Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Янушевич О.О.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Пашков К.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Максимов Е.С.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Становление советской стоматологии: 1918—1921 годы

Авторы:

Янушевич О.О., Пашков К.А., Максимов Е.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2023;102(2): 70‑76

Просмотров: 733

Загрузок: 4

Как цитировать:

Янушевич О.О., Пашков К.А., Максимов Е.С. Становление советской стоматологии: 1918—1921 годы. Стоматология. 2023;102(2):70‑76.
Yanushevich OO, Pashkov KA, Maksimov ES. Formation of Soviet dentistry: 1918—1921. Stomatology. 2023;102(2):70‑76. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202310202170

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов ор­то­дон­ти­чес­ки­ми ус­лу­га­ми в ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ци­ях раз­лич­ной фор­мы собствен­нос­ти. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):50-54
Срав­ни­тель­ный ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти оп­рос­ни­ка SF-MPQ-2 и ви­зу­аль­ной ана­ло­го­вой шка­лы для оцен­ки вы­ра­жен­нос­ти бо­ле­во­го син­дро­ма у сто­ма­то­ло­ги­чес­ких па­ци­ен­тов в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(4):11-17
Ор­га­ни­за­ция че­люс­тно-ли­це­вой и сто­ма­то­ло­ги­чес­кой по­мо­щи ра­не­ным Во­ро­неж­ско­го фрон­та (июль 1942 г. — июль 1943 г.). Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(5):82-84
Ле­че­ние боль­ных с ожо­га­ми в хи­рур­ги­чес­ких кли­ни­ках ме­ди­цин­ских ин­сти­ту­тов Ле­нин­гра­да в 1920—1930-х го­дах. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(7):80-87
Про­фес­сор Дмит­рий Его­ро­вич Мин — ме­дик и по­эт. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(5):73-76
Па­вел Иоси­фо­вич Эм­дин Биог­ра­фия ней­ро­хи­рур­га без бе­лых пя­тен. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(5):119-124
Ана­лиз тру­дов Н.А. Се­маш­ко о са­ни­тар­ном прос­ве­ще­нии на­се­ле­ния. (К 150-ле­тию со дня рож­де­ния). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):125-130
«Все на­ше се­мейство не вы­хо­дит из нас­мор­ка»: за­бо­ле­ва­ния уха, гор­ла и но­са в ок­ру­же­нии С.П. Бот­ки­на. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(5):109-118
Эти­мо­ло­гия на­име­но­ва­ний обо­ло­чек го­лов­но­го моз­га в тру­де Йо­зе­фа Гир­тля «Onomatologia anatomica». Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):117-119

11 июля 1918 г. Совет народных комиссаров издал постановление об организации первого в мире министерства здравоохранения — Народного комиссариата здравоохранения. 17 августа 1918 г. на заседании коллегии Народного комиссариата здравоохранения были приняты положения о созданной при нем зубоврачебной подсекции, перед которой была поставлена задача выработки и проведения в жизнь «всех мероприятий по реформе зубоврачебного дела республики на социалистических основаниях» [1]. Возглавивший зубоврачебную подсекцию зубной врач и активный участник революционного движения П.Г. Дауге писал по этому поводу: «Точно так же, как Наркомздрав в целом стал орудием пролетарской диктатуры в области здравоохранения трудящихся, так и Зубоврачебная подсекция стала орудием этой диктатуры на своем специальном участке культурного фронта» [2]. Более понятно цель, поставленную перед зубоврачебной подсекцией, сформулировал А.Е. Верлоцкий: «Общие положения, выдвинутые новой, революционной, советской медициной, должны были быть проведены и в зубоврачевании, то есть нужно было создать такие формы оказания зубоврачебной помощи, чтобы она обеспечивала большие массы населения, чтобы была квалифицированной, бесплатной, плановой и имела бы, кроме того, классовый подход...» [3].

Для решения задачи «сосредоточения в одних руках всего дела оказания зубоврачебной помощи населению» зубоврачебной подсекцией Наркомздрава было принято постановление от 16 октября 1918 г. об организации зубоврачебных ячеек при медико-санитарных отделах губернских советов депутатов. Согласно постановлению, зубоврачебная часть должна была находиться в ведении зубного врача. В функции врача входило наблюдение за точным исполнением всеми зуболечебными учреждениями общих законов, постановлений, предписаний, распоряжений и разъяснений центральной советской власти, касающихся зубоврачевания; учет и регистрация зубоврачебных амбулаторий, лечебниц, кабинетов, зуботехнических мастерских, зубных врачей и техников; правильное распределение зубоврачебных материалов между учреждениями, зубными врачами и техниками; общее наблюдение за всеми зубоврачебными учреждениями в губернии [4].

О дальнейшей деятельности зубоврачебной подсекции П.Г. Дауге писал так: «Вскоре после... установления зубоврачебной ячейки нами был выработан подробный проект реформы зубоврачебного дела, утвержденный коллегией Н[ародного] К[омиссариата] З[дравоохранения]. Проект этот носил ярко выраженный централистический характер, целиком соответствующий задачам эпохи военного коммунизма, когда новому строительству должен был предшествовать период уничтожения и обезвреживания устоев старого мира» [2]. В условиях послереволюционной разрухи, эпидемий, Гражданской войны концентрация в одних руках частично сохранившихся материальных ресурсов и кадров давала единственный шанс наладить оказание медицинской помощи населению страны [5].

Первым делом зубоврачебная подсекция попыталась установить, какие из обломков старого мира можно использовать в деле строительства нового государственного зубоврачевания. 31 октября 1918 г. в декабрьском (2-м) номере «Известий комиссариата здравоохранения Союза коммун Северной области» было опубликовано постановление о регистрации зубных врачей за подписью заведующей зубоврачебным отделом Е. Андерсон, согласно которому в течение 6 дней всем зубным врачам и дантистам Петрограда и его пригородов было необходимо зарегистрироваться в зубоврачебном подотделе Комиссариата здравоохранения. Владельцы и заведующие зубоврачебных учреждений, лечебниц и зуботехнических мастерских с зубоврачебными кабинетами должны были предоставить сведения о названии заведения, времени его открытия и адресе. Положение заканчивалось грозным предупреждением об ответственности виновных за неисполнение постановления.

Вероятно, далеко не все зубные врачи и владельцы зубоврачебных кабинетов поспешили исполнить указание новой власти, но какой-то учет имеющихся кадров зубоврачебной подсекции Наркомздрава удалось провести. По крайней мере, на одном из заседаний коллегии Ученой одонтологической комиссии от 19 августа 1919 г. проскакивает фраза: «На всю Россию прежнего состава едва имеется 6417 зубных врачей» [6]. Таким образом, создавать систему бесплатной зубоврачебной помощи в новой России предстояло в условиях жесточайшей нехватки профессионально подготовленных кадров.

Одновременно с попытками оценить существующий штат зубных врачей проводился учет имеющейся в стране материально-технической базы зубоврачевания. 14 сентября 1918 г. вышло «Постановление Народного Комиссариата Здравоохранения по учету зубоврачебных и зуботехнических принадлежностей и материалов», согласно которому все оптовые и розничные склады, равно как и частные лица, имеющие зубоврачебные материалы и принадлежности, а также фабрики, заводы, лаборатории и мастерские, вырабатывающие материалы и оборудование для зубоврачевания, должны были в течение 10 дней подать в зубоврачебную подсекцию Наркомздрава данные об имеющихся у них товарах, а в последующем ежемесячно предоставлять точные сведения о приходе и расходе этих товаров, причем их отпуск производить только с разрешения подсекции. И вновь постановление завершалось грозным предупреждением: «Лица, виновные в нарушении сего постановления, подлежат ответственности по всей строгости революционных законов, а товары их конфискуются» [7].

Результаты проведенного учета были доложены на 1-м Всероссийском совещании заведующих зубоврачебными подотделами (1919). Оказалось, что «...материалов на рынке больше, чем это можно было ожидать, но меньше, чем это необходимо для обеспечения потребности в материалах. Что касается инструментария, особенно крупного, как-то: бор-машин, шлейф-машин, вулканизаторов, обстановочного инвентаря, кресел и т.п. — то положение в отношении этого инструментария — критическое» [2].

В условиях катастрофической нехватки средств, зубоврачебного оборудования, материалов и медикаментов организация государственных зубоврачебных амбулаторий для бесплатного обслуживания населения была возможна только путем реквизиции частных кабинетов зубных врачей. Тезисы положения «О национализации зубоврачебного дела в Советской Республике» были заслушаны на заседании коллегии Наркомздрава 3 декабря 1918 г. В первую очередь предполагалось национализировать лечебные учреждения, носившие капиталистический, предпринимательский характер, соблюдая интересы пролетарского элемента. На практике это означало то, что в первую очередь реквизировали зубоврачебные кабинеты, в которых помимо владельца работали ассистенты, а кабинеты, в которых ассистентов не было (так называемые трудовые кабинеты), могли быть временно оставлены владельцам [8]. Коллегия постановила, что национализацию зубоврачевания надо проводить на местные средства и лишь при их нехватке могут быть отпущены кредиты на зубоврачебную помощь по смете Наркомздрава [9].

В положении «О национализации частных кабинетов» было указано, что ввиду ненормального распределения зубоврачебных кабинетов между городом и деревней, между столичными и провинциальными городами, а также между центром города с зажиточным населением и окраинами необходима перегруппировка зубоврачебных учреждений. Отдельные частные кабинеты вместе с инвентарем могли быть переведены по соглашению между зубоврачебной подсекцией и местными советами в другие районы города или сельской местности. При этом они могли быть национализированы сразу или временно оставлены владельцам, которые в таком случае должны были оказывать бесплатную зубоврачебную помощь населению в определенные дни и часы в рамках трудовой повинности [10].

14 декабря 1918 г. на заседании коллегии Наркомздрава был заслушан доклад заведующего зубоврачебной подсекцией П.Г. Дауге о национализации зубоврачебной помощи в республике (планы, как тогда говорили, «даугизации» зубоврачевания в России). Несмотря на то что национализация всей зубоврачебной помощи могла быть проведена только одновременно с национализацией всей медицины, практические мероприятия в этом направлении можно было начать немедленно. Целью этих мероприятий должно было стать полное уничтожение института частнопрактикующих зубных врачей, правильное распределение сил между городом и деревней, бесплатность врачебной и протезной помощи, уничтожение деления зубоврачебной помощи на первосортную — для имущих и второсортную — для неимущих.

Было отмечено, что «национализация зубоврачебной и зуботехнической помощи... сразу же вызывает переобременение расходного бюджета Советской республики». До разрешения вопроса об изыскании средств в общегосударственном масштабе Совдепам предлагалось изыскивать средства на местах, а разовые расходы на оборудование открываемых зубоврачебных амбулаторий сокращать за счет реквизиции частных зубоврачебных кабинетов и зуботехнических лабораторий без выкупа. При необходимости проведения национализации трудовых кабинетов с выкупом рекомендовалось «прибегать по возможности к соглашению с зубными врачами и техниками по вопросу о прикреплении их к их же кабинету или мастерской, но уже в качестве государственных или городских служащих, переводя их вместе с кабинетом, согласно инструкции, в те районы, которые лишены зубоврачебной помощи». При трудоустройстве зубных врачей следовало учитывать их социальное положение и стаж, а при переводе их в уезды и села — еще и семейное положение. Докладчик полагал, что последовательное проведение всех указанных мероприятий по оказанию бесплатной зубоврачебной и зуботехнической помощи населению скоро обречет институт частнопрактикующих зубных врачей и техников на вымирание [11].

Для организации государственной бесплатной зубоврачебной помощи мало было найти (приобрести, а чаще реквизировать) помещение для амбулатории с оборудованием и материалами, надо было убедить зубных врачей, привыкших получать деньги за свою работу, трудиться во вновь созданных лечебных учреждениях. Согласно постановлению Наркомздрава от 20 декабря 1918 г., зубные врачи (не исключая женщин, которых среди зубных врачей было большинство) должны были нести обязательную трудовую повинность. Труд привлеченных на государственную службу зубных врачей должен был оплачиваться согласно общим тарифным ставкам медицинских работников. По словам П.Г. Дауге, «это был первый революционный шаг к профессиональному уравнению зубного врача с врачом медицинским» [2]. В инструкции от 28 января 1919 г. «О порядке привлечения на государственную службу зубных врачей и реквизиции частных кабинетов» определялась очередность привлечения зубных врачей к трудовой повинности. В первую очередь на работу в государственных учреждениях привлекали безработных, затем трудовых, а после них нетрудовых зубных врачей, лишившихся оборудования и инструментария в результате реквизиций [12]. Согласно постановлению Наркомздрава от 20 декабря 1918 г., от трудовой повинности освобождались мужчины в возрасте старше 55 лет, женщины старше 50 лет, беременные женщины (на 8 нед до родов и на столько же после них), а также лица, непригодные к исполнению своих обязанностей по здоровью (что должно было быть удостоверено врачебной комиссией медико-санитарного отдела Совета депутатов) [13].

Необходимость этого шага простодушно объяснял А.Е. Верлоцкий: «Логический ход вещей заставил П.Г. Дауге выдвинуть положение о необходимости трудовой мобилизации зубоврачебного персонала. Объясняется это тем, что ждать добровольного прихода на службу зубных врачей не приходилось. Служба очень плохо оплачивалась, была благодаря плохому снабжению, оборудованию и новым сложным задачам очень трудной и не могла поэтому сильно к себе привлекать» [3].

26 декабря 1918 г. в дополнение к предыдущему было подписано постановление Наркомздрава «О государственной организации зубоврачебной помощи в Республике», в котором всем зубоврачебным подотделам было предписано срочно закончить учет всех зубоврачебных сил, инвентаря, инструментария и немедленно принять меры к организации бесплатной зубоврачебной помощи. Поскольку общедоступная бесплатная помощь еще не была организована, временно допускался прием больных в частных кабинетах. В то же время для обеспечения открываемых зубных амбулаторий инструментами и материалами медико-санитарным отделам городских и губернских исполкомов было предоставлено право реквизировать зуболечебницы и кабинеты, в первую очередь те, «которые носят предпринимательский характер». Реквизируемый инвентарь трудовых частнопрактикующих зубных врачей следовало оплачивать согласно нормам, установленным зубоврачебной подкомиссией, после обеспечения владельца общественной службой с учетом стажа работы и социального положения. Специалисты со стажем 3 года и более могли работать самостоятельно; при рабочем стаже от 1 до 3 лет зубные врачи и техники могли быть приглашены в амбулатории с несколькими креслами для работы под руководством заведующих; лица без стажа могли быть использованы в качестве подсобного персонала до выработки соответствующего стажа [14].

19 февраля 1919 г. последовало дополнение к этому постановлению, согласно которому с момента перевода зубных врачей на государственную службу право последних на частную практику и на хранение инструментария прекращалось. Впрочем, учитывая тяжелое экономическое положение в столицах и некоторых губерниях, а также недостаточное количество зубоврачебных амбулаторий, зубоврачебная подсекция Наркомздрава не настаивала на немедленном выполнении там этого постановления, а затем и вовсе его отменила 5 августа 1919 г. [15].

24 июля 1919 г. была опубликована инструкция об организации государственной зубоврачебной помощи населению республики, в которой впервые были указаны нормы обеспечения населения зубными врачами: для сельского населения — 1 зубной врач на каждый врачебный участок (в среднем на 28 400 человек населения); для городского населения — 1 зубной врач на 5000 человек населения в крупных фабрично-заводских центрах (Москва, Петроград, Саратов и Казань) и 1 зубной врач на 10 000 человек населения в прочих городах; для городских школьников — 1 зубной врач на 2500 школьников в крупных фабрично-заводских центрах и 1 зубной врач на 5000 школьников в прочих городах. В инструкции было указано, что это «план максимум, который ввиду тяжелого финансового положения страны, с одной стороны, недостатка материалов и инструментария на зубоврачебном рынке, с другой, может быть реально осуществлен лишь в порядке постепенности, а потому на текущее полугодие 1919 г. Н.К.З. отпущены средства, необходимые для осуществления лишь 30 процентов указанного плана» [16].

Однако дело было не только в отсутствии финансов. Как говорила заведующая клинико-амбулаторным отделением зубоврачебной подсекции Наркомздрава Е.К. Аннарауд на II Всероссийском совещании заведующих зубоврачебными подотделами, в основе плана-максимум лежит «...много добрых намерений и никаких оснований. Полученные вскоре результаты учета зубоврачебных сил в Республике (около 6000 зубных врачей) показали всю неосуществимость данного плана и заставили приступить подотдел к выработке нового, в основу которого были положены, с одной стороны, 1) количество населения в Республике, 2) количество зубных врачей, с другой — требования государственной целесообразности, а именно правильное распределение зубоврачебных сил между различными группами населения» [17].

Таким образом, благодаря усилиям зубоврачебной подсекции Народного комиссариата здравоохранения во главе с П.Г. Дауге к середине 1919 г. был выработан план развертывания сети государственных бесплатных зубоврачебных амбулаторий в стране и создана законодательная база для этого. Как отметил П.Г. Дауге в 1920 г. на II Всероссийском совещании заведующих зубоврачебными подотделами: «Необходимость существовать на так называемые местные средства чрезвычайно тормозила деятельность отделений. Субсидии из 5-миллионного фонда на оборудование зубамбулаторий не внесли существенного изменения в государственное зубоврачебное строительство. За счет местных средств с трудом удовлетворялись общие медико-санитарные нужды, и интересы зубоврачевания оставались в загоне» [18]. Количество государственных зубоврачебных амбулаторий стало расти с конца 1919 г., когда содержание зарождающегося здравоохранения стали субсидировать из центра: если в конце первого полугодия 1919 г. в стране было 360 государственных зубоврачебных амбулаторий, в которых работали 584 врача, то к концу второго полугодия было уже 1200 амбулаторий (1536 зубных врачей).

О том, с какими трудностями пришлось столкнуться при развертывании сети государственных зубоврачебных амбулаторий в городах и губерниях, мы узнаем из докладов их заведующих. Развитию бесплатного зубоврачевания мешало главным образом отсутствие зубоврачебного оборудования, материалов, денег на содержание создаваемых амбулаторий, недопонимание политики центра на местах и слабая связь с руководством, нехватка подготовленных специалистов, усугубившаяся мобилизацией зубных врачей и техников в Красную армию в 1918—1919 гг., а также нежелание зубных врачей работать по новым правилам. Типичный пример национализации зубоврачевания в 1919 г. описал заведующий нижегородской зубоврачебной секцией: «Несмотря на то, что Зубоврачебная секция Нижгубздравотдела существовала с октября месяца, центром в счет сметы не было переведено ни копейки денег, хотя смета на 1-е полугодие была в свое время послана. Не было также никаких указаний из центра, в какую форму должно вылиться осуществление государственного зубоврачевания и с чего начать в первую очередь. Не было определенных указаний, на какие средства будут существовать амбулатории, т.е. на местные средства уезда или губернии. Ввиду такого неопределенного положения пришлось приняться за организацию зубамбулаторий в тех уездах, которые изъявили согласие всё содержать на местные, уездные, средства. Но и это оказалось не так легко провести в жизнь... Добровольно никто не соглашался ехать в уезды во вновь организуемые амбулатории... Таким образом, пришлось начать привлекать на службу по трудовой повинности. Согласно инструкции, в первую очередь по трудовой повинности должны быть привлечены безработные — таковых оказалось 9 человек со стажем... Пришлось привлекать по трудовой повинности частнопрактикующих зубных врачей, но и эта задача оказалась не из легких. Не имея никаких указаний из центра, кроме общих, о порядке привлечения по трудовой повинности, пришлось этот порядок установить на месте. Все зубные врачи были разделены на категории по практическому стажу и по семейному положению (одинокие, замужние, бездетные или с детьми старше 14 лет и семейные с детьми). Было вызвано несколько человек из первой группы одиноких, но все сразу оказались больными и связанными с престарелыми родными — из них удалось с трудом командировать 2—3 человек, а остальные были временно оставлены... Ввиду того, что для уездов необходимо было и оборудование, а согласно §6 постановления З[убоврачебной] С[екции] Н[ародного] К[омиссариата] З[дравоохранения] из центра можно было требовать оборудование только после перевода на государственную службу всех местных зубных врачей и всего оборудования... пришлось приступить к реквизиции частных кабинетов. По инструкции в первую очередь реквизиции подлежат кабинеты при лечебницах и нетрудовые, но таковых не оказалось... Пришлось избрать другой путь: трудовая повинность по отношению к врачу и реквизиция с выкупом его кабинета. Кабинеты зубных врачей, командируемых в уезд, тут же оценивались согласно инструкции и примерной таблице цен, но выкупить удалось только два, и то не вполне оборудованные (без кресел), а остальные получили только расписки... Зубные врачи частнопрактикующие к реформе относятся крайне отрицательно. Гораздо больнее вопрос с зубными врачами служащими, бывшими собственниками, которые в свое время, идя якобы навстречу, отдали свои кабинеты в бывшие бол[ьничные] кассы. Пока вопрос не касался их собственности, их отношение, по крайней мере на словах, было на стороне новой реформы, но когда вопрос коснулся выкупа их собственных кабинетов, тогда они заговорили совершенно другим языком — языком частного собственника» [19].

Особенно упорно зубные врачи сопротивлялись попыткам командирования их в сельскую местность. Например, в Пермском уезде в 1919 г. «всякая попытка назначения местных врачей в уезд кончалась неудачей; врачи, не желающие ехать, искали более благоприятные условия. Так, один молодой врач совершенно скрылся из города; другому удалось перейти в санчасть III, а третий получил от врачебной комиссии отпуск по болезни на 6 месяцев... Попытка распределения кончилась потерей 3 врачей... Недовольство вызывает необеспеченность зубных врачей, так как врач с 15—20—35-летним стажем получает по XVII разряду 1820 рублей, а в уезде еще меньше, не может купить пуда муки, а между тем почти все люди семейные. Между тем канцелярский служащий, не получивший ни общего, ни специального образования, работающий 2 месяца без всякой ответственности и напряжения, получает то же» [20].

На следующий год ситуация ухудшилась. Инструктор зубоврачебной секции А.М. Явич после инспектирования зубоврачебных амбулаторий в Кубано-Черноморской области в 1920 г. писала в своем докладе: «Как и в предыдущих объездах, в других губерниях приходится констатировать отчаянное положение зубврачей, как и всего медперсонала, в смысле снабжения. Никаких пайков, только фунт хлеба. Ясно, что зубные врачи живут только тем, что продают свои вещи» [21]. Несколько циничной представляется в этом свете резолюция II Всероссийского совещания заведующих зубоврачебными подотделами (1920) по поводу тарифной политики: «Никакое повышение зарплаты не в состоянии улучшить критическое положение как трудящегося класса в целом, так и зубврачей в частности. Поэтому съезд не считает существенно важным повышение тарифа...» [22].

А вот заведующий зубоврачебным отделением Псковской губернии объяснял плохое отношение зубных врачей к национализации их кабинетов и к трудовой повинности очень просто: «Зубные врачи Псковской губернии в массе чужды духу общественности и поэтому не смогли сознать, уяснить величие и важность происходящих политических событий вообще и, в частности, национализации зубоврачевания» [23].

Отчеты заведующих зубоврачебными подотделами демонстрируют нам самые разные примеры подхода к организации государственных зубоврачебных амбулаторий в разных губерниях и городах. Так, в Череповецкой губернии в 1919 г. были зарегистрированы всего 18 зубных врачей (4 мужчин и 14 женщин), частных кабинетов было 13, из коих 2 были национализированы, а «владельцы их были привлечены к работе в организованной зубамбулатории при больнице. Один из них — зубной врач Шур вскоре самовольно покинул Череповецкую губернию и, вернувшись вновь, умер по причине, указанной далее, а другой — бывшая владелица кабинета зубврач Никольская-Шкуренко скончалась, простудившись в перегруженной работой Беловерской зубамбулатории... Для оборудования... зубамбулаторий были национализированы помимо упомянутых еще два кабинета... причем при двух амбулаториях оставлены заведующими бывшие их владельцы, которые возможно и вероятно занимаются после государственного приема частной практикой. Настоящее является противоречащим инструкции Зубсекции Н[ародного] К[омиссариата] З[дравоохранения]. Но смерть двух опытных товарищей, оставшихся после национализации без всяких средств существования и без пайка, заставила Зуботделение смотреть сквозь пальцы на нарушение к проведению инструкции» [24]. В свете таких докладов заявление П.Г. Дауге, которое он сделал в 1924 г. на Всероссийском совещании по медобразованию: «У нас было 6000 зубных врачей, теперь их около 5000», заставляет по-новому оценить его намерение уничтожить институт частнопрактикующих зубных врачей... [25].

А вот тверские организаторы зубоврачевания в отличие от череповецких излишним гуманизмом не страдали. Заведующий зубоврачебным отделением уверенно рапортовал в 1921 г.: «Тот насильственный путь... об отобрании всего инструментария у частнопрактикующих зубных врачей в трехдневный срок... оказался лучшим двигателем государственного зубоврачебного строительства. После реквизиции инструментария профсоюз зубных врачей потерял надежду на сохранение своей частной практики... Прошло всего лишь шесть месяцев со дня национализации, и я с гордостью могу отметить, что Тверская губерния в постановке зубоврачебного дела идет в первых рядах. Невзирая на тяжесть момента, переживаемого страной, когда для создания чего-либо нового требуется героических усилий, Зубоврачебному отделению в сравнительно короткий срок удалось поставить зубоврачебное дело так, что граждане забыли думать о частных кабинетах» [26].

Особенно трудно в 1921 г. пришлось жителям Саратовской и Самарской губерний, которых настиг голод в Поволжье. Доведенные до отчаяния нищетой и голодом, зубные врачи писали письма в зубоврачебную секцию Наркомздрава в тщетной надежде донести до руководителей то чудовищное положение, в котором они оказались, и получить помощь из центра. Заведующий зубоврачебным подотделом Самгубздрава писал: «В особенности немедленного разрешения требует вопрос о работе зубврачей в местах, постигнутых неурожаем, где голод принимает невозможные размеры, где цена на хлеб уже дошла до 4—6 тысяч за фунт и где зубные врачи, состоящие на государственной службе, кроме голодного, часто совершенно не выдаваемого пайка и жалованья в 2500—3000 руб. ничего не получают. О частной практике говорить не приходится, ее нет и быть не может, не до платного лечения зубов, когда кругом голод и все заняты вопросом о насущном куске хлеба...» [27].

Однако идея о возвращении зубных врачей к частной практике все чаще звучала в докладах заведующих. Так, заведующий Саратовским губернским отделом здравоохранения писал в докладной записке: «Оставленные и обманутые в своих расчетах зубработники начинают искать выходы, и постепенно начинают вырастать тайные зубоврачебные кабинеты, своим состоянием дискредитирующие зубоврачевание, кто может — бежит, заболевает, и в течение 2-х лет мы теряем 50% врачей и техников. Принимать репрессивные меры к имеющим тайные кабинеты нельзя — этим мы потеряем только последних врачей... Саратовский Губздравотдел ходатайствует перед Н[ародным] К[омиссариатом] З[дравоохранения] о переводе всех зубных врачей, зубных техников и их семейств на паек ударных предприятий с 1-го марта. В настоящее время с уничтожением того незначительного пайка, который они раньше получали, положение 60% государственных зубработников, не могущих подработать иным путем, кроме легального, стало катастрофическим, они обречены на медленное вымирание. Дальнейшее состояние в таком роде более нетерпимо. Необходимо эту небольшую группу работников обеспечить ударным пайком или же сознательно разрушить то, что создано с таким огромным трудом» [28].

Дела обстояли плохо не только в голодных губерниях, в крупных городах ситуация была немногим лучше. Публикуем фрагменты письма месткома показательной амбулатории, входившей в состав Зубоврачебной подсекции, датированного 30 августа 1921 г.: «Местком Показательной зубамбулатории Н[ародного] К[омиссариата] З[дравоохранения] вынужден констатировать, что весь персонал амбулатории, за исключением нескольких врачей, имеющих еще частную практику и работающих по 14 часов в сутки, находится в самом трагическом положении; не имеет абсолютно никакого продовольствия, хотя и получили карточку. А одежды и обуви никогда не получали и не получают, а все свое заложено или распродано на питание, ежемесячного денежного довольствия по ставкам вместе с премиальными едва хватает на 1 день существования... И с каждым днем поддержание трудовой дисциплины становится все труднее и труднее, и сплошь и рядом наталкиваешься на справедливые возражения, что «мы не бесплотны и хотим кушать». Вследствие перемены общей экономической политики в Республике Местком Показательной амбулатории Н[ародного] К[омиссариата] З[дравоохранения] полагает, что отношение к работникам государственного учреждения должно находиться в соответствии с этой политикой. Если государство в настоящее время не в состоянии удовлетворить некоторые нужды своих служащих даже в пределах государственного состояния, то необходимо найти другой выход. Таковым выходом может быть или 1) удовлетворение денежными знаками в размере, соответствующем прожиточному минимуму по вольным ценам рынка; 2) или же аналогично, как членам производственных цехов или работникам искусств, предоставить право персоналу работать часть времени, взимая с пациентов плату в пользу персонала учреждения...» [29].

Борьба за дальнейшее развертывание сети бесплатных государственных зубоврачебных амбулаторий закончилась в 1921 г., когда 14 марта 1921 г. на Х съезде РКП(б) было объявлено о переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике. Расходы на здравоохранение должны были теперь покрываться как государственными, так и местными средствами, и большая часть медицинских учреждений была переведена на местный бюджет. Заслушав доклад Н.А. Семашко о новой экономической политике, III Всероссийское совещание заведующих зубоврачебными отделениями губернских и областных отделов здравоохранения приняло резолюцию, в которой говорилось о сокращении плана государственного зубоврачевания ввиду тяжелых материальных и финансовых условий, о необходимости хотя бы сохранить уже функционирующие государственные зубоврачебные амбулатории, особенно сельские. Амбулатории и кабинеты, не задействованные в государственном зубоврачевании, и неиспользуемый инвентарь было разрешено передавать во временное пользование профессорам и кооперативам на договорных началах; открытие частных зубоврачебных кабинетов стало возможным с разрешения и под контролем соответствующего Губздрава; было разрешено открытие частных зубных лечебниц объединениями зубных врачей; предполагалось послабление трудовой повинности [30].

Несмотря на призыв сохранить достигнутое, в условиях новой экономический политики количество государственных амбулаторий, созданных на основе «добрых намерений» зубоврачебной подсекции, стало быстро уменьшаться. На 1 октября 1921 г. в стране было 1225 городских амбулаторий (1283 зубных врача) и 659 сельских амбулаторий (751 врач), итого 1884 государственные амбулатории, в которых работали 2034 зубных врача, на следующий год количество государственных амбулаторий сократилось втрое, в городах — на одну треть [25]. П.Г. Дауге писал по этому поводу: «После ликвидации военного коммунизма в государственном зубоврачевании наступает, как и во всех областях государственной жизни, период перехода к новой экономической политике. Процесс национализации частных кабинетов прекращается... Государственное зубоврачевание переживает чрезвычайно тяжелую полосу временного отступления, принявшего местами довольно хаотический характер и приведшего к значительному сокращению более или менее налаженной сети государственных зубучреждений и разбазариванию национализированного имущества...» [31].

Таким образом, в 1918—1921 гг. усилиями зубоврачебной подсекции Народного комиссариата здравоохранения была впервые в мире развернута сеть государственных зубоврачебных амбулаторий, в которых населению оказывали бесплатную помощь. Спустя 100 лет методы, с помощью которых это было достигнуто, а именно национализация частных зубоврачебных кабинетов и привлечение зубных врачей к трудовой повинности, представляются довольно жестокими, но с точки зрения революционеров, занимавшихся реформой зубоврачевания в Советской России, цель оправдывала средства. Очевидно также, что в условиях военного коммунизма, голода и Гражданской войны на одном только революционном энтузиазме создать жизнеспособную систему государственного зубоврачевания было невозможно, и воплотить в жизнь идею квалифицированной, бесплатной, плановой стоматологической помощи удалось гораздо позже, в другое время и в других экономических условиях.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.