На современном этапе проблема церебрального инсульта рассматривается как мультидисциплинарная. Для ее разрешения объединены как клиницисты, так и представители теоретических дисциплин. Ежегодно в России происходит более 450 000 инсультов. В течение первого года умирают более 200 000 перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) пациентов, высока степень инвалидизации выживших больных. К труду возвращаются лишь 20% пациентов, а 60% остаются инвалидами, 20% нуждаются в уходе других лиц. Значительно возрастает риск развития повторного инсульта [2, 4].
ОНМК рассматривается как катастрофа, развивающаяся во времени и пространстве в ходе прогрессирования ишемии головного мозга от минимальных функциональных изменений до необратимого структурного поражения ткани мозга - некроза [1, 2]. Это неотложное состояние, требующее экстренной госпитализации в специализированное нейрососудистое отделение, предпочтительно в первые 3-6 ч от начала инсульта - в период «терапевтического окна».
Основными направлениями терапии ишемического инсульта в остром периоде являются реперфузия (тромболитическая терапия) и первичная нейропротекция, направленная на прерывание быстрых механизмов глутамат-кальциевого канала с целью коррекции дисбаланса возбуждающих и тормозных нейротрансмиттерных систем. Этот вид нейропротекции рекомендуется начинать с первых минут ишемического инсульта и продолжать на протяжении первых 3 дней, особенно активно в первые 12 ч заболевания. Вторичная нейропротекция направлена на прерывание отсроченных механизмов смерти клеток (на отдаленные последствия ишемии) и включает применение ингибиторов провоспалительных цитокинов и молекул адгезии, антиоксидантов, трофических факторов, нейропептидов.
В настоящее время большие усилия прилагаются для поиска лекарственных препаратов-нейропротекторов, способных обеспечить коррекцию оксидантного стресса, сохранить структуру гематоэнцефалического барьера и предотвратить разрушение нейрональных мембран [3, 5, 6]. Одним из таких лекарственных средств является отечественный препарат мексидол, по химической структуре представляющий собой соль янтарной кислоты (этилметилгидроксипиридина сукцинат) и относящийся к группе синтетических антиоксидантов. Мексидол является ингибитором свободных радикалов, мембранопротектором, препарат уменьшает активацию перекисного окисления липидов, повышает активность физиологической антиоксидантой системы, активирует энергосинтезирующие функции митохондрий и улучшает энергетический обмен в клетке. Он обладает гиполипидемическим действием, уменьшая в крови уровень общего холестерина (ОХ) и липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) [7, 8].
Цель настоящего исследования - изучение клинической эффективности мексидола, его влияния на показатели липидного спектра крови и системы гемостаза у больных с ишемическим инсультом в острейшем и остром периодах.
Материал и методы
Работа выполнена в Региональном сосудистом центре на базе отделения для больных с ОНМК больницы скорой медицинской помощи Уфы. В исследование включались больные, госпитализированные в экстренном порядке с диагнозом «ОНМК по ишемическому типу» в первые часы от развития инсульта. Диагноз ишемического инсульта был верифицирован с помощью нейровизуализационных методов исследования (компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга). Патогенетический вариант развития ишемического инсульта определялся в соответствии с критериями TOAST.
Комплексное клинико-биохимическое исследование было проведено 93 пациентам, 59 женщинам и 34 мужчинам, в возрасте от 44 лет до 81 года (средний возраст - 56,9±8,9 года) с установленным диагнозом ишемического инсульта. У большинства больных (61,3%, 57 человек) была определена средняя степень тяжести инсульта (по шкале NIHSS), тяжелая степень установлена у 36 (38,7%) больных. В качестве фонового заболевания у 72 больных была выявлена гипертоническая болезнь, у 21 - атеросклероз. Атеротромботический подтип ишемического инсульта был определен у 79 человек, кардиоэмболический - у 14.
Степень выраженности неврологического дефицита оценивали при госпитализации, на 5 и 21-е сутки по шкале NIHSS. Для оценки степени функционального дефицита использовались модифицированная шкала Рэнкина, шкала Бартел, шкала мобильности Ривермид. Лабораторные данные (липидный спектр и показатели коагулограммы) оценивали также при поступлении в стационар на 1, 5 и 21-е сутки. В качестве группы контроля были обследованы 24 практически здоровых лиц в возрасте 39-65 лет (средний возраст - 59,3±7,4 года). Эти лица не имели отклонений в лабораторных показателях липидного обмена и гемостаза, в результате проведенной нейровизуализации патология не определялась. Показатели группы контроля принимались за «физиологический коридор».
Включенные в исследование пациенты были разделены на 2 группы в зависимости от дозировок и длительности применения исследуемого препарата. Больные 1-й группы (45 человек) на фоне базисной терапии получали мексидол по 500 мг на 100 мл физиологического раствора внутривенно капельно 1 раз в день ежедневно в течение 5 дней. Больные 2-й группы (48 человек) на фоне базисной терапии получали мексидол по 500 мг на 100 мл физиологического раствора внутривенно капельно 2 раза в день ежедневно в течение 21 дня.
Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью пакета программ Microsoft Excel 7.0.
Результаты и обсуждение
До лечения при оценке липидного спектра обследуемых больных с ишемическим инсультом было выявлено значительное повышение показателей уровней ОХ и триглицеридов (ТГ) в сравнении с контролем, соответственно на 46,3% (р<0,01) и 79,7% (р<0,01), что отражено в табл. 1.
При анализе показателей липидного спектра с учетом периода и тяжести ишемического инсульта было выявлено, что у больных в острейшем периоде (1-5-е сутки) и с тяжелой формой заболевания показатели содержания ОХ, ХС, ЛПНП были значительно выше, чем у больных в остром периоде (21-е сутки) и со среднетяжелой формой инсульта (р<0,05).
При изучении состояния системы гемостаза у больных с ишемическим инсультом было выявлено, что рассматриваемые показатели значительно превышают показатели лиц контрольной группы - в среднем на 38,8% (р<0,01), причем у больных в острейшем периоде и с тяжелой формой заболевания данные показатели были выше, чем у пациентов в остром периоде и со среднетяжелой формой инсульта (табл. 2).
Следующим этапом исследования явилось изучение эффективности влияния проводимой терапии на параметры липидного спектра (ОХ, ХС ЛПНП, ТГ) и системы гемостаза (протромбиновый индекс, фибриноген, активированное частичное тромбопластиновое время, растворимые фибрин-мономерные комплексы, международное нормализованное отношение) на 5 и 21-е сутки лечения.
Как уже указывалось, при динамическом наблюдении была выявлена тенденция к улучшению и приближению к нормативным показателям анализируемых параметров. При этом во 2-й группе отмечено более выраженное снижение уровней ОХ, ХС, ЛПНП, ТГ по сравнению с 1-й группой. Показатели системы гемостаза у пациентов 2-й группы также продемонстрировали более убедительное снижение ее активации в сравнении с больными 1-й группы.
Динамика исследуемых биохимических показателей крови у больных с ишемическим инсультом на фоне лечения мексидолом коррелировала с улучшением неврологического статуса, повышением активности, мобильности больных и их способностью к самообслуживанию, что было достоверно (р<0,01) более выражено у больных 2-й группы, получавших большие дозы препарата в течение 21 дня.
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что включение мексидола в комплексную терапию больных с ОНМК по ишемическому типу в острейшем и остром периодах заболевания является патогенетически обоснованным и оказывает положительное действие, проявляющееся улучшением неврологического статуса, снижением активности системы гемостаза, гиполипидемическим эффектом, вплоть до достижения уровня физиологических значений к моменту завершения стационарного лечения. При этом имеют значение доза, кратность и длительность приема препарата.