Применение нейробиоуправления по бета-ритму головного мозга преимущественно освещается при рассмотрении вопросов, связанных с улучшением функции внимания в клинических или профилактических целях. Когнитивно-вегетативные взаимодействия, формируемые посредством БОС-тренингов, изменяя функционирование вегетативной и висцеральных систем, качественно улучшают эффективность любой деятельности, в том числе и спортивной, характер которой предопределен направленностью тренировочного процесса.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить эффекты бета-стимулирующего тренинга в восстановлении адаптационных резервов у спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследованы юноши-спортсмены в возрасте 18—22 лет (n=1020), распределенные по направленности тренировочного процесса: 1-я группа — циклические виды спорта (n=387); 2-я группа — скоростно-силовые виды спорта (n=255); 3-я группа — единоборства (n=31); 4-я группа — игровые виды спорта (n=173); 5-я группа — сложно-координационные виды спорта (n=174). Бета-стимулирующий тренинг заключался в подборе стратегии подъема бета-ритма головного мозга на фоне мышечного расслабления. Для каждой группы определяли периоды эффективности тренинга по наименьшему значению индекса внимания (θ/β, у.е.), далее в них по ЭЭГ изучали распределение ритмов мозга (α, %; β, %; θ, %). Адаптационные резервы у спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса определяли по спектральному анализу вариабельности сердечного ритма (ВСР) («ВНС-Спектр», «Нейрософт», Иваново).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Определены периоды эффективности бета-стимулирующего тренинга по индексу внимания (θ/β, у.е.) в группах спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса: в 1-й группе — 10-й сеанс (игровой вариант); во 2-й группе — 5-й сеанс (графический, игровой вариант); в 3-й группе — 1-й и 10-й сеансы (игровой вариант), 5-й сеанс (графический вариант); в 4-й группе (игровой вариант) — на 1-м, 5-м и 10-м сеансах; в 5-й группе (игровой вариант) — на 5-м и 10-м сеансах. Периоды эффективности в наблюдаемых группах сопровождались следующим распределением ритмов в структуре ЭЭГ: β-ритм — 45—60%; θ-ритм — 20—35%, α-ритм — 19—25%. В указанные периоды изменялась волновая структура сердечного ритма: увеличивалась активность волн VLF (%); снижалась доля волн HF в диапазоне 23,3—31,59% в 1-й, 2-й, 3-й группах; увеличивался вклад волн HF в диапазоне 32,3—39,8% в 4-й группе на 1-м, в 5-й группе — на 10-м сеансе. Значения общей мощности спектра (TP, мс2) снижались на 10-м сеансе в 1-й, 3-й и 4-й группах; на 5-м сеансе — в 5-й группе. Коэффициент вагосимпатического баланса (LF/HF, у.е.) в изучаемых группах соответствовал диапазону значений нормы; значения повышались во 2-й группе на 5-м сеансе, в 3-й и 4-й группах — на 5-м и 10-м сеансах, в 5-й группе — на 5-м сеансе; показатель снижался в 3-й и 4-й группах на 1-м сеансе; показатель стабилен в 1-й и 5-й группах на 10-м сеансе бета-стимулирующего тренинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Периоды эффективности бета-стимулирующего тренинга, связанные с улучшением функции внимания по наименьшим значениям показателя θ/β (у.е.), сопровождаются изменением модуляции структуры ритмов головного мозга и волновой структуры вариабельности сердечного ритма, оптимизируя психофизиологическое состояние спортсменов и адаптационные резервы в зависимости от направленности тренировочного процесса, числа пройденных сеансов и используемых вариантов сессий.