Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лунина Н.В.

Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»;
ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр ФМБА» России

Корягина Ю.В.

ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр ФМБА» России

Уханова О.П.

ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр ФМБА» России

Ачабаева А.Б.

Медицинский институт ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Алиев Т.И.

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Жилокова А.О.

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Михайлова А.А.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского»

Эффекты бета-стимулирующего тренинга в восстановлении адаптационных резервов у спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса

Авторы:

Лунина Н.В., Корягина Ю.В., Уханова О.П., Ачабаева А.Б., Алиев Т.И., Жилокова А.О., Михайлова А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 875

Загрузок: 3


Как цитировать:

Лунина Н.В., Корягина Ю.В., Уханова О.П., Ачабаева А.Б., Алиев Т.И., Жилокова А.О., Михайлова А.А. Эффекты бета-стимулирующего тренинга в восстановлении адаптационных резервов у спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2023;100(6):40‑45.
Lunina NV, Koryagina YuV, Ukhanova OP, Achabaeva AB, Aliev TI, Zhilokova AO, Mikhailova AA. Effects of the beta-stimulating training in recovery of adaptive reserves in athletes of different sports. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2023;100(6):40‑45. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort202310006140

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние ме­то­ди­ки ма­ну­аль­но-фи­зи­чес­кой кор­рек­ции на ве­ге­та­тив­ную ре­гу­ля­цию у па­ци­ен­тов с эс­сен­ци­аль­ной ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):23-28
Вли­яние ней­ро­биоуп­рав­ле­ния по β-рит­му го­лов­но­го моз­га на ха­рак­те­рис­ти­ки вни­ма­ния у спортсме­нов с раз­ной тре­ни­ро­воч­ной нап­рав­лен­нос­тью. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(6-2):20-25
Осо­бен­нос­ти фун­кци­ональ­но­го сос­то­яния сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы сту­ден­тов по дан­ным дис­пер­си­он­но­го кар­ти­ро­ва­ния элек­тро­кар­ди­ог­рам­мы и ва­ри­абель­нос­ти сер­деч­но­го рит­ма. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):65-73
Осо­бен­нос­ти ве­ге­та­тив­ной ре­гу­ля­ции ва­ри­абель­нос­ти рит­ма сер­дца у мо­ло­дых лиц при про­фи­лак­ти­ке сер­деч­но-со­су­дис­той па­то­ло­гии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):76-81
Ва­ли­ди­за­ция по­ка­за­те­лей бал­лис­то­кар­ди­ог­ра­фии для прог­но­зи­ро­ва­ния ин­дек­са эф­фек­тив­нос­ти сна в нор­ме и при ин­сом­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(10):60-66
Ин­декс про­из­во­ди­тель­нос­ти ми­окар­да ле­во­го же­лу­доч­ка (Tei-ин­декс) как ран­ний мар­кер кар­ди­оток­сич­нос­ти про­ти­во­опу­хо­ле­вой те­ра­пии. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2024;(4-2):137-143

Введение

Применение нейробиоуправления по бета-ритму головного мозга преимущественно освещается при рассмотрении вопросов, связанных с улучшением функции внимания в клинических или профилактических целях [1—4]. Реализация функции внимания обеспечивается системно, имеет разный физиологический и нейрохимический базис в зависимости от деятельности [1, 2, 5]. Формирование новых нейронных сетей в процессе нейробиоуправления коркоподкоркового взаимодействия улучшает функционирование нервной системы в целом, оказывая оптимизирующее влияние на вегетативную регуляцию [6, 7]. Когнитивно-вегетативные взаимодействия, формируемые посредством немедикаментозных методов [8—11], в том числе БОС-тренингов [6, 7, 12, 13], качественно улучшают выполнение любой деятельности, в том числе и спортивной, характер которой предопределен направленностью тренировочного процесса.

Цель исследования — выявить эффекты бета-стимулирующего тренинга в восстановлении адаптационных резервов у спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса.

Материал и методы

В период с 2005 по 2023 г. исследование проводилось на базах НИИ «Деятельности в экстремальных условиях» СибГУФК (Омск), ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (Омск), СибАДИ (Омск), РУС «ГЦОЛИФК» (Москва), ФГБУ «СКФНКЦ ФМБА» России (Ессентуки). В исследование включено 1020 юношей в возрасте 18—21 года с разной направленностью тренировочного процесса: 1-я группа — циклические виды спорта (n=387); 2-я группа — скоростно-силовые виды спорта (n=255); 3-я группа — единоборства (n=31); 4-я группа — игровые виды спорта (n=173); 5-я группа — сложно-координационные виды спорта (n=174). Участники были предварительно информированы, дали добровольное согласие на участие в исследовании, проводимом с одобрения локального этического комитета ФГБУ «СКФНКЦ ФМБА» России (протокол №1 от 10.02.22).

Основная задача при прохождении спортсменами бета-стимулирующего тренинга заключалась в поиске стратегий повышения бета-ритма головного мозга, отражающего произвольное внимание, реализуемого на фоне мышечного расслабления. Длительность курса составила 10 сеансов, время каждого сеанса составило 26 мин с включением графического (10 мин) и игрового (16 мин) вариантов сессий [4, 7]. Эффективность сеансов бета-тренинга оценивалась по наименьшему значению показателя индекса внимания (θ/β, у.е.) с последующим изучением в данных периодах распределения ритмов головного мозга (альфа-ритма — α, %, бета-ритма — β, %, тета-ритма — θ, %). Адаптационные резервы сердечно-сосудистой системы спортсменов определяли по характеристикам спектрального анализа сердечного ритма (СР) (высокочастотной мощности — HF, %; низкочастотной мощности — LF, %; очень низкочастотной мощности — VLF, %; общей мощности спектра — TP, мс2; коэффициента вагосимпатического баланса —LF/HF, у.е.).

Результаты исследования подвергали статистической обработке с использованием пакета анализа Statistica 13.0. Определяли медиану (Me), первый (Q1) и третий (Q3) квартили. Нормальность распределения проверялась по тесту Шапиро—Уилка. Достоверность изменения показателей оценивали с использованием T-критерия Вилкоксона (при p≤0,05).

Результаты

Анализ индекса внимания (θ/β, у.е.) позволил определить периоды эффективности бета-стимулирующего тренинга у исследуемых спортсменов: в 1-й группе — 10-й сеанс (игровой вариант) при θ/β=0,57 (0,48; 1,3) у.е; во 2-й группе — 5-й сеанс (графический, игровой вариант) при θ/β=0,53 (0,33; 1,06) у.е. и 0,40 (0,29; 0,99) у.е. соответственно; в 3-й группе — 1-й сеанс (игровой вариант) при θ/β=0,83 (0,64; 1,02) у.е., 5-й сеанс (графический вариант) при θ/β=0,84 (0,78; 0,9) у.е; 10-й сеанс (игровой вариант) при θ/β=0,84 (0,51; 1,17) у.е.; в 4-й группе (игровой вариант) — на 1-м, 5-м и 10-м сеансах при θ/β=0,63 (0,62; 0,64) у.е., 0,53 (0,37; 0,88) у.е. и 0,66 (0,55; 1,23) соответственно; в 5-й группе (игровой вариант) — на 5-м и 10-м сеансах при θ/β=0,73 (0,73; 0,75) и 0,5 (0,47; 0,59) соответственно.

В периодах эффективности бета-стимулирующего тренинга изучено распределение ритмов головного мозга: в структуре ЭЭГ наблюдаемых групп отмечалось преобладание β-ритма от 45 до 60%; доля θ-ритма составила 20—35%, значение α-ритма варьировало от 19—25% (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ритмов ЭЭГ в периоды эффективности бета-стимулирующего тренинга у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса

Группа спортсменов

№ сеанса

Вариант сессий

Ритмы ЭЭГ

α, % (Q1; Q3)

β, % (Q1; Q3)

θ, % (Q1; Q3)

1-я

10

2

21,5 (21; 23)*

50,6 (38; 60)*

29 (27; 36)*

2-я

5

1

19,08 (18; 24)

55 (42,4; 63)

26 (20; 31)*

5

2

20,91 (15; 23)

49 (36; 65)

20 (19,67; 32)*

3-я

1

2

25,42 (23,83; 27)*

45,42 (42,01;4 8,83)*

35,067 (27,33; 44)*

5

1

23,07 (21; 25,13)*

45,77 (31,54; 60)

34,9 (33,8; 36)

10

2

22,5 (20; 25)*

49,5 (38; 61)*

34 (31; 37)

4-я

1

2

21 (20; 23,83)

48,83 (48,1; 51)

28 (27,33; 30,2)*

5

2

20 (15,5; 23,5)

60 (45; 64,5)

20 (20; 31)

10

2

22,6 (21,5; 23)*

46,5 (43,5; 61)*

32,55 (31; 36,05)*

5-я

5

2

21,5 (19; 24)

45 (42,5; 54,5)

30,5 (29; 31)

10

2

21 (18; 22,5)*

58 (49; 59)*

29,5 (27; 34,5)*

Примечание. ЭЭГ — электроэнцефалограмма, α, β, θ — ритмы головного мозга; 1 — графический вариант сессии с БОС; 2 — игровой вариант сессии с БОС. * — изменения показателя при p<0,05.

Эффективные сессии курса бета-стимулирующего тренинга сопровождались изменением волновой структуры СР: в наблюдаемых группах увеличивалась активность очень низкочастотных волн (волн Майера, VLF, %); в 1, 2, 3-й группах снижался показатель HF с вариативностью в 23,3—31,59%; увеличивался вклад волн HF в 4-й группе на 1-м сеансе, в 5-й группе — на 10-м сеансе в диапазоне 32,3—39,8% (табл. 2).

Таблица 2. Распределение волновой активности СР в периоды эффективности бета-стимулирующего тренинга у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса

Группа спортсменов

№ сеанса

Этап исследования

Волны спектрального анализа ВСР

VLF, % (Q1; Q3)

LF, % (Q1; Q3)

HF, % (Q1; Q3)

1-я

10

1

39,88 (24,5; 54,6)

20,17 (14,4; 25,7)

39,95 (19,7; 61,1)

2

41,07 (39; 72)

23,67 (10,3; 37,6)

23,5 (17,7; 26,44)

2-я

5

1

26,34 (26,34; 34,5)

21 (16,5; 21,81)

51,86 (49; 51,86)

2

54,1 (51,93; 57,5)*

22,59 (21,9; 22,6)

23,3 (20,6; 26,15)*

3-я

1

1

36,95 (34,1; 39,8)

21,25 (16,6; 25,9)

39,57 (29,84; 49,3)

2

50,43 (40,05; 60,8)*

15,57 (8,74; 22,4)*

31,59 (30,5; 32,67)

5

1

35,09 (30,8; 39,38)

22,74 (16,3; 29,18)

42,15 (31,43; 52,87)

2

45,01(40,45; 49,58)*

23,47 (18,88; 28,07)

31,52 (31,48; 31,55)

10

1

33,2 (24,5; 41,9)

19,96 (14,4; 25,51)

46,17 (31,23; 61,1)

2

56,16 (40,31; 72)

16,48 (10,3; 22,67)*

26,13 (17,7; 34,56)

4-я

1

1

29 (20,1; 49,15)

31 (25,5; 46,5)

25,3(13; 50,3)

2

33 (22,6; 55,75)

25,55 (19; 33)

39,8 (23,5; 50,5)

5

1

33,7 (26,75; 37)

33,5 (22,5; 36,8)

32,54 (29,6; 37,9)

2

41,28 (31,3; 42,3)

28,57 (23,1; 34,25)*

32,3 (30,12; 34,6)

10

1

31,5 (26,75; 37,2)

30,8 (25,46; 32,9)

36 (33,08; 37,7)

2

43,03 (40,02; 44,8)*

24,03 (17,1; 35,75)

32,85 (23,96; 38,1)

5-я

5

1

26,34 (20,17; 32,6)

21,81 (21; 22,9)

51,86 (35,5; 58,43)

2

45,47 (36,75; 55,8)

22,59 (21,75; 33,6)

23,5(21,95; 37,58)

10

1

22 (4; 24,5)

14,4(13; 28,25)

14,4 (13; 28,25)

2

34,5 (26,23; 55,5)*

27,18 (13,4; 37,6)

33 (20,6; 41,43)*

Примечание. 1 — фон; 2 — динамика. * — изменения показателя при p<0,05.

Показатель общей мощности спектра (TP, мс2) снижался на 10-м сеансе в 1-й, 3-й и 4-й группах; на 5-м сеансе — в 5-й группе. Коэффициент вагосимпатического баланса (LF/HF, у.е.) в изучаемых группах находился в диапазоне нормы; значения повышались во 2-й группе на 5-м сеансе, в 3-й и 4-й группах — на 5-м и 10-м сеансах, в 5-й группе — на 5-м сеансе; LF/HF (у.е.) снижался в 3-й и 4-й группах на 1-м сеансе; LF/HF (у.е.) стабилен в 1-й и 5-й группах на 10-м сеансе бета-стимулирующего тренинга (табл. 3).

Таблица 3. Динамика общей мощности спектра и вагосимпатического баланса в периоды эффективности бета-стимулирующего тренинга у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса

Группа спортсменов

№ сеанса

Этап исследования

Общая мощности спектра TP, мс2, (Q1; Q3)

Коэффициент вагосимпатического баланса LF/HF, у.е., (Q1; Q3)

1-я

10

1

1900,31 (1819,1; 2115,06)

0,83 (0,79; 0,91)

2

1709,94 (1558; 1831,35)

0,82 (0,59; 0,87)

2-я

5

1

4146 (3075; 4369,8)

0,34 (0,31; 0,85)

2

4753,25 (3044; 6886)

1,07 (0,97; 1,13)

3-я

1

1

1703,1 (758; 2648,2)

0,98 (0,34; 1,62)

2

1439,6 (74,7; 2804,5)

0,66 (0,29; 1,03*

5

1

2655 (2389,33; 2920,67)

0,99 (0,79; 1,2)

2

2293,54 (1813,3; 2773,83)

1,45 (1,06; 1,84)*

10

1

3357,5 (1554; 5116)

0,59 (0,24; 0,95)

2

2493,42 (591; 4395,86)*

0,77 (0,59; 0,96)*

4-я

1

1

4436,52 (3701; 4647,83)

1,55 (0,67; 2,5)

2

4618,86 (3487; 4919)

0,74 (0,63; 0,98)

5

1

3298,33 (2713,5; 3755)

1,06 (0,72; 1,24)

2

3987 (3338,5; 442,56)*

1,12 (0,67; 4,16)*

10

1

5740,13 (3704; 6747)

0,76 (0,66; 0,8)

2

3154 (2032; 3995,5)*

0,89 (0,67; 1,2)

5-я

5

1

3610,5 (1932; 5216,9)

0,76 (0,32; 1,61)

2

2484 (1505,5; 4753,25)

1,13 (0,67; 1,73)

10

1

1778,52 (1236; 3665)

0,85 (0,52; 1,55)

2

1778,52 (1236; 3665)

0,85 (0,52; 1,55)

Примечание. 1 — фон; 2 — динамика. * — изменения показателя при p<0,05.

Обсуждение

Выявлены периоды эффективности в курсе бета-стимулирующего тренинга по наименьшему значению показателя индекса внимания (θ/β, у.е.) у спортсменов с учетом направленности тренировочного процесса, числа пройденных сеансов и варианта сессий: в 1-й группе — 10-й сеанс (игровой вариант); во 2-й группе — 5-й сеанс (графический, игровой вариант); в 3-й группе — 1-й и 10-й сеансы (игровой вариант), 5-й сеанс (графический вариант); в 4-й группе — на 1-м, 5-м и 10-м сеансах (игровой вариант); в 5-й группе — на 5-м и 10-м сеансах (игровой вариант).

Периоды эффективности характеризуются преобладанием в структуре ЭЭГ β-ритма (%), свидетельствуя об успешности освоения подбора стратегии, направленной на его увеличение. Промежуточное положение занял θ-ритм (%), роль которого связывают с обеспечением синхронизации и совместной работы корково-подкорковых структур, с модуляцией высокочастотных ритмов в реализации систем функции внимания [5], обеспечение которой в зависимости от деятельности имеет разный физиологический и нейрохимический базис [1—3, 5]. В меньшей степени представлен α-ритм (%), депрессия которого обусловлена эффективностью тренинга, направленного на повышение внимания и выполнение задания в контуре биологической обратной связи (БОС) при открытых глазах. Эффективные сессии курса тренинга сопровождались изменением в волновой структуре СР: усилением активности волн Майера (VLF, %), связанным с активацией центральных эрготропных и гуморально-метаболических механизмов регуляции сердечного ритма [13], сочетающейся с усилением нейромедиаторной активности при использовании нейробиоуправления [1—3, 5]. Снижение дыхательных волн (HF%) в 1-й, 2-й и 3-ей группах указывает на снижение парасимпатической и усиление симпатической активности с повышением уровня централизации в управлении СР. Повышение волн HF (%) на 1-м сеансе в 4-й группе (нестабильный эффект) и 10-м сеансе в 5-й группе указывает на снижение централизации и переход на автономный уровень управления СР.

Снижается суммарный эффект воздействия на СР всех уровней регуляции (по TP, мс2) в 1-й, 3-й, 4-й группах на 10-м сеансе, в 5-й группе — на 5-м сеансе, отражая напряжение адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы, зачастую связанных с формированием новых адаптационных стратегий. Коэффициент вагосимпатического баланса (LF/HF, у.е.) в изучаемых группах находился в диапазоне значений нормы. Активация симпатического звена ВНС по повышению значений LF/HF (у.е.) отмечалась во 2-й, 3-й и 4-й группах на 5-м и 10-м сеансах, в 5-й группе — на 5-м сеансе. Стабилизация показателя отмечена в 1-й и 5-й группах на 10-м сеансе, указывая на устойчивость функционирования ВНС в обеспечении функционирования СР. Снижение LF/HF (у.е.) связывают с активацией парасимпатического звена ВНС в 3-й и 4-й группах на 1-м сеансе ЭЭГ-тренинга.

Заключение

Периоды эффективности бета-стимулирующего тренинга, связанные с улучшением функции внимания, по наименьшим значениям показателя θ/β (у.е.) сопровождаются изменением модуляции структуры ритмов головного мозга и волновой структуры вариабельности сердечного ритма, оптимизируя психофизиологическое состояние спортсменов в зависимости от направленности тренировочного процесса, числа пройденных сеансов и используемых вариантов сессий. Полученные результаты лягут в основу дифференцирования методики бета-тренинга в восстановлении и моделировании психофизиологического состояния спортсменов при комплексной подготовке с учетом характера спортивной деятельности.

Участие авторов: разработка материала для исследования, отбор и обследование пациентов, статистическая обработка, написание текста — Н.В Лунина; концепция и дизайн исследования, методология, научная редакция текста рукописи — Ю.В. Корягина; методология, написание и редактирование текста рукописи, анализ и интерпретация данных — О.П. Уханова; обзор публикаций по теме статьи, анализ и интерпретация данных — А.Б. Ачабаева, Т.И. Алиев, А.О. Жилокова; обзор публикаций по теме статьи — А.А. Михайлова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.