Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Симонов А.Н.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Клюшник Т.П.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Андросова Л.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Михайлова Н.М.

Научный центр психического здоровья РАМН

Количественная оценка связи воспалительных маркеров с болезнью Альцгеймера

Авторы:

Симонов А.Н., Клюшник Т.П., Андросова Л.В., Михайлова Н.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 546

Загрузок: 13


Как цитировать:

Симонов А.Н., Клюшник Т.П., Андросова Л.В., Михайлова Н.М. Количественная оценка связи воспалительных маркеров с болезнью Альцгеймера. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(5):58‑63.
Simonov AN, Klyushnik TP, Androsova LV, Mikhaĭlova NM. Quantification of the relationship between inflammatory markers and Alzheimer’s disease. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(5):58‑63. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181185158

Рекомендуем статьи по данной теме:
Це­реб­ро­ли­зин в ле­че­нии ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):20-25
Вос­па­ли­тель­ные мар­ке­ры при ор­га­ни­чес­ких неп­си­хо­ти­чес­ких расстройствах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):88-93
Сов­ре­мен­ные воз­мож­нос­ти ран­ней ди­аг­нос­ти­ки бо­лез­ни Альцгей­ме­ра у па­ци­ен­тов с пер­вич­ной от­кры­то­уголь­ной гла­уко­мой. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):121-128
Ca2+-ре­гу­ли­ру­емые фер­мен­ты каль­па­ин и каль­ци­ней­рин в про­цес­сах ней­ро­де­ге­не­ра­ции и пер­спек­ти­вы ней­роп­ро­тек­тив­ной фар­ма­ко­те­ра­пии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):32-40
При­ме­не­ние в оте­чес­твен­ной кли­ни­чес­кой прак­ти­ке тес­тов Ми­ни-Ког, MMSE и GPCOG для оцен­ки ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний у па­ци­ен­тов по­жи­ло­го и стар­чес­ко­го воз­рас­та: ре­зуль­та­ты оп­ро­са мне­ния спе­ци­алис­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):55-64
Ди­гид­рок­вер­це­тин как сис­тем­ный ней­роп­ро­тек­тор для про­фи­лак­ти­ки и ле­че­ния β-ами­ло­ид-ас­со­ци­иро­ван­ных за­бо­ле­ва­ний го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):136-142
Син­дром обструк­тив­но­го ап­ноэ сна — не­до­оце­нен­ный фак­тор рис­ка ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):36-41
Ле­че­ние Це­реб­ро­ли­зи­ном сни­жа­ет риск пе­ре­хо­да син­дро­ма мяг­ко­го ког­ни­тив­но­го сни­же­ния в де­мен­цию у родствен­ни­ков 1-й сте­пе­ни родства па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Альцгей­ме­ра: прос­пек­тив­ное срав­ни­тель­ное ис­сле­до­ва­ние. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):90-97
Сов­ре­мен­ные дос­ти­же­ния в ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нии гла­уко­мы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):96-106
Пре­дик­то­ры пот­реб­нос­ти кор­рек­ции те­ра­пии во вре­мя тран­спор­ти­ров­ки но­во­рож­ден­но­го. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(4):12-18

Проблема деменции, обусловленной болезнью Альцгеймера (БА), является одной из актуальных проблем современной психиатрии. Несмотря на достижения в изучении патогенетических механизмов этого нейродегенеративного заболевания и создание лекарственных средств, направленных на их коррекцию, до сих пор не удалось достичь желаемых результатов. Одной из главных причин является поздняя диагностика БА в связи с тем, что заболевание развивается бессимптомно или с минимальными клиническими проявлениями в течение 15—20 лет. В качестве преддементной стадии БА рассматривается синдром мягкого когнитивного снижения (МКС) амнестического типа. Критерии синдрома МКС включают подтвержденные при клиническом обследовании признаки когнитивного снижения в сравнении с предыдущим уровнем когнитивного функционирования, объективные признаки ухудшения в одной когнитивной функции или более, сохранность самостоятельности и независимости в повседневной активности, отсутствие признаков деменции, исключение возможных сосудистых, травматических, соматических причин когнитивного снижения, наличие в анамнезе релевантных генетических факторов БА [1].

Предполагается, что терапия БА может быть наиболее эффективной на ранней стадии в плане как улучшения состояния и качества жизни пациентов, так и возможности замедления прогрессирования нейродегенерации и когнитивного снижения.

В связи с этим актуальным является поиск биомаркеров для ранней диагностики Б.А. Среди множества факторов, предрасполагающих к ее развитию (оксидантный стресс и свободнорадикальное повреждение, снижение гормонального уровня, эндотелиальная дисфункция, резистентность к инсулину, неправильное питание, обедненное социальное общение и т. д.), значительное место отводится хроническому воспалению.

Воспалительные реакции многокомпонентны, в их развертывании принимают участие разнообразные молекулы. Это прежде всего медиаторные молекулы — провоспалительные цитокины (IL-1β, IL-6, IL-18 и TNF-α), роль которых заключается в передаче сигналов между клетками [2—4]. В воспалении также принимают участие острофазные белки: С-реактивный белок (СРБ), а также транспортные — альбумин, церулоплазмин, трансферрин. Ряд белков острой фазы обладают антипротеазной активностью: α1-антитрипсин, антихимотрипсин, α2-макроглобулин [5]. Их функция состоит в ингибировании активности протеаз, поступающих из гранулоцитов в воспалительные экссудаты. Эти протеазы, среди которых лейкоцитарная эластаза (ЛЭ), могут быть отнесены к эффекторным молекулам воспаления. Их роль заключается в увеличении проницаемости сосудистой стенки (в случае заболеваний мозга — сосуды гематоэнцефалического барьера) для проникновения фагоцитов в очаг воспаления.

По мнению ряда авторов [6, 7], повышение активности ИЛ-6 и СРБ позволяет рассматривать их в качестве молекулярных маркеров когнитивного снижения и Б.А. Вместе с тем неожиданными оказались результаты наших предыдущих исследований [8—10], выявивших наряду с повышением уровня медиаторных и острофазных молекул (ИЛ-6, СРБ и α1-протеиназный ингибитор — α1-ПИ), достоверное снижение активности ЛЭ в крови пациентов с БА по сравнению с контролем; снижение активности этой протеазы коррелировало со степенью снижения когнитивных функций.

Следует отметить, что при других неинфекционных хронических заболеваниях мозга, ассоциированных с воспалением (расстройства шизофренического спектра, аутистические и аффективные), выявлено повышение активности ЛЭ, как и других маркеров воспаления. В настоящее время причина снижения активности ЛЭ у пациентов с БА неизвестна, однако эта особенность спектра маркеров воспаления предположительно может служить основой иммунобиохимической тест-системы для ранней диагностики БА и использоваться в мониторинге пациентов с когнитивным снижением.

В связи со сказанным выше значительный научный интерес представляет построение математической модели, на основании которой могут быть определены роль иммунологических показателей и их вклад в оценку вероятности наличия у человека Б.А. Адекватным методом для анализа связи между изучаемыми иммунологическими показателями и диагнозом БА является логистическая регрессия [11—13]. Принимая во внимание выявленные ранее разнонаправленные изменения двух функционально связанных маркеров воспаления — энзиматической активности ЛЭ и функциональной α1-ПИ при этом заболевании (по отношению к контрольным значениям), логистическая регрессия строилась на основе их анализа.

Цель настоящего исследования — количественная оценка связи БА с такими маркерами воспаления, как энзиматическая активность ЛЭ и функциональная активность α1-ПИ на основе модели логистической регрессии и использование полученной модели для предсказания вероятности БА у пациентов с синдромом МКС амнестического типа.

Материал и методы

Исследование было выполнено в лаборатории доказательной медицины и биостатистики (руководитель — канд. биол. наук А.Н. Симонов) Научного центра психического здоровья РАН. Объектом математического анализа служила база данных, включающая результаты определения иммунологических показателей — энзиматической активности ЛЭ и функциональной активности α1-ПИ в плазме крови 91 пациента с верифицированным диагнозом БА, находившихся на стационарном или амбулаторном лечении в клинике указанного центра, и 37 здоровых (контрольная группа).

База данных по МКС включала 74 пациентов, находившихся на амбулаторном лечении в Научном центре психического здоровья.

Статистический анализ базы данных состоял из следующих этапов: описательная статистика и корреляционный анализ связи лабораторных показателей с наличием или отсутствием БА, построение математической модели и проверка ее прогностической способности на базе аналогичных данных пациентов с синдромом МКС.

Статистическую обработку данных проводили с использованием программ R (R version 3.2.4) и Stata (version 12.1). Уровень статистической значимости был выбран при p<0,05.

Результаты и обсуждение

В табл. 1 приведены

Таблица 1. Описательная статистика лабораторных показателей в группах пациентов с БА и контроля, тест на нормальность и сравнение этих групп при помощи непараметрического теста Манна—Уитни
данные описательной статистики, результаты проверки нормальности при помощи теста Шапиро—Уилка и результаты сравнения лабораторных показателей в группах БА и здоровых при помощи непараметрического теста Манна—Уитни. Как видно из табл. 1, гипотеза о нормальности распределения не отвергается для α1-ПИ (р=0,1) и отвергается для ЛЭ (p<0,05). Сравнение иммунологических показателей выборок пациентов с БА и здоровых при помощи теста Манна—Уитни показало, что оба ЛЭ и α1-ПИ статистически значимо различаются (p<0,05).

В табл. 2 приведены

Таблица 2. Значения коэффициентов rpb между лабораторными показателями и БА и их статистическая значимость (p)
оценки величин коэффициентов точечно-бисериальной корреляции (rpb) между лабораторными показателями и диагнозом Б.А. Как видно из табл. 2, статистически значимыми являются коэффициенты корреляции для обоих показателей (р<0,05).

В табл. 3 приведены

Таблица 3. Результаты компьютерного анализа логистической регрессии с включением двух лабораторных показателей
основные результаты компьютерного анализа бинарной логистической регрессии: регрессионный коэффициент, стандартная ошибка, Z-статистика, р и 95% доверительный интервал (ДИ).

В результате модель логистической регрессии принимает следующий вид:

p= ______________________________________ ,

1+exp[–(–1,4168–0,0305×ЛЭ+0,1963α1-ПИ)]

где р — вероятность наличия у человека БА.

Полученную модель необходимо проверить на адекватность наблюдаемым данным в целом, которая оценивается величиной удвоенной разности логарифмов функций максимального правдоподобия для моделей со всеми независимыми переменными (LL (model)) и без независимых переменных (LL (null)). Эта величина имеет распределение χ2 Пирсона и показывает уровень согласованности модели регрессии со всеми независимыми переменными.

Была приведена также проверка адекватности изложенной модели экспериментальным данным. Были получены результаты компьютерного анализа адекватности модели: LL (null) –76,9677; LL (model) –44,81342; LR chi2 (4) — 64,31; Pr>chi2 — 0,00. Установлено, что удвоенная разность логарифма максимального правдоподобия между моделями с включением обоих предикторов (ЛЭ и α1-ПИ) и без них составила 64,31, что соответствует достигнутому уровню статистической значимости критерия χ2 с двумя степенями свободы р<0,05. Это свидетельствует, что модель хорошо описывает наблюдаемые экспериментальные данные.

Таким образом, полученная математическая модель, связывающая вероятность БА с иммунологическими показателями ЛЭ и α1-ПИ, адекватно описывает экспериментальные данные и может быть использована для предсказания наличия у пациентов БА по их индивидуальным лабораторным показателям уровней ЛЭ и α1-ПИ.

Для оценки диагностической эффективности полученной модели логистической регрессии обычно используется ROC-анализ, связывающий чувствительность и специфичность диагностического теста. Графическим представлением такой зависимости является ROC-кривая, где по оси Y откладывается чувствительность (sensitivity), а по оси X — единица минус специфичность теста (1 — specificity). На рис. 1 приведена

Рис. 1. ROC-кривая для полученной модели логистической регрессии. По оси абсцисс — показатели специфичности, по оси ординат — чувствительности.
ROC-кривая для логистической модели. Количественной оценкой ROC-кривой является величина площади под кривой — AUC (Area Under Curve), величина которой для модели равна 0,9109, что указывает на очень хорошее качество используемой модели.

На практике не существует идеальных диагностических тестов, которые имели бы 100% чувствительность и такую же специфичность. Компромисс между двумя этими величинами соответствует оптимальному порогу отсечения (optimal cut-off value). По сути порог отсечения — это величина, на основании которой принимается решение о наличии того или иного состояния.

На рис. 2 представлен

Рис. 2. Зависимость чувствительности/специфичности (ось ординат) от величины порога отсечения (ось абсцисс) для модели логистической регрессии.
график зависимости чувствительности и специфичности от порога отсечения, на котором точка пересечения дает величину оптимального порога отсечения.

Практически важным качеством полученной модели логистической регрессии является ее способность правильно классифицировать объекты, которая выражается как общая доля истинно положительных и истинно отрицательных исходов в процентах.

Результаты оценки диагностической эффективности полученной модели были следующие: чувствительность — 83,52%, специфичность — 83,78%, правильная классификация — 83,6%, оптимальный порог отсечения — 0,65, AUC — 0,910.

Поскольку в полученную модель логистической регрессии ЛЭ входит со знаком минус, а α1-ПИ — со знаком плюс, то на оценку вероятности БА они действуют разнонаправленно: с ростом ЛЭ вероятность БА уменьшается, а с ростом α1-ПИ — увеличивается.

Представляется более удобным объединить эти два показателя в виде отношения ЛЭ/α1-ПИ, что позволяет представить зависимость вероятности БА от этого отношения графически. На рис. 3 приведена

Рис. 3. Зависимость вероятности (p) БА (ось ординат) от отношения ЛЭ/α1-ПИ (ось абсцисс). Сплошная линия — оптимальный порог отсечения (0,65).
зависимость вероятности БА, оцененная по модели, от отношения ЛЭ/α1-ПИ.

Используя уравнение или кривую на рис. 3, можно определить вероятность БА у пациента по его индивидуальным значениям величин ЛЭ и α1-ПИ.

Для проверки диагностической эффективности полученной модели логистической регрессии была использована база данных пациентов с синдром МКС.

Естественно, что рассчитанные значения вероятности БА как по уравнению, так и на рис. 3 совпадали.

Суммарные результаты этих оценок приведены в табл. 4, из

Таблица 4. Прогноз вероятности БА в группе МКС по иммунологическим показателям
которой видно, что у 40% пациентов из базы МКС можно диагностировать высокий риск развития БА.

Полученные результаты математического анализа свидетельствуют, что такие иммунологические показатели, как энзиматическая активность ЛЭ и функциональная активность α1-ПИ, статистически значимо связаны с вероятностью наличия у пациентов Б.А. Построенная модель бинарной логистической регрессии на основе этих двух независимых переменных с высокой (83,68%) эффективностью разделяет наблюдаемые группы на пациентов с БА и здоровых. Использование построенной математической модели на независимой выборке МКС дает хорошие результаты по предсказанию высокого риска БА и возможности введения этого теста для прогноза развития БА у пациентов с синдромом МКС.

Клиническую значимость результатов исследования можно оценить в нескольких аспектах. Прежде всего речь идет об улучшении диагностики деменции альцгеймеровского типа. Как известно, верификация диагноза БА осуществляется по данным аутопсии, несмотря на роль достаточного опыта клинициста и диагностическую уверенность врача при обследовании больных с развернутой стадией заболевания. Распознавание заболевания на начальных стадиях деменции, особенно ее доклинических проявлений, может представлять известные трудности как в дифференциальной диагностике, так и при определении прогноза дальнейшего течения.

Результаты проведенного математического анализа могут быть рассмотрены также в аспекте патогенеза когнитивного снижения разной степени выраженности в позднем возрасте. Они подтверждают роль нейровоспаления как одного из звеньев патогенетического механизма формирования деменций альцгеймеровского типа и состояний МКС.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: anatoly.simonov@psychiatry.ru;
https://orsid/0000-0003-0564-932X

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.