Введение
Головная боль является одной из распространенных жалоб у детей младшего школьного возраста: она встречается в 26—82% случаев, до 12% учащихся по этой причине пропускают занятия. Для клинической картины головной боли напряжения характерна боль сжимающего, ноющего или давящего характера двусторонней локализации продолжительностью от 30 мин до 7 дней, не сопровождающаяся тошнотой и рвотой, физическая активность не оказывает влияние на интенсивность боли. Классифицируется головная боль напряжения по частоте возникновения приступов на нечастую эпизодическую (менее 12 дней в году), частую эпизодическую (от 12 до 180 дней в году), хроническую (более 180 дней в году) [1].
Первичная головная боль редко встречается у детей младше 4 лет, ее распространенность в дошкольном возрасте составляет 5,9—37,7%, в школьном возрасте — 38—50%, в подростковом возрасте — 75% [2]. Доля школьников, страдающих головной болью напряжения, варьирует от 26 до 82%, до 10% случаев неправильно диагностируются [1, 3].
В связи с актуальностью проблемы в последние годы большое внимание уделяется изучению патогенеза головной боли у детей младшего школьного возраста. В патогенезе головной боли напряжения у детей младшего школьного возраста выделяются психогенные механизмы, когда вследствие незрелости психологической защиты под воздействием различных стрессовых ситуаций формируются эмоциональные нарушения, расстройства поведения. Нарушается состояние лимбико-ретикулярного комплекса, что приводит к дисбалансу между ноцицептивной и антиноцицептивной системами, к формированию мышечного напряжения перикраниальных мышц [4].
Цель исследования — изучить взаимосвязь эмоциональных нарушений, расстройств поведения и головной боли напряжения, определить ведущие предикторы головной боли напряжения среди детей младшего школьного возраста.
Материал и методы
Для обзора были использованы работы, опубликованные в базах данных PubMed, eLibrary на русском и английском языках, включающие систематические обзоры, метаанализы, рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), когортные и перекрестные исследования в период с 2001 по 2023 г.
Результаты
Первоначально база данных состояла из 334 статей, посвященных вопросу головной боли напряжения у детей. На основании возрастного критерия (старше 11 лет) были исключены 230 работ. В ходе дальнейшего анализа было определено, что в 62 статьях описывается вторичная головная боль. Таким образом, для обзора литературы отобраны 42 работы, многие из которых имеют высокую доказательную базу. Полученные данные представлены в таблице.
Анализ доказательной базы опубликованных исследований
Автор и ссылка на текст | Год публикации | Дизайн исследования | Число участников | Предикторы головной боли напряжения | Результаты исследования | Сила доказательности | Доказана ли взаимосвязь психогенных нарушений и головной боли? |
1. D. Polese и соавт. [5] | 2022 | Систематический обзор | 28 исследований | Психологические расстройства детей и их родителей, неблагоприятный опыт детства | В 22 из 28 исследований у детей была обнаружена взаимосвязь головных болей с интернализующими и экстернализующими симптомами | I + | Да |
2. F. Mansuri и соавт. [6] | 2020 | Перекрестный анализ | 61 656 | Неблагоприятный опыт детства | Отдельные неблагоприятные факторы не связаны независимо с головными болями, за исключением трудностей, связанных с доходами семьи | II + | Нет |
3. C. Romano и соавт. [7] | 2020 | Когортное исследование | 475 | Психические расстройства | Отмечается значительная связь с тревогой и депрессией | II + | Да |
4. И.Н. Слюсарь [8] | 2019 | Когортное исследование | 106 | Психологические особенности | У младших школьников с головными болями уровень психосоциального стресса и психогений выше, а эмоционально-социальной поддержки ниже | II + | Да |
5. A. Onofri и соавт. [9] | 2023 | Систематический обзор и метаанализ | 48 исследований | Эмоциональные нарушения и расстройства поведения | Распространенность головной боли напряжения у детей составила 17% | I ++ | Нет данных |
6. Е.М. Шипилова и соавт. [10] | 2019 | Когортное исследование | 150 | Эмоциональные нарушения и расстройства поведения | У детей с головными болями более выражены гиперактивность, невнимательность, трудности отношений со сверстниками, проблемы поведения | II + | Да |
7. А.А. Киселева и соавт. [11] | 2021 | Когортное исследование | 37 | Эмоциональные расстройства | У детей с головной болью напряжения наиболее часто встречаются эмотивность, гипертимность и субдепрессии | II + | Да |
8. V. Baglioni и соавт. [1] | 2023 | Систематический обзор | Нет данных | Дисфункциональные семейные отношения | Неблагоприятный опыт детства с воздействием стресса кумулятивно связан с головной болью | I + | Да |
9. Д.А. Алиджанова и соавт. [12] | 2017 | Систематический обзор и метаанализ | Нет данных | Острый и хронический эмоциональный стресс | Появление частой головной боли у младших школьников в 80% случаев является индикатором психовегетативных расстройств | I ++ | Да |
10. I. Abu-Arafeh [13] | 2023 | Систематический обзор и метаанализ | Нет данных | Эмоциональные и психологические расстройства | Дети с головными болями сообщают о стрессе, связанным с социальной изоляцией, чрезмерными школьными требованиями, отсутствием общественного признания, разводом родителей | I ++ | Да |
11. Н.В. Заболотских и соавт. [14] | 2020 | Когортное исследование | 398 | Взаимосвязь с типом образовательного учреждения, полом, возрастом, социальными факторами | Высокая распространенность головной боли отмечается у отличников, у детей, конфликтующих с родителями, учителями и одноклассниками | II + | Да |
12. B. Bellini и соавт. [15] | 2013 | Систематический обзор | Нет данных | Психические расстройства: тревога и депрессия | Головная боль является наиболее частым соматическим симптомом у детей, направляемых по поводу тревоги, депрессии и поведенческих расстройств | I + | Да |
13. S. Lynge и соавт. [16] | 2019 | РКИ | 180 | Тревожные расстройства, стрессоры, нарушения сна, семейный анамнез | Отмечается эффективность хиропрактических манипуляций у детей с головными болями | I + | Нет |
14. C. Rousseau-Salvador и соавт. [17] | 2014 | Когортное исследование | 297 | Тревога и депрессия | У школьников с головной болью в 3 раза чаще наблюдались клинически значимые показатели тревожности и депрессии | II + | Да |
15. W.A. Alwaijri и соавт. [18] | 2021 | Перекрестное исследование | 292 | Социально-демографические характеристики | Не все родители осведомлены о наличии головных болей у своих детей | II — | Нет |
16. A. Straube и соавт. [19] | 2013 | Систематический обзор | Нет данных | Неблагополучная семейная ситуация, издевательства со стороны сверстников, несправедливое обращение в школе | Риск развития головной боли повышается в 5,8 раза | I + | Да |
17. В.В. Полунина и соавт. [20] | 2018 | РКИ | 38 | Тревожность, психическое и физическое переутомление, нарушения сна, эмоциональная лабильность | На лечение головной боли напряжения у детей положительно влияет рефлексотерапия в сочетании с кинезиотейпированием | I + | Нет |
18. P. Pavone и соавт. [21] | 2012 | Когортное исследование | 280 | Наличие сопутствующих заболеваний | Первичная головная боль наиболее связана с тревогой и депрессией | II + | Да |
19. Л.А. Пак и соавт. [22] | 2016 | Систематический обзор и метаанализ | Нет данных | Напряжение скелетных мышц головы и шеи | Основными факторами формирования головной боли напряжения являются наличие хронического стресса, невротические особенности личности | I ++ | Да |
20. G. Natalucci и соавт. [23] | 2018 | Мини-обзор | Нет данных | Алекситимия | У детей с головной болью отмечается более высокий уровень алекситимии, чем в контрольных группах | I — | Нет |
21. О.С. Крымская и Е.В. Левитина [24] | 2007 | РКИ | 71 | Нарушения психофизиологического состояния | У детей с хроническими головными болями напряжения отмечаются депрессивные, тревожно-фобические расстройства | I + | Нет |
22. А.В. Сергеев и А.П. Рачин [25] | 2015 | Систематический обзор | Нет данных | Коморбидные психоэмоциональные расстройства | У детей с частыми головными болями напряжения отмечаются: депрессия, нарушения сна, внимания, тревожные и соматизированные расстройства. Необходима психологическая поддержка | I + | Нет |
23. Т.М. Маневич и соавт. [26] | 2004 | Когортное исследование | 60 | Психические расстройства | У всех детей с хроническими головными болями напряжения отмечаются депрессивные, тревожно-фобические расстройства, неврастении | II + | Да |
24. Е.К. Филипович [27] | 2012 | Когортное исследование | 176 | Хронический психоэмоциональный стресс, патологический спазм перикраниальных мышц | У детей младшего школьного возраста значительную роль в развитии болезни играют социальные факторы (развод родителей, смена школы) | II + | Да |
25. О.В. Дмитриева [28] | 2009 | Когортное исследование | 105 | Нарушение церебральной гемодинамики | Большую роль в развитии и прогрессировании головной боли у младших школьников играют нарушения регуляции церебральной гемодинамики с развитием ангиоспазма, изменением тонуса артериокапиллярного русла | II + | Нет |
26. Н.Б. Исмаилова и А.Н. Жумабаева [29] | 2013 | Когортное исследование | 135 | Острый и хронический эмоциональный стресс | Основные факторы, провоцирующие начало пароксизма: переутомление, стрессовые ситуации, конфликты в семье и школе | II + | Да |
27. В.Б. Смычек и соавт. [30] | 2014 | Когортное исследование | 304 | Социально-семейные, психовегетативные факторы | Причины психоэмоционального напряжения, приводящие к возникновению головных болей: сложные внутрисемейные взаимоотношения, ссоры родителей, наложение обязательств, наследственная предрасположенность, повышенная тревожность | II + | Да |
28. Л.В. Васильева и соавт. [31] | 2011 | Когортное исследование | 93 | Наличие провоцирующих факторов | Статистически значимыми факторами риска являются отягощенный семейный анамнез, нерациональное питание, дисбаланс вегетативной нервной системы | II + | Да |
29. Е.К. Филиппович и Г.Г. Шанько [32] | 2013 | Когортное исследование | 206 | Преморбидные и коморбидные состояния | Наиболее значимыми факторами являются: неблагоприятный перинатальный анамнез, подготовка и поступление в школу, школьные нагрузки | II + | Да |
30. М.А. Лобов и М.А. Горина [33] | 2001 | Систематический обзор | Нет данных | Психогении детского возраста | Конфликты в школе, конфликтная ситуация в семье | I + | Да |
31. О.А. Рахманина и соавт. [34] | 2006 | Когортное исследование | 104 | Вегетативная дисфункция | Не все дети с первичными головными болями имеют выраженную вегетативную дисфункцию | II + | Нет |
32. F. Galli и соавт. [35] | 2009 | Когортное исследование | 200 семей | Психические расстройства (тревога, расстройства настроения) | Отмечается высокая частота психических расстройств как у детей с головной болью, так и у их родителей | II + | Да |
33. A. Chakravarty [36] | 2005 | Когортное исследование | 22 | Повышенный уровень тревожности | У 19 из 22 детей появление тревоги связано с академическим стрессом и успеваемостью, у 3 детей — с межличностными отношениями в семье | II + | Да |
34. M.A. Arruda и M.E. Bigal [37] | 2012 | Когортное исследование | 1856 | Поведенческие и эмоциональные расстройства | У детей с головной болью часто встречаются симптомы интернализации, реже симптомы экстернализации | II + | Да |
35. П.В. Дудник и А.П. Семененко [38] | 2009 | РКИ | 35 | Головная боль напряжения | Отмечается эффективность динамической электронейростимуляции в лечении головной боли напряжения у детей | I + | Нет |
36. Суслов Е.В. [39] | 2016 | Систематический обзор | Нет данных | Психосоциальные проблемы | Вариантом лечения головной боли у детей является поведенческая психотерапия | I + | Да |
37. M. Al Momani и соавт. [40] | 2021 | Ретроспективное описательное исследование | 194 | Наличие сопутствующих факторов | Появление головных болей связано с семейным анамнезом, частым использованием обезболивания, дефицитом витамина D | II — | Да |
38. Е.Н. Дьяконоваи О.В. Дмитриева [41] | 2013 | Когортное исследование | 105 | Психогенные факторы + нарушение церебральной гемодинамики и микроциркуляции | Головные боли провоцировались переутомлением в школе, эмоциональным напряжением, сменой погоды | II + | Да |
39. В.М. Студеникин и Ю.С. Акоев [42] | 2015 | Систематический обзор | Нет данных | Эмоциональный фактор | Главную роль в терапии головной боли напряжения играют НПВС | I + | Да |
40. Л.Р. Ахмадеева и соавт. [43] | 2015 | РКИ | 105 | Клинико-социальные предикторы | Возникновение головной боли связано с длительностью занятий в школе и дома, частотой посещения дополнительных занятий, продолжительностью сна, длительностью пребывания за компьютером и на свежем воздухе | I + | Да |
41. А.П. Рачин и соавт. [44] | 2022 | Рандомизированное проспективное исследование | 513 | Психосоциальные проблемы | У детей с головными болями отмечаются высокий уровень школьной нагрузки, большое число дополнительных занятий, конфликты в семье и в общении со сверстниками. Указана эффективность музыкотерапии | I + | Да |
42. Н.Н. Заваденко и соавт. [45] | 2016 | Систематический обзор и метаанализ | 40 | Трудности школьного обучения, СДВГ | У младших школьников головную боль напряжения вызывают психоэмоциональные перегрузки, стрессы и конфликтные ситуации в школе | I ++ | Да |
Примечание. РКИ — рандомизированные контролируемые исследования; НПВС — нестероидные противовоспалительные средства; СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Обсуждение
Анализ 42 статей позволил сделать вывод о том, что существует значимая взаимосвязь между психогенными нарушениями и головной болью у детей младшего школьного возраста.
Большинство авторов отмечают, что младший школьный возраст является очень сложным этапом в жизни ребенка. В первую очередь это связано с большой эмоциональной неустойчивостью младшего школьника, высокими требованиями к его академической успеваемости, каждое событие вызывает у ребенка выраженный эмоциональный ответ. Особую тревогу порождает отрицательное или слишком требовательное отношение со стороны родителей. Дети опасаются порицания со стороны родителей и учителей из-за несоответствия своих возможностей предъявляемым требованиям, начинают испытывать чувство вины. У младшего школьника появляется страх оказаться плохим учеником, возникает «синдром отличника». Большую роль играет позиция и стиль общения со сверстниками, которые зачастую являются конфликтными. Цепь неудач формирует устойчивый аффективный комплекс, включающий чувство неполноценности, унижения, собственной значимости [1, 5, 6, 10, 12, 16, 18].
Из-за неблагополучных детско-родительских отношений, сложной семейной ситуации, сопровождающейся внутрисемейными конфликтами, повышенной нагрузки, неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками дети скрывают тревогу, которая проявляется или в отрицании неблагополучия, или в специфических формах поведения. Дети с головной болью напряжения, как правило, обладают «неадекватным спокойствием». Ребенок скрывает тревогу в этих случаях и от окружающих, и от самого себя, вырабатывает различные способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию угроз и переживаний [1, 8, 10].
Рядом авторов отмечаются как предрасполагающие факторы к развитию головной боли напряжения особенности личности ребенка: это отсутствие мотивации к преодолению сложностей, демонстративные проявления, ипохондрический синдром, проявляющийся в фиксации на чувстве боли, или склонность к аффективным вспышкам. Также отмечаются нарушения сна, которые проявляются в сложностях с засыпанием, частых пробуждениях, сонливости, ярких сновидениях [5, 6, 7, 8, 20, 22].
Ряд исследований подчеркивают важность когнитивных нарушений как предиктор головных болей, к ним относят снижение внимания, гиперреактивность, медленный темп когнитивной деятельности [1, 9, 42].
Во время стресса дети младшего школьного возраста подавляют аффект, не выражают свои эмоции. Возникают сильные и непривычные дискомфортные ощущения, такие как напряжение в голове, мышцах лица и шеи. От напряженных мышц исходит усиленный афферентный импульс, при интенсивном и продолжительном воздействии возникает неспецифический воспалительный ответ, результат которого — вазодилатация и высвобождение медиаторов (таких как серотонин, брадикинин, гистамин, субстанция P). Это приводят к сенситизации ноцицепторов, вследствие которой происходит восприятие неболевых импульсов как болевых, напряжение мышц воспринимается как головная боль [1, 5, 7, 8].
Таким образом, ведущие предикторы головной боли у детей младшего школьного возраста — тревожность, сложности в социально-психологической адаптации, неблагополучная семейная ситуация, высокие требования к академической успеваемости учащихся со стороны родителей, нарушение сна, когнитивные нарушения, проявляющиеся в снижении внимания, гиперреактивности, медленном темпе когнитивной деятельности, также отсутствие навыков психологического расслабления и мышечной релаксации.
Заключение
Для предотвращения формирования головной боли напряжения у детей младшего школьного возраста необходимо своевременно выявлять предикторы формирования головной боли напряжения, с профилактической целью проводить нейропсихологических обследования детей [46, 47]. Необходимо информировать педагогов и родителей школьников о данном вопросе с помощью обучающих семинаров, проводить обучающие занятия с детьми младшего школьного возраста по навыкам психологического расслабления, обучать методикам мышечной релаксации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.