Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Хисматулина И.М.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Лисовская С.А.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России;
ФБУН «Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» Роспотребнадзора

Изучение противомикробной активности топических препаратов, применяемых при лечении папулопустулезных дерматозов лица

Авторы:

Хисматулина И.М., Лисовская С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1349

Загрузок: 5


Как цитировать:

Хисматулина И.М., Лисовская С.А. Изучение противомикробной активности топических препаратов, применяемых при лечении папулопустулезных дерматозов лица. Клиническая дерматология и венерология. 2023;22(2):181‑185.
Khismatulina IM, Faizullina EV. Antimicrobial activity of topical agents used in the treatment of papulopustular dermatoses of the face. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2023;22(2):181‑185. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202322021181

Рекомендуем статьи по данной теме:
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Ак­не у бе­ре­мен­ных. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):70-74
Ка­та­ме­ни­аль­ные дер­ма­то­зы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):84-91
Кор­ре­ля­ция меж­ду уров­ня­ми ФНО-α, ИЛ-1α и ИЛ-8 в плаз­ме кро­ви и тя­жес­тью ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):115-120
Кли­ни­чес­кий раз­бор па­ци­ен­тов с ак­не­по­доб­ны­ми дер­ма­то­за­ми. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):209-216
Оцен­ка ро­ли по­ли­мор­фных ва­ри­ан­тов ге­нов ли­пид­но­го об­ме­на в па­то­ге­не­зе ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(4):418-424
Изот­ре­ти­но­ин — ин­те­рес­ные слу­чаи в пов­сед­нев­ной прак­ти­ке: де­сять лет спус­тя. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(4):478-483
Ис­сле­до­ва­ние со­дер­жа­ния мар­ке­ров мик­ро­би­оты в цель­ной кро­ви и це­реб­рос­пи­наль­ной жид­кос­ти па­ци­ен­тов с раз­лич­ны­ми ти­па­ми те­че­ния рас­се­ян­но­го скле­ро­за и лиц с ра­ди­оло­ги­чес­ки изо­ли­ро­ван­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(7-2):96-102
Роль пи­ще­вой ал­лер­гии как про­во­ци­ру­юще­го фак­то­ра миг­ре­ни. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):56-61

Введение

В настоящее время микробиологические аспекты папулопустулезных дерматозов лица подвергаются пересмотру из-за меняющихся взаимоотношений между микроорганизмами, колонизирующими кожу, и человеком. Как правило, микробиоценоз кожи при акне характеризуется выраженными качественно-количественными нарушениями [1]. Известно, что в норме с участков кожи, характеризуемых повышенной жирностью, выделяются Propionibacterium spp., а также Staphylococcus hominis, Staphylococcus epidermidis, Malassezia spp. [2]. Традиционно считается, что микробный фактор патогенеза акне связан прежде всего с факультативным анаэробом Cutibacterium (Propionibacterium) acne. Этот липофильный условно-патогенный микроорганизм в норме поддерживает кислое значение pH кожного сала, предотвращая рост грамположительных патогенных бактерий (Staphylococcus aureus, Streptococcus pyogenes). При акне антигены C. acne выступают в роли триггера, инициирующего активацию экспрессии толл-подобных рецепторов, стимулирующего продукцию провоспалительных цитокинов (IL-1α, IL-1β, IL-6, IL-8, TNFα), что обусловливает хронический воспалительный процесс [3]. Часто у пациентов с акне выявляется не только высокая интенсивность микробного обсеменения кожи Cutibacterium (Propionibacterium) acnes (до 105 КОЕ/см), но и увеличение числа таксономических групп, видовое разнообразие, многочисленность штаммов с преобладанием симбиотически ассоциированных форм микроорганизмов. Например, в исследовании М.Б. Дрождиной и соавт. [4] показано, что микробиом кожи пациентов с акне значительно чаще представлен анаэробными бактериями (Cutibacterium acnes, Cutibacterium granulosum, Prevotella melaninogenica, Peptostreptococcus anaerobius) и факультативно-анаэробными кокками (бактериями рода Enterococcus) по сравнению с кожей интактных пациентов. Отмечен высокий уровень обсемененности кожи лица Staphylococcus spp. при акне. Так, в микробиологических и клинических исследованиях, проведенных Е.С. Снарской и соавт. [1], установлено, что преобладающим (36,5%) видом стафилококков являлся Staphylococcus aureus, что позволило отнести его к причинно-значимому виду при развитии воспалительных элементов акне. Помимо этого, у всех пациентов на коже встречались Cutibacterium (Propionibacterium) acnes. В исследовании А.Ю. Сергеева и соавт. [5] изучена стафилококковая фракция микробиома кожи у взрослых пациентов, установлено доминирование S. aureus, его существенная роль в патогенезе акне, выраженная устойчивость к ряду антибактериальных средств, применяемых в терапии дерматоза. В связи с вышеизложенным некоторые авторы считают, что микробными триггерами при акне помимо Cutibacterium (Propionibacterium) acnes могут быть другие представители микробиоты кожи лица (Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis, Propionibacterium granulosum, Propionibacterium avidum) [4—6].

Часто участниками микробных ассоциаций становятся бактерии и микроскопические грибы. Дрожжеподобные липофильные грибы Malassezia spp. являются типичными представителями нормофлоры на участках кожи, богатых сальными железами. Malassezia spp. под влиянием факторов экспосома могут являться триггерами для Toll-подобных рецепторов в коже, активирующими каскад воспалительных реакций, например при себорейном дерматите [3, 7].

Исследователи отмечают активный синергизм между Malassezia furfur, Candida albicans, Cutibacterium acnes, Staphylococcus spp. и энтеробактериями [8]. Изменение микробного пейзажа кожи больных разной степени тяжести имеет последовательный характер, проявляющийся на уровне микробиоценозов. Для M. furfur и C. acnes характерна высокая флористическая значимость на стадии возникновения заболевания. Значимость Staphylococcus spp. и Candida spp. увеличивается по мере усиления воспалительного процесса [7]. Изменение микробиоты кожи при акне является причиной тяжелых клинических ситуаций, обусловливающих возрастающие трудности в терапии данных пациентов. Так, в исследовании Е.В. Файзуллиной и соавт. [9] установлено, что микробиом кожи больных акне представлен смешанной микробиотой. Выявлено более тяжелое клиническое течение дерматоза, худший ответ на топическую терапию при наличии у 67,6% пациентов сопутствующей микотической флоры (преимущественно Malassezia furfur и Candida albicans). В работе О.А. Сидоренко и соавт. [10] выявлены особенности микробиоты кожи у пациенток с acne tarda в отношении трех микроорганизмов: Actinomyces viscosus, Clostridium difficile и Clostridium perfringens. Данные изменения не были характерны для пациентов с вульгарными акне с преобладанием C. acne, что свидетельствует о более глубоких нарушениях микробиоценоза при поздних акне.

Большое значение имеет и усиливающаяся антибиотикорезистентность C. acnes и других представителей микробиоты кожи лица к топическим противоугревым препаратам, содержащим антибиотики [11]. Это приводит к необходимости комбинированной противоугревой терапии с применением противомикробных препаратов с широким спектром действия [9, 12].

Одним из примеров сочетания наружного ретиноида и противомикробного препарата является зарегистрированный в России для лечения акне в 2020 г. гель Метрогил А. Комбинированный препарат для наружного применения содержит адапален, обладающий комедонолитическим, себостатическим и противовоспалительным действием, подавляющий метаболизм арахидоновой кислоты, АР-1-факторы и экспрессию Toll-подобных рецепторов 2-го типа, а также метронидазол — противомикробный препарат, активный в отношении простейших и анаэробов [13].

Цель исследования — тестирование гелей для наружного применения на эталонных и клинических штаммах бактерий и микроскопических грибов, часто выявляемых в микробиологических посевах от пациентов с акне.

Материал и методы

Оценку частоты встречаемости и видового разнообразия грибов у больных акне проводили путем ретроспективного анализа журналов учета микробиологических анализов в лаборатории микробиологии и микологии КНИИЭМ Роспотребнадзора за 2017—2022 гг. Так, наиболее распространенными микроорганизмами были Cutibacterium acnes, Staphylococcus aureus, энтеробактерии, а также Malassezia furfur и Candida albicans [9]. В качестве примера грамотрицательной микрофлоры взят штамм Klebsiella oxytoca; в связи со сложностью культивирования Malassezia furfur в исследование включены два вида дрожжевых грибов (Candida albicans и Rhodotorula mucilaginosa), которые относятся к различным таксономическим группам.

Тестируемые гели для наружного применения: адапален 0,1% + метронидазол 1% (1), адапален 0,1% (2), бензоил пероксид 2,5% + адапален 0,1% (3), адапален 0,1% + клиндамицин 1% (4).

Противомикробную активность промышленных гелей измеряли на тест-культурах: бактерии — Staphylococcus aureus, Cutibacterium acnes, Klebsiella oxytoca, микроскопические грибы — Candida albicans, Rhodotorula mucilaginosa.

Противомикробную активность веществ in vitro изучали методом диффузии в агар в соответствии с требованиями Фармакологического государственного комитета [14]. Для проведения испытания использовали по 50 мг гелей. Для приготовления бактериальной суспензии культуры микроорганизмов, выращенные на плотной питательной среде в течение 18—24 ч, смывали стерильным изотоническим раствором хлорида натрия. Бактериальную суспензию каждого микроорганизма доводили до мутности, соответствующей концентрации 1∙109 клеток/мл, что соответствует 3 единицам Макфарланда. Для приготовления суспензии микромицетов культуры дрожжевых грибов, выращенные на плотной питательной среде в течение 24 ч, смывали стерильным изотоническим раствором хлорида натрия. Суспензию грибов каждого вида доводили до мутности, соответствующей концентрации 1∙106 клеток/мл. На площадь поверхности плотной питательной среды (агар Мюллера—Хинтона, Сабуро) в чашке Петри наносили микробную/грибную взвесь в объеме 100 мкл и распределяли стерильным шпателем по всей площади. После высыхания микробной/грибной взвеси в лунки наносили исследуемые гели и отправляли на инкубацию при 30°C в течение 2 сут. По истечении указанного времени измеряли диаметры зон задержки роста.

Результаты

В ходе анализа противомикробной активности взятых образцов на тест-культурах получены результаты, представленные в таблице. Гель 1, содержащий адапален 0,1% + метронидазол 1%, оказывал бактериостатическое и фунгистатическое действие на все виды тестируемых микроорганизмов. Так, в отношении Cutibacterium acnes он проявлял умеренную активность. В отношении других видов микроорганизмов активность геля 1 колебалась в широких пределах (рисунок). Гель 2, содержащий адапален 0,1%, не проявлял антимикробную активность по отношению ко всем видам микроорганизмов. Гели, содержащие фиксированные комбинации адапалена 0,1% с метронидазолом 1% (1), адапалена 0,1% с бензоила пероксидом 2,5% (3), адапалена 0,1% с клиндамицином 1% (4), проявляли активность в отношении бактериальной группы микроорганизмов. Гель 4, в состав которого входит клиндамицина фосфат 1,0%, был активен только в отношении грамположительных бактерий Staphylococcus aureus и Cutibacterium acnes. Следует отметить, что фиксированная комбинация адапалена 0,1% с клиндамицином 1% не оказывала фунгицидного действия на дрожжевые грибы (Candida albicans и Rhodotorula mucilaginosa). Гель 3, в состав которого входит бензоила пероксид 2,5%, оказывал бактерицидное действие на Staphylococcus aureus и Klebsiella oxytoca, в отношении Cutibacterium acnes оказывал бактериостатическое действие и был неактивен по отношению к микромицетам.

Диаметр зон ингибирования роста тест-культур для изученных препаратов, мм (M±m)

Тест-культуры

Гели для наружного применения

Staphylococcus aureus

12,0±0,1

6,0±0,5

16±0,1

34±0,3

Cutibacterium acnes

16,0±0,2

0

0

23±0,1

Klebsiella oxytoca

7,0±0,1

0

12±0,2

0

Candida albicans

6,0±0,1

0

0

0

Rhodotorula mucilaginosa

6,0±0,1

0

0

0

Примечание. M±m — среднее арифметическое ± ошибка среднего значения при статистическом уровне значимости p<0,05.

Изучение противомикробной активности веществ in vitro методом диффузии в агар. Шифр образцов гелей для наружного применения.

1 — адапален 0,1% + метронидазол 1%; 2 — адапален 0,1%; 3 — бензоил пероксид 2,5% + адапален 0,1%; 4 — адапален 0,1% + клиндамицин 1%.

Метронидазол, действующее вещество геля 1, обеспечило препарату Метрогил А широкий спектр активности.

Преимущества геля 1, содержащего адапален 0,1% + метронидазол 1%, по сравнению с другими фиксированными комбинациями:

— антибактериальное действие широкого спектра по отношению как к грамположительной флоре (Cutibacterium acnes, Staphylococcus aureus), так и к грамотрицательным бактериям;

— подавление роста условно-патогенной грибковой микрофлоры;

— не содержит антибиотик, следовательно, не способствует развитию антибиотикорезистентности.

Заключение

При тестировании гелей для наружного применения на эталонных и клинических штаммах бактерий и микроскопических грибов, часто выявляемых в микробиологических посевах от пациентов с акне, обнаружено, что препарат Метрогил А in vitro обладает широким спектром противомикробной активности в отношении Cutibacterium acnes, Staphylococcus aureus, Klebsiella oxytoca, а также дрожжеподобных грибов Candida albicans и Rhodotorula mucilaginosa.

Благодарность: авторы выражают благодарность ООО «Юник Фармасьютикал Лабораториз» за содействие в написании статьи.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: И.М. Хисматулина, С.А. Лисовская

Сбор и обработка материала: С.А. Лисовская, И.М. Хисматулина

Статистическая обработка данных: С.А. Лисовская

Написание текста: С.А. Лисовская, И.М. Хисматулина

Редактирование: И.М. Хисматулина

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgements: the authors express their gratitude to Unique Pharmaceutical Laboratories LLC for their assistance in writing the article.

Authors’ contributions:

The concept and design of the study: I.M. Khismatulina, S.A. Lisovskaya

Collecting and interpreting the data: S.A. Lisovskaya, I.M. Khismatulina,

Statistical analysis: S.A. Lisovskaya

Drafting the manuscript: S.A. Lisovskaya, I.M. Khismatulina

Revising the manuscript: I.M. Khismatulina

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.