1 марта 2016 г. — юбилейная дата для служб рефлексо- и мануальной терапии в РФ и кафедры рефлексологии и мануальной терапии Российской медицинской академии последипломного образования.
Многочисленные источники донесли до нас многовековой опыт народной медицины стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). Речь идет в первую очередь о «чжень-цзю» терапии (от кит.: чжень — игла и цзю — греть, прижигать), которая получила значительное распространение. Из Китая в Европу эти методы проникли в XVII веке, наибольшее признание получила «акупунктура» (лат.: acus — игла, punctio — колоть). В 562 г. китайский атлас точек акупунктуры был завезен в Японию, где стал широко применяться метод иглоукалывания, а также был разработан новый способ прижигания — «мокса». Уже в XVIII веке сообщалось, что «иглоукалывание и прижигание успокаивают боли и спазмы удивительным образом, путем раздражения нервов, находящихся в другой части человеческого тела» (Swieten, 1753), а в 1816 г. L. Berlios первым в Европе провел клинические исследования и полученные результаты описал в монографии «Записки о хронических заболеваниях, кровопусканиях и акупунктуре» [1].
В России положительные результаты применения иглоукалывания в лечении «мышечного ревматизма» и ишиаса были описаны П. Чаруковским в 1928 г. [2]. В 1903 г. в диссертации А.Я. Виолина «Медицина Китая» [3] и в последующих работах Э.С. Вяземского и В.В. Корсакова были уже подробно описаны методы акупунктуры и прижигания. В 1907 г. Совет министров Российской Империи открыл Санкт-Петербургский психоневрологический институт под руководством акад. В.М. Бехтерева, являвшегося не только ректором этого учреждения, но и заведующим кафедрой рефлексологии с клиникой нервных болезней. В.М. Бехтерев считал необходимым «дать ...юношеству недостававшее ему высшее образование... в виде основ физико-биологических наук и основ гуманитарных знаний», а также знания по «биологии, антропологии, социологии, криминологии, объективной психологии, рефлексологии и философии... знакомство с которыми диктовалось самой жизнью» [4, 5].
Существенный вклад в научное обоснование и практическое применение новых методов внес центр акупунктуры клиники госпиталя Божан в Париже, а также Ж. Сулье де Моран, издавший ставшее классическим руководство с научным обоснованием новых методов [6]. В 1955 г. в Пекине, а затем Нанкине, Шанхае и других центрах Китая были открыты институты «чжень-цзю» терапии. В XIX—XXI веках дальнейшее развитие «чжень-цзю» терапии продолжилось не только в странах Востока, но и во Франции, в Австрии, Италии, Германии, Канаде, Испании, США, Англии. Стали активно создаваться ассоциации, национальные и всемирные общества врачей, проводиться конференции, съезды, конгрессы. В подавляющем большинстве источников, в основном давно изданных в Китае, Вьетнаме и других странах Востока, «чжень-цзю» терапия рассматривается, исходя из натурфилософских, метафизических теорий и правил «пяти первоэлементов», «жизненной энергии — чи», «учения о полярности сил инь-ян», «правила мать-сын», «муж-жена» и др. Сущность «чжень-цзю» состоит во взаимоотношениях покровов тела и внутренних органов и обосновании возможности целенаправленно воздействовать на деятельность последних.
В отечественной физиологии и медицине теоретическим обоснованием подобных воздействий является рефлекторная теория [7—9].
Развитие рефлекторной теории в Европе началось с работ Р. Декарта, который выдвинул идею «отраженного действия», возникающего при участии ЦНС в ответ на внешние стимулы. Материалистические представления Декарта вдохновили многих исследователей. В 1743 г. французский врач и философ А. Монпелье предложил термин «рефлекс», М. Холл сформулировал понятие структурной организации нервной системы, а Й. Прохазка доказал важность роли ЦНС в реализации рефлекса. Фундаментальные открытия Ч. Белла и Ф. Мажанди свидетельствовали, что возникший от раздражения в нервных рецепторах кожи нервный импульс входит в спинной мозг через задние корешки, а сокращающий мышцу ответный импульс выходит через передние корешки. Ф. Галь описал отдельные компоненты рефлекса и предложил понятие «рефлекторная дуга», которая включает «нерв, ведущий от возбужденной точки к спинному мозгу или в спинной мозг, и нерв, выходящий из спинного мозга». Роль обратной афферентации и сенсорные механизмы были открыты Э. Пфлюгером, а открытие Ч. Шеррингтоном синапсов завершило представление о дуге рефлекса и положение об одностороннем проведении импульса по рефлекторной дуге, Ч. Шеррингтон также развил идею Ч. Белла о проприорецепторах и динамической организации рефлекса. Об особенностях деятельности нервной системы писал А.А. Филомафитский (1849): «она (нервная система), вся вместе взятая, составляет нечто целое, что можно сравнить с кольцом, в котором нет ни начала, ни конца: удар, сделанный в одну какую-нибудь точку его, отражается на все остальное...».
Революционные открытия, изложенные И.М. Сеченовым в «Рефлексах головного мозга» [8], способствовали наиболее полному раскрытию механизмов рефлекторной деятельности ЦНС. В последующем фундаментальные работы в этом направлении были сделаны не только И.П. Павловым, Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским, но и многими другими физиологами и клиницистами [7, 10—19].
Что касается практического изучения «чжень-цзю» терапии, то в 60-х годах XX века по решению Минздрава СССР в Китай были направлены В.Г. Вогралик, И.И. Русецкий, Я.М. Волошин, Э.Д. Тыкочинская, М.К. Усова, Н.Н. Осипова и др. В НИИ неврологии АМН СССР было начато изучение механизма действия методов рефлексотерапии на организм человека. В 1956 г. Министр здравоохранения СССР И.Т. Кочергин издал приказ, обязавший Государственный центральный институт усовершенствования врачей начать теоретическую и практическую подготовку врачей по рефлексотерапии. Эту работу возглавили академик АМН, член-корр. АН СССР Н.И. Гращенков и М.К. Усова. В 1957 г. Н.И. Гращенковым было начато экспериментальное исследование влияния иглотерапии на основные функциональные системы организма и изучение возможностей применения рефлексотерапии в лечебных и профилактических целях. Эти разработки осуществлялись профессорами А.В. Вейном, Г.Н. Кассилем, И.М. Боевой, Н.А. Ильиной, М.К. Усовой, Б.И. Каменецкой, В.С. Мальциной и др. в лаборатории рефлекторной терапии АМН СССР под руководством Н.И. Гращенкова. В последующем аналогичная работа стала проводиться в Ленинграде под руководством профессора Э.Д. Тыкочинской, в Горьком профессором В.Г. Вограликом и сотрудниками, в Казани профессором И.И. Русецким и некоторых других городах.
В экспериментах на животных были определены стадии асептического воспаления при акупунктуре, роль опиоидных лигандов (эндорфин и энкефалин) в реализации лечебного действия рефлексотерапии, на биопсийном и аутопсийном материале изучены гистологические изменения в структурах нервной системы и биологически активных точках при иглоукалывании, исследованы реакции нормальных и патологических функциональных систем [20—23]. В процессе проведенных исследований был подтвержден вывод, сделанный Н.И. Гращенковым при подведении итогов работы, выполненной лабораторией рефлекторной терапии в 1959 г.: «Главным результатом выполненных исследований является описание ряда физиологических и биохимических сдвигов, опровергающих представления о том, что в основе метода иглоукалывания лежит психотерапевтический фактор» [22—24]. Были четко определены три основные реакции организма на «чжень-цзю» терапию — местная, сегментарная и общая, что подтверждало правильность классификации биологически активных точек (БАТ) в восточной и европейской медицине [21, 23].
В дальнейшем анатомо-морфологические, нейрофизиологические, биохимические и многие другие исследования были выполнены в различных лабораториях и институтах как в нашей стране, так и за рубежом [24—29]. Были открыты новые высокоэффективные методы: микроигло- (воздействие на БАТ до 21 дня специальными устройствами), электро-, магнито-, цветоимпульсная, цубо-, термо-, микроволновая, криорефлексотерапия и многие другие методы, позволившие клиницистам расширить выбор способов диагностики и лечения в неврологии, терапии, хирургии и многих других областях медицины [21—23, 30—38]. Была проведена большая методическая работа, подготовлены и изданы руководства по рефлексотерапии и учебные пособия [39—45], а также приказ, способствующий широкому внедрению рефлексотерапии в РФ1. Кроме того, был создан журнал «Рефлексология».
Признанием заслуг отечественных ученых и практиков в создании и развитии государственной службы рефлексотерапии, доступной бесплатно каждому жителю России, явилось издание Минздравом России о введении в номенклатуру специальности «врач-рефлексотерапевт»2.
Созданные кафедры факультетов повышения квалификации врачей позволили подготовить значительное количество соответствующих специалистов. Так, только на нашей кафедре рефлексо- и мануальной терапии прошли обучение около 14 000 врачей различных специальностей, при этом с 1997 г. проводилось обучение как отечественных специалистов, так и стажеров из-за рубежа. В Московской городской клинической больнице им. С.П. Боткина пролечены 278 тыс. больных, опубликовано более 1000 научных работ, получены патенты и авторские свидетельства на новые методы диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний, многие из которых внедрены в практику отечественного и зарубежного здравоохранения; создана структурно-функциональная теория механизма действия иглотерапии и микроиглотерапии и т.д.3 [22].
Мануальная рефлексотерапия начала развиваться в нашей стране в 70-е годы прошлого столетия, когда Государственный комитет по науке и технике при Совете Министров СССР и Министерство здравоохранения СССР приняли решение поручить доцентскому курсу рефлексотерапии при кафедре невропатологии Центрального института усовершенствования врачей начать изучение мануальной рефлексотерапии и внедрение в учебный процесс цикла «Манипуляционная рефлексотерапия». С того же времени начаты подготовка кадров и создание государственной практической службы мануальной терапии [46—51]. Был издан приказ об организации в Москве Центрального научно-исследовательского института рефлексотерапии и мерах по дальнейшему внедрению метода иглоукалывания в практику и усилению научных исследований в этой области4. Было создано головное учреждение — Всесоюзный научный организационный центр по рефлексотерапии, занимающееся изучением влияния методов рефлексо- и мануальной терапии на организм человека. В составе республиканских научно-исследовательских институтов клинического профиля были созданы группы по изучению иглорефлексотерапии. В течение короткого периода в поликлиниках и больницах страны была создана сеть кабинетов рефлексотерапии.
Был изучен опыт научных исследований, подготовки врачебных кадров, работы службы мануальной терапии в других странах, в частности в Японии, Германии, Италии, Франции, ЧССР. По инициативе ректора Центрального института усовершенствования врачей М.Д. Ковригиной и заведующего кафедрой невропатологии проф. Л.С. Петелина был заключен договор о научно-техническом, педагогическом сотрудничестве с научно-учебными организациями ЧССР, где эти методы широко использовались в практическом здравоохранении.
Успешному и взаимовыгодному сотрудничеству способствовали непосредственные научные контакты специалистов разных стран, участие в симпозиумах, съездах, стажировках. В частности, приехавший из Брно Р. Умлауф провел несколько семинаров для сотрудников кафедры и курса рефлексотерапии и врачей больницы им. С.П. Боткина, а также членов Московского научно-практического общества рефлексотерапевтов на тему «Мануальная терапия в диагностике, лечении, профилактике неврологических синдромов при остеохондрозе позвоночника» с демонстрацией приемов на больных. Большой успех имели также выступления с докладами на Московском научно-практическом обществе рефлексотерапевтов зав. кафедрой мануальной терапии Пражского института усовершенствования врачей и фармацевтов, проф. Е. Рихликовой, Янды, Й. Шмирала, И. Дюриановой и др.
В результате проведенной работы из массы способов диагностики, лечения и профилактики в программу обучения врачей были внедрены высокоэффективные методы мануальной терапии (биодинамическая коррекция), исключающие травматизацию больного [46—52].
Согласно приказу Минздрава СССР5 в 1976 г. курс рефлексотерапии был реформирован в кафедру рефлексотерапии, затем в кафедру рефлексологии и мануальной терапии. Подобные кафедры были открыты в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове и других городах. В тесном сотрудничестве с коллективом кафедры неврологии (заведовали кафедрой акад. АМН Н.И. Гращенков, проф. М.Б. Цукер, Н.С. Четвериков, Л.С. Петелин, В.Н. Шток, О.С. Левин) проводились научные исследования и клиническая работа в неврологических и других отделениях Московской городской клинической больницы им. С.П. Боткина. Были проведены также экспериментальные исследования в Центральной научно-исследовательской лаборатории Центрального института усовершенствования врачей различных видов патологии у животных и их лечению. Был обобщен опыт лечения значительного количества больных (от 3 тыс. до 4,5 тыс. в год).
Стажировки преподавателей в Германии, Франции, Италии, Японии и т.д., участие в международных съездах, конгрессах, обмен опытом со специалистами из Китая, Австрии, Вьетнама, Южной Кореи и др. позволили создать программы обучения врачей на кафедрах и курсах по рефлексо- и мануальной терапии. Так, на кафедре Центрального института усовершенствования врачей были подготовлены учебный план, программа и учебные пособия «Манипуляционная рефлексотерапия заболеваний пояснично-крестцового отдела позвоночника» и первая в нашей стране монография «Мануальная терапия неврологических проявлений остеохондроза позвоночника», а также ряд методических рекомендаций, получены авторские свидетельства и патенты [46—50]. В последующем были изданы руководства по мануальной терапии и создан научно-практический журнал «Мануальная терапия».
Путь, пройденный от «чжэнь-цзю» к рефлексологии, рефлексотерапии, манипуляционной рефлексотерапии, потребовал больших усилий при создании доказательной научной базы для, на первый взгляд, простых и далеко не всеми признанных методов диагностики и лечения. В связи с этим важным представляется общение для обмена опытом, информацией о приоритетных и инновационных научных исследованиях с отечественными и зарубежными специалистами. Большую роль в этом сыграл проведенный в 2006 г. на базе Российской медицинской академии постдипломного образования международный конгресс «Рефлексотерапия и мануальная терапия в XXI веке». В его работе приняли участие более 600 врачей из всех регионов РФ, 44 зарубежных делегации, было заслушано более 115 докладов, проведены мастер-классы, демонстрирующие новейшие технологии диагностики и лечения, изданы материалы конгресса. На этом конгрессе Московское научно-практическое общество рефлексотерапевтов и мануальных терапевтов было принято в почетные члены ICMART. В 2016 г. (20—21 мая) планируется проведение конференции с международным участием «Рефлексотерапия и мануальная терапия в XXI веке», посвященной 60-летию рефлексотерапии и 35-летию мануальной терапии в России.
В связи с наступающим юбилеем есть основание напомнить слова А.С. Пушкина, который писал: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Уважать же наших предшественников, как показывают представленные в этой статье материалы, есть за что.
Конфликт интересов отсутствует.
1Приказ Минздрава РФ от 03.02.99 №38 «О мерах по дальнейшему развитию рефлексотерапии в Российской Федерации». Доступно по: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=270945. Ссылка активна на 11.07.15.
2Приказ Минздрава РФ от 10.12.97 №364 «О введении специальности «Рефлексотерапия» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей». Доступно по: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=354895. Ссылка активна на 11.07.15.
3Тян В.Н., Гойденко В.С. Способ лечения хронической вертебробазилярной недостаточности. Патент РФ на изобретение №2447876/29.06.10. Бюл. №11. Доступно по: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUPAT&rn=5824&DocNumber=2447876&TypeFile=pdf. Ссылка активна на 11.07.15.
Гойденко В.С., Тян В.Н., Бойцов И.В. Способ диагностики функционального состояния симпатической нервной системы шейного отдела позвоночника у больных с вертеброгенной цереброваскулярной недостаточностью. Патент на изобретение №2514549/18.06.12. Бюл. №12. Доступно по: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUPAT&rn=8663&DocNumber=2514549&TypeFile=html. Ссылка активна на 11.07.15.
Гойденко В.С., Федорова И.Л. Устройство для определения триггерных точек и регистрации порога болевой чувствительности. Патент на полезную модель №95518/26.3.10. Бюл. №19. Доступно по: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUPM&rn=8218&DocNumber=95518&TypeFile=html. Ссылка активна на 11.07.15.
Гойденко В.С., Тян В.Н., Федорова И.Л. Способ биодинамической коррекции позвоночника. Патент на изобретение №2445060/29.06.10. Бюл. №8. В.С. Доступно по: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUPAT&rn=9279&DocNumber=2445060&TypeFile=html. Ссылка активна на 11.07.15.
4Приказ №365 Минздрава Российской Федерации от 10.12.97 «О введении специальности «Мануальная терапия» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей». Доступно по: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=354894. Ссылка активна на 11.07.15.
5Приказ Минздрава Российской Федерации №39 от 10.02.98 «О мерах по улучшению организации помощи по мануальной терапии в Российской Федерации». Доступно по: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?q=doc;base=EXP;n=279959. Ссылка активна на 11.07.15.