Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Аверич В.В.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней имени М.М. Краснова»

Шелудченко В.М.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней им. М.М. Краснова»

Осипян Г.А.

1. ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»;
2. Центр восстановления зрения

Егорова Г.Б.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»

Храйстин Х.

1. ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»;
2. Центр восстановления зрения

Митичкина Т.С.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»

Сипливый В.И.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России»

Результаты конфокальной микроскопии роговицы после бандажной лечебно-оптической кератопластики при кератоконусе

Авторы:

Аверич В.В., Шелудченко В.М., Осипян Г.А., Егорова Г.Б., Храйстин Х., Митичкина Т.С., Сипливый В.И.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2020;136(5): 184‑190

Просмотров: 773

Загрузок: 22


Как цитировать:

Аверич В.В., Шелудченко В.М., Осипян Г.А., Егорова Г.Б., Храйстин Х., Митичкина Т.С., Сипливый В.И. Результаты конфокальной микроскопии роговицы после бандажной лечебно-оптической кератопластики при кератоконусе. Вестник офтальмологии. 2020;136(5):184‑190.
Averich VV, Sheludchenko VM, Osipyan GA, Egorova GB, Khraystin Kh, Mitichkina TS, Siplivy VI. Results of confocal microscopy of the cornea after bandage therapeutic-optical keratoplasty in keratoconus. Russian Annals of Ophthalmology. 2020;136(5):184‑190. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma2020136052184

Рекомендуем статьи по данной теме:
Глу­бо­кая пе­ред­няя пос­лой­ная ке­ра­топ­лас­ти­ка при экстру­зии не­пол­но­го ин­трастро­маль­но­го коль­ца (кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние). Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(1):75-79
Ке­ра­то­ко­нус: ос­нов­ные нап­рав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):11-20
Кон­фо­каль­ная мик­рос­ко­пия нер­вных во­ло­кон ро­го­ви­цы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):38-45
Ана­лиз ре­зуль­та­тов мо­ди­фи­ци­ро­ван­ной пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной то­пог­ра­фи­чес­ки и то­мог­ра­фи­чес­ки ори­ен­ти­ро­ван­ной ме­то­ди­ки ультра­фи­оле­то­во­го крос­слин­кин­га ро­го­вич­но­го кол­ла­ге­на. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):5-14
Вли­яние оп­ти­чес­ких на­ру­ше­ний при ке­ра­то­ко­ну­се на ре­зуль­та­ты то­мог­ра­фи­чес­ких ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния струк­тур зад­не­го сег­мен­та гла­за. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(5):27-35
Срав­ни­тель­ный ана­лиз кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ных по­ка­за­те­лей у па­ци­ен­тов со ста­биль­ным ке­ра­то­ко­ну­сом II—III ста­дии пос­ле им­план­та­ции ро­го­вич­ных сег­мен­тов и под­бо­ра скле­раль­ных жес­тких кон­так­тных линз. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2):72-77
Аль­тер­на­тив­ные ме­то­ды хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния ке­ра­то­ко­ну­са. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2):85-90
Из­ме­не­ние пре­кор­не­аль­ной слез­ной плен­ки при раз­лич­ных ста­ди­ях ке­ра­то­ко­ну­са. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(3):43-49

Кератоконус (КК) занимает одно из ведущих мест среди дистрофических заболеваний роговицы у лиц молодого и среднего возраста [1]. Структурные и морфологические изменения, проявляющиеся в различных слоях роговицы при КК, приводят к нарушению ее биомеханических свойств, истончению и формированию зоны эктазии в центральной или парацентральной зоне. По мере прогрессирования заболевания происходят увеличение миопической рефракции глаза и появление иррегулярного астигматизма, значительно снижающих зрительные функции [1, 2].

Разработанная в ФГБНУ «НИИ глазных болезней» бандажная лечебно-оптическая кератопластика (БЛОК) является методом выбора профилактики прогрессирования кератэктазии (патент RU 2565485) [3—5]. Суть операции заключается в интрастромальной имплантации алломатериала, которая приводит к утолщению и укреплению роговицы в зоне эктазии.

Технологически адекватное выполнение операции осуществляют за счет применения фемтосекундного лазера, с помощью которого выкраивают донорский трансплантат и формируют интрастромальный карман для его имплантации за счет расслоения роговицы реципиента.

По данным многолетних наблюдений, операция препятствует прогрессированию эктазии и способствует определенному уплощению роговицы в центральной зоне, что в совокупности приводит к улучшению зрительных функций. При этом нельзя исключить, что уплощение роговицы в центральной интактной зоне сопровождается структурными изменениями [4, 5].

Внедрение в клиническую практику метода конфокальной микроскопии позволяет неинвазивно и прижизненно на уровне, близком к морфологическому, оценить структурные особенности роговицы как при ее заболеваниях, так и после применения разных методов лечения [6—10].

Морфологические изменения роговицы, характерные для разных стадий КК, исследованные с помощью данного метода, в настоящее время подробно описаны как зарубежными, так и отечественными исследователями [6, 7, 11—15].

В зависимости от стадии КК авторы описывают разной степени эпителиопатию поверхностного слоя со стушеванностью границ клеток и изменениями размеров их ядер. Помимо этого прослеживаются явления гомогенизации и фибротизации стромы, микрострии, а также наличие высокорефлектирующих зон, свидетельствующих о нарушении прозрачности в том или ином слое роговицы [6, 7, 11—15].

В ряде случаев патологические изменения в роговице могут приводить к уплотнению и повышению рефлективности боуменовой или десцеметовой мембран, которые в норме при конфокальной микроскопии не определяются [6, 15].

Цель исследования — сравнительная оценка состояния роговицы до и после операции БЛОК при помощи конфокальной микроскопии.

Материал и методы

Обследовано 15 пациентов (15 глаз) с прогрессирующим КК (7 глаз — II стадия, 8 глаз — III стадия заболевания по классификации Amsler) без признаков помутнения в центральной зоне, которым была выполнена БЛОК. Средний возраст оперированных пациентов составил 35,0±2,0 года (от 26 до 44 лет), средняя толщина роговицы в зоне эктазии — 436,1±20 мкм, средняя некорригированная острота зрения до операции — 0,09±0,05.

В процессе операции с помощью фемтосекундного лазера (VICTUS Femtosecond Laser, INTRALASE-FS60 AMO, США) из консервированной в среде Борзенка—Мороз донорской роговицы изготавливали послойный трансплантат в виде кольца, который потом моделировали в соответствии с площадью эктазии (зону максимального укручения роговицы определяли с помощью кератотопограммы).

Протяженность кольца рассчитывали в градусах: при центральном расположении эктазии, как правило, применяли почти законченное кольцо. Ширина трансплантата составляла 2,75 мм, толщина 250—360 мкм.

Исходя из минимальной толщины роговицы реципиента, в зоне трансплантации определяли максимально возможную глубину формирования интраламеллярного кармана — приблизительно 70—75% минимальной толщины.

С помощью фемтосекундного лазера по заданному алгоритму в роговице реципиента формировали кольцевидный интраламеллярный карман и выкраивали донорский трансплантат. Через небольшой радиальный надрез в передней стенке кармана трансплантат вводили в интраламеллярное ложе роговицы реципиента и размещали в проекции зоны эктазии.

Роговицу исследовали с помощью светового конфокального микроскопа Confoscan-4 («Nidek», Япония). Пациентов обследовали до проведения БЛОК и через 12 мес. Изучали центральную оптическую зону и парацентральный участок роговицы (зона расположения трансплантата).

Статистическую обработку результатов проводили в пакете программ SPSS Statistica 22.0.

Результаты и обсуждение

Во всех случаях до операции при конфокальной микроскопии выявлены характерные для КК структурные изменения в роговице. Эпителиальный слой характеризовался признаками эпителиопатии I—II степени, отмечали увеличение числа слущенных клеток, а в ряде случаев — выраженное нарушение адгезии эпителиальных клеток к подлежащим слоям (рис. 1). Базальный эпителий визуализировали в виде полиморфного слоя клеток со стушеванными границами. Ход и структура субэпителиальных нервных волокон были без существенных изменений.

Рис. 1. Дооперационная микроскопическая картина эпителия в центральной зоне роговицы.

а — эпителиопатия I степени; б — эпителиопатия II—III степени, выраженное нарушение адгезии эпителиальных клеток (указано стрелками).

В стромальных слоях отмечали снижение прозрачности межклеточного вещества (относительно нормы), сопровождавшееся увеличением эффекта светорассеяния. Четкость границ ядер кератоцитов также была снижена (рис. 2, а). В средних и задних слоях стромы визуализировали так называемые лакуны — бесклеточные зоны, в которых ядра кератоцитов не определяются (см. рис. 2, б).

Рис. 2. Дооперационная микроскопическая картина стромы передней (а) и средней (б) центральной зоны роговицы.

а — снижение четкости границ ядер кератоцитов в передней строме (указаны стрелками); б — бесклеточные зоны в средней строме (указаны стрелками).

Для КК II стадии было характерно наличие микрострий в задних стромальных слоях (рис. 3). По мере прогрессирования патологического процесса микрострии могли иметь место и в средней строме.

Рис. 3. Дооперационная микроскопическая картина задней стромы центральной зоны роговицы.

Наличие микрострий (указаны стрелками).

В ряде случаев наблюдали зоны повышенной оптической плотности и появления отражательного рефлекса от десцеметовой мембраны, а также ее складки, что свидетельствовало о нарушении структуры и прозрачности мембраны (рис. 4).

Рис. 4. Дооперационная микроскопическая картина десцеметовой мембраны в центральной зоне роговицы.

Наличие складок мембраны (указаны стрелками).

Эндотелиальный монослой был представлен клетками с умеренными признаками полиморфизма и полимегатизма (рис. 5). Средняя плотность эндотелиальных клеток составляла 2527±60,8 кл/мм2.

Рис. 5. Дооперационная микроскопическая картина эндотелия центральной зоны роговицы.

Умеренные признаки полиморфизма и полимегатизма клеток.

Через 12 мес после проведения операции во всех случаях отмечали сохранность поверхностного и базального эпителиального слоев в центральной (рис. 6, а) и парацентральной части роговицы. В отдельных случаях сохранялись признаки эпителиопатии I степени (см. рис. 6, б). Визуализируемые в зонах сканирования субэпителиальные нервные сплетения не претерпевали каких-либо патологических изменений.

Рис. 6. Послеоперационная микроскопическая картина эпителия в центральной зоне роговицы.

а — сохранность поверхностного слоя эпителия; б — явления эпителиопатии I степени.

В стромальных слоях как в интактной центральной оптической зоне, так и в зоне контакта ткани собственной роговицы с имплантированным сегментом отмечалось повышение прозрачности межклеточного вещества. Ядра кератоцитов выглядели более четкими и контурированными (рис. 7).

Рис. 7. Послеоперационная микроскопическая картина передней (а) и средней (б) стромы в центральной зоне роговицы.

Ядра кератоцитов (отмечены стрелками) выглядят более четкими и контурированными.

Дополнительно послеоперационные структурные изменения стромы роговицы были проанализированы на основе оценки уровня интенсивности светорассеяния с помощью денситометрической кривой в системе Z-сканирования конфокального микроскопа (см. таблицу). В результате отмечена тенденция к снижению как максимального, так и минимального уровня светорассеяния в стромальных слоях после операции, которая носила статистически недостоверный характер (p>0,005), возможно, вследствие малой выборки наблюдений. Снижение указанных показателей косвенно может свидетельствовать о тенденции к «упорядочению» структурных элементов роговицы.

Уровень светорассеяния стромальными слоями роговицы в единицах яркости (M±δ) до (I) и через 12 мес после (II) проведения БЛОК

Срок обследования

Уровень светорассеяния

M±δ

I

Минимальный

72,24±9,1

Максимальный

121,45±8,7

II

Минимальный

63,73±12,6

Максимальный

113,52±10,3

Выявлены вполне ожидаемые структурные особенности интерфейса — границы между собственной роговицей и трансплантатом. Участок собственной стромы с большим количеством визуализируемых кератоцитов сменялся зоной трансплантата с отсутствием каких-либо структурных элементов (рис. 8, а), что, возможно, является следствием использования в процессе операции технологического этапа, связанного с замораживанием донорской роговицы. В остальном отмечали достаточно четкую микроскопическую картину без признаков гиперрефлективности межклеточного вещества, а в зоне интерфейса — явления уплотнения ткани по типу диффузного фиброза и образования локальных участков рубцовой ткани (см. рис. 8, б) и элементы разного размера с высокой отражательной способностью (см. рис. 8, в), механизм образования которых до сих пор остается дискутабельным [16—18].

Рис. 8. Послеоперационная микроскопическая картина стромы роговицы в зоне интерфейса.

а — собственная строма с визуализируемыми кератоцитами (указаны пунктирными стрелками) сменяется бесклеточной зоной (указано стрелками); б — локальный участок рубцовой ткани (указан стрелкой); в — элементы разного размера с высокой отражательной способностью (указаны стрелками).

В отдельных случаях в зоне интерфейса визуализировали единичные кератоциты с четкими границами (рис. 9). В остальных случаях за счет локальных участков фиброза в предлежащих слоях состояние задней стромы и эндотелия определить не удавалось.

Рис. 9. Послеоперационная микроскопическая картина задней стромы роговицы в зоне интерфейса.

Единичные кератоциты с четкими границами (указаны стрелками).

Эндотелий в оптической зоне визуализировали как слой гексагональных клеток с умеренной степенью полимегатизма и полиморфизма (рис. 10, а). Среднее количество клеток эндотелия в интактной зоне составляло 2538±128 кл/мм2. В случаях, где эндотелиальный слой удавалось визуализировать в зоне трансплантата, грубых нарушений структур клеток и снижения их плотности относительно центральной зоны выявлено не было (см. рис. 10, б).

Рис. 10. Послеоперационная микроскопическая картина эндотелия роговицы в центральной (оптической) зоне (а) и зоне трансплантата (б).

Заключение

Межслойная имплантация роговичного трансплантата в зону эктазии в парацентральных участках роговицы с целью профилактики прогрессирования кератоконуса приводит к определенным положительным структурным изменениям роговицы в целом. Так, в интактной центральной зоне роговицы отмечены повышение прозрачности межклеточного вещества с более четкой визуализацией ядер кератоцитов и уменьшение интенсивности светорассеяния, что косвенно свидетельствует о тенденции к восстановлению прозрачности и оптической однородности стромальных слоев роговицы.

Применение фемтолазерных технологий обеспечивает сохранность боуменовой и десцеметовой мембран за счет интрастромального характера вмешательства, что в свою очередь способствует сохранности переднего и заднего эпителия роговицы. Локальные участки фиброза в зоне интерфейса операции косвенно могут указывать на биомеханическое «укрепление» данной зоны.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Г.Е., Г.О., В.А., В.Ш.

Сбор и обработка материала: В.А., Г.О., Х.Х., Т.М., В.С.

Статистическая обработка: В.А.

Написание текста: В.А., В.Ш.

Редактирование: В.А.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.