ЦЕЛЬ
Оценить роль синдрома старческой астении (ССА) в развитии осложнений и неблагоприятных исходов коронарного шунтирования (КШ) в раннем и отдаленном периодах наблюдения с учетом диагностического алгоритма, представленного в российских рекомендациях по старческой астении.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В исследование были включены 387 пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС), которые поступили в клинику для планового КШ. Для выявления преастении и ССА в исследовании был использован многоступенчатый алгоритм с применением опросника «Возраст не помеха», краткой батареи тестов физического функционирования и опросника «Мини-Ког». Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью пакета программ IBM SPSS Statistics 26.0.0. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ
С учетом данных, полученных в ходе применения многоступенчатого алгоритма диагностики старческой астении, распространенность «хрупкости» среди пациентов с ИБС составила 47%, при этом «прехрупких» пациентов оказалось в 3 раза меньше (15%). Значимо чаще пациенты с преастенией и старческой астенией имели в анамнезе артериальную гипертензию (p=0,001), факт курения (p=0,008) и ранее перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения (p=0,031). При изучении интра- и раннего послеоперационного периодов КШ в группах сравнения, полученных в ходе применения пошагового алгоритма диагностики преастении и ССА, не выявлено значимых различий в частоте осложнений и неблагоприятных исходов. Годовой этап не показал значимых различий по количеству конечных точек в сравниваемых группах. Однако количество летальных исходов в течение 1 года после КШ, обусловленных сердечно-сосудистой патологией, было значимо выше среди «хрупких» пациентов (2 (1,3%) — в группе пациентов без ССА, 3 (5,2%) — в группе пациентов с преастенией и 7 (3,8%) — в группе пациентов с ССА, p=0,041, ОШ 1,4, ДИ 95%, 1,2—2,2).
ВЫВОД
Наличие старческой астении является предиктором неблагоприятного прогноза для пациентов с ИБС, подвергающихся реваскуляризации миокарда, в раннем периоде наблюдения при первичном скрининге и в отдаленном периоде наблюдения, но с учетом многоступенчатого диагностического алгоритма, представленного в российских рекомендациях по старческой астении.