Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Фирсова И.В.

Кафедра терапевтической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Михальченко В.Ф.

Кафедра терапевтической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Македонова Ю.А.

Кафедра терапевтической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Комплаентность как результат компетентностного подхода к лечению в стоматологической практике

Авторы:

Фирсова И.В., Михальченко В.Ф., Македонова Ю.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2014;7(1): 46‑48

Просмотров: 621

Загрузок: 16


Как цитировать:

Фирсова И.В., Михальченко В.Ф., Македонова Ю.А. Комплаентность как результат компетентностного подхода к лечению в стоматологической практике. Российская стоматология. 2014;7(1):46‑48.
Firsova IV, Mikhal’chenko VF, Makedonova YuA. The compliance as a result of the rational approach to the treatment in stomatological practice. Russian Journal of Stomatology. 2014;7(1):46‑48. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ная сис­те­ма клас­си­фи­ка­ции фи­зи­чес­ко­го ста­ту­са па­ци­ен­тов для вра­чей-сто­ма­то­ло­гов. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):7-16
Оцен­ка при­вер­жен­нос­ти ис­поль­зо­ва­нию ком­прес­си­он­ных кол­го­ток с дав­ле­ни­ем 15—20 мм рт.ст. у жен­щин с хро­ни­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями вен клас­сов C0S—C2S. Фле­бо­ло­гия. 2023;(1):18-25
Ста­нов­ле­ние со­вет­ской сто­ма­то­ло­гии: 1918—1921 го­ды. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):70-76
Оцен­ка удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов ор­то­дон­ти­чес­ки­ми ус­лу­га­ми в ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ци­ях раз­лич­ной фор­мы собствен­нос­ти. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):50-54
Срав­ни­тель­ный ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти оп­рос­ни­ка SF-MPQ-2 и ви­зу­аль­ной ана­ло­го­вой шка­лы для оцен­ки вы­ра­жен­нос­ти бо­ле­во­го син­дро­ма у сто­ма­то­ло­ги­чес­ких па­ци­ен­тов в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(4):11-17
Эти­ко-де­он­то­ло­ги­чес­кие проб­ле­мы те­ра­пии пси­хи­чес­ких расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):7-14
При­вер­жен­ность ле­че­нию, свя­зан­ная с уров­нем до­ве­рия ле­ча­ще­му вра­чу, у па­ци­ен­тов с рев­ма­то­ид­ным ар­три­том. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):30-35
Под­дер­жи­ва­ющая им­му­но­суп­рес­сив­ная те­ра­пия при бо­лез­ни Кро­на: при­вер­жен­ность па­ци­ен­та и ее вли­яние на эф­фек­тив­ность ле­че­ния. Кли­ни­чес­кий слу­чай. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(2):90-96

С медицинской точки зрения комплаентность основана на соблюдении пациентом указаний врача. Комплаентность как приверженность лечению в применении к стоматологии не может не вызывать недоверие. Действительно, трудно найти человека, который бы утверждал, что любит лечиться у стоматолога. Но если в фармакологии, где, собственно, и родилась концепция комплаентности пациента, долг понимается как ответственность пациента за прием назначенных врачом лекарственных средств, то в стоматологии данное понятие необходимо применять более широко — компетентность пациента в вопросах профилактики, ответственность за выполнение назначений врача и результат лечения. Мы предположили, что в этом смысле комплаентное/некомплаентное поведение — есть результат действия разнообразных причин. Следовательно, существует имплицитная зависимость между этими причинами и персонификацией комплаентности [3]. Рассмотрим лишь некоторые причины.

В стоматологической практике проблема заинтересованности и ответственности пациента за соблюдение регламента лечения стоит достаточно остро [1, 2]. В этом плане важность его участия в терапевтическом процессе зависит от объема медицинских вмешательств и от степени понимания рисков возможных осложнений, связанных с отказом от лечения [5]. Также знание врачом структурных изменений периапикальных тканей при контакте с тем или иным эндогерметиком позволяет не только констатировать изменения ткани периодонта в отдаленные сроки, но и использовать их для решения прогностических задач в практической терапевтической стоматологии [4].

Таким образом, пациенту предоставляется возможность чувствовать себя соучастником терапевтического альянса. В дальнейшем, получая подробную и необходимую информацию от врача о заболевании, методах лечения, прогнозе и рисках, а также возможных последствиях отказа от вмешательства, пациент осознает сложность самой болезни и необходимость ее лечения. Конечно, уровень осознания будет зависеть и от компетентности пациента, и от умения врача предоставить информацию в доступной форме. Этому этапу взаимодействия врача и пациента необходимо уделять особое внимание, так как именно в данный момент идет формирование мотивации к преодолению болезни и комплаентному поведению в ходе лечения. Несмотря на то что сегодня в стоматологической практике не существует единого стандарта информированного согласия, имеются разные точки зрения на его целесообразность, необходимость в его существовании продиктована современными социальными, экономическими, правовыми и этическими требованиями.

Цель работы состояла в изучении роли компетенций в формировании комплаентного поведения пациента (на примере стоматологической практики).

Материал и методы

Проведено социологическое исследование, которое включало анкетирование и интервьюирование пациентов стоматологического профиля. Выяснялся выбор приоритетной модели взаимоотношений с врачом (информационной, интерпретационной, патерналистской). В опросе принимали участие 800 респондентов в возрасте от 18 до 56 лет. По социальному статусу пациенты распределились следующим образом: среднее образование имели 288 человек, среднее специальное образование — 384, высшее образование — 128. Анкета содержала как альтернативные вопросы, в которых респонденту предлагается выбрать только один из ответов, так и «вопросы—меню», в которых респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких.

Все материалы были подвергнуты статистической обработке параметрическим методом вариационной статистики по критерию Стьюдента. Вычислялись следующие показатели: средняя арифметическая (М), средняя ошибка средней арифметической величины (m), среднеквадратическое отклонение (δ).

Результаты и обсуждение

На принятие и соблюдение назначений и рекомендаций во время стоматологического лечения влияет осознание пациентом необходимости и пользы предстоящих процедур для него. Само по себе осознанное решение не может быть принято пациентом без полной, доступной информации, которую должен предоставить врач о заболевании, методах лечения и возможных рисках, с ним связанных. Было проанализировано 800 ответов пациентов различных стоматологических поликлиник на вопрос, какой позиции они придерживаются при обсуждении плана лечения. Анализ результатов показал, что 39,1±1,7% пациентов основную роль в лечебном процессе отводят врачу. Стоматолог, обследуя больного, устанавливает диагноз и определяет дальнейшее лечение. От пациента в данном случае необходимо лишь согласие. Патерналистские настроения сейчас в большей степени присущи пациентам, поведение которых в отношении своего здоровья формируется на основе низкого уровня компетентности в вопросах медицины, больших нервно-психических перегрузок и желания переложить часть своих забот на плечи врача, дезориентации в новых формах медицинского обслуживания, ценах и лекарствах.

Для 38,9±1,7% респондентов принятие решения относительно лечения обязательно только после консультации или совета врача (интерпретационная модель). В данном случае врач должен выяснить требования пациента и помочь ему в выборе лечения, обязан информировать пациента о пользе и рисках лечения. При этом автономия пациента большая и заключается не только в свободе выбора, но и в понимании аргументов в пользу правильного выбора.

Остальные 22,0±1,4% пациентов при обсуждении методов лечения основываются на своем праве выбора. Они предпочитают самостоятельно выбирать вид медицинской помощи и контролировать проводимое лечение. Врач выступает в качестве компетентного эксперта-профессионала. Он предоставляет и разъясняет всю информацию о болезни самому пациенту. В этом случае реализуется информационная модель взаимоотношений между врачом и пациентом. Пациент обладает полной автономией, роль врача минимальна. Деятельность врача регулируется не столько изнутри его профессии, сколько контролируется и корректируется извне — с точки зрения интересов пациентов. Именно пациенту предоставляется право самостоятельного выбора из разных возможностей, в том числе и отказа от лечения, тогда как врач, по определению, не имеет права отказываться лечить.

Полученные данные свидетельствуют о высоком доверии пациентов к врачу-стоматологу, уверенности в его профессиональной компетентности. Ответственность за проводимые лечебно-профилактические мероприятия в большинстве случаях пациенты возлагают на врача.

В современной стоматологической практике все больше приобретает значение культура посещения одного врача. Наблюдение и лечение у «семейного» доктора позволяет решать многие проблемы профилактики, лечения различной стоматологической патологии. Врач может с большей эффективностью контролировать и прогнозировать развитие и исход заболевания, зная индивидуальные особенности организма своего пациента. Кроме того, для повышения комплаентности пациента имеет значение опыт общения как процесса взаимодействия таких субъектов, как врач и пациент. Чтобы выяснить распространена ли практика обращения к одному специалисту среди наших респондентов, мы включили в анкету вопрос: «Вы посещаете всегда одного и того же стоматолога?» Результаты опроса показали, что 36,4±1,7% респондентов обращаются к одному стоматологу, 45±1,7% стараются придерживаться такой тактики. Остальные 18,6±1,3% пациентов не считают для себя это правило нужным.

Оценка осведомленности населения о стоматологических заболеваниях и их роли в аспекте общего состояния организма показывает, что респонденты не владеют информацией по предупреждению и своевременному лечению заболеваний полости рта и не осознают в полной мере их последствия. Насколько информированы пациенты о наличии такой взаимосвязи и кто (или что) для них является источником подобных знаний, мы выяснили, получив ответы на следующий вопрос: «Какие источники для Вас являются наиболее достоверными в плане получения информации о поддержании здоровья полости рта?» Опрос показал, что 42,8±1,6% пациентов постоянно используют в качестве источника информации интернет-ресурсы; 20,0±1,4% респондентов подобную информацию предпочитают получать у врача-стоматолога; остальные 37,2±1,7% считают объем своих знаний достаточным для поддержания полости рта в удовлетворительном состоянии.

Субъективное восприятие успешности лечения, безусловно, влияет на мотивацию соблюдения пациентом рекомендаций и назначений врача. В связи с этим нас интересовало, что означает для пациента качественное стоматологическое лечение: 33% составили ответы — «избавление от боли». Мотивация обращения объясняет и основные ожидания пациента от лечения: 29,3% составили ответы — «недорогое лечение», 20,2% — «эстетичный вид зубов», 17,5% — «быстрое лечение». Если лечение предусматривает продолжительный период посещений к врачу, вероятность отказа от дальнейших визитов при купировании острых явлений у данных пациентов возрастает.

Из всех опрошенных только 23,4% респондентов проходят все этапы лечения, связывая его успех с четким соблюдением регламента. Стараются придерживаться назначенных сроков лечения 47,1% пациентов. Выбирая именно этот вариант ответа, респонденты честно признавались, что не всегда доводят лечение до конца. Оставшиеся 29,5% лиц избирают для себя тактику эпизодических визитов к врачу-стоматологу, в основном для избавления от острой боли.

Вывод

Комплаентное поведение пациентов зависит от характера мотивации к поддержанию оптимального состояния полости рта. Адекватное отношение к своему здоровью и достаточная компетентность пациента в вопросах профилактики стоматологических заболеваний определяет его ответственность к выполнению лечебных мероприятий.

*e-mail: mihai-m@yandex.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.