Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Усачев Д.Ю.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Коновалов А.Н.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Лихтерман Л.Б.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Коновалов Н.А.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Матуев К.Б.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Обучение нейрохирурга: актуальные проблемы и современные подходы

Авторы:

Усачев Д.Ю., Коновалов А.Н., Лихтерман Л.Б., Коновалов Н.А., Матуев К.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3367

Загрузок: 208


Как цитировать:

Усачев Д.Ю., Коновалов А.Н., Лихтерман Л.Б., Коновалов Н.А., Матуев К.Б. Обучение нейрохирурга: актуальные проблемы и современные подходы. Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2022;86(1):5‑16.
Usachev DYu, Konovalov AN, Likhterman LB, Konovalov NA, Matuev KB. Neurosurgeon training: current problems and modern approaches. Burdenko's Journal of Neurosurgery. 2022;86(1):5‑16. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/neiro2022860115

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­зуль­та­ты пя­ти­лет­не­го наб­лю­де­ния за па­ци­ен­та­ми с ней­ро­па­ти­ей ли­це­во­го нер­ва пос­ле ней­ро­хи­рур­ги­чес­ких вме­ша­тельств. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):50-55
Дис­се­ми­ни­ро­ван­ная внут­ри­же­лу­доч­ко­вая ди­зэм­бри­оп­лас­ти­чес­кая ней­ро­эпи­те­ли­аль­ная опу­холь: кли­ни­чес­кий слу­чай и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):92-99
По­ка­за­те­ли без­ре­ци­див­ной вы­жи­ва­емос­ти при хи­рур­ги­чес­ком и ком­би­ни­ро­ван­ном ле­че­нии кра­ни­офа­рин­ги­ом, впер­вые вы­яв­лен­ных у взрос­лых па­ци­ен­тов. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):54-59
Сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния о то­пог­ра­фо-ана­то­ми­чес­кой клас­си­фи­ка­ции кра­ни­офа­рин­ги­ом: об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):110-117
Диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­нос­ти­ка объем­но­го об­ра­зо­ва­ния ор­га­нов ма­ло­го та­за и брюш­ной по­лос­ти в прак­ти­ке вра­ча-аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га и вра­ча-ней­ро­хи­рур­га на при­ме­ре се­ро­зо­це­ле (се­ро­мы). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(1):116-121
Кли­ни­чес­кая ана­то­мия ар­те­рии Бер­нас­ко­ни—Кас­си­на­ри. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(3-2):12-17

Введение

Нейрохирургия — одна из наиболее динамично развивающихся медицинских специальностей. Неизбежная в условиях технологического прогресса ее дифференциация на различные направления, как и реформы в высшем медицинском образовании, являются основанием для разработки современной системы подготовки нейрохирургов в России. Возможность международной интеграции Российской программы подготовки нейрохирурга, единое образовательное пространство с европейским сообществом позволят осуществлять обмен обучающимися, перенимать передовой зарубежный опыт и делиться собственным.

С 2017 г. Институт нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко стал Национальным медицинским исследовательским центром. На него возложены новые функции, включая научно-методическое руководство в сфере образования по профилю «нейрохирургия».

По поручению Минздрава России сотрудники ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России совместно с Ассоциацией нейрохирургов РФ и ведущими кафедрами РФ по профилю «нейрохирургия» разработали профессиональный стандарт (профстандарт), который учитывал возможность двухэтапной подготовки специалиста-нейрохирурга в 5-летней ординатуре (Приказ Минтруда и соцзащиты России от 14.03.18 №141н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-нейрохирург») и утвержден в 2018 г.

Современная система подготовки специалиста требует широкого спектра знаний не только по нейрохирургии, но и в смежных нейронауках. Если учесть, насколько высокотехнологичными стали методики, применяемые в лечении различных нейрохирургических заболеваний, то становится очевидным, что освоить такой объем знаний за 2 года подготовки в ординатуре, как это принято в России, фактически невозможно.

В обзоре приведен сравнительный анализ современных подходов к обучению и подготовке врача-нейрохирурга, а также представлены на обсуждение профессионального сообщества протокол нейрохирургических манипуляций из проекта 5-летнего федерального государственного образовательного стандарта и требования к учреждениям, осуществляющим подготовку специалиста-нейрохирурга.

Ситуация

Сложилось много различных школ нейрохирургии, придерживающихся собственных требований к обучению. Особого внимания заслуживают системы высшего медицинского образования Соединенных Штатов Америки (США), Европейского союза (ЕС) и Российской Федерации (РФ).

Ответственный контроль и лицензирование учебных заведений, аттестацию медицинских специалистов в РФ осуществляют органы федеральной власти, за рубежом — профессиональные сообщества. В Европе таким органом является Европейский союз медицинских специалистов (European Union of Medical Specialists — EUMS), а применительно к нейрохирургии — Европейская ассоциация нейрохирургических сообществ (EANS).

Согласование программы обучения между профессиональным сообществом нейрохирургов различных стран ЕС является необходимым условием, обеспечивающим свободное передвижение резидентов между клиниками, осуществляющими подготовку нейрохирурга [1].

В США Министерство здравоохранения и социальных служб, в первую очередь Medicare (национальная система медицинского страхования) финансирует большую часть обучения в резидентуре. Национальная программа подбора резидента (The National Resident Matching Program — NRMP), или «The Match», создана в 1952 г. по просьбе студентов-медиков для обеспечения упорядоченного и справедливого механизма согласования предпочтений соискателя на места в резидентуру с учетом запросов директоров программ резидентуры. Совет по аккредитации последипломного медицинского образования (The Accreditation Council for Graduate Medical Education — ACGME) — независимая некоммерческая организация под руководством врачей, которая устанавливает и контролирует стандарты профессионального образования, аккредитует действующие программы подготовки резидентов.

В РФ Министерство науки и высшего образования осуществляет работу по определению общего количества выделяемых мест. Каждое высшее учебное заведение (вуз) подает заявку ежегодно на количество бюджетных мест, необходимых для обучения в ординатуре. Решение о распределении контрольных цифр приема принимается конкурсной комиссией по результатам оценки показателей деятельности организаций, подавших заявку.

В рамках выделенных бюджетных мест субъект РФ может запросить целевую подготовку специалиста по наиболее востребованным направлениям. По решению Правительства РФ квота приема на целевое обучение по конкретным специальностям устанавливается с указанием перечня субъектов РФ, на территории которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. В последнее время объем целевых мест стал занимать фактически 100% от числа выделяемых на бюджетной основе.

Прием на обучение в ординатуру осуществляется в рамках проводимого каждым вузом конкурса — по результатам первичной аккредитации и с учетом индивидуальных достижений кандидата.

Государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор — ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования») в соответствии с принципами гарантии качества российского образования (Приказ Минобрнауки России от 03.04.20 №550 (ред. от 30.11.20) «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (зарегистрировано в Минюсте России 21.05.20 за №58413)).

Базовые принципы подготовки нейрохирурга

Наш обзор сфокусирован на базовых принципах подготовки специалиста-нейрохирурга в США, Евросоюзе и РФ.

США

H. Cushing (США), признанный основоположник нейрохирургии, впервые использовал термин «нейрохирургия» в 1905 г. [2]. Он создал первую международную нейрохирургическую школу — обучение заключалось в годичной стажировке в клинике в Бостоне, во время которой происходило не только освоение хирургической техники, но и выполнение исследовательской работы. Такой подход к обучению использован в дальнейшем во многих Европейских странах и в России. Обучающийся принимал участие в клинической и научной работе в качестве наблюдателя, степень «погружения» в лечебный процесс зависела от индивидуальных способностей. Элементы такого вида обучения в форме стажировки сохранились и в настоящее время.

Первую программу резидентуры в начале XX века представил доктор W. Halsted (США). Цель программы заключалась в том, чтобы гарантировать хорошо организованный период обучения молодых врачей, способствующего становлению их высокого профессионализма. В программе впервые стандартизированы часы, отведенные на обучение, формы контроля после освоения различных тематических блоков, количество часов на научную деятельность и другие детали.

Интерес к оптимизации обучения молодых врачей-нейрохирургов сохраняется и по сей день. Так, J.K. Burkhardt и соавт. провели сравнительный анализ нейрохирургического образования в Европе и США, а также подробно описали ключевые моменты обучения молодых специалистов в нейрохирургической резидентуре [3]. Первое существенное различие — количество часов в неделю на работу в стационаре: в США — 88 ч (до 2003 г. — 120—140 ч в неделю), в Европе — 40—50 ч. Это время включает как работу в стационаре, так и научно-исследовательскую деятельность.

Научной деятельности резидентов в США уделяется большое внимание (1—2 года образовательной программы) и в Европе. В ряде европейских стран научные исследования не являются обязательной частью резидентуры, но прохождение специальной программы MD-PhD дает высокий шанс быть интегрированным в клиническую практику и возможность получить ученую степень еще до начала резидентуры по нейрохирургии.

В статье также обсуждается важность стандартизации учебных программ по нейрохирургии во всем мире, что позволило бы осуществлять обмен кадрами и создавать международные исследовательские коллаборации.

Что касается итогового экзамена резидентов, в США он является единым и проводится на конкурсной основе, в то время как единый итоговый экзамен, предложенный Европейской ассоциацией нейрохирургов (EANS), проводится далеко не во всех странах Европы. Данный экзамен имеет два основных этапа: письменный, включающий 200 тестовых вопросов с множеством вариантов ответа по важнейшим медицинским дисциплинам, и устный, в котором предлагается дать анализ 5—8 клинических случаев. После сдачи двух этапов резидент получает европейский диплом по нейрохирургии.

Интерес представляет система обучения нейрохирургии в 6 университетах Америки: Калифорнийском (UCSF), Вашингтонском, Пенсильванском (PSU), Техасском (UTH), Колумбийском и университете Индианы [4].

В Техасском университете резиденты-нейрохирурги больше задействованы в плановой хирургической работе, а экстренных пациентов ведут только в течение первого года обучения. В последующие годы они выступают в качестве консультантов в составе мультидисциплинарных команд, включающих в себя невролога, анестезиолога, реаниматолога и резидентов других специальностей.

Особенностью обучения по программе Вашингтонского университета является 6-месячная международная ротация, обеспечивающая более автономную учебную среду и возможность сравнивать национальные системы здравоохранения.

В Пенсильванском и Вашингтонском университетах, как и в Калифорнийском, резиденты участвуют в улучшении качества медицинских услуг, разрабатывая собственные проекты, которые инициируются, возглавляются и выполняются непосредственно самим резидентом. В Вашингтонском университете существует ежегодная премия за лучший резидентский проект. В Калифорнийском университете (Сан-Франциско) резиденты разрабатывают предложения, которые оценивает руководство медицинского центра. В конце учебного года, если предложенный проект реализуется, резидент получает бонус. Основная цель проектов — улучшение качества клинической и научной деятельности. Один проект, направленный на сокращение использования клинически ненужных лабораторных тестов, привел к сокращению количества анализов на 47%, что дало экономию средств в размере $1,7 млн в течение 1 года.

Уделяется внимание отбору студентов в резидентуру и для дальнейшего обучения [5]. Так, в США нейрохирургические резиденты отбираются на последнем курсе медицинской школы с помощью компьютерной системы отбора кадров для шестилетней или семилетней программы обучения. Кандидаты представляют список предпочтительных программ, по которым они прошли собеседование. Руководители учебных программ также представляют списки кандидатов, с которыми они провели собеседование.

Британская учебная программа, для сравнения, претерпевает кардинальные изменения, но в настоящее время резиденты выполняют примерно такое же общее количество операций, как и американские резиденты, хотя и в течение более длительного периода времени (8 лет). По существу, качество обучения равнозначно в США и Англии при некотором различии в его продолжительности.

Внимание к проблеме безопасности пациентов, сокращение еженедельного количества часов на обучение в США вынуждают искать новые подходы к подготовке молодых специалистов. Очевидно, что классическое образование необходимо дополнить симуляционными тренировками. В 2013 г. в США провели опрос 99 директоров программ по нейрохирургии о роли симуляционного обучения в образовании [6]. Среди опрошенных 74% считают, что симуляционное обучение совместно с ведением реальных пациентов улучшит качество лечения и течение послеоперационного периода; 25% считают, что симуляционным обучением необходимо заменить традиционное обучение и ведение пациентов в резидентуре; 45% директоров уверены, что обучающиеся должны сначала достичь определенного уровня мастерства на тренажерах и только потом приступить к реальной практике.

Сегодня резидентура в США имеет строгую структуру и график, в которых четко расписано количество часов, проводимых резидентом в госпитале, в амбулаторных условиях, а также количество лекций и семинаров. Резидентура по нейрохирургии длится 7 лет. Первый год резидентуры называется Internship, или интернатура. Практически весь год интерны проводят в госпиталях. Много времени отводится работе в отделениях реанимации и интенсивной терапии, в приемном отделении, а также ночным дежурствам. Количество времени, проводимого в этих отделениях, зависит от специальности и устанавливается каждой резидентурой индивидуально.

По окончании резидентуры каждый врач имеет возможность сдать экзамен по специальности (Board certification), который организует Американская коллегия по нейрохирургии (American Board of Neurological Surgery — некоммерческая, негосударственная организация), он состоит из двух частей — тестов и устного опроса. После сдачи экзамена врач получает сертификат по избранной специальности. Однако многие врачи, окончив резидентуру, специализируются затем в одной из узких субдисциплин и только после этого приступают к самостоятельной деятельности.

Европа

В 1995 г. EUMS впервые опубликовал устав подготовки медицинских специалистов в странах Евросоюза. Уставная цель — разработка общей политики и регламентация требований по обучению медицинских специалистов в Евросоюзе. Изложены общие требования и руководящие принципы последипломной подготовки, а также специальные требования для различных медицинских специальностей, включая нейрохирургию. Ответственным национальным организациям настоятельно рекомендовано внедрять эти требования и руководящие принципы в свои национальные программы обучения.

Несмотря на принятие устава, различия в программах стран Европы все еще остаются. Сравнительный анализ, проведенный на основе мнения обучающихся, результаты которого опубликованы в статье «Neurosurgical Training Programme in Selected European Countries: From the Young Neurosurgeons Point of View» [7], является совместной работой представителей 10 европейских стран, включая страны, не входящие в Евросоюз. Представлено краткое описание ключевых моментов организации нейрохирургической резидентуры в каждой стране.

Италия. Обучение длится 6 лет и подразумевает ведение около 500 пациентов, выполнение 200 нейрохирургических операций, 20% которых — в качестве оперирующего хирурга. Молодой нейрохирург должен обладать навыками владения микроскопом, эндоскопом, нейронавигацией. После сдачи официального экзамена сертифицированные нейрохирурги стремятся в такие страны, как Германия и США, для улучшения своих навыков.

Швейцария. Официально длительность обучения составляет 6 лет. В течение года резиденты обучаются по одной из смежных с нейрохирургией специальностей по выбору. Затем следует 5 лет нейрохирургии. За это время резидент должен хотя бы один раз поменять больницу, в которой проходит обучение.

Германия. Длительность обучения составляет 6 лет. Обязательна стажировка в течение 6 мес в отделении интенсивной терапии. Сдача итогового экзамена невозможна без выполнения определенного количества операций, а также диагностических процедур. Из-за сокращения рабочего времени для завершения обучения требуется на 1—2 года больше.

Турция. Резидентура длится 5 лет. Из них первые 1—2 года резиденты работают 36 ч в неделю, также у них 10—15 ночных смен в месяц. Позже больше внимания уделяется исследовательской деятельности и академическому обучению. После окончания резидентуры хирург обязан отработать 2 года в государственной больнице, без чего он не имеет права на осуществление нейрохирургической деятельности. Кроме того, обязательным является прохождение военной службы в течение 1 года.

Определенный интерес вызывает сравнительный анализ числа специалистов-нейрохирургов на 100 тыс. населения в некоторых странах Европы, России и США (табл. 1) [7].

Таблица 1. Число нейрохирургов и численность населения в различных странах Европы, в России и в США (данные на 2012 г.)

Страна

Членство в Евросоюзе

Численность населения (млн человек)

Число нейрохирургов на 100 тыс. населения

Продолжительность программы обучения в ординатуре, годы

Германия

Да

82,5

1,5

6

Италия

Да

60,0

1,7

6

Словения

Да

2,0

1,0

6

Швейцария

Нет

7,5

1,4

6

Турция

Нет

72,3

1,7

5

Россия

143,1

2,0

2

США

311,0

1,2

6—7

Возвращаясь к Европе в целом, следует отметить, что в 2002—2005 гг. EUMS инициировал подготовку формуляра для всех медицинских специальностей, который теперь также доступен и в области нейрохирургии. В нем более точно, чем прежде, описана структура нейрохирургического обучения, включая современные требования внешнего аудита, а также приведены показатели оперативных вмешательств в конце обучения. Первая версия опубликована в 2004 г. [8]. Вторая версия, разработанная штабом нейрохирургии EUMS, получила окончательное утверждение. Секцией нейрохирургии EUMS в 2007 г. утвержден устав подготовки нейрохирургов (Neurosurgical Training Charter), включающий подробную программу обучения [1]. Срок обучения — 6 лет (подготовка по общей хирургии — 1 год, по нейрохирургии — 5 лет). После окончания резидентуры — 1—1,5 года специализации. Важным компонентом программы является стандартизация перечня практических навыков, которые должен освоить обучающийся за время прохождения резидентуры в различных странах Евросоюза.

Российская Федерация

Первый в мире приват-доцентский курс по хирургической невропатологии был организован В.М. Бехтеревым на базе Психоневрологического института в Петербурге в 1908 г. Его возглавил Л.М. Пуссеп. Система специализации по нейрохирургии возникла в 30-е годы XX века, когда были созданы кафедры нейрохирургии в Центральных институтах усовершенствования врачей в Ленинграде (1935 г.) и Москве (1938 г.). Первые заведующие этими кафедрами — проф. А.Л. Поленов в Ленинграде и проф. Н.Н. Бурденко в Москве.

В это же время в СССР созданы клиническая ординатура и аспирантура по нейрохирургии, а также организована стажировка на рабочих местах на базе Ленинградского и Московского институтов нейрохирургии, на кафедре нервных болезней Ростовского медицинского института (заведующий кафедрой — проф. П.И. Эмдин), а в дальнейшем — на кафедре Свердловского медицинского института (заведующий кафедрой — проф. Д.Г. Шефер), на кафедре Самарского университета (заведующий кафедрой — проф. А.А. Корнилов), на кафедре Омского медицинского института (заведующий кафедрой — проф. В.А. Штракер), на кафедре Хабаровского медицинского института (заведующий кафедрой — к.м.н. И.З. Финкель), на кафедре Крымского медицинского института (заведующая кафедрой — проф. В.Л. Лесницкая), на кафедре Саратовского медицинского института (заведующий кафедрой — проф. Е.И. Бабиченко) и др. В нейрохирургию приходили, как правило, врачи из смежных специальностей — неврологии, хирургии, травматологии, и по мере развития системы подготовки нейрохирурга в РФ негласным правилом стал прием в ординатуру по нейрохирургии после 1 года подготовки в интернатуре по одной из этих специальностей. В середине XX века 2 лет было достаточно для подготовки врача-нейрохирурга, основу работы которого составляла ургентная нейрохирургия. К концу XX века спектр нейрохирургических операций стал значительно шире, а сами операции сложнее. Повышение квалификации на базе ведущих образовательных учреждений страны (Центральные институты усовершенствования врачей Москвы и Ленинграда) по новым направлениям нейрохирургии существенно восполняло пробелы в знаниях и умениях практикующих нейрохирургов.

До 2014 г. в России отсутствовало единое положение о подготовке нейрохирургов. Прием по специальности «нейрохирургия» происходил согласно приложению к Приказу МЗ РФ от 17.02.93 №23 «Об утверждении "Положения о клинической ординатуре"». Исходными уровнями образования при приеме в двухлетнюю ординатуру были высшее образование по специальностям «лечебное дело» или «педиатрия» и первичная специализация по хирургии или неврологии в интернатуре. Базового документа, регламентирующего спектр и количество операций, которые должен выполнить нейрохирург в ординатуре, не существовало. Фактически в каждой клинике, регионе РФ обучение проводилось по локально разработанным и индивидуальным программам. Естественно, качество подготовки оказывалось различным, охватывало не весь спектр патологии и не удовлетворяло требованиям современной нейрохирургии.

В статье В.В. Лебедева и В.В. Крылова «Программа обучения клинических ординаторов по специальности "нейрохирургия"», опубликованной в 2003 г., предложен проект единого стандарта подготовки нейрохирургов в ординатуре. На обсуждение профессионального сообщества представлен детальный учебный план подготовки врача-нейрохирурга. Авторы постарались включить фактически весь спектр патологии с учетом активно развивающихся направлений нейрохирургии, а также предложили 3 уровня освоения хирургических вмешательств: 1-й уровень — профориентация, 2-й уровень — выполнение отдельных этапов операции, 3-й уровень — самостоятельное выполнение операций. К недостаткам проекта можно отнести срок подготовки (он оставался прежним — 2 года), а также отсутствие в программе времени на научную деятельность [9].

Министерством образования и науки России в 2014 г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.56 Нейрохирургия (Приказ Минобрнауки РФ от 25 августа 2014 г. №1099 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.56 Нейрохирургия»). По сути, это первый документ, в той или иной степени регламентирующий процесс подготовки специалиста в ординатуре. Однако данный стандарт включает в себя массу формальных позиций и не отражает в полной мере всего перечня навыков, которые должен приобрести нейрохирург в процессе обучения сегодня, а также не предполагает участия ординатора в научных исследованиях. Профессиональные и универсальные компетенции, прописанные в стандарте, носят обобщенный характер, не учитывают различные направления нейрохирургии. Между тем нейрохирургия является одной из наиболее сложных, востребованных и конкурентоспособных специальностей в сфере биомедицинских наук и нуждается в постоянном совершенствовании системы обучения молодых врачей. Технологический прогресс обусловил развитие новых направлений нейрохирургии, значительно расширив спектр операций при различной, ранее неоперабельной патологии центральной нервной системы.

Принятый в РФ двухлетний срок подготовки врача-нейрохирурга был актуален в прошлом веке, а сегодня, очевидно, недостаточен. В случае если врач после окончания ординатуры сразу поступает в аспирантуру, срок обучения в совокупности составляет 5 лет, что в некоторой степени компенсирует пробелы в освоении спектра нейрохирургических операций. Если нейрохирург сразу приступает к практической деятельности (основной акцент — на нейротравму и иную ургентную хирургию), то пробелы в образовании наверстываются путем различных стажировок и других форм повышения квалификации.

С 2009 г. ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России по согласованию с РАМН начало реализовывать экспериментальную программу подготовки с нормативным сроком обучения 5 лет. Данная программа разработана с учетом международного опыта. Однако в 2014 г. утвержден государственный образовательный стандарт с нормативным сроком обучения 2 года, что послужило поводом для прекращения эксперимента.

Между тем в высокотехнологичной, динамично развивающейся специальности за последние десятилетия появился ряд крупных субспециализаций, подготовка по каждой из которых требует длительного времени и отдельной программы. Помимо этого, клиники, осуществляющие подготовку специалиста, должны иметь условия и соответствующее оснащение для выполнения полного спектра нейрохирургических операций.

По поручению МЗ РФ Ассоциацией нейрохирургов России в 2017 г. разработан профессиональный стандарт. Трудовые функции, перечисленные в нем, разрабатывались с учетом двухэтапной подготовки специалиста-нейрохирурга в 5-летней ординатуре: освоение трудовых функций группы А в течение первых 2 лет обучения, в течение последующих 3 лет — освоение трудовых функций группы В. Таким образом, создавались комфортные условия для перехода к 5-летней ординатуре, так как важным компонентом такого алгоритма является получение диплома специалиста после окончания двухлетней подготовки, что дает возможность трудоустройства.

В 2018—2019 гг. в ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко» Минздрава России совместно с Федеральным учебно-методическим объединением в сфере высшего образования (УГСН 31.00.00 Клиническая медицина) разработан проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) с нормативным сроком обучения до 5 лет (1-й этап — 2 года, 2-й этап — 3 года). Первый, двухлетний, этап предполагает подготовку врача-нейрохирурга преимущественно ургентной службы; второй, трехлетний, этап — оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Данный образовательный стандарт разработан с учетом зарубежного опыта и тех реформ в системе высшего образования, которые сейчас происходят в РФ (внедрение системы аккредитации специалиста, симуляционное обучение и проч.). Окончание обучения на 1-м этапе (двухлетняя ординатура) позволяет врачу-нейрохирургу сразу приступать к практической деятельности. В случае если врач планирует оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, ему необходимо продолжить обучение — пройти 2-й этап продолжительностью 3 года.

Безусловно, клиническая база для подготовки нейрохирургов должна иметь современное оснащение и условия для выполнения всего спектра нейрохирургических операций.

В рамках новых функций в ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России создан реестр кафедр РФ по профилю нейрохирургия (табл. 2). Анализ их деятельности показал неравномерное распределение нагрузки на профильные кафедры в различных федеральных округах (рисунок) и лидирующую роль ряда из них. Обсуждение с главными специалистами регионов и заведующими кафедрами основных проблем подготовки кадров по тем или иным направлениям нейрохирургии позволяет выработать единую стратегию подготовки врача-нейрохирурга в РФ.

Таблица 2. Фрагмент реестра кафедр по профилю «нейрохирургия» в России (2019—2020 гг.)

Федеральный округ

Численность населения (млн человек)

Количество кафедр

1

Центральный

39,25

12

2

Южный

16,5

5

3

Северо-Западный

13,94

5

4

Дальневосточный

8,12

2

5

Сибирский

17

7

6

Уральский

12,32

3

7

Приволжский

29

8

8

Северо-Кавказский

9,97

2

Всего

146,1

44

Число кафедр, на которых осуществляется подготовка нейрохирургов в Российской Федерации (распределение по федеральным округам).

Заключение

Внедрение единого пятилетнего стандарта подготовки нейрохирурга в России, учитывающего наилучший отечественный и зарубежный опыт, позволит повысить уровень российской нейрохирургии и интегрировать ее в мировую систему медицинского образования. Значительное увеличение сроков обучения в ординатуре по нейрохирургии (до 5 лет), абсолютно необходимое для полноценного становления специалиста, должно сопровождаться одновременным повышением оплаты труда клинических ординаторов во время их обучения до уровня оплаты начинающих врачей.

В качестве пилотного проекта мы приводим фрагмент программы подготовки нейрохирурга, разработанной на основе европейской 5-летней программы и профессионального стандарта РФ: перечень оперативных вмешательств, которые должен освоить ординатор за время обучения в первые 2 года (трудовая функция код А — преимущественно ургентная нейрохирургия) и в последующие 3 года (трудовая функция код В — высокотехнологичная нейрохирургия) (см. Приложение).

В процессе дальнейшего формирования программы подготовки необходимо решить следующие проблемы:

— сколько нейрохирургов нужно готовить в год в целом по стране и по регионам;

— имеет ли смысл двухгодичная ординатура и как будет называться специалист после 2 лет обучения;

— количество манипуляций/операций по каждому из приобретаемых практических навыков, которые должен освоить нейрохирург за время ординатуры (ориентируясь на европейскую программу), с учетом профессионального стандарта, принятого в РФ;

— спектр и минимальное количество операций, выполняемых в учреждении, на базе которого можно осуществлять подготовку нейрохирурга;

— как должна осуществляться специализация по различным разделам нейрохирургии (функциональная, эндовазальная, спинальная и проч.);

— количество кафедр и требования к кафедрам и клиникам, допускаемым к дислокации ординатуры по нейрохирургии;

— необходим ли единый экзамен для дипломированного нейрохирурга;

— сколько времени в программе должно быть отведено научной деятельности.

Активное обсуждение этих вопросов профессиональным сообществом позволит внести конструктивные предложения и сформировать полноценный стандарт подготовки нейрохирурга в РФ.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Усачев Д.Ю., Коновалов А.Н.

Анализ данных — Усачев Д.Ю., Коновалов А.Н., Лихтерман Л.Б., Коновалов Н.А., Матуев К.Б.

Написание текста — Матуев К.Б.

Редактирование — Усачев Д.Ю., Коновалов А.Н., Лихтерман Л.Б., Коновалов Н.А.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Приложение

Фрагмент программы подготовки ординатора по специальности «нейрохирургия»: перечень оперативных вмешательств, которые необходимо освоить в первые 2 года (код А) и в последующие 3 года (код В) обучения в 5-летней ординатуре в соответствии с трудовыми навыками профессионального стандарта

Оперативные вмешательства/манипуляции

Выполнение под контролем куратора

Ассистенция

Трудовая функция*

Общие вопросы, нейротравма

Ведение истории болезни

300

100

A/01.8

A/02.8

A/03.8

A/04.8

A/05.8

A/06.8 A/07.8

A/08.8

B/01.8

B/02.8

B/03.8

B/04.8

B/05.8

B/06.8

B/07.8

B/08.8

Люмбальная пункция (включая измерение ликворного давления)

90

10

A/02.8

A/03.8

Пункция желудочков головного мозга

5

5

A/02.8

Установка вентрикулярного дренажа

5

5

A/02.8

A/03.8

Вентрикуло-перитонеальное шунтирование

5

5

A/02.8

A/03.8

Установка датчика ВЧД

5

5

A/02.8

Краниотомия — доступ к супратенториальным патологическим образованиям (включая местную анестезию и послойное закрытие раны с ТМО)

70

10

A/02.8

A/03.8

Краниотомия — доступ к инфратенториальным патологическим образования (включая местную анестезию и послойное закрытие раны с ТМО)

40

10

A/02.8

A/03.8

Декомпрессивная трепанация черепа

5 (допускается отработка на муляжах)

10

A/02.8

A/03.8

Краниопластика

5 (допускается отработка на муляжах)

5

A/02.8

Удаление гематом (субдуральной, эпидуральной, внутримозговой, внутрижелудочковой), в том числе с установкой систем дренирования

10

10

A/02.8

Закрытое наружное дренирование хронических субдуральных гематом

5 (допускается отработка на муляжах)

5

A/02.8

B/01.8

Вскрытие и дренирование абсцесса

5 (допускается отработка на муляжах)

5

A/02.8

Установка люмбального дренажа

25

5

A/02.8

A/03.8

Люмбо-перитонеальное шунтирование

5 (допускается отработка на муляжах)

5

A/02.8

A/03.8

Всего

580

195

Спинальная нейрохирургия

Декомпрессивная ламинэктомия (все уровни)

5 (допускается отработка на муляжах)

5

A/02.8

A/03.8

Декомпрессивная ламинэктомия со стабилизацией (все уровни)

2 (допускается отработка на муляжах)

5

A/02.8

A/03.8

B/01.8

B/05.8

Удаление грыжи диска (все уровни)

2

25

A/03.8

B/05.8

Стабилизация позвоночника (все уровни)

5 (допускается отработка на муляжах)

25

A/03.8

B/01.8

B/05.8

Удаление экстрадуральной опухоли

15

A/03.8

B/05.8

Удаление интрадуральной опухоли (внутри- и внемозговой), в том числе каверномы

15

A/03.8

B/05.8

Всего

14

80

Нейроонкология

Удаление внемозговых опухолей супратенториальной локализации

5

35

A/03.8

B/04.8

Удаление внутримозговых опухолей супратенториальной локализации

2

35

A/03.8

B/04.8

Удаление внемозговых опухолей инфратенториальной локализации

5

20

A/03.8

B/04.8

Удаление внутримозговых опухолей инфратенториальной локализации

2

20

A/03.8

B/04.8

Удаление опухолей хиазмально-селлярной области трансназальное

2

10

B/04.8

Удаление опухолей хиазмально-селлярной области транскраниальное

15

B/04.8

Стереотаксическая биопсия опухоли

15

A/03.8

Всего

16

150

Сосудистая нейрохирургия

Перевязка сосудов (в том числе магистральных)

10

A/02.8

A/03.8

Сшивание сосуда

10

A/02.8

A/03.8

Клипирование аневризмы сосудов головного мозга

3

10

B/01.8

B/02.8

Удаление каверномы головного мозга

15

B/01.8

B/02.8

Удаление АВМ головного мозга

15

B/02.8

Церебральная ангиография

5 допускается отработка на муляжах)

10

B/01.8

Эндоваскулярная окклюзия аневризмы/ДАВФ/АВМ/опухоли

15

B/01.8

B/02.8

Всего

8

85

Хирургия периферических нервов

Декомпрессия и транспозиция периферических нервов

2

5

A/02.8

A/03.8

B/03.8

B/06.8

Паравертебральные блокады

2

5

A/02.8

A/03.8

Реконструкция периферических нервов

2

5

A/02.8

A/03.8

B/06.8

Всего

6

15

Хирургия аномалий развития ЦНС

Реконструкция при краниосиностозах

10

A/03.8

B/03.8

B/07.8

Пластика дермальных синусов

10

A/03.8

Пластика при менингоцеле/менингомиелоцеле

2

10

A/03.8

Удаление липомы конечной нити

10

A/03.8

Всего

2

40

Функциональная нейрохирургия

Хирургическое лечение эпилепсии

5

Хирургия боли и нейродегенеративных заболеваний (транскраниальная)

5

A/03.8

B/08.8

Хирургия боли и нейродегенеративных заболеваний (спинальная)

5

A/03.8

B/05.8

B/08.8

Хирургическое лечение экстрапирамидных расстройств

5

A/03.8

B/08.8

Всего

20

Общее число

626

585

Примечание. * — профессиональный стандарт; ВЧД — внутричерепное давление; ТМО — твердая мозговая оболочка; АВМ — артериовенозная мальформация; ДАВФ — дуральная артериовенозная фистула; ЦНС — центральная нервная система.

Комментарий

Основной целью высшего последипломного профессионального образования является подготовка высококвалифицированных, эрудированных, способных к обучению специалистов. На сегодняшний день в нашей стране становлению нейрохирургов как профессионалов профильными кафедрами последипломного образования уделяется большое внимание: предъявляется целый перечень требований к программам и методам обучения, педагогическому составу, знаниям и умениям будущего специалиста, условиям его обучения. Однако быстрое развитие специальности, внедрение актуальных технологий и инновационных методов лечения, сложность и разнообразие нозологий, с какими приходится встречаться молодому специалисту, диктует необходимость анализа и совершенствования систем последипломного обучения нейрохирургов.

Представленная статья носит характер литературного обзора исторических и современных подходов к обучению нейрохирургии в разных странах, в том числе и России. Авторы широко осветили вопрос становления обучения в нашей стране, позволившим обеспечить высокий уровень нейрохирургии в нашей стране. Однако исторические, культурные и ментальные особенности развития систем обучения врачей сформировали ряд отличий нашей системы обучения (длительность, этапность) с современными системами обучения нейрохирургов в других странах. В статье подробно охарактеризован опыт других стран (длительность, требования, условия), отмечены положительные и отрицательные стороны каждой из систем обучения, что подчеркивает сложность и важность данной проблемы. Достаточно широко освещен вопрос приобретения практических нейрохирургических навыков, формирования необходимого перечня умений, предъявляемого к специалисту.

Данная оригинальная статья, несомненно, актуальна, посвящена серьезной и фундаментальной проблеме – обучению специалистов. Поднятые авторами вопросы требуют дальнейшего обсуждения и принятия решения профессиональным сообществом. Работа будет полезна нейрохирургам, педагогам высшей школы систем дополнительного образования, молодым специалистам.

О.Н.Древаль (Москва)

Комментарий

Статья носит революционный характер. И от того, насколько быстро она будет напечатана, будет доведена до профессионального сообщества, насколько быстро будут приняты предлагаемые авторами кардинальные изменения в сфере нейрохирургического образования, зависит дальнейшее развитие отечественной нейрохирургии. Будем ли мы, как и прежде, пытаться научить нейрохирургии молодых врачей за два года и тем самым усугублять разрыв в профессиональном образовании между российскими нейрохирургами и коллегами из стран с развитыми медицинскими системами? Или наконец признаем, что поныне существующая система обучения в клинической ординатуре устарела и давно пришло время модернизировать программу постдипломного образования? Споры о продолжительности клинической ординатуры ведутся в нашем российском нейрохирургическом сообществе давно. Основной аргумент тех, кто не хочет признавать, что двух лет очевидно мало, такой: «В совокупности с тремя годами аспирантуры в сумме получается пять лет непрерывного образования, что сопоставимо и с европейской, и с северо-американской программами резидентуры». Но, во-первых, не все идут после клинической ординатуры в аспирантуру; а во-вторых, помимо продолжительности и непрерывности самого обучения важна программа – универсальные требования к кафедрам и клиникам, в которых будут проходить подготовку молодые врачи. Аспирантура, все же, это работа над более узким проектом, чем широкоформатная программа подготовки по нейрохирургическим субспециальностям. Работу в аспирантуре скорее лучше сравнивать, причем с некоторой натяжкой, с т.н. fellowship, дополнительной субспециализацией, но это вопрос не относящийся к нашей теме. Весьма часто приводимый аргумент, даже не аргумент, а эмоциональное утверждение, в пользу существующей отечественной практики двухлетней клинической ординатуры звучит следующим образом: «Но мы же учились два года и ничего страшного не произошло, выросли стали высокими профессионалами, видными специалистами, профессорами?». Это утверждение разбивается о современные требования к обработке огромного количества теоретического и практического материала, из которого состоит современная нейрохирургия. Споры о реформировании подготовки нейрохирургов в России идут не первый год. Авторы статьи очень наглядно, приводя разумные аргументы и примеры, обосновывают необходимость принять ответственное решение полностью модернизировать систему нейрохирургического образования. Авторы в конце статьи выносят на обсуждение профессионального сообщества ряд вопросов. Очень хочется, чтобы обсуждение этих, несомненно важных пунктов, прошло как можно оперативнее. Чтобы дискуссия кому, где и как учить молодых нейрохирургов не растянулась еще на десяток лет. Весь авторский коллектив работы представляет флагмана отечественной нейрохирургии НМИЦ им.акад. Н.Н. Бурденко. И кому как не им взять на себя ответственность и проявить волю, чтобы привести систему подготовки в российской нейрохирургии к лучшим мировым стандартам. От этого будет польза всем нам – российским нейрохирургам.

Д.А. Рзаев (Новосибирск)

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.