Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Левчин А.М.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ершова И.Б.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Роговцова А.Г.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Особенности пищеварительной системы у детей, испытавших стресс от военных действий. Возможности оптимизации комплексных реабилитационных мероприятий

Авторы:

Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1220

Загрузок: 33


Как цитировать:

Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г. Особенности пищеварительной системы у детей, испытавших стресс от военных действий. Возможности оптимизации комплексных реабилитационных мероприятий. Доказательная гастроэнтерология. 2023;12(4):11‑19.
Levchin AM, Ershova IB, Rogovtsova AG. The impact of military operation experience on the digestive system in children. Possibilities for optimizing rehabilitation interventions.. Russian Journal of Evidence-Based Gastroenterology. 2023;12(4):11‑19. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/dokgastro20231204111

Рекомендуем статьи по данной теме:
Прог­нос­ти­чес­кая цен­ность эзо­фа­го­гас­тро­ду­оде­нос­ко­пии в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях для ди­аг­нос­ти­ки эози­но­филь­но­го эзо­фа­ги­та у де­тей. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):5-10
Ак­тив­ность гас­три­та и гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ная реф­люк­сная бо­лезнь у школь­ни­ков эт­ни­чес­ких по­пу­ля­ций Рес­пуб­ли­ки Ты­ва. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):36-42
Пан­кре­ато­ду­оде­наль­ная ре­зек­ция: ис­поль­зо­ва­ние мо­ди­фи­ци­ро­ван­но­го «двой­но­го» сцин­тиг­ра­фи­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния с целью оцен­ки мо­тор­но-эва­ку­атор­ной фун­кции же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):60-65
Оцен­ка ла­бо­ра­тор­ных по­ка­за­те­лей в раз­ные пе­ри­оды ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции у па­ци­ен­тов гас­тро­эн­те­ро­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):89-94
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к при­ме­не­нию ро­бо­ти­зи­ро­ван­ных ус­тройств в ком­плек­се ре­аби­ли­та­ции де­тей с це­реб­раль­ным па­ра­ли­чом. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):36-44
Ало­пе­ция и COVID-19: воз­мож­ные эти­опа­то­ге­не­ти­чес­кие ва­ри­ан­ты и прин­ци­пы ле­че­ния. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):56-63
Осо­бен­нос­ти ме­ди­цин­ской ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(5):64-69
При­ме­не­ние по­дог­ре­той кис­ло­род­но-ге­ли­евой сме­си на эта­пе ре­аби­ли­та­ции у па­ци­ен­ток пос­ле ми­омэк­то­мии. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(6):55-62
Опыт кли­ни­чес­ко­го при­ме­не­ния флу­вок­са­ми­на для ле­че­ния ко­мор­бид­ной деп­рес­сии в дет­ском и под­рос­тко­вом воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(11-2):14-21

Введение

Согласно современным представлениям, в структуре соматической патологии одно из ведущих мест у детей занимают болезни органов пищеварения [1, 2]. Наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается в период начала обучения в школе, что обусловлено резким переходом ребенка к новому образу жизни (изменения режима дня, характера питания, установление новых социальных связей, сокращение физической активности на фоне возрастания интеллектуальных перегрузок, необходимость максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических сил).

На сегодняшний день в ряде работ продемонстрированы многочисленные этиопатогенетические механизмы возникновения болезней органов пищеварения у детей [1, 2]. Если в общей популяции детей широко освещены проблемы распространенности, частоты, характера проявлений, осложнений, диагностики, терапевтической тактики заболеваний пищеварительного тракта [3], то аналогичные вопросы, касающиеся детей в критическом возрастном периоде (7 лет), находящихся в силу обстоятельств на территориях проведения военных действий, остаются открытыми.

Цель исследования — выявить особенности пищеварительной системы у детей, подвергшихся стрессу от военных действий, и выполнить оценку эффективности реабилитационных мероприятий.

Материал и методы

Проведено проспективное когортное нерандомизированное исследование в период с апреля 2022 по ноябрь 2022 г. (включительно) на базе ГУ ЛНР ЛГМУ им. Св. Луки (ректор д.м.н. А.В. Торба) с участием кафедры педиатрии и детских инфекций (зав. кафедрой д.м.н., проф. И.Б. Ершова), ГУ ЛНР ЛГДБ №3 (главный врач к.м.н. С.Ю. Козина), ГУ ЛНР ЛРДКБ (главный врач Л.М. Белецкая), ГУ ЛНР ЛГПУ Института педагогики и психологии (директор М.В. Рудь), при участии кафедры дефектологии и психологической коррекции (зав. кафедрой к.м.н. И.И. Чубова), ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №26» (директор Т.Е. Василина), ГОУ ЛНР «ПСШ №30 им. Е. Олейникова» (директор Е.А. Безкоровайный), Детской городской поликлиники Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону (МБУЗ «ДГП Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону», главный врач к.м.н. А.М. Левчин), МБОУ города Ростова-на-Дону: «Школа №64» (директор И.П. Пономарева), «Школа №67» (директор Н.Е. Сысоева).

Протокол и дизайн исследования одобрены локальным этическим комитетом, ученым советом ФГБОУ ВО «ЛГМУ им. Святого Луки» Минздрава России 09.09.21.

В исследование вошло 419 детей младшего школьного возраста, которые разделены на группы и подгруппы в зависимости от места проживания (табл. 1). Младшие школьники основной группы включены в комплексную реабилитационную интеграционную программу, которая проводилась для детей 1-й «а» подгруппы в Ростове-на-Дону, для детей 2-й «а» подгруппы — на территории Луганской Народной Республики. Программа включала межведомственное взаимодействие медицинских работников и специалистов психолого-педагогического профиля, а также специалистов социальных служб. Медицинское наблюдение проводилось по индивидуальному плану в соответствии с состоянием каждого ребенка, а также с показателями здоровья и включало систематизированное диагностическое обследование с фиксацией результатов, которое служило базисом для организации и формирования реабилитационных мероприятий командной специалистов. Задачами психолого-педагогического блока были оценка уровня психофизического развития ребенка с учетом индивидуальных особенностей и организация индивидуального образовательного маршрута ребенка. Сопровождение социальными работниками обеспечивало социально-правовую поддержку, разработку возможностей преодоления проблем, помощь в решении вопросов социального обеспечения.

Таблица 1. Группы и подгруппы детей, вошедших в исследование

Группы и подгруппы (n=419)

Основная группа — дети проживали на территории активных боевых действий

n=128

Контрольная группа — дети проживали на мирных территориях

n=291

Подгруппа 1-я «а» — дети, эвакуированные в Ростове-на-Дону

n=67

Подгруппа 1-я «б» — дети, проживающие в Ростове-на-Дону

n=148

Подгруппа 2-я «а» — дети, постоянно проживавшие в ЛНР

n=61

Подгруппа 2-я «б» — дети, проживающие на мирных территориях ЛНР

n=143

Примечание. ЛНР — Луганская Народная Республика.

Полное обследование детей проводилось перед началом проведения комплексной интеграционной программы и через 6 месяцев от начала ее проведения.

Комплексная интеграционная программа включала общеоздоровительные мероприятия: проведена коррекция режима дня, оптимизировано питание, введены в распорядок дня ежедневные пешие прогулки продолжительностью 1—2 ч. Для детей разработан комплекс упражнений утренней гимнастики. В дифференцированном режиме назначены ультравысокочастотная терапия (УВЧ-терапия), бальнеотерапия, галотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия. Проводилась психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Работа с родителями способствовала созданию благоприятной психологической атмосферы в семье, внимательному и уважительному отношению к ребенку со стороны родителей.

Описанные выше мероприятия проводились на фоне приема витаминно-минерального комплекса (ретинола ацетат — 791,2 мкг, альфа-токоферола ацетат — 10 мг, эргокальциферол — 2,5 мкг, аскорбиновая кислота 50 мг, тиамина гидрохлорид — 1 мг, рибофлавин — 1 мг, кальция пантотенат — 5 мг, пиридоксина гидрохлорид — 1,5 мг, никотинамид — 7,5 мг, фолиевая кислота — 0,2 мг, цианокобаламин — 3 мкг, рутозид — 10мг, кальций — 35 мг, железо — 10 мг, фосфор — 27 мг, медь — 1 мг, марганец — 1мг, цинк — 5 мг, магний — 22 мг, фтор — 0,5 мг, йод 0,1 мг, селен — 10 мкг).

Кроме того, детям с выраженными нарушениями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) назначалась водорастворимая форма коэнзима Q10 вначале по 3 мг на 1 кг массы тела в сутки в течение месяца, после чего снижали дозу до профилактической — 2 мг на 1 кг массы тела в сутки.

Критерии включения в основную группу:

— дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет включительно);

— дети, проживающие на территории проведения активных боевых действий в ЛНР (Первомайск);

— подписанное информированное добровольное согласие родителей/законных представителей ребенка на участие в исследовании.

Критерии включения в контрольную группу:

— дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет включительно);

— дети, не проживающие на территориях активных боевых действий;

— подписанное информированное добровольное согласие родителей/законных представителей ребенка на участие в исследовании.

Проведен сбор жалоб, анамнеза, анализ амбулаторных карт, объективный осмотр, исследование моторно-эвакуаторной функции ЖКТ (периферическая электрогастроэнтерография) [4]. В работе использовался гастроэнтеромонитор компьютерный Гастроскан-ГЭМ (НПП «Исток-Система», Россия).

Математическую обработку проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica для Windows 7.0. Для сравнения качественных показателей вычисляли среднее значение (M) и среднеквадратическое отклонение (σ). Статистически значимыми считались различия при p<0,05 (95%-й уровень значимости) и при p<0,01 (99%-й уровень значимости). Для установления взаимосвязи между изучаемыми показателями использовали корреляционный анализ с вычислением коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты

В ходе диспансерного наблюдения за детьми, пребывающими в зоне вооруженного конфликта, у всех детей выявлено наличие жалоб, связанных с пищеварительной системой. Анализ полученных данных показал, что наиболее часто отмечалось нарушение аппетита — у 97 детей. Из них у 71,13% (69 детей из 97) замечено снижение аппетита, а у 28,87% (28 из 97) — полное его отсутствие. Кроме того, у 52,58% (51 из 97) детей нарушение аппетита сопровождалось тошнотой, а у 45,36% (44 из 97) — периодической рвотой.

Второй по частоте жалобой у детей было нарушение стула — у 79 (61,72%) детей; запоры и диарея регистрировались с одинаковой частотой у 41 (51,90%) и 38 (48,10%) детей соответственно.

У 41 ребенка отмечалось наличие периодических болей в животе, чаще всего дети указывали на боли в околопупочной области — 17 (41,46%) человек, а также в эпигастральной зоне — 14 (34,15%). У 68,29% (28 детей) отмечались еженедельные или даже ежедневные боли, которые исчезали во время переключения внимания или в спокойной обстановке.

Для более детального анализа частоты функциональной и органической патологии пищеварительной системы изучены амбулаторные карты детей основной группы. Установлено, что функциональные отклонения в работе пищеварительной системы выявлены у 79 (61,72%) обследованных детей, органическая патология — у 62 (48,44%), соматоформные расстройства ЖКТ — у 28 (21,88%), а сочетанная патология пищеварительной системы — у 97 (76,98%). Распространенность заболеваний пищеварений системы среди младших школьников в основной группе представлена в табл. 2.

Таблица 2. Распространенность заболеваний пищеварений системы среди младших школьников основной группы

Дисфункции и заболевания системы пищеварения

n=128

Функциональные заболевания системы пищеварения, n (%)

Функциональные расстройства, связанные с тошнотой, рвотой, отрыжкой, изжогой

33 (25,78)

Функциональные абдоминальные болевые расстройства

40 (31,25)

Функциональные расстройства дефекации

52 (40,63)

Функциональное расстройство билиарного тракта

65 (50,78)

Органические болезни системы пищеварения, n (%)

Болезни пищевода

8 (6,25)

Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

59 (46,09)

Болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей

19 (14,84)

Болезни печени

11 (8,59)

Болезни поджелудочной железы

5 (3,91)

Болезни кишечника

33 (25,78)

У детей младшего школьного возраста, находящихся в зонах боевых действий, наиболее распространенными органическими заболеваниями пищеварительной системы были болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, выявленные у 59 (46,09%) обследованных, преобладали гастрит и гастродуоденит — у 44 (74,58%) детей.

Второй по частоте органической патологией были заболевания кишечника, чаще всего выявляли язвенный колит (ЯК) — у 72,72% (24) детей. Уровень активности ЯК колебался от минимального (10—34 балла) до умеренного (35—64 балла) по шкале педиатрического индекса. Реже встречались неинфекционный гастроэнтерит, неуточненный колит, болезнь Крона, дивертикулез и др.

У 14,84% (19 детей) обследованных регистрировались болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, представленные хроническим холециститом, холангитом и другими заболеваниями. Остальные органические болезни пищеварительной системы встречались с одинаковой частотой, что отображено в табл. 2. Следует отметить высокую частоту сочетанной патологии ЖКТ у детей основной группы.

Внедрение комплексной интеграционной реабилитационной программы привело к снижению частоты функциональных заболеваний у детей обеих подгрупп как в отношении отдельных показателей, так и в целом: у детей 1-й подгруппы — в 1,79 раза, 2-й — в 1,59 раза (p<0,01).

У детей 1-й подгруппы, эвакуированных в Ростов-на-Дону, уменьшилась частота всех функциональных расстройств пищеварительной системы.

У детей, оставшихся на территории ЛНР, несмотря на снижение частоты заболеваний в результате реабилитационных мероприятий, статистически значимое уменьшение наблюдалось только для расстройств дефекации и билиарного тракта (p<0,05).

Динамика частоты органической патологии пищеварительного тракта у обследованных детей показала менее выраженный эффект от внедренной комплексной интеграционной реабилитационной программы по сравнению с функциональными отклонениями. У детей 1-й подгруппы (эвакуированные дети) частота регистрации органических заболеваний снизилась на 45,15%, а у детей 2-й подгруппы (оставшиеся в ЛНР) — на 31,15%.

Детальный анализ по разным категориям органических заболеваний позволил выявить, что в 1-й подгруппе (эвакуированные дети) частота выявления болезней желудка и двенадцатиперстной кишки снизилась в 1,8 раза, а заболеваний кишечника более чем в 2 раза (p<0,05). У детей 2-й подгруппы (дети, оставшиеся в ЛНР) частота выявления болезней желудка и двенадцатиперстной кишки была в 1,6 раза ниже (p<0,05). Несмотря на снижение, частота заболеваний кишечника не достигла статистически значимой разницы по сравнению с показателями в мае.

Далее наше исследование было направлено на изучение моторно-эвакуационной функции ЖКТ путем определения миоэлектрической активности его различных отделов.

Анализ показателей выявил повышение значений относительной мощности (Pi/Ps) различной степени выраженности практически во всех отелах ЖКТ (кроме толстой кишки) у детей, находящихся в условиях активных боевых действий. Параллельно с этим мы отметили снижение миоэлектрической активности толстой кишки (на 31,29% по сравнению с показателями группы контроля), свидетельствующее о замедлении ее моторики (табл. 3).

Таблица 3. Показатели электрической активности у обследованных детей

Отдел ЖКТ

Основная группа

Контрольная группа

1-е исследование

2-е исследование

Желудок

до еды

35,81±5,48*

35,79±4,16*

27,99±4,05&

28,84±3,99&

27,18±4,17

27,74±3,68

после еды

39,71±7,02*

39,89±5,87*

49,37±6,81&&

42,48±5,12*

48,82±5,09

48,90±6,14

Двенадцатиперстная кишка

до еды

3,48±0,51*

3,42±0,78*

3,03±0,47&

3,10±0,36

2,98±0,53

2,94±0,44

после еды

3,93±0,66**

3,97±0,59**

5,12±0,51&&

4,62±0,43&*

5,29±0,60

5,25±0,52

Тощая кишка

до еды

6,98±0,71*

6,94±0,68*

5,56±0,63&

5,60±0,58&

5,35±0,57

5,38±0,61

после еды

7,00±0,76**

7,07±0,68**

9,44±0,76&&

8,48±0,69&*

9,36±0,73

9,42±0,81

Подвздошная кишка

до еды

20,68±2,43**

20,72±3,38**

15,02±0,99&&

15,09±1,03&&

14,90±0,12

14,96±0,11

после еды

19,96±1,78**

19,91±2,09**

25,09±1,83&

25,00±1,64&

26,08±2,36

26,00±2,98

Толстая кишка

до еды

41,17±5,91*

41,09±6,18*

50,17±8,13&&

48,98±7,69&

53,98±8,17

54,01±8,43

после еды

40,11±6,73***

40,32±5,89***

90,01±13,22&&&

73,58±10,79&&,1а,*

94,97±13,85

94,55±14,61

Примечание. Данные представлены в виде M±σ. * — статистически значимые отличия с соответствующей контрольной подгруппой (p<0,05); ** — p<0,0; *** — p<0,001. & — статистически значимые различия с показателями детей до проведения комплексной интеграционной реабилитационной программы (p<0,05), &&p<0,01; &&&p<0,001. — статистически значимые различия с показателями детей 1-й «а» подгруппы (p<0,05, критерий Манна—Уитни).

Здесь и в табл. 3, 4: в числителе основной группы — показатели детей 1-й «а» подгруппы. В числителе контрольной группы — показатели детей 1-й «б» подгруппы, постоянно проживающих в Ростове-на-Дону. В знаменателе основной группы — показатели детей 2-й «а» подгруппы. В знаменателе — показатели детей 2-й «б» подгруппы. ЖКТ — желудочно-кишечный тракт.

Полученные данные свидетельствуют о перераспределении относительной электрической активности в разных отделах ЖКТ детей основной группы натощак.

Исследование относительной мощности после приема пищи выявило неадекватное постпрандиальное изменение показателей. Если в норме в ответ на пищевую нагрузку миоэлектрическая активность ЖКТ должна повышаться в 1,5—2 раза, то у детей, находящихся в зоне вооруженного конфликта, значения возрастали только на 10—15% или вообще не изменялись.

Проведение комплексной интеграционной реабилитационной программы оказало оптимизирующее влияние на моторно-эвакуационную функцию ЖКТ детей основной группы. Наблюдалось снижение показателей относительной мощности желудка, двенадцатиперстной кишки, тощей и подвздошной кишки на фоне повышения таковой в проекции толстой кишки натощак в подгруппе младших школьников, эвакуированных в Ростов-на-Дону (1-я «a» подгруппа). В подгруппе детей, оставшихся на территории ЛНР (2-я «a» подгруппа), отмечалась аналогичная динамика за исключением значений двенадцатиперстной кишки, которые, несмотря на снижение, не имели статистически значимой разницы с показателями до начала реабилитационных мероприятий.

После еды, наоборот, регистрировалось повышение миоэлектрической активности в отношении всех показателей ЖКТ у младших школьников 1-й «a» подгруппы, что делало их сопоставимыми со значениями контрольной 1-й «б» подгруппы уже через 6 месяцев от начала реабилитационной программы. У детей же 2-й «a» подгруппы (оставшихся в ЛНР), невзирая на рост постпрандиальных показателей, значения желудка, двенадцатиперстной кишки, тощей и толстой кишки через 6 мес не достигали уровня показателей у детей соответствующих контрольных подгрупп и имели статистическую разницу с показателями у детей 1-й «a» подгруппы. В ответ на пищевую нагрузку миоэлектрическая активность желудка и двенадцатиперстной кишки у детей 2-й «a» подгруппы возрастала менее чем в 1,5 раза. Для нормализации их уровней, на наш взгляд, детям этой подгруппы нужен более длительный восстановительный период.

Анализ коэффициента ритмичности, характеризующего сокращения различных отделов ЖКТ, выявил следующее. Показатели Kritm желудка, двенадцатиперстной кишки и подвздошной кишки при первом обследовании натощак у детей, проживающих на территории обстрелов, были повышены по сравнению с соответствующими показателями у детей контрольных подгрупп (табл. 4). После пищевой нагрузки у детей данной группы не было адекватного нарастания показателей во всех отделах ЖКТ, которые по сравнению со значениями натощак возрастали в 1,10—1,3 раза вместо 1,5—2 раза в норме.

Таблица 4. Показатели коэффициента ритмичности у обследованных детей

Отдел ЖКТ

Основная группа

Контрольная группа

1-е исследование

2-е исследование

Желудок

до еды

20,76±4,78*

20,71±3,96*

7,14±0,94&

8,03±1,09&

6,92±0,83

6,99±0,99

после еды

26,99±5,41*

26,95±5,08*

13,26±3,76&

14,45±3,58&

12,11±2,99

12,07±3,04

Двенадцатиперстная кишка

до еды

5,29±0,81*

5,24±0,74*

1,60±0,32&

3,78±0,61

1,43±0,30

1,47±0,37

после еды

6,88±0,90*

6,87±0,86*

3,01±0,67&

4,67±0,71

2,43±0,42

2,48±0,47

Тощая кишка

до еды

6,47±0,83

6,32±0,91

5,41±0,82

6,03±0,74

4,93±0,71

4,98±0,86

после еды

8,72±1,01

8,77±0,96

9,47±1,03

10,55±2,47

8,48±0,99

8,44±1,02

Подвздошная кишка

до еды

11,24±3,47*

11,29±2,98*

7,61±0,86&

9,39±1,74

7,49±0,92

7,45±0,87

после еды

14,05±3,62

14,10±3,54

13,32±2,48

12,09±3,07

13,25±2,66

13,21±3,05

Толстая кишка

до еды

21,70±4,88

21,76±3,94

25,68±4,76

25,43±4,51

24,96±3,12

24,93±3,64

после еды

24,57±5,01

24,60±5,43

42,37±6,34&

43,05±6,78&

42,43±7,86

42,39±8,33

Примечание. Данные представлены в виде M±σ.

Реализация комплексных реабилитационных мероприятий обусловила снижение уровня коэффициента ритмичности, отмеченного до еды у детей основной группы, до значений, сопоставимых с показателями у детей соответствующих подгрупп. Следует отметить также, что у детей 1-й «a» подгруппы постпрандиальные показатели стали соответствовать нормативному росту (1,5—2 раза) по сравнению со значениями до приема пищи и статистически значимо различались с уровнями при первом исследовании. В отличие от детей 1-й «a» подгруппы, у детей 2-й «a» подгруппы, несмотря на реабилитационные мероприятия, уровень постпрандиального нарастания не достигал нормативных значений в двенадцатиперстной кишке и подвздошной кишке.

Исследование коэффициента соотношения (Pi/Pi+1), отражающего соотношение показателей электрической активности вышележащего и нижележащего отделов ЖКТ, а значит, координацию сокращений соседних отделов ЖКТ, также выявило отклонения по сравнению с показателями у детей группы контроля по некоторым кластерам. Так, анализ показателей при первом обследовании после приема пищи отразил недостаточную скоординированность функциональной активности желудка, двенадцатиперстной кишки, тощей и подвздошной кишки с другими отделами в ответ на пищевую нагрузку. Это выражалось постпрандиальной недостаточностью электрической активности в сопоставлении со значениями натощак (от (–)1,3 до (+)1,15 вместо (+)1,5—(–)2,0) (табл. 5).

Таблица 5. Показатели коэффициента соотношения у обследованных детей

Отдел ЖКТ

Основная группа

Контрольная группа

1-е исследование

2-е исследование

Желудок

до еды

15,74±2,43

15,86±2,69

14,33±2,71

14,21±2,06

13,25±2,78

13,19±2,96

после еды

18,10±3,05*

18,26±3,12*

23,96±3,48&

22,78±4,05&

23,19±3,17

23,08±3,48

Двенадцатиперстная кишка

до еды

0,84±0,11

0,82±0,09

0,80±0,10

0,76±0,09

0,75±0,09

0,71±0,08

после еды

0,77±0,09*

0,75±0,08*

1,22±0,23&

1,10±0,19& *

1,31±0,27

1,29±0,30

Тощая кишка

до еды

0,42±0,06

0,38±0,05

0,48±0,07

0,44±0,06

0,51±0,076

0,49±0,064

после еды

0,49±0,06*

0,44±0,05*

0,81±0,10&

0,58±0,08*

0,87±0,10

085±0,09

Подвздошная кишка

до еды

0,67±0,08*

0,65±0,07*

0,30±0,05&

0,35±0,06&

0,21±0,03

0,19±0,04

после еды

0,51± 0,07

0,50±0,06

0,49±0,06

0,53±0,07

0,37±0,06

0,32±0,05

Примечание. Данные представлены в виде M±σ.

Кроме того, выявлены повышенные предпрандиальные показатели коэффициента соотношения подвздошной кишки у младших школьников, испытавших стресс военных действий, в сопоставлении с детьми подгрупп контроля.

Результаты повторного обследования через 6 мес показали, что разработка и внедрение комплексной реабилитационной программы повысили эффективность работы ЖКТ, что отразилось в оптимизации скоординированности различных ее отделов. Однако, если препрандиальные/постпрандиальные соотношения показателей у детей 1-й «а» подгруппы основной группы выровнялись до 1,5—2 во всех отделах ЖКТ, то у детей 2-й «a» подгруппы этой же группы, несмотря на повышение значений в ДПК и тощей кишке, они держались на уровне 1,3—1,4, что статистически ниже в сопоставлении с показателями соответствующей подгруппы контроля.

По окончании исследования по результатам корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции Пирсона нами изучена взаимосвязь между отдельными показателями.

В результате математической обработки установлена положительная корреляционная связь между наличием тошноты/рвоты и уровнем Pi/PS желудка (r=+0,78; p=0,021); между наличием диареи и величиной Kritm ДПК (r=+0,69; p=0,019); частотой функциональных абдоминальных болевых расстройств и миоэлектрической активностью тощей кишки (r=+0,81; p=0,010). Кроме того, выявлена отрицательная корреляционная связь между постпрандиальным уровнем Kritm толстой кишки и выраженностью запоров (r= –0,72; p=0,001).

Обсуждение

Результаты данного исследования проливают свет на сложное взаимодействие между психологическими стрессорами, связанными с военными действиями, и их воздействием на пищеварительное здоровье детей младшего школьного возраста. Высокая частота жалоб на желудочные расстройства, особенно снижение аппетита и нарушения стула, среди тех, кто находится в основной группе, проживающих в зонах активных боевых действий, подчеркивает глубокие последствия стресса для благополучия этих детей.

Высокое распространение функциональных расстройств, особенно связанных с желчными путями, предполагает потенциальную связь между стрессом и нарушениями автономной регуляции процессов пищеварения. Эти результаты соотносятся с существующей литературой [5], подчеркивающей двустороннюю коммуникацию между центральной нервной системой и пищеварительным трактом, широко известной как «ось кишечник — головной мозг». Изменения, вызванные стрессом в этой оси, могут проявиться в виде функциональных нарушений ЖКТ, что может служить возможным объяснением наблюдаемых нарушений.

Следует отметить, что в нашем исследовании частота запоров и диарей у детей была практически одинаковой 24 (46,15%) и 28 (53,85%), в то время как в других исследованиях в общей популяции детей младшего школьного возраста превалировали запоры [6—9].

Следует отметить, что проведенное нами в 2014—2016 гг. исследование, касающееся состояния здоровья детей прифронтовых территорий [10, 11] в сопоставлении с ныне представленными данными (с начала активизации военных действий в 2022 г.) демонстрирует резкое ухудшение показателей относительно заболеваний пищеварительной системы.

Внедрение комплексной интеграционной программы реабилитации дало обнадеживающие результаты. Значительное улучшение моторной и электрической активности ЖКТ после реабилитации свидетельствует о положительном воздействии программы на восстановление нормальной физиологической функции. Особенно выраженные изменения, которые наблюдались у детей, эвакуированных в Ростове-на-Дону, подчеркивают тонкости реабилитационного процесса.

Статистические различия в некоторых параметрах, несмотря на улучшение, подчеркивают необходимость дальнейших персонализированных вмешательств. Это может включать в себя продление периода реабилитации или дополнительные меры для решения индивидуальных проблем, с которыми сталкиваются дети в этих условиях.

Данное исследование не только предоставляет ценные сведения об особенностях работы пищеварительной системы в условиях стресса во время военных действий для детей, но также подчеркивает потенциал интеграционных программ реабилитации в улучшении этих эффектов.

Заключение

Дети, подвергшиеся стрессу от военных действий, часто испытывают различные нарушения пищеварительной системы, такие как снижение аппетита, нарушения стула, функциональные и органические расстройства. Результаты подчеркивают необходимость реабилитационных мероприятий для улучшения состояния пищеварительной системы детей, пострадавших от стресса в условиях военных конфликтов. Введение программы реабилитации показало положительные результаты, включая улучшение моторно-эвакуационной функции желудочно-кишечного тракта и электрической активности в ответ на пищевую нагрузку. У детей, эвакуированных в безопасную зону, отмечены более выраженные положительные изменения по сравнению с теми, кто остался в зонах конфликта. Необходимы дополнительные исследования для более глубокого понимания долгосрочных эффектов и оптимизации реабилитационных подходов. Различия в реакциях детей подчеркивают важность персонализированных подходов к реабилитации, учитывая уникальные факторы, связанные с каждым регионом и ситуацией.

Представляется целесообразным рекомендовать более широкое внедрение реабилитационных программ для детей, пострадавших от военных действий, с акцентом на адаптацию их к региональным особенностям и потребностям.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Ершова И.Б., Левчин А.М.

Сбор и обработка материала — Левчин А.М., Роговцова А.Г.

Статистический анализ данных — Роговцова А.Г.

Написание текста — Левчин А.М.

Редактирование — Ершова И.Б.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution:

Study design and concept — Ershova I.B., Levchin A.M.

Data collection and processing — Levchin A.M., Rogovtsova A.G.

Statistical analysis — Rogovtsova A.G.

Text writing — Levchin A.M.

Editing — Ershova I.B.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.