Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Салатов Р.Н.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Минздрава РФ, Ростов-на-Дону

Ващенко Л.Н.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Минздрава РФ, Ростов-на-Дону

Кучкина Л.П.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Минздрава РФ, Ростов-на-Дону

Шатова Ю.С.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Минздрава РФ, Ростов-на-Дону

Лисутин А.Э.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Минздрава РФ, Ростов-на-Дону

Кечеджиева Э.Э.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Минздрава РФ, Ростов-на-Дону

Семилеткин О.М.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт Минздрава РФ, Ростов-на-Дону

Мастэктомия без дренирования раны при раке молочной железы

Авторы:

Салатов Р.Н., Ващенко Л.Н., Кучкина Л.П., Шатова Ю.С., Лисутин А.Э., Кечеджиева Э.Э., Семилеткин О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3633

Загрузок: 56


Как цитировать:

Салатов Р.Н., Ващенко Л.Н., Кучкина Л.П., Шатова Ю.С., Лисутин А.Э., Кечеджиева Э.Э., Семилеткин О.М. Мастэктомия без дренирования раны при раке молочной железы. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2014;(9):37‑40.
Salatov RN, Vashchenko LN, Kuchkina LP, Shatova YuS, Lisutin AE, Kechedzhieva EE, Semiletkin OM. Mastectomy without wound draining in case of mammary gland cancer. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2014;(9):37‑40. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Срав­ни­тель­ный ана­лиз гос­пи­таль­ных и от­да­лен­ных ре­зуль­та­тов па­ци­ен­тов с ос­трой дис­фун­кци­ей ко­ро­нар­ных шун­тов в за­ви­си­мос­ти от так­ти­ки ле­че­ния. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(1):50-57
Пан­кре­ато­ду­оде­наль­ная ре­зек­ция: ис­поль­зо­ва­ние мо­ди­фи­ци­ро­ван­но­го «двой­но­го» сцин­тиг­ра­фи­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния с целью оцен­ки мо­тор­но-эва­ку­атор­ной фун­кции же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):60-65
Ос­нов­ные при­чи­ны преж­дев­ре­мен­ной смер­тнос­ти при ожи­ре­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):52-57
Ла­па­рос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия ущем­лен­ных грыж пе­ред­ней брюш­ной стен­ки. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):32-38
Ана­лиз ос­лож­не­ний од­но­этап­ных и дву­хэ­тап­ных ре­конструк­ций мо­лоч­ной же­ле­зы в за­ви­си­мос­ти от спо­со­ба ре­конструк­ции и фак­то­ров рис­ка. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):16-21
Вза­имос­вязь меж­ду бе­ре­мен­нос­тью и рис­ком раз­ви­тия зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний жен­ской реп­ро­дук­тив­ной сис­те­мы. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):48-54
Расстройства сна и он­ко­ло­ги­чес­кие за­бо­ле­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):125-131
Па­то­ло­гия мо­лоч­ной же­ле­зы в прак­ти­ке ги­не­ко­ло­га де­тей и под­рос­тков (собствен­ные дан­ные). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):23-32
Зер­нис­то-кле­точ­ная опу­холь мо­лоч­ной же­ле­зы. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):48-50
Ком­би­ни­ро­ван­ная ораль­ная кон­тра­цеп­ция и мо­лоч­ная же­ле­за. Гра­ни ис­ти­ны. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):101-105

Введение

Распространенность рака молочной железы в России в 2012 г. составила 381,2 на 100 000 населения [3]. Одним из основных методов лечения этого заболевания является хирургический. За многие годы хирургический метод претерпевал изменения и модификации. Мастэктомия по Холстеду и модифицированная радикальная мастэктомия (РМЭ) по Пейти (Пейти-Дайсону) сопровождаются ограничением объема движений верхней конечности у больных. Наиболее распространенный вид операции - модифицированная РМЭ по Маддену (одномоментное удаление молочной железы, подлежащей фасции и клетчатки с лимфатическими узлами). Радикальные органосохраняющие операции заслуженно считают одним из стандартов лечения раннего рака молочной железы, однако они не всегда могут обеспечить эффективность, равную таковой при модифицированной РМЭ [5]. Противопоказаниями к этому виду операций являются локализация опухоли в центральной части молочной железы, местно-распространенная форма заболевания, небольшой размер молочной железы, отказ больной от сохранения маточной железы.

Таким образом, большая часть больных нуждаются в расширенной хирургической операции, такой как РМЭ в различных ее модификациях. Одним из частых осложнений РМЭ является лимфорея. Появление лимфореи более вероятно у больных пожилого возраста, с избыточной массой тела, сниженными регенераторными способностями тканей, обусловленными сопутствующими заболеваниями, а также у больных, которым перед операцией проведен курс лучевой терапии. Ввиду технических особенностей этой операции между кожным лоскутом и грудной стенкой в подмышечной области устанавливают вакуумную дренажную систему. В системе постоянно поддерживается отрицательное давление, которое способствует «прилипанию» мобилизованных кожных лоскутов и тем самым ускоряет заживление раны, снижая частоту инфекционных осложнений, некрозов краев раны, расхождения краев раны и образования серомы [6].

Существуют модификации дренирования раны после РМЭ. Один из вариантов модификации предусматривает установку ваккум-дренажа в подмышечную область перед ушиванием кожной раны и дополнительно два дренажа через контрапертуры верхнего и нижнего кожных лоскутов во внутреннем углу раны, которые фиксируют к коже узловыми швами [4]. В течение первых суток после операции производят непрерывное отмывание операционной раны.

При установке дренажной системы отрицательными моментами являются потребность в дополнительном оборудовании, сохраняются «ворота» для раневой инфекции. Наиболее часто такие осложнения могут наблюдаться у женщин с сопутствующими заболеваниями, сопровождающимися снижением регенераторно-репаративных процессов. Именно поэтому на протяжении многих лет предпринимаются попытки разработать бездренажные методики операций на молочной железе.

V. Srivastava и соавт. [12] проанализировали данные о формировании сером за последние два десятилетия и пришли к выводу, что использование различных видов дренажей не оказывает значительного влияния на этот процесс, а раннее удаление дренажа, наоборот, повышает частоту развития лимфореи. Результаты использования различных полимерных материалов для заполнения «мертвого пространства» либо применения различных технических модификаций ушивания подмышечной области с фиксацией кожных лоскутов не отличаются достоверностью [12]. Существует модифицированная РМЭ, заключающаяся в пластике подмышечно-подключично-подлопаточной области композитным мышечным трансплантатом без установки вакуумного дренажа [2].

Для профилактики сером рядом зарубежных авторов предложено использование адгезивных компонентов и сеалентов. Одним из таких материалов является фибриновый клей, распыляемый в область послеоперационной раны. L. Johnson и соавт. использовали фибриновый клей после РМЭ и показали уменьшение объема лимфореи [10], однако в ряде работ доказано, что применение фибринового клея в значительной степени снижает объем лимфореи и уменьшает период нахождения больных в стационаре, но не влияет на частоту образования сером [7-9].

Рядом авторов была показана эффективность применения фотополимерных биоматериалов для предотвращения развития сером после введения их в полость, образовавшуюся после подмышечной лимфаденэктомии [11]. P. Zawaneh и соавт. изучали возможность использования MPEG-pDHA-соеди­нения, состоящего из монометоксиполиэтилена гликоля и поликарбоната, для уменьшения объема выделяющейся лимфы у животных после мастэктомии [11].

Другим направлением профилактики лимфореи после мастэктомии являются локальные (хирургические) методы профилактики. С этой целью в РНИОИ в 1989 г. проф. А.К. Панковым был разработан метод[1], который прочно вошел в ежедневную клиническую практику [1]. В дальнейшем, с появлением новых шовных материалов и медицинской техники эта методика претерпела ряд изменений и продолжает активно применяться.

Цель исследования - анализ накопленного нами опыта РМЭ без дренирования раны в обеих модификациях.

Материал и методы

Проведен ретроспективный анализ результатов комплексного лечения 6994 больных с верифицированным раком молочной железы, которым выполнена РМЭ. Первую основную группу составили 3957 больных, находившихся на хирургическом лечении в РНИОИ в период с 1989 по 2008 г., которым была выполнена модифицированная РМЭ. Суть метода заключалась в том, что после удаления молочной железы единым блоком с лимфатическими коллекторами и клетчаткой с сохранением грудных мышц кожные лоскуты подшивали к грудной стенке, рану ушивали наглухо без установки дренажей [1].

Вторую основную группу составили 2037 больных, получавших хирургическое лечение в РНИОИ с 2009 по 2013 г. Усовершенствованная методика отличалась от предыдущей модификации следующим: после удаления молочной железы, лимфатических коллекторов и клетчатки единым блоком раневую поверхность и всю подмышечную область обрабатывали электрокоагулятором в режиме спрей-коагуляции. Кожные лоскуты плотно подшивали к грудной стенке отдельными швами в шахматном порядке, начиная от верхушки подмышечной области к ее основанию, формируя новую подмышечную ямку. Подкожную клетчатку верхнего и нижнего лоскутов сшивали непрерывным обвивным швом с фиксацией через 3-4 стежка к подлежащим мышцам, что обеспечивало полную герметизацию раны. Операционную рану ушивали наглухо с установкой подкожных резиновых выпускников, которые убирали на следующий день после операции.

Контрольную группу составили 1000 больных, которым выполняли стандартную РМЭ по Маддену с установкой дренажной системы. Характеристика больных представлена в таблице.

Возраст больных первой основной группы колебался от 34 до 78 лет (в среднем 54,2 года), второй основной группы - от 29 до 83 лет (в среднем 52,8 года), контрольной группы - от 26 до 77 лет (в среднем 53,6 года). Учитывая, что одним из факторов риска лимфореи является ожирение, мы оценивали ИМТ у больных основных и контрольной групп. Во всех группах встречались больные с выраженными сопутствующими заболеваниями, прогностически значимыми в отношении развития лимфореи.

В первой основной группе сахарный диабет 2-го типа в стадии компенсации и субкомпенсации встретился у 328 (8,3%) больных, во второй основной группе - у 155 (7,6%), в контрольной - у 181 (8,1%). Сахарный диабет 1-го типа встретился также во всех группах, но значительно реже, чем сахарный диабет 2-го типа: в первой основной группе - у 54 (1,4%) больных, во второй основной группе - у 45 (2,2%), в контрольной группе - у 19 (1,9%) больных. Таким образом, больные разных групп были сопоставимы по возрасту, степени распространенности процесса, индексу массы тела и сопутствующим заболеваниям.

Результаты

При оценке непосредственных результатов мы принимали во внимание частоту, выраженность и длительность лимфореи, а также среднюю продолжительность пребывания больных в стационаре. Как было указано, у больных основных групп послеоперационную рану дренировали только полосками из перчаточной резины, которые убирали на следующий день после операции. В дальнейшем скопление лимфы в объеме более 20 мл под лоскутами расценивали как лимфорею, жидкость эвакуировали шприцем с помощью пункции. В первой основной группе лимфорея в послеоперационном периоде была отмечена у 380 (9,6%) больных. Ее продолжительность составила в среднем 9,2 дня. Объем эвакуированной лимфы был от 30 до 400 мл и зависел от сроков послеоперационного периода, с течением времени он уменьшался. Средняя длительность пребывания больных первой основной группы в стационаре составила 13,4 дня. После выписки из стационара больные продолжали специальное лечение.

Во второй основной группе послеоперационный период осложнился лимфореей у 92 (4,5%) больных. В этой группе средняя продолжительность лимфореи сократилась по сравнению с первой группой и составила в среднем 4,3 дня. Скопившуюся жидкость также эвакуировали с помощью пункции, а грудную клетку бинтовали эластичным бинтом для создания компрессии. Объем эвакуированной лимфы варьировал от 30 до 180 мл и быстро уменьшался. Все это в сочетании с ушиванием кожных краев раны рассасывающимися шовными материалами способствовало значительному снижению средней длительности пребывания больной на койке, которая в этой группе составила 8,2 койко-дня. После выписки из стационара больные этой группы также получали специальное лечение.

В контрольной группе после мастэктомии по Маддену истечение лимфы по дренажу было у всех больных. У большинства из них дренаж удаляли после прекращения лимфореи в среднем через 7,6 сут после операции, однако у 331 (33,1%) больной сохранялась обильная лимфорея продолжительностью от 11 до 23 сут (в среднем 16,4 дня), что не позволяло удалить дренажную систему. Объем выделяемой жидкости достигал 580 мл и постепенно уменьшался с течением времени. Наличие таких больных привело к тому, что в контрольной группе средняя продолжительность госпитального периода составила 15,1 дня.

Проанализировав полученные данные, мы установили, что применение бездренажных методик при мастэктомии в обеих модификациях достоверно уменьшает частоту и выраженность лимфореи (р<0,05), а также является экономически выгодным, так как сокращает длительность пребывания больной в стационаре и связанные с этим затраты. Такой вид оперативного вмешательства не требует применения дорогостоящих дополнительных материалов (полимеры, клеи, гели) и дополнительного оборудования, что уменьшает финансовые затраты на лечение. Усовершенствование первоначальной методики дало еще более выраженный положительный результат (достоверное уменьшение частоты, выраженности, длительности лимфореи, сокращение среднего числа койко-дней) (р<0,05).

Таким образом, наш многолетний опыт применения бездренажных методик при радикальной маст­эктомии и данные ретроспективного анализа результатов лечения более 6000 оперированных больных свидетельствуют о несомненной эффективности метода и необходимости дальнейшего совершенствования хирургической профилактики лимфореи после операций на молочной железе.

[1] А.с. №1517163 «Способ ушивания раны при радикальной маст­эктомии» от 22.06.89.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.