В многочисленных экспериментальных и некоторых клинических исследованиях продемонстрировано благоприятное действие омега-3-полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) на сердечно-сосудистую систему. Показаны их антиаритмический, противовоспалительный [4, 7], вазодилатирующий эффекты, способность улучшать функцию эндотелия [4, 10], снижать агрегацию тромбоцитов [5], концентрацию в крови триглицеридов [8, 11]. Результаты исследования GISSI-Prevenzione [16] позволили рекомендовать омега-3-ПНЖК для первичной профилактики внезапной сердечной смерти у пациентов, перенесших инфаркт миокарда [17]. Предполагается, что основные эффекты препаратов данного класса в кардиомиоцитах реализуются с помощью омега-3-ПНЖК, входящих в состав фосфолипидов биомембран [3]. Для практической деятельности (лабораторная оценка эффективности терапии препаратами омега-3-ПНЖК) был предложен такой показатель, как омега-3-индекс эритроцитов: отношение омега-3-ПНЖК к общему количеству всех жирных кислот в мембранах эритроцитов [12]. Определение данного показателя целесообразно и для оценки риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Метаанализ результатов 9 клинических и эпидемиологических исследований, проведенный C. von Schacky и W. Harris [12], продемонстрировал, что значение омега-3-индекса эритроцитов 8% и более соответствовало минимальному риску развития сердечно-сосудистых осложнений. При высоком риске смерти от ИБС омега-3-индекс не превышал 4%, а значения 4—8% соответствовали средней степени риска. Однако доказательства соответствия омега-3-индекса эритроцитов данному показателю в тканях сердца были получены относительно недавно W. Harris и соавт. [13] у пациентов, перенесших трансплантацию сердца. В то же время у больных ИБС, наиболее часто нуждающихся в терапии омега-3-ПНЖК, подобное соответствие до сих пор не продемонстрировано.
Цель исследования — оценить соответствие омега-3-индекса, содержания эйкозапентаеновой (ЭПК) и докозагексаеновой (ДПК) кислот в кардиомиоцитах и эритроцитах у больных ИБС, а также динамику этих показателей на фоне терапии препаратом омега-3-ПНЖК (омакор).
Материал и методы
Данная работа соответствует первой фазе проводимого нами исследования по изучению антиаритмической активности ПНЖК. В исследование включены 10 больных (9 мужчин, 1 женщина), средний возраст 66±11 лет, с доказанной ИБС и показаниями к проведению хирургической реваскуляризации миокарда. Все пациенты ранее перенесли инфаркт миокарда в сроки от 3 мес до 19 лет (в среднем 56 мес). Характеристика больных представлена в табл. 1. Все пациенты дали письменное информированное согласие на участие в исследовании, которое было одобрено локальным этическим комитетом. Больные получали стандартную терапию β-адреноблокаторами (100%), нитратами (90%), ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента (90%), блокаторами кальциевых каналов (20%), антиагрегантами (100%), статинами (100%), петлевыми диуретиками (20%), спиронолактоном (10%). Забор крови для оценки омега-3-индекса эритроцитов осуществляли во время аортокоронарного шунтирования одновременно с биопсией ушка правого предсердия (интраоперационные срезы ушка правого предсердия в ходе канюлирования при подключении аппарата искусственного кровообращения). Уровень омега-3-ПНЖК в кардиомиоцитах, а также эритроцитах периферической крови оценивали методом газовой хроматографии. Определяли процентное содержание ЭПК и ДГК и их сумму — омега-3-индекс.
Всем больным в послеоперационном периоде дополнительно к стандартной терапии назначали препарат омакор (Omacor, «Abbott Healthcare Products»), каждая капсула которого массой 1 г содержит 840 мг этилового эфира ЭПК (46%) и ДГК (38%); общее содержание этиловых эфиров омега-3-ПНЖК >90%. Через 6 мес от начала приема препарата повторно оценивали в эритроцитах периферической крови процентное содержание ЭПК, ДГК, омега-3-индекс.
Статистическую обработку данных осуществляли с помощью программного пакета Statistica версии 5.5. С целью определения соответствия переменной нормальному распределению использовали критерий Колмогорова—Смирнова. Для нормального распределения данные представлены в виде среднего значения ± стандартное отклонение, в иных случаях указана медиана (25-й; 75-й перцентили) или процент от общего числа пациентов. Статистическую значимость различий оценивали с помощью дисперсионного анализа (ANOVA) и двустороннего t-критерия (для нормального распределения), в иных случаях сравнение и оценку значимости различий проводили с использованием непараметрических критериев Манна—Уитни и Вилкоксона. Корреляционные взаимосвязи исследовали с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Вероятность р<0,05 считали достаточной для вывода о статистической значимости различий.
Результаты
В эритроцитах величина омега-3-индекса составила 4,04% (3,41, 4,94); доля ЭПК — 1,27% (1,16, 1,92), доля ДГК — 2,8% (2,37, 3,15). В ткани сердца средний омега-3-индекс составил 4,0% (3,4, 4,7), доля ЭПК — 1,6% (1,3, 1,7), доля ДГК — 2,6% (2,0, 2,9) (табл. 2). Выявлена сильная корреляция между величиной омега-3-индекса (rs=0,976; p<0,0001), а также относительным содержанием ДГК (rs=0,939; p<0,0001) в эритроцитах и кардиомиоцитах (рис. 1, 2). Отличие омега-3-индекса эритроцитов и ткани сердца у каждого пациента было минимальным и колебалось от –0,31 до 0,62% (в среднем 0,20±0,24%). Процентное содержание ЭПК в кардиомиоцитах статистически значимо не отличалось от такового в эритроцитах, однако корреляции между их величинами не выявлено (rs= 0,164; p>0,1) (см. рис. 2).
Через 6 мес приема омакора отмечено статистически значимое увеличение омега-3-индекса, а также доли ЭПК и ДГК в эритроцитах. Омега-3-индекс вырос в среднем на 21,1% от исходного (16,8, 43,0) и составил 5,72% (4,76, 6,17; р<0,0001). Средний прирост ДГК составил 34,4% от исходного (25,4, 73,1), а прирост ЭПК — 36,5% от исходного (27,6, 77,3). При этом средний уровень ЭПК увеличился до 1,54% (1,25, 2,75; р<0,0001), а ДГК — до 3,54% (3,28, 4,63; р<0,0001) (табл. 3) (рис. 3).
Обсуждение
Результаты настоящего исследования, демонстрирующие соответствие омега-3-индекса эритроцитов и кардиомиоцитов, согласуются с результатами работы W. Harris и соавт. [13]. В то же время нами показано, что такое соответствие достигается прежде всего за счет ДГК. Отсутствие корреляции в содержании ЭПК в эритроцитах и кардиомиоцитах, с одной стороны, может быть объяснено некими особенностями метаболизма данной кислоты. С другой стороны, нельзя исключить, что выявлению закономерности препятствовала малая статистическая мощность нашего исследования.
Как известно, содержание омега-3-ПНЖК в организме тесно связано с характером питания, имеющего ярко выраженные национальные и географические особенности [3]. Нами впервые предпринято изучение омега-3-индекса в российской популяции. При этом показатель изучался у пациентов с тяжелыми формами ИБС, нуждающихся в хирургическом лечении. Важно отметить, что исходно ни у одного из наших пациентов омега-3-индекс не достигал «защитной концентрации». У 5 пациентов риск смерти от сердечно-сосудистых осложнений расценивался как средний (из них лишь у 2 омега-3-индекс превышал 5%), а у 5 — как высокий.
Показано, что назначение препаратов омега-3-ПНЖК позволяет увеличить омега-3-индекс эритроцитов [13—15], что коррелирует с ростом процентного содержания ЭПК и ДГК в мембранах кардиомиоцитов [13]. В нашем исследовании через 6 мес после начала приема омакора отмечено статистически значимое увеличение омега-3-индекса эритроцитов в среднем на 21% от исходного за счет роста доли как ДГК, так и ЭПК. При этом ни у одного из больных не выявлялся омега-3-индекс, соответствующий высокому риску смертельных сердечно-сосудистых осложнений. У одного из пациентов омега-3-индекс превысил 8% (низкий риск), у остальных 9 больных риск расценивался как средний (омега-3-индекс от 4,3 до 6,2%).
Настоящее исследование продемонстрировало, что коэффициент омега-3 —надежный маркер, отражающий содержание омега-3-ПНЖК в миокарде больных ИБС; кроме того, как показатель, отражающий вероятность возникновения сердечно-сосудистых осложнений, он является модифицируемым фактором риска.
Выводы
Омега-3-индекс эритроцитов отражает содержание омега-3-ПНЖК в биомембранах кардиомиоцитов у больных ИБС, что может быть использовано для оценки эффективности терапии препаратами омега-3-ПНЖК. Прием омакора в дозе 1 г/сут увеличивает процентное содержание омега-3-ПНЖК в эритроцитах, следовательно, увеличивается их содержание в миокарде у больных ИБС.