Введение
Псориаз – хроническое рецидивирующее неинфекционное заболевание с волнообразным течением, имеющее значительную распространенность и неуклонный рост числа больных с системным характером клинических проявлений и торпидным течением болезни. Последние способны приводить к существенному снижению качества жизни в той же степени, что и другие тяжелые хронические заболевания, такие как депрессия, перенесенный инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, сердечная недостаточность и сахарный диабет 2-го типа [1, 2].
В зависимости от тяжести и локализации псориатических поражений, больные с псориазом могут испытывать значительный физический и/или психологический дискомфорт, трудности в социальной и профессиональной адаптации вплоть до инвалидизации. Психологический дистресс, возникший в результате кожного зуда и боли, может привести к развитию выраженной депрессии, тревожного состояния или социофобии, к значительной социальной изоляции и дезадаптации больного.
Многие исследователи рассматривают псориаз как иммунозависимый дерматоз, в патогенезе которого важную роль играют иммунологические нарушения [3]. Так, пролиферативная активность эпидермиса регулируется большим количеством как гуморальных факторов, так и клеточными элементами. Однако в последнее время основная роль отводится T-лимфоцитам [4] и фибробластам [5].
C. Griffiths показано, что большинство T-клеток в псориатических бляшках принадлежат к T-клеткам CD45RO+, которые мигрируют в кожу. Активация CD4+ T-лимфоцитов индуцирует ряд иммунологических реакций, в том числе активацию макрофагов. Последние синтезируют широкий спектр провоспалительных медиаторов и в первую очередь цитокинов, таких как фактор некроза опухолей-α (ФНО-α) и интерлейкин-1 (ИЛ-1). Известно, что цитокины представляют собой систему гомеостатической регуляции клеточных функций, осуществляющую взаимодействие между системой иммунитета и воспалением [6]. Так, ФНО-α запускает цитокиновый каскад, стимулируя синтез не только ИЛ-1, но и других провоспалительных медиаторов, значение которых в патогенезе псориаза установлено. Речь идет об ИЛ-2, ИЛ-6 [7], инсулиноподобном факторе роста, эпидермальном факторе роста [8] и факторе, стимулирующем макрофаги.
В настоящее время ФНО-α рассматривается как один из ключевых цитокинов в патогенезе псориаза [9]. Об этом свидетельствуют повышенный уровень выработки сывороточного ФНО-α циркулирующими лимфоцитами и макрофагами у больных псориазом по сравнению со здоровыми лицами [9, 10]. Уровень ФНО-α повышен не только в сыворотке крови больных псориазом, но и в псориатических бляшках и синовиальной оболочке при псориатическом артрите [4, 9–12].
Современная дерматология, располагая широким спектром лекарственных средств для лечения больных псориазом, позволяет проводить его индивидуально, с учетом выявленных патогенетических факторов и распространенности кожного процесса, характера высыпаний, стадии и типа заболевания, возраста и пола, локализации кожного процесса, наличия сопутствующей патологии, эффективности и переносимости предшествующей терапии.
В настоящее время методы патогенетической терапии направлены на устранение воспалительного процесса, подавление пролиферации и восстановление дифференцировки кератиноцитов. Наибольший интерес в этом аспекте представляют собой методы иммунокоррекции (прекращение или исправление дефектов в системе иммунитета) и иммуномодуляции (временное повышение или снижение тех или иных показателей иммунитета).
Различают препараты иммуномодулирующего характера как экзогенного (микробы, бактерии, грибы, растения), так и эндогенного (пептиды, цитокины) происхождения. Выделяют и третью группу препаратов — синтетические и химически чистые. Условно их разделяют на три подгруппы: аналоги препаратов микробного или животного происхождения; известные лечебные препараты, обладающие дополнительно иммунотропными свойствами; вещества, полученные в результате направленного химического синтеза.
Важным является вопрос о препаратах, относящихся к группе собственно иммуномодуляторов, которые по механизму своего действия относятся к иммуностимуляторам. Однако при аутоиммунных заболеваниях задача лечебного воздействия заключается в подавлении аутоиммунного процесса. С этой целью используются иммунодепрессанты: циклоспорин A, циклофосфан, глюкокортикоиды и другие, которые наряду с явными положительными эффектами вызывают ряд побочных явлений.
В связи с этим разработка и применение иммунотропных лекарственных препаратов, которые нормализуют иммунные процессы, не вызывая резкого подавления иммунной системы, являются одной из актуальных задач иммунофармакологии и иммунотерапии. Таким примером является ликопид — препарат с иммуномодулирующими свойствами, представляющий собой основную структурную единицу клеточной стенки бактерий. Обладая способностью воздействовать на основные популяции клеток иммунной системы (макрофаги, T- и B-лимфоциты) за счет специфических внутриклеточных рецепторов к глюкозаминилмурамилдипептиду, происходит модуляция секреторной активности макрофагов, проявляющаяся в подавлении синтеза провоспалительных цитокинов путем образования их антагонистов. По-видимому, это и обусловливает положительный терапевтический эффект при таком заболевании, как псориаз.
Целью данного исследования явилось изучение изменений уровней ИЛ-6 и ФНО-α в сыворотке крови больных осложненными и атипичными формами псориаза под влиянием иммуномодулятора ликопид.
Материал и методы
Исследование выполнено на базе Тульского областного кожно-венерологического диспансера и включало две группы: основную (n=25; 21 мужчина, 4 женщины), получавшую иммуномодулятор ликопид (по 10 мг 2 раза в сутки внутрь ежедневно за 30 мин до еды в течение 10 сут) в составе комплексной терапии и контрольную (n=27; 23 мужчины, 4 женщины), получавшую стандартную терапию. Все пациенты проходили стационарное лечение.
В клиническое и лабораторно-инструментальное обследование входило изучение анамнеза жизни и заболевания, общего и локального статуса, клинического и биохимического анализов крови, определение уровней ИЛ-6 и ФНО-α в сыворотке крови.
В исследовании участвовали дееспособные больные 17–60 лет с осложненными и атипичными формами заболевания, мужского и женского пола, проживающие в Тульской области. Каждый пациент получал подробную информацию об исследовании и давал информированное согласие на участие в нем.
Критериями исключения являлись наличие сопутствующей соматической патологии в стадии обострения (соматическое состояние оценивали врачи других специальностей), декомпенсированные формы сердечной и почечной недостаточности, онкологические заболевания, последнее лечение по поводу псориаза с применением иммунотропных лекарственных препаратов менее чем за 3 мес до начала данного исследования, развитие побочных эффектов на получаемую терапию, нарушение режима лечения, отягощенный аллергологический анамнез, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, беременность, проживание вне Тульской области, в том числе в Туле.
Параметры иммунного статуса (уровни ИЛ-6, ФНО-α в сыворотке периферической крови) изучали до и после лечения. Кровь у пациентов брали в стерильные пробирки с гепарином. Анализ осуществляли с помощью ELISA (“Immunotech”, Франция). Количественное определение в биологических образцах проводили с помощью твердофазного (сандвич-варианта) иммуноферментного анализа. Нормальные значения уровня ФНО-α — менее 8,21 пг/мл, ИЛ-6 — менее 4 пг/л.
Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы Statistica 6.0 встроенных функций электронных таблиц Exel 2007. Для обработки результатов использовали альтернативный метод вариационной статистики с вычислением средней выборочной (M), ошибки среднего (m), среднеквадратичного отклонения (σ), достигнутого уровня значимости (p) по таблице Стьюдента (t).
Результаты оценивали при минимальном допустимом уровне вероятности (95%), обычно используемом в медико-биологических исследованиях. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.
Результаты
Проанализирован цитокиновый статус пациентов, участвовавших в исследовании эффективности ликопида (табл. 1).
Исходные данные показателей сывороточных провоспалительных цитокинов у больных псориазом до лечения значительно превышали нормальные величины. Повышение концентрации сывороточных провоспалительных цитокинов может поддерживать воспалительный процесс при псориазе, что ведет к возникновению торпидных, трудно поддающихся лечению форм заболевания.
После комплексного лечения, включающего ликопид в сочетании с традиционной терапией, показатели сывороточных провоспалительных цитокинов значительно снизились (p≤0,05; табл. 2).
В группе ликопида наблюдалось значительное изменение сывороточного ФНО-α (p≤0,05).
У больных, получавших в составе комплексной терапии ликопид, уровень сывороточного ФНО-α в процессе лечения снизился в 1,5 раза (34,1%) (см. рисунок).
Таким образом, включение ликопида в комплексную терапию псориаза способствует снижению уровней сывороточных цитокинов.
Выводы
Уровни сывороточных ИЛ-6 и ФНО-α у больных атипичными и осложненными формами псориаза значительно превышают референтные значения.
Включение иммуномодулятора ликопид в комплексную терапию псориаза достоверно снижает содержание ИЛ-6 и ФНО-α, тем самым оказывая влияние на одно из основных звеньев патогенеза псориаза — выработку провоспалительных цитокинов.
Помимо лабораторной динамики, предлагаемый метод лечения характеризуется хорошей переносимостью и возможностью использования в амбулаторных условиях.