Оценка эффективности слухопротезирования в детском возрасте представляется одновременно сложной и важной задачей. Ее сложность состоит в том, что получение четких поведенческих реакций бывает затруднительным у маленьких детей, а также у детей с комплексными нарушениями. Проведение речевого тестирования возможно с 3-летнего возраста, а адекватное описание ребенком субъективных слуховых ощущений — с 5—6 лет. Между тем доказано, что период жизни от рождения до 3 лет является наиболее сенситивным для развития слуха и речи. Важность оценки эффективности продиктована необходимостью раннего слухопротезирования и оперативных изменений параметров настройки. Неадекватная настройка может стать причиной отсутствия прогресса и даже регресса в слухоречевом развитии [1].
В связи с этим в детской аудиологии применяются объективные и субъективные методы оценки эффективности слухопротезирования. Объективные методы включают электроакустическую верификацию (измерения в реальном ухе), регистрацию различных классов слуховых вызванных потенциалов в слуховых аппаратах (СА) и кохлеарных имплантах (КИ), определение индекса разборчивости речи (SII). Субъективные методы — это оценка порогов слуха в аппаратах, речевая аудиометрия, сурдопедагогическая диагностика и использование анкет-опросников [2]. Из перечисленных методов анкеты-опросники в наибольшей степени способны ответить на главный вопрос: «Как ребенок слышит в реальной жизни, а не в условиях клиники?». Несмотря на кажущийся субъективизм, исследованиями показано, что опросники, основанные на наблюдениях, достаточно точно отражают слуховое и коммуникативное развитие ребенка [3]. Эти инструменты дают возможность врачу: 1) оценить эффективность выбранного метода коррекции слуха в целом и настройки в частности; 2) уточнить тактику реабилитации; 3) определить соответствие развития ребенка возрастным нормам. Кроме того, при заполнении опросника члены семьи становятся активными наблюдателями за слуховым поведением ребенка, находят общий язык со специалистом, повышается их вовлеченность в процесс реабилитации, что является неотъемлемой частью семейно-центрированного подхода [4].
Основные требования к опроснику как к инструменту оценки: чувствительность к измеряемым явлениям/состояниям, к динамике, если опросник применяется до и после вмешательства, наличие нормативных данных, воспроизводимость результатов и их корреляция с данными других методов исследования [5]. В современной аудиологии доступно большое количество опросников, оценивающих слухоречевое развитие детей различного возраста с разной степенью тугоухости. Характеристики наиболее распространенных анкет представлены в табл. 1.
Таблица 1. Характеристика наиболее распространенных опросников для оценки слухоречевого развития ребенка
Название опросника | Целевая аудитория | Нормативные данные | Количество вопросов | Респондент | Русскоязычная версия | |
возраст, годы | степень тугоухости | |||||
LittlEARS | 0—2 | Любая | Да | 35 | Родитель | Да |
IT-MAIS | 0,5—3 | IV — глухота | Нет | 10 | Родитель | Да |
FAPI | Любой | Любая | Нет | 7 | Родитель | Нет |
COSI-C | Любой | Любая | Нет | 5 | Родитель | Нет |
PEACH | от 2 до 7 | Любая | Да | 13 | Родитель | Нет |
TEACH | от 2 до 7 | Любая | Да | 11 | Учитель | Нет |
CHILD | от 3 до 12 | Любая | Нет | 15 | Родитель | Нет |
SIFTER | >5 | Любая | Нет | 15 | Учитель | Нет |
LIFE | >6 | Любая | Нет | 15 | Ребенок | Нет |
CA-PHAP | >10 | Любая | Да | 24 | Ребенок | Нет |
Исходя из табл. 1, можно сделать вывод о том, что далеко не для всех опросников доступны нормативные данные. Анкета LittlEARS, адаптированная к применению в отечественной практике И.В. Королевой, отвечает критериям для инструмента оценки слухоречевого развития раннего возраста: имеются нормативные возрастные данные и данные о воспроизводимости результатов [6]. Между тем отсутствуют адаптированные русскоязычные версии опросников для дошкольного и младшего школьного возраста. Наиболее валидный инструмент для данной возрастной группы — опросник PEACH (The Parents' Evaluation of Aural/Oral Performance of Children Scale), предложенный T. Ching и M. Hill в 2007 г. [7]. Преимущества данного опросника состоят в широком возрастном диапазоне применения, наличии возрастных норм и данных по воспроизводимости, в удобстве заполнения и обработки результатов. PEACH широко распространен в мировой практике (в клиническом и научном применении), что делает результаты исследований, в которых он используется, понятными для международного сообщества и подлежащими сравнению с данными разных авторов. Так, Протоколом детского аудиологического контроля Университета Западного Онтарио (2010) предписывается проводить двухэтапную оценку функциональных результатов слухопротезирования у детей: с применением опросника LittlEARS с 3 мес, а при достижении возраста 24 мес и/или результатов LittlEARS равных и более 27 баллов — опросника PEACH [8]. Опросник PEACH включает 13 вопросов, охватывающих разнообразные аспекты слухового поведения ребенка в повседневной жизни. Существует две формы оценки результатов: дневник и оценочная шкала. При заполнении дневника родителям необходимо привести примеры того, в каких ситуациях ребенок проявлял те или иные реакции на звуки, а результат оценивается по количеству таких примеров. В оценочной шкале используется 5 градаций проявления поведенческих реакций (никогда, редко, иногда, часто, всегда), итоговая оценка складывается из результатов ответов на 11 последних вопросов (первые два вопроса затрагивают использование слухового аппарата и не включаются в общий результат). Имеется возможность дифференцированной оценки субшкал «тишина» и «шум». T. Ching и M. Hill (2007) утверждают, что опросник имеет высокую воспроизводимость (r=0,93) [7]. M. Bagatto и S. Scollie (2013) доказали высокую корреляцию (r=0,98) между нормативными данными при применении дневника и оценочной шкалы и рекомендуют последнюю к клиническому применению как более простой в обработке инструмент [9]. Опросник PEACH применяется в том числе при оценке результатов реабилитации детей, имеющих комплексные нарушения [10].
Цель исследования — валидация русскоязычной версии опросника PEACH.
Материал и методы
Перевод и адаптация. Перевод и кросс-культурная адаптация производились согласно рекомендациям D. Hall и соавт. [11] и включали следующие стадии:
— подготовка, обсуждение деталей валидации с разработчиками оригинального опросника;
— перевод оригинального опросника с английского языка на русский двумя независимыми переводчиками, сведение различий в переведенных вариантах в единую версию третьим независимым переводчиком;
— обратный перевод русскоязычной версии на английский язык четвертым независимым переводчиком, сравнение полученного текста с оригинальным опросником;
— совместный анализ различий между оригинальным опросником, прямым и обратным переводом междисциплинарной командой, включающей переводчика, врача-сурдолога и лингвиста, принятие решения о культурологической эквивалентности;
— полевое пилотное тестирование русскоязычной версии на целевой аудитории: опросник выдавался 10 родителям детей, наблюдающихся в СПб ГКУЗ «ДГСЦ» (возраст детей от 2 до 8 лет). Выяснялось, являются ли вопросы понятными для родителей и не содержатся ли в опроснике культурологические несоответствия;
— финальная стадия — окончательная проверка, согласование переведенной версии с разработчиками оригинального опросника.
Респонденты. Валидация опросника проводилась на базе СПб ГКУЗ «ДГСЦ» и кафедры оториноларингологии с курсом ИДПО ФГБОУ ВО «БГМУ» Минздрава России. В исследовании участвовали 100 детей. Всеми родителями подписано информированное добровольное согласие на участие в исследовании. Разделение участников по группам, а также применяемые у них средства слухопротезирования отражены в табл. 2. Дети с нарушением слуха (2-я группа) состоят на диспансерном учете в СПб ГКУЗ «ДГСЦ», некоторые дети с нормальным слухом (1-я группа) — их братья и сестры, а также воспитанники детских дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Уфы. Во 2-ю группу включались дети, использующие слуховой аппарат (СА)/кохлеарный имплант (КИ) >8 ч/сут. Дети не имели каких-либо сопутствующих нарушений.
Таблица 2. Разделение участников по группам исследования и применяемые средства слухопротезирования
Группа | Число детей | Возрастной диапазон, мес | СА | КИ |
1-я группа (нормальный слух) | 50 | 1—54 | 0 | 0 |
2-я группа (хроническая сенсоневральная тугоухость) | ||||
I степень | 11 | 6—149 | 11 | 0 |
II степень | 13 | 5—147 | 13 | 0 |
III степень | 13 | 4—150 | 13 | 0 |
IV степень/глухота | 13 | 8—160 | 3 | 10 |
Примечание. СА — слуховой аппарат; КИ — кохлеарный имплант.
Процесс валидации. Адаптированную русскоязычную версию опросника раздавали родителям. Им было рекомендовано наблюдать за слуховым поведением ребенка в течение 1 нед, после чего заполнить опросник. При возврате опросника с родителями обсуждались результаты для уверенности в правильной интерпретации вопросов и достоверности ответов. В процессе валидации использовалась оценочная шкала опросника. Максимально возможное количество баллов — 100.
Результаты, полученные у детей с нормальным слухом, использованы для разработки нормативных значений для русскоязычной версии PEACH. По результатам обработки опросников детей с тугоухостью определялась чувствительность метода. Для определения воспроизводимости результатов 10 родителям детей с нормальным слухом (возраст 7—35 мес) и 8 родителям детей с тугоухостью (возраст 12—62 мес) предложено повторное заполнение опросника через 2 нед. При этом за указанный период отсутствовали изменения в слухе и общем состоянии ребенка.
При обработке результатов исследования использовались методы математической статистики: определяли среднее арифметическое, стандартное отклонение, критерий Манна—Уитни, выполняли вариационный анализ, использовали коэффициент корреляции Спирмена. За уровень статистической значимости принято значение p<0,05.
Результаты
По результатам ответов на вопрос №2 у 91% (n=91) детей обеих групп не было дискомфорта в ответ на громкие звуки, либо он отмечался редко. У 9% (n=9) детей дискомфорт отмечался иногда, причем это были дети из 2-й группы. Данные, полученные у детей с нормальным слухом, отражены на рис. 1 в зависимости от возраста. Как видно из графика, к возрасту 42 мес значения приобретают характер плато, близкого к максимальному значению. Визуальный анализ графика позволяет выявить большую вариабельность значений у детей старше 25 мес, однако вариационный анализ не показал статистически значимых различий в степени вариабельности между возрастными группами (F=0,59, p>0,05).
Рис. 1. Результаты опросника PEACH у детей с нормальным слухом в зависимости от возраста.
На рис. 2 представлены средневозрастные значения для обследованной когорты с 5% доверительным интервалом (ДИ). Рис. 3 демонстрирует показатели детей с различной степенью тугоухости в зависимости от возраста по отношению к данным детей с нормой слуха. Для оценки функционального дефицита у детей с тугоухостью рассчитаны отклонения от нормативных значений для разного возраста (рис. 4).
Рис. 2. Нормативные значения русскоязычной версии опросника PEACH с 95% доверительным интервалом.
Рис. 3. Результаты опросника PEACH у детей с различной степенью тугоухости.
Сплошная линия — нормативные значения.
Рис. 4. Результаты опросника PEACH при различной степени тугоухости с коррекцией на возрастную норму.
Столбцы I—IV — степени тугоухости.
В табл. 3 отражены результаты определения воспроизводимости результатов русскоязычной версии опросника PEACH.
Таблица 3. Воспроизводимость результатов опросника
Группа | Среднее значение 1 | СО 1 | Среднее значение 2 | СО 2 | Средняя разница 1/2 | СО 1/2 |
1-я группа | 75,2 | 14,7 | 75,9 | 15,2 | 0,69 | 1,89 |
2-я группа | 56,2 | 15 | 56,8 | 15,5 | 0,58 | 1,63 |
Примечание. 1 — первичное заполнение опросника; 2 — повторное заполнение; СО — стандартное отклонение; 1/2 — разница между результатами первичного и повторного заполнения.
Тест-ретест корреляция для 1-й группы составила ρ=1,0 (p<0,05), для 2-й группы — ρ=0,976 (p<0,05) (критерий Спирмена), что свидетельствует о высокой степени воспроизводимости результатов опросника.
Обсуждение
При проведении исследования мы выявили, что у некоторых родителей возникли сложности в понимании и удержании внимания при чтении длинных вопросов, содержащих два варианта для детей различных возрастных групп (вопросы №№3, 5, 7, 8, 9 и 11). Решением данной проблемы стало графическое разделение двух вариантов, что позволило сделать структуру вопроса более понятной для родителя. В процессе адаптации не возникло проблем в межкультурных различиях. По данным опроса родителей, заполнение формы не занимало у них более 15—20 мин и не вызывало непреодолимых сложностей в понимании вопроса и выборе варианта ответа.
Данные детей с нормой слуха, полученные в нашем исследовании, хорошо коррелируют с нормативными данными для детей разного возраста, опубликованными разработчиками (ρ=0,998; p<0,05). Это дает основания считать полученные нами результаты для детей 1-й группы нормативными значениями для русскоязычной версии опросника PEACH (см. рис. 2).
Результаты тестирования детей с I степенью тугоухости демонстрируют тренд к увеличению с возрастом, сходный с таковым у детей с нормальным слухом. Однако результаты при II, III, IV степенях тугоухости и глухоте характеризуются большей межиндивидуальной вариабельностью. Это объясняется следующими факторами:
— возрастом ребенка на начало слухопротезирования;
— различиями в характеристиках СА и методе слухопротезирования (СА/КИ);
— вариабельностью получаемой реабилитационной помощи (кратность, содержание занятий с сурдопедагогом, вовлеченность родителей).
Наибольшее отклонение от нормативных значений наблюдалось у детей с высокой степенью тугоухости, а также у детей в возрасте 6 мес. В целом данные детей 2-й группы подтверждают чувствительность метода к состоянию слуха у детей в зависимости от возраста.
Русскоязычная версия показала высокую воспроизводимость, аналогичную данным оригинальной версии. Обработка оценочной шкалы удобна, не занимает много времени, а количественное представление результатов позволяет отслеживать динамику слухоречевого развития ребенка, делает их понятными коллегам, позволяет использовать опросник в научных исследованиях и презентовать их результаты на международном уровне. Дальнейшие направления исследований сводятся к изучению результатов опросника PEACH при оценке влияния различных факторов на результаты реабилитации ребенка с нарушением слуха: возраст на момент первичного слухопротезирования, параметры настройки СА/КИ, структура реабилитации, наличие комплексных нарушений у ребенка.
Русскоязычная версия опросника PEACH доступна на официальных сайтах СПб ГКУЗ «ДГСЦ» (https://dgsc.kzdrav.gov.spb.ru) и Ассоциации оториноларингологов, сурдологов-оториноларингологов Республики Башкортостан (https://www.lorrb.com).
Выводы
1. Русскоязычная версия опросника PEACH прошла лигвистико-культурную валидацию и может использоваться в клинической практике и научных исследованиях для оценки динамики слухоречевого развития и результатов слухопротезирования у детей 2—7 лет.
2. Нормативные данные для русскоязычной версии хорошо коррелируют с данными оригинальной версии опросника.
3. Показана высокая воспроизводимость опросника, а также подтверждена возможность его применения у детей с различным состоянием слуховой функции.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.