Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Прокопенко С.В.

Кафедра нервных болезней, традиционной медицины Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск

Безденежных А.Ф.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия;
ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр» ФМБА России, Красноярск, Россия

Можейко Е.Ю.

Кафедра нервных болезней, традиционной медицины Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск

Зубрицкая Е.М.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия;
ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр» ФМБА России, Красноярск, Россия

Эффективность компьютерного когнитивного тренинга у пациентов с постинсультными когнитивными нарушениями

Авторы:

Прокопенко С.В., Безденежных А.Ф., Можейко Е.Ю., Зубрицкая Е.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1251

Загрузок: 55


Как цитировать:

Прокопенко С.В., Безденежных А.Ф., Можейко Е.Ю., Зубрицкая Е.М. Эффективность компьютерного когнитивного тренинга у пациентов с постинсультными когнитивными нарушениями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(8‑2):32‑36.
Prokopenko SV, Bezdenezhnykh AF, Mozheĭko EIu, Zubrickaya EM. A comparative clinical study of the efficacy of computer cognitive training in patients with post-stroke cognitive impairments. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2017;117(8‑2):32‑36. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20171178232-36

Рекомендуем статьи по данной теме:
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния па­ци­ен­тов с ар­те­ри­аль­ны­ми анев­риз­ма­ми го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):41-49
Муль­ти­мо­даль­ная тех­но­ло­гия кор­рек­ции пос­тин­сультных дви­га­тель­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):58-67
Эф­фек­тив­ность ре­аби­ли­та­ции с вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­тью и би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной связью в вос­ста­нов­ле­нии фун­кции кис­ти пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):68-75
Ито­ги ре­али­за­ции ме­роп­ри­ятий, нап­рав­лен­ных на со­вер­шенство­ва­ние ме­ди­цин­ской по­мо­щи боль­ным с со­су­дис­ты­ми за­бо­ле­ва­ни­ями на тер­ри­то­рии Том­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):85-93
Вли­яние пре­па­ра­та Уни­фу­зол на сос­то­яние ког­ни­тив­ных фун­кций в ус­ло­ви­ях эк­спе­ри­мен­таль­но­го хро­ни­чес­ко­го на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):94-103
Сов­ре­мен­ный под­ход к фи­зи­чес­кой ре­аби­ли­та­ции фун­кций вер­хней ко­неч­нос­ти пос­ле ин­суль­та. Об­зор ли­те­ра­ту­ры. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):42-53
Кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­кие и пси­хо­ког­ни­тив­ные осо­бен­нос­ти пос­тко­вид­но­го пе­ри­ода у боль­ных с фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):43-50
Глим­фа­ти­чес­кая сис­те­ма моз­га — ней­ро­би­оло­гия и кли­ни­чес­кая па­то­ло­гия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):13-19
Ас­те­ния, пси­хи­чес­кая утом­ля­емость и ког­ни­тив­ная дис­фун­кция. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):38-47
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при раз­лич­ных ва­ри­ан­тах ре­мо­де­ли­ро­ва­ния ми­окар­да. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):53-57

Инсульт является актуальной проблемой в связи со стойкими инвалидизирующими последствиями. Расстройства высших психических функций в той или иной мере могут испытывать до 80% людей, перенесших инсульт [1]. Постинсультная деменция возникает в 10% случаев впервые возникшего инсульта и увеличивается до 30% при повторных острых нарушениях мозгового кровообращения (ОНМК) [2]. Постинсультные, в том числе не достигающие степени деменции, когнитивные нарушения отрицательно влияют на результаты реабилитации, ухудшая исходы восстановления двигательных функций, повседневную активность, увеличивая вероятность повторного инсульта и преждевременной смерти [3]. Также показана корреляция между когнитивным статусом и возвращением к труду пациентов, перенесших легкий инсульт — по шкале инсульта Национального института здоровья (National Institutes of Health Stroke Scale — NIHSS) менее 5 баллов [4]. Лечение инсульта и когнитивных нарушений требует больших прямых и непрямых экономических затрат [5]. В связи с этим поиск простых и эффективных способов коррекции высших психических функций является актуальным.

По мнению K. Cicerone и соавт. [6], когнитивная реабилитация — лучшая доступная форма лечения для больных с когнитивными повреждениями и ограничениями функциональной активности после черепно-мозговой травмы и инсульта. Золотым стандартом нейропсихологической реабилитации являются специальные восстановительные занятия с нейропсихологом. Однако доступность такой индивидуальной работы в клинической практике ограничена.

Одним из направлений когнитивной реабилитации является компьютерный когнитивный тренинг. Методика имеет такие преимущества, как возможность индивидуальной реабилитации пациента в домашних условиях самостоятельно или с помощью ухаживающих. Кроме этого, появляется возможность продолжительной стимуляции нескольких когнитивных функций, автоматического изменения нагрузки и осуществления подсчета баллов. Игровая мотивация пациентов обеспечивает высокую комплаентность. Стоит отметить также, что данный подход при всех его преимуществах имеет низкую стоимость.

Компьютерный когнитивный тренинг после инсульта эффективен в тренировке отдельных когнитивных функций (внимание [6—8], память [7], речь [6]) и в улучшении выполнения нейропсихологических тестов в целом [9]. Однако до сих пор недостаточно данных о влиянии компьютерного тренинга на функциональную активность больных [7].

Сотрудниками кафедры нервных болезней Красноярского медицинского университета был создан первый в России комплекс компьютерных программ для нейропсихологической реабилитации. Была установлена эффективность его применения в остром периоде инсульта и спустя полгода после перенесенного заболевания [10—11]. Однако в этих исследованиях сравнение проводилось с группой пассивного контроля (пациенты проходили стандартный курс реабилитации).

Цель настоящего исследования — оценить эффективность авторских нейропсихологических программ в сравнении с группой активного контроля, в которой в качестве когнитивного тренинга использовались развлекательные компьютерные игры.

Материал и методы

В исследование были включены 68 пациентов, рандомизированных на 3 группы: основную (1-ю), активного контроля (2-ю) и пассивного контроля (3-ю).

В основную группу вошли 23 пациента (13 мужчин и 10 женщин, средний возраст 59 [54,9; 66,5] лет), которые в дополнение к комплексному восстановительному лечению в центре нейрореабилитации проходили курс занятий с использованием нейропсихологических компьютерных стимулирующих программ.

Группу активного контроля составили 19 пациентов (12 мужчин, 8 женщин, средний возраст 58 [52,9; 67,9] лет), которым помимо стандартной реабилитации в качестве когнитивного тренинга предлагали использовать развлекательные компьютерные игры.

В группе пассивного контроля, представленной 26 пациентами (19 мужчин и 7 женщин, средний возраст 60,5 [55,8; 68,8] лет, проводилась только двигательная реабилитация.

Исследование осуществлялось на базе Федерального Сибирского научно-клинического центра в Красноярске.

Критерии включения пациентов в исследование: возраст 40—65 лет, ранний и поздний восстановительный период первого полушарного ишемического инсульта, когнитивные нарушения в стадии легких и умеренных расстройств, информированное согласие. Критерии исключения: соматические и неврологические заболевания в стадии декомпенсации, наличие эпилептических приступов или эпилептической активности на электроэнцефалограмме, возраст за рамками заявленного, грубые когнитивные или афатические нарушения, наличие патологии зрения и слуха, препятствующих проведению занятий. Оценка неврологического статуса проводилась с использованием шкалы NIHSS. Для исследования когнитивного статуса применялись следующие шкалы: краткая шкала оценки психического статуса (Mini-mental state examination — MMSE), батарея лобных тестов (Frontal assessment battery — FAB), Монреальская шкала оценки когнитивного статуса (Montreal cognitive assessmen — MoCA), тест рисования часов (Clock drawing test — CDT), таблицы Шульте. Функциональный статус оценивался по шкале ежедневного инструментального функционирования (Instrumental activities of daily living — IADL). Обследование эмоциональной сферы проводилось по госпитальной шкале тревоги и депрессии (Ноspital anxiety аnd depression scale — HADS). Оценка пациентов проводилась до и после лечения. По окончании курса также регистрировалось общее впечатление врача (Clinical global impression scale — CGIS) и пациента (Patient global impression of severi-ty — PGIS).

Таблица 1. Результаты тестирования в основной группе до и после занятий с нейропсихологическими компьютерными программами

Комплекс авторских компьютерных стимулирующих программ включал: тренировку оптико-пространственного гнозиса с использованием компьютерного варианта пробы «фигура-фон» (рис. 1); тренировку зрительно-пространственной памяти с использованием проб на запоминание положения картинки (рис. 2); тренировку внимания с использованием компьютеризированных таблиц Шульте, тренировку зрительной памяти с использованием проб на запоминание последовательности трудно вербализуемых символов, тренировку оптико-пространственного гнозиса с помощью теста расстановки стрелок на часах, программу коррекции импульсивности и концентрации внимания, программу для тренировки счета. Занятия пациентов с нейропсихологическими компьютерными программами проводились ежедневно в течение 10 дней по 30—40 мин.

Рис. 1. Тренировка оптико-пространственного гнозиса с использованием компьютерного варианта пробы «фигура-фон».

Рис. 2. Тренировка зрительно-пространственной памяти с использованием проб на запоминание положения картинки.

Пациенты из группы активного контроля играли в развлекательные компьютерные игры в таком же режиме. Использовались компьютерные игры из группы аркад и арканоидов, такие как «Zuma», «Aquaball», «Thrashers of Montezuma».

Анализ данных проводился с помощью пакета прикладных программ Статистика 7. Тип распределения оценивался с помощью критерия Шапиро—Уилка. В соответствии с типом распределения использовались непараметрические статистические методы. Количественные данные представлены в виде медианы ± доверительный интервал (ДИ) медианы [‒95%ДИ; +95%ДИ], качественные — в виде доли ± ДИ доли. Для оценки достоверности изменений в каждой группе после лечения использовали тест Вилкоксона, при p<0,05, для сравнения результатов между группами до и после вмешательства применяли U-критерий Манна—Уитни (р<0,05). Для сравнения групп по качественным признакам (пол) применяли χ2 (р<0,05). Также рассчитывали коэффициент эффективности — модуль отношения разности значения до и после к максимальному значению r = [(Nпосле ‒ Nдо)/Nмакс] (наибольшая эффективность — при r ближе к 1).

Результаты и обсуждения

Исходные значения оценочных шкал неврологического, когнитивного и функционального статусов до начала лечения не имели статистически значимых различий между основной и контрольными группами (р>0,05, U-критерий Манна—Уитни), группы были сопоставимы по полу и возрасту.

После занятий с нейропсихологическими программами в основной группе наблюдалось статистически достоверное улучшение показателей по всем когнитивным шкалам: MMSE (в среднем на 2 балла), FAB (на 1 балл), MoCA (на 4 балла), тест рисования часов (на 3 балла), таблицы Шульте (на 14 с) (табл.1).

В группе активного контроля после занятий с использованием развлекательных игр наблюдалось статистически достоверное улучшение по некоторым когнитивным шкалам: MMSE (в среднем на 2 балла), FAB (на 1,5 балла), MoCA (на 3 балла) (табл. 2).

Таблица 2. Результаты тестирования в группе активного контроля до и после занятий с развлекательными играми

В группе пассивного контроля статистически достоверное улучшение отмечалось только в выполнении таблиц Шульте (на 4,5 с) (табл. 3).

Таблица 3. Результаты тестирования в группе пассивного контроля в начале и в конце периода наблюдения

Во всех группах наблюдались статистически значимые улучшения в неврологическом статусе (NIHSS), ни в одной из групп не было обнаружено достоверных изменений уровня тревоги и депрессии, а также функционального статуса (HADS, IADL).

Сравнивая результаты между группами после лечения, обнаружили статистически достоверные различия между основной группой, где пациенты занимались с нейропсихологическими компьютерными программами, и группой пассивного контроля, где пациенты проходили стандартный курс двигательной реабилитации, по шкалам MoCA, MMSE, FAB.

Между группой активного контроля и группой пассивного контроля также выявлены различия по шкалам MMSE, MoCA. Статистически достоверных различий не обнаружено между группой активного контроля, где пациенты играли в развлекательные игры, и основной группой, в которой проводилась когнитивная реабилитация с помощью компьютерных нейропсихологических игр (рис. 3, 4, 5). Между всеми группами не обнаружено различий в тесте рисования часов. Время поиска в таблицах Шульте также статистически не отличалось (р>0,05, U-критерий Манна—Уитни).

Рис. 3. Данные шкалы MMSE в группах после курса реабилитации.

Рис. 4. Данные шкалы MoCA в группах после курса реабилитации.

Рис. 5. Данные шкалы FAB в группах после курса реабилитации.

Однако при оценке коэффициента эффективности r наблюдали статистически достоверные преимущества основной группы по шкале MoCA в сравнении с группой активного контроля (р=0,048, U-критерий Манна—Уитни), а также с группой пассивного контроля по шкалам MoCA (р=0,006), MMSE (р=0,016) и таблицам Шульте (р=0,035). В то же время при анализе коэффициента r в группе активного контроля в сравнении с группой пассивного контроля достоверных отличий не обнаружено.

При сравнении всех групп после реабилитации не наблюдалось статистически значимых отличий в аффективном, неврологическом и функциональном статусах, а также по шкалам общего впечатления клинициста и пациента (р>0,05, U-критерий Манна—Уитни).

Метод когнитивной реабилитации с использованием авторских компьютерных нейропсихологических программ подтвердил свою эффективность в улучшении когнитивного статуса в сравнении с группой контроля, в которой проводилась только двигательная реабилитация, у пациентов в восстановительном периоде ишемического полушарного инсульта и может быть рекомендован в качестве самостоятельного и дополнительного когнитивного тренинга в этой группе пациентов.

Развлекательные компьютерные игры также оказывают положительное влияние на выполнение некоторых нейропсихологических тестов и, возможно, могут быть использованы для стимуляции когнитивных функций. Однако эффективность их меньше в сравнении со специализированным компьютерным тренингом.

В настоящем исследовании не выявлено изменений функционального статуса пациентов. Это может быть связано с коротким периодом наблюдения и небольшим размером выборок.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.