Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Анищенко А.П.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова»

Архангельская А.Н.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова»

Маев И.В.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Никитюк Д.Б.

ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва, Россия

Гуревич К.Г.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Сравнение пищевых предпочтений студентов до и после занятий физической культурой и обучения принципам рационального питания

Авторы:

Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Маев И.В., Никитюк Д.Б., Гуревич К.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 502

Загрузок: 5


Как цитировать:

Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Маев И.В., Никитюк Д.Б., Гуревич К.Г. Сравнение пищевых предпочтений студентов до и после занятий физической культурой и обучения принципам рационального питания. Доказательная гастроэнтерология. 2016;5(3):44‑48.
Anishchenko AP, Arkhangel’skaya AN, Maev IV, Nikityuk DB, Gurevich KG. The comparison of the dietary preferences of the students before and after taking physical exercises and nutritional education. Russian Journal of Evidence-Based Gastroenterology. 2016;5(3):44‑48. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/dokgastro20165344-48

Рекомендуем статьи по данной теме:
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Ин­ди­ви­ду­аль­ные и кон­тек­сту­аль­ные ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка у сту­ден­тов пи­ще­во­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):67-73
Оцен­ка сос­то­яния здо­ровья сту­ден­тов стар­ших кур­сов фар­ма­цев­ти­чес­ко­го фа­куль­те­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):57-62
Осо­бен­нос­ти фун­кци­ональ­но­го сос­то­яния сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы сту­ден­тов по дан­ным дис­пер­си­он­но­го кар­ти­ро­ва­ния элек­тро­кар­ди­ог­рам­мы и ва­ри­абель­нос­ти сер­деч­но­го рит­ма. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):65-73

Гиподинамия — один из общих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Ее рассматривают как предиктор развития сердечно-сосудистых, онкологических, бронхолегочных, эндокринных и других заболеваний. В современных исследованиях уделяют внимание связи низкой физической активности и ожирения [1, 2]. Ожирение в свою очередь является независимым предиктором неинфекционных заболеваний [3].

Развитие цивилизации повлекло за собой снижение необходимости в физическом труде, в связи с чем многие авторы рассматривают гиподинамию как одну из болезней цивилизации. Особую тревогу вызывает снижение физической активности подрастающего поколения. Была доказана высокая степень распространенности гиподинамии среди различных категорий обучающихся (школьники, студенты). Более того, описана связь гиподинамии и нарушения структуры питания студентов [4—6]. Студенты предпочитают пищу, богатую легкоусвояемыми углеводами, злоупотребляют фастфудом, газированными и энергетическими напитками [7].

Наиболее актуальной, с нашей точки зрения, является проблема гиподинамии и нарушения структуры питания среди студентов медицинских вузов [8]. Будущие врачи не уделяют должное внимание общим факторам риска хронических неинфекционных заболеваний, что в дальнейшем может не только повлечь ухудшение собственного состояния здоровья будущих врачей, но приводит к закономерному вопросу: в какой мере они смогут заниматься профилактикой?

В работах А.О. Разиной и соавт. (2015—2016 гг.) предложено использовать бальные танцы для повышения физической активности студентов [9—11]. Мы разработали модифицированную методику преподавания физической культуры, которая основана на принципах аштанга-йоги [7, 12]. Результаты апробации на небольшой выборке показали, что в краткосрочном периоде наблюдения данная методика позволяет корректировать проблему избыточной массы тела, однако анализ пищевых предпочтений студентов не проводили. Ранее мы также предложили методику обучения студентов основам рационального питания [13]. В данной работе мы провели анализ длительного влияния разработанной методики преподавания физической культуры на пищевые предпочтения студентов в сочетании с методикой обучения принципам рационального питания и без такового.

Материал и методы

В мае 2015 г. обследован 101 студент (из них девушек 79) I курса Московского государственного медико-стоматологического университета, возраст которых на начало исследования составил 17,6±1,4 года. Повторное исследование было проведено через 1 год (май 2016 г.). Студенты обучались по разработанной модифицированной методике физической культуры [7] с дополнительным или без дополнительного обучения рациональному питанию (группы, А и Б соответственно) по ранее описанной схеме [13]. В группе, А было 48 человек, из них 35 девушек. Все студенты дали письменное добровольное согласие на участие в исследовании. Распределение на группы, А и Б сделано на основании пожеланий студентов. Работа одобрена этическим комитетом вуза (протокол № 0214 от 27.02.2014).

Критерии включения в исследование: отсутствие тяжелых соматических заболеваний, беременности или кормления грудью, сохранность менструального цикла, способность читать и понимать по-русски, подписанное информированное согласие на участие в исследовании, регулярное посещение занятий физической культурой, выполнение нормативов ГТО, 1-я группа здоровья.

Критерии исключения: тяжелые сопутствующие заболевания, отсутствие информированного согласия.

Всем студентам проведены антропометрические исследования (измерение роста, массы тела, окружности талии и бедер). Измерение роста производили при помощи медицинского ростомера без обуви в положении стоя спиной к шкале делений. Результаты измерений оценивали в сантиметрах (без долей). Массу тела измеряли механическими напольными весами (SECA) в легкой одежде и без обуви. Результаты измерений оценивали в килограммах (с точностью до 0,5 кг). Окружности талии и бедер измеряли стандартной мягкой сантиметровой лентой (точность до 0,5 см): талии — в самой узкой части, бедер — в положении стоя, ноги вместе, по уровню самой выступающей части ягодиц. Рассчитывали отношения окружностей талии и бедер, индекс массы тела (ИМТ). Последний показатель рассчитывали как отношение массы тела (в килограммах) к квадрату роста (в метрах). Так же рассчитывали отношение окружностей талии и бедер (ОТБ).

Биоимпедансный анализ проводили с помощью прибора Медасс ABC-01. Измерения проводили лежа (горизонтальная поверхность, на спине), по два электрода располагали на руке (тыльная сторона запястья и 2,5 см книзу) и ноге (область голеностопного сустава и 2,5 см книзу). Время измерения составляло порядка 5 с. Определяли содержание жировой и мышечной ткани (в процентах), уровень основного обмена.

Изучали изменение пищевых предпочтений студентов на основании опросника FLLANK, ранее адаптированного для РФ [7]. Суть опросника заключается в том, что по разным категориям продуктов предлагается выбрать на основании этикетки с полным описанием пищевых компонентов тот продукт, который кажется более соответствующим принципам рационального питания.

Обучение основам рационального питания проводили в течение 6 академических часов в рамках вариативной части обучения [13]. Студенты получали информацию об основных компонентах пищи, принципах рационального питания.

Проверку закона распределения параметров проводили с помощью λ-критерия. При непротиворечии гипотезе о нормальном законе распределения, дисперсии сравнивали методом Фишера. Сравнение средних величин проводили при помощи t-критерия Стьюдента при равенстве дисперсий и T-критерия Уэлча — при неравенстве.

При противоречии гипотезе о нормальном законе распределения использовали метод U Вилкоксона−Манна−Уитни для сравнения средних. Для сравнения величин, выраженных в процентах, применяли метод обратных тригонометрических преобразований Фишера (φ-критерий). Распределения параметров сравнивали на основании χ2-критерия. Для оценки связи между параметрами применяли однофакторный анализ.

Отличия считали значимыми с p<0,05.

Результаты

Приверженность студентов модифицированной методике физической культуры значимо влияет на параметры их антропометрического развития, что нельзя объяснить только процессом физиологического взросления (рис. 1). Следует отметить, что у девушек группы, А достоверно снижается содержание жировой ткани в организме, измеренное методом биоимпеданса. В то же время у девушек группы Б содержание жировой ткани увеличивается. Это происходит на фоне неизменного отношения окружностей талии и бедер, исходно равного 0,72±0,06 и составляющего 0,73±0,05 для группы, А и 0,71±0,06 через год после занятий. Таким образом, вероятнее всего, увеличение жировой массы у девушек группы Б не связано с центральным ожирением.

Рис. 1. Сравнение ИМТ и содержания жировой ткани у студентов групп, А и Б исходно и через год после вмешательства. Здесь и на рис. 2: * — отличия до и после вмешательства; # — отличия групп, А и Б.

У юношей группы Б достоверно повышается ИМТ по сравнению с результатом исходных измерений, в то время как в группе, А этот индекс снижается. Такие изменения наблюдаются на фоне тенденции к повышению содержания жировой массы у юношей. Следует отметить, что исходно отношение окружностей талии и бедер у юношей было 0,80±0,05. В группе, А через год оно составило 0,78±0,04, а в группе Б — 0,84±0,03 (p<0,1), что позволяет говорить о тенденции к формированию центрального ожирения у юношей.

Перед началом исследования большинство студентов оказывали предпочтение нездоровым продуктам питания (табл. 1). При опросе наименьшее число правильных ответов было получено при ответах на вопросы об овощах и фруктах, молочных продуктах, крекерах. Важно отметить, что только занятия физической культурой приводили к более правильному выбору хлеба, молочных продуктов, овощей и фруктов. Это может быть связано с тем, что на фоне занятий разработанной методикой физической культуры увеличивается основной обмен, который исходно составлял для девушек 1326±61 ккал в сутки, для юношей — 1705±116 ккал, а после занятий — 1554±152 и 1948±148 ккал/сут соответственно (p<0,05 для юношей и девушек). При этом достоверная разница увеличения уровня основного обмена между группами, А и Б отсутствовала.

Таблица 1. Сравнение пищевых предпочтений студентов до и после вмешательства, %

Введение дополнительных занятий по рациональному питанию достоверно увеличивало число студентов, правильно выбирающих крекеры и печенье; наблюдалась тенденция к увеличению числа студентов, правильно выбирающих закуски. В целом занятия по основам рационального питания увеличивало долю студентов, предпочитающих скорее здоровую, чем нездоровую пищу (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение типов питания студентов до и после вмешательства (% от числа обследованных, выбирающих соответствующее питание, p<0,05).

Важно отметить, что занятия адаптивной физической культурой в сочетании с обучением основам рационального питания или без такового не приводит к изменению существенной связи пищевых предпочтений студентов с полом, ростом, массой тела, содержанием жировой ткани, ИМТ и основным обменом (табл. 2).

Таблица 2. Связь мотивации пищевого поведения и изучаемых параметров

Обсуждение

Питание и физическая активность рассматриваются как один из основных методов профилактики хронических неинфекционных заболеваний [4, 6, 13]. В этой связи чрезвычайно важно вовлечение большего числа студентов в занятия физической культурой и спортом [1, 2], а также дополнительное обучение студентов основам рационального питания [13].

Следует отметить, что стандартные занятия физической культурой часть студентов воспринимают как «скучные», из-за чего пытаются разными способами избежать их [4]. Ранее мы показали, что занятия модифицированной методикой физической культуры позволяют активно вовлекать студентов, имеющих различные ограничения к занятиям, избыток массы тела [12]. В настоящем исследовании мы доказали, что в группе исходно здоровых лиц модифицированная методика приводит к изменению пищевых предпочтений студентов в позитивную сторону, что может быть связано с увеличением уровня основного обмена.

В то же время сопровождение дополнительных занятий рациональным питанием оказывает позитивный эффект на пищевые предпочтения студентов. Ранее мы показывали, что изолированное обучение оказывает позитивный эффект на выбор здоровых продуктов питания студентами [7, 13].

С нашей точки зрения использование модуля, обучающего основам рационального питания, в сочетании с занятиями физической культурой позволяет достигнуть максимального позитивного эффекта, который проявляется не только в пищевых предпочтениях, но и в тенденциях к снижению степени выраженности общего ожирения у девушек или центрального ожирения у юношей. В свою очередь уменьшение степени выраженности ожирения можно трактовать как снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.

Таким образом, есть основания рекомендовать разработанную методику преподавания физической культуры в сочетании с программой обучения основам рационального питания для ее более широкого использования в ВУЗах. Мы надеемся, что это позволит улучшить состояние здоровья студентов-медиков в будущем.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.