ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение поведенческих феноменов депрессивных расстройств в подростковом возрасте.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Были обследованы 95 пациентов в возрасте от 12 до 17 лет со смешанным расстройством эмоций и поведения без когнитивных нарушений и психотических расстройств. Использовались методы: клинико-психопатологический, клинико-анамнестический, шкалы Бека, Спилбергера—Ханина, опросник Зунга, патохарактерологический диагностический опросник, статистический анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре данного синдрома были выявлены следующие аффективные нарушения: сниженное настроение (n=84; 88,4%), потеря интереса к учебе, к повседневной жизни (n=81; 85,3%) и расстройства поведения: проявление агрессии (n=47; 49,5%), аутоагрессии (n=44; 46,3%), суицидальные мысли (n=34 35,8%), снижение успеваемости (n=35; 36,8%), низкая мотивация к обучению, отказ посещать школу (n=24; 25,3%). Клиническая оценка особенностей поведенческих расстройств продемонстрировала неоднородность симптоматики, что позволило выделить две группы: психопатоподобное и тревожное поведение. В 1-й группе (n=47; 38,3%) преобладали агрессия, протестные реакции (72,3%), (p<0,001), конфликты с учителями, одноклассниками (87,2%), (p=0,014), аддикции (25,5%), (p=0,011). Во 2-й группе (n=48; 22,9%) отмечалась тревожная симптоматика (60,4%), (p=0,00015), эмоциональная лабильность, замкнутость, с преобладанием шизоидных личностных черт (62,5%) (χ2=5,56, p=0,024, φ=0,242) и со слабой реакцией эмансипации (78,6%) (χ2=5,16, p=0,04, φ=0,233).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За поведенческими феноменами депрессивных расстройств могут скрываться психопатоподобные и тревожные симптомокомплексы. Данные нарушения определяют динамический аспект формирования депрессивного расстройства и встречаются преимущественно в дебюте синдрома. Только долгосрочное наблюдение за такими пациентами может ответить на вопрос, к какой нозологической форме относится подростковая депрессия.