ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценка маркеров апоптоза тромбоцитов фосфатидилсерина и кальретикулина при антикоагулянтной терапии у пациентов с COVID-19.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведено проспективное исследование, в которое включены 370 пациентов. Больные были разделены на три группы в зависимости от назначенного антикоагулянта: 1-я группа (190 человек) — больные, получавшие низкомолекулярный гепарин (НМГ); 2-я группа (123 человека) — больные, принимавшие нефракционированный гепарин (НФГ); 3-я группа (57 человек) — пациенты, принимавшие прямые оральные антикоагулянты (ПОАК). Всем пациентам проводили оценку клинико-анамнестических данных, общих лабораторных показателей, специфических маркеров апоптоза фосфатидилсерина и кальретикулина. Для выявления случаев венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО) проводили ультразвуковое дуплексное сканирование вен нижних конечностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце антикоагулянтной терапии уровень кальретикулина и фосфатидилсерина был выше только у пациентов, принимавших НМГ (1-я группа). Концентрация С-реактивного белка (СРБ) снизилась во всех группах исследования (p=0,135), но значения ферритина и прокальцитонина были меньше у пациентов, принимавших НМГ (1-я группа). Среди показателей коагулограммы наблюдали наименьшую концентрацию фибриногена у пациентов, принимавших НМГ. При оценке частоты ВТЭО отмечено, что у пациентов, получавших НФГ, наблюдалась высокая частота изолированной тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) без источника в нижних конечностях (11,4% случаев), а также тромбоза глубоких вен и ТЭЛА с источником в нижних конечностях (6,5% и 6,5% случаев соответственно) в сравнении с пациентами, принимавшими НМГ (1,6%, 1,1% и 0,5% случаев соответственно).
ВЫВОД
Повышение уровней маркеров апоптоза (фосфатидилсерина и кальретикулина) обнаружено у пациентов, получавших профилактику ВТЭО низкомолекулярным гепарином. Повышение исходного уровня фосфатидилсерина выше 62,75 пг/мл снижает шансы ВТЭО в 1,033 раза (1,005—1,062, p=0,02). Снижение уровней провоспалительных маркеров (СРБ, ферритина) и коагуляционных маркеров (D-димера и фибриногена) наиболее выражено у пациентов, получавших НМГ.