Бофанова Н.С.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Самохина И.Д.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Головная боль напряжения у детей младшего школьного возраста

Авторы:

Бофанова Н.С., Самохина И.Д.

Подробнее об авторах

Журнал: Российский журнал боли. 2024;22(1): 68‑76

Просмотров: 1275

Загрузок: 44


Как цитировать:

Бофанова Н.С., Самохина И.Д. Головная боль напряжения у детей младшего школьного возраста. Российский журнал боли. 2024;22(1):68‑76.
Bofanova NS, Samokhina ID. Tension headache in children of primary school age. Russian Journal of Pain. 2024;22(1):68‑76. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/pain20242201168

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ле­карствен­но-ин­ду­ци­ро­ван­ная го­лов­ная боль: ха­рак­те­рис­ти­ка па­ци­ен­тов и ис­поль­зу­емых аналь­ге­ти­чес­ких пре­па­ра­тов до об­ра­ще­ния в спе­ци­али­зи­ро­ван­ный центр. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(2):16-21
Осо­бен­нос­ти вы­бо­ра пре­па­ра­тов для ку­пи­ро­ва­ния прис­ту­пов миг­ре­ни и го­лов­ной бо­ли нап­ря­же­ния жен­щи­на­ми во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):12-18
Осо­бен­нос­ти пер­вич­ных форм го­лов­ной бо­ли при рас­се­ян­ном скле­ро­зе. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):70-73
Ка­там­нес­ти­чес­кое об­сле­до­ва­ние де­тей с аф­фек­тив­но-рес­пи­ра­тор­ны­ми па­рок­сиз­ма­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):76-80
Пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ный под­ход к те­ра­пии хро­ни­чес­кой го­лов­ной бо­ли нап­ря­же­ния и ко­мор­бид­ных пси­хи­чес­ких расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):51-57

Введение

Головная боль является одной из распространенных жалоб у детей младшего школьного возраста: она встречается в 26—82% случаев, до 12% учащихся по этой причине пропускают занятия. Для клинической картины головной боли напряжения характерна боль сжимающего, ноющего или давящего характера двусторонней локализации продолжительностью от 30 мин до 7 дней, не сопровождающаяся тошнотой и рвотой, физическая активность не оказывает влияние на интенсивность боли. Классифицируется головная боль напряжения по частоте возникновения приступов на нечастую эпизодическую (менее 12 дней в году), частую эпизодическую (от 12 до 180 дней в году), хроническую (более 180 дней в году) [1].

Первичная головная боль редко встречается у детей младше 4 лет, ее распространенность в дошкольном возрасте составляет 5,9—37,7%, в школьном возрасте — 38—50%, в подростковом возрасте — 75% [2]. Доля школьников, страдающих головной болью напряжения, варьирует от 26 до 82%, до 10% случаев неправильно диагностируются [1, 3].

В связи с актуальностью проблемы в последние годы большое внимание уделяется изучению патогенеза головной боли у детей младшего школьного возраста. В патогенезе головной боли напряжения у детей младшего школьного возраста выделяются психогенные механизмы, когда вследствие незрелости психологической защиты под воздействием различных стрессовых ситуаций формируются эмоциональные нарушения, расстройства поведения. Нарушается состояние лимбико-ретикулярного комплекса, что приводит к дисбалансу между ноцицептивной и антиноцицептивной системами, к формированию мышечного напряжения перикраниальных мышц [4].

Цель исследования — изучить взаимосвязь эмоциональных нарушений, расстройств поведения и головной боли напряжения, определить ведущие предикторы головной боли напряжения среди детей младшего школьного возраста.

Материал и методы

Для обзора были использованы работы, опубликованные в базах данных PubMed, eLibrary на русском и английском языках, включающие систематические обзоры, метаанализы, рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), когортные и перекрестные исследования в период с 2001 по 2023 г.

Результаты

Первоначально база данных состояла из 334 статей, посвященных вопросу головной боли напряжения у детей. На основании возрастного критерия (старше 11 лет) были исключены 230 работ. В ходе дальнейшего анализа было определено, что в 62 статьях описывается вторичная головная боль. Таким образом, для обзора литературы отобраны 42 работы, многие из которых имеют высокую доказательную базу. Полученные данные представлены в таблице.

Анализ доказательной базы опубликованных исследований

Автор и ссылка на текст

Год публикации

Дизайн исследования

Число участников

Предикторы головной боли напряжения

Результаты исследования

Сила доказательности

Доказана ли взаимосвязь психогенных нарушений и головной боли?

1. D. Polese и соавт. [5]

2022

Систематический обзор

28 исследований

Психологические расстройства детей и их родителей, неблагоприятный опыт детства

В 22 из 28 исследований у детей была обнаружена взаимосвязь головных болей с интернализующими и экстернализующими симптомами

I +

Да

2. F. Mansuri и соавт. [6]

2020

Перекрестный анализ

61 656

Неблагоприятный опыт детства

Отдельные неблагоприятные факторы не связаны независимо с головными болями, за исключением трудностей, связанных с доходами семьи

II +

Нет

3. C. Romano и соавт. [7]

2020

Когортное исследование

475

Психические расстройства

Отмечается значительная связь с тревогой и депрессией

II +

Да

4. И.Н. Слюсарь [8]

2019

Когортное исследование

106

Психологические особенности

У младших школьников с головными болями уровень психосоциального стресса и психогений выше, а эмоционально-социальной поддержки ниже

II +

Да

5. A. Onofri и соавт. [9]

2023

Систематический обзор и метаанализ

48 исследований

Эмоциональные нарушения и расстройства поведения

Распространенность головной боли напряжения у детей составила 17%

I ++

Нет данных

6. Е.М. Шипилова и соавт. [10]

2019

Когортное исследование

150

Эмоциональные нарушения и расстройства поведения

У детей с головными болями более выражены гиперактивность, невнимательность, трудности отношений со сверстниками, проблемы поведения

II +

Да

7. А.А. Киселева и соавт. [11]

2021

Когортное исследование

37

Эмоциональные расстройства

У детей с головной болью напряжения наиболее часто встречаются эмотивность, гипертимность и субдепрессии

II +

Да

8. V. Baglioni и соавт. [1]

2023

Систематический обзор

Нет данных

Дисфункциональные семейные отношения

Неблагоприятный опыт детства с воздействием стресса кумулятивно связан с головной болью

I +

Да

9. Д.А. Алиджанова и соавт. [12]

2017

Систематический обзор и метаанализ

Нет данных

Острый и хронический эмоциональный стресс

Появление частой головной боли у младших школьников в 80% случаев является индикатором психовегетативных расстройств

I ++

Да

10. I. Abu-Arafeh [13]

2023

Систематический обзор и метаанализ

Нет данных

Эмоциональные и психологические расстройства

Дети с головными болями сообщают о стрессе, связанным с социальной изоляцией, чрезмерными школьными требованиями, отсутствием общественного признания, разводом родителей

I ++

Да

11. Н.В. Заболотских и соавт. [14]

2020

Когортное исследование

398

Взаимосвязь с типом образовательного учреждения, полом, возрастом, социальными факторами

Высокая распространенность головной боли отмечается у отличников, у детей, конфликтующих с родителями, учителями и одноклассниками

II +

Да

12. B. Bellini и соавт. [15]

2013

Систематический обзор

Нет данных

Психические расстройства: тревога и депрессия

Головная боль является наиболее частым соматическим симптомом у детей, направляемых по поводу тревоги, депрессии и поведенческих расстройств

I +

Да

13. S. Lynge и соавт. [16]

2019

РКИ

180

Тревожные расстройства, стрессоры, нарушения сна, семейный анамнез

Отмечается эффективность хиропрактических манипуляций у детей с головными болями

I +

Нет

14. C. Rousseau-Salvador и соавт. [17]

2014

Когортное исследование

297

Тревога и депрессия

У школьников с головной болью в 3 раза чаще наблюдались клинически значимые показатели тревожности и депрессии

II +

Да

15. W.A. Alwaijri и соавт. [18]

2021

Перекрестное исследование

292

Социально-демографические характеристики

Не все родители осведомлены о наличии головных болей у своих детей

II —

Нет

16. A. Straube и соавт. [19]

2013

Систематический обзор

Нет данных

Неблагополучная семейная ситуация, издевательства со стороны сверстников, несправедливое обращение в школе

Риск развития головной боли повышается в 5,8 раза

I +

Да

17. В.В. Полунина и соавт. [20]

2018

РКИ

38

Тревожность, психическое и физическое переутомление, нарушения сна, эмоциональная лабильность

На лечение головной боли напряжения у детей положительно влияет рефлексотерапия в сочетании с кинезиотейпированием

I +

Нет

18. P. Pavone и соавт. [21]

2012

Когортное исследование

280

Наличие сопутствующих заболеваний

Первичная головная боль наиболее связана с тревогой и депрессией

II +

Да

19. Л.А. Пак и соавт. [22]

2016

Систематический обзор и метаанализ

Нет данных

Напряжение скелетных мышц головы и шеи

Основными факторами формирования головной боли напряжения являются наличие хронического стресса, невротические особенности личности

I ++

Да

20. G. Natalucci и соавт. [23]

2018

Мини-обзор

Нет данных

Алекситимия

У детей с головной болью отмечается более высокий уровень алекситимии, чем в контрольных группах

I —

Нет

21. О.С. Крымская и Е.В. Левитина [24]

2007

РКИ

71

Нарушения психофизиологического состояния

У детей с хроническими головными болями напряжения отмечаются депрессивные, тревожно-фобические расстройства

I +

Нет

22. А.В. Сергеев и А.П. Рачин [25]

2015

Систематический обзор

Нет данных

Коморбидные психоэмоциональные расстройства

У детей с частыми головными болями напряжения отмечаются: депрессия, нарушения сна, внимания, тревожные и соматизированные расстройства. Необходима психологическая поддержка

I +

Нет

23. Т.М. Маневич и соавт. [26]

2004

Когортное исследование

60

Психические расстройства

У всех детей с хроническими головными болями напряжения отмечаются депрессивные, тревожно-фобические расстройства, неврастении

II +

Да

24. Е.К. Филипович [27]

2012

Когортное исследование

176

Хронический психоэмоциональный стресс, патологический спазм перикраниальных мышц

У детей младшего школьного возраста значительную роль в развитии болезни играют социальные факторы (развод родителей, смена школы)

II +

Да

25. О.В. Дмитриева [28]

2009

Когортное исследование

105

Нарушение церебральной гемодинамики

Большую роль в развитии и прогрессировании головной боли у младших школьников играют нарушения регуляции церебральной гемодинамики с развитием ангиоспазма, изменением тонуса артериокапиллярного русла

II +

Нет

26. Н.Б. Исмаилова и А.Н. Жумабаева [29]

2013

Когортное исследование

135

Острый и хронический эмоциональный стресс

Основные факторы, провоцирующие начало пароксизма: переутомление, стрессовые ситуации, конфликты в семье и школе

II +

Да

27. В.Б. Смычек и соавт. [30]

2014

Когортное исследование

304

Социально-семейные, психовегетативные факторы

Причины психоэмоционального напряжения, приводящие к возникновению головных болей: сложные внутрисемейные взаимоотношения, ссоры родителей, наложение обязательств, наследственная предрасположенность, повышенная тревожность

II +

Да

28. Л.В. Васильева и соавт. [31]

2011

Когортное исследование

93

Наличие провоцирующих факторов

Статистически значимыми факторами риска являются отягощенный семейный анамнез, нерациональное питание, дисбаланс вегетативной нервной системы

II +

Да

29. Е.К. Филиппович и Г.Г. Шанько [32]

2013

Когортное исследование

206

Преморбидные и коморбидные состояния

Наиболее значимыми факторами являются: неблагоприятный перинатальный анамнез, подготовка и поступление в школу, школьные нагрузки

II +

Да

30. М.А. Лобов и М.А. Горина [33]

2001

Систематический обзор

Нет данных

Психогении детского возраста

Конфликты в школе, конфликтная ситуация в семье

I +

Да

31. О.А. Рахманина и соавт. [34]

2006

Когортное исследование

104

Вегетативная дисфункция

Не все дети с первичными головными болями имеют выраженную вегетативную дисфункцию

II +

Нет

32. F. Galli и соавт. [35]

2009

Когортное исследование

200 семей

Психические расстройства (тревога, расстройства настроения)

Отмечается высокая частота психических расстройств как у детей с головной болью, так и у их родителей

II +

Да

33. A. Chakravarty [36]

2005

Когортное исследование

22

Повышенный уровень тревожности

У 19 из 22 детей появление тревоги связано с академическим стрессом и успеваемостью, у 3 детей — с межличностными отношениями в семье

II +

Да

34. M.A. Arruda и M.E. Bigal [37]

2012

Когортное исследование

1856

Поведенческие и эмоциональные расстройства

У детей с головной болью часто встречаются симптомы интернализации, реже симптомы экстернализации

II +

Да

35. П.В. Дудник и А.П. Семененко [38]

2009

РКИ

35

Головная боль напряжения

Отмечается эффективность динамической электронейростимуляции в лечении головной боли напряжения у детей

I +

Нет

36. Суслов Е.В. [39]

2016

Систематический обзор

Нет данных

Психосоциальные проблемы

Вариантом лечения головной боли у детей является поведенческая психотерапия

I +

Да

37. M. Al Momani и соавт. [40]

2021

Ретроспективное описательное исследование

194

Наличие сопутствующих факторов

Появление головных болей связано с семейным анамнезом, частым использованием обезболивания, дефицитом витамина D

II —

Да

38. Е.Н. Дьяконоваи О.В. Дмитриева [41]

2013

Когортное исследование

105

Психогенные факторы + нарушение церебральной гемодинамики и микроциркуляции

Головные боли провоцировались переутомлением в школе, эмоциональным напряжением, сменой погоды

II +

Да

39. В.М. Студеникин и Ю.С. Акоев [42]

2015

Систематический обзор

Нет данных

Эмоциональный фактор

Главную роль в терапии головной боли напряжения играют НПВС

I +

Да

40. Л.Р. Ахмадеева и соавт. [43]

2015

РКИ

105

Клинико-социальные предикторы

Возникновение головной боли связано с длительностью занятий в школе и дома, частотой посещения дополнительных занятий, продолжительностью сна, длительностью пребывания за компьютером и на свежем воздухе

I +

Да

41. А.П. Рачин и соавт. [44]

2022

Рандомизированное проспективное исследование

513

Психосоциальные проблемы

У детей с головными болями отмечаются высокий уровень школьной нагрузки, большое число дополнительных занятий, конфликты в семье и в общении со сверстниками. Указана эффективность музыкотерапии

I +

Да

42. Н.Н. Заваденко и соавт. [45]

2016

Систематический обзор и метаанализ

40

Трудности школьного обучения, СДВГ

У младших школьников головную боль напряжения вызывают психоэмоциональные перегрузки, стрессы и конфликтные ситуации в школе

I ++

Да

Примечание. РКИ — рандомизированные контролируемые исследования; НПВС — нестероидные противовоспалительные средства; СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Обсуждение

Анализ 42 статей позволил сделать вывод о том, что существует значимая взаимосвязь между психогенными нарушениями и головной болью у детей младшего школьного возраста.

Большинство авторов отмечают, что младший школьный возраст является очень сложным этапом в жизни ребенка. В первую очередь это связано с большой эмоциональной неустойчивостью младшего школьника, высокими требованиями к его академической успеваемости, каждое событие вызывает у ребенка выраженный эмоциональный ответ. Особую тревогу порождает отрицательное или слишком требовательное отношение со стороны родителей. Дети опасаются порицания со стороны родителей и учителей из-за несоответствия своих возможностей предъявляемым требованиям, начинают испытывать чувство вины. У младшего школьника появляется страх оказаться плохим учеником, возникает «синдром отличника». Большую роль играет позиция и стиль общения со сверстниками, которые зачастую являются конфликтными. Цепь неудач формирует устойчивый аффективный комплекс, включающий чувство неполноценности, унижения, собственной значимости [1, 5, 6, 10, 12, 16, 18].

Из-за неблагополучных детско-родительских отношений, сложной семейной ситуации, сопровождающейся внутрисемейными конфликтами, повышенной нагрузки, неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками дети скрывают тревогу, которая проявляется или в отрицании неблагополучия, или в специфических формах поведения. Дети с головной болью напряжения, как правило, обладают «неадекватным спокойствием». Ребенок скрывает тревогу в этих случаях и от окружающих, и от самого себя, вырабатывает различные способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию угроз и переживаний [1, 8, 10].

Рядом авторов отмечаются как предрасполагающие факторы к развитию головной боли напряжения особенности личности ребенка: это отсутствие мотивации к преодолению сложностей, демонстративные проявления, ипохондрический синдром, проявляющийся в фиксации на чувстве боли, или склонность к аффективным вспышкам. Также отмечаются нарушения сна, которые проявляются в сложностях с засыпанием, частых пробуждениях, сонливости, ярких сновидениях [5, 6, 7, 8, 20, 22].

Ряд исследований подчеркивают важность когнитивных нарушений как предиктор головных болей, к ним относят снижение внимания, гиперреактивность, медленный темп когнитивной деятельности [1, 9, 42].

Во время стресса дети младшего школьного возраста подавляют аффект, не выражают свои эмоции. Возникают сильные и непривычные дискомфортные ощущения, такие как напряжение в голове, мышцах лица и шеи. От напряженных мышц исходит усиленный афферентный импульс, при интенсивном и продолжительном воздействии возникает неспецифический воспалительный ответ, результат которого — вазодилатация и высвобождение медиаторов (таких как серотонин, брадикинин, гистамин, субстанция P). Это приводят к сенситизации ноцицепторов, вследствие которой происходит восприятие неболевых импульсов как болевых, напряжение мышц воспринимается как головная боль [1, 5, 7, 8].

Таким образом, ведущие предикторы головной боли у детей младшего школьного возраста — тревожность, сложности в социально-психологической адаптации, неблагополучная семейная ситуация, высокие требования к академической успеваемости учащихся со стороны родителей, нарушение сна, когнитивные нарушения, проявляющиеся в снижении внимания, гиперреактивности, медленном темпе когнитивной деятельности, также отсутствие навыков психологического расслабления и мышечной релаксации.

Заключение

Для предотвращения формирования головной боли напряжения у детей младшего школьного возраста необходимо своевременно выявлять предикторы формирования головной боли напряжения, с профилактической целью проводить нейропсихологических обследования детей [46, 47]. Необходимо информировать педагогов и родителей школьников о данном вопросе с помощью обучающих семинаров, проводить обучающие занятия с детьми младшего школьного возраста по навыкам психологического расслабления, обучать методикам мышечной релаксации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.