Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Малинина Е.В.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Забозлаева И.В.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Митюшкин А.Е.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Поведенческие феномены депрессий в подростковом возрасте

Авторы:

Малинина Е.В., Забозлаева И.В., Митюшкин А.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1117

Загрузок: 7


Как цитировать:

Малинина Е.В., Забозлаева И.В., Митюшкин А.Е. Поведенческие феномены депрессий в подростковом возрасте. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2023;123(11‑2):9‑13.
Malinina EV, Zabozlaeva IV, Mityushkin AE. Behavioral phenomena of depression in adolescence. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(11‑2):9‑13. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20231231129

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние ин­сом­нии на уме­рен­ные ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с фак­то­ра­ми сер­деч­но-со­су­дис­то­го рис­ка: ре­зуль­та­ты 3-лет­не­го про­доль­но­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(3-2):30-36
При­ме­не­ние ксе­но­на в пре­до­пе­ра­ци­он­ной под­го­тов­ке при ла­зер­ной кор­рек­ции зре­ния: кли­ни­чес­кие наб­лю­де­ния. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(1):81-87
Связь по­ли­мор­физ­мов ге­на се­ро­то­ни­но­во­го тран­спор­те­ра SLC6A4 с деп­рес­си­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):135-139
Пер­спек­ти­вы ис­поль­зо­ва­ния сис­те­мы ге­ном­но­го ре­дак­ти­ро­ва­ния CRISPR/Cas9 для изу­че­ния мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­чес­ких ос­нов пси­хи­чес­ких расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):27-33
Ва­ли­да­ция скри­нин­го­во­го ме­то­да на ос­но­ве ана­ли­за ЭЭГ для оцен­ки рис­ков пси­хи­чес­ких и по­ве­ден­чес­ких расстройств: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):88-96
Кли­ни­чес­кий слу­чай впер­вые воз­ник­ше­го в пос­тко­вид­ный пе­ри­од би­по­ляр­но­го аф­фек­тив­но­го расстройства. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):125-129
Аг­рес­сив­ный ва­ри­ант те­че­ния бо­лез­ни Кро­на у де­воч­ки-под­рос­тка. (Кли­ни­чес­кий слу­чай). До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):115-120
Па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы сов­ре­мен­ных под­хо­дов в те­ра­пии на­ру­ше­ний сна в кли­ни­ке деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):69-74
Осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­кой кар­ти­ны аф­фек­тив­ных расстройств у жен­щин в пе­ри­од ме­но­па­узаль­но­го пе­ре­хо­да и ран­ней пос­тме­но­па­узы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):75-79
Тар­ге­ти­ро­ва­ние NMDAR/AMPAR — пер­спек­тив­ный под­ход фар­ма­ко­кор­рек­ции деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):22-30

Депрессия, согласно Всемирной организации здравоохранения, является психическим расстройством, характеризующимся длительными периодами подавленного настроения, утратой интереса к привычной деятельности или способности получать от нее удовольствие [1]. Она входит в число четырех наиболее значимых нозологий у подростков, что обусловлено высокой сопряженностью с аутоагрессивным поведением, а также значительным бременем для самих больных, их семей и общества в целом [2—4].

Многие авторы сообщают о высокой частоте депрессий у детей прежде всего субклинического непсихотического уровня, заболеваемость которыми возрастает при наступлении подросткового возраста [5, 6]. Представлены данные, что на протяжении жизни хотя бы один депрессивный эпизод возникает у 20—25% подростков старшего возраста [7]. В данном периоде депрессия редко соответствует классическим описаниям. Прежде всего обращает на себя внимание рудиментарность собственно тимического компонента депрессивной триады (свойственного для взрослых), который представлен в основном двумя видами аффектов —апатическим и дисфорическим [8, 9]. Клиническая картина приобретает атипичную или маскированную форму, сопровождается коморбидными психическими нарушениями и поведенческими феноменами [10, 11].

Проявления депрессии у подростков часто связаны с повышенной восприимчивостью к стрессовым ситуациям, проблемами в межличностных и семейных отношениях, снижением успеваемости и социальной активности в школе, а также с задержкой эмоционального и когнитивного развития. Однако до сих пор неясно, является ли это предвестниками или следствием депрессии [12].

Клиническую ситуацию усугубляет факт учащения у таких подростков эпизодов агрессивного и аутоагрессивного, в том числе суицидального, поведения, правонарушений, раннего формирования зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, интернета) [13]. Повышенная частота деструктивных психопатоподобных тенденций, зачастую несоразмерных выраженности депрессивного аффекта, связана с недостаточной психосоциальной зрелостью [14]. В связи с этим депрессия ставит под угрозу своевременное развитие молодых лиц, это влечет за собой возникновение дополнительного стресса, способствует нарушению нейробиологического развития и провоцирует различные психосоциальные проблемы, включая дисфункциональные межличностные и семейные отношения, правонарушения, низкий уровень образования и профессиональной квалификации, низкую работоспособность и безработицу, что совокупно значительно снижает качество жизни [15—17].

Таким образом, ряд существенных особенностей, определяющихся ролью пубертатной фазы созревания в возникновении данных состояний и формировании их клинической картины, обусловливает необходимость специального рассмотрения проблем поведенческих феноменов депрессий подросткового возраста.

Цель исследования — изучение поведенческих феноменов депрессивных расстройств в подростковом возрасте.

Материал и методы

Работа проводилась на кафедре психиатрии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России и в детских отделениях ГБУЗ «Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1» Челябинска. В клиническом исследовании приняли участие 95 пациентов: 29 мальчиков и 66 девочек (средний возраст 14,6±1,6 года). Все пациенты или их родители подписывали информированное согласие на участие в исследовании. Исследование было одобрено локальным Этическим комитетом.

Критерии включения: возраст от 12 до 17 лет; смешанное расстройство эмоций и поведения, рубрика F92.0 (МКБ-10); клиническая картина сопровождалась симптомами сниженного настроения, вспышками агрессии, ухудшением успеваемости, отказом ходить в школу, тревогой, страхами.

Критерии исключения: когнитивные нарушения (пограничный уровень, умственная отсталость), психотические расстройства.

Выборку составили пациенты, впервые поступившие в психиатрическое отделение с целью обследования и лечения.

Использовались следующие методы исследования: клинико-психопатологический, клинико-анамнестический с целью выявления симптомов эмоциональных и поведенческих нарушений, верифицированных согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10); шкала тревожности Спилбергера—Ханина (СХ) выявляла уровень личностной и реактивной тревоги, где количество баллов до 30 соответствовало низкому уровню тревоги, до 45 — умеренной тревожности и свыше 46 — выраженной; для выявления выраженности депрессии применялись шкалы Зунга и Бека; изучение личностных особенностей проводилось с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО)

Статистический анализ включал методы описательной статистики (среднее значение, среднее квадратическое отклонение). Для сравнения двух групп применены методы сравнительной статистики: непараметрический U-критерий Манна—Уитни для двух несвязанных групп; критерий χ2 Пирсона с поправкой Йетса и точный критерий Фишера (сопоставление двух эмпирических распределений одного и того же признака), критерий φ (оценки силы взаимосвязи исследуемых факторов). Расчеты проводили с использованием статистического пакета программ Statistica 10.0. Различия считали статистически достоверными при уровне доверительного интервала p≤0,05.

Результаты

Следует отметить, что 52 (54,7%) подростка ранее обращались за амбулаторной помощью, но преимущественно к психологам (15,8%), психотерапевтам (12,6%), неврологам (7,4%). И 45,3% обследуемых не обращались ранее ни к каким специалистам. Основными причинами госпитализации в психиатрический стационар были суицидальные поступки и мысли, отказы посещать школу, агрессия и аутоагрессия. Родители пациентов прежде всего отмечали проблемы в школе (39%), агрессивное поведение (29,5%), аутоагрессию (16,8%). При этом, со слов родителей, 35,8% детей стали замкнутыми, необщительными, а 19% — агрессивными, вспыльчивыми и раздражительными. Как правило, при первичной верификации психопатологической картины симптоматика рассматривалась в рамках «Смешанного расстройства эмоций и поведения». В структуре данного синдрома преобладающими были аффективные нарушения — подростки жаловались на сниженное настроение (n=84; 88,4%), потерю интереса как к учебе, так и к повседневной жизни (n=81; 85,3%). Они говорили о скуке, отсутствии радостей в привычных делах. Одновременно с этим были выявлены тревожные (41%) и фобические (28,4%) симптомы с разными страхами: будущего, осуждения, животных (насекомые, пауки, змеи и др.) и темноты, в отдельных случаях имелись указания на социофобию (20%) и панические атаки (11,6%).

Для подтверждения эмоциональных симптомов проводилось психологическое обследование (шкала Бека, шкала Зунга и Спилберга—Ханина). Так, у 77 (81,1%) пациентов была выявлена тяжелая и выраженная депрессия по шкале Бека (20—29 баллов), по шкале Зунга (>70 баллов), у 55 (57,9%) — умеренная по шкале Бека (16—19 баллов) и по шкале Зунга (60—69 баллов), у 4 (35,8%) — легкая по шкале Бека (10—15 баллов) и по шкале Зунга (50—59 баллов), т.е. клинические симптомы депрессии подтвердились психологическими методами. Уровень тревоги по шкале Спилбергера—Ханина был высоким (45 баллов) у 69 (72,6%) пациентов и умеренным (31—44 балла) у 26 (27,4%).

Кроме того, четко определялись расстройства поведения. В большинстве случаев (n=47; 49,5%) это были проявления различных форм агрессии — вербальной, физической, жестокого обращения с животными, порчей домашних вещей и аутоагрессии у 44 (46,3%) пациентов, в виде нанесения порезов на руках, ногах, туловище, ударов, самоизбиений, царапания, щипания, укусов. У 34 (35,8%) подростков были суицидальные мысли в виде планирования суицидальной попытки, открытого высказывания намерений, у 11 (11,6%) — суицидальные попытки путем нанесения самопорезов, отравления медикаментами, удушения, утопления. Свое поведение подростки объясняли подменой «душевной боли» физической, как демонстративно-шантажное в конфликтных ситуациях или не были способны объяснить причину. Также у 15 (15,8%) пациентов отмечались химические формы аддикции в виде употребления алкоголя, табакокурения, у 26 (26,4%) — нехимические (интернет-зависимость), которые оценивались как предпочтительный досуг и метод общения, деятельность, занимающая большую часть времени, независимо от обстоятельств. В семье поведение подростков в 31 (32,6%) случае характеризовалось конфликтным, агрессивным, 19 (20,0%) пациентов были замкнутыми, необщительными, стремились к уединению, у 13 (13,7%) — отмечались протестные реакции.

Изменения в поведении отражались на когнитивной и социальных сферах. Так, в 35 (36,8%) случаях снижалась успеваемость, в 24 (25,3%) — имелись низкая мотивация к обучению и полный отказ посещать школу, жалобы на плохую память и сообразительность, 12 (12,6%) пациентов становились конфликтными с одноклассниками и учителями (11,6%). В результате проблем в школе подростки меняли несколько учебных заведений (7,4%), переводились на другие формы обучения, например домашнее, или отчислялись (5,3%). В социальном общении отмечались трудности в поддержании дружеских отношений у 25 (26,3%) пациентов, 5 (5,26%) — вступили в асоциальные компании.

Кроме того, были зафиксированы соматические симптомы в виде нарушений сна (52,6%): бессонница (16,8%), повышенная сонливость (11,6%), нерегулярный сон (11,6%). Расстройства пищевого поведения наблюдалось у 18 (18,9%) пациентов — снижение аппетита (9,5%), избирательность в еде (3,2%) и нерегулярное, ситуативное питание (2,1%). В структуре соматического вектора были жалобы со стороны подростков на утомляемость (4,2%) и болевые ощущения (2,1%).

Таким образом, клиническая картина впервые выявленного смешанного расстройства эмоций и поведения была полиморфна и представляла констелляцию эмоциональных, поведенческих, когнитивных и соматовегетативных симптомов (см. таблицу). По причинам обращаемости, степени представленности и дезадаптирующему компоненту преобладали в большей степени поведенческие феномены.

Симптоматика смешанного расстройства эмоций и поведения

Психопатологические синдромы

Симптомы

Частота встречаемости (%)

Аффективные (эмоциональные)

Сниженное настроение

88,4

Тревога

41,1

Фобии

28,4

Потеря интересов и побуждений

85,3

Поведенческие (социальные)

Агрессия

49,5

Аутоагрессия

46,3

Суицидальные мысли

35,8

Суицидальные попытки

11,6

Аддикции химические и нехимические

15,8 и 26,4

Замкнутость

20,0

Отсутствие друзей

26,3

Непосещение школы

25,3

Аутоагрессия

46,3

Когнитивные

Снижение успеваемости

36,8

Нарушение сообразительности

13,7

Трудности запоминания

13,7

Соматовегетативные

Нарушения сна

52,6

Нарушения аппетита

18,9

Утомляемость

4,2

Болевые симптомы

2,1

Учитывая такой полиморфизм поведенческих симптомов и преобладание возбудимых и тормозимых личностных форм реагирования, были выделены две группы. Первая (I) группа обследуемых была представлена возбудимым вариантом, с так называемым психопатоподобным поведением — 47 (49,5%) пациентов. Вторая (II) группа включала тормозимый тип реакций, с тревожным типом поведения — 48 (50,5%) пациентов. В обеих группах преобладали девочки.

При оценке симптомов были получены следующие данные: в I группе достоверно чаще встречались вербальная и физическая агрессия, драки, протестные реакции (72,34%) (χ2=26,05 p<0,001, φ=0,524), конфликты с учителями, одноклассниками (87,23%) (χ2=6,29, p=0,014, φ=0,258), аддикции (25,5%) (χ2=6,64, p=0,011, φ=0,264). По ПДО превалировали преимущественно шизоидные (n=18), эпилептоидные (n=14), эмоционально-неустойчивые (n=12) и истерические (n=7) характерологические особенности. Во II группе преобладали тревожная симптоматика, панические атаки (60,4%), (χ2=15,03, p=0,00015, φ=0,398), эмоциональная лабильность, замкнутость, с преобладанием шизоидных личностных черт (62,5%) (χ2=5,56, p=0,024, φ=0,242) и слабой реакцией эмансипации (78,6%) (χ2=5,16, p=0,04, φ=0,233) по ПДО.

Был проведен клинико-анамнестический анализ наследственных показателей по всей выборке. Он показал, что у ближайших родственников первой линии были установленны диагнозы психических заболеваний: депрессия, алкоголизм, а также завершенные суициды или попытки в 35 (36,8%) случаях. Можно полагать, что аффективная патология у близких родственников играла определенную роль в возникновении депрессивной симптоматики у обследуемых пациентов. В рассмотрении наследственных факторов играют роль и характерологические особенности родителей подростков. Было выявлено, что результаты достоверно различались по группам. Так в I группе у родителей преобладали черты конфликтности, агрессивности (25,5%) (χ2=5,203, p=0,03, φ=0,230), психопатоподобные формы поведения (31,9%) (χ2=6,604, p=0,012, φ=0,264), во II группе — тревожные, астеничные черты (18,8%) (χ2=6,606, p=0,016, φ=0,261). Данное обстоятельство говорит о возможности наследования личностных особенностей обследуемых как биологической составляющей поведенческих нарушений при депрессии у подростков.

Обсуждение

Представленные результаты исследования еще раз демонстрируют разнообразие и неспецифичность клинической картины депрессии в подростковом возрасте. Для понимания всех выявленных особенностей следует обратиться к психопатологии развития. Незрелость и несформированность эмоциональной сферы в детско-подростковом возрасте делают клиническую картину депрессии отличной от взрослых, не наблюдаются типичные и классические симптомы. Имеется нечеткая синдромологическая очерченность психопатологических проявлений. Включение в клиническую картину поведенческих симптомов демонстрирует нейробиологическую основу возрастного аспекта со всплеском сексуального и агрессивного поведения, с типичными подростковыми реакциями. Не исключена роль и наследственной психической патологии, характерологических особенностей родителей в возникновении поведенческих феноменов в структуре депрессии. Поэтому зачастую именно поведенческие расстройства маскируют депрессивную симптоматику.

Проведенное исследование показывает, что особенностью первичных депрессивных эпизодов в подростковом возрасте является сочетание психопатологических симптомов аффективной, поведенческой, когнитивной и соматической сфер. Это выражается в агрессии и аутоагрессии, преимущественно в виде порезов, суицидальных попыток, аддикции в виде интернет-зависимости и табакокурения, необщительности, стремлении к уединению, замкнутости в семье и школе, протестных реакциях, ухудшении успеваемости, полном отказе ходить в школу, конфликтах с одноклассниками, учителями, нарушениях сна, повышенной сонливости, нарушениях пищевого поведения, проявлениях тревоги, фобий.

Психопатоподобный вариант депрессии сформирован из кардинальных признаков депрессии — гипотимии, на фоне которой ярко представлен аффективно-возбудимый симптомокомплекс с вербальной и физической агрессией, драками, протестными реакциями, конфликтами с учителями, одноклассниками, аддикциями, а также когнитивный вектор с низкой концентрацией внимания, снижением самооценки, чувством несостоятельности.

Тревожный вариант депрессии представлен сочетанием тоскливого настроения с утратой интересов, паническими атаками, эмоциональной лабильностью, замкнутостью с преобладанием шизоидных личностных черт и слабой реакцией эмансипации. Все это способствует формированию когнитивных расстройств с мрачным представлением о будущем, сниженной самооценкой, беспомощностью. Важным аспектом таких форм депрессии у подростков является их социальная значимость — невозможность продолжать учебный процесс в школе, колледже и т.д., утрата интересов, потеря социальных связей и мысли о смерти.

Заключение

Таким образом, за поведенческими феноменами депрессивных расстройств могут скрываться психопатоподобные и тревожные симптомокомплексы. Совокупность этих феноменов и дает сложную для диагностики и терапии психопатологическую структуру депрессии. Особенно это неоднозначно при первичном эпизоде расстройства, когда требуется не только синдромальная, но и нозологическая квалификация депрессивного дебюта. Можно полагать, что данные нарушения определяют динамический аспект формирования депрессивного расстройства и встречаются преимущественно в дебюте синдрома. Только долгосрочное наблюдение за такими пациентами может ответить на вопрос, является ли подростковая депрессия дебютом депрессии у взрослых и в рамках какой нозологической формы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.