Этапы создания и организации программы профилактики неинфекционных заболеваний в регионе (рис. 1)
Начальный этап предполагает проведение анализа исходной ситуации в регионе — распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний (НИЗ). Изучение распространенности основных факторов риска (артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, привычек питания, избыточной массы тела, злоупотребления алкоголем, гиперхолестеринемии) позволит оценить исходную ситуацию, а в дальнейшем — результаты вмешательства.
Рекомендуется провести анализ смертности по полу и возрасту (общей и от основных НИЗ, за определенное количество лет, не менее последних 5 лет); потребностей в профилактических мероприятиях среди различных групп населения, административных структур и условий их осуществления.
Для анализа ситуации следует использовать данные обследований населения, если таковые имеются; данные официальной статистики Госкомстата: показатели питания, продажи табачных изделий, продажи алкогольных напитков.
Необходимым этапом работы также является маркетинг и лоббирование профилактики НИЗ. Разработка и реализация программы требует обсуждения имеющейся ситуации и пропаганды действий по ее изменению не только на административном уровне, но и среди других лиц, принимающих решения, и среди общественности. Должны быть определены каналы, службы и методы воздействия на разные социальные группы.
Следующий этап — это достижение согласия по необходимым действиям на административном уровне, формирование межсекторального сотрудничества для разработки программы, разработка программы и выбор приоритетных проектов согласно полученным данным. Когда на уровне администрации региона достигнуто согласие о необходимости разработки и реализации программы профилактики НИЗ, следует наладить межсекторальное сотрудничество. Должны быть сформированы рабочие группы, которые будут разрабатывать соответствующие проекты комплексной программы НИЗ, и должен быть определен координатор программы, ответственный за исполнение поставленных задач и выполнение намеченных в программе мероприятий. Поскольку невозможно охватить профилактическим вмешательством одновременно все факторы риска, то рекомендуется сделать выбор приоритетных проектов, которые необходимо сразу включить в программу профилактики НИЗ. Научные данные и опыт предыдущей работы в регионах свидетельствуют о том, что целесообразнее развивать следующие проекты: профилактика и контроль артериальной гипертонии, борьба с курением, нерациональным питанием, избыточным потреблением алкоголя. Однако это не исключает возможности разработки программ и по другим факторам риска (борьба с низкой физической активностью, ожирением и др.).
Утверждение программы на административном и законодательном уровнях.Создание координационного совета. Этот этап необходим для организационного оформления и финансирования региональной программы профилактики. Исполнительная и законодательная власть субъекта РФ должна принять решение о разработке и внедрении программы профилактики НИЗ. Это решение должно предусмотреть финансовое, кадровое и техническое обеспечение проводимой программы. Также следует создать координационный совет исполнения программы, обеспечивающий межсекторальное сотрудничество. Такой совет должен возглавлять представитель администрации (заместитель главы администрации), ответственный за социальную работу, способный решать административные и финансовые вопросы программы.
Подготовка плана действий. Для достижения поставленных целей и задач необходимо разработать план, который должен быть оформлен в виде приложения к утвержденной программе. В плане следует определить:
— основные составные части программы — проекты;
— группы населения, на которые будет направлено вмешательство;
— сроки проведения программы с определением долгосрочных, среднесрочных и ближайших задач и пути их реализации;
— необходимые ресурсы (технические, кадровые, финансовые);
— ответственные исполнители каждого направления программы;
— методы оценки программы по промежуточным и конечным результатам (см. каждый раздел по профилактике факторов риска).
Координация, динамическое наблюдение по осуществлению программы. В процессе реализации программы необходимо постоянно контролировать ее развитие и продвижение (см. разделы рекомендаций ниже).
Представленные этапы могут варьировать в зависимости от степени готовности региона к реализации профилактической программы НИЗ. Как показывает опыт работы, в одних регионах для начала формирования межсекторального сотрудничества достаточно согласия администрации, в других регионах межсекторальное сотрудничество формируется только после законодательного утверждения программы.
Отслеживание эффекта профилактики НИЗ в регионе
Проводя профилактику, следует ориентироваться на снижение заболеваемости и смертности от НИЗ. Но необходимо учитывать два научно установленных положения. Во-первых, снижение заболеваемости и смертности в программе профилактики НИЗ может быть достоверно установлено не ранее чем через 5—10 лет от начала программы. Во-вторых, если будет достигнуто снижение распространения факторов риска среди населения, то за этим неизбежно последует снижение заболеваемости и смертности от НИЗ.
В связи с этим основным и достаточным методом отслеживания результативности проводимой профилактической программы является наблюдение за распространенностью факторов риска среди населения, которое должно осуществляться исследованием случайных выборок населения раз в год или в два года.
Информацию о том, как проводить такое исследование (стандартные опросники, критерии оценки показателей, таблицы для анализа данных, формирование случайных выборок, материалы для обучения персонала, формат отчета по исследованию) можно получить на сайте CINDI Россия (http://cindi.gnicpm.ru/risk-factors.htm). Желательно также использовать данные Госкомстата и проводимых эпидемиологических исследований, если последние имеются. Необходимо, конечно, следить и за смертностью, но не следует ожидать быстрых результатов ее изменения.
Курение
Одним из наиболее значимых факторов риска, влияющих на развитие сердечно-сосудистых (ССЗ) и других неинфекционных заболеваний, является курение. Доказана также пагубная роль пассивного курения (вдыхания табачного дыма из окружающей среды некурящими людьми).
Реализация системы мер по борьбе с курением в России в социальном плане не является узкой задачей. Это вопрос развития в обществе новых ценностей, нового отношения к собственному здоровью, поэтому подходы к решению данной задачи не могут быть традиционными — чисто административными. Для того чтобы сделать некурение социальной нормой, требуется мобилизация всего общества, ориентация населения на повышение качества собственной жизни, что определяет необходимость в многосекторальном, многодисциплинарном и межведомственном партнерстве.
Для снижения распространенности курения необходимы комплексные подходы, направленные как на первичную профилактику курения (на предотвращение начала курения), так и на помощь в отказе от курения.
Подходы по контролю курения могут быть ориентированы как на все население (популяционный уровень), так и на индивидуальную работу с курящими.
Популяционный подход предполагает:
— административно-законодательные меры и экономические подходы с использованием поощрения или, наоборот, штрафов;
— образовательные подходы, включающие образование населения через СМИ и медицинских работников;
— популяционные программы, позволяющие отказаться от курения большому количеству курящих, осуществляемые через СМИ.
Индивидуальный подход включает консультирование врачами и специалистами, занимающимися отказом от курения, назначение медикаментозной терапии, психологическую помощь.
Популяционные подходы
Административно-законодательные и экономические меры. Перед регионами поставлена задача исполнения федеральных законов о борьбе с курением: Закона об ограничении курения табака, Закона о рекламе (в части ограничения рекламы табачных изделий). В 2008 г. Россия присоединилась к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). РКБТ является нормативно-правовой базой и моральной поддержкой для выработки на уровне субъектов РФ собственной региональной программы по борьбе с курением, что и рекомендуется сделать. Основными направлениями реализации РКБТ в регионе являются:
— запрет курения в общественных местах и на рабочих местах;
— запрет рекламы и продвижения табачной продукции, включая спонсорство табачными кампаниями спортивных и других массовых мероприятий, т.е. косвенной, скрытой рекламы;
— предотвращение продажи табачной продукции подросткам;
— налоговая и ценообразовательная политика и другие экономические меры, не поддерживающие производство и продажу табака.
Образовательные подходы. Образование населения заключается в разъяснении вреда здоровью, наносимого курением. На популяционном уровне оно осуществляется через СМИ, телевидение, Интернет, газеты, журналы. Значительный вклад при этом вносят медицинские структуры профилактической направленности — ЦМП, центры здоровья, которые могут предоставлять квалифицированную информацию представителям СМИ. Журналисты, работающие по этой теме, должны быть также подготовлены в области профилактики НИЗ. Через СМИ можно охватить ту часть населения, которая негативно относится ко всем профилактическим вмешательствам и при использовании других стратегий является недоступной.
Для изменения привычки наряду с информированием и образованием населения через СМИ необходимо предложить курящим определенные действия для отказа от курения; этому могут способствовать популяционные программы.
Популяционные программы. Популяционные программы охватывают значительную часть населения, позволяют эффективно информировать его о вопросах здоровья и добиваться большого количества людей, отказавшихся от курения. Кроме того, по сравнению с клиническими методами они значительно дешевле, а следовательно, более осуществимы.
Примером такого подхода служит антитабачная кампания «Брось курить и выиграй!», которая проводится в России и на международном уровне с 1992 г. и которая может быть рекомендована всем регионам. Эффективность этой кампании доказана: долгосрочный отказ от курения (на 1 год) среди участвующих составляет в среднем 15%. Эта массовая кампания проводится для всех курящих, желающих отказаться от курения, в соревновательной форме, в течение 1 месяца. Помимо желания отказаться от курения, мотивацией к участию в кампании является возможность выиграть приз. Организаторами/координаторами кампании могут являться административные структуры системы здравоохранения, а также общественные организации. Любой курящий, который хочет отказаться от курения, должен заполнить регистрационную форму и передать ее в координационный центр. При проведении такой программы успешно используется Интернет. Целесообразно создание сайта, на котором посетители могут регистрироваться самостоятельно и получать консультацию по всем вопросам, в том числе и по отказу от курения. На протяжении всего периода проведения кампании на сайте размещается информация по опыту отказа от курения. По окончании кампании формируется случайная выборка из числа участников, проводится их тестовое обследование и розыгрыш призов. Подобные акции могут проводиться ежегодно или один раз в 6 месяцев. Более подробную информацию по технологии проведения кампании можно получить на сайте http://cindi.gnicpm.ru/smoking.htm.
По аналогичному дизайну проводятся кампании на рабочих местах (например, «Некурящий цех»), где целевой группой вмешательства являются сотрудники предприятия.
Среди подростковой популяции эффективна кампания «Некурящий класс», которая проводится в соревновательной форме между отдельными классами в течение 6 мес или более. Такая акция может проводиться в 7—8-х классах. Класс, решивший принять участие в соревновании, заполняет заявку, и каждый учащийся подписывает обязательство не курить. Обязательство подписывается также родителями. Куратор акции поддерживает учащихся в соревновании, помогает контактировать с организационным комитетом. В конце каждого месяца подводятся итоги. Класс остается участвующим в кампании до тех пор, пока не курят 90% учащихся. Классы, дошедшие до конца соревнования, участвуют в лотерее, в которой разыгрываются ценные призы.
Индивидуально-групповой подход
К этим методам следует относить консультирование врачами, в том числе и с назначением медикаментозной терапии, консультации психологов, как индивидуальные, так и групповые. Проводить эти мероприятия можно в различных лечебно-профилактических учреждениях, а также в центрах здоровья.
Поскольку врач ограничен временем приема, консультирование должно сводиться к краткому совету бросить курить и передаче буклета пациенту о том, как это сделать. При наличии в структуре ЛПУ кабинета медицинской профилактики или центра здоровья врач может направить туда пациента для более подробного консультирования.
Медикаментозная терапия — это в первую очередь никотинзаместительная терапия (НЗТ), которая заключается в том, что никотин, содержащийся в препарате, снимает симптомы никотиновой зависимости, чаще всего являющиеся причиной возврата к курению. Никотинзамещающие препараты имеются в нескольких формах (жевательная резинка, накожные пластыри, спрей для носа, таблетки, ингалятор, таблетки под язык). НЗТ удваивает шансы отказа от курения, если параллельно проводится консультация врача или специалиста-психолога.
Оценка эффективности программы
Распространение курения среди населения региона необходимо отслеживать, периодически изучая случайные выборки населения один раз в 1—2 года. (Подробное описание на сайте http://cindi.gnicpm.ru; раздел «Мониторинг факторов риска».)
Артериальная гипертония (АГ)
Распространенность АГ в России среди мужчин и женщин старше 30 лет составляет 30—40%. Среди факторов риска АГ занимает первое место по силе влияния на развитие инфаркта миокарда, инсульта и смерти. В возникновении и контроле АГ в первую очередь играют роль поведенческие факторы риска — ожирение, избыточное потребление поваренной соли, злоупотребление алкоголем, низкая физическая активность.
Целью профилактических мер в программе борьбы с АГ среди населения является снижение распространенности АГ, т.е. снижение доли лиц со значениями АД 140/90 мм рт.ст. и выше, что ведет к уменьшению частоты инфаркта, инсульта и смертности. Такое снижение может быть достигнуто только работой на двух уровнях: популяционном (направленном на все население) и индивидуально-групповом.
Популяционный уровень
Работа, направленная на все население, требует следующих шагов:
— принятие решения исполнительной и законодательной властью о создании межсекторальной программы контроля АГ;
— создание межсекторальной рабочей группы;
— эффективное вовлечение среднего медицинского персонала в проведение программы;
— обучение медицинских и немедицинских работников для работы в программе контроля и профилактики АГ;
— организация массовых кампаний по профилактике АГ.
Решение о разработке и внедрении программы контроля АГ должна принимать исполнительная и законодательная власть субъекта РФ. Эти решения должны предусмотреть финансовое, кадровое участие, а также участие общества в проведении программы в субъекте РФ.
Для организации профилактической работы при координационном совете всей программы профилактики НИЗ рекомендуется создать рабочую группу, которая будет решать вопросы развития программы и осуществлять тесное взаимодействие с немедицинскими структурами (например, СМИ, системой образования), осуществлять разработку системы мер, направленных на кадровое и ресурсное обеспечение.
Руководить такой группой должен координатор. В состав рабочей группы следует включить представителей всех заинтересованных структур: системы здравоохранения (департамент/министерство здравоохранения правительства региона, ЦМП, ЛПУ и др.), органов исполнительной и законодательной власти, СМИ, физкультурно-оздоровительных учреждений, организаций общественного питания (особенно на предприятиях), органов образования и др.
Рабочей группе необходимо разработать план (на текущий год, на ближайшие 5 лет) с описанием мероприятий.
Система здравоохранения должна постоянно контролировать реализацию программы. Медицинской службе следует организовать обучение профилактике АГ для медицинских работников — врачей, фельдшеров, медицинских сестер, наладить систему выявления и регистрации лиц с АГ, внедрить систему научно обоснованной медикаментозной и немедикаментозной профилактики АГ в поликлинике, на ФАП.
В отечественной практике контроля АГ, к сожалению, не так активно задействуется средний медицинский персонал. Однако фельдшеры и медсестры могут и должны:
— активно выявлять лиц с АГ;
— фиксировать уровни АД в соответствующей документации;
— проводить профилактику факторов риска АГ среди лиц с нормальным давлением при любом обращении в поликлинику, центр здоровья, здравпункт;
— осуществлять тесное взаимодействие с врачами для усиления контроля АГ у лиц, находящихся на медикаментозном и немедикаментозном лечении.
Обученный средний медицинский персонал может самостоятельно контролировать лиц с АГ, лиц с АД в пределах 140—179 мм рт.ст. (САД) и 90—104 мм рт.ст. (ДАД) без сопутствующих заболеваний и осложнений.
СМИ должны заниматься подготовкой и регулярной публикацией материалов о ходе развития программы, о профилактике поведенческих факторов риска АГ, создавать и распространять рекламные материалы по профилактике АГ.
В системе общественного питания, на предприятиях рекомендуется организовать питание со сниженным содержанием соли и жира, увеличением в меню блюд из овощей и фруктов.
Физкультурно-оздоровительным центрам и аналогичным структурам необходимо:
— организовать занятия для лиц с АГ для повышения физической активности и снижения избыточной массы тела;
— заниматься организацией массовых мероприятий совместно с ЦМП по профилактике низкой физической активности;
— организовать программы повышения физической активности на рабочем месте (пропаганда ходьбы в здании — подъем по лестнице пешком вместо использования лифта, прогулки во время обеда и другие возможные способы увеличения ежедневной регулярной физической активности).
Обучение медицинских и немедицинских работников необходимо для работы в программе контроля и профилактики АГ. Основным условием успешности контроля АГ является достижение целевого уровня АД (ниже 140 и 90 мм рт.ст.). В настоящее время такой уровень при лечении АГ в нашей стране достигается лишь у 10—20% пациентов. При правильной организации программы эффективность лечения — достижение целевого уровня — должна быть около 60% и выше среди всех лиц с зарегистрированной АГ. К таким результатам следует стремиться и по ним следует оценивать результат программы контроля АГ. Это приведет к снижению распространенности АГ среди населения.
Примером такого снижения является муниципальная программа профилактики АГ в городе Питкяранта (Карелия), которая путем кропотливой работы показала возможность снижения распространенности АГ среди населения за 10 лет на 10%, что является потенциалом снижения количества инсультов и инфарктов в этом городе.
Необходимо организовывать краткосрочные курсы, которые позволят повысить эффективность лечения. Курсы должны включать следующие разделы:
— введение в теорию факторов риска НИЗ (АГ, курения, алкоголя, низкой физической активности, ожирения);
— обзор опыта отечественных и зарубежных профилактических программ;
— основы популяционного подхода к укреплению здоровья: массовые кампании, акции, работа с СМИ и т.д.;
— методы немедикаментозной профилактики АГ;
— медикаментозное лечение.
Содержание курса должно быть сформировано в соответствии с целевой аудиторией (врачи, средний медицинский персонал, немедицинские работники).
Следует использовать дистанционное обучение через Интернет. Рекомендуется воспользоваться материалами с сайтов: http://cindi.gnicpm.ru (раздел «Профессиональное образование»); http://www.cardiosite.ru/medical/recom-artgip03.asp.
Основная нагрузка по организации массовых мероприятий и кампаний, ведущих к снижению АГ, ложится на ЦМП и подразумевает активную работу со СМИ (проведение круглых столов с видными деятелями на ТВ, подготовка научно обоснованных материалов по профилактике АГ для печати и роликов для телевидения, осуществление постоянного контроля за частотой подачи информации в СМИ для населения). ЛПУ, центры здоровья должны быть обеспечены достаточным количеством памяток и буклетов для населения по профилактике факторов риска АГ.
ЦМП должен организовывать и проводить широкомасштабные кампании, направленные на профилактику АГ, — «День здорового сердца», «Знаешь ли ты свое давление?» — на улицах, в универмагах с измерением давления всем желающим и выдачей необходимых рекомендаций всем лицам, имеющим факторы риска АГ. Для проведения таких кампаний следует привлекать обученных волонтеров, которые будут способны правильно измерить давление и дать необходимые рекомендации по профилактике факторов риска АГ.
Индивидуально-групповой уровень
Адекватное лечение позволяет снизить у лиц с АГ риск инсульта, инфаркта миокарда и сердечной недостаточности, поэтому основная задача работы на индивидуально-групповом уровне — используя принцип непрерывности лечения, достичь нормализации уровня АД у пациентов с АГ. Лечение АГ должно быть направлено на раннее выявление заболевания, предупреждение прогрессирования и развития осложнений, в том числе инсульта, инфаркта миокарда и сердечной недостаточности.
Выявление лиц с АГ и факторами риска ССЗ может проводиться по обращаемости — всем пациентам независимо от причины обращения в поликлинику, центр здоровья, медико-санитарную часть измеряется и регистрируется АД. Другой способ выявления — массовые целевые осмотры населения.
Организация динамического наблюдения за пациентами с АГ должна осуществляться при тесном сотрудничестве врача и медицинской сестры (фельдшера), которые должны работать как единая бригада. Динамическое наблюдение должно проводиться в соответствии с рекомендациями ВНОК; часть функций может быть передана прошедшим курс обучения по профилактике АГ фельдшеру или медицинской сестре.
При назначении медикаментозного лечения необходимо запланировать визит к врачу в течение следующих 4 недель для оценки эффективности лечения. В ФАП осуществлять еженедельный контроль за уровнем АД у пациента может прошедший курс обучения фельдшер.
При достижении целевого уровня АД на фоне проводимого лечения последующий контроль может осуществляться один раз в 3 мес у больных с высоким и очень высоким рисками и один раз в 6 мес у пациентов со средним и низким рисками.
Активное привлечение пациентов в школы АГ, профилактики факторов риска НИЗ также позволит воздействовать на факторы риска АГ.
Рекомендации по медикаментозному лечению представлены на сайте ВНОК.
Оценка эффективности программы
Наиболее достоверную оценку эффективности программы можно провести, изучая распространенность АГ на случайной выборке населения, которое включено в программу борьбы с АГ. Информацию о том, как правильно организовать такое исследование, можно получить на сайте http://cindi.gnicpm.ru.
На этапах работы следует оценивать следующие показатели: процент эффективно леченых лиц среди поставленных на учет (критерий эффективности — уровень АД ниже 140 и 90 мм рт.ст.); изменение информированности о факторах риска, изменение поведенческих привычек населения в случайной выборке.
Следует постоянно следить за динамикой инвалидности и смертности, однако четкие результаты изменения этих показателей можно ожидать не ранее чем через 5—7 лет от начала программы.
Нерациональное питание
Связь между питанием и НИЗ—ССЗ, раком, диабетом, которые являются ведущими причинами преждевременной смертности в России, научно доказана.
Цель программы здорового питания — оптимизация питания населения путем формирования пищевых привычек, отвечающих принципам здорового питания.
Нерациональное питание характеризуется чрезмерным потреблением общего жира, насыщенных жиров, рафинированного сахара, соли, алкоголя, недостатком полиненасыщенных и мононенасыщенных жиров, клетчатки, витаминов и минералов.
Всемирная организация здравоохранения разработала практическую модель здорового питания — «Двенадцать принципов здорового питания». Она может быть адаптирована в соответствии с культурными традициями, пищевыми привычками и окружающей средой в различных регионах России. В этой модели рекомендованы конкретные группы продуктов с указанием их пропорций, а не их составляющие — пищевые ингредиенты (белки, жиры, углеводы), что делает ее более понятной и практичной.
Основные принципы данной модели:
— Питание должно быть разнообразным и содержать в основном продукты растительного происхождения. Это позволяет исключить добавки витаминов или минеральных веществ.
— Более половины необходимой энергии должно поступать за счет хлеба, макаронных изделий, круп, картофеля.
— Необходимо употреблять ежедневно не менее 400 граммов фруктов и овощей, предпочтительно свежих и выращенных в месте проживания.
— Показателем пищевого статуса является индекс массы тела — ИМТ: вес (кг)/рост (м2). Благоприятными для здоровья показателями являются значения индекса 20—25 кг/м2. Значения индекса выше 25 кг/м2 означают избыточную массу тела и повышенный риск развития заболеваний.
Наряду с контролем ИМТ необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка (до появления одышки и пота), но не реже 5 раз в неделю по 30 минут. На фоне увеличения физической активности еще до снижения массы тела происходит улучшение центрального метаболизма жиров.
— Необходимо контролировать количество и качество потребляемых с продуктами жиров, причем стараться получать жир из растительных масел и рыбы.
— Мясные продукты являются важным источником белка и железа. Мясные продукты с повышенным содержанием жира рекомендуется заменять мясом, содержащим меньше насыщенных жиров (мясо птицы, рыба, бобовые).
— Молочные продукты являются важным источником кальция, белка. Рекомендуется употреблять молоко с низким содержанием жира, а молочные продукты с низким содержанием жира и соли.
— Сахар и продукты с большим содержанием сахара способствуют развитию кариеса, избыточной массы тела, поэтому их потребление следует ограничивать.
— Рекомендуется потребление соли не более 5 г в день. Для профилактики йоддефицитных состояний надо употреблять йодированную соль.
— При употреблении спиртных напитков общее содержание чистого спирта в них не должно превышать 20 г в день.
— Рекомендуется выбирать способы приготовления пищи, не требующие масла, жира, соли, сахара: отваривание, запекание, приготовление в специальной посуде.
— Основным принципом здорового питания для новорожденного и ребенка первого года жизни является грудное вскармливание, по крайней мере, до 6 мес, с введением прикорма не ранее как с 4-месячного возраста.
Наглядно данные принципы представлены в «Пирамиде здорового питания» (рис. 2). Базисная нижняя часть пирамиды включает хлеб, крупы, макаронные изделия, картофель, овощи и фрукты. Эти продукты должны составлять основу ежедневного питания человека. Меньшая часть разделена на правую и левую половину — мясо и рыба, молочные продукты. Эти продукты следует потреблять значительно меньше. Самая верхняя часть пирамиды включает масло, сахар, кондитерские изделия, сладости, алкоголь. Их потребление должно быть ограниченным.
Программа здорового питания включает межсекторальное сотрудничество, административное регулирование, обучение медицинских, немедицинских работников и населения принципам здорового питания, оптимизацию общественного питания, мониторинг пищевых привычек и фактического питания населения, оценку эффективности программы.
Для успешной разработки и осуществления планов действий в области здорового питания необходимо участие различных заинтересованных секторов общества: административных региональных и муниципальных структур, производителей продуктов питания, торгового сектора (предприятий розничной торговли, рынков), системы общественного питания, органов контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, финансовых структур, служб здравоохранения, образования, СМИ, потребительских и других общественных организаций, населения. Система здравоохранения должна играть координирующую роль в формировании и реализации программы здорового питания.
Стратегия внедрения системы здорового питания включает популяционные (направленные на все население) и индивидуальные подходы. К популяционным подходам можно отнести:
— мероприятия, направленные на оптимизацию общественного питания; стимулирование сельскохозяйственного сектора к производству продуктов, которые способствуют рациональному питанию;
— стимулирование населения к потреблению овощей и фруктов, снижению потребления высококалорийных продуктов, контролю ИМТ и уровня холестерина;
— обучение медицинских и немедицинских работников принципам рационального питания;
— мероприятия по популяризации системы рационального питания среди населения.
Индивидуальные подходы в стратегии здорового питания направлены на непосредственную работу с лицами разного пола и возраста.
Мероприятия, направленные на все население (популяционные подходы)
Эти мероприятия связаны с информированием, обучением населения и стимулированием его к изменению пищевых привычек в соответствии с принципами здорового питания.
Обучение населения осуществляется различными способами: через СМИ, предоставляющие информацию и популяризирующие здоровое питание; посредством вовлечения в различные популяционные программы/проекты оздоровительной направленности.
Программы/проекты здорового питания, которые могут проводиться в регионе. Программа «5+ в день». Цель программы — пропаганда регулярного употребления овощей и фруктов в достаточном количестве. Участник программы должен съедать в день минимум 5 различных овощей и фруктов. Учитываются фрукты и овощи, употребленные в любом виде: свежие, приготовленные, консервированные, сухие и в виде 100% сока. Идеальным считается употребление овощей и фруктов из разных цветовых групп в сыром и готовом виде в течение дня. Именно в таком сочетании организм получает оптимальный набор витаминов, минералов, антиоксидантов, сложных растительных соединений и растительной клетчатки.
Другой пример — кампания «Здоровый вес!», разработанная и проведенная корпорацией «УРАЛСИБ». Она помогает сотрудникам снизить избыточный вес, сформировать здоровые привычки питания и образа жизни. Кампания заняла первое место в соревновании оздоровительных проектов МЗ и СР РФ в 2010 г. Она проводилась среди сотрудников с ИМТ более 25 кг/м2 в течение 2 мес. Сотрудникам предлагалось снизить за этот срок ИМТ на 2 единицы. Участникам рассылались буклеты с рекомендациями по снижению веса, здоровому питанию и физической активности. Еженедельно через информационную рассылку они получали поддержку по снижению веса. На специальном форуме, созданном на внутрикорпоративном интернет-сайте, сотрудники обсуждали ход кампании и получали рекомендации. Успешно выдержавшие испытание награждались призами.
Одним из важных стимулирующих компонентов описанных кампаний является соревнование и возможность выиграть приз.
Примером проекта, направленного на расширение местного производства пищевых продуктов и способствующего большему потреблению продуктов растительного происхождения, может служить выращивание овощей в городских условиях. Наибольшее развитие проект получил в Санкт-Петербурге — на крышах домов по специальной технологии были реализованы 15 огородов. Независимая экспертиза овощей, выращенных на крышах, показала, что уровни содержания загрязняющих веществ в них ниже, чем в овощах, продающихся на рынках. Этот проект по инициативе Всемирной организации здравоохранения получил свое развитие во многих городах Европы.
Обучение немедицинских работников, контактирующих с населением в сфере питания. Важно, чтобы специалисты, имеющие отношение к общественному питанию и торговле, были хорошо осведомлены о принципах здорового питания. Этой цели служат обучающие семинары для работников общественного питания, торгового сектора, СМИ.
В развитии здорового питания важное место занимает общественное питание. Для оптимизации общественного питания пища должна содержать достаточное количество свежих овощей и фруктов, нежирного молока и молочных продуктов, боб?