История военной медицины в годы Великой Отечественной войны хорошо изучена, но мы продолжаем открывать ее новые героические страницы.
Цель исследования — освещение ранее неизвестных фактов об организации медицинской помощи челюстно-лицевым раненным солдатам и офицерам Воронежского фронта, истории развития специализированной медицины на фронте в период с лета 1942 г. до лета 1943 г.
Военная стоматология в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) выполняла задачи по лечению челюстно-лицевых раненых и оказанию зубоврачебной помощи. Наибольшее количество лицевых повреждений при боевых действиях — это огнестрельные ранения, поэтому основное внимание хирургов и военных стоматологов было направлено на челюстно-лицевые огнестрельные и другие травматические ранения, на челюстно-лицевую ортопедию и восстановительную хирургию [1]. Степень тяжести повреждений зависела от ранящего оружия и колебалась от множественных ранений кожи до полного разрушения всего лица.
В первый период Великой Отечественной войны раненные в челюстно-лицевую область поступали в общехирургические госпитали для устранения тяжелых, угрожающих жизни последствий травмы. К первому периоду войны относится и создание Воронежского фронта летом 1942 г., когда начались тяжелые оборонительные бои за Воронеж, Сталинград и Кавказ. Начальником Военно-санитарного управления (ВСУ) Воронежского фронта был назначен С.А. Семека, главным хирургом фронта — А.М. Гуревич [2]. Генерал-майор С.А. Семека в аналитических отчетах о хирургической помощи на Воронежском фронте с июля по декабрь 1942 г. еще не отмечал отдельно ранения в лицо, они рассматриваются в общих сведениях по локализации как ранения в череп [3]. Это связано с тем, что отчетность о такой помощи еще не запрашивалась, а специализированные челюстно-лицевые отделения госпиталей Воронежского фронта находились в стадии формирования. Раненные в лицо направлялись в общехирургические госпитали. Специализированную помощь медсанбатам и госпиталям Воронежского фронта оказывали армейские челюстно-лицевые группы отдельных рот медицинского усиления (ОРМУ) Воронежского фронта. Группа в ОРМУ включала одного челюстно-лицевого хирурга и двух медицинских сестер.
Организация специализированной помощи раненым и эвакуация по назначению в соответствии с характером ранения стала одной из актуальных организационных проблем для советской военной медицины второго периода Великой Отечественной войны. Госпитальная база Воронежского фронта по лечению челюстно-лицевых раненых в начале 1943 г. уже состояла из трех специализированных челюстно-лицевых отделений при госпиталях №1036 (Бобров, Воронежская обл.), №1404 (Мичуринск) и №1981 (Тамбов). В отделениях хирургически обрабатывали костную рану с последующей иммобилизацией фрагментов челюстей после их репозиции проволочными шинами, обрабатывали раны покровов лица с наложением первичного или пластичного шва. Раненых, нуждающихся в длительных сроках лечения и реабилитации, направляли на долечивание дальше, в тыловые госпитали. По данным ВСУ Воронежского фронта, в период наступления весной 1943 г. из 4417 раненых в лицо в строй возвращены 9,8% (430 человек), смертность колебалась от 1,2% до 2%. Число раненых с повреждением челюстей составило 1339, с повреждением мягких тканей лица — 3078. Только через полевой эвакопункт №74 (40-я армия) в январе — марте 1943 г. прошли 2196 раненных в челюстно-лицевую область, из них 589 — с повреждением челюстей, с повреждением мягких тканей челюстно-лицевой области — 1607. Из 589 раненых с повреждением челюстей возвращены в часть 149 (7%), умерли 12 (2%) [4].
Вместе с достижениями ВСУ Воронежского фронта отмечало, что 65% раненных в лицо продолжали поступать не в специализированные отделения, а в общехирургические госпитали, где помощь выражалась в примитивной иммобилизации переломов челюстей, причем раненый попадал в госпиталь иногда на 5—6-й день после ранения [5]. Это указывало на недостатки в сортировке и эвакуации раненых, слабую укомплектованность челюстно-лицевых групп, использование имеющихся специалистов не по назначению.
Летом 1943 г. ВСУ Воронежского фронта удалось восполнить недокомплект челюстно-лицевых групп ОРМУ и отделений госпиталей. Только в период недолгого фронтового затишья с апреля по июнь 1943 г. в 7-й гвардейской и 38-й армиях Воронежского фронта из стоматологов были полностью сформированы челюстно-лицевые группы ОРМУ. В 69-ю армию и 6-ю гвардейскую армию летом 1943 г. прибыли две ОРМУ — №88 и №89, укомплектованные на 75% врачами-стоматологами выпуска 1941 и 1942 гг. Для ускоренной подготовки челюстно-лицевых хирургов ОРМУ к опытному врачу прикрепляли молодых врачей, которых обучали обследованию челюстно-лицевых раненых, шинированию переломов челюстей, ведению документации и специфике ухода за раненными в лицо.
Для повышения квалификации врачей Воронежского фронта проводились фронтовые конференции и сборы. ВСУ фронта поощрялась научно-исследовательская работа, оперативно изучались достижения медицинской науки, опыт по совершенствованию методов лечения раненых и больных. Так, для подготовки челюстно-лицевых хирургов и гипсовых техников в эвакогоспитале №1981 (Тамбов) в мае 1943 г. были организованы специализированные двухнедельные курсы [6]. 17 мая 1943 г. была проведена 1-я межгоспитальная стоматологическая конференция врачей Воронежского фронта. На конференции были сделаны доклады по теме «Лечение огнестрельных переломов челюстей шинами из пластмассы» с демонстрацией больных на разных сроках с момента ранения и поступления в госпиталь. С 26—28 июня 1943 г. при активном участии главного инспектора ВСУ генерал-майора медицинской службы профессора Д.А. Энтина состоялись сборы армейских стоматологов Воронежского фронта. На сборах были заслушаны отчетные доклады об опыте работы армейских стоматологов: майора медицинской службы А.Г. Шаргородского, командира 1-й челюстно-лицевой группы хирургов ОРМУ №28 из 40-й армии, и капитана медицинской службы Г.С. Акишиной, командира 1-й челюстно-лицевой группы ОРМУ №73 из 38-й армии [7]. Генерал-майором Д.А. Энтиным был сделан доклад «Новое в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии за время войны».
10 июня 1943 г. была проведена 2-я хирургическая конференция Воронежского фронта. На конференции были сделаны два доклада стоматологов: старшего лейтенанта медицинской службы А.А. Левитина «Опыт применения пластиночного шва и пластика при ранениях челюстно-лицевой области» и майора медицинской службы Рабиновича «Лечение огнестрельных переломов челюстей шинами из пластмассы».
Зуболечебная помощь оказывалась как в армейском, так и во фронтовом звене. Потребность армий в зубопротезировании, согласно отчетам ВСУ Воронежского фронта, была огромной. Первая зуботехническая лаборатория фронта появилась в августе 1942 г., а с получением в июне 1943 г. нового комплекта оборудования при госпитале №1404 (Мичуринск) была создана еще одна зуботехническая лаборатория, при этом состав челюстно-лицевого отделения госпиталя пополнился двумя врачами. При эвакогоспитале №409 (ст. Придача, Воронеж) летом 1943 г. было организовано еще одно челюстно-лицевое отделение, которое имело в составе двух стоматологов и небольшую зуботехническую лабораторию. Число изготовленных протезов для раненых резко увеличилось. Если за второе полугодие 1942 г. было изготовлено 297 протезов, то только за один июнь 1943 г. — 144 протеза [8].
Таким образом, в первое полугодие после организации Воронежского фронта летом 1942 г. специализированная помощь еще не могла полностью развернуться, не хватало военных стоматологов, челюстно-лицевых хирургов и специализированных отделений в хирургических госпиталях. Весной 1943 г. в госпиталях Воронежского фронта появились челюстно-лицевые отделения, принимались необходимые меры для повышения квалификация челюстно-лицевых групп ОРМУ, совершенствовалась сортировка на этапах эвакуации. Лечение челюстно-лицевых раненых в специализированных отделениях госпиталей уменьшало смертность, сроки лечения и реабилитации. Увеличилась зуболечебная помощь, появились новые зуболечебные лаборатории. Уже в Курской битве 75,0—85,0% раненых Воронежского фронта получали врачебную помощь в первые 4—5 ч с момента ранения с дальнейшей эвакуацией в медсанбат. Подвижные полевые госпитали первой линии были усилены специализированными группами из ОРМУ [9]. В условиях контрнаступления наших войск под Курском в ходе боевых действий военно-медицинская служба Воронежского фронта реализовала многосторонний опыт медицинского обеспечения армий в ходе боевых действий, в том числе обеспечения специализированной челюстно-лицевой и стоматологической помощью.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.