

Кроме того, по мнению руководителей ЦОЗМП, «специалист в области общественного здоровья» (в том числе с базовым немедицинским образованием) сможет занимать следующие должности: специалист в области социологии (81%); специалист в области демографии (76%); аналитик (74%); специалист по общественному здоровью (65%); преподаватель/педагог (59%); специалист по организационно-методической работе (54%); заведующий отделом (46%); специалист по медицинской статистике (44%) и даже заместитель руководителя (41%) и руководитель (26%).

Таким образом, анализ состояния и оценка потребности в подготовке кадров в области общественного здоровья в Российской Федерации показали, что формирующаяся система общественного здоровья может развиваться при условии подготовки принципиально новых кадров, готова к реорганизации и кадровому сдвигу от преобладания лиц с медицинским образованием к межсекторальной кадровой структуре.

Обсуждение

В России в соответствии с федеральном проектом «Укрепление общественного здоровья» основным звеном системы общественного здоровья в стране являются ЦОЗМП, функционирующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Переход к новой организационной модели повлек за собой изменения функций, задач, отделов и структуры ЦОЗМП. Впервые в штатном расписании ЦОЗМП появились должности, предусматривающие базовое немедицинское образование, — демографа и социолога [7]. Это первый шаг на пути формирования междисциплинарной команды сотрудников ЦОЗМП и предпосылка для создания нормативно-правовой базы, регулирующей трудоустройство в ЦОЗМП специалистов с базовым немедицинским образованием.

Однако вопрос кадрового обеспечения ЦОЗМП, в штатном расписании которых предусмотрены должности, предназначенные в основном для специалистов с базовым медицинским образованием4, остается крайне актуальным и ключевым для реализации задач, поставленных Федеральным проектом «Укрепление общественного здоровья».

В настоящее время на должности медицинских работников ЦОЗМП назначаются лица, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам4, а число и наименование должностей, для работы на которых не требуется базовое медицинское образование, устанавливается руководителем медицинской организации в зависимости от конкретных условий труда и объема работ.

В результате анализа кадрового потенциала в ЦОЗМП выявлен существенный кадровый дефицит (82%), основной причиной которого является недостаток компетентных специалистов (48%).

Попытки решения вопроса кадрового дефицита через привлечение выпускников медицинских вузов и специалистов из других медицинских организаций не приносят должного результата.

Показатели деятельности и ресурсов ЦОЗМП Российской Федерации, опубликованные в информационно-статистическом сборнике за 2021 г. [5], подтверждают данные о кадровом дефиците системы, полученные в результате опроса руководителей ЦОЗМП. В 2021 г. по Российской Федерации укомплектованность штатов ЦОЗМП врачами составила 61,7%, что на 8,6% ниже по сравнению с 2020 г. (70,3%); специалистами с высшим немедицинским образованием — 62,8%, что на 0,9% ниже, чем в 2020 г. (63,7%) [5].

Опрос руководителей ЦОЗМП показал, что остаются вакантными должности специалиста в сфере демографии (50%), врача-методиста (46%); инструктора по гигиеническому воспитанию (39%); врача по медицинской профилактике (37%); медицинского статистика (30%); специалиста в сфере социологии (30%); заведующего отделом (заведующий отделом — врач-специалист) — 30%.

Должности специалистов в сфере социологии и демографии в большинстве организаций остаются вакантными, так как не определены квалификационные требования к занятию данных должностей, отсутствуют профессиональные стандарты и программы подготовки таких специалистов.

Выпускники медицинских вузов и практикующие врачи не могут обеспечить в полной мере исполнение всех ОФОЗ и достижение показателей, заложенных в Федеральном проекте, так как усилий одних медиков недостаточно для решения современных проблем общественного здоровья.

Одна из фундаментальных особенностей общественного здоровья заключается в том, что это не только и не столько сфера медицины. Главный принцип общественного здоровья — это межсекторальность, так как сейчас потенциал немедицинских мер, направленный на сохранение здоровья, чрезвычайно велик [8].

С учетом межпрофессионального и междисциплинарного характера системы общественного здоровья Федеральным проектом «Укрепление общественного здоровья» предусмотрена разработка комплекса мер с целью обеспечения подготовки специалистов по специальности «общественное здоровье» и создание в медицинских вузах кафедр и факультетов общественного здоровья.

Для осуществления всех возложенных на ЦОЗМП функций их кадровый состав должен обладать разнообразными навыками и компетенциями, выходящими за рамки медицинского образования [9]. Практикующие специалисты в области общественного здоровья должны быть вооружены такими навыками, как системное мышление, эффективная коммуникация, предпринимательская ориентация, лидерство, трансформационная этика, а также должны владеть технологиями оценки и управления общественным здоровьем, решать организационные, экономические, управленческие проблемы [10, 11].

Для формирования междисциплинарных кадровых команд, способных обеспечить достижения показателей, заложенных в Федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», в медицинских вузах Российской Федерации уже более 10 лет идут подготовка и выпуск необходимых для страны современных профессиональных кадров в области профилактики заболеваний и укрепления общественного здоровья — магистров по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение».

Программа магистратуры «Общественное здравоохранение» предназначена для лиц, имеющих как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, одной из областей профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие программу магистратуры 32.04.01 «Общественное здравоохранение», могут осуществлять профессиональную деятельность, является здравоохранение в сфере организации системы здравоохранения в целях обеспечения общественного здоровья5.

В результате освоения программы магистратуры 32.04.01 «Общественное здравоохранение» у выпускника формируются общепрофессиональные компетенции: способность к подготовке и применению научной, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой и нормативной документации в системе здравоохранения; способность реализовывать управленческие принципы в профессиональной деятельности; способность к применению современных методик сбора и обработки информации, к проведению статистического анализа и интерпретации результатов, к изучению, анализу и оценке тенденций и прогнозированию развития событий в состоянии популяционного здоровья; к организации публичных мероприятий для решения задач профессиональной деятельности, в том числе с международными партнерами.

Следовательно, выпускники данной магистратуры могут работать и в медицинских организациях, выполняя работу по анализу и оценке медико-демографических показателей конкретной территории, показателей заболеваемости, инвалидности, эффективности диспансеризации, а также участвовать в подготовке и разработке комплексных программ по сохранению и укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, перспективных комплексных и текущих планов развития здравоохранения территории в соответствии с основными функциями ЦОЗМП.

Аналогичные выводы мы получили в результате опроса руководителей ЦОЗМП, по мнению которых выпускники магистратуры «Общественного здравоохранения» могут работать в любом из отелов ЦОЗМП, за исключением отдела организации медицинской профилактики.

На сегодняшний день магистратура предусматривает подготовку специалистов в течение двух лет в очной и очно-заочной формах, что затрудняет руководителям ЦОЗМП направлять на целевое обучение своих сотрудников. В связи с этим представляется целесообразным разработать специальные программы повышения квалификации для лиц с базовым немедицинским образованием, трудоустроенных в ЦОЗМП, и ввести заочную форму обучения в магистратуре с возможностью получения образования без отрыва от работы.

Еще одним барьером для укомплектованности штатов ЦОЗМП специалистами с высшим немедицинским образованием при наличии в стране подготовленных специалистов по программе магистратуры 32.04.01 «Общественное здравоохранение» является пробел в нормативно-правовом регулировании данной сферы. Существующая в настоящее время нормативно-правовая регламентация профессиональной деятельности магистров «Общественного здравоохранения» не предоставляет выпускникам, имеющим базовое немедицинское образование, возможности трудоустройства в медицинские организации, к которым относятся ЦОЗМП.

Для решения проблемы трудоустройства таких специалистов на должности, предусматривающие в настоящее время только специалистов-медиков, необходимо разработать и утвердить профессиональный стандарт «специалист в области общественного здоровья» с допуском к работе в систему общественного здоровья лиц с базовым немедицинским образованием, окончившим магистратуру «Общественное здравоохранение». Необходимо включить в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников6 следующие должности: «Специалист в области общественного здоровья»; «Специалист по организационно-методической работе»; «Специалист по медицинской статистике»; «Аналитик» и «Специалист по связям с общественностью».

В соответствии с предлагаемыми новыми должностями требуется внести изменения в рекомендованное штатное расписание ЦОЗМП, предусмотренное «Порядком организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях».

Анализ состояния кадрового потенциала ЦОЗМП как основного звена системы общественного здоровья показал острую потребность в совершенствовании кадрового обеспечения системы общественного здоровья для решения проблемы кадрового дефицита и позволил обосновать необходимость введения новой специальности «специалист в области общественного здоровья». Подготовка таких специалистов для системы общественного здоровья Российской Федерации и решение проблемы их трудоустройства должны быть реализованы наравне с уже существующей подготовкой специалистов по медико-профилактическому делу и специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Выводы

1. В соответствии с Федеральным проектом «Укрепление общественного здоровья» центральным звеном формирующейся системы общественного здоровья Российской Федерации должны стать центры общественного здоровья и медицинской профилактики, кадровый потенциал которых должен соответствовать современным межсекторальным межпрофессиональным подходам к решению проблем укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

2. В настоящее время центры общественного здоровья и медицинской профилактики испытывают серьезный кадровый дефицит практически по всем штатным должностям, связанный, по мнению руководителей данных учреждений, с нехваткой современных компетентных специалистов в этой области и низким престижем этой сферы профессиональной деятельности для врачей.

3. Программы магистратуры по направлению подготовки «Общественное здравоохранение» в медицинских вузах предназначены для подготовки современных компетентных специалистов по управлению общественным здоровьем и популяционной профилактике, которые могут усилить кадровый потенциал центров общественного здоровья и медицинской профилактики, к чему готовы и руководители учреждений. Однако отсутствие профессионального стандарта «специалист в области общественного здоровья» и отсутствие в штатном расписании соответствующих должностей для лиц с базовым немедицинским образованиям серьезно осложняют решение данной проблемы.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.В. Маньшина, И.И. Косаговская, Р.А. Хальфин; сбор и обработка материала, статистический анализ данных, написание текста — А.В. Маньшина; редактирование — И.И. Косаговская, Р.А. Хальфин.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Протокол №8 от 26 июля 2017. Ссылка активна на 30.06.23. https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/zozh

2Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. №683н «Об утверждении порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» (в ред. Приказов Минздрава России от 21.02.20 №114н, от 28.07.20 №748н, от 29.10.20 №1177н).

3Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.20 № 106н «О внесении изменения в номенклатуру медицинских организаций, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. №529н». Ссылка активна на 30.06.23. https://docs.cntd.ru/document/564515348

4Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный №39438) с изменениями и дополнениями от 15 июня 2017 г., 4 сентября 2020 г.

5Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2017 г. №485 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 32.04.01 "Общественное здравоохранение"» (с изменениями и дополнениями). Ссылка активна на 30.06.23. https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/320401_%D0%9C_3_17062021.pdf

6Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. №1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» с изменениями и дополнениями от 1 августа 2014 г., 4 сентября 2020 г. Ссылка активна на 30.06.23. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70244038/?ysclid=ljmouw41zh184070524

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.