Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мирошниченко И.И.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Яковлева О.Б.

Сафарова Т.П.

Шипилова Е.С.

ФГБУ "Научный центр психического здоровья" РАМН, Москва

Баймеева Н.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Содержание N-ацетиласпартата у пожилых пациентов с депрессией в процессе терапии антидепрессантами и актовегином

Авторы:

Мирошниченко И.И., Яковлева О.Б., Сафарова Т.П., Шипилова Е.С., Баймеева Н.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 637

Загрузок: 4


Как цитировать:

Мирошниченко И.И., Яковлева О.Б., Сафарова Т.П., Шипилова Е.С., Баймеева Н.В. Содержание N-ацетиласпартата у пожилых пациентов с депрессией в процессе терапии антидепрессантами и актовегином. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(4):38‑42.
Miroshnichenko II, Iakovleva OB, Safarova TP, Shipilova ES, Baymeeva NV. The content of N-acetylaspartate in depressed elderly patients during therapy with antidepressants and actovegin. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2019;119(4):38‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201911904138

Рекомендуем статьи по данной теме:
Посттрав­ма­ти­чес­кие бо­ле­вые мо­но­ней­ро­па­тии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):14-23
Оп­ти­ми­за­ция ле­че­ния деп­рес­сии наз­на­че­ни­ем этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та (Мек­си­кор). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):78-84
Эф­фек­тив­ность ка­лия N-аце­ти­ла­ми­но­сук­ци­на­та (Ко­ги­тум) при ле­че­нии ас­те­ни­чес­ко­го син­дро­ма: ре­зуль­та­ты двой­но­го сле­по­го пла­це­бо-кон­тро­ли­ру­емо­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):52-56
Связь изо­форм ци­тох­ро­ма P450 с эф­фек­тив­нос­тью и бе­зо­пас­нос­тью те­ра­пии ан­тип­си­хо­ти­ка­ми и ан­ти­деп­рес­сан­та­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):40-46
Сек­су­аль­ные дис­фун­кции на фо­не ан­ти­деп­рес­сив­ной те­ра­пии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(11-2):115-121

Введение

Депрессивные расстройства устойчиво занимают одно из первых мест среди психических расстройств пожилого и старческого возраста. Они встречаются у 10—30% пожилых людей [1—4]. Депрессии в пожилом возрасте приводят к резкому ухудшению качества жизни, утяжеляют течение коморбидной соматической патологии, ускоряют процессы старения, повышая риск смерти и развития деменции [2].

Несмотря на актуальность терапии поздних депрессий, врачи в этих случаях сталкиваются со значительными трудностями, обусловленными специфическими факторами старения. К ним относятся возрастные изменения органов и систем, участвующих в процессах биотрансформации и элиминации препаратов, наличие структурных церебральных изменений и когнитивных расстройств, множественная коморбидная соматическая патология, обусловливающая необходимость полипрагмазии, которая может приводить к нежелательным последствиям лекарственного взаимодействия [5]. При депрессии в старческом возрасте имеет место повышенная частота атрофических и подкорковых сосудистых (до 19%) изменений головного мозга [6, 7]. Выделяется даже особый подтип сверх поздних («old-old») депрессий с диффузными поражениями подкоркового белого вещества мозга, признаками когнитивной недостаточности, слабым ответом на медикаментозную терапию и склонностью к хронификации [2, 8].

Новые подходы в терапии поздних депрессий основаны на достижениях нейробиологии и понимании патогенетических механизмов развития депрессии. Наиболее адекватным подходом считают комбинацию гипотензивной терапии с препаратами нейропротективного и метаболического действия, улучшающими функционирование синаптических и нейрональных структур. Одним из таких препаратов является актовегин, содержащий низкомолекулярные пептиды и производные аминокислот. Нейропротективные эффекты актовегина обусловлены его антиапоптотическим и антиоксидантным действием, а также увеличением утилизации глюкозы и кислорода, приводящим к повышению метаболизма в головном мозге [9, 10]. Об улучшении энергетического обеспечения клеток на фоне приема актовегина свидетельствует увеличение концентрации непосредственных переносчиков свободной энергии, таких как АТФ, АДФ, фосфокреатинин, а также аминокислот, например глутамата, аспартата и ГАМК [11].

В качестве одного из биологических коррелятов эффективности терапии поздних депрессий может служить N-ацетиласпартат (NAA) [12]. По данным литературы [13], содержание NAA снижается с возрастом и составляет 100—140±90 нг/мл до 59 лет и 60±30 нг/мл в 60 лет и старше. NAA является предшественником нейротрансмиттера N-ацетиласпартилглутамата (NAAG) и источником аспартата, участвующего в синтезе миелина. В связи с этим падение уровня NAA может служить маркером нейрональной дисфункции, демиелинизации и гибели нейронов [12]. Снижение уровня NAA в некоторых отделах мозга было выявлено при различных органических заболеваниях [14] и шизофрении [15, 16]. Также установлено изменение содержания NAA в ответ на проводимую лекарственную терапию, что может быть использовано для коррекции проводимого лечения [17].

Цель настоящего исследования — изучение динамики концентрации NAA в крови пожилых больных с депрессией в качестве биологического коррелята редукции депрессивной симптоматики в ответ на терапию антидепрессантами (венлафаксин, флувоксамин) в сочетании с актовегином.

Материал и методы

Исследование проведено в отделении психозов позднего возраста Отдела гериатрической психиатрии и в лаборатории фармакокинетики Научного центра психического здоровья.

Критериями включения больных в исследование являлись возраст пациентов 60 лет и старше, диагноз депрессивного эпизода в рамках аффективного расстройства по критериям МКБ-10, отсутствие в анамнезе иных психических и первичных органических заболеваний мозга.

Исследуемая выборка состояла из 19 госпитализированных депрессивных больных, 7 (36,8%) мужчин и 12 (63,2%) женщин. Средний возраст пациентов был 70,5±5,8 года.

Больные подписывали информированное согласие на участие в исследовании, проведение которого было одобрено Этическим комитетом Научного центра психического здоровья.

Всем больным в течение 28 дней назначали один из антидепрессантов нового поколения (венлафаксин или флувоксамин) и актовегин. Венлафаксин применяли в дозе 75—150 мг/сут в 2 приема; флувоксамин — в дозе 100—150 мг/сут в 2 приема. Актовегин назначали внутримышечно в дозе 5,0 мл 1 раз в день утром.

Помимо оценки психического состояния больных, во всех случаях проводили компьютерную томографию (КТ) головного мозга, а также биохимическое определение NAA в крови до начала терапии и на 28-й день лечения.

В качестве психометрических инструментов использовали шкалу депрессии Гамильтона (HAMD-17), шкалу Гамильтона для оценки тревоги (HARS) и краткую шкалу оценки когнитивной деятельности (MMSE). Главными критериями эффективности лечения являлись изменения среднего суммарного балла шкал депрессии HAMD-17 и тревоги HARS, выраженные в процентах по отношению к показателям до начала терапии [18].

Забор крови для определения концентрации NAA проводили натощак из левой локтевой вены в количестве 3,0 мл. Для определения содержания NAA в плазме крови человека использовали метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием при химической ионизации [19]. Анализ образцов проводили на жидкостном хромато-масс-спектрометре Agilent 6410−2K Triple Quad (США). Использовали смешанный метод ионизации электрораспылением и химической ионизации при атмосферном давлении (ESI+APCI). Стационарная фаза — колонка Zorbax SB-C18 Rapid Resolution 4,6×100 мм, 3,5 мкм. Подвижная фаза состояла из смеси 0,2% НСООН в метаноле и 0,2% НСООН в воде (30:70, v/v), насос работал в изократическом режиме, со скоростью потока 0,6 мл/мин, температура термостата колонки — 30 ˚C. Объем вводимой пробы составил 10 мкл. Общее время разгонки — 4 мин. Программное обеспечение — Agilent Mass Hunter B.01.04. Подготовка проб заключалась в получении плазмы крови, последующем осаждении белков плазмы раствором 0,2% муравьиной кислоты и 0,05% трифторуксусной кислоты в метанол и центрифугировании в течение 10 мин при 5000 g. Определение целевого вещества проводили при отрицательной полярности работы источника в режиме мониторинга заданных масс. Детектор фиксировал MRM-переходы для NAA (174→88,1 m/z, 174→58,1 m/z и 174→130 m/z). Калибровочная кривая описывалась уравнением: С=8,25+0,055´S (где S — площадь хроматографических пиков; С — концентрация NAA, нг/мл). Линейность наблюдали в диапазоне концентраций NAA 2,5—1000 нг /мл, коэффициент корреляции r2=0,999. Время удерживания NAA составило 2,25±0,02 мин. Предел количественного обнаружения — 2,5 нг/мл. Степень извлечения NAA составила 49%.

Содержание NAA в крови больных оценивали по отношению к контрольной группе из 24 более молодых здоровых лиц.

Результаты

Несмотря на достаточно короткий курс лечения (28 дней), все больные хорошо и вполне быстро отвечали на проводимую терапию (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика терапевтического ответа и изменения уровня NAA в крови больных в процессе лечения по данным психометрических шкал Примечание. * — p<0,001, достоверное различие между визитами. СКО — среднеквадратичное отклонение.
Тяжесть депрессии достоверно уменьшалась к 28-му дню терапии, средняя суммарная оценка по шкале HAMD-17 снижалась с 22,3 до 6,5 балла со средней степенью улучшения 72,1%. Через 1 мес терапии также отмечали достоверную редукцию тревожных расстройств, наблюдавшихся у большинства больных в структуре депрессивной фазы. Уровень тревоги, оцениваемой по изменению среднего суммарного показателя по шкале HARS, снизился с 20,0 до 5,5 балла, а средняя степень улучшения составила 73,2%.

Когнитивная деятельность на фоне комбинированной терапии также улучшилась: средняя суммарная оценка по шкале MMSE составила 26,6 балла до лечения и 28,7 балла через 4 нед терапии. Средняя степень улучшения составила 8,14%.

У преобладающего большинства больных уровень NAA был снижен по сравнению с контрольной группой. В контрольной группе концентрация NAA составляла 60,0± 16,4 нг/мл [20]. В группе больных средний уровень NAA составил 39,4±19,9 нг/мл перед лечением и 60,5±41,3 нг/мл к 28-му дню терапии.

Таким образом, у обследованных нами пожилых депрессивных больных в процессе проведенной терапии отмечена тенденция к нормализации среднего уровня NAA. Тем не менее была выявлена гетерогенность выборки относительно изменения уровня NAA к концу терапии. В качестве оцениваемого показателя использовали разность (дельта) между значениями концентраций у конкретного больного после терапии и до нее (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика 1-й и 2-й групп больных, получавших антидепрессивную терапию в сочетании с актовегином Примечание. РДР — рекуррентное депрессивное расстройство; БАР — биполярное аффективное расстройство.
Установлено, что по этому показателю больных можно было разделить на две группы: с увеличением среднего уровня концентрации NNA (11 пациентов) и уменьшением среднего уровня концентрации NNA (8 пациентов). Таким образом, экспериментальную группу обследованных больных по характеру воздействия медикаментозной терапии на содержание NAA можно разделить на две группы: с положительным вектором изменений (1-я группа) и негативным вектором (2-я группа) (рис. 1).
Рис. 1. Распределение изменения концентрации NAA.
До начала лечения уровень NAA в этих группах не различался 39,7±21,7 нг/мл (1-я группа) и 39,0±18,6 нг/мл (2-я группа). В результате лекарственного воздействия во 2-й группе имело место снижение концентрации NAA до 25,1±16,9 нг/мл, а в 1-й группе — выраженное увеличение его содержания до 86,2±33,9 нг/мл (p<0,05).

Сравнение показателей ряда тестов и шкал в выделенных группах выявило как сходство, так и различия их отдельных клинических параметров. Обе группы были сопоставимы (см. табл. 2) по полу (преобладали женщины), диагностическим оценкам депрессии, тяжести депрессий и уровню когнитивной деятельности (по средним суммарным оценкам HAMD и MMSE) до начала терапии, а также использованным антидепрессантам.

Более того, эффективность комплексной терапии к концу курса лечения была высокой и достоверно не различалась в обеих подгруппах. Изменение средних суммарных оценок HAMD-17 к 28-му дню лечения в 1-й группе составила 63,36%, во 2-й — 74,21%. Таким образом, изменение концентрации NAA на фоне лечения не было связано с эффективностью терапии. Вместе с тем при использовании непараметрического анализа были выявлены достоверные различия между указанными двумя группами по целому ряду показателей (табл. 3).

Таблица 3. Различия некоторых клинических показателей в 1-й и 2-й группах больных, получавших антидепрессивную терапию в сочетании с актовегином Примечание. — p<0,05 — достоверность различия средних по коэффициенту Манна—Уитни; * — p<0,05; ** — p<0,005 — достоверность различия частоты. ФСР — фактор сердечного риска.

Средний возраст пациентов 1-й группы относился к собственно старческому (73,27±4,43 года) и достоверно превышал (p<0,05) средний возраст больных 2-й группы (66,75±5,47 года). На каждого пациента 1-й группы в среднем приходилось 4 коморбидных соматических заболевания, из которых 2,5 представляли собой ФСР. У пациентов 2-й группы среднее количество соматических заболеваний и заболеваний ФСР было достоверно меньше и составляло 3 и 1,5 соответственно. Кардиальная патология в 1-й группе встречалась в 5 раз чаще, чем во 2-й (63,6 и 12,5% соответственно), а выраженная церебрососудистая недостаточность — почти в 2 раза чаще (63,6 и 37,5% соответственно) с достоверностью различий p<0,05. Наконец, у преобладающего большинства пациентов 1-й группы (9 человек, 81,8%) на КТ головного мозга были выявлены признаки лейкоараиозиса, а у пациентов 2-й группы — только у 1 (12,5%) пациента.

Таким образом, пожилые депрессивные пациенты 1-й группы с увеличением концентрации NAA в процессе комплексной антидепрессивной терапии с актовегином были старше, отличались большей соматической отягощенностью, особенно сосудистыми заболеваниями, и большей частотой диффузного поражения подкоркового белого вещества (по данным КТ-исследования).

Обсуждение

Результаты проведенного исследования дают основание констатировать высокую эффективность терапии антидепрессантами в сочетании с актовегином у депрессивных больных позднего возраста. Через всего 4 нед лечения у большинства пациентов (13 человек, 68,4%) наступила терапевтическая ремиссия, у остальных отмечена неполная ремиссия (8—12 баллов по шкале HAMD-17).

Проведенное исследование выявило снижение содержания NAA (39,4±19,9 нг/мл) в крови пожилых депрессивных больных по сравнению с контролем. Эти результаты соответствуют данным исследования [17], показавшим значимое снижение содержания NAA в дорсомедиальной лобной коре при биполярных расстройствах по сравнению со здоровыми. Вместе с тем колебания концентрации NAA у больных поздними депрессиями в процессе 28-дневной терапии антидепрессантами в сочетании с актовегином напрямую не были связаны с ее эффективностью.

При одинаково высокой эффективности группа депрессивных больных пожилого возраста делилась на подгруппы с увеличением или снижением содержания NAA в процессе терапии (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение динамики концентрации NAA (в нг/мл) в крови пожилых депрессивных больных в подгруппе 1 и подгруппе 2 на фоне комплексной терапии антидепрессантами в сочетании с актовегином. Достоверность внутригрупповых различий средних: * — p<0,05; ** — p<0,005; достоверность межгрупповых различий средних: ^ — p<0,05.
Значительное и достоверное повышение NAA (86,2±33,4 нг/мл) на фоне терапии отмечено у больных 1-й группы (n=11). В нее вошли пациенты преимущественно старческого возраста (средний возраст 73,3±4,4 года) со значительной отягощенностью соматическими, особенно сосудистыми, коморбидными заболеваниями и наличием изменений подкоркового белого вещества мозга на КТ (лейкоараиозис), в то время как во 2-й группе, более «молодых» пожилых больных (средний возраст 66,7±5,5 года), имевших менее выраженную церебрально-сосудистую патологию и без признаков сосудистых изменений на КТ, отмечена достоверная тенденция к снижению плазменной концентрации NAA (25,1±16,9 нг/мл) в процессе терапии. Таким образом, у больных 2-й группы уровень NAA, отражающий нейрональную дисфункцию, продолжал сохраняться через 28 дней комплексной антидепрессивной терапии. Установленные различия между группами, возможно, связаны с гетерогенностью поздних депрессий в отношении их патогенеза [21]. У больных 1-й группы клинические характеристики (старческий возраст пациентов, отягощенность сосудистой патологией, наличие нейровизуализационных церебрососудистых изменений) напоминают таковые при старческих «сосудистых» депрессиях [8]. Возможно, для таких больных добавление препарата с нейротрофическим действием (в данном случае актовегина) непосредственно влияет на патогенетический «сосудистый» компонент депрессии и способствует более быстрому восстановлению нейронального функционирования. Во 2-й группе больных с более «чистыми» эндогенными депрессиями клиническое улучшение состояния не сопровождается нормализацией биологических механизмов, что требует более длительной терапии.

Следует подчеркнуть, что полученные данные нуждаются в подтверждении на большей выборке больных и больших сроках наблюдения. Тем не менее можно предположить, что концентрация NAA в плазме крови может служить биологическим маркером качества ремиссии и указывать на необходимость более длительной терапии у пожилых больных с депрессией.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Мирошниченко И.И. — https://orcid.org/0000-0003-4950-5336

Яковлева О.Б. — https://orcid.org/0000-0002-2653-0427

Сафарова Т.П. — https://orcid.org/0000-0002-3509-1622

Шипилова Е.С. — https://orcid.org/0000-0003-1774-6100

Баймеева Н.В. — https://orcid.org/0000-0002-4429-4114

*e-mail: baymeeva_n@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.