Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Каплунов О.А.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Каплунов К.О.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Применение парнапарина натрия (флюксум) при профилактике тромбоэмболических осложнений после оперативного лечения переломов, сопряженных с большими рисками тромбообразования

Авторы:

Каплунов О.А., Каплунов К.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2214

Загрузок: 39


Как цитировать:

Каплунов О.А., Каплунов К.О. Применение парнапарина натрия (флюксум) при профилактике тромбоэмболических осложнений после оперативного лечения переломов, сопряженных с большими рисками тромбообразования. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2020;(10):73‑78.
Kaplunov OA, Kaplunov KO. The use of parnaparin sodium (Fluxum) in the prevention of thromboembolic complications after surgical treatment of fractures associated with high risks of thrombosis. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2020;(10):73‑78. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia202010173

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вы­бор оп­ти­маль­но­го ре­ше­ния в про­фи­лак­ти­ке ВТЭО у он­ко­хи­рур­ги­чес­ких па­ци­ен­тов со сни­жен­ной фун­кци­ей по­чек. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(1):119-126
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ан­ти­ко­агу­лян­тная те­ра­пия в аку­шерстве: про­то­кол и прак­ти­ка. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):47-53
Ус­пеш­ное хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние ра­ка единствен­ной поч­ки, ос­лож­нен­но­го опу­хо­ле­вым тром­бом ниж­ней по­лой ве­ны III уров­ня рас­простра­не­ния. Фле­бо­ло­гия. 2023;(3):137-143
Фак­то­ры рис­ка тром­бо­за глу­бо­ких вен вер­хних ко­неч­нос­тей пос­ле им­план­та­ции элек­тро­кар­ди­ос­ти­му­ля­то­ра. Фле­бо­ло­гия. 2023;(4):312-319
Эм­бо­ли­чес­кая ок­клю­зия ле­гоч­но­го ство­ла про­тя­жен­ны­ми фло­ти­ру­ющи­ми тром­ба­ми как на­ибо­лее тя­же­лое ве­ноз­ное тром­бо­эм­бо­ли­чес­кое ос­лож­не­ние. Фле­бо­ло­гия. 2024;(1):14-25

Введение

В настоящее время профилактике венозных тромбоэмболических осложнений (ВТО) в травматологической практике уделяется возрастающее внимание, что обусловлено рядом факторов, связанных как с ответом организма на травму, так и с некоторыми другими обстоятельствами [1, 2]. Так, наряду с постоянным ростом травматизма отмечается выявление все новых форм и видов наследственных и приобретенных тромбофилий различных сегментов гемостатического каскада. Вместе с тем на негативную статистику ВТО влияют такие факторы риска, как сниженная физическая активность, избыточное потребление углеводов и жиров, вредные привычки (никотинизм, алкоголизм и пр.), увеличение доли лиц старшего возраста, рост коморбидности. Эти и иные причины могут привести к повышению встречаемости сосудистых катастроф у больных с переломами костей конечностей [3].

В борьбе и профилактике с сосудистыми катастрофами применявшийся длительное время нефрагментированный гепарин в последние десятилетия уступил свои позиции низкомолекулярным гепаринам (НМГ) и новым пероральным антикоагулянтам (НОАК) [4—6]. Обоснованность таких перемен вытекает из большого числа исследований [7—9]. В ряде работ, касавшихся эффективности НМГ, было выявлено практически двукратное снижение количества ВТО после переломов костей бедра и голени [10]. Эти и другие работы послужили основанием для внедрения низкомолекулярных гепаринов в международные и национальные рекомендации на срок до 35 сут после операции [11].

Менее изучен опыт применения НОАК при переломах костей нижних конечностей, поскольку число клинических исследований по профилактике ВТО у этой когорты пациентов не велико [12]. Таким образом, вектор настоящего исследования направлен в сторону наиболее изученной группы препаратов — антикоагулянтов прямого действия, в частности эноксапарина натрия и парнапарина натрия. Выбор парнапарина натрия был обусловлен его лучшим профилем клинических эффективности и безопасности по данным сетевого метаанализа [13].

Цель исследования — сравнить эффективность и клиническую безопасность применения парнапарина натрия (флюксум) и эноксапарина натрия в качестве профилактики тромбообразования при лечении переломов костей нижних конечностей.

Материал и методы

Проведено обследование 75 пациентов в возрасте 30—69 лет, перенесших открытые и закрытые методики чрескостного компрессионного остеосинтеза (ЧКО) спицевым (спице-стержневым) аппаратом Илизарова по поводу переломов костей нижних конечностей, с оценкой способов профилактики ВТО. Среди пациентов преобладали мужчины в возрастном интервале 50—59 лет с косопоперечным характером излома (табл. 1). Исследование проводилось в соответствии с принципами Хельсинкской декларации, а также российскими нормативными актами [4].

Таблица 1. Общая характеристика пациентов (n=75)

Table 1. General characteristics of patients (n=75)

Локализация повреждения

Возраст, лет

Пол

Характеристика излома

Всего

30—39

40—49

50—59

60—69

муж.

жен.

косой

косо-поперечный

фрагментарный

Бедренная кость

4

7

14

10

20

15

9

20

6

35

Кости голени

5

10

8

2

15

10

6

11

8

25

Политравма (бедро+голень)

5

4

3

3

8

7

2

7

6

15

Всего

14

21

25

15

43

32

17

38

20

75

Критерии включения: пациенты с закрытыми косыми, косопоперечными и фрагментарными переломами бедренной/берцовых костей. При этом срок после травмы был ограничен 8—12 сут (повреждения, относящиеся к категории «свежих»).

Критерии невключения: возраст до 30 и старше 70 лет; хирургическое вмешательство на пораженном отделе конечности в течение 6 мес перед началом исследования; сопутствующий тяжелый остеоартрит коленного и/или тазобедренного суставов или других суставов, который мог помешать участию в исследовании; противопоказания к назначению изучаемых препаратов; беременность или лактация; открытые переломы (в силу их незначительного количества).

Весь пул пациентов был разделен на 2 группы: основную (проспективную) группу и группу сравнения (ретроспективную). Затем по характеру вмешательства обе группы были разделены на подгруппы: с бескровной либо открытой методикой репозиции. Такое деление основывалось на ожидаемых внутригрупповых различиях исходов лечения. Итоговый дизайн исследования приведен в табл. 2, при этом различия в группах и подгруппах оказались недостоверны (p>0,05).

Таблица 2. Характеристика групп по способу чрескостного компрессионного остеосинтеза

Table 2. Characteristics of groups by the method of transosseous compression osteosynthesis

Способ ЧКО

Контрольная (ретроспективная) группа пациентов

Основная группа пациентов

Всего

Открытый (ОКО)

12

14

26

Закрытый (ЗКО)

23

26

49

Всего

35

40

75

В основной группе наблюдения, в которую вошли 40 пациентов, в качестве антикоагулянта прямого действия использовали парнапарин натрия (флюксум). Алгоритм его введения согласно инструкции был привязан к срокам проведения операции. Так, при остеосинтезе в 1-е сутки госпитализации препарат назначали в профилактической дозе 0,4 мл (4250 анти-Xa МЕ), при этом вводили его не позднее чем за 12 ч до и через 12 ч после операции. В дальнейшем было рекомендовано его ежедневное введение подкожно в течение не менее 5 нед.

В контрольной группе, которую составили 35 пациентов, с целью профилактики венозных тромбоэмболических осложнений назначали эноксапарин натрия в виде одного из дженерических препаратов согласно инструкции производителя в дозе 0,4 мл (4000 анти-Xa МЕ) 1 раз в сутки. При проведении оперативного вмешательства по тем или иным причинам более чем через сутки после госпитализации НМГ назначали сразу после поступления. За 12 ч до вмешательства введение препарата прекращали, в послеоперационном периоде его назначение проводили аналогично указанной выше схеме антикоагулянтной терапии.

Парнапарин натрия (флюксум) как представитель антикоагулянтов с прямым механизмом действия, используемый в основной группе пациентов, был выбран неслучайно. Флюксум — низкомолекулярный гликозаминогликан с молекулярной массой от 4000 до 6000 Да, который получают в процессе деполимеризации гепарина. Парнапарин натрия не обладает проагрегантным тромбоцитарным действием. Фармакокинетика препарата линейная в интервале доз от 3200 до 12800 анти-Xa МЕ. После подкожного введения однократной дозы препарата максимальная анти-Xa-активность в плазме крови создается через 2—3 ч. Затем наблюдается снижение активности, которая, однако, через 12 ч после введения дозы все еще определяется. Следует отметить, что биодоступность парнапарина натрия, которую оценивают по анти-Xa МЕ-активности, близка к 100%.

Конечными точками работы были приняты два критерия: 1) величина интра- и периоперационной кровопотери, 2) совокупное количество осложнений, таких как: ревизии послеоперационной раны, связанные с кровотечением; раневая гематома, гепарин-индуцированная тромбоцитопения (ГИТ), а также наличие манифестных ВТО в форме клинически значимого тромбоза глубоких вен (ТГВ) и летальной/нелетальной тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА). Вследствие невозможности выполнения УЗИ сосудов оперированной конечности из-за наличия аппарата наружной фиксации клинический критерий диагностики ТГВ был принят ведущим.

Для оценки объема интраоперационной кровопотери в группах наблюдения при открытой репозиции отломков использовали известный способ взвешивания отработанного операционного материала. В послеоперационном периоде учитывали количество дренажного отделяемого и лабораторные показатели красной крови. Особое внимание уделялось разнице (дельта) количественных показателей гемоглобина до и на 2-е сутки после операции.

В случае бескровной методики репозиции и остеосинтеза в каждом из пулов пациентов проводилась косвенная оценка кровопотери после операции по реакции эритрона на вмешательство. Критерием критической потери согласно классификации ЕМА считали снижение гемоглобина 20 г/л и более. Такое снижение являлось показанием для ревизии операционной раны.

В качестве критериев профиля клинической безопасности тромбопрофилактики согласно общепринятым подходам рассматривали кровотечения любого характера в период стационарного лечения, обширную имбибицию краев, гематому и необходимость ревизии раны.

Во всех наблюдениях ЧКО проводили под спинальной анестезией. Наряду с тромбопрофилактикой для кровосбережения в обеих группах применяли физико-механические приемы (давящая повязка, лед), электрокаутеризацию при открытой репозиции, введение антифибринолитиков и гемостатиков.

Для описания количественных переменных были использованы методы описательной статистики с вычислением средних величин. Для проверки статистических гипотез в случае непрерывных данных применялись параметрические (t-тест Стьюдента) и непараметрические критерии. Для оценки различий между долями использовали Z-критерий.

Результаты

В ходе исследования клинически значимое ВТО в форме преходящего ТГВ голени в основной группе было отмечено у 1 (2,5%) из 40 пациентов, в то время как в группе сравнения — у 2 (5,7%) из 35 больных. Клинических признаков ТЭЛА в обеих группах больных не было зарегистрировано.

Объем интра- и периоперационной кровопотери в группах наблюдения представлен на рис. 1.

Рис. 1. Объем кровопотери в группах исследования (мл).

ОКО — открытый компрессионный остеосинтез; ЗКО — закрытый компрессионный остеосинтез.

Fig. 1. The volume of blood loss in the study groups (ml).

Как видно из диаграммы, существенных, статистически значимых отличий в изучаемых группах не отмечалось (p>0,05). Динамика уровня эритрона за первые 2 сут после операции продемонстрирована рис. 2. Как следует из диаграммы, снижение уровня гемоглобина в обеих группах оказалось статистически сопоставимым (p>0,05). Как и предполагалось, неизбежное падение значений этих показателей в подгруппах с открытой репозицией отломков было более выраженным, чем при бескровной репозиции — 17— 18% и 12% соответственно.

Рис. 2. Дифферентное количество гемоглобина за первые 2 сут послеоперационного наблюдения в группах исследования (г/л).

ОКО — открытый компрессионный остеосинтез; ЗКО — закрытый компрессионный остеосинтез.

Fig. 2. Different amounts of hemoglobin in the first 2 days of postoperative observation (g/l).

Несмотря на применение тромбопрофилактики, ни в одном случае не потребовалось проведения аллогемотрансфузии. Однако у одного больного контрольной группы, которому по поводу фрагментарного перелома на уровне с/-н/трети бедренной кости выполнили «кровавую» репозицию отломков и остеосинтез сегмента аппаратом, из-за значимого геморрагического отделяемого по дренажу были вынуждены прибегнуть к ревизии послеоперационной раны. При ее проведении конкретный источник кровотечения найден не был, в связи с чем было выдвинуто предположение о возможном отрицательном влиянии назначенного до и после операции НМГ (эноксапарин натрия в дженерической форме). Дополнительные инфузии свежезамороженной плазмы (210 мл) и транексамовой кислоты с дициноном в возрастно-весовой дозировке позволили ликвидировать кровопотерю.

В этой же когорте пациентов в одном наблюдении была отмечена ГИТ на 2-е сутки после открытого компрессионного ЧКО костей голени по поводу кососпирального оскольчатого перелома в верхней трети и проявилась упорным геморрагическим промоканием повязок, несмотря на попытки борьбы с кровопотерей (местно — лед, давящая повязка; парентерально — дицинон и транексамовая кислота). При исследовании анализа крови было констатировано существенное снижение тромбоцитов (233·109/л при поступлении, 89·109/л к концу вторых суток). Этот феномен был описан в литературе при применении нефрагментированного гепарина, однако он встречается также и при использовании в качестве тромбопрофилактического средства эноксапарина натрия, чаще в форме дженерика [3]. В нашем случае осложнение развилось на введение воспроизведенного препарата в стандартной дозировке. Назначение антикоагулянтов было отменено на сутки, затем, согласно инструкции производителя, был введен фондапаринукс натрия, что нормализовало функцию тромбоцитарного ростка.

Раневые гематомы были отмечены с одинаковой частотой — по одному пациенту в обеих группах.

Все осложнения послеоперациаоного периода были суммированы для проверки отличий по совокупной конечной точке (табл. 3).

Таблица 3. Осложнения послеоперационного периода у пациентов обеих групп

Table 3. Complications of the postoperative period

Осложнение

Группа парнапарина (n=40)

Группа контроля (n=35)

p

(Z-критерий)

абс.

%

абс.

%

ТГВ

1

2,5

2

5,7

>0,05

ТЭЛА

Ревизия операционной раны из-за высокого темпа дренажной эксфузии

1

2,9

>0,05

ГИТ

1

2,9

>0,05

Раневая гематома

1

2,5

1

2,9

>0,05

Всего

2

5,0

5

14,3

>0,05

При проверке совокупной критериальной точки в аспекте осложнений была выявлена тенденция к лучшему профилю эффективности и безопасности в группе парнапарина. Однако вследствие небольшого размера выборки различие не достигло статистической значимости (p>0,05).

Обсуждение

По итогам анализа полученных данных можно констатировать, что собственный опыт использования парнапарина натрия (флюксум) в качестве антикоагулянта прямого действия у больных с переломами костей нижних конечностей обнаружил сочетание его достаточной эффективности в аспекте тромбопрофилактики с приемлемым профилем клинической безопасности. Средний размер кровопотери, оцененной клинически при открытых методиках остеосинтеза и по косвенным данным — у больных с бескровными методиками, оказался сопоставимым с таковой при назначении воспроизводимой формы эноксапарина натрия. В то же время назначение последнего в одном (2,9%) наблюдении в группе сравнения привело к ревизии раны из-за значимой кровопотери, еще у одного больного той же подгруппы развился ГИТ. Эти весьма серьезные геморрагические осложнения в основной группе наблюдения не встречались. При этом обратные, по сути коагуляционные патологические процессы (тромботические), на фоне назначения сравниваемых препаратов также чаще встречались в контрольной группе, хотя отличия не достигали статистической значимости.

Важно отметить, что наряду с очевидным преимуществом парнапарина натрия перед аналогом по профилю клинической безопасности, препарат не провоцировал конфликта терапевтических усилий между мерами по кровосбережению с одной стороны и борьбой с ВТО — с другой.

Выводы

1. Подходы и методы профилактики ВТО при хирургическом лечении переломов костей нижних конечностей, несмотря на имеющиеся нормативные документы, сохраняют ряд дискутабельных позиций, в частности в аспекте систематизации и персонификации схем фармакологической агрессии.

2. Применение с этой целью препарата группы НМГ (флюксум) имеет тенденцию к превосходству по эффективности эноксапарина натрия и вместе с тем обнаруживает преимущества в плане клинической безопасности, исключая критичную послеоперационную кровопотерю и необходимость аллогемотрансфузий.

3. Выбор в качестве антикоагулянта парнапарина натрия у больных травматологического профиля при очевидном удобстве применения исключает конфликт терапевтических усилий по борьбе с кровопотерей и профилактике тромбозов.

4. Необходимы дальнейшие исследования рутинного использования указанного препарата с целью профилактики ВТО при лечении переломов различной локализации.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — О.А. Каплунов

Сбор и обработка материала — О.А. Каплунов

Статистическая обработка данных — О.А. Каплунов, К.О. Каплунов

Написание текста — К.О. Каплунов

Редактирование — О.А. Каплунов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.