Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Корейба К.А.

Кафедра общей хирургии Казанского государственного медицинского университета, Центр "Диабетическая стопа", Казань

Минабутдинов А.Р.

Кафедра общей хирургии Казанского государственного медицинского университета, Центр "Диабетическая стопа", Казань

Биопластические материалы на основе нативного коллагена I типа при лечении больных с синдромом диабетической стопы

Авторы:

Корейба К.А., Минабутдинов А.Р.

Подробнее об авторах

Просмотров: 516

Загрузок: 10


Как цитировать:

Корейба К.А., Минабутдинов А.Р. Биопластические материалы на основе нативного коллагена I типа при лечении больных с синдромом диабетической стопы. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2014;(10):83‑87.
Koreĭba KA, Minabutdinov AR. Bioplastic materials based on native type I collagen in the treatment of diabetic foot syndrome. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2014;(10):83‑87. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Трав­ма­ти­чес­кие пов­реж­де­ния ди­аф­раг­мы у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):64-68
Опыт кли­ни­чес­ко­го при­ме­не­ния флу­вок­са­ми­на для ле­че­ния ко­мор­бид­ной деп­рес­сии в дет­ском и под­рос­тко­вом воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(11-2):14-21
Сек­су­аль­ные дис­фун­кции на фо­не ан­ти­деп­рес­сив­ной те­ра­пии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(11-2):115-121
Псев­до­ту­мо­роз­ная фор­ма пер­вич­но­го вас­ку­ли­та цен­траль­ной нер­вной сис­те­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):141-147
При­ме­не­ние Мек­си­до­ла у па­ци­ен­тов с лег­ки­ми (уме­рен­ны­ми) ког­ни­тив­ны­ми на­ру­ше­ни­ями: ре­зуль­та­ты ме­та­ана­ли­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):82-88
Ус­пеш­ные ком­би­на­ции ле­карствен­ной и не­ле­карствен­ной те­ра­пии при бо­лях в ниж­ней час­ти спи­ны. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(1):57-67
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
Дол­гос­роч­ный ка­там­нез взрос­лых па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей с эпи­леп­ти­чес­ким ста­ту­сом или се­рий­ны­ми прис­ту­па­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):63-68
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность хо­ли­на аль­фос­це­ра­та в пре­вен­тив­ной те­ра­пии де­мен­ции у по­жи­лых па­ци­ен­тов с син­дро­мом мяг­ко­го ког­ни­тив­но­го сни­же­ния: ре­зуль­та­ты трех­лет­не­го прос­пек­тив­но­го срав­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):92-99
При­ме­не­ние сис­тем­ных глю­ко­кор­ти­ко­идов у гос­пи­та­ли­зи­ро­ван­ных па­ци­ен­тов с COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):75-80

Число больных с синдромом диабетической стопы с длительно незаживающими раневыми дефектами нижних конечностей постоянно увеличивается. Такие грозные осложнения сахарного диабета, как диабетическая нейропатия, диабетическая микро- и макроангиопатия, остеоартропатия, усложняют течение местного процесса и быстрее приводят к возникновению раневой кахексии и нарушению репаративно-пролиферативных реакций в течении раневого процесса.

Цель работы - анализ результатов использования способа закрытия раневого дефекта коллагеновыми имплантатами как альтернативы аутодермопластике свободным расщепленным лоскутом, из­учение эффективности комбинированного применения современных интерактивных перевязочных средств и биопластических материалов в комплексном лечении больных с синдромом диабетической стопы для улучшения качества местного лечения дефектов кожи и мягких тканей и уменьшения финансовых затрат на лечение таких больных.

Согласно данным государственного регистра, на 01.01.12 в России зарегистрировано 3,549 млн больных сахарным диабетом. На 01.01.13 число больных увеличилось на 233 тыс. и составило 3,782 млн человек. Согласно статистическим данным, у 25% больных сахарным диабетом развивается синдром диабетической стопы [1]. Анализируя данные Центра «Диабетическая стопа» Казани, можно с уверенностью сказать, что с ростом числа больных сахарным диабетом растет и удельный вес больных с трофическими нарушениями кожных покровов нижних конечностей. По нашим данным, в 2008 г. число больных с раневыми дефектами, соответствующими глубине поражения тканей W1, W2 (по классификации Wagner 1979 г.), составляло 35,8% общего числа госпитализированных с синдромом диабетической стопы, в 2010 г. - 48,9%, в 2013 г. - 53,1% (рис. 1).

Рисунок 1. Рост числа больных с поражением стоп по F. Wagner (1979 г.) за 2007-2013 гг., прошедших лечение в Центре «Диабетическая стопа» Казани.

При синдроме диабетической стопы вследствие аутосимпатэктомии (поражение немиелинизированных С-волокон симпатической нервной системы), макроангиопатии (атеросклероз с начальным поражением периферических отделов сосудистой системы, кальцифицирующий склероз Менкенберга и диффузный фиброз интимы), микроангиопатии с нарушением нутритивной функции капиллярного русла и межуточным отеком развивается фоновая ишемия тканей [3]. Нарушается взаимоотношение белковых фракций, а именно дезорганизация коллагена, имеющего исключительно важное значение в течении репаративно-пролиферативной фазы раневого процесса. Эти факторы извращают физиологическое течение раневого процесса, происходит хронизация язвенного дефекта и развитие раневой кахексии, что непременно приводит к нарушению обменных процессов в ране, длительному течению, снижению реактивности, отсутствию тенденции к самостоятельной эпителизации.

Одним из методов закрытия раневых дефектов является аутодермопластика свободным расщепленным лоскутом. Однако у больных с синдромом диабетической стопы применение этого метода лечения необоснованно по ряду причин. Результат закрытия раневого дефекта не всегда успешен и технически труден на определенных отделах стопы. Кроме того, на фоне диабетической полинейропатии, микро- и макроангиопатии запускаются патоморфологические механизмы и высок риск образования дополнительного хронического раневого дефекта в области взятия кожного лоскута.

Материал и методы

Под нашим наблюдением находились 70 больных (24 мужчины и 46 женщин). Средний их возраст составил 56,4±15,6 года. Язвенные дефекты располагались в различных анатомических областях нижних конечностей: на подошвенной и тыльной поверхности стоп, в межпальцевых промежутках, на внутренней или наружной поверхности нижней трети голени, в области послеоперационных ран стоп. Площадь язвенного дефекта в среднем составляла 38,5±26,3 см2. Глубина поражения тканей соответствовала W1, W2, W3 (по классификации Wagner 1979 г.) [8]. Контроль над течением раневого процесса осуществляли с учетом общих и местных клинических проявлений: общего состояния и самочувствия больных, интенсивности болевого синдрома, сроков очищения раны и появления грануляций, начала эпителизации, изменения скорости уменьшения раневого дефекта. Все пациенты получали идентичную общую терапию на фоне гипогликемических препаратов.

В качестве воздействия на местное течение раневого процесса и подготовки раневой поверхности к имплантации биоматериала мы применяли:

1) ультразвуковое гидрохирургическое очищение раны от девитализированных тканей (аппарат низкочастотного ультразвука «Sonoca 400») в первый день госпитализации; 2) сорбенты искусственного и природного происхождения и 3) препараты для химической некрэктомии при амбулаторной подготовке к имплантации биоматериала.

После очищения раневого дефекта от девитализированных тканей мы применяем коллагеновый биопластический материал Коллост для оптимизации закрытия дефектов кожи и мягких тканей [4]. Это биоматериал на основе коллагена I типа, полученный из кожи крупного рогатого скота, обработанной таким образом, что эпидерма, жировая клетчатка и все дермальные клетки удалены без нарушения коллагеновой матрицы, он лишен чужеродной антигенной структуры, что позволило создать неиммуногенный, инертный материал [2]. Для имплантации мы используем этот материал в виде 7% или 15% геля. Материал вводим в область дна и стенок раневого дефекта, а также в область паравульнарных тканей на выходе иглы. После имплантации биоматериала поверхность закрываем перевязочным материалом, используя гидроколлоидные повязки, позволяющие поддерживать влажную, физиологичную для раны, среду. Перевязки после имплантации проводим в среднем 1 раз в 3-5 дней, переходя к 10-12-м суткам на атравматические повязки в комбинации с покрытиями, cодержащими ионы Ag. Частоту перевязок регламентируем в зависимости от количества отделяемого из раны и реакции самой повязки. Больных переводим под амбулаторное наблюдение на 7-10-е сутки с момента имплантации биоматериала Коллост.

Результаты

Эпителизация раневого дефекта начиналась через 10,3±2,8 сут. Уже через 14-20 дней мы наблюдали гранулирующие раны без признаков воспаления или отторжения пластического материала. Регенерация в дальнейшем происходила путем образования собственных грануляционных тканей. Ни в одном наблюдении применения биоматериала Коллост нами не было отмечено гипертрофического рубцевания.

Применение биопластического материала на основе нативного коллагена I типа при лечении больных с синдромом диабетической стопы позволило сократить среднее количество койко-дней более чем на 20% (см. таблицу).

Отмечается закономерная динамика: с увеличением частоты применения в клинической практике биопластических материалов при закрытии длительно незаживающих раневых дефектов уменьшается число радикальных калечащих операций на нижних конечностях (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика соотношения уровня ампутации нижних конечностей и органосохраняющих операций (в %) в отделении гнойно-септической хирургии ГКБ №5 Казани (Центр «Диабетическая стопа» с 2011 г.).

Приводим клинические примеры.

Больной М., 46 лет. Диагноз: синдром диабетической стопы (W2). При поступлении имеется трофическая длительно незаживающая язва левой стопы (рис. 3, а).

Рисунок 3. Вид стопы больного М., 46 лет, при поступлении. Язвенный дефект на подошвенной поверхности левой стопы (а).
Диабетическая ангиопатия нижних конечностей. ХАН 3. Диабетическая нейропатия. Сахарный диабет 2-го типа, инсулинзависимый, субкомпенсированный, средней степени тяжести.

Проводилось введение биопластического материала Коллост (коллаген I типа) в виде 15% геля в область дна дефекта после удаления девитализированных тканей в области краев раневого дефекта (см. рис. 3, б).

Рисунок 3. Вид стопы больного М., 46 лет, при поступлении. Введение биопластического материала Коллост (коллаген I типа) в виде 15% геля (б).
На 32-е сутки после имплантации биоматериала в виде 15% геля и в виде мембраны на стопе визуализируется полная эпителизация дефекта (см. рис. 3, в).
Рисунок 3. Вид стопы больного М., 46 лет, при поступлении. Вид стопы на 32-е сутки после лечения (в).

Больной М., 42 лет. Диагноз: синдром диабетической стопы (W2). При поступлении имеются трофические язвы правой стопы (рис. 4, а).

Рисунок 4. Вид стопы больного М., 42 лет, при поступлении трофические язвы правой стопы (а).
Диабетическая ангиопатия. ХАН 3. Сахарный диабет 2-го типа, инсулинзависимый, субкомпенсированный, тяжелое течение. Состояние после ампутации III пальца правой стопы с резекцией дистальной головки III плюсневой кости. Диабетическая нейропатия. Диабетическая нефропатия. Диабетическая ретинопатия.

Проводилась имплантация материала Коллост (коллаген I типа) в виде 15% геля (см. рис. 4, б).

Рисунок 4. Вид стопы больного М., 42 лет, имплантация материала Коллост в виде геля 15% (б).
На 27-е сутки после комплексного лечения в Центре «Диабетическая стопа» и имплантации материала Коллост в виде геля 15%, наступила полная эпителизация дефекта (см. рис. 4, в).
Рисунок 4. Вид стопы больного М., 42 лет, вид стопы на 27-е сутки после комплексного лечения (в).

Таким образом, применение биопластических материалов у больных с синдромом диабетической стопы позволило: 1) не создавать для закрытия дефектов две раневые поверхности - донорскую и реципиентную, как при аутодермопластике свободным лоскутом, 2) стимулировать регенерацию ткани, с эпителизацией; 3) сократить сроки пребывания больного в стационаре и длительность лечения; 4) улучшить психоэмоциональное состояние пациентов. Методика может быть применена как в условиях стационара, так и амбулаторно.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.