Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Туфатулин Г.Ш.

СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр»;
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Чинг Т.

Национальные акустические лаборатории

Савельева Е.Е.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Савельев Е.С.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Русскоязычная версия опросника PEACH (валидация и нормативные данные)

Авторы:

Туфатулин Г.Ш., Чинг Т., Савельева Е.Е., Савельев Е.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1098

Загрузок: 88


Как цитировать:

Туфатулин Г.Ш., Чинг Т., Савельева Е.Е., Савельев Е.С. Русскоязычная версия опросника PEACH (валидация и нормативные данные). Вестник оториноларингологии. 2021;86(2):10‑15.
Tufatulin GSh, Ching T, Savelieva EE, Saveliev ES. Russian version of PEACH scale (validation and normative data). Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2021;86(2):10‑15. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20218602110

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти сов­ре­мен­ных оп­рос­ни­ков для оцен­ки обо­ня­ния. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):33-38
Ме­то­ды изу­че­ния ма­ло­под­виж­но­го об­ра­за жиз­ни: воз­мож­нос­ти и ог­ра­ни­че­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):97-102
Оп­рос­ни­ки для оцен­ки фун­кции ру­ки у па­ци­ен­тов с рас­се­ян­ным скле­ро­зом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):36-42
Пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­ких ха­рак­те­рис­тик зу­бо­че­люс­тной сис­те­мы, за­ви­си­мых от сме­ны пи­ще­вых при­вы­чек в воз­рас­тном ас­пек­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):41-47

Оценка эффективности слухопротезирования в детском возрасте представляется одновременно сложной и важной задачей. Ее сложность состоит в том, что получение четких поведенческих реакций бывает затруднительным у маленьких детей, а также у детей с комплексными нарушениями. Проведение речевого тестирования возможно с 3-летнего возраста, а адекватное описание ребенком субъективных слуховых ощущений — с 5—6 лет. Между тем доказано, что период жизни от рождения до 3 лет является наиболее сенситивным для развития слуха и речи. Важность оценки эффективности продиктована необходимостью раннего слухопротезирования и оперативных изменений параметров настройки. Неадекватная настройка может стать причиной отсутствия прогресса и даже регресса в слухоречевом развитии [1].

В связи с этим в детской аудиологии применяются объективные и субъективные методы оценки эффективности слухопротезирования. Объективные методы включают электроакустическую верификацию (измерения в реальном ухе), регистрацию различных классов слуховых вызванных потенциалов в слуховых аппаратах (СА) и кохлеарных имплантах (КИ), определение индекса разборчивости речи (SII). Субъективные методы — это оценка порогов слуха в аппаратах, речевая аудиометрия, сурдопедагогическая диагностика и использование анкет-опросников [2]. Из перечисленных методов анкеты-опросники в наибольшей степени способны ответить на главный вопрос: «Как ребенок слышит в реальной жизни, а не в условиях клиники?». Несмотря на кажущийся субъективизм, исследованиями показано, что опросники, основанные на наблюдениях, достаточно точно отражают слуховое и коммуникативное развитие ребенка [3]. Эти инструменты дают возможность врачу: 1) оценить эффективность выбранного метода коррекции слуха в целом и настройки в частности; 2) уточнить тактику реабилитации; 3) определить соответствие развития ребенка возрастным нормам. Кроме того, при заполнении опросника члены семьи становятся активными наблюдателями за слуховым поведением ребенка, находят общий язык со специалистом, повышается их вовлеченность в процесс реабилитации, что является неотъемлемой частью семейно-центрированного подхода [4].

Основные требования к опроснику как к инструменту оценки: чувствительность к измеряемым явлениям/состояниям, к динамике, если опросник применяется до и после вмешательства, наличие нормативных данных, воспроизводимость результатов и их корреляция с данными других методов исследования [5]. В современной аудиологии доступно большое количество опросников, оценивающих слухоречевое развитие детей различного возраста с разной степенью тугоухости. Характеристики наиболее распространенных анкет представлены в табл. 1.

Таблица 1. Характеристика наиболее распространенных опросников для оценки слухоречевого развития ребенка

Название опросника

Целевая аудитория

Нормативные данные

Количество вопросов

Респондент

Русскоязычная версия

возраст, годы

степень тугоухости

LittlEARS

0—2

Любая

Да

35

Родитель

Да

IT-MAIS

0,5—3

IV — глухота

Нет

10

Родитель

Да

FAPI

Любой

Любая

Нет

7

Родитель

Нет

COSI-C

Любой

Любая

Нет

5

Родитель

Нет

PEACH

от 2 до 7

Любая

Да

13

Родитель

Нет

TEACH

от 2 до 7

Любая

Да

11

Учитель

Нет

CHILD

от 3 до 12

Любая

Нет

15

Родитель

Нет

SIFTER

>5

Любая

Нет

15

Учитель

Нет

LIFE

>6

Любая

Нет

15

Ребенок

Нет

CA-PHAP

>10

Любая

Да

24

Ребенок

Нет

Исходя из табл. 1, можно сделать вывод о том, что далеко не для всех опросников доступны нормативные данные. Анкета LittlEARS, адаптированная к применению в отечественной практике И.В. Королевой, отвечает критериям для инструмента оценки слухоречевого развития раннего возраста: имеются нормативные возрастные данные и данные о воспроизводимости результатов [6]. Между тем отсутствуют адаптированные русскоязычные версии опросников для дошкольного и младшего школьного возраста. Наиболее валидный инструмент для данной возрастной группы — опросник PEACH (The Parents' Evaluation of Aural/Oral Performance of Children Scale), предложенный T. Ching и M. Hill в 2007 г. [7]. Преимущества данного опросника состоят в широком возрастном диапазоне применения, наличии возрастных норм и данных по воспроизводимости, в удобстве заполнения и обработки результатов. PEACH широко распространен в мировой практике (в клиническом и научном применении), что делает результаты исследований, в которых он используется, понятными для международного сообщества и подлежащими сравнению с данными разных авторов. Так, Протоколом детского аудиологического контроля Университета Западного Онтарио (2010) предписывается проводить двухэтапную оценку функциональных результатов слухопротезирования у детей: с применением опросника LittlEARS с 3 мес, а при достижении возраста 24 мес и/или результатов LittlEARS равных и более 27 баллов — опросника PEACH [8]. Опросник PEACH включает 13 вопросов, охватывающих разнообразные аспекты слухового поведения ребенка в повседневной жизни. Существует две формы оценки результатов: дневник и оценочная шкала. При заполнении дневника родителям необходимо привести примеры того, в каких ситуациях ребенок проявлял те или иные реакции на звуки, а результат оценивается по количеству таких примеров. В оценочной шкале используется 5 градаций проявления поведенческих реакций (никогда, редко, иногда, часто, всегда), итоговая оценка складывается из результатов ответов на 11 последних вопросов (первые два вопроса затрагивают использование слухового аппарата и не включаются в общий результат). Имеется возможность дифференцированной оценки субшкал «тишина» и «шум». T. Ching и M. Hill (2007) утверждают, что опросник имеет высокую воспроизводимость (r=0,93) [7]. M. Bagatto и S. Scollie (2013) доказали высокую корреляцию (r=0,98) между нормативными данными при применении дневника и оценочной шкалы и рекомендуют последнюю к клиническому применению как более простой в обработке инструмент [9]. Опросник PEACH применяется в том числе при оценке результатов реабилитации детей, имеющих комплексные нарушения [10].

Цель исследования — валидация русскоязычной версии опросника PEACH.

Материал и методы

Перевод и адаптация. Перевод и кросс-культурная адаптация производились согласно рекомендациям D. Hall и соавт. [11] и включали следующие стадии:

— подготовка, обсуждение деталей валидации с разработчиками оригинального опросника;

— перевод оригинального опросника с английского языка на русский двумя независимыми переводчиками, сведение различий в переведенных вариантах в единую версию третьим независимым переводчиком;

— обратный перевод русскоязычной версии на английский язык четвертым независимым переводчиком, сравнение полученного текста с оригинальным опросником;

— совместный анализ различий между оригинальным опросником, прямым и обратным переводом междисциплинарной командой, включающей переводчика, врача-сурдолога и лингвиста, принятие решения о культурологической эквивалентности;

— полевое пилотное тестирование русскоязычной версии на целевой аудитории: опросник выдавался 10 родителям детей, наблюдающихся в СПб ГКУЗ «ДГСЦ» (возраст детей от 2 до 8 лет). Выяснялось, являются ли вопросы понятными для родителей и не содержатся ли в опроснике культурологические несоответствия;

— финальная стадия — окончательная проверка, согласование переведенной версии с разработчиками оригинального опросника.

Респонденты. Валидация опросника проводилась на базе СПб ГКУЗ «ДГСЦ» и кафедры оториноларингологии с курсом ИДПО ФГБОУ ВО «БГМУ» Минздрава России. В исследовании участвовали 100 детей. Всеми родителями подписано информированное добровольное согласие на участие в исследовании. Разделение участников по группам, а также применяемые у них средства слухопротезирования отражены в табл. 2. Дети с нарушением слуха (2-я группа) состоят на диспансерном учете в СПб ГКУЗ «ДГСЦ», некоторые дети с нормальным слухом (1-я группа) — их братья и сестры, а также воспитанники детских дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Уфы. Во 2-ю группу включались дети, использующие слуховой аппарат (СА)/кохлеарный имплант (КИ) >8 ч/сут. Дети не имели каких-либо сопутствующих нарушений.

Таблица 2. Разделение участников по группам исследования и применяемые средства слухопротезирования

Группа

Число детей

Возрастной диапазон, мес

СА

КИ

1-я группа (нормальный слух)

50

1—54

0

0

2-я группа (хроническая сенсоневральная тугоухость)

I степень

11

6—149

11

0

II степень

13

5—147

13

0

III степень

13

4—150

13

0

IV степень/глухота

13

8—160

3

10

Примечание. СА — слуховой аппарат; КИ — кохлеарный имплант.

Процесс валидации. Адаптированную русскоязычную версию опросника раздавали родителям. Им было рекомендовано наблюдать за слуховым поведением ребенка в течение 1 нед, после чего заполнить опросник. При возврате опросника с родителями обсуждались результаты для уверенности в правильной интерпретации вопросов и достоверности ответов. В процессе валидации использовалась оценочная шкала опросника. Максимально возможное количество баллов — 100.

Результаты, полученные у детей с нормальным слухом, использованы для разработки нормативных значений для русскоязычной версии PEACH. По результатам обработки опросников детей с тугоухостью определялась чувствительность метода. Для определения воспроизводимости результатов 10 родителям детей с нормальным слухом (возраст 7—35 мес) и 8 родителям детей с тугоухостью (возраст 12—62 мес) предложено повторное заполнение опросника через 2 нед. При этом за указанный период отсутствовали изменения в слухе и общем состоянии ребенка.

При обработке результатов исследования использовались методы математической статистики: определяли среднее арифметическое, стандартное отклонение, критерий Манна—Уитни, выполняли вариационный анализ, использовали коэффициент корреляции Спирмена. За уровень статистической значимости принято значение p<0,05.

Результаты

По результатам ответов на вопрос №2 у 91% (n=91) детей обеих групп не было дискомфорта в ответ на громкие звуки, либо он отмечался редко. У 9% (n=9) детей дискомфорт отмечался иногда, причем это были дети из 2-й группы. Данные, полученные у детей с нормальным слухом, отражены на рис. 1 в зависимости от возраста. Как видно из графика, к возрасту 42 мес значения приобретают характер плато, близкого к максимальному значению. Визуальный анализ графика позволяет выявить большую вариабельность значений у детей старше 25 мес, однако вариационный анализ не показал статистически значимых различий в степени вариабельности между возрастными группами (F=0,59, p>0,05).

Рис. 1. Результаты опросника PEACH у детей с нормальным слухом в зависимости от возраста.

На рис. 2 представлены средневозрастные значения для обследованной когорты с 5% доверительным интервалом (ДИ). Рис. 3 демонстрирует показатели детей с различной степенью тугоухости в зависимости от возраста по отношению к данным детей с нормой слуха. Для оценки функционального дефицита у детей с тугоухостью рассчитаны отклонения от нормативных значений для разного возраста (рис. 4).

Рис. 2. Нормативные значения русскоязычной версии опросника PEACH с 95% доверительным интервалом.

Рис. 3. Результаты опросника PEACH у детей с различной степенью тугоухости.

Сплошная линия — нормативные значения.

Рис. 4. Результаты опросника PEACH при различной степени тугоухости с коррекцией на возрастную норму.

Столбцы I—IV — степени тугоухости.

В табл. 3 отражены результаты определения воспроизводимости результатов русскоязычной версии опросника PEACH.

Таблица 3. Воспроизводимость результатов опросника

Группа

Среднее значение 1

СО 1

Среднее значение 2

СО 2

Средняя разница 1/2

СО 1/2

1-я группа

75,2

14,7

75,9

15,2

0,69

1,89

2-я группа

56,2

15

56,8

15,5

0,58

1,63

Примечание. 1 — первичное заполнение опросника; 2 — повторное заполнение; СО — стандартное отклонение; 1/2 — разница между результатами первичного и повторного заполнения.

Тест-ретест корреляция для 1-й группы составила ρ=1,0 (p<0,05), для 2-й группы — ρ=0,976 (p<0,05) (критерий Спирмена), что свидетельствует о высокой степени воспроизводимости результатов опросника.

Обсуждение

При проведении исследования мы выявили, что у некоторых родителей возникли сложности в понимании и удержании внимания при чтении длинных вопросов, содержащих два варианта для детей различных возрастных групп (вопросы №№3, 5, 7, 8, 9 и 11). Решением данной проблемы стало графическое разделение двух вариантов, что позволило сделать структуру вопроса более понятной для родителя. В процессе адаптации не возникло проблем в межкультурных различиях. По данным опроса родителей, заполнение формы не занимало у них более 15—20 мин и не вызывало непреодолимых сложностей в понимании вопроса и выборе варианта ответа.

Данные детей с нормой слуха, полученные в нашем исследовании, хорошо коррелируют с нормативными данными для детей разного возраста, опубликованными разработчиками (ρ=0,998; p<0,05). Это дает основания считать полученные нами результаты для детей 1-й группы нормативными значениями для русскоязычной версии опросника PEACH (см. рис. 2).

Результаты тестирования детей с I степенью тугоухости демонстрируют тренд к увеличению с возрастом, сходный с таковым у детей с нормальным слухом. Однако результаты при II, III, IV степенях тугоухости и глухоте характеризуются большей межиндивидуальной вариабельностью. Это объясняется следующими факторами:

— возрастом ребенка на начало слухопротезирования;

— различиями в характеристиках СА и методе слухопротезирования (СА/КИ);

— вариабельностью получаемой реабилитационной помощи (кратность, содержание занятий с сурдопедагогом, вовлеченность родителей).

Наибольшее отклонение от нормативных значений наблюдалось у детей с высокой степенью тугоухости, а также у детей в возрасте 6 мес. В целом данные детей 2-й группы подтверждают чувствительность метода к состоянию слуха у детей в зависимости от возраста.

Русскоязычная версия показала высокую воспроизводимость, аналогичную данным оригинальной версии. Обработка оценочной шкалы удобна, не занимает много времени, а количественное представление результатов позволяет отслеживать динамику слухоречевого развития ребенка, делает их понятными коллегам, позволяет использовать опросник в научных исследованиях и презентовать их результаты на международном уровне. Дальнейшие направления исследований сводятся к изучению результатов опросника PEACH при оценке влияния различных факторов на результаты реабилитации ребенка с нарушением слуха: возраст на момент первичного слухопротезирования, параметры настройки СА/КИ, структура реабилитации, наличие комплексных нарушений у ребенка.

Русскоязычная версия опросника PEACH доступна на официальных сайтах СПб ГКУЗ «ДГСЦ» (https://dgsc.kzdrav.gov.spb.ru) и Ассоциации оториноларингологов, сурдологов-оториноларингологов Республики Башкортостан (https://www.lorrb.com).

Выводы

1. Русскоязычная версия опросника PEACH прошла лигвистико-культурную валидацию и может использоваться в клинической практике и научных исследованиях для оценки динамики слухоречевого развития и результатов слухопротезирования у детей 2—7 лет.

2. Нормативные данные для русскоязычной версии хорошо коррелируют с данными оригинальной версии опросника.

3. Показана высокая воспроизводимость опросника, а также подтверждена возможность его применения у детей с различным состоянием слуховой функции.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.