Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Крюков А.И.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Носуля Е.В.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Кунельская Н.Л.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Гаров Е.В.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Романенко С.Г.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Кирасирова Е.А.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Хамзалиева Р.Б.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Товмасян А.С.

ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический Институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы

Гуров А.В.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы

Кучеров А.Г.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Юшкина М.А.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы

Артемьев М.Е.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Ординатура — основополагающий этап профессиональной подготовки оториноларинголога

Авторы:

Крюков А.И., Носуля Е.В., Кунельская Н.Л., Гаров Е.В., Романенко С.Г., Кирасирова Е.А., Хамзалиева Р.Б., Товмасян А.С., Гуров А.В., Кучеров А.Г., Юшкина М.А., Артемьев М.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1083

Загрузок: 7


Как цитировать:

Крюков А.И., Носуля Е.В., Кунельская Н.Л., Гаров Е.В., Романенко С.Г., Кирасирова Е.А., Хамзалиева Р.Б., Товмасян А.С., Гуров А.В., Кучеров А.Г., Юшкина М.А., Артемьев М.Е. Ординатура — основополагающий этап профессиональной подготовки оториноларинголога. Вестник оториноларингологии. 2023;88(2):93‑98.
Kryukov AI, Nosulya EV, Kunelskaya NL, Garov EV, Romanenko SG, Kirasirova EA, Khamzalieva RB, Tovmasyan AS, Gurov AV, Kucherov AG, Yushkina MA, Artemyev ME. Residency is a fundamental stage of professional training of an otorhinolaryngologist. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2023;88(2):93‑98. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20228802193

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­зуль­та­ты ан­ке­ти­ро­ва­ния хи­рур­гов по об­щим воп­ро­сам и ос­но­вам бе­зо­пас­нос­ти в элек­тро­хи­рур­гии. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):39-45
Ин­ди­ви­ду­аль­ные и кон­тек­сту­аль­ные ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка у сту­ден­тов пи­ще­во­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):67-73
Оп­рос­ник обо­ня­тель­ной дис­фун­кции: рус­ско­языч­ная адап­та­ция ме­то­ди­ки Olfa­ctory Questionnaire (OQ, Чон-Вун Ким и др.). Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(3):201-205
Ста­тис­ти­чес­кий ана­лиз оп­ро­са РОПРЭХ по бе­зо­пас­нос­ти ли­по­сак­ции. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4-2):12-23
Диаг­нос­ти­чес­кие ас­пек­ты ASIA-син­дро­ма. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):55-60
Срав­ни­тель­ный ана­лиз субъек­тив­ных и объек­тив­ных ме­то­дов ди­аг­нос­ти­ки син­дро­ма обструк­тив­но­го ап­ноэ сна у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):11-15
Эф­фек­тив­ность мо­де­ли скри­нин­га ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем групп рис­ка. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):12-22

Введение

Оториноларингология занимает важное место в ряду других клинических дисциплин, что во многом обусловлено растущими масштабами распространенности и активной ролью патологии верхних дыхательных путей и органа слуха в формировании многочисленных осложнений со стороны различных органов и систем [1].

Актуальные задачи специальности связаны с внедрением в повседневную практику современных медицинских технологий, дальнейшим повышением эффективности и доступности специализированной медицинской помощи пациентам с заболеваниями уха, горла и носа, улучшением качества их жизни. Одним из основных условий успешной реализации этих задач является совершенствование профессиональной подготовки оториноларингологов в системе непрерывного медицинского образования. Важнейшим этапом приобретения врачом компетенций, необходимых для самостоятельной практической деятельности, является ординатура.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры программа обучения в ординатуре ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» ДЗМ предусматривает освоение теоретических аспектов специальности, которые включают не только фундаментальные вопросы физиологии и патологии уха, горла и носа, но и прикладные аспекты аллергологии, неврологии, офтальмологии, эндокринологии, клинической фармакологии, пластической и реконструктивной хирургии лица и полых органов шеи, орбиты и основания черепа и других разделов клинической медицины, приобретение умений и практических навыков для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по оказанию плановой и неотложной специализированной помощи при заболеваниях верхних дыхательных путей и уха, а также при патологии смежных анатомических областей, формирование коммуникативных навыков и принципов общения с пациентами, освоение правил и методов работы с медицинской документацией и электронными базами данных.

В настоящее время существует большое количество образовательных технологий, используемых в обучении ординаторов, среди которых важное место занимают лекции и тематические семинары с обсуждением примеров из клинической практики, научные конференции, освоение практического курса оперативной оториноларингологии с топографической анатомией и хирургической диссекцией [2, 3].

Одним из привлекательных форматов, способствующих более эффективному приобретению знаний, облегчающих обучение медицинским компетенциям, развитию клинического мышления, необходимого для принятия диагностических решений, являются современные интернет-технологии (онлайн-семинары) [4]. Несмотря на растущие масштабы использования в последипломном образовании врачей дистанционных методов обучения, большей популярностью пользуются, по данным опроса практикующих специалистов, традиционные формы непрерывного медицинского образования, связанные с личным взаимодействием с преподавателем (конференции, лекции, обсуждение публикаций в журналах) [5].

Неотъемлемым и трудоемким разделом программы обучения в ординатуре является освоение и совершенствование хирургической подготовки [6]. Эффективная реализация этого направления в современном медицинском образовании связана, в частности, с использованием различных вариантов моделирования — специальных манекенов, виртуальных моделей и т.д. [7, 8].

С целью доклинического освоения базовых хирургических приемов эндоназальной эндоскопической хирургии носа и околоносовых пазух с успехом используются искусственные и биологические тренажеры, позволяющие отрабатывать навыки эндоскопической диссекции полости носа и околоносовых пазух в условиях, максимально приближенных к реальным клиническим ситуациям [9—13].

Улучшению качества хирургической подготовки способствует применение тренажеров с функцией моделирования виртуальной реальности. Подчеркиваются, в частности, преимущества симуляторов, созданных с использованием технологий 3D-печати, а также моделей смешанной реальности для отработки навыков отохирургических вмешательств [14, 15]. Разработаны высококачественные хирургические симуляторы гортани, позволяющие моделировать различные патологические процессы и облегчающие приобретение навыков выполнения эндоларингеальных вмешательств [16, 17].

Для оценки эффективности обучения ординаторов большое значение приобретает систематический анализ различных показателей образовательного процесса. Одним из распространенных инструментов контроля эффективности образовательного процесса является анкетирование обучающихся. По мнению отечественных и зарубежных экспертов, анализ ответов на вопросы анкеты позволяет выделить наиболее важные и «узкие» места образовательного процесса и с учетом полученных результатов вносить изменения в его организацию, разрабатывать конкретные рекомендации по совершенствованию технологии обучения и улучшению качества подготовки врачей-оториноларингологов.

Цель исследования — провести анализ результатов оценки качества обучения в ординатуре ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» ДЗМ по данным анкетирования ординаторов.

Материал и методы

В исследование включены результаты анонимного анкетирования выборочной группы (31 человек) ординаторов ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» ДЗМ второго года обучения. Основные блоки анкеты предусматривали ответы на следующие вопросы:

1. Оценка общего впечатления о процессе обучения в ординатуре (соответствует ожиданиям; превзошло ожидания; несколько/значительно ниже ожидаемого уровня; затрудняюсь ответить).

2. Удовлетворенность качеством своего обучения в ординатуре: (удовлетворен(а), не удовлетворен(а), затрудняюсь ответить).

3. Оценка собственного уровня подготовки в ординатуре по 5-балльной шкале.

4. Оценка (по 5-балльной шкале) процесса обучения — уровня профессионального общения с преподавателями (доступность профессорско-преподавательского состава и старших врачей (наставников) для текущих (повседневных) консультаций; информационная насыщенность лекций; уровень самостоятельной работы под контролем преподавателей; возможность освоения манипуляций на тренажерах; обеспеченность лечебно-учебного процесса компьютерами, доступом в интернет, к электронным информационным базам данных).

5. Наличие недостатков в организации учебного процесса — неудовлетворительные объемы самостоятельной практической (клинической) деятельности; перегруженность работой с медицинской документацией; недостаточная обеспеченность учебно-методической литературой; невысокий уровень изложения лекционного материала; отсутствие доступа в интернет, к электронным информационным базам данных; отсутствие возможности участия в научно-исследовательской работе.

Кроме этого, в анкете содержались вопросы об удовлетворенности выбором специальности оториноларинголога (удовлетворен(а), не удовлетворен(а), затрудняюсь ответить); намерении работать после окончания ординатуры по избранной специальности (да, нет, затрудняюсь ответить); об информационно-образовательных интернет-ресурсах и периодичности их посещения, количестве научно-практических конференций и других образовательных мероприятий, в которых респонденты принимали участие.

Статистический анализ результатов осуществляли с использованием методов вариационной статистики, в частности определяли абсолютные, относительные (проценты), средние величины и ошибку среднего арифметического.

Результаты

Почти все респонденты (96,8±3,2%) отметили удовлетворенность качеством своего обучения, один человек затруднился с ответом. При этом более 80% опрошенных оценили уровень собственной подготовки в ординатуре на «отлично» (38,7±8,7%) и «хорошо» (48,4±9,0%), а четыре человека (12,9±6,0%) — на «удовлетворительно».

Более чем у 80% опрошенных впечатления об обучении в ординатуре соответствовали собственным ожиданиям (у 71,0±8,2%) или превзошли их (у 16,2±6,6%), а у 12,9±6,0% оказались ниже ожидаемого уровня.

Положительное значение повседневного профессионального общения с преподавателями/наставниками в реальных клинических условиях отметили 32,3±8,4% ординаторов, при этом подавляющее большинство (96,8%) дали высокую оценку доступности сотрудников института и уровню совместной работы с ними в процессе обучения (оценка по 5-балльной шкале в среднем 4,6 балла).

Все ординаторы (100%), принявшие участие в исследовании, наиболее важным разделом своей подготовки считали освоение практических навыков. Согласно полученным данным, степень вовлеченности в самостоятельную работу (в клинико-диагностическом отделении, перевязочной, операционной) под контролем преподавателя/наставника на «отлично» оценили 42,0±8,9% ординаторов, на «хорошо» — 29,0±8,2%, на «удовлетворительно» — 29,0±8,2%.

Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что каждый десятый (12,9±6,0%) респондент наиболее важным для себя считал освоение теоретических разделов специальности. При этом высокую оценку информационной насыщенности лекций дали все участники опроса («отлично» — 58,1±8,9%, «хорошо» — 41,9±8,9%).

Более 50% ординаторов отметили высокий уровень использования тренажеров и симуляционных технологий при освоении практических навыков: 22,6±7,5% оценили эту опцию на «отлично», 35,5±8,6% — на «хорошо», остальные ощущали определенный дефицит работы на тренажерах — 12,9±6,0% оценили эту сторону своего обучения на «удовлетворительно», 29,0±8,2% — на «неудовлетворительно».

Информация, полученная в ходе анкетирования, свидетельствует об активном (71,0±8,2% опрошенных) использовании ординаторами образовательных интернет-ресурсов, электронных информационных баз данных (электронная библиотека ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» ДЗМ, PubMed, MedScape, UpToDate и т.д.), участии в научно-практических конференциях: кроме еженедельных научных конференций в институте каждый пятый (19,4±7,1%) респондент принял участие в 8—10 таких мероприятиях, 41,9±8,9% — в 4—5, а 38,7±8,7% — в трех.

Почти все (96,8±3,2%) участники интервью на вопрос анкеты «Будете ли Вы работать по специальности (оториноларингология) после окончания ординатуры?» ответили утвердительно, один затруднился с ответом.

Обсуждение

Полученные нами данные пилотного исследования и опыт других исследований свидетельствуют об определенной сопоставимости оценок, касающихся профессиональной подготовки ординаторов по оториноларингологии. В частности, речь идет о высокой общей удовлетворенности обучением в ординатуре, хирургической подготовкой, уровнем профессионального партнерства в процессе обучения, позволяющего ординаторам максимально реализовать свой творческий потенциал [18].

Результаты анкетирования позволяют судить об удовлетворенности качеством своего обучения абсолютного большинства опрошенных ординаторов. На наш взгляд, это связано с эффективностью коммуникации между ординаторами и их кураторами (старшими врачами, наставниками), вовлеченностью ординаторов в процесс принятия клинических решений, что также получило высокую оценку респондентов.

Современный этап последипломного медицинского образования характеризуется активным использованием специализированных электронно-поисковых систем, внедрением в учебный процесс дистанционных технологий. Это связано с растущими объемами цифровизации медицинского образования в стране, необходимостью анализа больших объемов научной информации. В институте с этой целью создана и широко используется электронная библиотека, на сайте института размещены и постоянно обновляются клинические и учебно-методические рекомендации по актуальным вопросам специальности, которые наряду с другими интернет-ресурсами регулярно используют более 70% ординаторов, принявших участие в анкетировании. Несмотря на наличие и доступность электронных баз данных, содержащих большие объемы информации, определенные пробелы в знаниях, по некоторым данным, отмечают более 60% опрошенных ординаторов [19]. Поэтому наряду с увеличением в образовательном процессе удельного веса практических занятий и непосредственной работы под руководством преподавателей/наставников на клинических базах важную роль в формировании уровня профессиональной подготовки ординаторов играют лекции, дидактические возможности которых позволяют систематизировать научную информацию, фокусируя внимание слушателей на наиболее значимых, проблемных материалах. Ключевую роль в обеспечении должного усвоения лекционного материала играют информативная и коммуникативная компетентность преподавателя, его взаимодействие со слушателями, рациональное использование современных учебных технологий. Участие в качестве лекторов опытных преподавателей — руководителей и ведущих сотрудников структурных подразделений института способствует интеграции в образовательный процесс современных знаний по актуальным разделам специальности, что, в свою очередь, создает хорошие предпосылки к повышению эффективности освоения ординаторами теоретических вопросов специальности и клинических навыков. Это подтверждается высокой оценкой уровня лекций большинством опрошенных.

Одним из активно развивающихся направлений образовательного процесса является внедрение симуляционных технологий, освоение ординаторами базисных техник выполнения хирургических вмешательств. Итоги анкетирования свидетельствуют о высокой требовательности респондентов к формированию практических навыков, накоплению собственного практического опыта и о желании совершенствовать свою хирургическую подготовку.

Следует подчеркнуть, что формирование в процессе обучения устойчивых практических навыков и умений является не только важным, но и одним из самых трудных разделов подготовки в ординатуре. Несмотря на очевидные преимущества этих методик, недостаточная интеграция моделирования в программы хирургической подготовки оториноларингологов в определенной степени связана с целым рядом факторов, в частности с особенностями пространственного восприятия положения инструментов в условиях виртуальной реальности, значительной стоимостью современных симуляторов, высокореалистичных манекенов и т.д. Вместе с тем самые сложные и дорогостоящие симуляторы далеко не во всех случаях позволяют решать конкретные учебные задачи. Это определяет актуальность использования наряду со сложнейшими тренажерами, максимально точно имитирующими различные клинические ситуации, традиционных обучающих методик с последовательным, по мере приобретения ординаторами начальных навыков, переходом к использованию более сложного симуляционного оборудования [20].

Опыт образовательной деятельности института свидетельствует о том, что важным инструментом приобретения профессиональных знаний является участие ординаторов в еженедельных научно-клинических конференциях ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» ДЗМ (так называемых научных пятницах), заседаниях Московского научного общества оториноларингологов, повестка которых включает обсуждение актуальных вопросов диагностики, лечения и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и уха, сложных клинических случаев, результатов научных исследований, выполняемых сотрудниками, аспирантами и ординаторами института. Не менее важным является привлечение ординаторов к участию в традиционных ежегодных научно-практических конференциях оториноларингологов города Москвы, посвященных вопросам внедрения новых медицинских технологий в практическое здравоохранение Москвы и Московского региона. Все это создает дополнительные возможности для профессионального становления, повышения информационной насыщенности процесса обучения и личностного развития ординаторов.

Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что с точки зрения организации учебного процесса в ординатуре ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» ДЗМ представляет собой современный научно-лечебно-клинический и образовательный комплекс, в котором интегрированы высокоспециализированные научно-исследовательские подразделения, университетская клиника и кафедра оториноларингологии ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, участвующие в реализации программы Департамента здравоохранения города Москвы по последипломному образованию врачей. Все это позволяет привлекать к участию в обучении ординаторов авторитетных ученых, опытных клиницистов, что не только обеспечивает всестороннюю подготовку ординаторов по всем разделам специальности, но и создает условия для научно-исследовательской работы, возможность обучения в дальнейшем в аспирантуре.

Важную роль в углублении представлений об избранной специальности, развитии профессиональной мотивации, повышении творческого потенциала играет активное участие ординаторов в деятельности Молодежного совета института, информационно-просветительских и профилактических мероприятиях Департамента здравоохранения города Москвы и института. Все это способствует формированию у ординаторов удовлетворенности избранной специальностью, осознанного выбора своей дальнейшей деятельности.

В ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» ДЗМ ежегодно обучаются более 60 ординаторов, которые затем продолжают работать в Москве и различных регионах страны, а всего к настоящему времени в ординатуре института подготовлено более двух тысяч оториноларингологов. Как показали результаты анкетирования выборочной совокупности ординаторов, только один из опрошенных на момент интервью не определился с выбором своей будущей профессиональной деятельности, а остальные выразили готовность и желание в дальнейшем работать по избранной специальности.

Заключение

Следует подчеркнуть, что организация образовательного процесса по программам ординатуры является сложной, многогранной и предусматривает участие высококвалифицированного преподавательского состава, наличие современного учебно-методического и информационного обеспечения, симуляционных классов, оснащение клинических баз высокотехнологичным диагностическим и хирургическим оборудованием. Эффективность обучения во многом зависит от уровня предварительной подготовки ординаторов, формальными показателями которой могут быть средний балл по итогам обучения в вузе, участие в работе студенческого научного кружка, опыт научно-исследовательской работы и общественной активности. Перечисленные факторы создают предпосылки для всестороннего развития у ординаторов профессиональных компетенций и их готовности к самостоятельной работе.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Крюков А.И., Носуля Е.В., Кунельская Н.Л.

Сбор материала — Юшкина М.А., Кучеров А.Г., Артемьев М.Е.

Анализ и обработка материала — Гаров Е.В., Гуров А.В., Романенко С.Г., Хамзалиева Р.Б., Товмасян А.С., Кирасирова Е.А.

Написание текста — Носуля Е.В.

Редактирование — Крюков А.И.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.